zaeto.ru

Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1





Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

Российский Государственный Медицинский Университет Кафедра философии РГМУ РЕФЕРАТТема: Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом.Аспирант: Куринов С. Б.Кафедра: медицинской и биологической кибернетики Москва, 1998г. СОДЕРЖАНИЕI. Биоэтика или этика жизни. 3II. Этика жизни и традиции русской философии. 3III. Исторические модели моральной медицины. 7 1. Модель Гиппократа («не навреди»). 7 2. Модель Парацельса («делай добро») 7 3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). 7 4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). 8IV. Модели моральной медицины в современном обществе. 8 1. Модель технического типа. 8 2. Модель сакрального типа. 9 3. Модель коллегиального типа. 10 4. Модель контрактного типа. 10V. Принцип информированного согласия. 10VI. Биоэтика и практическая медицина. 13 1. Психиатрия. 13 2. Эвтаназия. 18 3. Аборты, ЭКО и контрацепция. 20 4. Терапия фетальными тканями 21VII. Список литературы. 22 БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания.Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформациитрадиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности.Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правамчеловека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданиемновых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующихрешения, как с точки зрения права, так и морали. Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениямив технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами вмедико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехамгенной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержанияжизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретическихзнаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие передврачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом.Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они вподдержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? Скакого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого моментазародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишьнекоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также передширокой общественностью при современном уровне развития медицинской науки. I. Биоэтика или Этика жизни. БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарногохарактера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА»предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего,биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив еесодержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкоепонимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблеми проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека кживотным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, чтоона ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находятли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтикаориентируется на достижения современной биологии при обосновании илирешении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. II. Этика жизни и традиции русской философии. Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для неехарактерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственноеосвещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом.Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философскихконцепциях. Идеи православия лежали в основании этических размышлений такихрусских философов, как Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. А. Булгаков, С. Л. Франк и др. Все они стремятся укоренитьэтику в ценностях христианства, прежде всего православия, понимаемогоотнюдь не догматически. Здесь обсуждаются многие проблемы теоретическойэтики - жизнь и смерть, история, место человека в космосе. Идеи православиязадавали фундаментальную систему отсчета этических построений русскихфилософов - от космизма этики всеединства В. С. Соловьева и дофилософскойантропологии Н. А. Бердяева, от проекта Н. Ф. Федорова воскрешения отцов ипобеде над смертью до христианского социализма С. Булгакова. Как мы видим,идеи православия послужили истоком различных философско-этическихконцепций. Этика составляла ядро русской религиозной философии. Дажеэкономические и социологические построения, осуществленные, например, С.Булгаковым и С. Л. Франком, основывались на фундаментальных нравственныхпринципах этики солидарности. Более того, в русской философии былапредложена концепция этической гносеологии, т.е. гносеологии, включающей всебя этические регулятивы. Этические концепции, развитые в русской религиозной философии, несмогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишьзадавали ведущий вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающейприроде. В отечественной философской мысли существует и другое направление,которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - «живая этика»,развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известнымпредставителем этого направления является Н. К. Рерих - создатель такназываемой «Живой этики». Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила вэпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космическихэнергий. Овладение психической энергией предполагает нравственноепреобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия исправедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Менее известно то, что К. Е. Циолковский также связывал свою«космическую этику» с буддизмом. В ряде своих работ он развивал философиюпанпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущениябессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разныеорганизмы. Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое былогораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическимситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назватьнатуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, набиологию прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих вестествознании теорий. Представителей этого направления объединяетстремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосноватьэтику из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в. былН. А. Умов - выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей,обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своейорганизации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий иметодов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Умовутверждает, что человеку не присуща «нестройность» неорганизованнойприроды: «…Прирожденные нам стройности заключают уже в себе элементы этики.Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природакоторых была бы образована из нестройностей…». Он настаивает на том, чтоосновная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни спомощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращениихаотических сил природы в организованные, «стройные». Он выдвигает новуюзаповедь новой этики: «…Твори и созидай на основе научного знания…».Этические идеалы должны быть выведены из жизни, из первичных формстройностей, существующих в органической жизни и развивающихся до высшейформы - этических идеалов добра и любви. Тем самым Н. А. Умов задает вэтике новый ориентир - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имяутверждения жизни. «…Величественная задача гения Человечества - охранение,утверждение жизни на земле…». В это же самое время П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма,которая, по его словам, представляет собой новую реалистическую науку онравственности, освобожденную от религиозного догматизма, суеверий иметафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувствами исветлыми надеждами, внушаемыми нам современными знаниями о человеке и егоистории. Наука должна дать основы этики. Принимая за научное обоснованиеэтики теорию Ч. Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбыза существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи:«Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции». В своих работах Кропоткинуделяет много внимания описанию различных форм взаимопомощи в животном миредля того, чтобы показать - этические нормы укоренены в природном мире,истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих ужеживотным. Этика обретает сциентистское обоснование. В то же время Кропоткинразвивает этику анархизма: «…Мы признаем полнейшую свободу личности. Мыхотим полноты и цельности ее существования, свободного развития всех ееспособностей. Мы не хотим ничего ей навязывать...». За обществом отрицаетсяправо наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяетсясвоеволием человека. Но если исходить из интересов общества, то этонеумолимо приводит к отрицанию самоценности личности, ее свободы инравственного выбора. При ближайшем рассмотрении этическое учение П. А.Кропоткина раскололось на два учения, не стыкующихся друг с другом. В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужносознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь поднею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишьнормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей междусобою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика преждевсего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении междуврачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такойэтики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видитглавную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса оботношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которымиинтересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересамнауки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею наэти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральнымвопросом врачебной этики…». К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродствомотдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственнойполитикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебнуютайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупыхпредрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит «…твердыйкурс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины…». Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушитьпрофессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблемпрофессиональных этических норм и тем более, философских проблеммедицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этическихразмышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И. Вернадского, Д. П.Филатова, А. А. Любищева. В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писатьработу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точкизрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводилмысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного миранорму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало вповедении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будетхарактерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей.Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию нанауку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической,и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни. В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходебиосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом,воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского оноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, чтозаконы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюциибиосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы иноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферуразума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разумобъединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разумчеловечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разумподнимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего,нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина,добро и красота соединяются в ноосфере. В 1952 г. А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики».Этика, развиваемая А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная исинтетическая. Основной постулат этики заключается, по его мнению, вутверждении необходимости борьбы за торжество духа над материей. Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русскоймысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни,укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, ипознание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в Россииявляется стремление понять единство факторов эволюционного процесса иэтических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений.Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба сосмертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, заторжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходногопринципа этики. И этот общий принцип этики просветлен одним умонастроеием,пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, любовью к жизни. III. Исторические модели моральной медицины. Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовыепринципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя быкратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи. 1. Модель Гиппократа («не навреди»). Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своейзнаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача передпациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряласвоей актуальности, более того, она стала эталоном построения многихэтические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ойКонференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994,содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы. 2. Модель Парацельса («делай добро») Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четкоее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от моделиГиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в моделиПарацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный идуховный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весьлечебный процесс. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениямдуховного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) вхристианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача ипациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеетбожественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. 3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнениипредписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил,устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственнымразумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебнойспециальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чреватодисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия. 4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Современная медицина, биология, генетика и соответствующиебиомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования иуправления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроляфункций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточномуровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, былиупомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоитвопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение правпациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этическиекомитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом. IV. Модели моральной медицины в современном обществе. Будем считать рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели«идеальными» и рассмотрим более реальные модели, включающие в себянекоторые правовые аспекты описываемых отношений. Большая часть проблем возникает в медицинской практике там, где нисостояние больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их непорождают. В повседневных контактах с пациентами преимущественно невозникает неординарных моральном плане ситуаций. Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, чтоохрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией дляограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня,как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому пути. Однако эта норма, какморальное требование, завоевывает все большее признание. В осуществлениеэтого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная.Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждогочеловека. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано сих человеческими качествами - достоинством, свободой, индивидуальностью.Учитывая право человека на охрану здоровья, исторически сложившиеся моделиморальных отношений «врач-пациент» и состояние современного общества можносформулировать следующие четыре синтетические модели отношений между врачоми пациентом. 1. Модель «технического» типа. Одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому «быть беспристрастным». Ондолжен опираться на факты, избегая ценностных суждений. Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов,когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые надзаключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасностьподобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей.Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального ииного ценностного характера. 2. Модель сакрального типа. Противоположной к описанной выше модели является патерналистскаямодель отношений «врач-пациент». Социолог медицины Роберт Н. Вилсонхарактеризует эту модель как сакральную. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакральноготипа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». Вклассической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачоми пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка. Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможностипринимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, длясбалансированной этической системы необходимо расширить круг моральныхнорм, которых должен придерживаться медик.Приносить пользу и не наносить вреда. Ни один человек не может снятьморальную обязанность приносить пользу и при этом полностью избежатьнанесения вреда. Этот принцип существует в широком контексте и составляеттолько один элемент всего множества моральных обязанностей.Защита личной свободы. Фундаментальной ценностью любого общества являетсяличная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должна защищаться, дажеесли кажется, что это может нанести какой-то вред. Мнение какой-либо группылюдей не может служить авторитетом при решении вопроса о том, что приноситпользу, а что наносит вред.Охрана человеческого достоинства. Равенство всех людей по их моральнымкачествам означает, что каждый из них обладает основными человеческимидостоинствами. Личная свобода выбора, контроль над своим телом исобственной жизнью содействует реализации человеческого достоинства - этоэтика, развиваемая по ту сторону идей Б. Ф. Скиннера.«Говорить правду и исполнять обещания». Моральные обязанности - говоритьправду и исполнять обещания - столь же здравые, сколь и традиционные. Можнолишь сожалеть о том, что эти основания человеческого взаимодействия могутбыть сведены до минимума ради того, чтобы соблюсти принцип «не навреди».«Соблюдай справедливость и восстанавливай ее». То, что называют социальнойреволюцией, усилило озабоченность общества равенством распределенияосновных медицинских услуг. Иными словами: если охрана здоровья - право, тоэто право - для всех. Отрицательной чертой данной модели является то, что соблюдение всехуказанных выше принципов возложено исключительно на врача, что требует отнего высочайших моральных качеств. К сожалению, сейчас подобный подход приоказании медицинских услуг труднореализуем вследствие высокого уровнядискриминации по различным признакам (расовому, материальному, половому ипр.). 3. Модель коллегиального типа. Пытаясь более адекватно определить отношение «врач - пациент»,сохранив фундаментальные ценности и обязанности, некоторые этики говорят отом, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся кобщей цели - к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Именно в этой модели взаимное доверие играет решающую роль. Признакисообщества, движимого общими интересами, возникли в движении в защитуздоровья в бесплатных клиниках, однако, этнические, классовые,экономические и ценностные различия между людьми делают принцип общихинтересов, необходимых для модели коллегиального типа, труднореализуемым. 4. Модель контрактного типа. Модель социальных отношений, которая более всего соответствуетреальным условиям, а также принципам описанной выше «биоэтической»исторической модели, - это модель, основанная на контракте или соглашении.В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следуеттрактовать скорее символически как традиционный религиозный или брачныйобет, который подразумевает соблюдение принципов свободы, личногодостоинства, честности, исполнение обещаний и справедливости. Данная модельпозволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно длямодели «технического» типа, и отказа от морали со стороны пациента, чтохарактерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного инеконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях,основанных на «контракте», врач осознает, что в случаях значимого выбора запациентом должна сохраняться свобода управления своей жизнью и судьбой.Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такиеотношения, то контракт или расторгается, или не заключается вовсе. В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить,что исходная система ценностей, используемая при принятии медицинскихрешений, базируется на системе ценностей самого пациента, а множестворазных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощипациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными идеаламибольного. Кроме того, модель контрактного типа подразумевает моральночистоплотность и пациента, и врача. Решения принимаются медицинскимиработниками на основе доверия. Если доверие утрачивается, то контрактрасторгается. V. Принцип информированного согласия. «Опекунская» модель отношений между людьми теряет свои позиции вобщественной жизни. Взяв старт в политике, идея партнерства проникла всамые сокровенные уголки жизни человека. Не осталась в стороне и медицина. Патернализм, традиционно царивший вмедицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственнаяценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопрекиволе и желанию пациента ныне считается недопустимым. Центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующаявсю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразнойаппаратурой и - повышенной уязвимостью пациента. Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы правпациентов и одобрила билль о правах пациентов в конце 1972 г. Среди правпациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенноезначение имеет право на информацию, необходимую для информированногосогласия. Под информированным согласием понимается добровольное принятиепациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставленияврачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элементаэтого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия.Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 2) о связанном с ним существенном риске; 3) о возможных альтернативах данному виду лечения. С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечениюявляется центральным в идее информированного согласия. Врач дает совет онаиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательноерешение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей. Такимобразом, доктор относится к пациенту как к цели, а не как к средству длядостижения другой цели, даже если этой целью является здоровье. Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному слечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер,серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. Внекоторых штатах Америки законодательные акты содержат перечни риска, окотором врач должен информировать пациента. Но одновременно с этим встаетвопрос: Как и в каком объеме информировать пациента? В последнее времябольшое внимание получает «субъективный стандарт» информирования,требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию кконкретным интересам отдельного пациента. С точки зрения этики, «субъективный стандарт» является наиболееприемлемым, так как он опирается на принцип уважения автономии пациента,признает независимые информационные потребности и желания лица в процессепринятия непростых решений. В начальный период формирования доктрины информированного согласияосновное внимание уделялось вопросам предоставления информации пациенту. Впоследние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы пониманияпациентом полученной информации, а также достижение согласия по поводулечения. Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессепринятия медицинского решения. Добровольность информированного согласияподразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана, угроз ит.п. при принятии решения пациентом. В связи с этим можно говорить орасширении сферы применения морали, моральных оценок и требований поотношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получаетприоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным сосвоими пациентами. Под компетентностью в биоэтике понимается способность приниматьрешения. Выделяются три основных стандарта определения компетентности: 1) способность принять решение, основанное на рациональных мотивах; 2) способность прийти в результате решения к разумным целям; 3) способность принимать решения вообще. Таким образом, основополагающим и самым главным элементомкомпетентности является следующий: лицо компетентно, если и только если этолицо может принимать приемлемые решения, основанные на рациональныхмотивах. Именно поэтому проблема компетентности особенно актуальна дляпсихиатрии. Существует две основные модели информированного согласия - событийнаяи процессуальная. В событийной модели принятие решения означает событие в определенныймомент времени. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз исоставляет рекомендуемый план лечения. Заключение и рекомендации врачапредоставляются пациенту вместе с информацией о риске и преимуществах, атакже о возможных альтернативах и их риске и преимуществах. Взвесивполученную информацию, пациент обдумывает ситуацию, и затем делаетприемлемый с медицинской точки зрения выбор, который в наибольшей степенисоответствует его личным ценностям. Напротив, процессуальная модель информированного согласия основываетсяна идее о том, что принятие медицинского решения - длительный процесс, иобмен информацией должен идти в течение всего времени взаимодействия врачас пациентом. Лечение здесь подразделяется на несколько стадий, которыемогут быть охарактеризованы с помощью основных задач, которые они ставят: 1) установление отношений; 2) определение проблемы; 3) постановка целей лечения; 4) выбор терапевтического плана; 5) завершение лечения. В этой модели пациент играет более активную роль по сравнению сотносительно пассивной ролью в событийной модели. В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможенблагодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, чтопервая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередкодостижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит,и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивногополучателя блага. Главная цель современной медицины - благополучие пациента, ивосстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющихэлементов. Уважение автономии индивида является одной из основополагающихценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том,чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность,и медицинское обслуживание не должно являться исключением VI. Биоэтика и практическая медицина. Биоэтика, возникшая около 20 лет назад явилась ответом на такназываемые «проблемные ситуации» в современной клинической практике.Широкое обсуждение «проблемных ситуаций» в современном обществе сталоманифестацией идеологии защиты прав человека в медицине. В связи споследним обстоятельством некоторые основополагающие проблемы биоэтикиоказались исключительно близки по содержанию морально-этическим дилеммам,возникающим при оказании медицинской помощи. Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современноймедицине является «красной нитью» для всей биоэтики. Патерналистская модельвзаимоотношений врача и пациента основана на том, что жизнь человека -приоритетная ценность, «благо больного - высший закон» для врача, полнотуответственности за принятие клинических решений берет на себя врач.Напротив, непатерналистская модель исходит из приоритета моральнойавтономии пациента, в силу чего ключевой становится категория правпациента. 1. Психиатрия. «…Помешанные не преступники, а больные…» (Ф. Пинель, 1801) «…Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…» (Всеобщая декларация прав человека, 1949) Патерналистское начало сыграло чрезвычайно важную роль в историипсихиатрии. С утверждением патерналистских взаимоотношений врача ипсихически больного связано, во-первых, самоопределение психиатрии каксамостоятельной медицинской дисциплины, во-вторых, формирование отношенияобщества к помешанным как к больным людям. Главная заслуга того, что «сумасшедшие были подняты до достоинствабольных», принадлежит французскому врачу Ф. Пинелю, который в 1793 г. снялцепи с больных в парижской государственной больнице Бистер. Его реформапсихиатрии сразу же оказалась апофеозом врачебного патернализма. Пинельсоветовал разные средства (заботу, покровительство, ласку,снисходительность, кротость, назидательность, взыскательность, увещевания ит.д.) - лишь бы добиться цели: покорить больного, завоевать его доверие.Пинель однако допускал применение в отношении некоторых больных разумныхмер стеснения - «смирительной рубашки» и временной изоляции. Спустя 50 лет английский врач Д. Конолли предлагает исключить вотношении душевнобольных любые меры стеснения. Он выдвигает принцип«Никакого стеснения». Но патерналистская модель психиатрической помощипреобладала во всем мире вплоть до середины ХХ в. Предвестником кризиса врачебного патернализма в психиатрии в западныхстранах стал кризис психиатрических больниц, начавшийся в 50-е гг. ХХ в. В1955г. комитет экспертов ВОЗ высказался о необходимости расширения леченияпсихических больных без изоляции от общества. В 60-70-е гг. в психиатрииСША активно проводится новая политика - политика деинтситуциализациипсихических больных. Следует также обратить внимание на давно известный в медицине феноменгоспитализма. Восходящее к Пинелю представление о помещении в больницу какбезусловном благе для душевнобольных обернулось для многих из нихмноголетним (а то и пожизненным) пребыванием в больничных условиях.Проницательные врачи-клиницисты давно отмечали негативные стороныгоспитализма: утрату социальной активности, разрыв социальных связей,эмоциональную изоляцию, хронизацию патологии и т. д. В США широкомасштабное движение за «психиатрию без больничной койки»привело к массовому закрытию государственных психиатрических клиник, однаконовая система психиатрической помощи оказалась неспособной обеспечитьквалифицированной медицинской помощью наиболее тяжелый контингент больных.В последние годы в США получили развитие различные более «мягкие» формыпсихиатрической помощи - частичной госпитализации, психиатрическоеобслуживание в больницах общего типа и т.п. Одновременно в 60-е гг. в Европе, а затем и в Америке вокругпсихиатрии развертывались еще более драматические события, тожепредвосхитившие некоторые сюжеты и концепции биоэтики. Речь идет одвижениях «антипсихиатров», утверждавших, что «психических болезней» нет,что психиатрический даигноз - это социальный «ярлык», что психическибольных нет, что психиатрия не наука, а психиатры - не врачи и т.д. Социальный контекст «антипсихиатрии» оказался очень близокантипатерналистской идеологии, окончательно оформившейся уже в рамкахбиоэтики спустя десятилетие после возникновения «антипсихиатрии». Антигоспитальные и антипсихиатрические движения стали предтечейдействительно революционных изменений в психиатрии в 70-80-е гг., когдасоциальный контекст оказания психиатрической помощи стал в основномопределяться идеей защиты гражданских прав душевнобольных. Имея в виду современную формулу «что не запрещено, то разрешено»,следует поставить вопрос: а что запрещено в цивилизованном обществе вотношении душевнобольных людей? Ответ будет нетривиальным уже потому, чтоон имеет юридическое содержание. Социальное отчуждение, неоправданноеограничение прав, презрительное или пренебрежительное отношение, любыедругие формы унижения человеческого достоинства душевнобольных - все этотеперь подлежит правовой оценке и регуляции с помощью юридическихмеханизмов. Главной проблемой при оказании психиатрической помощи являетсянедобровольное лечение. Вплоть до середины ХХ в. принудительнаягоспитализация подавляющей части душевнобольных считалась незыблемойсоциальной нормой. На протяжении ХIХ в. в европейской психиатрии наряду с парадигмойврачебного патернализма сформировалась парадигма юридического контроляпсихиатрического дела. В то время как врачебный патернализм основывался иосновывается на этической традиции медицинской профессии, апеллируя кнепосредственности нравственного чувства милосердия, гуманности, понятиямврачебного долга и ответственности, «юридическая парадигма» в психиатриинаходит опору в понятиях справедливости и законности. События, непосредственно определившие современные подходы к проблемепринудительного лечения душевнобольных, относятся к середине ХХ в. В 1954 г. комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью определилгоспитализацию социально опасных психически больных через суд какунизительную для них и их родственников, а существовавшее во многих странахтогда законодательство, регламентировавшее принудительное лечение, назвал«архаичным» поскольку в нем копировалась модель уголовногосудопроизводства. В 1959 г. в Англии был принят закон о психическомздоровье. Согласно этому закону, принцип госпитализации в психиатрии долженбыть таким же, как и в других областях медицины. Недобровольнаягоспитализация - лишь «особые случаи» в медицине. Уже к концу 50-х гг. вВеликобритании добровольная госпитализация происходила в 75% случаев. Случаи недобровольной госпитализации - это в этико-юридическом планетипичная «проблемная ситуация», поскольку пациенту здесь должны бытьобеспечены специальные гарантии защиты его гражданских прав. Очевидно, чтонедобровольная госпитализация имеет место в отношении лиц с глубокимипсихическими расстройствами, серьезно нарушающими способность суждения,оценку реальности и поведение. В законе РФ «О психиатрической помощи и правах граждан при ееоказании» принцип добровольности предваряет все прочие нормы, т.е. тожеявляется основополагающим. Либерализация психиатрической службы началась в нашей стране в 1988г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое «Положение обусловиях и порядке оказания психиатрической помощи». Этот документ, по сутидела, отметил ст. 56 закона РСФСР «О здравоохранении», т.к. основнымпринципом оказания психиатрической помощи полагал принцип добровольности. Впервый же год действия «Положения» с диспансерного психиатрического учетабыло снято более 1.000.000 человек, а обращаемость в психиатрическиедиспансеры возросла в 3,5 раза. В течение 1989г. число принудительныхгоспитализаций сократилось на 40 - 60 %. Согласно «Положению» недобровольная госпитализация (без согласиябольного или его родственников) производится по решению врача-психиатра,если больной по своему психическому состоянию представляет непосредственнуюопасность для себя или окружающих. Итак, в основе современных систем организации психиатрической помощинаряду с парадигмой врачебного патернализма и юридического контроля лежиттакже парадигма защиты и гарантий гражданских прав лиц, страдающихпсихическими расстройствами. В России подавляющая масса врачей пока придерживается традиционно-патерналистской модели взаимоотношений с пациентами, в частности, исповедуяубеждение в этической оправданности в условиях врачевания доктрины «лжи воспасение «. Эта концептуальная позиция, к сожалению, сочетается счрезвычайно широко распространенным правовым и этическим нигилизмом нашихмедиков, для которых проблема информирования больных вообще редкоподвергается рефлексии. Проблема «информированного согласия» является сквозной для биоэтики вцелом, где ее нормативное содержание и получило детальную разработку. Впсихиатрии получение согласия больного на любое вмешательство в сферу егоздоровья (госпитализация, назначение исследований или каких-либо средствлечения) имеет следующие аспекты. Во-первых, информацией, подлежащей этико-юридическому регулированию,являются сведения о болезни, значении болезненных симптомов, о диагнозе ипрогнозе, о плане, продолжительности лечения и связанном с ним риске и т.д. Во-вторых, этико-юридические основания позиции врача при этом таковы:получение «информированного согласия» больного - это обязанность врача,предоставляемая больному информация должна быть полной и всесторонней,включая ответы на все вопросы больного, применение особо опасных видовлечения или таких методов, которые приводят к необратимым последствиям, атакже согласие на клинические эксперименты в психиатрии требуютдополнительных гарантий защиты прав душевнобольных и т.д. В-третьих, этико-юридические основания позиции больного при этомтаковы: «информированное согласие» - это право компетентных пациентов, ихсогласие должно быть добровольным и осознанным, т. е. полученным без угроз,насилия и обмана, согласие может быть отозвано, отказ от медицинскойпроцедуры не должен влиять на положение больного и его взаимоотношения смедперсоналом и т.д. Право больного на отказ от лечения является источником едва ли несамых драматических биоэтических дилемм. Например, отказ от леченияумирающего больного есть его выбор в пользу пассивной эвтаназии. Впсихиатрии право больных на отказ от лечения оборачивается следующимнеизбежным и серьёзным противоречием. С одной стороны, право на отказ отлечения и здесь является общепризнанной этико-гуманистической ценностью июридическо-правовой нормой, соответствующей общепризнанным международнымстандартам. С другой, применение этой нормы при оказании психиатрическойпомощи не только немало осложнило работу врачей-психиатров, но иповсеместно опять сделало более актуальной проблему опасности, которуюмогут представлять для себя и для окружающих некоторые душевнобольные. Проблема отказа от лечения имеет множество конкретных нюансов - ссоциальной, медико-клинической, юридическо-правовой, врачебно-этической идаже философско-культурной точек зрения. Новые аспекты при обсуждении права больного на отказ от лечения впсихиатрии обнаруживается в связи с проблемой ответственности. В текстезакона РФ «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»говорится, что больному, отказавшемуся от лечения, врач обязан объяснитьвозможные последствия, причем отказ от лечения может служить основанием длярешения о выписке пациента. В случаях совершения общественно опасныхдействий таким больным, документально засвидетельствованный фактпредупреждения его врачом о неразумности решения об отказе или прекращениилечения приобретает особенно важное значение с точки зрения правосудия. Наконец, проблема отказа от лечения в психиатрии имеет еще одинаспект, связанный с многообразием философских, культурных подходов кприроде душевных болезней вообще. Система современных принципов организации психиатрической помощивключает ещё один важнейший принцип - оказание медицинской помощи внаименее ограничивающих условиях. В контексте названного принципа было вкорне переосмыслено назначение психиатрического стационара. Его функциейявляется не только изоляция представляющих опасность душевнобольных, но иудовлетворение нужд и потребностей пациентов, получающих здесь медицинскуюпомощь, с учетом их гражданских прав. Применение мер изоляции или стеснениядопустимо лишь при условии «этического мониторинга», непрерывноподтверждающего, что другой разумной альтернативы в данном состояниибольного нет. Что касается вопроса применения стеснения, то, отказавшись отсмирительной рубашки, приходится применять у некоторых больных слишкомбольшие дозы наркотических средств, а это не что иное, как «химическоестеснение». Применение сильнодействующих психотропных лекарств нередкоприводит к весьма серьёзным ятрогенным осложнениям - нарушению двигательнойактивности, координации т. д. История психиатрии знает множество примеров, когда безумию,помешательству, иррациональному врачи пытались противопоставить в качестветерапевтических средств «…лечение жестокое, иногда смертоносное…» -массивные кровопускания, сильные души, холодные ванны, лед на голову. В1935 г. впервые была проделана операция лоботомии (разрушение проводящихпутей в лобных долях головного мозга). Вскоре выявились тяжелейшиеосложнения. Также в 30-е гг. стали широко применяться шоковые методылечения психических расстройств. Среди осложнений, вызываемых этим методомлечения «хирургические осложнения ... возникают наиболее часто: переломыдлинных трубчатых костей (!), позвонков (!), вывихи нижней челюсти и другихсуставов...». Возникает проблема защиты больных от избыточного лечения. Поэтомумедико-этическая максима: «Никогда лекарство не должно быть горше болезни»,не может быть забыта! Совершенно особая тема - злоупотребления психиатрией в политическихцелях. В качестве обстоятельств, сделавших возможными злоупотребленияпсихиатрией в политических целях, следует упомянуть, во-первых,соответствующий социальный заказ со стороны тоталитарного режима власти; во-вторых, на этический и правовой нигилизм в среде отечественных медиков; в-третьих, на монополизм в отечественной науке, когда концепция «вяло текущейшизофрении», почти не встречало серьёзной критики. Злоупотребления психиатрией в политических целях можно считатьследствием извращенной патерналистской врачебной позиции, но в весьмациничной форме. Характерно, что жертвами «картельной психиатрии» сталимногие активисты правозащитного движения в нашей стране. Именно независимаямедицинская экспертиза состояния психического здоровья у них подняло волнувозмущения во всем мире. В итоге в 1988 г. началась демократизацияотечественной психиатрии. 2. Эвтаназия. Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», иthanatos – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. Всовременном понимании, данный термин означает сознательное действие илиотказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смертибезнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли истраданий. На практике применяется достаточно четкая классификация эвтаназии.Medical decision concerning end of life (MDEL), или «медицинское решение оконце жизни». MDEL можно разделить на две большие категории: a) Собственно эвтаназия - случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информированного согласия (см. выше) последнего; b) Ассистируемый врачом суицид (Phisician assisted sucide - PAS), когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам.Случаи, когда роль врача сводится к согласованному с пациентом отказу отназначений, позволяющих продлить жизнь больного, или же к осуществлению мери/или увеличению доз облегчающего страдания лекарства (например,обезболивающего или снотворного), в результате чего жизнь больногосокращается. В основном - это прием опиоидных анальгетиков. Также, к даннойгруппе следует отнести сознательное информирование безнадежно больного осмертельной дозе принимаемого им препарата. В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода кпроблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждогоподхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии. Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают еедопустимой по нескольким соображениям: . Медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного. . Заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой». . Эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно». . Биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции. . Принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений. . Экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств. Последние три принципа уже широко использовались в фашистскойГермании: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвлениетяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов вконце войны. Противники эвтаназии в любой форме приводят другие аргументы: . Прежде всего, религиозные моральные установки - «не убий» и «любовь к ближнему ради Бога» (самоочищение и путь к Спасению через заботу о тяжело больных людях). . Медицине известны редкие случаи самопроизвольного излечения рака, само развитие медицины суть борьба со смертью и страданием (изыскание новых средств и методов лечения). . При активной социальной позиции общества возможна практически полная реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, позволяющая вернуть человека к жизни как личность. В целом, наиболее активными и последовательными противниками эвтаназииявляются представители духовенства. Так, они рассматривают любой видэвтаназии как убийство пациента врачом (в случае активной эвтаназии), иликак попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия), что и втом, и в другом случае есть преступление законов, положенных Богом. Ниже приводятся два примера из реальной жизни: скандал вокругдеятельности доктора Джека Кеворкяна (США) и исследование действительныхпричин смерти мужчин-гомосексуалистов, больных СПИДом, в Голландии. Трагическая история, произошедшая в США и получившая огромныйобщественный резонанс: за период с 1990 по 1997 гг. в результате суицида,ассистированного доктором Джеком Кеворкяном наступила смерть несколькихдесятков (!) пациентов, больных различными формами рака, болезньюАльцгеймера, синдромом хронической усталости и др. неизлечимыми насегодняшний день заболеваниями. Джек Кеворкян разработал специальноеприспособление для введения яда в организм пациента, оно приводилось вдействие, когда пациент сам нажимал особую кнопку, приводящую механизм вдействие. И это только те случаи, которые расследованию удалось связать сличностью Джека Кеворкяна. Установлено, что в Нидерландах 2,1% всех смертей предшествовало такназываемое медицинское решение о конце жизни. Эвтаназия и PAS разрешенытам, в ограниченных законом случаях, однако, правомерность их применениявсе еще обсуждается. Многие исследователи полагают, что частота эвтаназии и PAS у больныхСПИДом должна превышать официальные 2,1%. Обращает на себя внимание,проведенный Bindels анализ данных 131 мужчины-гомосексуалиста, которым впериод с 1992 по 1995 г. был поставлен диагноз СПИДа, и умерших до 1 января1995г. Два описанных выше варианта MDEL сравнивали со случаями естественнойсмерти, к которым относили умерших без какого-либо медицинскоговмешательства, что также могло укорачивать жизнь больного. Мультивариантный анализ показал, что 29 (22%) человек умерли врезультате эвтаназии/PAS и 17 (13%) - в результате других MDEL, т. е. однатреть (!) этих мужчин приняла предложенные им медицинские решения о концежизни. Существенные статистически значимые различия были обнаружены ввозрасте больных на момент постановки диагноза: в группе “эвтаназия/PAS”72% пациентов были в возрасте 40 лет и старше, тогда как среди умершихестественной смертью таковых было только 38%. Это позволяет предполагатьналичие относительного риска применения эвтаназии или ассистируемогосуицида. Возможным объяснением большей частоты MDEL в этой когорте следуетсчитать осведомленность пациентов о течении СПИДа и неэффективностисовременных методов его лечения. Приведенные выше факты говорят о готовности ряда врачей оказатьсодействие в ускорении наступления смерти и готовности некоторых категорийбольных принять предложение врача об эвтаназии, что должно заставитьобщество серьезно задуматься о реальной угрозе того, что в скором будущемоно рискует обратиться к моральной модели, описываемой Ф. Ницше: «…Больной– паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить…». 3. Аборты, ЭКО и контрацепция. Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со временантичности до наших дней. В «Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четкосформулировано: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария…».Напротив, Аристотель в «Политике» пишет, что если «…должен родится ребеноксверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем узародыша появится чувствительность к жизни…». В «Клятве российского врача»и «Этическом кодексе российского врача», принятых на 4-й конференцииАссоциации врачей России в 1994г. отношение к искусственному прерываниюбеременности никак не отражено. Следует также отметить и юридический аспект данной проблемы. Самаоперация искусственного прерывания беременности прошла путь от полногозапрещения под страхом смертной казни до полной легализации в наши дни, какправа женщины распоряжаться функцией собственного тела. Революционным достижениями XX века является возможность контрацепции иискусственного оплодотворения. Контрацепция длительное время отвергаласьхристианством, которое признавало единственной формой предупреждениязачатия воздержание в браке. Это сформировало воззрения врачей,продержавшиеся до начала ХХ века, и только в конце нашего столетияврачебным сословием была принята официальная политика медицинской помощи поконтрацепции. ЭКО была неоднозначно встречено духовенством, так как даннаяпроцедура, с одной стороны, вмешивается в сам процесс зарождения жизни, а сдругой – все-таки позволяет иметь желанного ребенка в бесплодном браке.Нельзя не отметить, что христианские ученые даже самых либеральных взглядовпризнают только оплодотворение спермой мужа, так как, по их мнению,донорство в подобной ситуации угрожает разрушить сам институт семьи,освященный Богом. Аборт и ЭКО тесно связаны со статусом эмбриона, со сроком, с которогоследует считать его живым существом. В первом случае уничтожается всякийэмбрион, во втором уничтожаются «эмбрионы-дублеры». С точки зрения католицизма со времен Ф. Аквинского «одушевление»происходит на 40-й после зачатия у мужчин и на 80-й день - у женщин. Врачидлительное время считали плод живым со времени его первого шевеления,регистрации сердцебиения. Несколько в стороне стоит вопрос жизнеспособности(способности выжить вне организма матери), связанный с формированиемлегочной системы (не ранее 20 недель от зачатия). С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек какбиологический индивидуум формируется сразу после слияния родительскихполовых клеток, когда образуется неповторимый набор генов. Таким образом, врач должен решить для себя вопрос «когда считатьэмбрион человеком?», что бы произвести аборт или уничтожение «запасного»эмбриона, не нарушив заповеди «не убий». 4. Терапия фетальными тканями Терапия фетальными тканями представляет собой введение в лечебныхцелях тканей, взятых от плода, извлеченного в результате операциипрерывания беременности на поздних сроках (аборты по социальным имедицинским показаниям). Вопрос об этичности подобных процедур следуетрассматривать в контексте допустимости абортов вообще. VII. Список литературы.1. Силуянова И. В., «Современная медицина и православие», М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», 1998г.2. Журнал «Вопросы философии», № 3, 1994 г.3. Современная философия: словарь и хрестоматия. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995г.4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. «Феникс», Ростов-на- Дону, 1995г.5. Alexander Leo. Medical Science under Dictatorschip // New England Journal of Medicine.6. Bindels PJE, et аl. «Euthanasia and physician-assisted suicide in homosexual men with AIDS». Lancet 1996; 346:499-504.7. Feinberg. Human Rights // Moral Problems in Medicine.8. Rachels James. Active and Passive Euthanasia // New England Journal of Medicine.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018