zaeto.ru

Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста1 Д. В. Люсин*, В. В. Овсянникова

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3






Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста1
Д. В. Люсин*, В. В. Овсянникова**
* Кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник

лаборатории психологии и психофизиологии творчества ИП РАН,

ведущий научный сотрудник

лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Москва;

e-mail: ooch@mail.ru

** Кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории диагностики одаренности МГППУ, Москва;

e-mail: v.ovsyannikova@gmail.com

Анализируются проблемы измерения способности к распознаванию эмоций как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Предлагается новая методика (видеотест), позволяющая измерить два аспекта распознавания эмоций, – точность оценки модальности эмоционального состояния и сензитивность к выраженности эмоций. Проведён психометрический анализ предложенного видеотеста, показан удовлетворительный уровень его надёжности и валидности, даны рекомендации по его усовершенствованию.


Ключевые слова: эмоциональный интеллект, распознавание эмоций, видеотест, сензитивность.
Распознавание эмоций широко исследуется в психологии. Одним из важных направлений в этой области является изучение способности к распознаванию эмоций и разработка методов для её измерения. В современной психологии распознавание эмоций часто изучается в рамках эмоционального интеллекта. В общем смысле под эмоциональным интеллектом понимается способность понимать эмоции и управлять ими. Распознавание эмоций рассматривается как один из основных компонентов эмоционального интеллекта. В широко известной концепции П. Сэловея и Дж. Мэйера выделяется четыре компонента эмоционального интеллекта, при этом два из них – «Восприятие эмоций» (Emotion Perception) и «Понимание эмоций» (Emotion Understanding) – связаны в той или иной степени именно с распознаванием эмоций [22]. Под «Восприятием эмоций» авторы имеют в виду совокупность способностей, позволяющих заметить сам факт наличия эмоции, идентифицировать их, отличать подлинные эмоции и от их имитации. «Понимание эмоций» – это способность понимать связи между эмоциями, такие как возможные переходы от одной эмоции к другой, смешения эмоций, причины эмоций и их последствия. Согласно модели Сэловея и Мэйера восприятие эмоций является базовым компонентом эмоционального интеллекта, лежащим в основе формирования других его составляющих [29]. Отметим, что различение восприятия и понимания эмоций в качестве двух отдельных компонентов представляется несколько произвольным. Изначально оно основано скорее на абстрактно-теоретических и интуитивных представлениях авторов.

В концепции эмоциональной компетентности К. Шерера [30] восприятие эмоций (emotion perception) рассматривается как главный компонент эмоциональной компетентности, наряду с порождением и регуляцией эмоций. Шерер считает, что восприятие эмоций является центральной социоэмоциональной компетентностью, обеспечивающей успешность социальных взаимодействий и эффективность в разных областях человеческой жизни.

Другим примером концепции, предполагающей важную роль распознавания эмоций в эмоциональном интеллекте, является модель одного из авторов данной статьи [3]. В ней предлагается выделять четыре компонента эмоционального интеллекта – понимание своих и чужих эмоций и управление своими и чужими эмоциями. Под пониманием эмоций имеется в виду способность распознать сам факт наличия некоторой эмоции, идентифицировать её, дать ей словесное выражение, а также способность понимать причины эмоции и её последствия. Таким образом, понимание эмоций в этой модели непосредственно связано именно с распознаванием эмоций.
Анализ методик на измерение способности к распознаванию эмоций.

В последние годы возникает всё больше исследований, посвящённых измерению способности к распознаванию эмоций. Практически все современные методики, посвященные распознаванию эмоций, разрабатываются в контексте измерения эмоционального интеллекта. В литературе по эмоциональному интеллекту традиционно различают два типа методик: тестовые и опросниковые (например, [12]). Им в соответствие ставят два типа моделей эмоционального интеллекта: модели способностей и смешанные модели. Первые трактуют эмоциональный интеллект как одну из интеллектуальных способностей по аналогии с вербальными способностями, пространственными способностями и т.п. Вторые рассматривают эмоциональный интеллект как совокупность когнитивных способностей и личностных черт, обеспечивающих успешное понимание эмоций и управление ими. Авторы, придерживающиеся модели способностей, обычно предлагают использовать для измерения эмоционального интеллекта тесты, подобные традиционным тестам на эмоциональный интеллект, то есть состоящие из набора заданий, ответы на которые могут быть оценены как правильные или неправильные. Авторы, придерживающиеся смешанных моделей, как правило, используют для измерения опросники. Впрочем, здесь возможны исключения. Так, опросник ЭмИн [2] основывается на модели способностей. Его автор трактует эмоциональный интеллект как один из видов интеллектуальных способностей и утверждает, что предложенный им опросник измеряет представления человека о своём эмоциональном интеллекте, но не какие-либо личностные черты.

В психодиагностике хорошо известны и подробно проанализированы ограничения опросников. В рамках настоящей статьи будут рассматриваться только тестовые методики, позволяющие получить оценку способности к распознаванию эмоций не зависимо от представлений человека о своём поведении и от особенностей его самооценки. В современной психологии предложен ряд методик такого рода. Они существенно различаются по стимульному материалу, формату заданий, получаемым показателям и способу подсчёта тестовых баллов. В качестве стимульного материала могут использоваться фотографии лиц с определённой экспрессией, видеозаписи поведения, звучание голоса, описания эмоциогенных ситуаций и даже эмоционально окрашенные стимулы, не имеющие отношения к человеку (например, геометрические изображения).

Одной из наиболее сложных проблем при использовании заданий такого рода является проблема определения правильного ответа. В традиционных тестах интеллекта она обычно не возникает, так как существуют очевидные логические основания для выбора правильного ответа. При разработке заданий на распознавание эмоций (и, шире, заданий для измерения эмоционального и социального интеллекта) выделяется три наиболее распространённых подхода к определению правильного ответа. Во-первых, используются оценки экспертов, которые определяют, какая эмоция выражается в стимульном материале, либо какой ответ из предложенных вариантов является правильным. Основные споры разворачиваются вокруг вопроса о том, кого считать экспертами в области распознавания эмоций. Во-вторых, используется консенсус, то есть мнение большинства испытуемых. Тестовые задания предъявляются выборке стандартизации, за правильные принимаются те ответы, которые выбирает большинство испытуемых. Наиболее сомнительным в этом подходе является сам принцип, согласно которому мнение большинства принимается за правильное. Очевидно, что к заданиям традиционных интеллектуальных тестов, особенно сложным, такой принцип не применим. В-третьих, правильный ответ заранее задаёт разработчик теста, «закладывая» определённую эмоцию в стимульный материал. Часто для этого приглашаются актёры, которые должны изобразить нужную эмоцию с помощью мимики или звучания голоса. Если в качестве стимульного материала используется описание эмоциогенной ситуации, оно конструируется таким образом, чтобы соответствовать теоретическим представлениям о параметрах ситуации, которые должны вызывать определённую эмоцию. Третий подход может применяться не ко всем видам стимульного материала, кроме того никогда нельзя быть уверенным, что задуманная разработчиком эмоция оказалась действительно адекватно выражена в задании. Все три подхода не идеальны, имеют свои ограничения и вызывают дискуссии.

Важной особенностью заданий на распознавание эмоций (а также любых заданий на эмоциональный и социальный интеллект) является то, что нередко бывает трудно определить один правильный ответ. Чаще оказывается, что несколько ответов можно признать за правильные с той или иной вероятностью. Это вполне соответствует измеряемой психологической реальности, так как эмоциональные состояния часто бывают неоднозначны, в них могут смешиваться эмоции разной модальности. В стимульном материале невозможно отразить все индивидуальные характеристики людей и особенности ситуаций, которые могут существенно влиять на эмоциональные состояния. Из этого вытекают два важных следствия. Во-первых, имеет смысл не просто классифицировать ответы испытуемых как правильные либо неправильные, но оценивать степень их правильности, для чего чаще всего подходят лайкертовские шкалы. Во-вторых, уместным оказывается не только одномерный формат ответов, при котором испытуемый определяет, выражается ли в стимульном материале какая-то одна эмоция, но и многомерный формат, при котором испытуемый определяет наличие в стимульном материале нескольких разных эмоций.

В современной психологии при измерении способности к распознаванию эмоций используются разные подходы к определению правильных ответов и разные форматы ответов – как одномерные, так и многомерные. Ниже приводится обзор наиболее известных методик на распознавание эмоций, который, не претендуя на полноту, даёт представление об основных направлениях в этой области.

Одной из наиболее известных ранних методик на распознавание эмоций является PONS - Profile of Nonverbal Sensitivity [28]. В качестве стимульного материала используется двадцать видеозаписей с персонажем женского пола. Испытуемый должен оценить аттитюд, выражаемый персонажем. Аттитюды изначально задавались разработками теста и классифицировались по двум основаниям: домининование / подчинение и позитивность / негативность. Каждая видеозапись представлена одиннадцатью каналами экспрессии (лицо, речь и т.п.), таким образом, всего используется 220 стимулов. При предъявлении каждого стимула испытуемый должен выбрать один из двух вариантов ответа. Показатель точности вычисляется как доля правильных ответов испытуемого от общего количества стимулов.

Методика DANVA – The Diagnostic Analysis of Nonverbal Accuracy – предназначена для оценки чувствительности к невербальным проявлениям эмоций [24]. Ее стимульным материалом выступали 24 фотографии лиц и 24 аудиозаписи голоса, выражающие четыре эмоции (гнев, страх, радость, грусть). Каждая эмоция была представлена в двух интенсивностях – низкой или высокой. Эмоции выражались профессиональными актерами. В качестве ответа испытуемый должен выбрать одну из четырех категорий эмоций для каждого стимула. Показатель точности вычислялся как доля правильных ответов отдельно для обоих типов стимулов и по тесту в целом.



страница 1 страница 2 страница 3


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020