zaeto.ru

Города москвы

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1125
111395 Москва, ул. Молдагуловой, 20 E-mail: Detcad1125@mail.ru

Телефон: 8(499) 374-2820, факс: 8(499) 374-3131 http: // www.Glazkisad1125.ru



КРУГЛЫЙ СТОЛ

в МИОО
совместно с Московской областью
Доклад и презентация на тему:

«Развитие мелкой моторики

в конструктивной, художественной и коммуникативной деятельности дошкольников»


Подготовили и провели

ст. воспитатель А.А. Лыкова,

учителя – дефектологи

Е.В. Зыкова и И.А. Чернобурова

ГБОУ Д/с компенсирующего вида № 1125

Москва, март 2012 год


В Федеральных государственных требованиях на сегодняшний день особое внимание уделяется познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольника. Данные направления зависят от ряда факторов: социальных, психологических, а также от уровня сформированности мелкой моторики и речи у ребёнка. Чтобы получить положительную динамику в развитии, задача взрослого так организовать образовательную работу, чтобы ребёнку, начиная с раннего возраста, было интересно познавать и осваивать окружающий мир, применять знания, умения и навыки в предметно-практической деятельности. /Слайд 2/

На сегодняшний день наш детский сад посещают 109 воспитанников с нарушением зрения, 82% имеют разного вида и степени нарушения развития мелкой моторики, 67% - нарушения в коммуникативной деятельности.

Включение в освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках ФГТ не вызывало больших трудностей у наших педагогов, т.к. коррекционно-развивающий процесс носит комплексный характер, предполагающий развитие компенсаторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из коррекционных направлений является развитие мелкой моторики и осязательного восприятия. /Слайд 3/

Рука ребенка физиологически несовершенна, движения пальцев слабо дифференцированы. У некоторых ребят можно наблюдать нарушение тонуса, что сдерживает развитие моторики рук и формирование графических навыков.

Главное, необходимо корректировать и осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от вида нарушения мелкой моторики рук (повышенный или пониженный тонус), в ходе разнообразных режимных моментов. /Слайд 4/

Положительным моментом является то, что в нашем детском саду работают специалисты, помогающие воспитателям и родителям освоить различные виды и приёмы развития мелкой моторики у дошкольников.

В течение дня игры с пальчиками могут занимать 10 минут, а за 1 раз 1,5 минуты. Можно чередовать статические и динамические упражнения, ритмизировать речь стихами, изменять темп проговаривания и темп движения. /Слайд 5/

Пособия для игр с мелкими предметами находятся в свободном доступе в помещениях групп, с учетом возраста детей. Они помогают формировать разные виды захвата (щепоть, пинцетный), способствуют развитию самостоятельности, навыков свободного общения между сверстниками. /Слайд 6/

Есть материалы, которые используются постоянно и традиционно в художественной продуктивной детской деятельности. Но сейчас становится популярным использование привычного материала в необычной технике. /Слайд 7/

В нашем детском саду проводятся регулярно творческие мастерские (мастер-классы) для педагогов детских садов и родителей наших воспитанников по освоению разнообразных художественных техник. /Слайд 8/ Совместная деятельность сближает участников образовательного процесса, приобщает дошкольника к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, открывает для него новый и волшебный мир творчества. /Слайд 9/

Разнообразие техник даёт возможность поддерживать у ребёнка интерес и желание создавать что-то своими руками для игр, подарков, театрализации, обогащает опыт новыми впечатлениями. А педагог решает задачи по развитию моторных и графических навыков. /Слайд 10/

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанной с учётом Федеральных государственных требований, выделена образовательная область «Познание», одной из задач которой является развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Конструирование основывается на тех впечатлениях, которые дети получают в окружающем, и тесно связано с разнообразными строениями, которые дети видят ежедневно. При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.

Сохранить мотивацию к познавательной конструктивной деятельности у детей помогает использование разных строительных наборов, конструкторов, моделей.

Важно, чтобы педагог демонстрировал и правильно называл детали строительного конструктора (кубик, кирпичик, «крыша» (трехгранная призма), пластина, столбик (цилиндр). Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали конструктора; они сразу же начинают ими манипулировать, пытаясь что-то сделать. Педагогу важно сохранить интерес детей, организуя строительство постройки, а затем обыгрывать её в свободной деятельности. /Слайд 11/

Дети должны иметь возможность создавать постройки и разнообразные игровые поделки из различных материалов (бумага, картон, дерево, коробки, жестяные и пластмассовые ёмкости, палочки Кюизенера и счетные, спички).

Ещё один вариант конструирования – это плетение из бересты, камыша, лозы (лозоплетение), верёвок и ниток (фриволите, макраме), шнуров (кумихимо), кожи, проволоки и бисера (бисероплетение), из бумажных полос и фантиков, газет и журналов... /Слайд 12/

В настоящее время широко стали использоваться наборы конструкторов ЛЕГО, которые имеют несколько модификаций и рекомендованы для определённого возраста. Они разнообразны по тематике, и содержат в наборах фигуры людей, животных, дополнительные детали. /Слайд 13/

Создавая постройки, поделки, сооружения своими руками и включая их в игровую среду, у ребёнка развивается не только мелкая моторика, но и коммуникативные навыки, /Слайд 14/ закрепляется и повторяется разного вида познавательный материал, например:

- Вспомните, в каких сказках встречается этот объект?

- Постройте и разыграйте сценку из этой сказки по ролям.

- Расскажите сказку от того момента, когда этот объект появляется.

Используя различные средства, техники, приёмы, материалы, развивая мелкую моторику рук у детей, взрослые способствуют развитию познавательных интересов, /Слайд 15/ художественно-эстетическому творчеству, формированию коммуникативных умений и навыков. Что обеспечивает в дальнейшем равные стартовые возможности ребёнка с ОВЗ, поможет ему легче адаптироваться и почувствовать себя успешным в школьном обучении. /Слайды 16, 17/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие мелкой моторики в художественном творчестве ребёнка

Солёное тесто можно изготовить так:

- смешайте 1 стакан муки и 1 стакан соли (некоторые добавляют растительное масло или крем для рук (примерно 1 ст.л.), что придаёт некую дополнительную пластичность);

- влейте 125 мл воды. Перемешайте эту массу ложкой, а потом вымешивайте руками до однородной консистенции. Некоторые используют для этой цели миксер.

Воду можно заменить киселём, сваренным из картофельного крахмала (1ст.л. крахмала растворить в 1/2 стакана холодной воды. Затем влить в эту жидкость помешивая ещё 1 стакан вскипевшей воды. Когда кисель загустеет и станет прозрачным, снять с огня. Получили клейстер). От такой замены, тесто только выиграет - оно становится более пластичным.



Затем рекомендуется тесто поместить в полиэтиленовом пакете в холодильник на 2-3 часа. Лепить лучше на протвине или доске. Сушка готовых изделий осуществляется при температуре +80С в духовке, в течение часа, либо на батарее (в зимний период). Длительность просушивания зависит от толщины фигурки.

Цветным тесто можно сделать, окрасив его либо на этапе вымешивания, используя пищевые красители или гуашь, что удобно при работе с маленькими детьми; либо раскрашивать уже готовое изделие после полного высыхания.

Техника «торцевание»

Торцевание – это аппликация, выполненная особым способом, придает изображению объем. Поделки, выполненные в этой технике, смотрятся потрясающе и выглядят довольно сложно. Но, сложность это кажущаяся. Аппликацию методом торцевания прекрасно выполняют дети.

Гофрированную бумагу нужных цветов нарезают на квадратики, приблизительно 1 Х 1 см. Затем в серединку нужного квадратика ставят стержень от шариковой ручки тупым концом (торцом), аккуратно загибаю наверх все стороны и углы квадрата и далее закручивают это все на стержне.

Затем макают торец стержня в клей (кто-то наносит клей сначала на рисунок, а потом приклеивает торцовочку, а кто-то наливает клей в крышечку из-под лимонада и туда макает стержень вместе с торцовочкой, которая на нем находится). Потом приклеивают свою торцовочку на контур рисунка. Держут 5 секунд и аккуратно вынимаю из торцовочки стержень. Торцовочки нужно приклеивать рядышком к друг-другу. Рисунок можно обклеить только по контуру, а можно сделать еще и фон.

Техника «квиллинг»

Квиллинг (также англ. quilling — от слова quill (птичье перо), бумагокручение — это скручивание длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизменение их формы и составление из полученных деталей объемных или плоскостных композиций.

Бумагокручение возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью».

Искусство пришло в Россию из Кореи. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

Рисование ладошками

Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, фантазию и мышление – это рисование ладошками.

Ладошки могут превращаться в веселых осьминожек, и в неторопливого слона, в птицу или цветок. А на новый год можно нарисовать замечательную елку.

Рисование пластилином позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, штамповка растениями, использование различных мелких предметов.

Рисовать с трафаретами, шаблонами легко и интересно. Не имея навыков, применяя вспомогательные средства, можно получить желаемую красивую картинку. Для создания рисунка необходимо закрепить трафарет на любую ровную поверхность, далее с помощью поролонового спонжика или кисти нанести краску, аккуратно снять трафарет и дать просохнуть. Это один из способов использования трафаретов детьми раннего и младшего дошкольного возраста.



Комплект Dusima «Рисуем на песке», за этим столом дети могут играть с 3-х лет. Используется натуральный просеянный, промытый и просушенный речной (или морской) песок. Рисовать можно любые объекты, используя различные игрушки, аксессуары (монеты, пуговицы), природный материал (камушки, ракушки, кусочки дерева, перья и т.п.), песочные наборы.

Техника «ниткопластика»

Понятие «Ниткопластика» имеет два смысловых корня: «пластика» (греч. ваяние) - это выразительность форм в графических и живописных изображениях, а «нитка» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключатся в создании картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов, сделанных из скрученных ниток, на горизонтальной поверхности.

Ниткопластика может быть доступна с трёхлетнего возраста. Если ребёнок ещё мал, и он не сможет нарезать самостоятельно нитки или намазать клей чётко по контурному изображению, это может сделать взрослый. Это будет совместная работа, когда малыш выполнит те этапы работы, которые ему доступны. Например, ребёнок распускает трикотажный лоскут на нити, а взрослый режет их ножницами на мелкие «кудряшки». Из каждого маленького кусочка ниток, которые ребёнок сформировал, можно сделать лепешку и выкладывать картину, как мозаику. Так могут получиться бусы, салют, цветы мимозы и др.

Или ребёнок постарше скатывает мелко нарезанные нитки колбаской, шариком, а взрослый наносит клей внутри контурного изображения, после чего ребёнок выкладывает эти заготовки близко друг к другу внутри контура, и прижимает салфеткой. Таким образом, можно получить более сложные изображения.

Самое главное – подбирать доступные для малыша задания, тогда процесс доставит удовольствие и ребёнку, и взрослому.



Бумагопластика - все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

Не имея специальной художественной подготовки, можно освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.

В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.

Объектами для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина: фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты...



Картины и поделки из карандашной стружки (Слайд)

Технология изготовления рисунков и поделок из древесной стружки проста и доступна.

Главным инструментом является точилка. Чем больше ассортимент цветных карандашей, тем больше композиционных возможностей. Чем больше будет неровностей на поверхности стержня, тем богаче будут края лепестков.

Равномерно распределяя усилия при подаче заготовки в точилку, образуется стружечная гирлянда. Иногда, помогая пальцами руки, стружку на выходе из точилки укладывают сразу.

Не всегда образуется длинная стружечная гирлянда. Иногда это одиночные фрагменты. Это продиктовано характером дерева и равномерностью усилий при подаче заготовки в точилку.

Из полученных заготовок можно сформировать изображение согласно своему замыслу: лепестки для цветов, бутоны, перья для птиц, чешуя для рыб и т.п.



Таким образом, выполняя пальчиками обеих рук различные типы движения, кисти рук ребёнка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность. (Слайд)



страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018