zaeto.ru

Д. Б. Шнейдер семейна я психология

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 30 страница 31


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2500 книг по психологии.

Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской

федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от


20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений

размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного

файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете

всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой

ответственности за Ваши действия.

Учебное пособие

для вузов




Д.Б. Шнейдер

С Е М Е Й Н А Я

психология



УДК 159.9

ББК 88

Ш76

Шнейдер Л.Б.

Семейная психология: Учебное пособие для ву­

зов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатерин­

бург: Деловая книга, 2006.— 768 с.— («Gaudeamus»)

ISBN 5-8291-0643-4 (Академический Проект)

ISBN 5-89687-172-1 (Деловая книга)

Книга представляет собой психологический анализ

семейных отношений как комплексной проблемы, при­

надлежащей социально-психологической и субъектив­

но-психологической реальности. В ней раскрываются

эволюция и сущность брачно-семейных отношений,

особенности их возникновения, становления, стабили­

зации и распада, описывается характеристика брака и

семьи в историческом, социально-психологическом и

индивидуально-психологическом контекстах, рассмат­

ривается эмоциональная и функциональная специфи­

ка отношений членов семьи друг с другом.

Книга адресована студентам-психологам. Содержа­

ние учебного пособия направлено на формирование у

студентов, специализирующихся в области семейной

психологии, полноценного представления о современ­

ном состоянии проблем семьи и брака в отечествен­

ной и зарубежной психологической науке и практике.


УДК 159.9

ББК 88

ISBN 5-8291-0643-4

ISBN 5-89687-172-1


© Л.Б. Шнейдер, 2005

© Академический Проект, оригинал-

макет, оформление, 2006

© Деловая книга, 2006
Ш 76



ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК УЧЕБНЫЙ

ПРЕДМЕТ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Функционирование человека как живого существа

предполагает реализацию различных потребностей.

Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоя­

тельно взрослым человеком, какие-то — только совмест­

но с кем-либо. Если с момента существования брака

(объединения мужчины и женщины) значимыми были

хозяйственная, экономическая, детородная, воспита­

тельная функции, то к настоящему моменту повсемест­

но усиливаются психотерапевтическая функция, фун­

кция эмоциональной поддержки. Супружество в его

современном виде оценивается с позиций достижения

экзистенционального смысла и выступает как психо­

логическое отношение между супругами. При заклю­

чении брака востребованными становятся чувства.

Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресло­

вутый «брак по расчету» допускает возникновение

любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборот­

ной стороной этой уникальности является фатальное

одиночество. Осознание уникальности своего бытия и

неповторимости личностных качеств и проявлений

толкает человека к преодолению одиночества. Нужно,

чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-

то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым.

Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных

психологов по семейной проблематике велико и раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нообразно. Вместе с тем целостное интегрированное

изложение курса семейной психологии в отечествен­

ной психологии не достаточно представлено, слабо

методически обеспечено. Подспудно даже существова­

ло пренебрежение к данной отрасли науки — как не

самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось

тем, что экспериментальные методы в изучении семьи

трудно применимы, личный опыт не убедителен, оп­

росные методы не достоверны. Психологическое по­

знание ориентировалось на фундаментальную науку,

изучающую личность, деятельность, группу, законо­

мерности психического развития. Семейная психоло­

гия рассматривалась лишь попутно.

Только начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг.

брак и семья стали предметом специального исследо­

вания многих дисциплин, в том числе — психологии.

В нашей стране проблемы семьи изначально привле­

кали внимание специалистов в первую очередь в

связи с задачами профилактики нервных и психичес­

ких заболеваний или в связи с проблемами семейного

воспитания. Последние годы в практической психо­

логии развивается семейное консультирование по

проблемам супружеской жизни и коррекции детско-

родительских отношений. Преподавание психологии

семейных отношений в фокус научных исследований

пока не попадает.

В условиях, когда прогрессивная динамика совре­

менной семьи связана с множеством объективных и

субъективных трудностей, возникла чрезвычайно ак­

туальная потребность в личностном и социально-пси­

хологическом изучении брака и семьи, в поиске зако­

номерностей, на которые можно было бы опереться

как в помощи существующей семье, так и в подготов­

ке молодежи к семейной жизни. Задача учебного ву­

зовского курса «Психология семьи», с нашей точки

зрения, — дать систематизированное обзорное пред­

ставление об эволюции брачно-семейных отношений,

показать характерные черты и особенности жизнен­

ного цикла семьи, выявить главные проблемы семей­

ной психологии. Изложение материала в рамках этой

дисциплины может быть сосредоточено на исследо­

вании роли семьи в формировании личности, общих

вопросах теории семьи и семейных отношений, се-


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru
мейных интеракциях, супружеских проблемах, воспи­

тании детей, социальном и институциональном кон­

текстах семьи, функционировании сэмейной системы,

организации и динамике семейных отношений, пси­

хологическом климате семьи, вопросах психолого-

коррекционной работы с семьей. Понимание сущно­

сти человека определяется тем, как мы понимаем его

среду обитания, в том числе семью: только ли как

видимый биосоциальный фон, на котором разверты­

ваются события, или как нечто другое, обширное,

бесконечное, включающее в себя все грани бытия в

их неразрывном единстве.

Содержание психологии семьи как учебной дис­

циплины направлено на формирование у студентов

адекватного представления о предмете и задачах пси­

хологии семейных отношений на современном этапе,

ее основных направлениях, возможностях практичес­

кого использования. Семья в учебном курсе «Психоло­

гия семьи» выступает в разных «ликах» в зависимости

от «масштаба» рассмотрения. С одной стороны, разли­

чим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из

разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами,

особенностями характера. С другой, семья рассматри­

вается и как малая социальная группа, и как соци­

альный институт и структурная единица современно­

го общества.

Содержание учебной дисциплины «Психология

семьи» включает основные достижения отечественной

и мировой психологической науки и практики в обла­

сти семейной психологии. Авторские подходы зарубеж­

ных психологов сочетаются, иногда соотносятся, порой

противопоставляются взглядам отечественных специ­

алистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результа­

тов, закономерностей и форма их изложения подчине­

ны центральной идее — вооружить студентов знанием

базовых психологических представлений в области

семейных отношений, что является необходимым ус­

ловием профессионального становления, познания дру­

гих людей и себя, формирования экзистенционально-

го и функционального образа Я специалиста-психолога.

Каждый преподаватель отдает себе ясный отчет в

собственном отношении к проблеме изложения курса

семейной психологии и соотносит их с задачами и

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

принципами вузовского обучения. Университетское

образование незевисимо от конкретной специальнос­

ти традиционно строилось как синтетическое и фунда­

ментальное; студентов ориентировали на глубокое и

всестороннее изучение материала, выработку соб­

ственного взгляда на проблему. Это не может быть

решено посредством категоричности личных позиций

автора, непримиримостью к другим подходам и мне­

ниям, навязыванием аудитории своих взглядов, подме­

няющих содержание образовательной программы.

Понятия о семейных отношениях, функционально-ро­

левой структуре семьи, психологическом здоровье се­

мьи, родительских позициях, семейной диагностике, се­

мейной психотерапии прочно вошли в повседневный

язык психологии. Наша позиция заключается в том,

чтобы систематизировать разрозненные знания по

курсу семейной психологии. Метазадача данного учеб­

ного курса — сориентировать студентов в сфере се­

мейной психологии, способствуя выработке оптималь­

ных личностных смыслов.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психо­

логии всегда задевает личностно. Однако преподаватель

на занятиях по психологии семьи не может постоянно

решать личные и семейные проблемы студентов и не

выступает в роли консультанта-психолога. В этом смыс­

ле семейная психология — не популяризация житейс­

кой мудрости и не сборник рекомендаций, а научная

область психологической теории и практики. Возмож­

но, что знакомство с материалами такой учебной дис­

циплины как психология семьи позволит молодым лю­

дям самостоятельно найти ответы на волнующие их

вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо

жизненных проблемных ситуаций.

Место семейной психологии в системе психоло­

гического знания. Множество тенденций, замеченных

психологами в области изучения психологии семьи,

множество теоретических предположений, порожда­

ющих спектр концептуальных моделей брака и семьи,

свидетельствуют об актуальности осмысления места

семейной психологии в системе психологического

знания.

В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по



поводу того, как человеку преодолеть свое одиноче-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ство, обрести устойчивый, гармоничный союз (отно­

шения) с другим человеком, и каким образом сохра­

нить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше

всего это выразил С.Л. Рубинштейн: «Отношение к

другому человеку, к людям составляет основную ткань

человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» чело­

века все соткано из его человеческих отношений к

другим людям; то, чего оно стоит, целиком определя­

ется тем, к каким человеческим отношениям человек

стремится, какие отношения к людям, к другому чело­

веку он способен устанавливать. Психологический

анализ человеческой жизни, направленный на рас­

крытие отношений к другим людям, составляет ядро

подлинной психологии».

Постановка проблемы состояния современного

брака и семьи, определение психологических осно­

ваний их понимания и изучения являются актуаль­

ными задачами по причине отмечаемого исследова­

телями кризиса современной семьи и назревшими в

связи с этим психотерапевтическими задачами.

На всем российском пространстве эта ситуация обо­

значена особенно остро: кризис семьи является до­

минирующим, всепоглощающим и пока труднопрео­

долимым. Приводимые в открытой печати «цифровые

иллюстрации» свидетельствуют о наличии кризисных

тенденций в современной российской семье, что

подтверждает необходимость изучения семьи и семей­

ных отношений как теоретической базы для оказания

психологической помощи семье. Во многих психологи­

ческих исследованиях обсуждается глобальная ломка

социальных стереотипов, индивидуальная идеология

безвременья, дезинтеграции, изменение социально-пси­

хологического статуса семьи, особенно многодетной.

В некоторых случаях обнаруживается деформация, нео­

пределенность и даже частичная утрата семейных

ценностей в результате резкой смены модели обще­

ственной жизни, характера, отработанных ритуалов,

трансляции в СМИ информации, построенной на

принципах бессмысленной жестокости, индивидуа­

лизма и мистицизма, изменения практики привыч­

ного повседневного общения, неадекватности имею­

щегося у членов семьи житейского опыта наличной

социальной ситуации.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


Между тем все острее встает проблема такой меры

человеческого в семейных отношениях, за пределами

которой утрачиваются его видовое отличие и родовая

сущность.

Семейная психология будет иметь теоретическое и

практическое значение как в плане достижения благо­

получия и стабильности семейных отношений, так и для

реализации эвристических целей научного поиска.

Интерес к происхождению человечества способ­

ствовал развитию научного взгляда на психологию се­

мьи. Семейная психология сложилась как наука, изуча­

ющая объективные закономерности функционирования

семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и

родственных отношений. Семейные психологи изучают

брачные установки и убеждения, подчинение и незави­

симость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие

и интимное общение, детско-родительские отношения

и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная

психология — это наука о том, как люди объединяются

в брачные пары, каким образом создают семью и как

организуют свое совместное существование. В семей­

ной психологии раскрывается состояние принадлежно­

сти индивида некоторому надындивидуальному семей­

ному целому, которое охватывает субъективное время,

личностную жизнедеятельность, национальную культу­

ру и традиции.

Сегодня получил широкое признание и развитие це­

лый комплекс дисциплин, изучающих семью и брак, —

социология и психология семьи, сексология, семейная

педагогика, психотерапия семьи и семейное консульти­

рование и т. д. В этих отраслях научного знания нет мето­

дологического и методического единства как в силу слож­

ности предмета исследования и многообразия проблем,

предъявляемых к изучению, так и в силу отсутствия еди­

ных принципов анализа. Семейная реальность — это

нечто, что люди конструируют субъективно. Семейная

жизнь организуется и меняется людьми, как по правилам

объективной ситуации, так и в соответствии с тем, каким

образом они сами интерпретируют ее.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый

характер близких отношений, семья как «единство вза­

имодействующих личностей», нарушения семейного

функционирования, супружеские соглашения, согла-
Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru
сование семейных ценностей, структуральная органи­

зация семьи, функционирование семейных систем —

ключевые моменты теорий сциентистской социально-

психологической направленности.

К сожалению, применять научные психологичес­

кие методы к изучению семьи не так просто. Пробле­

мы семьи и брака трудно доступны для изучения, что

связано с:

а) разработкой и внедрением такого диагностическо­

го инструментария, который бы не наносил ущерб

респондентам в их семейной жизни;

б) учетом влияния самого факта участия испытуемых

в исследовании на их внутрисемейные отношения

и психическое состояние;

в) характером воздействия экспериментатора на образ

жизни в семье, близость и интимные отношения.

Задачи, стоящие перед семейной психологией,

достаточно сложные, например, оценить чувства, выя­

вить те или иные мотивы вступления в брак, устано­

вить причины семейного неблагополучия, определить,

насколько человек способен приспособиться к внутри­

семейной ситуации или измениться.

Вместе с тем к настоящему времени разработано

большое количество вербальных и невербальных ме­

тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно­

сти изучать семейную психологию.



Связь семейной психологии со смежными дисцип­

линами. Семья как малая группа, как система значимых

эмоциональных отношений и как социальный институт

изучается и в социальной психологии, и в психологии

личности, и в социологии. Детско-родительские отноше­

ния, стили воспитания, развитие ребенка в семье явля­

ются предметом пристального изучения в возрастной и

педагогической психологии. Семейные конфликты тща­

тельно классифицированы и разобраны в конфликтоло­

гии. Нарушения функционирования семьи как источник

психической травмы, патологизация семейных ролей

привлекает внимание клинических психологов и психо­

терапевтов. Тем самым семейная психология тесно

связана с другими смежными психологическими дис­

циплинами. Но наряду с общими интересами обнару­

живаются и отличительные особенности семейной

психологии от смежных с ней отраслей психологического


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

знания. Если социологи и социальные психологи изучают

группы (большие и малые), то семейная психология — ин­

дивидов, входящих в такое целостное уникальное образо­

вание как семья. Сюда входит и изучение влияния семьи

на развитие своих членов, а индивида — на развитие и

существование семьи. Связи в семье в отличие от любой

другой группы особые — родственные. Рассматривая суп­

ружеские взаимоотношения, центром своего внимания со­

циолог бы сделал тенденции браков, разводов, анализ се­

мейной политики, в то время как семейный психолог мог

бы исследовать, почему определенные люди привлекают

друг друга, каким образом они уживаются друг с другом.

Социального психолога в меньшей степени, чем семейно­

го, могла бы заинтересовать личная жизнь индивида.

Психологи, занимающиеся исследованием личности, фо­

кусируют внимание на индивидуальных внутренних ме­

ханизмах и на различиях индивидов, семейные же пси­

хологи концентрируются на индивиде, взращенным и

сращенным с семейной системой. Семейную психологию

привлекают в отличие от клинической психотерапии и нор­

мально функционирующие благополучные семьи. В отли­

чие от возрастной и педагогической психологии усилия

семейных психологов направлены на семейный контекст

развития и воспитания индивида.

Кроме того, обладая общими методами исследова­

ния, семейная психология имеет свои более жесткие

этические принципы (конфиденциальность, аноним­

ность, уважение к частной жизни человека) их приме­

нения. В экспериментах по семейной психологии невоз­

можно активное вмешательство психолога с целью

широкомасштабного манипулирования тем или иным

фактором. «Лабораторные семьи» в отличие от лабора­

торных групп — нонсенс. Кроме того, высокая эмоци­

ональная насыщенность и значимость семейной жизни

для индивида требует вдвойне бережного отношения

сторонних исследователей. В обследованиях по семей­

ной тематике регулярно встречаются «слепые» зоны,

недоступные для сознательной вербализации.

Наконец, семейная психология — молодая отрасль

психологического знания, имеющая более короткую ис­

торию. Молодость научной проблематики обусловлена

тем, что в начале формировался практический запрос,

а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

исследования. Нередким случаем было отношение к про­

блемам семейной психологии как к некоей «ненаучной»

или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки

заниматься исследованиями семьи и брака было явно

несерьезно. Объясняется это еще тем, что происходяще­

му в семье нередко приписывается мистический харак­

тер (Бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторон­

няя неведомая сила ответственны за все процессы

возникновения и существования семьи).



Трудности в изучении семейной психологии. Науч­

ное изучение семейной психологии сопровождается

рядом объективных и субъективных трудностей. Одна из

них связана с кажущейся легкостью предмета, доступ­

ностью и понятностью и, как следствие, сопровождается

засильем дилетантов. Достаточно студентам начать сооб­

щать окружающим их людям о том, что они изучают

семейную психологию, как непременно найдется «круп­

ный специалист» в этой области, готовый поделиться

своим «богатым багажом» знаний и навыков в этой об­

ласти. Найти с ходу профессионала по криогенной тех­

нике вряд ли удастся, а вот в области семейной психоло­

гии — всегда пожалуйста. Заполнение в настоящее время

терапевтического вакуума, имевшего место быть в оте­

чественной прикладной и практической психологии в

течение десятилетий, путем прямого заимствования им­

портных методик и техник также порождает немало

негативных моментов в семейной психологии. Наметив­

шийся в 1990-е гг. «бум» психотерапии вызвал всплеск

интереса к проблемам семейной психологии. Наряду с

позитивными моментами такой ситуации обнаруживает­

ся пристрастность, а порой просто одержимость иссле­

дователей, следующих западной традиции описания па­

тологических явлений в семье, забвение исторических и

кросс-культурных различий, как в изучении семьи, так и

в работе с ней.

Семейную психологию отличает как сложность

предмета изучения, так и сохраняющаяся отсталость

психологической науки, терминологии в данной области.

Относительно эмоциональных отношений Л.Я. Гозман

пишет: «Что же касается собственно научного анализа,

то ни одна из существующих социально-психологичес­

ких теорий не может сейчас ассимилировать весь массив

данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональ- 11


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ных отношений»'. И его же: «Проведенные к настоящему

моменту исследования при всей их изощренности остав­

ляют во многих случаях чувство неудовлетворенности

вследствие их недостаточной глубины»2. Существуют и

другие отличия. Многие исследователи психологии лич­

ности по праву признаны корифеями психологической

науки, тогда как имена семейных психологов менее из­

вестны. В общей, социальной, возрастной психологии, пси­

хологии личности разработаны великие теории, в течение

первой половины XX века сложились основные психоло­

гические школы, в семейной психологии разработаны кон­

цепции меньшего масштаба, а научные школы только фор­

мируются и оформляются.

Несмотря на различия, семейная психология и смеж­

ные отрасли психологического знания должны дополнять

друг друга, чтобы можно было сформировать общую кар­

тину развития и функционирования семьи. Существует

много разных точек зрения на природу семьи и брака,

каждая из которых имеет свой собственный набор вопро­

сов и ответов. Эти взгляды являются взаимодополняющи­

ми и не противоречащими друг другу. Семейная психоло­

гия — это одно (но не единственное) направление, в русле

которого происходит формирование научного знания о за­

кономерностях и особенностях брака и семьи.

Объективация знания в семейной психологии воз­

можна через функционально-ролевой анализ, через

анализ эмоциональных отношений членов семьи друг

к другу и разбор процесса развития семейных отно­

шений на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Полноценное изучение семейной психологии предпо­

лагает рассмотрение ее в контексте воздействующих

на нее разнообразных причин и факторов.

Семья в понимании автора осмысливается как фе­

номен, в котором Я и Значимые Другие сливались бы

таким образом, чтобы развязка жизни являлась резуль­

татом развития характера человека, его личности и вме­

сте с тем обеспечивалась гармоничным и разумным

«сопряжением» с близкими родными людьми, искус­

ством всех членов семьи быть вместе.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,

1987. С. 26

Там же. С. 26.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

2

Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В СЕМЕЙНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Становление семейной психологии



как научной дисциплины

Предысторию семейной психологии можно об­

наружить в древних текстах, толкующих о семье в

мифологическом и назидательном плане. Апологию

чувственной любви и брачно-семейных отношений

продолжают раздумья философов. Если истолковы­

вать семейные отношения как понятие, порожденное

ментальной рефлексией по поводу истории человека

и семьи, то его истоки восходят к философской муд­

рости Платона (диалоги «Государство», «Законы»,

«Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («На­

ставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхожде­

ние семьи, частной собственности и государства»),

М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нра­

вов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия

права»), Н.Г. Чернышевского («Русский человек на

rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейс­

кой мудрости»), П.А. Флоренского («Столп и утверж­

дение истины»), В.В. Розанова («Семейный вопрос в

России») и др.

На смену философским приходят этнографичес­

кие и исторические исследования о происхождении и

развитии семьи, которые развиваются далее в цикл

психологических исследований, обращенных к насто­

ящему и будущему семьи. В современной науке накоп­

лен большой массив материалов, которые описывают

патологические явления в семье и способы их преодо-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


13

ления. Однако, разработанного и достаточно завершен­

ного гносеологического поля не сложилось потому, что

по мере развития научного познания с основополага­

ющим принципом объективности неформальные отно­

шения, субъективизм, эмоциональная близость, любовь,

симпатия всемерно изгонялись из этого процесса, а

«супружеские узы» и в целом семья и брак станови­

лись психологическим феноменом, ускользающим от

четкого означивания.

Вместе с тем к настоящему времени можно выде­

лить следующие общенаучные направления в изуче­

нии семейной проблематики: эволюционное, функци­

ональное, этологическое, эмпирическое и научное.
эволюционное направление

Наибольший вклад в историческую реконструкцию

семейных отношений сделан швейцарским историком

И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу

«Материнское право. Исследования гинекократии ста­

рого времени и ее религиозной и правовой природы»,

а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном,

опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный

брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости

форм брака.

Уже в античные времена имелись представления

как о «патриархальности» семейного уклада, так и о

наличии беспорядочной половой связи, получившей на­

звание «промискуитет». Отцом «патриархальной тео­

рии» называют Платона, который последовательно

развивал идеи патриархальности, как отвечающие при­

роде человека и позволяющие формировать исходную

ячейку государства. В Средние века и в эпоху Просве­

щения патриархальная теория царствовала безраздель­

но. Идея же группового брака отмечалась в «Истории»

Геродота, который указывал на общность жен у целого

ряда народов.

И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма,

через который прошли все народы в направлении

моногамного брака и семьи, основанной на материнс­

ком праве и высоком положении женщин в обществе

(«гинекократия»). Идея матриархата и исторического

развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Ко-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г. Морга­

на, Ф. Энгельса.

Исследователи пришли к мысли, что первой

формой рода оказывается материнский род, осно­

ванный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эн­

догамных брачных отношениях при наблюдавших­

ся парных союзах.

В качестве основной причины изменчивости семей­

ных отношений, связанной с переходом от материнс­

кого рода к отцовскому и возникновением моногамной

семьи, вслед за Л.Г. Морганом и Ф. Энгельсом счита­

ют разложение коллективной собственности, обрете­

ние хозяйственной самостоятельности и появление

частной собственности и наследования.

Эволюционистский подход исходит из теории из­

начального промискуитета, сменяющегося экзогамным

материнским родом. Позднее теория экзогамного рода

дополняется идеей о дуально-родовой организации,

возникающей в ходе соединения двух матрилинейных

экзогамных племен или фратрий. Предполагалось, что

род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из

которых мужчины и женщины не могли вступать в брак

друг с другом, находили себе мужей и жен среди муж­

чин и женщин другой половины рода.

П.А. Сорокин указывает главные положения эво­

люционистского подхода:

1. почти у всех народов счет родства по матери пред­

шествовал счету родства по отцу;

2. на первичной ступени половых отношений, наря­

ду с временными моногамическими сношениями,

господствует широкая свобода брачных сношений;

3. эволюция брака состояла в постепенном ограни­

чении этой свободы половой жизни;

4. эволюция брака заключалась в переходе от груп­

пового брака к моногамному.

Согласно эволюционизму семейные отношения

развиваются в прогрессивном направлении: от низших

форм к высшим, при этом подчеркивается их соци­

альная обусловленность, историческая предопределен­

ность и репрезентированность в семейной жизнедея­

тельности и системе родства. Швейцарский психолог

А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выраже­

ние архетипического начала, более фундаментально-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

го, чем можно было бы предполагать, судя по соци­

альным и личным проблемам, свойственным браку!.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Согласно функциональному подходу семейные отно­

шения являются производными от образа жизни семьи и

семейного уклада, обусловлены социокультурными функ­

циями семьи и строятся на системе социокультурных

ролей, связанных с браком, родством и родительством. Ро­

доначальник структурно-функционального направления

изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия

научных поисков на механизмах сплоченности семьи,

роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимо­

связи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на

то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачи­

вается под влиянием урбанизации.

Функционализм признает брачные отношения

лишь при появлении беременности и рождении ребен­

ка. Смена исторических форм семьи, возникновение

экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кро­

восмешение). Табу рассматривалось как средство фун­

кциональной интеграции семейных отношений. Под­

черкивается влияние добровольности брака (взамен

брака по договору родителей) на его нестабильность, а

уменьшение количества современной семьи на семей­

ную солидарность (Э. Дюркгейм).

В функциональном подходе большое внимание

уделяется анализу исторического перехода семейных

функций к другим социальным институтам. С именем

У. Огборна впервые связывают установление фено­

мена перехода от семьи, основанной на следовании

социокультурным предписаниям, к семье, в основе ко­

торой лежат межличностные предпочтения, т. е. пе­

рехода от «семьи-института» к «семье-товариществу»

(или супружеству-партнерству). Отечественные со­

циологи А.И. Антонов и В.М. Медков2 обсуждают эту

проблематику как перестройку ведущих мотивов зак­

лючения и сохранения брака.
Гуггенбюлъ-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак!

СПб., 1997.



Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

1

В функциональном подходе ключевым моментом вы­

ступает проблема ответственности, понимаемая узко — во

внутрисемейных отношениях, и широко — в контексте

общественных отношений. Мера ответственности способ­

на задавать динамику семейных отношений.


ЭТОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Истоки этого направления следует отнести к появ­

лению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и по­

ловой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г.

Представители этого подхода оперируют главным

образом методами сравнительной этологии, разбира­

ясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных

основах поведения человека. Этологи отвергают про­

мискуитет как изначальную форму брачных отноше­

ний, т. к. он противоречит инстинктивной потребности

детей иметь родителей и материнскому (родительско­

му) инстинкту взрослых1.

Согласно этологическому подходу исторический

период застал человечество с четырьмя системами брач­

ных отношений: групповым браком, полигинией (один

мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна жен­

щина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина

и одна женщина) — последняя в двух формах: пожиз­

ненная и допускающая развод. Этологи констатируют

естественный характер всех перечисленных форм брач­

но-семеиных отношений и их изменчивость. С биологи­

ческой точки зрения многообразие брачно-семейных

отношений — это удивительный факт, т. к. брачная си­

стема — видовой признак и является константой.

Необычность этологической точки зрения заключа­

ется в предположении изначальной моногамности пред­

ков человека, утверждении того, что затем на каком-то

этапе эволюции предки человека свернули к группово­

му браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосу­

ществование программ моногамного и группового бра­

ка было длительным. В дальнейшем при изменении

условий жизни люди могли легко переходить к разным

формам брачных отношений. Например, земледельцам
Дольник В.Р. ВЫШЛИ МЫ все из природы: Беседы о поведении

человека в компании птиц, зверей и детей. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru
1

17

в Европе более всего подходила моногамия, а скотово­

дам-кочевникам более подходила полигиния.

В рамках этологического подхода обнаружена кар­

динальная разница в биологических мотивах брачного

поведения полов, открыто явление инверсии домини­

рования в период брачных отношений, избыточная

гиперсексуальность человека.

Этологи полагают, что моногамия — не идеал с

точки зрения естественного отбора. В самый разгар

биологической эволюции человек вышел из-под дей­

ствия естественного отбора потому, что главным ус­

ловием успеха стала не генетически передаваемая ин­

формация, а внегенетически передаваемые знания,

необходимость в социализации.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Согласно эмпиризму семья рассматривается как

малая социальная группа, имеющая свою историю воз­

никновения, функционирования и распада. Семейные

отношения строятся на эмоциональной близости чле­

нов семьи, на их потребностях и влечениях.

Родоначальником эмпирического подхода считают

Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость се­

мьи при смене поколений благодаря склонности к соли­

дарности и сплоченности. В качестве эмпирического

метода исследования Ле Пле широко использовал ана­

лиз бюджета семьи как количественного выражения

многообразия внутрисемейного функционирования и

микросреды семьи, организация которой зависит от

структурных изменений семейной жизни, связанной с

воспитанием детей.

Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семей­

ных отношений, оказавшихся под прессингом индуст­

риализации и урбанизации, что проявляется в разроз­

ненном существовании родителей и детей, в ослаблении

отцовского авторитета.
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

К создателям и сторонникам этого направления

изучения семьи относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса,

Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других Семей-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ные отношения рассматриваются во взаимосвязи лич­

ности и общества.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый

характер близких отношений, семья как «единство вза­

имодействующих личностей», нарушения семейного

функционирования, супружеские соглашения, согла­

сование семейных ценностей, структуральная органи­

зация семьи, функционирование семейных систем —

вот ключевые моменты теорий сциентистской социаль­

но-психологической направленности.

Большой вклад в анализ теоретических схем и

концепций исследования семьи внес американский

социолог Р. Хилл. Согласно Р. Хиллу, первые 5 подхо­

дов к изучению семьи, обладающие выраженными кон­

структами, следующие:

1. институционально-исторический подход (эволю­

ционизм);

2. структурно-функциональный подход;

3. интеракционистско-ролевой анализ, символичес­

кий интеракционизм;

4. ситуационно-психологический подход;

5. дивелопменталистский подход (основанный на

развитии жизненного цикла семьи).

Первые два подхода ориентированы на изучение

семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе,

а также динамики семейных структур и их социальных

последствий. Три последующих сводятся к теории со­

циального поведения личности и групп.

Задачи, стоящие перед семейной психологией,

достаточно сложные, например, оценить чувства, выя­

вить те или иные мотивы вступления в брак, устано­

вить причины семейного неблагополучия, определить,

насколько человек способен приспособиться к внутри­

семейной ситуации или измениться.

Вместе с тем к настоящему времени разработано

большое количество вербальных и невербальных ме­

тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно­

сти изучать семейную психологию.

К основным методам семейной психологии отно­

сят следующие:

Наблюдение. Под наблюдением понимается вос­

приятие поведения людей в семейной ситуации с пос­

ледующей фиксацией происходящих событий. Психо-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


лог при этом не вмешивается в действия членов семьи,

за которыми наблюдает. Запись результатов наблюде­

ний должна быть строго фактологической без выводов

и интерпретаций.



Метод анализа конкретных ситуаций. Изучение

конкретной семейной ситуации или конкретного слу­

чая подразумевает всестороннее исследование: исполь­

зование тестов, изучение биографий, проведение со­

беседований и т. п.

Опрос. Поскольку опросить каждого человека не­

возможно, психологи работают только с определенной

выборкой. Кроме тщательного отбора респондентов,

психологи должны быть очень внимательны при фор­

мулировке вопросов. Хорошие вопросы должны вызы­

вать разнообразные ответы. Опрос может быть прове­

ден по телефону, в личной беседе, анкета может быть

разослана по почте. Результаты опроса требуют добро­

совестного и кропотливого изучения.

Статистические методы. Для расчета уровня

значимости полученных результатов и их взаимосвязи

используется математическая статистика. Статистичес­

кие методы полезны для изучения многих зависимос­

тей, но они ограничены в плане обнаружения причин­

но-следственных связей.



Эксперимент. Эксперимент — это единственный

метод, позволяющий достоверно установить, что нали­

чие какого-либо одного фактора влечет за собой обяза­

тельное появление другого. Условия психологического

эксперимента контролируются экспериментатором

таким образом, чтобы можно было обнаружить причи­

ны явлений и их взаимосвязи. При проведении экспе­

римента обязательно образование экспериментальной

и контрольной групп. Без контрольной группы нельзя

с уверенностью констатировать наличие причинно-

следственной связи
Понятия «Семьям и «Брак» в психологии

и смежным науках

Семья — важнейший из феноменов, сопровожда­

ющий человека в течение всей его жизни. Значимость

ее влияния на личность, ее сложность, многогранность

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

и проблематичность обуславливают большое количе­

ство различных подходов к изучению семьи, а также

определений, встречающихся в научной литературе.

Предметом изучения становится семья как социальный

институт, малая группа и система взаимоотношений.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отно­

шение родители—дети, а брак оказывается легитимным

признанием тех отношений между мужчиной и женщи­

ной, тех форм сожительства или сексуального партнер­

ства, которые сопровождаются рождением детей. Он

обращает внимание на пространственную локализацию

семьи — жилище, дом, собственность — и экономичес­

кую основу семьи — общесемейную деятельность ро­

дителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и

потребительства.

АИ. Антонов определяет семью как основанную на

единой общесемейной деятельности общность людей,

связанных узами супружества-родительства-родства, и

тем самым осуществляющих воспроизводство населе­

ния и преемственность семейных поколений, а также

социализацию детей и поддержание существования

членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социоло­

гическом варианте выступает нуклеарная семья, пред­

ставленная в триединстве отношений супружества—

родительства — родства. Выпадение одного из этих

звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность

семейных групп. Для того, чтобы получить целостное

представление о семье, необходимо учитывать скла­

дывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж —

жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители;

дети — дети. Эти структурные характеристики семьи,

имея относительную независимость, представляют ее

социально-психологическое единство. Следовательно,

могут быть разные варианты семьи, но полноценной

семьей является такая, которая имеет в наличии все

типы взаимоотношений.

Между понятиями «брак» и «семья» существует

тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть

и немало особенного, специфического. Так, ученые убе­

дительно доказали, что брак и семья возникли в раз­

ные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет

брак «как исторически меняющуюся социальную фор­

му отношений между женщиной и мужчиной, посред-


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ством которой общество упорядочивает и санкциони­

рует их половую жизнь и устанавливает их супружес­

кие и родительские права и обязанности»1, а семью

«как институированную общность, складывающуюся на

основе брака и порождаемой им правовой и мораль­

ной ответственности супругов за здоровье детей, их

воспитание»2.

В определении А.Г. Харчева ключевыми момента­

ми для понятия сущности брака являются представле­

ния об изменчивости форм брака, его социальной реп­

резентации, и роли общества в его упорядочивании и

санкционировании, правовом регулировании. Причем

последнее обеспечивается как прямыми методами, так

и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается опреде­

ленный возраст для вступления в брак, регулируются

процедуры оформления брака (например, период с

момента подачи заявления до его официального офор­

мления, виды и формы брачных свидетельств) и его

расторжения. Половое санкционирование брачных от­

ношений также хорошо известно. Наглядным приме­

ром этого является ограничение возможностей репро­

дуктивного поведения в Китае, численность которого

превышает 1 миллиард человек. В других обществах,

наоборот, изыскиваются всяческие способы стимули­

рования деторождения. Влияние государственной по­

литики осуществляется через налоги на бездетность,

выдачу пособий семьям, имеющим детей, организацию

продажи детских и семейных товаров (сеть американ­

ских магазинов «Семейный доллар», торгующих по

более доступным ценам), оказание особой медицинс­

кой помощи беременным женщинам, младенцам, при­

нятие программ, способствующих социальной и мате­

риальной поддержке семьям.

В настоящее время отношения между супругами

регламентируются российским законодательством,

на основе которого приняты кодексы о семье и бра­

ке. Что касается максимального возраста для вступ­

ления в брак, а также наличия любой разницы в воз-
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М, 1979. С. 66.

Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа //

Социол. исследования. 1986. № 3. С. 27.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru
1

2

расте жениха и невесты, то эти факторы не играют

никакой роли — любой «поздний» или «неравный»

брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Раз­

личные ограничения, существовавшие в дореволю­

ционной России, например предельный брачный

возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет

требовалось специальное разрешение архиерея,

были отменены в 1917 г.

По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет со­

бой более сложную систему отношений, чем брак, по­

скольку она, как правило, объединяет не только супру­

гов, но и их детей, а также других родственников или

просто близких супругам и необходимых им людей.

Согласно общепринятому определению: «Семья —

это ячейка (малая социальная группа) общества, важ­

нейшая форма организации личного быта, основанная

на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на

многосторонних отношениях между мужем и женой,

родителями и детьми, братьями и сестрами и другими

родственниками, живущими вместе и ведущими общее

хозяйство».

Следуя за этим определением, можно сделать

вывод, что семья — это сложное многоаспектное обра­

зование, в котором явствуют 4 характеристики:

1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества;

2. Семья — важнейшая форма организации личного

быта;


3. Семья — супружеский союз;

4. Семья — многосторонние отношения супругов с

родственниками: родителями, братьями и сестра­

ми, дедушками и бабушками и т. д., живущими вме­

сте и ведущими общее хозяйство.

На наш взгляд, семья — это системно-функциональ­

ное объединение эмоционально-близких и значимых лю­

дей на основе супружества, родства и родительства.

Жизнь семьи детерминирована условиями разви­

тия конкретного общества. Эти условия определяют

функции семьи и обобщены в юридических и мораль­

ных нормах, что, в свою очередь, сказывается на се­

мейных позициях и ролях и преломляется в особенно­

стях взаимоотношений в семье.


Философский словарь / Под ред. И.Т Фролова. М.. 1980. С. 326

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА

В терминах общей теории систем, разработанной

Людвигом ван Берталанфи «семья не есть простая

сумма членов этой семьи, это прежде всего опреде­

ленная сеть взаимоотношений между всеми членами

семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необ­

ходимо нечто большее, чем простой анализ состоя­

ния каждого отдельного члена семьи. Для этого не­

обходимо проанализировать всю семейную систему

как целое»1.

По определению В.В. Столина, семья — это «от­

крытая система, подверженная внешним воздействи­

ям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в

своем строении всю совокупность различных влияний

и добиваться некоторого внутреннего равновесия»2.
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУМА

Если опираться на два самых общих подхода к

семье, то есть рассматривать ее как социальный ин­

ститут и малую группу, можно заметить, что представ­

ление о семье все более отходят от безусловно при­

знанных функций, заданных обществом, и все более

приближаются к образу семьи, как малой группы, в

которой функции, роли и ценности зависят от состав­

ляющих ее личностей. Исходя из этого, в определе­

нии семьи можно отталкиваться от тех потребностей,

которые реализует семья. Специфические особенно­

сти, присущие каждой семье, отражаются, прежде

всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, на­

ходящихся под постоянным влиянием различных фак­

торов социума. В свою очередь, они проявляются в

отношениях между членами семьи. По-своему сказы­

ваются они и на эффективности профессиональной

деятельности каждого из них. В семье формируются

и развиваются брачно-семейные отношения как от­

ражение многообразных межличностных контактов,


Леви Д.А. Семейная психотерапия. СПб., 1993.

Столин В.В., Романова Т.Л. , Бутенко Г.П. Опросник удовлет­

воренности браком// Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989, № 2.

С. 5 4 - 6 2 .

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

2

всей системы ценностей и ожиданий социально-пси­

хологического аспекта.

Эта точка зрения на семью выражена А. И. Захаро­

вым: «В социальной психологии существует понятие

«первичная группа». Связи в этой группе строятся на

непосредственных контактах, на эмоциональном вов­

лечении ее членов в дела группы, обеспечивающем

высокую степень отождествления и слияния ее участ­

ников. Такой первичной группой является семья —

единственная группа, которая увеличивается и разра­

стается не благодаря «приему» новых членов извне, а

благодаря рождению детей».

Малой группой в социальной психологии называется

общность людей, объединенных формируемой в совмест­

ной деятельности совокупностью межличностных отноше­

ний, которые проявляются в любви и привязанности1.

Малая группа является не только проводником, корректи­

рующим влияние общества на индивида, но и той ареной,

где осуществляется отдача личности обществу, где лич­

ность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая

группа, в частности семья, — это не просто любые кон­

такты между людьми, но контакты, в которых реализуют­

ся определенные социальные связи и которые опосредо­

ваны совместной деятельностью этих людей.

Семья как малая социальная группа имеет ряд

психологических особенностей, характерных только

для нее:


· наличие не одной, а ряда общесемейных целей, ко­

торые могут изменяться в процессе развития семьи;

· частичное различие в интересах и установках чле­

нов семьи;

· наличие супружеской пары, взаимоотношения в

которой в значительной мере определяют харак­

тер взаимодействия в семье;

· включенность в нее представителей разных поко­

лений и гораздо больший срок близкого знаком­

ства между ее членами, чем в других группах;

· семья не связана совместной деятельностью в том

смысле, как совместная деятельность других групп2;


Андреева Г.М. Социальная психология. М.. 1980.

Торохтий B.C. Основы психолого-педагогического обеспече­

ния социальной работы с семьей. М., 2000.


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

2

· многосторонность и значимость семейных отноше­

ний, и их взаимосвязь;

· особая открытость, уязвимость членов семьи.

Помимо психологических особенностей семье так­

же присущи определенные социально-психологичес­

кие процессы. Одним из таких процессов является об­

щение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются

семейные и межличностные отношения. Общение яв­

ляется реализацией всей системы внутрисемейных

отношений человека.

Внутрисемейное общение характеризуется посред­

ством выделения трех взаимосвязанных сторон: ком­

муникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в об­

мене информацией между общающимися членами

семьи. Интерактивная сторона заключается в органи­

зации взаимодействия между общающимися членами

семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действи­

ями. Перцептивная сторона означает процесс воспри­

ятия друг друга партнерами по общению и установле­

ния на этой основе взаимопонимания. В реальной

жизни семьи каждая из этих сторон не существует

изолированно от двух других1.

Другой аспект социально-психологических про­

цессов, присущих семье, представлен такими явлени­

ями как феномен группового давления или «конфор­

мизм», групповая сплоченность, психологическая

совместимость.

Феномен «конформизма» присущ не столько про­

цессу формирования семьи, сколько «подключения» к

ней нового члена. Например, когда в «обычную» се­

мью вливается совершенно новый человек в результа­

те образования молодой семьи. Однако в отношении

семьи целесообразно говорить о конформности, имея

в виду чисто психологическую характеристику пози­

ции индивида относительно позиции всех остальных

членов семьи, принятие или отвержение им опреде­

ленного стандарта, мнения, свойственного семье, меру

его «подчинения» внутрисемейному давлению.

Семейная соподчиненность — психологическая

характеристика единства и взаимосвязанности инди-


Цыплаков О.М. Психология малых социальных групп. М., 1993.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

видов в семье. Это динамическая характеристика про­

цесса развития внутрисемейных связей проявляется

«а трех уроннях:

· поверхностный или межличностный уровень (от­

ражает эмоциональную привлекательность членов

семьи, психологическую совместимость);

· уровень отношений членов семьи к ее функциям,

целям и перспективам (он представляет ценност-

но-ориентационное единство семьи);

· уровень выявления сущности сплоченности семьи

(показывает устойчивость семьи к деструктивным,

разрушающим ее воздействиям).

Важнейшими критериями оценки уровня сплочен­

ности семьи являются

· степень единства деятельности (согласованность,

сотрудничество, творческое единение);

· нравственно-психологическое единство (соответ­

ствие личных и семейных устремлений, совпаде­

ние взглядов, сходство норм и ценностей);

· уровень развития личностных качеств супругов

(контактность, стрессоустойчивость);

· содержание социально-психологического климата

(преобладающие настроения, степень уступчивос­

ти друг другу, доверия и благожелательности, на­

личие внимания и заботы друг о друге).


НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую

пару с добавлением к «ядру» детей, родственников,

родителей супругов. В настоящее время отдельные

простые, или нуклеарные, семьи — преобладающая

форма среди всех семей.

«Нуклеарная» — от слова «нуклеа» — ядро, т. е.

главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нук­

леарная семья представляет собой отдельно живущую

(без родителей и родственников) супружескую пару

(ядро, главную часть) с детьми или без детей. Количе­

ство нуклеарных семей в нашей стране достигает 80%!.

Основная форма нуклеарной семьи — малодетная нук­

леарная семья. В отличие от многопоколенной развет-


Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 241.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

вленной семьи, она более проста, демократична, мо­

бильна, свободна от регламентирующего влияния стар­

ших поколений и, таким образом, более пэиспособле-

на к современным условиям жизни.

Жить отдельно от родителей хотели бы многие

молодые семьи. Сказывается стремление к независи­

мости, к самостоятельности, желание по-своему стро­

ить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия

жизни молодых нуклеарных семей больше способствует

самовыражению, проявлению способностей, личных

качеств супругов, и качеств не только положительных.

Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что

партнера любят, но мнением его часто не дорожат. Не­

редко супруги излишне небрежны, несдержанны и

самоуверенны по отношению друг к другу. Даже не­

большие ссоры в отдельно живущих семьях бывают

очень опасны, особенно на ранних стадиях развития

семьи, когда идет «притирка характеров». От пустяч­

ного слова, небрежного жеста начавшаяся ссора, не

встречая внутренних и внешних преград, может лави­

нообразно развиться вплоть до развода. Интенсивность

жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, пси­

хическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным

репрессиям, аморальности. Как и любое значимое со­

циальное движение, трансформация института семьи

разрешает одни проблемы, создавая другие.
БРАК КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

Отношения между людьми в системе психологи­

ческого знания понимаются как, во-первых, некая си­

стема взаимодействия, контактов, связей, во-вторых,

оценка субъектом самих этих взаимодействий и кон­

тактов, а также участвующих в них партнеров1. Эти

аспекты — объективный и оценочный — представля­

ют два аспекта реальности семейной жизни. Для се­

мьи частота контактов, их содержание определяется

тем, как члены семьи относятся друг к другу, т. е. эмо­

циональный компонент межличностных отношений

субъективно и объективно определяет состояние и

развитие взаимодействия.
Гозиан Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1

Эмоциональные отношения многосторонне изуче­

ны Л.Я. Гозманом, значимые — А.А. Кроником

и Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояс­

нению закономерностей возникновения, развития, ста­

билизации и распада эмоциональных и значимых от­

ношений в паре или «событийной» группе. С точки

зрения семьи это явное сужение предмета анализа.

Такой подход, безусловно, выигрывает в точности и

глубине исследования, но недостаточен для реализа­

ции целей создания учебного пособия по семейной

психологии для студентов.

Семейная психология — это наука о человеческих

отношениях, энциклопедия жизни, свод писаных и

неписаных законов, устанавливаемых, выполняемых и

нарушаемых членами семьи.

Среди определений семьи, построенных по кате­

гориям семейных отношений, выделяется определение,

данное А.Г. Харчевым: семья — это «исторически кон­

кретная система взаимоотношений между супругами,

между родителями и детьми, как малой группы, члены

которой связаны брачными или родственными отноше­

ниями, общностью быта и взаимной моральной ответ­

ственностью и социальная необходимость в которой

обусловлена потребностью общества в физическом и

духовном воспроизводстве населения».

Супружеские узы как искусство жить в браке

определяют отношения, дуальные по форме, универ­

сальные по значению и специфические по интенсив­

ности и силе согласно определению М. Фуко'.

Дуальность семейных отношений обусловлена по­

ловым диморфизмом, с одной стороны, и двойственно­

стью целей брака — продолжением рода и дружной

совместной семейной жизнью, с другой.



Универсальность брака и семьи связана с долгом

всякого человеческого существа, желающего жить

сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью

индивидуума, который намерен вести жизнь, полез­

ную для окружающих и человечества в целом. Матри­

мониальная связь представляет собой универсальный

закон.
См. м. Фуко. История сексуальности — III Забота о себе.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


пп

Уникальность брака и семьи кроется в их эмоцио­

нальном и кровно-родственном потенциале. Понимае­

мые как наиболее важные и тесные из всех возмож­

ных отношений, супружеские узы определяют весь

способ существования, который отличает определен­

ное искусство быть вместе.

Брак как психологическое отношение, согласно

Юнгу, имеет ряд особенностей:

1. цель и содержание брака выступают как осозна­

ние бессознательных мотивов и влияний;

2. неизбежность создания счастливого брака через пре­

вращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3. возможность установления психологических отно­

шений в браке только во второй половине жизни;

4. взгляд на конфликтную атмосферу как непремен­

ное предусловие осознавания.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние

внешние и внутренние факторы. К внешним факто­



рам относят совокупность материальных и духовных

условий, существующих в данном обществе. Это и оп­

ределяет межличностные отношения в обществе, тру­

довом коллективе, в семье.

Действия и проявления внутренних факторов

наблюдается на уровне межличностных отношений

через реализацию (или наоборот) взаимных ожида­

ний, их внутренней удовлетворенности процессом

взаимоотношений. К внутренним факторам, способ­

ствующим успешной деятельности семьи, относятся

индивидуальные психологические особенности се­

мейных партнеров-, это интеллектуальные, характе­

рологические и социально-психологические особен­

ности супругов.

Особую значимость в развитии семейных отноше­

ний приобретают жизненные стратегии семейных

партнеров: внутренний контроль — внешний контроль;

эгоизм — социоцентризм (альтруизм); ориентация на

общественные нормы — на себя; принятие противоре­

чий — их неприятие; чувство собственного достоин­

ства — неверие в себя.

К настоящему моменту сложились разнообразные

формы брачно-семейных отношений, наиболее распро­

страненные из которых следующие.


Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


1. Брачно-семейные отношения на основе честной

контрактной системы. Оба супруга четко пред­

ставляют, чего они хотят от брака, и рассчиты­

вают на определенные материальные выгоды.

Цементируют и помогают решать жизненно

важные проблемы сами условия контракта. Эмо­

циональная привязанность, которую трудно на­

звать любовью, но которая все-таки есть в та­

ком союзе, как правило, с течением времени

усиливается («доживутся до любви», — по вы­

ражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья су­

ществует лишь как экономическая единица,

ощущение эмоционального взлета полностью

теряется. Люди, вступающие в такой брак, име­

ют наиболее мощную практическую поддержку

от партнера во всех практических начинаниях —

поскольку и жена, и муж преследуют собствен­

ную экономическую выгоду. В таких брачно-се-

мейных отношениях степень свободы каждого

из супругов — максимальная, а личная вовле­

ченность — минимальна.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестно­

го контракта. Мужчина и женщина пытаются из­

влечь из брака односторонние выгоды и тем са­

мым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви

здесь тоже не приходится, хотя часто в таком ва­

рианте брачно-семейных отношений она бывает

односторонней (во имя которой супруг, понимая,

что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из будущих супругов несколько «осажда­

ет» другого, и тот либо в силу определенных

жизненных обстоятельств, либо из жалости на­

конец соглашается на компромисс. В подобных

случаях тоже сложно говорить о глубоком чув­

стве: даже со стороны «осаждающего» скорее

преобладают амбициозность, желание обладать

объектом поклонения, азарт. Когда такой брак

наконец заключается, «осаждающий» начинает

считать супруга своей собственностью. Ощуще­

ние свободы, необходимое в браке и семье, здесь

абсолютно исключено. Психологические основы

существования такой семьи так деформирова-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


31

ны, что компромиссы, которых требует семей­

ная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное ис­



полнение социально-нормативных установок. В оп­

ределенном возрасте люди приходят к выводу, все

вокруг замужем и что настало время создавать се­

мью. Это — брак без любви и без расчета, а лишь

следование определенным общественным стерео­

типам. В таких семьях нечасто создаются предпо­

сылки для длительной семейной жизни. Чаще всего

такие брачно-семейные отношения складываются

случайно и так же случайно распадаются, не остав­

ляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любо­

вью. Два человека соединяются добровольно, по­

скольку не представляют своей жизни друг без

друга. В браке по любви ограничения, которые

принимают на себя супруги, — сугубо доброволь­

ные: им приятно проводить свободное время вме­

сте, с членами своей семьи, нравится делать что-

то хорошее друг для друга, для остальных членов

семьи. Брачно-семейные отношения в этом вари­

анте есть высшая степень объединения людей,

когда дети рождаются в любви, когда любой из

супругов сохраняет свою самостоятельность и

индивидуальность — при полной поддержке вто­

рого. Парадокс заключается в том, что, доброволь­

но принимая на себя подобные ограничения

(«Я счастлив, если счастлива ты»), люди становят­

ся более свободными. Брачно-семейная форма

таких отношений построена на доверии, на боль­

шем уважении к человеку, чем к общепризнанным

нормам.

В истории человечества сменилось немало форм



организации брачных отношений между полами, как

правило, соответствующих определенному уровню со­

циально-экономического развития общества. Вместе с

тем, не только сами формы брака вариативны, но и

взгляд на брак и семью в современном обществе пре­

терпевает кардинальные изменения. Центр изучения

семьи постепенно перемещается с экономических

факторов наличностно-психологические, нравственно-

эмоциональные факторы.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru



Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что такое семейная психология?

2. Охарактеризуйте цель изучения семьи в психологии.

3. Перечислите психологические особенности семей-

ной жизни.

4. Оцените сильные и слабые стороны научного под­

хода к изучению брака и семьи.

5. Охарактеризуйте основные концептуальные под­

ходы к изучению семьи и брака.

Шнейдер Л. Б.
Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru


страница 1 страница 2 ... страница 30 страница 31


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020