zaeto.ru

Андрианова Людмила Валентиновна

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1



c:\users\ноут\desktop\программы\андрианова л.в., заместитель директора по ур.jpg

Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска Архангельской области



Открытое занятие «Обобщение информации, данной в тексте»

(междисциплинарный специальный учебный курс для 5 класса

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
Цель: актуализация знаний, умений, личного опыта, предшествующих чтению текста, обобщение информации, полученной в ходе знакомства с содержанием текста.

Задачи:

1. Обобщение знаний по теме «Кино», имеющихся у учащихся до прочтения текста.

2. Использование стратегии предтекстовой работы для актуализации предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста и создания мотивации к чтению.

3. Управление процессом чтения с помощью стратегии текстовой деятельности.

4. Обучение процессу осмысления текста, поиску в тексте необходимой информации.
Ход занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, умений, личного опыта, предшествующих чтению текста.

Перед вами пара: автор-читатель. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга? (Автор сообщает какую-либо информацию, а читатель ее воспринимает, пытается понять ход авторской мысли, т.е. происходит своеобразный диалог между автором и читателем). В каком случае общение будет успешным? (Если читатель попытается понять, что хотел донести автор до аудитории, до каждого конкретного читателя). Что может связывать автора и читателя (рассказ, стихотворение, поэма: текст). А что такое текст?

Текст-это определенная последовательность предложений, обладающая логической связностью, общностью темы и основной мысли.

Подумайте: можно ли назвать текстом этот отрывок? Почему вы так решили?


Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
– Это текст, потому что мы видим группу предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
– А первое предложение сказки можно назвать текстом?
– Нет, потому что это одно предложение.
– А это текст: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? «Век живи – век учись»?
– ...???!!! Текст, потому что к нему не надо ничего добавлять.
– Как назовем это свойство?
– Законченность.
– Запомним: текст может состоять не только из группы предложений, но и из одного предложения, если оно выражает законченную мысль. То есть у него есть начало и конец. Но вот список учащихся в журнале: он закончен, есть начало и конец. Это текст?
– Нет.
– Чего ему не хватает, чтобы стать текстом? Представьте себе, что несколько учеников переведены в другой класс. Список изменился. А в отрывке из сказки можно вычеркнуть пару строк? О каком свойстве текста это говорит?
– В тексте предложения связаны по смыслу. В тексте есть единая мысль.
– А если вы только подумали о чем-то – это текст? Когда мысль станет текстом?
– Когда мы ее выскажем.
– Попытайтесь сформулировать то, что мы увидели в тексте. Что такое текст?
– Это законченное и связное целое, в котором высказана мысль.

Таким образом, признаки текста следующие:



  1. Связность.

  2. Последовательность.

  3. Цельность.

  4. Наличие абзацев.

  5. Наличие темы, основной мысли текста.

  6. Наличие заглавия.

Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание, письменное или устное.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «текст» (сообщение ученика):



ТЕКСТ (от лат. textus - ткань, соединение), 1) последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение. 2) Словесное произведение; в художественной литературе - законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.). 3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему. 4) В издании - часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п. 5) Типографский шрифт).

Наша основная задача сегодня на занятии: получить новую информацию по определенной теме и использовать собственные знания и опыт для ответов на вопросы, которые возникнут в процессе чтения.



Основная часть. Работа со стратегиями чтения.

  1. Стратегии предтекстовой деятельности.

А). «Мозговой штурм»

Перед вами заглавие текста, с которым мы будем сегодня работать. «Когда появилось кино?» Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? О чем может пойти речь в тексте?




Появление и развитие кино

«Мозговой штурм»: где и когда появилось кино; кто был его создателем; где состоялся первый просмотр; как развивался кинематограф; какие ваши любимые фильмы и актеры; ваше отношение к кино и др.

Для того, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, нам необходимо познакомиться с содержанием текста и найти нужную новую информацию.

Б). «З-Х-У»

Что вы знаете о кино? Заполните первые две графы таблицы.



Знаю

Хочу узнать

Узнал










При подведении итогов занятия, мы вернемся к нашей таблице и постараемся дополнить третью графу новыми сведениями.

В). «Глоссарий»

Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом, относятся к теме «Создание кинематографа».



Фотография

Движущиеся картинки

Целлулоидная пленка

Иллюзия движения



Фабрика

Поезд


Техник

Нью-Йорк


Братья Люмьер

Эдисон


Мельес

Зворыкин


После прочтения текста найдем в нем ключевые слова по указанной теме.

Г). «Ориентиры предвосхищения»

Перед вами суждения об истории возникновения кино. Прочитайте их и отметьте те, с которыми вы согласны.



До чтения текста

Суждения

После чтения текста




*Родина документальных и художественных фильмов-Париж.

*Синематограф- это аппарат для демонстрации фильмов.

*Первые показы были неудачны.

*Изобретателем аппарата для демонстрации картинок является Зворыкин.

*Родоначальник художественных фильмов неизвестен.

*Братья Люмьер создали первые фильмы.






Теперь прочитаем текст и проверим, верно ли вы определили ту информацию, которую хотел донести до вас автор?

Работа с текстом.

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата-синематографа.

Однако идея движущих картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали еще в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп-ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной пленке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актером и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.


Отметьте суждения еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло? (послетекстовая стратегия)

Что нового мы узнали из текста? Помог ли нам «мозговой штурм» понять авторскую мысль и найти в тексте новую информацию? Каким образом?

Какова тема этого текста? (кино). Какие слова это подтверждают?

Прочитаем текст более внимательно и попробуем точнее сформулировать вопросы по каждому абзацу.



  1. Стратегии текстовой деятельности.

А). «Чтение вслух» (попеременное чтение)

Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам (1 вариант). Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих (2 вариант)- задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий –отвечает на них. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Примерные вопросы: Когда появилось кино? Где демонстрировались первые фильмы? Сколько фильмов показали? Где их показали? Как фильмы были сделаны? Кто создал аппарат для кино? Как он называется? И т.д.

Б). «Чтение про себя с пометами»

Прочитайте текст самостоятельно и сделайте на полях пометы:

(+ понял (соответствует тому, что я знаю,

- не понял (противоречит тому, что я знаю),

? надо обсудить (не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу).

Обсуждение, дополнение таблицы «З-Х-У»


  1. Стратегии послетекстовой деятельности.

А). «Отношение между вопросом и ответом»

Цель: обучение пониманию текста.



Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте и в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста(1) или в нескольких его частях (2). Чтобы ответить на вопрос 1, надо найти точный ответ в 1 предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель понимает (интерпретирует) слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в других источниках. Что может послужить источником информации? (книга, интернет, мнение специалиста, опыт).

Где ответ?

В тексте В голове читателя



В 1 предложении текста


В разных частях текста


Автор и я

Только я

Найди точный ответ (1)

Соедини вместе, составь ответ (2)

Соедини вместе, составь ответ (3)

Найди ответ в источнике (4)

Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ. Вопросы к тексту:

1. В каком парижском кафе братья Люмьер впервые продемонстрировали свои первые фильмы?

2. Кого, кроме братьев Люмьер, интересовала идея движущихся картинок?

3. В какое время появился кинематограф?

4. Какие события стали сюжетом первых фильмов?

5. Какое явление легло в основу создания кино?

6. Можно ли воплотить на экране самые смелые создания автора фильма?

7. Какими знаниями должен обладать создатель кино?

8. Что является важным при киносъемке?
Проверьте свои ответы по ключу.

Ключ: 1-1,4; 2-2,3; 3-5,6,; 4 -7,8.)

Обсуждение.



  1. Подведение итогов.

Обобщение информации, данной в тексте.

Вернемся к нашей табличке «З-Х-У». Прочитайте вслух то, что записано в первой колонке. Какую информацию вы узнали? Запишите ее в третий столбик. Какая информация осталась не известна, на какие вопросы вы не нашли ответа в тексте. У кого возникло желание найти ответы в других источниках?



Знаю

Хочу узнать

Узнал









Сегодня на занятии мы работали с разными способами получения информации в тексте: мы учились считывать информацию с заглавия текста, работать с понятиями, которые относятся к указанной теме, предугадывать те события, о которых идет речь в рассматриваемом нами тексте, получили новую информацию о появлении кинематографа и возможность найти ответы на интересующие нас вопросы в других источниках информации.



Домашнее задание: добавить найденную информацию третью колонку после работы с источниками. Написать синквейн по теме «Кинематограф»:

  1. Тема (слово, понятие)

  2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме.

  3. Три глагола.

  4. Предложение, содержащее ключевое слово темы.

  5. Эмоциональное отношение к теме.

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007.

  3. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010.

  4. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf

  5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2013.

  6. Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018