zaeto.ru

Для многих пользователей интернета история

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Для многих пользователей интернета история — хобби. И именно на любителей рассчитано большинство «поисковиков». А вот тем, кто профессионально занимается преподаванием истории в школе, можно порекомендовать начать работу с каталога Российского Общеобразовательного Портала http://www.schooLedii.ru/, разделов «История» интернет-проекта «СОМ — в помощь учителю» http://som.fio.ru и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupiL/?subject=20. Кроме того, интересные варианты использования информационных технологий в преподавательской деятельности представлены на российской версии международного проекта Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network) http://it-n.ru. В рамках проекта работает и несколько виртуальных сообществ учителей истории и общественных дисциплин. Хотя, конечно, и эти порталы не в состоянии охватить все богатство современного интернета.



Виртуальные библиотеки и музеи

В электронной библиотеке исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/ выставлено более сотни текстов по отечественной и всеобщей истории, в первую очередь тех, которые широко используются в историческом образовании. Другой приоритет отбора источников — долгое отсутствие переизданий. Среди таких авторов — Григорий Котошихин (появился на сайте до выхода последнего печатного переиздания), Ибн-Фадлан, Исаак Масса. Важно и то, что в этой библиотеке представлена одна из наиболее полных на сегодняшний день коллекций ссылок на тексты исторических источников на русском языке, размещенные еще где-либо в интернете http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm. Есть и такие разделы, как «Базы данных» (где начато выставление таблиц по экономической истории России) и «Оцифрованные источники» (где планируется организация галереи электронных имиджей исторических текстов).



Библиотека думающего о России http://www.patri-otica.ru/subjects/stalinism.html предлагает в основном материалы мемуарного характера.

Множество интересных источников содержит и электронная библиотека Российский мемуарий http://fershaL.narod.ru/Index.htm.

Многие музеи нашей страны представлены на сервере «Музеи России» http://www.museum.ru/. Здесь собрана исчерпывающая информация о 2500 российских музеях, галереях и выставках самых разных категорий. Более тысячи из них — музеи исторической тематики. По каждому представлена краткая информация: коллекции, экскурсии, издания музея. Иногда и фотографии экспонатов. Приводятся адрес и телефоны музея. Если у него есть собственная веб-страница, обязательно размещена ссылка. Постоянно обновляется информация о проходящих научных конференциях. Организован раздел для музейных специалистов с разнообразной полезной информацией. Создатели сервера постоянно анонсируют свои новые разработки.

Для преподавателя истории очень важен сайт Государственного Исторического музея http://www.shmли/, где представлена информация о музейных выставках (в том числе виртуальных),

проводимых конференциях. Есть информация о фондах музея, его научной жизни, предлагаются различные экскурсии и телефоны, по которым можно их заказать. Хотя коллекции в целом не выставлены на всеобщее обозрение, подобрано несколько тематических электронных выставок (причем представлены и экспонаты из запасников). По каждому из филиалов музея есть своя подробная информация об экспозициях и порядке доступа к ним.

Музей-заповедник «Московский Кремль» имеет официальный сайт — http://www.kremL.ru/. Его материалы позволяют узнать историю Московского Кремля, провести виртуальную экскурсию по музейной коллекции, познакомиться с анонсами выставок, получить информацию о книжных новинках и образовательных программах музея-заповедника. Интерес у школьников вызовет и анимированная лента истории Московского Кремля.

История возникновения прикладного искусства Новгорода уходит своими корнями в глубокую древность. Когда возникла новгородская письменность, когда были обнаружены первые берестяные грамоты? Что такое вислые печати, в чем особенность иконописных работ Древнего Новгорода? Ответы на эти и другие вопросы, как и описания и изображения уникальных работ, — на страницах, рассказывающих о культуре Древнего Новгорода: http://www.novqorod.ru/rus/cuLt/art/, а уникальные собрания — Музей деревянного зодчества «Витославицы» можно посетить, набрав http://nov-aorod.ru/city/history/zodchestvo/.

Различные вопросы военной истории освещены на сайтах музеев: Бородинская битва http://www.1812panorama.ru/, Центральный музей Вооруженных Сил http://www.armymuseum.ru/. Центральный военно-морской музей http://www.muse-um.navy.ru. Центральный музей ВВС РФ http://www.monino.ru/index.sema?a=pages&id=ll.

Интересен и Музей подводного флота http://sub-marine.narod.ru, в котором представлены подводные лодки Первой и Второй мировых войн, современные субмарины, фотогалерея, интересные факты, чертежи и схемы, публицистика.

Различные вопросы военной истории освещены в специализированных виртуальных музеях. Военно-исторический клуб РККА находится по адресу http://www.rkka.msk.ru/. Олег Поляков создал Виртуальный музей бронемашин http://www.rnuseum.ru/museum/bronem/defauLt.htm. Некоторые экспонаты музея (бронемашины до 1917 г.) представлены автором сайта в трехмерной графике — их можно просмотреть со всех сторон, как в настоящем музее! Даны сведения об изобретателях и обширные лекции о самих бронемашинах, иллюстрированные фотографиями.

Лекции по истории

В интернете можно отыскать много различных курсов лекций, в том числе по истории. Их фрагменты могут быть использованы как во время уроков, так и при организации исследовательских проектов. Лекции С. М. Соловьева, В. 0. Ключевского, Н. И. Костомарова и других историков, а также их жизнеописания есть по адресу http://Lants.teLLur.ru/history/kLassics.htm. Фрагменты курса И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IXXII вв.).



размещены на странице http://www.lants.

teLLur.ru/history/daniLevsky/index.htm.

Отрывок из работы В. Б. Кобрина «Власть и собственность в средневековой России», посвященный борьбе дворянства и боярства, опубликован в рамках проекта VIVOS VOCO http://vivovoco.rsL.ru/.

Большое просветительское значение имеет и страница Н.Я.Эйдельмана

http://vivovoco.rsL.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM. Историк и литературовед, блестящий лектор, Натан Яковлевич Эйдельман буквально открыл глаза на историю русского общества и русской литературы нескольким поколениям нашей молодежи. Главная цель ресурса — сделать доступными для современных читателей его статьи, рассеянные по многим периодическим изданиям. Фонограммы лекций и выступлений позволят кому вспомнить, а кому впервые ощутить неповторимое обаяние голоса Натана Эйдельмана.

Наиболее системное изложение курса Отечественной истории реализовано в рамках проекта В. Щербакова «Заметки на полях» http://his95.narod.ru/. Это — электронная версия курса лекций «История России с древнейших времен до наших дней», история Урала и Оренбуржья, планы семинарских занятий, документы, тесты, проблемные задания и многое другое.



Пресса для учителя истории

Громадный интерес для историка представляют циклы передач радиостанции «Эхо Москвы» http://echo.msk.ru: Не так, Было — не было. День войны. Кремлевские палаты, Московские старости. Московский дворик. Непрошедшее время. Ну и денек. Под Андреевским флагом. Собрание Третьяковки, Цена Победы.

Ретроспектива различных газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра», поделенная на годы: от первых лет каждой декады XX века до последних — в проекте «Век в зеркале прессы» http://oLd.russ.ru/ist sovr/express/.

Сайт Старые газеты http://oLdqazette.narod.ru/ — это не памятник эпохе СССР, не надгробный камень и не эпитафия... Скорее, это театр. Театр, в котором постоянно сменяются темы и декорации, сменяются режиссеры и актеры, меняется даже зритель, ибо тогда эти газеты воспринимались не так, как сейчас...

Но нет ничего старее, чем вчерашняя газета: следуя этому принципу, Служба новостей для историков http://www.nfhdata.de/premium/ index.shtmL (NFH) снабжает ежедневным обзором прессы своих подписчиков.

На сайте журнала «Знание — сила» можно полистать и новые номера, и архивные подшивки. Для этого достаточно набрать в адресной строке браузера соответственно http://www.znanie-siLa.ru/onLine/ или http://nauka.relis.ru/rubriki.htm. Исторический альманах «Лабиринт времен» http://www.hist.ru/ рассматривает многие спорные вопросы отечественной и всеобщей истории. Интересны также рубрики «Исторические игры» и «БиблиоНавигатор». Широкий охват рассматриваемых проблем в сочетании с их узкой проблематикой характерен для российского электронного журнала «Мир истории» http://www.historia.ru/.

Множество ранее неизвестных и даже секретных документов прошлого столетия стало доступно

исследователям и также получило свое отражение = интернете. Архив еженедельной передачи «Докуме-~1 прошлого» радио «Свобода» http://svoboda.org/pro-qrams/hd/ представляет прежде засекреченные документы из российских архивов: жалобы и письма простых людей руководителям страны, сводки о политических настроениях в народе, разного рода справки, докладные записки, отчеты о положении = стране, о ходе крупнейших политических кампаний,о I деятельности правоохранительных органов. Документы приводятся без комментариев. И наконец — электронная версия альманаха «Россид. XX век. Документы» http://www.idf.ru/aLmanah.shtrnL I В альманах предполагается помещать наиболее значимые документы по истории Советского Союза я России XX века, и прежде всего те из них, которые раньше были засекреченными. Важнейшие новости науки регулярно можно узнавать на страницах прое«п I «Научная сеть» http://nature.web.ru/. При этом, с учетом выбранной пользователем сферы научных интересов, можно познакомиться с анонсами конференций, биографиями ученых, дипломными работами и диссертациями, популярными и словарными статьями, а также рефератами. После регистрации на сайте можно писать комментарии к сообщениям.



Конкретно-историческое

Фотогалерея языческих праздников, материалы и I статьи, полезные ссылки по теме есть на сайте Славянское язычество http://paqanism.ru/, а по дохристианской культуре славян — и на сайте Кургг-http://www.kurqan.kiev.ua/.



Сайт Древнерусская литература http://old-rus.narod.ru/ содержит только средневековые русские I тексты. Сюда отбираются наиболее известные и многократно изданные памятники русской литературы! причем чаще всего в литературных переводах, хотя дет! некоторых текстов есть и оригинальные версии. Тексты выставлены полностью. Среди представленных I произведений — лихачевский перевод «Повести Временных лет», «Житие протопопа Аввакума», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Если обратиться к археологии Северо-Западного региона нашей страны, то в первую очередь следует посмотреть сайт Археология Новгорода http://arc.nov-gorod.ru. Ресурс содержит главным образом материалы новгородских раскопок — археологические публикации, отчеты, чертежи, выставку фотографий интересных находок с сопроводительным описанием. В первую очередь сайт создается для того, чтобы представить на электронных страницах такие тексты, которые могут быть не доступны ни в каком ином виде. В частности, археологические отчеты не готовятся в печать, но при этом могут быть размещены на веб-странице.

Интересен и Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/, где представлены иллюстрации икон Древней Руси XI—XVI вв., иконопись древних Новгорода, Пскова, Твери, литература по иконографии, изображения некоторых икон из коллекции художника П.Корина.

Коллекция картин русских художников с сюжетами на темы отечественной истории представлена в картинной галерее Александра Петрова http://art-rus.narod.ru/. Помимо 165 картин имеется раздел с русскими народными песнями (MIDI).

Интересные Задачи о Новгороде содержатся в выпускной работе одного из слушателей Новгородского РЦ ФИО, размещенной по адресу http://novgorod.fio.ru/projects/projectl27/navig.htm

Очень много полезных (особенно в методическом плане) материалов размещено в рамках проекта «Страна Гардарика» http://www.websib.ru/~gardarika/. «Русская правда» удостоилась специального сайта, где анализируется и ее история, и сам текст документа с правовой точки зрения http://truthrus.chat.ru/. Сайт представляет интерес прежде всего для использования при углубленно-профильном обучении в старшей школе.

На сайте Русь Древняя и Удельная http://3vorhist.narod.ru/ содержатся разноплановая литература и источники, а определенное осмысление происходивших в то время процессов в историческом интернет-альманахе Русь средневековая http://medieval.rus.narod.ru.

Исторические карты по данному периоду представлены в коллекциях В. Николаева http://www.ostu.ru/personai/nikoLaev/russia.htmL и О.Ланцова http://Lants.teLLur.ru/history/maps/.

«Россия — это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век» размещены по адресу http://www.pravosLavie.ru/put/040325154633.

При изучении более позднего времени можно обратиться к учебно-методическому комплексу С. Степанова Сословно-представительная монархия



XVII в. http://stepanov01.narod.ru/history/
historyO0.htm и сайту Эволюция русской армии XVI

XVIII вв. http://schoot.ort.spb.ru/Library/proj-
ects2003/zhuvesh/ first.htmL. Сравнительный анализ
деятельности Ивана Грозного и Петра Великого есть на
сайте Связь времен http://works.fio.ru/Tmn/r4/.
Рассмотрены реформирование органов власти,
проведение внешней политики, развитие науки,
культуры и искусства, образования и публицистики, а
также подведены итоги преобразований и реформ.

Несколько проектов посвящено Петру Великому. Сайт«...се есть Петр, отечества Отец...» http://www.Library.tver.ru/peter/index.htmL подготовлен в Твери. Мы можем повторить основные даты жизни и царствования первого русского императора, узнать биографии его сподвижников, разобраться с ходом реформ. Сайт компактен и может быть использован непосредственно на уроке. Интересные материалы жизни Петра I представлены в соответствующем разделе проекта «Всемирная история в лицах»



http://ruLers.narod.ru/petr/petrl.htm. Краткое жизнеописание Петра Великого есть и на http://www.russianway.rchgi.spb.ru/pvetr.htmL. Громадную помощь учителю сможет оказать учебно-методический комплекс «Эпоха Петровских преобразований» http://www.historyl64.narod.ru, созданный учителями из города Зеленогорска Красноярского края. Проект содержит тематическое планирование, опорные конспекты, исторические источники, задания для проверки, вопросы для обсуждения и т.д.

Интернет-проект «1812 г.»

http://www.museum.ru/museum/1812 содержит более 3 тыс. файлов, в которых сконцентрированы документы о войне 1812 г. Это очень качественный тематический ресурс по отечественной истории, содержащий самую разную информацию. Наибольшую ценность представляет добротно систематизированная

библиотека проекта. На сайте есть Q

виртуальная картинная галерея, биографические сведения о военачальниках, статьи в разделе «Армия и вооружение» и т.д. Часть материалов можно заказать на CD-ROMe.

Истории Семилетней войны посвящен специализированный сайт http://www.militaryher-itage.com/7vrswar.htm, а развитию отечественной науки в XVIII в. — ресурс Михаил Васильевич Ломоносов http://www.Lomonosov-dipLom.narod.ru/index.htm.

Закономерный интерес вызывает история восстания декабристов. В интернете имеется виртуальный Музей декабристов http://decemb.hobby.ru/. Этот тематический сайт посвящен всему, что связано с восстанием 1825 года. В разделе «архив» представлены все важнейшие источники по истории восстания декабристов — «Русская правда» П.И. Пестеля и проект Конституции Н.М. Муравьева, уставы декабристских обществ, законы и манифесты, относящиеся ко вступлению на престол Николая I, следственные материалы по делу декабристов. В разделе «Мемуары» — воспоминания участников восстания и мемуары жен декабристов. Другие разделы сайта — «Статьи», «Алфавит» (набор биографий декабристов), «Галерея» (портреты декабристов), «Декабристы глазами судей» и т.д. Значительный интерес представляет раздел «Взгляд с той стороны», где декабристы представлены глазами следователей и судей. Персональный сайт http://www.Librarv.tver.ru/ddavydov/davydov-OQ.htm посвящен Денису Давыдову, участнику войны, гусару и поэту, а История военной формы в деревянной миниатюре http://www.soLdatiki.opaLev.ru/index.htm содержит интересную коллекцию деревянных солдатиков в военной форме разных стран и исторических эпох. Особое внимание уделено Отечественной войне 1812 г.

Обязательно надо посмотреть электронную версию книги Е.Лаврентьевой Культура застолья начала XIX в. http://fershaL.narod.ru/Mernories/Texts/Lavrentieva/Lav rentieva.htm

Интереснейший и очень простой в навигации проект «Российская империя в фотографиях» http://aLL-photo.ru/empire/ index.ru.htm[?pg=0&kk=b01al9b8e3 содержит подборку из почти 2 тысяч уникальных фотографий, систематизированных по 37 разделам.

Военная история отражена на сайте Дедовские войны http://grandwar.kuLichki.net/, где имеются материалы о Кавказской, Крымской, Русско-турецкой (1877—78 гг.) войнах, приведена библиография, карты, даже тексты военных песен. Павел Степанович Нахимов удостоился персонального сайта http://nakhimov.boorn.ru/. Фотографии времен Крымской войны: пехоты, кавалерии, офицерского и генеральского состава войск Англии, Франции и Турции, наград за войну, коллекция мундирных пуговиц того времени нашли отражение на страницах сайта Крымская война 1853—1856 гг. в фотографиях и раритетах http://www.crimeawar.h'10.ru/ Интересен и проект Крымская война в лицах и обмундировании. 1854—1856 гг. http://www.warraritets.hl.ru/, в котором собраны коллекции английских кокард, мундирных пуговиц, различных пряжек и знаков, а также других артефактов нашей истории.

Вторая половина XIX в. в первую очередь связана с реформами Александра II, которые также нашли свое



/отражение в интернете. В частности, в лекционной форме представлен материал Военная реформа I860—1870-х гг. http://www.nsu.ru/vk/info/cl 2O5.htm#Heading

Карта России и племена ее населяющие (1866 г.) размещена по адресу http://oLd-map.narod.ru/aLL-17.htmL.

Также имеет смысл обратить внимание на электронную базу данных по этническим конфликтам в Российской империи, которая охватывает период с 1861 г. по 1917 г.



http://www.auditorium.ru/books/471/index.htmL, сборник документов и материалов: Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX — начало XX в.) http://www.auditoriurn.ru/books/472/index.htmL.

Гигантская картина И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/ gos sov biogr.shtmL может стать довольно насыщенным источником для работы с учащимися. Уникальная по количеству изображенных лиц (81) и по своим размерам (400 х 877см), она впечатляет импозантной торжественностью и подлинной жизненностью. Групповой портрет, созданный Репиным, стал ценнейшим историческим памятником своего времени. В данном варианте это еще и ценнейший исторический источник. Картину можно не только детально рассмотреть, но и познакомиться с биографиями государственных деятелей России начала XX века.

XX век в событиях и фактах, относящихся прежде всего к истории наук о человеке, к повседневной жизни людей, к культуре в самом широком смысле слова, представлен в проекте В. Плужникова «Весь двадцатый век»— http://www.courier.corn.ru/ humanities/htm L/900.htm.

Конец XIX — начало XX века — это и активное «проникновение» в жизнь России униформ. В этой связи интересны будут сайты Униформа и знаки различия гражданских ведомств России http:// civiL-umform.narod.ru/ и Униформа и знаки различия Вооруженных Сил России http://military-uniform.narod.ru.

Восстановленные по новейшим технологиям цветные фотоснимки, сделанные С. М. Прокудиным-Горским в 1910—1916 гг. и хранящиеся в библиотеке Конгресса США, представляют видовую и жанровую съемку, документальные кадры Первой мировой войны, фотоальбом национальных окраин России. Проект так и называется: «Дореволюционная Россия в фотографиях С. М. Прокудина-Горского» http://www.Loc.qov/exhibits/empire/object.htmL.

В рамках проекта Анти-МВФ — Денежная реформа Витте http://vittel897.chat.ru/ представлены статьи разных авторов о денежной реформе 1895—1897 гг. и последующих реформах, построенных по тому же принципу (бивалютная денежная система). Эти материалы можно использовать при организации межпредметного проекта (история + экономика).



О Русско-японской войне расскажет одноименный сайт по адресу http://www.tsusriima.org.ru/.

Сайт Фонда изучения наследия П. А Столыпина http://www.stoLypin.ru содержит подробный биографический очерк и большое количество документальных фотографий, а также рассказ о характере, убеждениях и мировоззрении этого видного государственного деятеля России.

Важные данные можно получить из статистико-документального справочника Россия 1913 год http://www.patriotica.ru/historv/russial913.htmL

Подборка ссылок на ресурсы, связанные с Первой мировой войной, даны в публикации, размещенной на портале «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat no=239&page=2&d no-1040. Важно, что материал содержит конкретные методические рекомендации.

Материалы по русской культуре начала XX в. размещены на сайте Серебряного века силуэт http://www.silveraqe.ru/.

Революционный 1917-й можно изучать, используя материалы сайта «Из архивов русской революции» http://magister.msk.ru/Library/revoLt/revoLt.htm/, где размещены работы В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, П. Н. Врангеля, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе и др.

Разработчики проекта «Белая Гвардия» http://www.whiteforce.newrnail.ru/ поставили своей целью организовать сайт, содержащий максимально возможную информацию о белогвардейском движении.

Сайт Правители России и Советского Союза www.praviteLi.org содержит информацию о главах государства, правительства, коммунистической партии с 1917-го по 2000 г. Здесь же размещены материалы съездов КПСС, составы Политбюро и Оргбюро ЦК в разные годы. Сайт Съезд победителей http://17.by.ru/ посвящен истории XVII съезда ВКП(б), приводится его полная стенограмма, что создает большие методические возможности использования данного материала, например, в проектной деятельности. Сайт общества «Мемориал» http://www.memo.ru/ посвящен главным образом истории сталинских репрессий. Уникальным является материал о руководящих кадрах НКВД, о системе ГУЛАГа. Раздел «История карательных органов» http://www.memo.ru/history/nkvdfram.htm носит справочный характер. В структуре страницы: справочник «Руководящие кадры НКВД 1934—1941», где приведены данные не только о верховном управлении НКВД, но и о руководстве НКВД в республиках; справочник «Структура карательных органов за 1925—1954 гг.»; справочник по системе исправительно-трудовых лагерей.

Дополнительным визуальным источником информации для школьников могут стать пропагандистские плакаты. Коллекция пропагандистских советских плакатов размещена в интернете по адресу http://mina.ru/posters/. Представлены пропагандистские плакаты различных областей народного хозяйства, времен Второй мировой войны, а также посвященные борьбе с расхитителями собственности, тунеядцами, спекулянтами. Из зарубежных подобных коллекций интересна подборка, представленная на сайте Питсбургского университета http://www.pitt.edu/~siavic/courses/russl771/.

Множество интересных аудиоматериалов содержит портал Советская музыка http://sovmusic.ru/.

На сайте «Катынь» http://katyn.codis.ru/ выставлено очень большое количество материалов, посвященных расстрелу польских военнопленных в СССР в 1940 году. Это публицистические статьи, свидетельства очевидцев, советско-германские договоры 1939 и 1941 годов, документы о расследовании этого дела, фотографии памятников, сейчас находящихся на местах расстрелов.

Общее количество интернет-ресурсов, связанных с историей Великой Отечественной войны, исчисляется уже тысячами. Соответственно выявляются различные варианты использования интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Большое количество документов, в том числе и картографических, представлено на сайте Рабоче-крестьянская Красная Армия http://rkka.ru/.

Победители — Солдаты Великой войны http://www.pobediteli.rU/index.htm.l В год 60-летия Победы авторы хотели поименно поблагодарить живущих рядом с нами солдат Великой войны и рассказать об их подвиге. С этой целью информация о всех живущих ныне ветеранах разбита по регионам их сегодняшнего проживания. Особый интерес представляет и мультимедийная карта войны.

Наша Победа. День за днем — проект РИА «Новости» http://www.9may.ru/inform/ публикует полные тексты сводок Совинформбюро, свидетельства участников войны, фронтовые фотографии, плакаты и даже песни военных лет. Отдельный раздел этого проекта посвящен материалам прессы.

На сайте Победа. 1941—1945 http://victorv. rusarchives.ru размещены архивные фотодокументы. Основу экспозиции составили материалы из фондов специализированных архивов — Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД Санкт-Петербурга), Центрального архива аудиовизуальной документации Москвы (ЦААДМ).

ИТАР—ТАСС специально к юбилею подготовило страничку Ордена и медали http://victory.tass-online.ru/?paqe=gallerv&gcid=7, где рассказывается об основных наградах, которыми награждались защитники Отечества.

Военно-исторический портал The Russian BattLefield http://www.battlefield.ru/, соединив в себе три проекта: Русская Военная Зона, Я Помню и Советская Артиллерия 1941—45, стал, по существу, одним большим ресурсом, посвященным Великой Отечественной войне.

Сайт Отвага http://www.otvaga2004.narod.ru предназначен для тех, кого интересует информация о боевых машинах пехоты всех стран, вооруженных конфликтах и войнах, боевом применении вооружения и военной техники.

Аллея славы http://qlory.rin.ru/. основываясь на материалах почти трех десятков других сайтов, предлагает просто вспомнить наших героев. Основные разделы портала: Великие битвы, Великие полководцы, Фронтовые письма, Истории очевидцев, Список погибших 1941—1945, Солдатские медальоны 1941—1945 и другие.

Сайт День Победы http://www.may9.ru/ru/ — официальный сайт медиа-обеспечения празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Через систему ссылок сайт объединяет другие российские интернет-ресурсы, также созданные к 60-летию Победы.

Все больше в Сети ресурсов, представляющих фотоматериалы того времени. Вот, например, англоязычный сайт Russian Photography Collection http://www.schicklerart.corn/russian.european/rpc/inde x.htrnl или Раритеты фотохроники СССР http://www.borodulincollection.com/war.

Целый ряд сайтов посвящен отдельным этапам и даже эпизодам войны.


Битва за Москву http://www.ser-pukhov.su/dima/war/. Представлены предыстория событий, сведения о боях и оборонительных сооружениях. Информация с начала боев на ближних подступах до контрнаступления.

Сайт Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru/ посвящен одной из наиболее героических страниц истории Великой Отечественной войны. Интересные материалы представляет проект Битва за Ленинград http://lenbat.narod.ru/.

История Сталинградской битвы и музей на Мамаевом кургане представлены на сайте Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru/.

Сайт, посвященный Курской битве, называется «Измотать и обескровить» http://kursk60.narod.ru/. Размещены материалы о событиях каждого дня, краткий биографический справочник, фотографии и песни военных лет, а также страничка военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Другой сайт по этой теме, подготовленный Белгородским государственным университетом при поддержке городского общества ветеранов, называется Курская битва глазами современников и потомков http://www.bsu.edu.ш:8834. Проект Юго-Западный фронт http://www.ugz-front.hl.ru рассказывает о сражениях Второй мировой на Юго-Западном направлении; представлены карты, публикации, фото и др.

Сайт Молодая Гвардия http://molodguard.narod.ru/ содержит подробные биографии молодогвардейцев, тексты книг о «Молодой гвардии», а также значительную фотогалерею памятников героям войны. На краеведческом сайте Белая Берёзка http://www.bryansk.fio.ru/club fio/bryansk 60/berez-ka/poselok.htm материалы о действиях частей Красной Армии и партизанской бригады имени Чапаева. А сайт Сорокин Семен Егорович http://sorokins.chat.ru/ посвящен малоизвестным фактам, связанным с водружением Знамени Победы над Рейхстагом.

Сайт Противостояние III Рейх и СССР http://krieg.wallst.ru/ анализирует силы сторон, ТТХ боевой техники, потери, военное производство, статьи, галерею цветных фото, чудо-оружие. Стратегия использования бронетанковых войск показана на сайте Механизированные корпуса РККА http://mech-corps.rkka.ru/.

Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны представлены на особом сайте http://sovnavy-ww2.by.ru/. Сайт Великая Отечественная — под водой http://www.town.ural.ru/ship/news/2005.php3 рассказывает об отечественных подводниках и подводных лодках во Второй мировой войне. Аналогичную информацию представляет и сайт Российского подводного флота http://submarine.id.ru.

Несколько сайтов связано с авиацией. Сайт ВВС России: люди и самолеты http://www.airforce.ru/ index.htm являет собой образец коллективного творчества энтузиастов авиации. Проект Авиаторы Второй мировой войны http://www.allaces.ru/ index.shtml стремится рассказать про авиацию в СССР, Германии, Финляндии: истребительную, штурмовую, летчикам, применившим в бою таран. Представлены биографии летчиков, описания способов тарана, самолетов и сражений, статистика, фотографии, литература, ссылки. Кстати, исследователями авиации создано и несколько сайтов, посвященных отдельным воинским частям. См., например, 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительно-авиационный полк http://gv470iap.narod.ru и 174-й гв. Краснознаменный Печенгский ИАП им. дважды Героя Советского Союза Сафонова Б.Ф. http://gviap.narod.ru. Название сайта Архив 51-го минно-торпедного авиаполка http://www.beLLabs.ru/51 также говорит само за себя.



Химические войска в Великой Отечественной войне также представлены отдельным сайтом http://himvoiska.narod.ru/WW2.htmL. Здесь и химразведка, и обзор химсредств. Представлены история институтов химической обороны, химические войска Германии и Японии. Рассказывается о химиках — Героях Советского Союза. Сайт Сапер http://web.eteL.ru/~saper. посвященный инженерным войскам, содержит обширную информацию об истории, инженерной технике, маскировке, инженерных боеприпасах, фортификации... Есть и сайт Пограничные войска России http://pvrf.narod.ru/. который посвящен истории пограничных войск России с IX в.

Все больше в интернете сайтов, публикующих воспоминания ветеранов. Большинство, конечно, создается благодарными детьми и внуками. (См., например, сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны Со святой верой в Победу http://virLib.eunnet.net/books/victory/index.htmL). Но есть и такие, которые делают сами ветераны: Неизвестная война. Unknown war. Per unbekannte Krieq http://Ldbl.narod.ru/.

Проблемы, которые интересуют исследователей истории Великой Отечественной войны, наглядно отображаются как на специализированных форумах, (см., например, Форум ВИФ2НЕ http://www.vif2ne.ru), так и на сайтах многочисленных военно-исторических клубов. Тематика этих сайтов иногда далеко выходит за пределы повседневной деятельности. На сайте Память http://samsv.narod.ru военно-исторического клуба Воронежского государственного университета особое внимание следует обратить на раздел «1941— 1945», с помощью которого можно проследить боевой путь многих воинских соединений времен Великой Отечественной войны. Специализация Военно-исторического клуба «Ленинградец» http://pvnkvd. narod.ru/ — изучение истории пограничных и внутренних войск НКВД периода 1939—1945 гг., а также военная реконструкция. Клуб «Садко» http://www.sadko.mk.ua занимается исследованием истории и подводными обследованиями героических кораблей Краснознаменного Черноморского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны. Основным направлением деятельности группы Искатель http://www.1942.ru является поиск и перезахоронение воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, установление их судеб. Военная археология http://kLad.hobby.ru/miLarch.htm. Здесь много материалов о правовых нормах в поисковом движении, отчеты о проведенных экспедициях и найденных танках, артиллерии, личных вещах, знаках отличия, карты раскопок.

Самая значимая, самая благородная часть поисковой работы связана с поиском и

увековечиванием памяти погибших в годы войны военнослужащих и мирного населения.

На сайте Солдат.ру http://soLdat.ru/ опубликованы Книги Памяти нескольких регионов России, многочисленные электронные справочники по составу и формированиям Советской Армии, старому административному делению СССР и РСФСР, Архангельской области, данные о военных потерях, сканированные версии подлинных документов времен войн и множество других материалов. О том, как в поиске участвуют школьники, можно узнать на сайте Судьбы солдатские http://sudbi-soLdat.narod.ru. Огромную адресную работу с родственниками воинов, погибших, умерших и пропавших без вести на Ленинградском фронте в 1941—1945 гг., проводит Ленинградская комиссия поиска и увековечения памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны http://membook.narod.ru/index.htm.

Поиск пропавших без вести в годы Второй мировой войны на территории Германии советских граждан проходит и через сайт Вторая мировая. Имена и судьбы http://mitgLied.Lycos.de/ww2memoriaL. Электронная книга памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом 1941—1945 http://www22. brinkster.com/zasaLex, предусматривает увековечение памяти 205 тысяч воинов-евреев, погибших, пропавших без вести, умерших от ран на фронтах Второй мировой войны.

В Общественной Молодежной Организации «Объединение „Отечество" Республики Татарстан и Межрегиональном информационно-поисковом центре (МИПЦ) http://otechestvo.ipian.kazan.ru/index.htm создана компьютерная база данных, включающая более 2 млн имен погибших воинов, составленная по данным архивов, Книг Памяти регионов России, запросов родственников погибших, результатов поисковых экспедиций и т.д. Имеются электронные справочники полевых почт, воинских частей времен Великой Отечественной войны, административно-территориального деления СССР.



Из интернет-ресурсов, раскрывающих историю нашей страны во второй половине XX века, самый интересный — это 76—82. Энциклопедия нашего детства http://76-82.ru, посвященный воспоминаниям людей, родившихся с 1976-го по 1982 год. Границы «76—82» условны: этот проект для всех, кто вырос в огромной стране под названием СССР.

Многообразие представленных образовательных электронных ресурсов по Отечественной истории свидетельствует о возможности систематического использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019