zaeto.ru

Изучение влияния различных форм организации обучения на развитие познавательных способностей будущих практических психологов

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Е.В. Пименова, кандидат психологических наук, доцент

Ставропольский государственный университет, Россия
Определение наиболее оптимальных путей профессиональной переподготовки кадров образования является одной из важнейших проблем педагогической психологии. Особо актуальной на современном этапе является задача подготовки квалифицированных практических психологов для работы в системе образования.

Из-за отсутствия в нашей стране опыта целевого интенсивного обучения практических психологов (Н.A. Aминов, М.B. Молоканов[1]) содержание их подготовки исключительно многообразно и в последние годы часто приобретает форму профессиональной переквалификации лиц, окончивших вузы. Эти обстоятельства породили противоречие между большим количеством дипломированных практических психологов и качеством их подготовки, чем и обусловливается выбор проблемы данного диссертационного исследования.

Социальную ситуацию современного российского общества A.A. Деркач, Г.C. Михайлов характеризуют как «…неопределенную, изменчивую, противоречивую, непрограммируемую, что ставит сегодня перед личностью сложные проблемы, не имеющие готовых решений. Следовательно, практический психолог должен быть не только высококвалифицированным профессионалом, но и человеком, способным действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, нестабильности, способным думать, маневрировать, одновременно сохраняя себя, свою позицию, свою уверенность, другими словами, типом – противоположным исполнителю» [3]. Выпускник психологического факультета или отделения практической психологии, по утверждению В.П. Озерова, В.В. Рубцова, «должен не только знать психологию, но и уметь действовать как психолог-практик, быть, по существу прикладным психологом, способным принимать антиципирующие решения в неожиданных ситуациях будущего» [4; 6].

B России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. И.B. Bачков, И.Б. Гриншпун, Н.C. Пряжников отмечают, что, «…несмотря на существование в настоящее время как очной, так и заочной, очно-заочной, а в последнее время и дистанционной форм обучения психологов, полноценное формирование профессионала-психолога, прежде всего предполагает очное обучение» [2]. Означает ли это невозможность попыток освоить психологию и в иных формах? На самом ли деле очная форма обучения является наиболее эффективной формой подготовки практического психолога?

Одна из главных целей современного образования вообще и психологического образования в частности состоит в развитии у учащегося заинтересованности и потребности в самоизменении, что обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.

B связи с этим, суть новой стратегии психологического образования заключается в смещении акцента с усвоения предметных знаний на совершенствование психологических способов саморазвития человека, во многом, по мнению B.П. Озерова [4], определяющихся развитыми познавательными способностями будущих практических психологов системы образования.

Несмотря на многочисленные версии и концепции, общепринятого определения и структуры познавательных способностей до сих пор нет. При проведении нашего исследования мы исходили из следующего определения B.П. Озерова и О.B. Соловьевой: «Познавательные способности — свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения и познания объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, психомоторики, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность» [5].

B связи с тем, что познавательная деятельность является основой любой сознательной деятельности человека и включает поиск, восприятие, запоминание, переработку и реализацию информации в мышлении, воображении и действии, познавательные способности подразделяются на два блока: когнитивно-интеллектуальный и когнитивно-моторный, которые имеют довольно сложную структуру.

Проанализировав литературу по проблеме профессионализации психологов, мы обнаружили ее недостаточную разработанность на сегодняшний день. Это объясняется относительной «молодостью» специальности, а также сложностью, «полифункциональностью» самой деятельности.

Нами изучены аналитические исследования отдельных психологических характеристик личности практического психолога, проведенные в работах Г.C. Aбрамовой, Н.A. Aминова, М.B. Молоканова, A.A. Бодалева, И.B. Дубровиной, A.A. Реан, Д.B. Обориной, И.C. Пищевой и др., где, наряду с важными чертами характера психолога, отмечается наличие таких интеллектуальных способностей, как аналитичность мышления, переключение внимания, креативность и др., а также психомоторных особенностей: высокой работоспособности, сензитивности и др.

Отмечается недостаточное количество работ по изучению отдельных компонентов познавательной сферы будущих практических психологов на этапе профессиональной подготовки. Так, О.Г. Кукосян (1981) указывает на особую наблюдательность по отношению к человеку уже у студентов-психологов. К.М. Романов (1996) приходит к выводу о том, что «межличностное мышление» студента-психолога является эмпирическим, плохо приспособленным для теоретического решения профессионально-психологических задач. И.C. Пищева (1997) отмечает, что большинству студентов-психологов свойственен образный тип мышления и низкие показатели в установлении логико-количественных отношений. B.М. Молоканов определяет в качестве задатков специальных склонностей к деятельности в области практической психологии свойства активированности и лабильности нервной системы. Н.A. Aминов, Е.П. Гусева, И.A. Левочкина (1995) задатками эмпатии считают слабость (чувствительность) и лабильность нервной системы.

Таким образом, можно отметить, что большинство из изученных работ по своему характеру являются аналитическими, то есть изучающими особенности отдельных познавательных способностей практического психолога.

Меньше всего нами найдено комплексных исследований когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного компонентов познавательных способностей практического психолога на каком-либо из этапов профессионализации: в частности, работа C.Л. Aрефьева (1978), в которой автор с помощью метода обобщения независимых характеристик исследовал структуру основных психических свойств, необходимых психологу для адаптации и дальнейшей успешности работы в промышленности. Из одиннадцати элементов структуры наиболее важными являются семь: аттенционные свойства, имажинитивные, мыслительные, волевые, эмоциональные, речевые и коммуникативные. Остальные четыре: наблюдательность, мнемические свойства (быстрое запоминание цифрового, наглядного, логического материала, прочное сохранение, активное воспроизведение и т.д.), характеристики моторики (скорость, точность, координация движений) и сенсорные свойства, - несомненно, важны для успешной деятельности психолога, однако согласно исследования, связи между ними, а также каждого из этих факторов с остальными семью не жестки. Автор предполагает, что применительно к этим четырем функциям существуют достаточно широкие компенсаторные возможности. Тот факт, что оценку важности уровня тех или иных свойств для успешности деятельности психолога давали люди, имеющие психологическое образование, намного повышает уровень достоверности полученных результатов. Однако это обстоятельство не исключает необходимости в эмпирической проверке полученных данных.

Отсутствуют работы, изучающие влияние различных форм организации обучения (заочной, очно-заочной и очной) на развитие познавательных способностей будущих практических психологов.

Между тем проведение комплексного исследования развития компонентов познавательных способностей под влиянием различных форм обучения в высшей школе является необходимым для оптимизации системы профессионального образования в целом и психологического образования в частности с целью облегчения адаптации специалиста к профессии и повышения эффективности его трудовой деятельности.

Одним из критериев эффективности подготовки практического психолога по любой из форм обучения будет выступать степень развивающего воздействия образовательного процесса на познавательные способности обучающегося.

Для проверки эффективности профессиональной подготовки практических психологов системы образования в Ставропольском государственном университете по разным формам (заочной, очно-заочной и очной) по указанному критерию нами проведено экспериментальное исследование по комплексной диагностике и изучению динамики развития когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного компонентов познавательных способностей познавательных способностей слушателей отделения практической психологии в количестве 92 человек.

Для получения данных об уровне и особенностях развития познавательных способностей слушателей отделения психологии ФПК и ППУКО мы использовали стандартизированный комплекс экспресс-методик, который был предложен в работе B.П. Озерова, О.B. Соловьевой [5]. Данный комплекс позволил нам получить на каждом из этапов диагностики для каждой группы по 14 интеллектуальных и по 17 психомоторных показателей.

По результатам проведенного психолого-педагогического исследования установлено, что под влиянием всех изучаемых форм обучения (заочной, очно-заочной и очной) отмечается гармонизация познавательных способностей за счет увеличения показателей развития отдельных компонентов, а также возникновения новых и уплотнения некоторых ранее имеющихся взаимосвязей между ними.

При равном во всех группах объеме аудиторных часов более концентрированное систематическое академическое обучение, предусмотренное очной формой, детерминирует достоверно более интенсивное развитие познавательных способностей – от р<0,01 до р<0,05.

Кроме того, в группах очного обучения отмечается более активное совершенствование структуры познавательных способностей: количество положительно высокозначимых связей внутри интеллектуального блока возросло в заочной группе на 6,6%; в очно-заочной на 7,6%; в очной №1 на 13,4%; в очной №2 - на 14,3%, а внутри внутри психомоторного - на 11,1%, 15,1%, 21,2% и 16,4% соответственно; между блоками - на 16,4%, 12,6%, 23,1% и 24,4% соответственно. Следовательно, в группах, обучающихся очно, переструктурирование происходит более активно.

Ведущими в структуре познавательных способностей всех групп будущих практических психологов к концу обучения являются аттенционные и имажинитивные компоненты и компоненты реактивности; в группах, обучающихся по очно–заочной и очной формам — компоненты мышления; в группах очного обучения - мнемические, а у заочников - перцептивные компоненты. За период обучения в структуре познавательных способностей во всех группах слушателей наиболее существенно усиливается вклад мыслительных, мнемических компонентов и выносливости, в группах очного и очно-заочного обучения – перцептивных компонентов, компонентамов работоспособности, реактивности, в заочной группе - имажинитивных и аттенционных показателей.

Таким образом, на основе полученных результатов психолого-педагогического эксперимента можно сделать вывод об эффективности профессиональной подготовки практических психологов в Ставропольском госуниверситете, а также заключить, что форма организации обучения (заочная, очно-заочная и заочная) является детерминантой развития познавательных способностей будущих специалистов-психологов (Е.В. Шатилова [7]).

Полученные результаты характерны только для контингента слушателей отделения практической психологии ФПК и ППУКО Ставропольского государственного университета. Определение влияния различных форм обучения на развитие познавательных способностей будущих практических психологов других вузов региона и страны в целом позволит раскрыть сущность процесса обучения на этапе освоения профессии и оптимизировать профессиональную подготовку практического психолога.



Литература:

  1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т.13. №5.

  2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пос. / Под. Ред. И.Б. Гриншпуна. – М.; Воронеж, - 2002. – 464 с.

  3. Деркач А.А., Михайлов Г. Методология акмеологии // Прикладная психология и психоанализ.1997. №3. – С.4-10.

  4. Озеров В.П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы II Всероссийской научной конференции научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии». – Ставрополь, 2001, С.7-14.

  5. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся: Уч. пособие. – Ставрополь, 1999. – 112 с.

  6. Рубцов В.В. Перспективы развития психологического образования // Материалы II Всероссийской научной конференции. – Ставрополь: 2001. – С.14-15.

  7. Шатилова Е.В. Влияние различных форм организации обучения на развитие познавательных способностей будущих практических психологов. Автореф. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003.

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019