zaeto.ru

Это… это очень странные тексты

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 14 страница 15


Это… это ОЧЕНЬ странные тексты1




Манифест сноба, или апология снобизма. 2

Плетенье ткани повествованья и… игры в списки 6

Возвращенье из небытия 8

Пригрезившееся совершенство. 8

Сиюминутные вечности существованья 9

Кто ищет сути – слушает звук 11




Манифест сноба, или апология снобизма.


«Они хочут свою образованность показать, и всегда говорят о непонятном!»



А.П. Чехов, «Свадьба»
«У нас говорили: «Вы слишком ученый. Здесь такие цитаты... Вы хотите показать, что вы образованный - это негуманно. Нельзя цитировать того, чего другие не знают». Почему-то именно самое яркое, талантливое, ученое представляется самым опасным, хотя …»

О. Седакова «Посредственность»

Давеча одна из замечательных умничек и моих самых ценимых читательниц, «обозвала» вашего покорного слугу снобом, сердито обвинив меня (а точнее, мои тексты) в следующих «страшных» грехах (ежели я правильно помню порядок): снобизм, лень, нелюбовь к читателю. Что ж, упрёки в снобизме и лени я с удовольствием принимаю (слегка гордясь даже, что в том же обвиняли и любимого Набокова), но всё же замечу, что если считать определением снобизма «тщательное следование вкусам, манерам и пр. высшего света и пренебрежение всем, что выходит за пределы его правил; претензии на изысканно-утонченный вкус, исключительный круг занятий и интересов»2, то в моём случае справедливо лишь не «пренебрежительное» даже, а - вполне себе равнодушное отношение ко всему, что выходит за рамки моих3 интересов, привязанностей и любовей. Не более.

Потому как именно текст – то самое единственное место, в котором я считаю собеседника (или, чаще – собеседницу) априори равными себе, достойными уваженья, и совершенно не пытаюсь подстраиваться под их настроения, желания или ожиданья4... Скорее всего, это просто – возрастное, но ведь и игра безотчётного неба в тексте достигается опытом5...И чем дальше, тем яснее понимаю я, что ежели кому-то незачем этот текст6, то пусть откупорит шампанского бутылку… иль перечёт – ну что-то там ещё7. Моё же дело – просто позвать в сказку, в текст, иногда – с легким привкусом сновиденья или ужаса, полюбоваться жемчужностями океана или мреющими облаками, поулыбаться, поразмышлять или попечалится чуть, побродить с вами в тех самых литературных и философских слегка лесах8...

Но вот что касается постоянства и ограниченности мест прогулок, тех самых книжных предпочтений и ссылок – увы! Я всё так же соглашаюсь с Борхесом, что почти у всякого плохого писателя можно найти пару хороших страниц. Но зачем!?9. Зачем, уподобляясь некоему легендарному петуху, искать где-то жемчужные зерна10, тогда как у любимых авторов в текстах – кругом сплошные сокровищницы: ожерелья, жемчуга, рубины11, золотоносный песок…

Ну и (в качестве небольшого само-оправданья) добавлю, что обычно достатошно легко включаю в long-list (ну… не в «Избранное» же, разумеется, о котором см. чуть дальше - «Игры в списки»12) любого понравившегося, в меру «конгениального» автора, прошедшего испытательный срок – своим вторым13 текстом. Итак, со снобизмом – разобрались, надеюсь?
Так, что у нас далее по списку? Сверимся с картотекой14... О, да! Лень. Тут всё более чем справедливо. Мало того, моя лень - внутренняя, исходная, истомная, не видящая вовсе стимулов к своему преодоленью. Да и вправду, зачем!?15.
И, наконец - «нелюбовь к читателю»… Ох, а вот это, увы – правда. Но, право слово... за что ж, скажите на милость, мне его любить? Ежели девяносто девять из ста читателей16, проглядев написанные (изящно и вдохновенно, между прочим!) пол-странички, скажут, зевнув: «муть голубая», и возвратятся к своим любимым текстам?17. Беда в том, что «российский читатель-современник представляет собой продукт того литературного воспитания, которое мне глубоко апатично»18... Итак, «ан масс», как говаривал Выбегалло, читатели мне скушны (за очень редкими исключеньями)19. И ничего с этим не поделаешь, вспомните хотя б Набокова, у которого тоже не было «идеального читателя», он лишь представлял его себе в виде розовощёкого бородатого интеллектуала, посасывающего трубку20, а я… гм… – даже и представить не могу.

Совсем иное дело – читательницы. Признаюсь, вот их благодарное вниманье, их улыбки и мненья – мне отнюдь не безразличны, и я с жадностью ловлю малейшие отзвуки ими прочитанного и сказанного... Что ж, давайте попробуем представить идеальную читательницу: чувственную, чувствительную, слегка влюблённую, слегка скучающую умницу, отыскивающую в моих сказках – отголоски и россыпи своих фантазий, своих детских воспоминаний, своих влюблённостей, со-творяющую текст вместе со мною. Ту, что следует (так же капризно-прихотливо, как это писалось!) – своим законам чтенья моего текста: от последовательного, терпеливого, фраза за фразою, пере-читывания, вслушиванья, вглядыванья в кружева во время вечерней ванны, до укладывания любимых сказошных отрывков (пусть даже их совсем чуть-чуть!) на любимое место в офисе, где лежат заветные вещички; от «купания» в тексте (с возвращением к нему вновь и вновь, или иногда - вовсе без оного!) – до распечатывания и «таскания с собою в сумочке» – опять же «избранного», или даже комментариев21. А ведь возможно ещё – улыбчивое любопытство, поток ассоциаций, или… Да что я – все вы, кому хоть раз приходилось испытывать муки со-творенья - и сами это знаете не хуже меня. Ну и почему же должен я ради неких абстрактных читателей, (а вовсе не ради этих, моих, любимых, понимающих меня с полу-слова, полу-вздоха) – жертвовать улыбчивой и самодостаточной, вполне себе объёмной и забавной свободой текста22, отвечающей моему, и, дай Бог – чьему-нибудь ещё (а вдруг?) нынчешнему состоянию – вот – сейчас? Нетушки-нетушки.

Давным-давно, ещё в «Поисках времён», я сделал первую попытку некоей (пусть и не слишком жёсткой) структуризации текста и «подгонки» его под существующие каноны23 восприятия литературного текста. И... вот признаться ли? Если к «Со-творенью» я ещё иногда возвращаюсь (и с удовольствием!), то к «Поискам» - лишь местами24. Подозреваю, что как раз теми, где нет «придуманности», искусственности, во имя вот этого нелюбимого (ах, как он чувствует мою нелюбовь25 – ну и фиХ с ним!) читателя.

Нет-нет, не отрекусь – «от самой безнадёжной и продрогшей – из актрисуль..»26 - ни от строки, ни от странички текста, ни от способа его чувствовать, со-творять. Но


А вот до этого «но» замечу, что мне, по счастью, не приходится во имя денежного или сиюминутного27 успеха жертвовать собственными желаньями и прихотями, так что «пишу я ради совершенно конкретного удовольствия…»28 - и ради тех редких мгновений со-творенья, когда чья-то душа откликается вдруг…Откликается – там, на небесах, слыша созвучья, даря пониманье29. А утвержденье «читатели читают тех, кто их любит, или ненавидит»30, а не тех (добавлю от себя) кто к ним равнодушен, считая большинство из них иными, гоблинами и прочими неприятными созданьями31 – быть может, и справедливо, но… Послушайте, ну неужто (вспоминая навскидку): Набоков, Бунин, Булгаков, Чехов, Стругацкие, да сам Толстой наконец – любили людей, «решали их проблемы»? Да Бог с вами, конечно же, нет - ведь именно тогда, когда они пытались это делать32 становились дидактичны, стандартны, да и… просто скушны.

Кроме того, я бы всё же не стал позиционировать эти тексты как «десертное желе - вкусно, но бесформенно»33 (хотя против и возразить нечего, чем плохо: к кофею, да в хорошем настроении, несколько страничек такой «вредности»?). Не стал бы, хотя б потому, что они вообще никак не позиционируются: «не написал… случилось так»34. И, право ж, очень жаль, если у моего гипотетического35 «идеального» (или хотя б доброжелательно-внимательного читателя, а уж тем более – читательницы, не дай Бог!) возникнет ощущение пренебрежения ими – это вовсе не так, хотя тексты эти (практически все, за исключением нескольких сказок и отрывков, написанных «под заказ» для совершенно конкретных читательниц), писались прежде всего – для себя, для того Самого «конкретного удовольствия». Но, поверьте, читать текст их глазами – удовольствие не меньшее… Вспомните, наконец, эпиграфы к «Со-творенью»36

Ну во-от, начинается: «опять ссылка? Да ссылки тебе дороже людей!»37, «Прекратите цитатничать!», «Я хочу видеть ваши мысли»38 - ах, избавьте, избавьте меня от ужасной участи - необходимости это слышать…. Ведь цитируя – здесь и сейчас! - конкретный текст, конкретную строчку – я «оживляю» души любимых авторов, и вместе с ними со-творяю новую, сиюминутную реальность – для и во имя – тех, кому… Цитаты, ссылки, аллюзии – в этом контексте – всего лишь «упоминательная клавиатура»39, добавляющая дополнительные измеренья, оттенки, обертоны, нюансы… Не говоря уж о том, что «все мы просто обречены на цитаты…»40. И вот лыко в строчку оттуда же: «Мне скушна и неинтересна манная каша41 в головах большинства моих читателей, так почему же я должен кормить их с ложечки, ежели их вздорные представления и вкусы – там, у подножия моей башни из Слоновой кости – так далеки от моих?»42 - ну и конечно, тут немедленно вспомнится Бальмонт: «Почему я, такой нежный, должен всё это выслушивать!?»43.
И наконец (после таких небольших, до главного «но» - отступлений) – о самом страшном, на мой вкус, грехе, о котором, кстати, пока почти и не упоминалось даже… О грехе Само-любования. Грешен, признаюсь, хоть с этим и борюсь. Грех сей, пусть и не искажающий истины реальности (видит Бог, ни словечка… - гм, ну, почти ни словечка – неправды нет в этих текстах), а только лишь – меняющий освещение, подсветку, фон, интерпретацию, наконец – есть. Да ведь общеизвестно (или это я сейчас придумал?) - зритель влюбляется в героиню фильма только ежели и сам режиссёр, и оператор, и вся группа - смотрят на неё влюбленными глазами… А влюблённость, сотворённая реальность - всегда меняет освещенье. Вот я и …
Что ж, на этом – манифест воинствующего снобизма или этакую «апологию сноба»44 прошу считать законченной. До.

До – новых встреч в эфирах (в каком-нибудь из них – возможно, и в том самом, в котором мы все пребудем в «распылённом состоянии» - как принцессин батюшка у Пристли45)…

Но…


страница 1 страница 2 ... страница 14 страница 15


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019