zaeto.ru

Формирование чувства любви к Родине Мордовии и России, своему городу, селу

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4


Программа

«Музыкальное искусство Мордовии в дошкольных

образовательных учреждениях» (Саранск, 2007)

(авторы – Карпушина Л.П.; Абудеева Н.Б.)
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения. В связи с этим необходимо вводить региональный (национально-региональный) компонент содержания музыкального образования в дошкольные образовательные учреждения. Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора, произведения композиторов Мордовии, составляющие в целом музыкальное искусство республики.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским народным музыкальным искусством, музыкой композиторов Мордовии, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной этномузыкальной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения,.

Данная цель реализуется в ходе следующих задач:



  1. Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.

  2. Формирование интереса и любви к музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому музыкальному фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.

  3. Создание эффективной музыкально-образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности, чувства сопричастности к мировой цивилизации в целом.

  4. Содействие формированию оптимистического настроя, мироощущения в ходе восприятия и интонирования музыкального фольклора, желания исполнять мордовские, русские, татарские народные песни и танцы, радоваться им, развивать эстетическое отношение к произведениям народного музыкального искусства.

  5. Формирование творческого воображения, художественного вкуса, расширение кругозора, развитие эмоциональной отзывчивости, музыкально-сенсорного слуха в ходе освоения музыкального искусства Мордовии.

  6. Знакомство с различными жанрами народной музыки, народными инструментами, танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.

  7. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.

  8. Формирование навыков восприятия и интонирования мордовских, русских, татарских народных песен, исполнения народных танцевальных движений, навыков игры на народных инструментах различных этносов, проживающих в республике.

  9. Развитие чувства этностиля, способности на слух различать произведения мордовского, русского, татарского народного музыкального искусства.

  10. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, этномузыкального слуха и основ личностной этномузыкальной культуры у детей различных национальностей.

Основные принципы освоения музыкального искусства Мордовии:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский музыкальный фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение народной музыки различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.

  2. Этическая, эстетическая, экологическая направленность этномузыкального образования. Предполагается, что на примере музыкального искусства разных народов будет проходить воспитание любви к природе, к земле, дому, Родине, матери, а также формирование чувства прекрасного, радостного ощущения от соприкосновения с удивительными произведениями мордовского, русского, татарского народов и композиторов Мордовии, желания вновь и вновь «общаться» с этномузыкальным искусством.

  3. Комплексный подход при знакомстве с народной музыкальной культурой. Народное музыкальное искусство будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.

  4. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.

  5. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Это, с одной стороны, позволяет сделать процесс знакомства с этномузыкальной культурой интересным, увлекательным, радостным, вносить в процесс музыкального воспитания красочность, оптимистичный настрой, способствующий «оздоровлению» души ребят, реализации эффекта фольклоротерапии; другой стороны, дает возможность облегчить введение народного музыкального искусства в воспитательный процесс, т.к. основные календарно-обрядовые и религиозные праздники и у русских, и у мордвы совпадают (Рождество, Масленица, Закликание весны, Пасха, Троица). Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.

  6. Задействование разновозрастных групп в воспитательно-образовательном процессе. Это позволяет вовлечь в праздничное действие больше участников, соучастников и слушателей, а также «насытить» праздник в младших группах более сложными номерами и театрализованными представлениями.

  7. Интегративность. Подготовка праздника требует создания реквизита, масок, оформления, и эта работа может быть выполнена на занятиях изобразительной деятельностью.

  8. Повторность календарно-обрядовых праздников в течение ряда лет. Это исходит из повторяемости в быту крестьян календарных обрядов. Данный подход позволяет закрепить основные моменты праздничной культуры народов, населяющих регион.

  9. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

  10. Использование этно-своеобразной направленности творчества композиторов Мордовии для максимального «слухового насыщения» и формирования интонационно-слуховых представлений, позволяющих интуитивно определять мордовскую музыку. Этот подход требует использования в основном тех инструментальных сочинений композиторов Мордовии, которые либо цитируют народные мелодии, либо написаны в народном стиле.

Данная программа осваивается в сочетании с одной из программ, направленных на постижение русского музыкального фольклора («Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях» Л.И. Мельниковой, А.И. Зиминой (М., 2000), «Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду» М.В. Хазовой (М.,1999), «Оберег. Комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду» (М., 1999), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой (Спб., 1998) и др.).

Изложенные выше цели, задачи, принципы реализуются в содержании регионального компонента содержания музыкального образования.



Содержание регионального компонента музыкального образования в ДОУ смешанного типа будут составлять:

  • произведения композиторов Мордовии, цитирующие мордовские народные песни или наигрыши, или написанные в народном духе, закрепляющие в сознании детей своеобразие мордовской музыки;

  • произведения композиторов Мордовии, имеющих патриотическую, этическую, экологическую направленность; написанные специально для детей дошкольного возраста;

  • русские, простейшие мордовские, татарские народные песенки (в основном из детского музыкального фольклора) для интонирования;

  • народные инструментальные наигрыши в записи;

  • наиболее известные мордовские народные песни для слушания («Луганяса келуня», «Умарина» и др.).

Дети должны знакомиться с мордовскими, татрскими народными песнями, наигрышами, играми и плясками, так как несмотря на «языковой барьер», народное песенное искусство доступно детям благодаря тем моментам, которые объединяют музыкальное искусство разных народов:

  • отражение в песнях гармонии мироздания;

  • слитность с природой и космосом;

  • связь с круговоротом природы;

  • наличие общечеловеческих ценностей: любви к природе, уважения к родителям, гармонии с миром и т.п.;

  • наличие общечеловеческих эмоций и чувств, выраженное в близких интонационно-эмоциональных константах;

  • возможность творческого самовыражения в ходе освоения народного музыкального искусства для каждого ребенка и возможность межличностного общения.

Ребенок, с его чувствующей душой и еще более или менее «девственным» слухом, способен почувствовать притягательность любой музыкальной культуры, найти в ней «родственные» чувства и звуки, несмотря на языковые преграды. Именно поэтому дошкольный возраст так важен для формирования интереса к культурам разных народов. Очень важным моментом является знакомство детей с русскими, мордовскими , татарскими народными праздниками. Ребята видят, что у мордовского народа, как и у русского, существуют похожие по своему значению праздники, которые тесно связаны с жизнью природы, временами года и в ходе которых происходит единение человека и природы. Знакомство с земледельческим календарем позволяет сформировать у детей «родственное отношение к миру» (Б.М. Неменский), уважение к земле и сельскохозяйственному труду, любовь к природе, желание беречь ее. Изустность музыкального фольклора позволяет общаться детям между собой и со взрослыми на ином уровне коммуникации – на уровне идущего от сердца слова, на уровне душевного, эмоционального общения.

Однако, несмотря на многочисленные черты общности, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор, искусство любого народа имеет свои специфические черты, обусловленные Космо-Психо-Логосом этноса (Г. Гачев). Народное искусство несет в себе как бы «сгусток выражений национального характера» (М.А. Некрасова), поэтому на этническое своеобразие (проявляющееся как в образах, жанрах народных песен, так и в музыкальном языке) русской, мордовской, татарской музыки необходимо постоянно указывать детям. Формированию чувства этностиля будет способствовать освоение песен-типов (у Т.Я. Шпикаловой - «вещь-тип»), т.е. песен, в которых наиболее ярко, полно отражены национальные стилевые черты (интонационно-ладовые, фактурные, тембровые особенности) мордовского музыкального искусства.

В связи с вышеизложенным, можно выделить критерии отбора произведений народного музыкального творчества, предназначенного для освоения в ДОУ:


  1. Проявление этнического своеобразия в народных песнях, предлагаемых для интонирования (в мордовских народных песнях - ангемитонные структуры типа: м.3+б.2., б.2+м.3; м.3+б.2+б.2; б.2+м.3+б.2 и др.).

  2. Ярко выраженное игровое, танцевальное начало народных песен, предлагаемых для интонирования.

  3. Наличие общечеловеческих ценностей.

  4. Доступность в образном и техническом плане.

  5. Известность и узнаваемость мордовских народных песен, отобранных для слушания.

В богатейшей сокровищнице мордовского народного искусства можно найти огромное количество образцов, ярких и выразительных, доступных для освоения детьми дошкольного возраста. Это многочисленные приуроченные песни: «колядама морот» (калядки): «Ой, каляда! Течи чизэ каляда!» («Ой, коляда! Сегодня день коляды!»); «пиземонь серьгядемат» (закликание дождя): «Тук, тук, пиземня» («Пойди, пойди, дождичек»); «маслянь морот» (масленичные песни): «Нармоннят, нармоннят» («Птички, птички»), «Ай, сязьгата, сязьгата» («Ай, сорока, сорока»); «вербавань морот» (вербные песни): «Верба кштий, комоти» («Верба пляшет, прыгает»); «нюряфтома морот» (колыбельные песни): «Тютю, балю, баюня», «Удок, удок» («Спи, спи»); «шабань налхксема морот» (детские потешки): «Кштий, кштий, комоти» («Пляшет, пляшет, прыгает»), «Ай, шеерня, уройня» («Ай, мышонок вертлявый»). Многие мордовские песни могут быть использованы для музыкально-ритмической деятельности: «тундонь серьгядемат» (закликание весны): «Ёр еру, да, ёр, еруша»; «кужень морот» (круговые песни): «Селека» («Селезень»), «Кавто церат тикше ледить» («Два парня сено косят»), «Косо, косо, да Утяша?» («Где, где, Утяша?»).

Конечно, формирование целостного представления о мордовской музыкальной культуре невозможно без изучения профессионального искусства Мордовии. Часть произведений композиторов Мордовии будет использоваться в ходе фольклорных праздников как материал для музыкально-ритмической деятельности («Наигрыш» Е. Лысенковой, «Мордовский танец» Л.П. Кирюкова), часть - на занятиях в качестве материала для слушания («Веселое настроение» Н.В. Кошелевой, «Мотыльки» М. Волкова и др.), пения (известные песни Г.Г. Сураева-Королева, Н.В. Кошелевой и др.), игры на детских музыкальных инструментах.

Критериями отбора инструментальных произведений композиторов Мордовии являются:


  1. Образность произведения, его яркая эмоциональная выразительность.

  2. Наличие танцевальных или характерных ритмов.

  3. Наличие ярко выраженной мелодии, частей, повторяющихся мотивов.

  4. Небольшой объем звучания.

  5. Национальное своеобразие, проявляющееся в использовании характерных попевок (типа «ми – соль – ля», «ре – фа – соль – ля»), педалей, кварто-квинтовых созвучий в аккомпанементе и др.

Значительной проблемой является отбор детских песен композиторов Мордовии, которые в основном не несут в себе элементов этнического своеобразия и предназначены для расширения кругозора детей, приобретения знаний о творчестве композиторов региона, для решения общих воспитательных и развивающих задач музыкального образования. Как показала практика, наибольший интерес детей вызывают песни Г.Г. Сураева-Королева («Художница», «Арбузная заря», «Солнечные зайчики»), Н.И. Бояркина («Птицы в пироге» и др.). Замечательные песни Н.В. Кошелевой также используются на занятиях, однако тут существуют определенные трудности, связанные с «языковым» барьером. Критерием отбора песен композиторов республики общеприняты: художественность, доступность, педагогическая целесообразность (Д.Б. Кабалевский).

Русское, мордовское, татарское музыкальное искусство осваивается детьми в различных видах музыкальной деятельности. В младшей группе при освоении русского, мордовского, татарского музыкального фольклора акцент делается на музыкально-ритмическую деятельность и игру на детских музыкальных инструментах. В ходе музыкально-ритмической деятельности дети слушают русские, мордовские, татарские прибаутки, частушки, плясовые песни и наигрыши, пьесы композиторов Мордовии, которые сопровождаются различными движениями в соответствии с характером музыки. Под данную музыку дети показывают как обычные движения – приседания, подпрыгивания, хлопки, так и усваивают простейшие танцевальные движения мордовского народа («притоп», «полочка», покачивание поднятыми вверх руками), стремясь далее использовать эти движения в свободной пляске. Постепенно формируются навыки движения в орнаментальном хороводе (движения по кругу, прохождение «сквозь ворота»), сольного исполнения ряда национальных танцевальных движений в ходе проведения хороводных игр, навыки создания образных движений персонажей при драматизации потешек и прибауток.

В процессе слушания мордовских наигрышей и пьес композиторов республики, а также исполнения простейших мордовских песенок необходимо знакомить детей с мордовскими народными инструментами (куцюфт (пенчт), пайгонят (баягинеть), свистульки), формировать навыки игры на них. Необходимо также способствовать импровизации звукоподражаний на данных инструментах. В ходе слушания пьес мордовских композиторов, написанных в народном духе, отмечается, что авторы этой музыки жили и живут в Мордовии, что данная музыка очень похожа на музыку, которую создавал мордовский народ.

Что касается пения, то в процесс обучения детей различных национальностей включается минимальное количество мордовских народных песен (1-2), простых по мелодическому и ритмическому рисунку, имеющих игровой характер, сочетающих разговорные и мелодические интонации.



В средней группе в процесс знакомства с русским, мордовским музыкальным искусством включается пение. Дети интонируют простейшие мордовские народные песни (потешки, прибаутки, колядки, масляничные песни, заклички, игровые, хороводные, плясовые) в объеме терции и кварты со структурой м.3+б.2., б.2+м.3., стремятся соединить песни с движениями. Детям предлагаются песни композиторов Мордовии с ярким сюжетом.

В процессе организации слушания детей продолжают знакомить с произведениями композиторов региона, определять их характер, различать на слух русскую и мордовскую плясовые мелодии.

В ходе музыкально-ритмической деятельности дети знакомятся с мордовскими плясками, хороводами, изучают национальные танцевальные движения (шаг с притопом в различных направлениях; «веретенце», повороты корпуса вправо и влево на носках), приобретают навыки движения в парах (кружение), в хороводе (ход «змейкой», по кругу, поочередно в разных направлениях; построение в пары и в круг). Очень важным является формирование навыка использования танцевальных движений при драматизации песен.

Детей продолжают знакомить с различными мордовскими народными музыкальными инструментами: чавома (шавома), пайгонят (баягинеть), предметами домашней утвари (печные заслонки, стиральные доски), формируют навыки игры и импровизации на инструментах, а также навыки игры в ансамбле и в качестве солиста.

В старшей группе несколько возрастает диапазон интонирования народных песен. Дети исполняют русские народные песни, мордовские народные песни в объеме кварты-квинты со структурой м.3+б.2+б.2, б.2+м.3+б.2; причем к прежним жанрам добавляются мордовские весенние обрядовые песни (вербные песни, троицкие песни), а также шуточные песни и частушки. Привлекают внимание детей песни композиторов Мордовии с яркими и выразительными мелодиями. Педагог должен ставить перед собой задачи по формированию важнейших вокальных навыков: напевного и выразительного исполнения, четкой дикции, чистоты интонирования в пределах кварты-квинты.

В ходе слушания дети знакомятся с русскими, мордовскими лирическими песнями о труде, эпическими песнями со сказочным сюжетом, весенними хороводными песнями, а также пьесами и музыкой композиторов Мордовии; народными и профессиональными исполнителями республики. В ходе формирования чувства этностиля дети учатся различать русские, мордовские, татарские инструментальные наигрыши, пьесы плясового характера русских и мордовских композиторов.

В старшей группе идет активный процесс усвоения различных национальных (мордовских) танцевальных движений: притопа с покачиванием кистей вдоль туловища вперед-назад; «качалочки», «елочки», хода с подскоком, выставления правой ноги на пятку с различными движениями рук. Важным является также формирование навыка движения в хороводе («стенка на стенку», «капустка», «улитка» и др.), в парах; навыка сольного исполнения танцевальных элементов, навыки танцевальной импровизации и импровизации образных движений.

Продолжаются в старшей группе и знакомство с мордовскими музыкальными инструментами (кальхциямат (кальцаемат)) и формирование навыков игры на них как сольно, так и в оркестре; навыка импровизации аккомпанемента к песням, играм, пляскам.

Возможности детей шестилетнего возраста, по сравнению с другими возрастными группами, значительно возрастают. Поэтому в подготовительной группе дети могут интонировать русские, мордовские, татарские народные песни различных «взрослых» жанров: хороводные, лирических, эпических песен в объеме квинты, сексты, септимы, исполнять детские песни композиторов Мордовии, более сложные по эмоционально-образной сфере и выразительным средствам. Педагог ставит задачи по развитию навыков выразительного и напевного интонирования, четкого произношения текста, пения на опоре. В этом возрасте возможны первые попытки формирования навыка бурдонного двухголосного пения.

В ходе восприятия музыки идет активный процесс формирования чувства этностиля. Детей знакомят с различными русскими, мордовскими, татарскими лирическими, эпическими, свадебными песнями, инструментальными наигрышами, выделяют их этническое своеобразие, учат различать на слух мордовские, татарские и русские наигрыши, пьесы русских и мордовских композиторов. Большое внимание уделяется изучению творчества известных композиторов Мордовии: Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, Г.И. Вдовина, Н.В. Кошелевой и др.

В ходе музыкально-ритмической деятельности дети продолжают усваивать национальные танцевальные движения русского и мордовского народов (различные движения рук в сочетании с притопом при движении вперед, в сторону, «качалочка», «елочка», «боковой шаг»), приобретают навыки импровизации под музыку, навыки движения в хороводе («плетень», «улица» и др.) и сольного исполнения, а также навыки движения в зависимости от сюжета обрядовых игр.

В ходе организации игры на музыкальных инструментах дети знакомятся с новыми мордовскими народными инструментами (кальдердема; детские музыкальные инструменты, изготовленные из подручных материалов - сюрьхцем (срафтома пелькс), лопа, акацань ведьмекс) и приобретают навыки игры и импровизации на них.

Таким образом, освоение детьми музыкальной культуры русского, мордовского, татарского народов будет способствовать воспитанию любви к малой Родине, формированию интереса и уважения к коренному этносу, его музыкальным традициями, формированию толерантности в межэтнических отношениях, расширению кругозора и накоплению интонационно-слуховых представлений, развитию музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости и музыкально-сенсорного слуха, а знакомство с родной музыкальной культурой позволит представителю каждого этноса самореализоваться, т.е. освоить родной музыкальный язык, общечеловеческие и этнические ценности, повысить этническое самосознание. С другой стороны, знание истории и культуры различных народов, взаимосвязи своей культуры с культурами других этносов будет способствовать укреплению межэтнических отношений, совершенствованию межнационального общения.

Содержание программы

«Музыкальное искусство Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях»


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Пение

Задачи:


  • знакомить с русскими народными песнями различных жанров: колыбельной, пестушкой, потешкой, прибауткой, закличкой, игровой и плясовой песней; учить эмоционально отзываться на них;

  • формировать навык выразительного прочтения стихотворного текста русских песен и учить подпевать повторяющиеся мотивы, правильно интонировать в пределах терции;

  • учить совершать несложные движения, характеризующие персонаж или действия персонажа при исполнении народной песни.



Слушание


Задачи:

  • знакомить с мордовскими народными песнями, учить эмоционально отзываться на них;

  • учить различать плясовую и колыбельную мелодии и сопровождать их простейшими движениями;

  • знакомить с произведениями композиторов Мордовии, написанных в народном стиле, учить выражать свое отношение к музыке с помощью движений;

  • учить различать мелодии лирического и радостного характера.

Музыкально-ритмическая деятельность


Задачи:

  • знакомить с русскими и мордовскими плясовыми мелодиями и инструментальными наигрышами, произведениями композиторов Мордовии;

  • формировать навык движения под музыку в соответствии с характером;

  • учить выполнять русские (притопы, «каблучки», «ковырялочка») и мордовские танцевальные движения (притопы, «полочка», покачивание поднятыми вверх руками);

  • формировать навык творческого использования различных ранее изученных танцевальных движений в свободной пляске;

  • формировать навык исполнения танцевальных элементов в парной пляске;

  • формировать навык сольного исполнения ряда танцевальных движений в ходе проведения хороводных игр;

  • формировать навык создания образных движений персонажей при драматизации игровых песен.

Игра на музыкальных инструментах


Задачи:

  • знакомить с русскими (коробочки, жужжалки, свистушки) и мордовскими (пайгонят (баягинеть) - колокольчики, кевонь тутушка (кевень дудушка) - свистушка, сюрьхцем (срафтома пелькс) -гребенка, лопа - лист дерева, шпулька, акацань ведьмекс - стручок акации) народными музыкальными инструментами;

  • формировать желание слушать и играть на данных инструментах, учить узнавать их и называть;

  • формировать навык игры и импровизации звукоподражаний на данных инструментах.

I квартал


Тема: «Моя семья. Мой дом».
Музыкальный репертуар

В солнечной Мордовии. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. А. Громыхина – слушание.

(М) Тю-тю, баю-бай – слушание.

(Э) Баю, баю, баю, бай – слушание.

Ладушки. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст.М. Гладкова – пение.

Нюрямня (Колыбельная). Н. Бояркин – слушание.

Левженский танец. Обр. В. Белоклокова – ритмика.


II квартал

Тема: “Заинька, попляши!”

Музыкальный репертуар

(Э) Нумолнэ (Зайчик) – слушание.

(М) Нумолня (Зайчик) – слушание.

Гуляла, гуляла подруженька. Обр. А. Путушкина – слушание.

Кужонь моро (Хороводная). Н. Бояркин – ритмика.


III квартал
Тема: “Солнышко, посвети”



Музыкальный репертуар

Тикшень ледема (На сенокосе). Н. Бояркин – слушание.

(М) Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) – слушание.

Куда наряжают девчат. Обр. П.Гайни – ритмика.
IV квартал

Тема: “Дождик, дождик, пуще!”
Музыкальный репертуар

(Э) Тук, тук пиземне (Полей, полей, дождичек) – слушание.

(М) Тук, тук, пиземня (Лей, лей, дождичек) – слушание.

Кольни пиземне (Веселый дождик). Н. Бояркин – слушание.

Луганяса келуня. Н. Бояркин – ритмика.


СРЕДНЯЯ ГРУППА

Пение


Задачи:

  • продолжать знакомить с различными жанрами русских народных песен, учить их интонировать;

  • познакомить с мордовскими народными песнями в объеме малой и большой терции, кварты со структурой м.3. + б.2., б.2 +м.3 различных жанров: колядкой, закличкой, масленичной и хороводной песней, потешкой, прибауткой, песенками из сказок;

  • учить чисто интонировать мордовские народные песни в пределах кварты;

  • формировать навык напевного интонирования;

  • учить инсценировать песню с несколькими персонажами;

  • знакомить с детскими песнями композиторов Мордовии, формировать навык их исполнения.

Слушание

Задачи:


  • продолжать знакомить с русскими, мордовскими, татарскими народными песнями, учить выявлять их характер;

  • продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии;

  • учить определять характер инструментальных произведений;

  • учить различать «на слух» русскую, мордовскую, татарскую пляску.

Музыкально-ритмическая деятельность

Задачи:


  • продолжать знакомить с русскими и мордовскими плясовыми мелодиями; хороводными песнями и играми, инструментальными наигрышами, произведениями композиторов Мордовии;

  • формировать навык исполнения русских народных танцевальных движений (в «две ноги», «в три ноги», «каблучки» и др.) и мордовских танцевальных движений (шаг с притопом с движением в различных направлениях; «веретенце», повороты корпуса вправо и влево на носках);

  • формировать навык творческого использования различных танцевальных движений в свободной пляске;

  • формировать навык движения в хороводе (ход «змейкой», по кругу поочередно в различных направлениях, построения в пары и круг);

  • формировать навык движения в парах;

  • формировать навык использования танцевальных движений при драматизации песен;

  • формировать навык импровизации образных движений в народных играх.

Игра на музыкальных инструментах

Задачи:


  • продолжать знакомить с различными русскими и мордовскими (предметы домашней утвари, куцюфт (пенчт), шавома (чавома), шпулька) народными музыкальными инструментами, формировать навык игры на них;

  • формировать навык импровизации на народных инструментах;

  • формировать навык игры в ансамбле и в качестве солиста.


I квартал

Тема: «Мой дом – Мордовия и Россия»

(моя страна, мой край, мой город (село), моя семья)

Содержание.

В этом квартале делается акцент на патриотическое воспитание детей. Родная земля – источник добра и силы, любви и красоты, того, чем жили прадеды и деды. Недаром в народе говорили «Шачема вастта мазы мезевок аш» (м) («Красивее Родины места не найти»), или «Родной крайса, кода райса» (м) («В родном краю, как в раю»), или «Родинафтома ломанць, што пизофтома нармонць» (м) («Человек без Родины, что птица без гнезда»).

Музыкальный руководитель беседует с ребятами о том, что в течение года они будут встречаться с русской, мордовской народной музыкой и произведениями композиторов Мордовии. Эта музыка расскажет им о родном крае, о том, какие люди жили и живут в нашей республике. Необходимо отметить, что народные песни – это бесценная сокровищница, куда испокон веков русский, мордовский народ по крупицам собирал золото народной мудрости. Века тщательно отшлифовали мелодию песен, и они стали такими прекрасными и величавыми. В них выражена любовь народа к своей Родине.

С чего начинается родной край, малая Родина? С родного языка, дома, семьи, колыбельной песни матери, ее любви к своим детям. Недаром в народе говорили: «Эсь тядясь кельги, кода кизоньшись эжди» (м) («Родная мать так любит, как летнее солнышко греет»), «Кода аф эряват кшифтома-салфтома, стане аф эряват кудфтома-вастфтома» (м) («Как нельзя жить без хлеба – соли, так нельзя жить без дома»), «Аш стама кельги ялга, кода эсь тядяце» (м) («Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). А колыбельные песни еще больше подчеркивали материнское тепло, заботу и любовь.

Музыкальный руководитель с детьми разучивает колыбельную (мокшанскую или эрзянскую (на выбор)): «Баю, баю, баю, бай» или «Ай, баюня, бай». Обращается внимание на характер исполнения, звуковедение. При исполнении предлагается ребятам как бы покачивать на руках или в люльке куклу.

При слушании «Тютю-балю» (сл. Ф. Атянина, муз. Л.П. Кирюкова) можно использовать прием «свободного дирижирования». После прослушивания выяснить, какие чувства возникают у ребят в процессе слушания; что рассказала мелодия о чувствах матери, поющей колыбельную.

При повторном слушании «Тютю-балю» наиграть первые два-три такта песни, предложить ребятам вспомнить название песни и автора. Учитель предлагает применить для аккомпанемента песни треугольник. При повторном слушании поднять руку в том месте, где изменяется мелодия (для осознания припева и запева песни).

«Левженская плясовая» в обработке В. Белоклокова. Слушание и разучивание танцевальных движений.

После разбора музыки учитель объясняет движение рук (покачивание вдоль туловища). Затем эти движения разучиваются и исполняются отдельными детьми, а затем и всей группой.

Музыкальный репертуар.

Земля моя любимая. Муз. А. Аверкина, ст. П. Черняева – слушание.

В солнечной Мордовии. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. А. Громыхина – слушание.

(Э) Баю, баю, баю, бай – пение.

(М) Ай, баюня, бай – пение.

Тютю-балю. Муз. Л.П. Кирюкова, ст. Ф. Атянина – слушание.

Левженский танец. Обр. В. Белоклокова – ритмика.


Тема: «Осенние посиделки»
Содержание.

Дети знакомятся с праздником, посвященном сбору урожая. На дворе - осень, на огороде – богатый урожай овощей; в амбарах – горы золотистого зерна; в садах спеют румяные яблоки. Как не отпраздновать столь радостное событие? Как не порадоваться обильному урожаю, как не отдохнуть от тяжелого труда, не высказать свою благодарность матушке-земле или ее покровительнице Мастораве. В народе говорили: «Казьсак модать весть, сонь тонь - кемоньксть» (м) («Вознаградишь землю один раз, она тебя - десять раз»); «Сёксесь няфтьсы, месть тиендеть тунда» (м) («Осень покажет, что ты делал весной»); «Эста кайги мороце, кда урядаф сёроце» (м) («Тогда звонко песня поется, когда весь урожай соберется»). И люди собирались на праздник осени.

Главными действующими лицами на празднике у мордовского народа были девушки на выданье. Они показывали свое мастерство в умении угощать и встречать гостей, в умении развеселить их. Несколько вечеров девушки приглашали, угощали и веселили то людей пожилого возраста, то своих сверстников.

Любили на мордовских праздниках загадывать загадки. Вот некоторые из них:




(м) Кизонда касан паксяса,

Пильге лангста керсамазь,

Тялямаса пикссамазь,

Яжсесамазь, ичсамазь –

Оцязоронь инголи путсамазь.

(Кши.)



Летом расту я в поле,

После с ног меня сваливают

Цепями бьют,

На царский стол подают.

(Хлеб.)


(м) Монь ули лама кизонь тишезе,

Касы латода вяри.

(Комля.)


У меня есть многолетняя трава,

Растет выше двора.

(Хмель.)


(э) Иень перть касан,

Пильге лангсто керясамизь,

Сайсамизь, чавсамизь,

Ичесамизь, пидесамизь

Инязоронь икелев путсамизь.

(Кши.)



Целый год расту,

С ног срежут,

Привезут, бьют,

Замесят, испекут,

На царский стол положат.

(Хлеб.)


(э) Каль тарадга

Цють а менельс кепететсь.

(Комоля.)


По веточкам ивы залез

Чуть не до небес.

(Хмель.)


И конечно, водили хороводы, танцевали яркие, веселые танцы.

Музыкальный репертуар.

Умарина (Яблонька). Н. Бояркин – слушание.

Пеетькшнемань кштима. Пейдемань киштема. Танец-шутка. Н. Кошелева – ритмика.


II квартал

Тема: “Встречаем зиму”
Содержание.

В старину, как и сейчас, ребятишки очень любили зиму, ждали ее с нетерпением как сказочное, удивительное и таинственное время года, которое приносило глубокие снега, голубой лед на реке, метель и пургу, крепкие морозы. Долгими зимними вечерами сочинялись и исполнялись народные танцы, песни, сказки, рассказы о зиме, морозе, зимнем лесе и его обитателях, которые были захватывающими и интересными. А мужчины у мордвы занимались резьбой по дереву. Изготовляли посуду: ковши, миски, скалки - предметы домашней утвари. Обязательно их украшали, чтобы была не только польза, но и красота. Например, у ковшика ручку делали в виде уточки. Заранее готовили к зиме санки и ледянки, чтоб они были крепкими и надежными.

С шумом, криком, радостью и весельем ребята высыпали на улицу, катались с высоких гор, лепили снежных баб, строили крепости, играли в снежки и разные игры.
Музыкальный репертуар

Веселое настроение. Н. Кошелева – слушание


Дед Мороз. Муз. Н. Митина, ст. А. Громыхина – пение.

Мордовский танец. Л. Кирюков – ритмика.


Тема: “Животные в мордовском фольклоре”



Содержание.

Музыкальный руководитель рассказывает ребятам, что у человека уже в древности появились друзья-животные, которые помогали в работе, веселили и радовали, охраняли. Выяснить с детьми, кто они. У мордовского народа о домашних животных сложено много загадок.




(м) Тише лангса уды

Сонцьке аф ярхцай,

Лияндиге аф максы.

(Пинесь.)



На сене спит,

Сама не ест

И другим не дает.

(Собака.)


(м) Сисем ваймонза,

Фонарьхть сельмонза.

(Катось.)


Семь душ (у нее),

Глаза как фонари.

(Кошка.)

Они воспевались и в песнях. Так появились песни «Раужо баран» («Черный баран») и «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка»).

Одним из самых ласковых животных была кошка. О ее хитрости и уме у мордвы сложено немало сказок («Петушок и кошечка», «Кот и лиса»). С котятами играли долгими зимними вечерами (исполнение песни «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка»)). Песня написанная в амбитусе кварты с мелодической структурой м3+б2, с переменной опорой (типичные попевки – восходящее и нисходящее движение по трихорду). В основе песни лежат интонации вопроса, умиления, ласковой насмешки, нисходящие скачки в третьем такте интонируется узко, с нисходящей направленностью к опоре.

После прослушивания песни дети разбирают ее характер, образ кошечки. При разучивании важно интонировать в зависимости от характера персонажей песни.

При повторном исполнении песни «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка») работать над образом героев, исполнять группами и с солистами, сопровождая игрой на шумовых инструментах.

У мордвы было животное, которое наряду со свиньей и медведем считалось священным. О нем говорится в загадках:


(м) Сембода пяк монь кельгихть,

Сембода пяк монь и пиксыхть.

(Алашась.)


Больше всех меня любят,

Больше всех меня бьют.

(Лошадь.)

(м) Аф столяр, аф плотник,

Велеса цебярь работник.

(Алашась.)


Не столяр, не плотник,

В деревне хороший работник.

(Лошадь.)


В честь лошадей устраивали специальные праздники, на которых просили для лошадей силу и здоровье.


Музыкальный репертуар

Сельский сторож. Н. Бояркин – слушание.

(Э) Раужо баран (Черный баран) – пение.

(М) Ай, катоня, катоня (Ой кошечка, кошечка) – пение.

Сеельне (Ежик). Муз. и ст. Г.И. Сураева-Королева – пение.

Танец медведя. Д. Скрипкин – ритмика.


III квартал
Тема: “Встречаем весну”


Содержание.

В этом квартале делается акцент на знакомство детей с традициями и обрядами русского, мордовского народов, посвященными встрече весны. Весна наступала медленно, неуверенно. То и дело зима давала знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд – закликание весны. У мордовского народа празднично одетая молодежь собиралась большими группами, обходила село и у каждого дома пела приуроченные к этому времени обрядовые песни-заклички - «тундань серьгядемат» (м), тундонь серьгедемат (э), закликая весну, призывая солнышко побыстрее согреть землю, а дождик напоить ее живительной влагой.

У мордвы перед рассветом в Вербное воскресенье молодежь обходила все дома и хлестала вербой спящих детей, чтобы быстрее росли и здоровее были. По верованию мордвы, верба обладает живительной силой, и хлестание ею способствует здоровью людей и скота. Это верование породило и другой мордовский обычай: хлестать вербой стадо коров и овец в первый день их весеннего выгона в поле. В связи с этим у мордовского народа много вербных песен, пословиц о солнце и весне, о Вармаве - покровительнице весеннего ветра. У мордовского народа говорили: «Тунда удат – сёксенда майсят, а тялонда сельмоветть кайсят» (м) («Весной ленишься, осенью будешь маяться, а зимой каяться»). Много было и загадок о весне, ветре:


(м) Мазы Матрена

Акша кшида ярхцай,

А таньфонц аф маряй.

(Шись и ловсь.)



Красная Матрена

Белый хлеб ест,

А вкуса не чувствует.

(Солнце и снег.)



(м) Аш пильгонца, а сай

Аш кургоц, а уфай.

(Варма.)


Без ног, а идет,

Без рта, а дует.

(Ветер.)

(э) Кедтеме, пильгевтеме,

А сонсь ортат панж.

(Варма.)

Без рук, без ног,

А сам ворота открывает.

(Ветер.)

Музыкальный репертуар

Пастух играет на нюди. Н. Бояркин – слушание.

(Э) Косо, косо, да Утяша? – слушание.

Грустно без мамы. Муз. и ст. Н.В. Сураевой-Королевой – пение

Косо, косо, да Утяша? Обр. А. Путушкина – ритмика.



Тема: “Образы птиц в музыкальном фольклоре”



Содержание.

Дети узнают о том, что издавна русские и мордва жила в дремучих лесах, в которых было много зверей и птиц. Такое соседство не прошло даром. У мордвы появилось большое количество песен и сказок о животных и птицах. Чаще всего встречалась хитрая, изворотливая лиса («Кот и лиса», «Журавль и лиса», «Как лиса петуха из дома вытащила», «Лиса и медведь), есть сказки о глупом волке, кунице, о сороке. Много создано песен и о птицах.

Слушание и разучивание мокшанской народной песни «Варсиня, варсиня» («Ворона, ворона»). Песня имеет большетерцовый лад с опорой на I ступень (попевка - нисходящее движение по звукам б.3). Игривая, задорная интонация, скороговорка сразу наводит на мысль о жанре песни – детская потешка. Прохлопать ритм песни со словами. Обратить внимание на напевно-речитативный характер исполнения. Добиваться легкого, выразительного пения, четкой дикции. Искать нужную интонацию: добрую, насмешливую, задорную. В основе песни – интонация обращения. Музыкальный руководитель предлагает ребятам показать направление движения мелодии при исполнении, выделяя при этом каждый звук. В дальнейшем продолжить работу над чистотой интонирования и выразительностью исполнения. Хорошо показать контраст: печальная интонация в начале и радостная – на слова «Мольсь Ванясь таргазя».

Музыкальный руководитель рассказывает, что во многих мордовских сказках животные и птицы наделены человеческими качествами: лиса – хитра и коварна; медведь – добродушен и т.д. А какой представляется ворона? Разбирается образ вороны, предлагаются интонационные варианты песни. Детям предлагается инсценировать песню.

Можно предложить хорошо поющим детям исполнить мелодию песни, а остальные поют свои варианты. Подобрать эту попевку на металлофоне, а также создать ритмический аккомпанемент с исполнением шумовых инструментов. Провести конкурс на лучшего рассказчика о приключениях вороны.

Познакомить детей с песнями-закличками, посвященными перелетным птицам, которые на своих крыльях несли долгожданную весну. Одна из таких песен - «Нармоннят, нармоннят» («Птички, птички»). Песня в амбитусе кварты с мелодической структурой м.3+б.2, с переменной терцовой опорой. Интонирование б.2 устойчиво, с опорой на звук «соль», квартовый скачок интонируется широко и со стремлением к опорному тону. В напеве ярко выражены интонации закликания.

Мордовские ребятишки 8-10 лет забирались на крышу сараев или домов, свистели в свистульки и при этом выкрикивали песенки, закликая перелетных птиц. Можно показать глиняную свистульку. Древняя мордовская глиняная игрушка - «кевень тутушка» - не сохранилась. Наиболее ранняя находка – глиняная свистулька в виде коня – найдена близ Темникова. Известна шишкеевская игрушка – конь, всадник-конь.

Робко стучалась в двери весна, почти неслышны были ее шаги. И чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну, перелетных птиц, которые, как считалось, приносили ее на крыльях. 14 марта, в день Евдокии, пекли обрядовое печенье и пироги - «Жаворонки». Птица Норовжорч (так мордва называла жаворонков) была очень любима. Кто был помощницей хлебопашца? Кто скрашивал долгое время пахоты? Кто в знойный день радовал косарей? Маленькая серенькая Норовжорч! Чтобы порадовать птицу, из теста лепили туловище, вставляли глаза – изюминки, подставляли крылья. Когда жаворонки были готовы, нарядные девушки, юноши, ребятишки отправлялись на улицу зазывать весну и славить природу и жаворонков.

Мордовские девушки и девочки забирались на крыши домов или сараев, делились на группы: одна группа изображала «птиц» и размещалась повыше; другая – «людей» и вставала пониже. «Люди» становились в линию, «птицы» - в виде журавлиного клина, во главе которого стояла девочка с поднятыми вверх птицами из теста. Остальные «птицы» тоже держали «жаворонков», при этом поддерживали концы шалей. Запевали песню. «Птицы» плавно махали шалями; «люди» бросали вверх и ловили своих «жаворонков», как бы зазывая птиц. Затем между «птицами» и «людьми» происходил диалог. «Люди» спрашивали, как живется «птицам» на чужбине, что едят, где ночуют. «Птицы» жаловались: «Питаемся желтым песком со дна старого родника» и т.п. «Люди» зазывали «птиц» на родину, рисуя бескрайние поля, полные еды, полноводные реки и т.п. (по В.С. Брыжинскому).
Музыкальный репертуар

Нармоннятне, лиеда (Птички, прилетайте). Муз. Н. Кошелевой, ст. В. Корчиганова – слушание.

(М) Варсиня, варсиня (Ворона, ворона) – пение.

(М) Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) – пение.

Сереброкрылый. Обр. А. Путушкина – ритмика.
IV квартал

Тема: “В гости к Виряве”
Содержание.

Детям нужно рассказать о том, что мордовский народ жил около дремучих, непроходимых лесов, занимался охотой и бортничеством (борт – дупло в дереве, где селились пчелы). По их древним поверьям все, что их окружало – лес, вода, небо, - было живое и имело своих волшебных покровителей. Хранительницей леса была Вирява, а ее подданными - лесные озорные зверюшки. Вирява была высокой, красивой, с длинными косами. С утра до вечера она обходила свои владения и следила за тем, чтобы в лесу был порядок и покой. И когда шли в гости к Виряве, то в лесу был специальный домик, где собирались охотники. Они садились в круг, пели песни, загадывали загадки и рассказывали сказки о Виряве, лесе и зверях. Это были подарки Виряве для того, чтобы она разрешила охоту. В лесу становилось тихо и светло, а ветер прятался в кронах деревьев. Это означало, что можно охотиться.

Был у мордвы бог пчел Нишке паз, высокий старик с густыми волосами и белой бородой. Чтобы задобрить его, люди пели песни о пчелах как труженицах леса. После этого Нишке паз разрешал собирать сладкий, густой и пахучий мед.

В связи с этим у мордовского народа родились такие загадки:




(м) Бохарямса оцю каруфт,

Кие панчсы сонь – пупасазь.

(Мешсь.)


В погребе – большие мухи,

Кто его откроет – того ужалят.

(Пчелы.)

(э) Кудост вирь куншкасо

Тудост эрьва косо

Вастадызь кетейстэ,

Андтадызь тайжейстэ.

(Мекштне.)


Дом их в лесу

Трудятся где попало

Встретят сердито

Накормят сладко.

(Пчелы.)


Музыкальный репертуар

В лесу. Н. Бояркин – слушание.

(Э) Нумолне (Зайчик) – пение.

(М) Нумолня (Зайчик) – пение.

Кштима мора. Плясовая. Киштема моро. Н. Кошелева – ритмика.


Тема: “Благославление Ведявы”



Содержание.

Мордовский народ жил между двумя крупными реками: Мокшой и Сурой, красивыми, величавыми, полными разной рыбой. Покровительницей этих рек была богиня Ведява. Прежде чем заниматься рыболовством, мужчины приносили в подарок богине много песен, загадок и сказок. Когда вода в реке становилась тихой, ласковой и прозрачной, приходило благословение Ведявы и можно было ловить рыбу.

Мордовский народ бережно относился к своей земле, лесам, лугам, рекам, почитал и природные силы – солнце, ветер, дождь, гром. От дождя, который летом щедро поливал землю, зависел урожай. Поэтому летом ребята часто бегали по улице и громко пели закличку дождя, обещая дождю курочку.

«Тук, тук, пиземня!» («Полей, полей, дождичек!») – разучивание. Песня имеет большесекундовый лад с опорой на I ступень (типичные попевки – нисходящие б.2). В основе напева – интонации закликания, просьбы, изложенные в речетативно-напевной манере, идущей от закликаний, заговоров.

Характер исполнения зависит от того, какой смысл вкладывается в текст песни – то ли просьба, то ли закликание, то ли радостный зазыв дождя. Обратить внимание на необходимость пропевания, а не проговаривания песни, следить за дикцией, а также контролировать точное исполнение долгих нот в конце фраз.

При повторном пении предложить исполнить ее с ритмическим сопровождением на шумовых инструментах со различными штрихами.

При исполнении варьировать интонацию: исполнять требовательно, умоляюще, спокойно, весело, ласково и т.п.

Игра «Ляйнясь». Она начинается с приговорки:




Жельнясь, жельнясь шудерькскясь

А минь марстонь налхкоманьке

ушеткшни!


Ручеек журчит, заливается,

Наша дружная игра начинается!


«Чей ручеек сильнее?» – спрашивает музыкальный руководитель, и начинается перетягивание каната.


Музыкальный репертуар

У Суры. Н. Бояркин – слушание.

Лейне (Ручеек). Муз. Г.Г. Вдовина, ст. А. Петайкина – слушание.

(Э) Вай, луга, луга (Ой, луг, луг) – слушание.

Ой, луг, луг. Обр. И. Овчинникова – слушание.

(Э) Туйтя, туйтя, пиземне (Полей. полей, дождичек) – пение.

(М) Тук, тук, пиземня (Лей, лей, дождичек) – пение.

На лугу березка. Обр. А. Путушкина – ритмика.



СТАРШАЯ ГРУППА

Пение


Задачи:

  • продолжать знакомить с русскими народными песнями, формировать навык их исполнения;

  • продолжать знакомить с мордовскими народными песнями в объеме кварты, квинты со структурой м.3. + б.2 + б.2; б.2 + м.3 + б.2 различных жанров: вербными, троицкими, шуточными, хороводными песнями, частушками, формировать навык их интонирования;

  • исполнять песни композиторов Мордовии;

  • формировать навык выразительного пения;

  • формировать напевную манеру исполнения, навык четкой дикции;

  • учить чисто петь в пределах квинты;

  • формировать навык импровизации движений персонажей в ходе исполнения песни.

Слушание

Задачи:


  • познакомить с русскими, мордовскими лирическими, эпическими и хороводными песнями, татарскими народными песнями;

  • продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии и их творчеством;

  • знакомить с самодеятельными и профессиональными исполнителями Мордовии;

  • учить определять характер, образ музыкальных произведений;

  • учить различать русские, мордовские, татарские инструментальные наигрыши;

  • учить различать пьесы игрового характера русских и мордовских композиторов, написанных в народном стиле.

Музыкально-ритмическая деятельность

Задачи:


  • продолжать знакомить с русскими, мордовскими плясовыми мелодиями, хороводными и игровыми песнями, инструментальными наигрышами, произведениями мордовских композиторов;

  • формировать навык исполнения русских («в три ноги») и мордовских (притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперед-назад, «качалочка», «елочка», ход с подскоком, выставление правой ноги на пятку с различными движениями рук) танцевальных движений;

  • формировать навык творческого использования различных танцевальных движений в свободной пляске;

  • формировать навык танцевальной импровизации;

  • формировать навык движения в хороводе («стенка на стенку», «капуста», «улитка» и др.);

  • формировать навык движения в парах;

  • формировать навык сольного исполнения танцевальных элементов;

  • развивать способность к импровизации образных движений персонажей.

Игра на музыкальных инструментах

Задачи:


  • знакомить с русскими (жалейка, трещотка и др.) и мордовскими (кальхциямат (кальцаемат), кальдердема - трещотка, шавома (чавома), предметы домашней утвари) народными музыкальными инструментами и формировать навык игры на них;

  • формировать навык игры в оркестре, формировать навык импровизации аккомпанемента к песне, игре, пляске.

I квартал


Тема: “Мой дом – Мордовия и Россия”
Содержание.

Детям рассказать о том, что наш дом – Мордовия. Это благодатный и красивый край, где живут одной семьей в дружбе, согласии и уважении многие народы: мордва, русские, татары, украинцы, белорусы и др. У народов мордовского края древняя и богатая история, которую все должны знать. На мордовской земле рождалось и живет очень много талантливых людей: поэтов, скульпторов, художников, певцов, композиторов. В произведениях композиторов воспеты красота родного края, традиции, обычаи и нравы мордовского народа.

Наша республика, как и другие, имеет свою символику. Это флаг, герб и гимн. Во время торжественных событий и праздников поднимается флаг Мордовии, звучит ее гимн, который является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа Республики Мордовия.

Музыку гимна Мордовии сочинила композитор Нина Васильевна Кошелева, у которой очень много музыкальных произведений для детей и взрослых.

Прекрасная мордовская земля! Солнечная, гостеприимная, добрая! Здесь красивые смешанные леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, кудрявые зеленые дубравы, широкие черноземные поля чередуются с просторными лугами и долинами извилистых рек Мокши и Суры. Синь небес отражается в глади больших и малых озер.

Изумительную красоту родной природы, возвышенную и благородную любовь к Родине, своему краю воспевают в своих произведениях мордовские композиторы: Нина Васильевна Кошелева, Геннадий Георгиевич Сураев-Королев, Николай Иванович Бояркин. (Рассказать о них можно по книге Н.М. Ситниковой «От песни до симфонии».)


Музыкальный репертуар

Гимн Мордовии. Муз. Н. Кошелевой, ст. С.Кинякина – слушание.


Моя Мордовия. Муз. Н. Кошелевой, ст. М. Трошкина – слушание.

В солнечной Мордовии. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. А. Громыхина – пение.

Родные просторы. Н. Бояркин – ритмика.

(Тат.н.п.) Уфа-Чилэбе – пение.




страница 1 страница 2 страница 3 страница 4


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018