zaeto.ru

История России в XVII веке. Политическое развитие. 7 класс

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1




Урок истории. Учитель- Эммерих Н.Г.

Тема: История России в XVII веке. Политическое развитие. 7 класс.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века;

2. Развивать память, самостоятельность суждений, навыки работы с исторической картой, документами, умения объяснять понятия;

3. Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к историческому прошлому России.



План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (тест).

  3. Изучение нового материала.

А. Первые Романовы.

Б. Земские соборы.

В. Боярская дума.

Г. Приказы.

Д. Законы. Соборные уложения.

Е. Местное управление.

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

Новые понятия:

крепостничество,

самодержавие,

Соборное уложение,

приказы,

уезды,


волость, стан.

Новые даты урока:

1613-1645- царствование Михаила Федоровича;

1645-1676- царствование Алексея Михайловича;

1676-1682- царствование Федора Алексеевича;

1649- Соборное уложение.

Оборудование:

учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, 7 класс»,

карта «Россия в XVIIвеке»,

портреты царей,

мультимедийное оборудование.

Предварительная подготовка:

отдельные обучающиеся готовят сообщения :

«Михаил Федорович Романов»,

«Алексей Михайлович Романов»,

«Федор Алексеевич Романов».

Оформление доски:

Девиз урока: «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». Леонардо да Винчи.

Тема : История России в XVII веке. Политическое развитие.

План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (тест).

  3. Изучение нового материала

А. Первые Романовы.

Б. Земские соборы.

В. Боярская дума.

Г. Приказы.

Д. Законы. Соборные уложения.

Е. Местное управление.



4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

Новые термины:

Крепостничество- наиболее тяжелая форма зависимости крестьян.

Самодержавие- монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

Соборное уложение- свод законов.

Приказы- органы центрального управления в XVII веке.

Уезды- административная единица

Волость- административно-территориальная единица, занимающая промежуточное положение между уездом и станом.

Стан- административно-территориальная единица. Два-три стана составляли уезд.



Даты урока:

1613-1645- царствование Михаила Федоровича;

1645-1676- царствование Алексея Михайловича;

1676-1682- царствование Федора Алексеевича;

1649- Соборное уложение.
Практическая работа:

Заполнить таблицу по пункту «Приказы»



приказ

функции







Выставка литературы:

Энциклопедический словарь,

Конституция РФ,

Ключевский В.О.«История государства Российского» ,

Андреев И. «Алексей Михайлович»,

Ключевский В.О. «Боярская дума Древней Руси».


Домашнее задание: параграф 6, ответить на вопросы с.54, составить кроссворд.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

А) Фронтальная беседа:

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Смута.Окончание смутного времени).

  2. Назовите хронологические рамки Смутного времени (1603-1613).

  3. Что такое Смута? (Смута –лихолетье, так называют начало XVIIвека в России).

  4. Года царствования Бориса Годунова (1598-1605).

  5. Годы правления Лжедмитрия I (1605-1608).

  6. Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607).

Б) Тест по теме «Смута. Смутное время.»

I вариант.



1. Борис Годунов был избран царем на Земском соборе

1. в 1584

2. в1598

3. в 1601

4. в 1603

2. Какое имя из перечисленных связано с событиями Смуты

1. Малюта Скуратов

2. Владимир Серпуховский

3. Андрей Курбский

4. Дмитрий Шуйский

3. Земский собор избрал на царство Михаила Романова

1. 1610


2. 1612

3. 1613


4. 1619

4. Какое из перечисленных событий произошло раньше других

1. введение 5-летнего сыска беглых крестьян

2. заключение «Вечного мира с Польшей»

3. поход Лжедмитрия I на Москву

4. организация первого народного ополчения

5. Царь Василий Шуйский был свергнут с престола

1. 1607


2. 1610

3. 1611


4. 1613

6. И. Болотников капитулировал в Туле

1. 1607


2. 1608

3. 1609


4. 1613

7. В правление В. Шуйского патриархом церкви был

1. Филарет

2. Ион

3. Гермоген



4. Филипп

8. Второе ополчение против поляков возглавили

1. Михаил Шеин и Михаил Скопин-Шуйский

2. Хлопко и Сидорка

3. Петр Ляпунов и Д. Трубецкой

4. К. Минин и Д. Пожарский

II вариант.



1. Какое событие из перечисленных произошло в 1589 году

1. запрещен переход крестьян в Юрьев день

2. началось восстание Хлопка

3. убит царевич Дмитрий

4. состоялись выборы первого патриарха

2. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву

от польских интервентов

1. 1610г.

2. 1611г.

3. 1612г.

4. 1613г.
3. Лжедмитрий I начал военные действия против царя Бориса


  1. 1601г.

  2. 1604г.

  3. 1607г.

  4. 1608г.

4.Боярин Василий Шуйский стал царем

1. 1604г.

2. 1606г.

3. 1607г.

4. 1611г.

5.Тушинским вором называли


    1. Хлопка

    2. Лжедмитрия I

    3. Лжедмитрия II

    4. Ивана Болотникова

6. Собрание, которое выбирало русского царя называлось

1. вече;


2.Земский собор;

3.«Совет всея земли»;

4.Освященный собор.


  1. Михаил Скопин-Шуйский руководил русскими войсками

  1. в разгроме тушинцев под Тверью;

  2. в ходе осады болотниковцев, засевших в тульском кремле;

  3. при осаде Смоленска польскими войсками;

  4. в ходе второго ополчения.



  1. О ком идет речь: «Сын крестьянин, завел отряд поляков в дремучий лес, за что принял великие мучения перед смертью от врагов. В Костроме ему поставлен памятник ?



  1. Лжедмитрий I;

  2. Лжедмитрий II;

  3. Иван Болотников;

  4. Иван Сусанин .

Ключ к тестам (самопроверка)

1вариант

1-2


2-4

3-3


4-1

5-2


6-1

7-3


8-4

2вариант


1-4

2-3


3-2

4-2


5-3

6-2


7-1

8-4




  1. Изучение нового материала.

  1. Цари.(сообщения обучающихся)

После освобождения столицы Москвы предстояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя. Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. В январе 1613г собрались представители от дворян, бояр.духовенства, казаков, стрельцов и посланцев

50 городов.После долгих споров царем был избран 16-летний Михаил Федорович.

С него в России стала править новая династия царей Романовых.

Первые Романовы.

Михаил Федорович Романов-1613-1645г.-сообщение обучающегося.

Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых(правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля(3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходилсядвоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору Иоанновичу.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя.[2] Михаил и сам долго колебался[3]. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол[2]. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царствоФеодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых.

11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма». В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Алексей Михайлович- (1645-1676)- сообщение второго обучающегося.



Алексей Михайлович Романов вступил на престол, как и его отец, Михаил Федорович в 16 лет. Алексея Михайловича с детства готовили к царскому престолу. Новый царь был отлично подготовлен, Алексей Михайлович знал иностранные языки, разбирался в философии и религии, знал законы, любил духовную музыку. Алексей Михайловичпрослыл в отечественной истории «тишайшим царем», он был мягок и добродушен. Но при этом, государь обладал твердым характером, без колебаний изгонявших провинившихся, вчерашних, своих любимцев.

      Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова была продуктивной. Царь проводил нужные и понятные реформы. При Алексее Михайловиче было составлено Соборное Уложение 1649 года. Романов принял непосредственное участие в составлении Соборного Уложения. По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое  внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича увеличилась власть приказов – учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней. В середине 17 века, Алексей Михайловичпровел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя. Эти полки формировались по западноевропейскому образцу. Алексею Михайловичу удалось побывать за границей, где он познает новую для себя культуру. Много нового узнал молодой Романов из поездки по Европе. 

      Внешняя политика Алексея Михайловича была направлена на увеличение авторитета России в Европе, и присоединение новых земель к территории страны. В 1654 году, началась война с Польшей  и Литвой. Алексей Михайловичотправился на войны вместе с армией, и снискал за свой поступок большое уважение в народе. Благодаря успехам Алексея Михайловича во внешней и внутренней политике, в Европе сложилось впечатление о России, как о могучей православной державе, наследнице Византии. В 17 веке, с православного востока, оккупированного турками, в Россию ввозятся церковные реликвии. В России оказывается много ремесленников с Балкан и Греции.

     Алексей Михайлович любил приглашать на свои пиры иностранных гостей. Обеды, устраиваемые царем, поражали свои богатством и разнообразием. В Европе существовало  четкое различие манер поведения представителя каждого сословия. Иностранцев изумляло, когда АлексейМихайлович Романов, после богатых пиров, в Страстную неделю Великого поста, шел в простой одежде, с непокрытой головой, словно обычный простолюдин, в церковь. Вот таким простым был царь Алексей Михайлович Романов.


Федор Алексеевич (1676-1682) – сообщение третьего ученика.


ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа ПамфилБелянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставником.Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поэзии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущимПетром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

В 1678–1679 правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

Получивший основы светского образования, Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля.

Понимавший необходимость распространения знаний, Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве, был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии, хотя сама академия была учреждена позже, в 1687.

Сообщения обучающихся сопровождаются показом слайдов.(портреты первых царей Романовых- Приложение 1)



  1. Земские соборы.(Рассказ учителя)

Земские соборы – орган центрального управления. При царе Михаиле соборы собирались довольно часто. А в период до возвращения из плена Филарета собор практически не прекращал работу. По мере укрепления царской власти Земские соборы собирались реже и стали собираться лишь для утверждения подготовленных царем проектов. Последний собор был созван в 1653 году.

(Слайд Земские соборы–приложение2)



3.Боярская дума. (Объяснение учителя.)

Постепенно утрачивала свою роль и Боярская дума. Поначалу состав думы был расширен Михаилом Федоровичем- так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. К концу правления Алексея Михайловича численность Боярской думы выросла до ста человек. Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил ее работой либо царь, либо назначенный им боярин. В полном составе дума стала собираться все реже и реже. При Алексее Михайловиче в стране установилась форма правления – сословно-представительная самодержавная монархия.

(Слайд Боярская дума- приложение 3)


  1. Приказы. Практическая работа.

Заполнить таблицу.

приказы

функции

Все обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно, а один сильный обучающийся за компьютером. После выполнения работы таблица с компьютера выводится на электронную доску. Проводится взаимопроверка.

( Приложение 4)



  1. Законы. (рассказ учителя).

Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый документ-свод законов, который стал называться Соборное уложение.

Это Соборное уложение было принято в 1649 году. Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Оно впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов. В стране было установлено крепостничество. В современной России тоже есть основные законы, по которым живет государство – это Конституция России.

(слайды Соборное уложение - Приложение 5)


  1. Местное управление. Самостоятельная работа по учебнику.

Выписать словарные слова: волость, стан, уезд.

Ответить на вопросы: (вопросы на интерактивной доске)



  1. Какая главная территориально – административная единица была в 17 веке?

  2. Какова численность уездов?

  3. Назовите более мелкие административные единицы?

  4. Кто стоял во главе уездов?

IV.Закрепление. (фронтальная беседа).

  1. Кто был главой государства в России в 17 веке? (царь)

  2. Какая форма правления сложилась в России в 17 веке? (самодержавие)

  3. Какие центральные органы власти помогали царю управлять государством? (Земские соборы и Боярская дума)

  4. Как называется сборник законов созданный в 1649 году? (Соборное уложение)

  5. Какой вывод можно сделать по изученной теме? (слушаем варианты обучающихся, зачитываем вывод в конце параграфа)

V. Домашнее задание ( дифференцированное). Параграф 6.

Первая группа - подготовить проект «Политическое развитие России в 17 веке.»

Вторая группа - изучить документ «О российской системе управления» учебник с. 54. Ответить навопросы после документа.

Третья группа – составить кроссворд по теме «Политическое развитие страны»



VI. Итоги урока.

- Какая форма правления сложилась в России в 17 веке?

- На кого опирался царь в управлении государством?

Комментирование ответов обучающихся.

Приложение 1.

Михаил Романов

Михаил Федорович

Алексей Михайлович

Федор Алексеевич

Приложение 2.

Земский собор 1613 года

Земский собор

Приложение 3.

Михаил Фёдорович на собрании боярской думы (Андрея Рябушкин, 1893)

Боярская дума.

Приложение 4.

Приказы.

приказы

функции

Посольский

Ведал вопросами внешней политики.

Приказ Большого дворца

Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя.

Казенный

Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.

Конюшенный

Распоряжался царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов.

Разрядный

Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.

Рпоместный

Ведал земльными пожалованиями и сбором налогов.

Ямской

Отвечал за почтовую связь.

Приказ каменных дел

Ведал строительством в столице и крупных городах.

Челобитный

Рассматривал ипрошения и жалобы.

Приказ тайных дел

Контролировал деятельность всех государственных учреждений.

Разбойный и земский

Решал судебные вопросы.

Стрелецкий, пушкарский, иноземный, рейтарский, казачий

Ведали военными делами.

Приложение 5.

Соборное уложение 1649 года.

Методические рекомендации по проведению урока.

Данный урок прводится по истории России в 7 классе по теме «Россия в 17 веке», а место его в курсе – 5.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Познакомить обучающихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века;

2. Развивать память, самостоятельность суждений, навыки работы с исторической картой, документами, умения объяснять понятия;

3. Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к историческому прошлому России.

Эти задачи решаются в ходе урока. При проверке домашнего задания обучающиеся выполняют тестовые задания по теме «Смута и окончание Смутного времени.» Тестовые задания выполняются всеми учащимися самостоятельно. Самопроверка знаний показывает, как дети справились с тестовыми заданиями. (все задания выполнены верно – «5», 1ошибка – «4», 2-4 ошибки – «3», более 5 ошибок – «2»).

Главный этап урока – изучение новой темы. В теме рассматриваются 6 вопросов:

1.Первые Романовы.

2.Земские соборы.

3. Боярская дума.

4. Приказы.

5. Законы. Соборные уложения.

6. Местное управление.

Для рассмотрения первого вопроса учитель дает опережающие индивидуальные задания некоторым обучающимся. Они выполняют эти задания самостоятельно, работая с историческими источниками и интернет- ресурсами . Здесь прослеживается индивидуальная работа с обучающимися на уроке.

При изучении вопросов: Земские соборы, Боярская дума, Соборные уложения учитель использует рассказ, объяснение, работу с историческими понятиями (словарная работа), хронологическую работу и работу с мультимедийными средствами обучения.

При изучении четвертого вопроса «Приказы» проводится практическая работа по заполнению таблицы, в ходе которой обучающиеся самостоятельно анализируют материал пункта параграфа. После заполнения таблицы осуществляется контроль за усвоением знаний и умений путем самопроверки.

Вопрос «Местное управление» изучается самостоятельно. Обучающиеся находят ответы на поставленные вопросы, изучая пункт параграфа.

Закрепление изученной темы проводится в форме фронтальной беседы, в ходе которой обучающиеся показывают уровень усвоения новых знаний и самостоятельно делают выводы по изученной теме.

Домашнее задание дается дифференцированно, в творческой форме.

Урок оснащен следующими наглядными пособиями: историческая карта, даты, термины, имена исторических лиц, выставка литературы по теме, интерактивная доска, слайды.

Формы работы, проводимые на уроке: индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Виды деятельности: сообщения обучающихся, хронологическая работа, выполнение тестовых заданий, работа с историческими понятиями, самостоятельная работа, практическая работа, работа с историческими документами.

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.

Все формы работы, виды деятельности и виды проверки знаний развивают у обучающихся познавательный интерес, память, внимание, мышление, умение анализировать материал и делать выводы.

На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности.

При формировании познавательной компетентности выбирались разнообразные формы, методы, приемы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Характер познавательной компетентности на уроке продуктивный. На уроке идет формирование ключевых компетентностей обучающихся: умение работать с тестами, учебником, с дополнительными источниками знаний, навыков беглого чтения, умение осуществлять аналитические операции, навыки устной и письменной речи.

В ходе урока используются современные средства обучения: мультимедийные слайды, компьютер, интернет- ресурсы.



страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018