zaeto.ru

Конспект огласительных бесед Беседа 1 Вступление. Приветствие. Пояснение для чего нужны эти встречи. Разъяснение структуры беседы

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


План-конспект огласительных бесед

Беседа 1

1.Вступление.

Приветствие. Пояснение для чего нужны эти встречи. Разъяснение структуры беседы.

Бог создал человека по своему образу и подобию: три составляющих образа Божьего в человеке: бессмертная душа, разум, свободная воля.

Для чего нужно Крещение – оно дает возможность человеку стать «Человеком с большой буквы», то есть обрести свой смысл жизни, отличный от смысла жизни животного (поиски еды, самосохранение, размножение).

Свобода человека: ограничивает ли Церковь свободу человека? Да, если подразумевать под свободой вседозволенность. Но подобную вседозволенность ограничивают и законы государств, воспитание детей тоже есть своего рода ограничение свободы. Желания одних людей часто препятствуют желаниям других, что приводит к конфликтам и нестроениям. Вседозволенность губительно отражается на душе человека, что показывает множество примеров из Истории. Стремление к своей маленькой «правде» и приводит ко всем войнам и конфликтам, так как если любой конфликт между людьми подробно разобрать, то выяснится, что каждая из сторон по-своему права. Для этого и существует Церковь, основная роль которой заключается в проповеди Божественных Законов – той Абсолютной Морали, Абсолютной Истины, которая должна стать общей для всех людей. То есть Церковь на самом деле не ограничивает свободу человека, а наоборот, помогает её реализовать, дает нам свободу от своих страстей, которые порабощают нас, пусть даже ограничивая себя в некоторых желаниях, но мы с помощью Божественных Законов достигаем истинного смысла жизни - стяжание Царства Небесного.

2. «Суть религии».

Основой учения любой религии является Бог. Разные религии имеют различный взгляд на первооснову своего учения.

Откуда же можно узнать о существовании Бога, раз мы не можем увидеть его? Как мы узнаем о существовании воздуха, не видя его своими глазами – по его проявлениям, воздух дает жизнь нашему телу, хоть мы можем и не обращать на это внимания. Так же и о Боге мы можем узнать по его действию на каждого человека в отдельности и на весь мир в целом.

Как нам познать Бога? Богопознание может осуществляться тремя путями: первый – через окружающий мир, величие Вселенной, сотворенной Богом. Изучение законов природы многих ученых приводило к мысли о существовании Единого Творца. Второй путь: Через познание самого себя. Поскольку человек является образом Божьим, то, изучая свою собственную душу, мы видим этот самый образ. По словам преподобного Антония Великого, «кто познал себя - тот познал Бога». И третий путь Богопознания – через анализ человеческой Истории, в которой присутствует множество примеров того, как Божественный Промысел влиял на судьбы как отдельных людей, так и всей человеческой цивилизации.

В Православии есть чёткое понимание, что познать Бога полностью невозможно, хотя что – то о нём знать мы можем. Хорошо это выразил Иоанн Дамаскин, сказав следующие слова: Итак, что Бог есть, ясно. А что Он есть по существу и природе – это совершенно непостижимо и неизвестно» - и «Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и воплощении как не всё неизреченно, так и не всё может быть выражено речью; не всё недоступно познанию, и не всё доступно ему»

Источником наших конкретных знаний о Боге является Богооткровение. Оно состоит из Священного Предания – знаний, передаваемых людьми из поколения в поколение, и Священного Писания – Библии – книг, написанных святыми людьми – пророками и апостолами, по вдохновению Святого Духа. Богооткровение является не столько самим Знанием, сколько руководством к жизни человека, его целью является спасение души, потому там мало сведений об устройстве материального мира, изучение которого является задачей науки.

Прежде всего, Православная Церковь учит, что Бог – это Личность, это значит, что с Ним можно вступить в контакт, к Нему можно обращаться и получать ответ.

Что же такое религия? - от лат. Religere- «Восстановление утраченной связи с Богом» Человек до своего грехопадения жил в раю и находился в постоянном общении с Богом, будучи совершенным Его творением, но после того, как он совершил грех, его природа повредилась, и эта связь была разрушена.

Человек издревле общался с Богом (первые следы богопочитания можно обнаружить уже в каменном веке, порядка 50 – 100 тыс. лет назад, по некоторым данным прарелигией был монотеизм). Но со временем, из-за «вселенской катастрофы», своего грехопадения, человек начал искажать свои представления о Боге, он начал отходить от общения с Ним, теряя ясное представление о «Собеседнике». Именно это и привело к появлению множества религий, множественному взгляду на Бога.

Но истина сохранилась…. И что бы ясно говорить о ней, чтобы определённые люди не извратили её, по ходу человеческой истории, было осмысленно, что эти знания о Боге нужно законсервировать – выразить в чётких, недвусмысленных формулировках – догматах.

Догма – от греч. Δόγμα «Думать, веровать» - это основа христианской веры. Все христианские догматы – Богооткровенны. Как путь, по которому мы идем должен быть перед нами отчетливым, так и мировоззрение должно быть конкретным.



3. Символ веры.

Основные догматы выражены в Символе веры – тексте, принятом 1, 2 Вселенскими соборами (всемирным собранием духовенства христианской церкви). Можно не соглашаться с догматами, изложенными в этом выражении веры, но, не соглашаясь с ними, человек перестаёт быть православным христианином, т.к. теряет христианское мировоззрение.



1 член Символа веры. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

(Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого).

С самых первых строк человек, читающий это исповедание, возглашает, что он верит во единого Бога! Если немножко знать христианское вероучение, можно заметить мнимое противоречие. Как можно говорить, что Бог един, если христианство проповедует троичность Божества (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой)? Тут нет противоречия, православные христиане верят, что Бог один, но в трёх лицах. Этот догмат непостижим для человеческого разума, хотя существуют некоторые аналогии, которые, хотя далеко не в полной мере, но пытаются объяснить понятие Триединства. Одна из природных аналогий — это солнце и исходящие от него лучи и свет, подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух. Другой подобный же пример — огонь, который дает свет и тепло, имеющие между собой единство и различие. Эти аналогии очень далеки от выражения сущности троичного догмата, так как заимствуются из области, далекой от духовно-личностного бытия.

Это единый Бог является Творцом материального мира (людей, природы) и духовного (ангелов, демонов).

Но стоит сразу заметить, что Бог не творил демонов – демонами. Создавая ангелов, людей, Бог вложил в них свободную волю, эти существа могут сами решать идти за Богом или нет. Так вот, демоны - это есть отпавшие, воспротивившиеся Божеству, ангелы.

Из самого факта творения всего сущего вытекает одна мысль, хорошо выраженная в церковном песнопении: «Ибо у Тебя источник жизни». Действительно Бог не просто сотворил мир и забыл о нём, он своими энергиями содержит мир, именно поэтому страшно отпасть от Бога, отпадая от Него, человек отпадает от источника бытия.



2 член Символа веры. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено);

То, о чём говорится во втором члене Символа веры, является краеугольным камнем христианского миросозерцания, мы и называемся христианами, что верим в Божество Иисуса Христа. Недаром анафема 1 Вселенского собора гласит: «Тех же, кто говорит: Было время, когда Его [Иисуса Христа] не было»…, или кто провозглашает, что Сын Божий - иной субстанции или иной сущности или, что он подвержен изменению, кафолическая и апостольская Церковь отлучает от сообщества верных». В действительности, Православная Церковь учит, что вторая ипостась Святой Троицы Иисус Христос ничем не отличается от Бога - Отца, Бога - Духа, кроме того, что «один только Отец нерождён, …и один только Сын рождён…. И один только Дух Святой - исходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца». Исходя из этого мы утверждаем, что Иисус Христос также Творец мира, также Источник Жизни и т.д..

3 член Символа веры. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

(Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком);

Православная Церковь учит, что Господь воплотился, т.е. воспринял человеческую плоть, оставаясь истинным Богом и истинным человеком. Зачем произошло это событие? На этот вопрос отвечает Иоанн Дамаскин: «Вочеловечение Бога - Слова было для того, что бы само согрешившее и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана». Эта фраза ставит перед сознанием человека ряд вопросов…. Почему естество названо падшим, согрешившим?

На самой заре человеческой истории произошла «вселенская катастрофа», человек, созданный непричастным злу, нравственно добрым, свободным от забот, но одарённым свободной волей, выбирает путь нарушения заповедей Божиих. Адам – первый человек нарушает единственную заповедь Божию о невкушении определённых плодов, и, нарушая эту заповедь, человек отпадает от источника жизни - Бога, повреждая свой внутренний духовный мир. Человек стал подвержен болезням, он стал более склонен к злу, нежели к добру, но самое неприятное, ужасное человек стал смертен. И чем дальше развивалось человечество, тем дальше оно отклонялось от Бога, тем больше становилась пропасть между источником жизни – Богом и человечеством.

Со временем люди начали понимать, что их мировоззрение, которое на самом деле отдалено от Бога, отдалено от Истины, а соответственно есть заблуждение…. Именно с этим страшным осознанием и связанно появление философии, которая пыталась дать некоторый импульс к жизни, понять причины миробытия, его конечные цели…. И именно в это время, время всеобщего разочарования в политеизме, приходит в мир Спаситель, что бы освятить человеческую жизнь, что бы человек опять смог стать Человеком, что возможно только совместно с Богом….

По словам святителя Афанасия Александрийского «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», то есть Христос дает людям путь к совершенству, вновь открывает для них утраченный рай.

Так Иисус Христос называется новым Адамом, основоположником новой главы в истории человечества.

4 член Символа веры. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

(Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного);

Но Господь не просто приходит на землю, Он страдает и умирает по человеческому естеству, освящая и разрушая даже смерть…. Этот факт у многих людей вызывает недоумение. Кажется невероятным, что Бог – Творец мира, Вседержитель терпит издевательства от своего же творения. Но «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть своими страданиями и смертью Христос искупает человеческие грехи.

5 член Символа веры. И воскресшаго в третий день, по Писанием;

(И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

Господь разрушает смерть своею смертью, Он воскресает и тем самым для нас смерть уже не страшна. Очень сильно выражают это слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Теперь смерть – третье рождение, рождение в вечность, но, вот, в какую вечность…. В вечность с Богом или вечность без Бога зависит только от нас…. Иными словами, Бог сделал шаг навстречу падшему человечеству, теперь человеку предоставляется выбор: сделать шаг навстречу Богу или остаться в стороне, на обочине жизни….

6 член символа веры. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

(И восшедшего на небеса и седящего одесную (по правую руку от) Отца);

По воскресении своём Христос восходит на небеса, показывая тем самым, что в самой плоти человеческой нет греха, оно как творение Божие свято и совершенно. И мы призваны хранить святость нашего тела, сохраняя его от грехов. Замечательно сказано в Священном Писании по этому поводу: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога…».

7 член Символа веры. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

(И Который вновь придет со славою судить живых и мертвых, и Царству Которого не будет конца).

То, о чём говорится в этом члене символа веры, является темой многих современных пересудов…. Только ленивый сейчас не обсуждал тему конца света…. Мы, как православные христиане, твёрдо знаем, что конец света будет, но «о дне том и часе никто не знает». К сожалению, в истории известно множество случаев, когда некоторые деятели пытались извлечь выгоду из доверчивости своих сограждан, предсказывая конец мира.

Лучшей подготовкой к «последним временам» является устроение своей жизни по заповедям Божиим, вообще, для любого, конкретно взятого, человека конец может наступить в любую секунду, этим концом будет его смерть. Христианин должен быть всегда готов встретить Христа. Очень хорошо выражает эти мысли одно церковное песнопение: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб Его же обрящет бдяща…»



8 член Символа веры. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков).

Этими словами Православная церковь исповедует божество третьей ипостаси святой Троицы, которая отличается от остальных Лиц лишь тем, что предвечно исходит от Бога – Отца. Вследствие этого в храмах воздаётся равное поклонение Отцу и Сыну и Святому Духа без умаления или возвышения какой – либо ипостаси.

9 член Символа веры. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь).

Самое начало девятого члена даёт понять любому читающему его, что истинная Церковь одна. И это православная Церковь, которая хранит истинное знание о Боге. Знание Истины, знание Христа очень важная составляющая жизни христианина, ибо ещё в священном Писании сказано: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Очень важно знать правду о Личности к которой обращается человек, иначе он может потерпеть неудачу, имея ложные представления, подбирая не те слова, совершая не те поступки.

Но и другой момент может смущать в первых строках. Как Церковь может быть едина, если существует 15 самостоятельных в управлении православных церквей? На самом деле эти Церкви едины по существу, едины в учении, именно эта чёрточка и даёт право говорить о единой Церкви.

Более того Церковь названа Святой и Соборной, потому что во главе её стоит Христос – Бог, патриарх же не может в полной мере управлять Церковью, например изменять догматы, отменять каноны, вопросами управления церковью на земле занимается поместный собор – собрание клириков и мирян Церкви данной территории.

Святость Церкви не подразумевает, что любой, кто в неё входит, сразу становится святым. Это означает лишь то, что она дает нам путь к святости.



10 член Символа веры. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

(Исповедую одно крещение во оставление грехов).

В действительности, Православие учит, что посредством таинства Крещения человек входит в Церковь, он как бы рождается для духовной жизни, изменяется, всевая в себя семечко благодати, которое он должен взрастить, живя по-христиански.

Для помощи человеку в его христианском житии существует ряд таинств, которым нужно обязательно приобщаться. Есть два таинства, к которым необходимо приступать каждому христианину постоянно. Это таинство Причащения, в котором мы под видом хлеба и вина приобщаемся самому Господу. И таинство покаяния, в котором мы каемся в своих грехах. Стоит помнить, приступая к этому таинству, что покаяние «есть решительное изменение на лучшее, перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу».



11 член Символа веры. Чаю воскресения мертвых.

(Ожидаю воскресения мертвых).

Вслед за Христом воскреснут и все люди. Но, вот, для чего, что бы пребывать в Боге или вне Бога, мы решаем здесь, на земле, уже сейчас.

12 член Символа веры. И жизни будущаго века. Аминь.

(И жизни будущего века. Истинно так).

После воскресения будет вечная жизнь, опять же с Богом или без Него.

Заключение.

Таким образом, рассмотрены догматы христианской церкви – основа нашей веры, которую мы должны исповедовать как внутренне – своей глубокой убежденностью в них и следованию Божественным Законам, так и внешне – исповеданием веры. Крестное знамение – это пример внешнего исповедания веры, три пальца, сложенные вместе, символизируют триединство Божества, два согнутых пальца – догмат о Боговоплощении. Крест же, наносимый на тело, напоминает нам о страданиях Христа за наши грехи.



Беседа 2

О духовной жизни. По учению 12ти апостолов, есть два пути в жизни человека: путь с Богом и путь без Бога. Невозможно идти сразу по двум путям, потому человек должен выбрать один. Путь без Бога-это греховная жизнь, подчинение своим страстям, своему эгоизму. А путь с Богом – это и есть духовная жизнь. Её невозможно начать, не оставив греховной жизни.

Духовная жизнь-это не религиозный фанатизм. Это - искреннее стремление к совершенству, к тому состоянию, в котором пребывал первый человек, до своего грехопадения. Суть духовной жизни заключается в борьбе со своими грехами, подчинение своих страстей своей воле при помощи Благодати Божьей . Человеку невозможно жить совершенно без греха, но, как написано в Библии «семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель», то есть отличие праведника от грешника даже не в количестве его грехов, а в духовной борьбе с ними, истинном покаянии и стремлении к Богу. Духовный человек всегда смотрит в свою душу и видит причины происходящих с ним неприятностей только в себе самом, а не в окружающих людях или стечениях обстоятельств. Отсюда и борьба заключается с самой причиной – то есть со своим внутренним несовершенством.

Существует мнение о том, что и без веры можно быть порядочным человеком. В чем же разница между святостью, к которой призывает нас Христос, и обычной человеческой порядочностью? Порядочность подразумевает только контроль над своими поступками, то есть внешними проявлениями. Порядочный человек обязан быть вежливым, снисходительным, помогать окружающим. Однако его внутреннее отношение к этому не так уж важно. Святость же подразумевает, прежде всего, контроль над своими мыслями, так как мысль порождает действие. Святой человек следит за своим внутренним состоянием и не допускает даже греховной мысли в свою душу. А добрые дела и внешние проявления – уже следствие духовной работы над собой.

По учению церкви, в человеке есть три составляющие: дух, душа и тело. В совершенном человеке дух главенствует над душой и телом, подчиняет их себе. Когда же человек на первое место ставит желания своего тела, то это разрушает его духовную жизнь, и превращает человека просто в разумное животное. И хотя в этом случае человек и удовлетворяет все свои прихоти, но он все равно остается несчастным, поскольку в нем разрушается та целостность его природы, именуемая церковью Целомудрием.



Целью жизни человека является стяжание Духа Святаго – то есть приближение к тому идеалу, который дает нам Евангелие и к которому призывает Господь. Часто люди совершают многие грехи и даже не считают нужным каяться в них, поскольку все вокруг творят то же. Однако Христос призывает нас брать пример не со «всех», а с него самого и со святых людей. Для того, чтобы нам легче было вести духовную жизнь, Господь дает нам список заповедей – то есть рекомендации к тому, как мы должны поступать в нашей повседневной жизни. Духовный прогресс удостоверяется в конечном счете и наилучшим образом лишь одним: нашей способностью любить. Любить — в смысле чистого уважения, служения, бескорыстной привязанности, не требующей ответной платы;

Понятие о заповедях. Во времена Исхода Израиля из Египта Бог даровал Моисею десять заповедей нравственного закона, на котором зиждется все многообразие межчеловеческих и социальных отношений. То был некий минимум личной и общественной морали, без соблюдения которого утрачиваются устойчивость человеческой жизни и общественных отношений.

Десять Заповедей Ветхого Завета

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.

Эти заповеди говорят прежде всего о Любви. К Богу (первые 4 заповеди) и к нашим ближним(оставшиеся 6).

Господь Иисус Христос пришел в мир отнюдь не для того, чтобы отменить этот закон: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”.

Исполнение Спасителем этого закона потребовалось потому, что со времен Моисея понимание закона оказалось во многом утраченным. За истекшие столетия ясные и краткие императивы Синайских заповедей оказались погребены под напластованиями огромного количества разнообразных бытовых и обрядовых предписаний, скрупулезному исполнению которых стало придаваться главенствующее значение. И за этой сугубо внешней, ритуально-декоративной стороной терялись суть и смысл великого нравственного откровения. Поэтому надлежало явиться Господу, дабы обновить содержание закона в глазах людей и вновь вложить его вечные глаголы в их сердца. А сверх того — дать человеку средство употребить этот закон ко спасению своей души.


Христианские заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье и полноту жизни, именуются Заповедями Блаженств. Блаженство и есть синоним счастья.
На холме близ Капернаума в Галилее Господь произнес проповедь, которая стала известна под именем Нагорной проповеди. И начал Он ее с изложения девяти Заповедей Блаженств:

1 Заповедь блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное»

В настоящее время произошла мутация жизненных ценностей, перемена всех ориентиров. Вместо того чтобы восходить к Богу, служить Ему и пребывать в спасительном общении с Ним, человек направил все свои силы на удовлетворение потребностей собственного эгоизма. Это состояние, когда человек живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственное “я”, именуется гордыней. Если в жизни человека появляется тщеславие, то оно «перечеркивает» всю духовную жизнь человека. Состояние, обратное гордыне, когда человек потесняет свое “я” в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением, или нищетой духовной. Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати. Смирение – это фундамент христианской жизни: когда все свои достижения мы приписываем Богу, а грехи – себе. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. Смирение порождается великой внутренней силою, и любой, кто сомневается в этом, пусть попытается слегка подвинуть собственное “я” на периферию своих забот и интересов. А на главное место в своей жизни поставить Бога или другого человека.



Когда человек рождается в мир, у него нет ничего «своего», есть только его природа, созданная Господом. И когда он умирает, то так же ничего не сможет забрать с собой. Так что человек – не собственник своего имущества, а только лишь временный управляющий. Таланты и дарования человека – это дар Божий, и только ему смиренный человек должен приписывать свои достижения. Многие талантливые люди духовно погибали (спивались, становились наркоманами), когда начинали дар Божий приписывать себе.

Почему Господь не создает каждого человека талантливым во всем, а только в чем-то своем? Именно ради того, чтобы человек, нуждаясь в помощи других людей, глубже осознал несовершенство своей природы.

2 Заповедь блаженства: « Блажени плачущии, яко тии утешатся»

Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца о своих грехах. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть. В этой заповеди Господь обещает кающимся утешение, под которым следует понимать утешение благодатное, заключающееся в прощении грехов и умиротворенной совести. Обещание утешения необходимо для того, чтобы печаль о своих грехах не доходила до состояния отчаяния.

Однако истинное покаяние-это не просто констатация своего греха, с намерением продолжать совершать его и впредь, а искреннее желание изменить свою природу, избавиться от греха.

3 Заповедь блаженства: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю»

Кротость - это Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение. Христианская кротость заключается в том, что не должно роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.



4 Заповедь блаженства: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»

Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

Ложь - Это положение, при котором наши слова не соответствуют нашим мыслям, знаниям или поступкам. Неправда всегда связана с двоедушием или лицемерием, она выражает принципиальное расхождение между внешней и внутренней сторонами нашей жизни. Человек согрешил по наущению диавола, совершил грех под влиянием лжи. Священное Писание определенно свидетельствует о природе диавола: “Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”. Человек, творящий дела неправды и сеющий вокруг себя ложь, разделяется в самом себе, подобно обреченному царству, и утрачивает единство своей природы.

5 Заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»

Милость, или милосердие, — это, прежде всего способность человека действенно откликаться на чужую беду. Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Телесные дела милосердия заключаются в том, чтобы накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.

Духовные дела милости: увещанием обратить грешника от ложного пути его (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.

Не исполнивший же закона милосердия примет свое наказание в Судный день.

6 Заповедь блаженства: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»

Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нём память о Господе Боге Иисусе Христе.

Слово Божие иносказательно наделяет сердце человеческое зрением и зовёт христиан сделать видящими очи сердца . Как здоровый глаз способен видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Бога есть источник вечного блаженства, то обещание видеть Его есть обещание высокой степени вечного блаженства. Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания.

В злохудожную душу не входит премудрость. Она не обитает в теле, повинном греху.

Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии - раб, наемник и сын. Раб – это первая стадия, когда человек исполняет заповеди Божьи из страха перед наказанием, наемник – угождение Богу ради награды на небесах. А сын – это искренняя любовь к небесному Отцу, ради которой человек и стремится к Нему. То есть это и есть истинная чистота сердца.

7 Заповедь блаженства: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»

Быть миротворцем означает поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию; возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит; стараться примирять между собой враждующих, а если такой возможности нет, то молить Бога об их примирении. обещание наречения сынами Божьими означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они своим подвигом подражают единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.



мир — понятие не отрицательное, то есть характеризующееся простым отсутствием признаков конфронтации, но состояние глубоко положительное: некая благодатная реальность, вытесняющая идею вражды и заполняющая собою пространство человеческого сердца или общественных отношений. По словам преподобного Серафима Саровского, «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя». То есть мы должны создавать мир прежде всего в своей собственной душе. Чтобы внутри нас не было дисбаланса или противоречия.

8 Заповедь блаженства: « Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»

Жизнь по правде — труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи. Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей. Для того, чтобы стойко перетерпеть гонения за правду, необходимо правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели, а также мужество и терпение в стоянии в истине и добродетели в случае бедствия или опасности.

9 Заповедь блаженства: « Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную православную веру. Подвиг, соответствующий этой заповеди называется мученичеством. По словам Тертуллиана: «Кровь мучеников-семя христианства»

Понятие о молитве. Назначение молитвы.

Молитва-это обращение ума и сердца к Богу.

Во время молитвы, мы беседуем с Богом. Молитва нужна для соединения человека с Богом. Но не всякая молитва бывает услышана: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и со своей стороны. Истинная молитва должна, прежде всего, исходить от сердца и не должна быть лицемерной или формальной.

Каждый день необходимо начинать и заканчивать молитвой. Сначала лучше взять для себя небольшое молитвенное правило, главное, чтобы молитва была от сердца, а не просто формальным произношением слов. Можно молиться и своими словами, но лучше, когда молитвы, написанные святыми людьми, становятся близки нашему сердцу.



Понятие о посте. Назначение поста.

Пост – это древнейшая церковная традиция.

Время поста - это время особенно важное для духовной жизни. Под постом надо разуметь не только воздержание в пище, но совокупность всех подвижнических средств в борьбе со страстями. Необходимо соблюдать как телесный, так и духовный пост. Телесный пост – это наша жертва Богу, мы ограничиваем себя в своих желаниях и не употребляем в пищу того, что нам хочется больше всего. Но телесный пост – это лишь вспомогательное средство для поста духовного – то есть очищение своей души, усиленная работа над собой. Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах покаяния и Причащения. Основная цель поста – духовное совершенствование. Также пост служит для подготовки человека к некоторым церковным праздникам.

О храме. Церковь – это лечебница для исцеления человеческих душ. Поэтому каждый христианин должен постоянно посещать церковные богослужения. Прежде всего храм – это место совместной молитвы христиан. Также Церковь предлагает нам семь таинств – то есть священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия, укрепляющая их в духовной жизни и помогающая в избавлении от грехов. В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Два основных таинства, к которым необходимо постоянно приступать каждому христианину – это таинства Покаяния и Причащения.



Покаяние (Исповедь)служит для очищения души христианина от грехов. Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.

Причащение (Евхаристия) – Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает само Тело и Кровь Христову для вечной жизни. В этом таинстве христианин духовно соединяется с самим Господом Иисусом Христом и становится причастным вечной жизни. Причастие – это главная часть всего христианского Богослужения. Перед принятием этого таинства каждый христианин должен очистить свою совесть покаянием в своих грехах, к чему способствуют пост и молитва.

Таким образом, посещение храма является не суровой обязанностью, а необходимостью. Как пищу мы принимаем не ради того, что нам это нравится и не потому что нас кто-то заставляет это делать, а просто поскольку мы испытываем потребность в этом, так и посещение Богослужения должно быть постоянной потребностью нашей души.



Чтение духовной литературы. Христианин должен постоянно соотносить свою жизнь с Божественными Законами и с опытом Церкви. Для этого необходимо постоянно читать Священное Писание и духовную литературу. Когда мы читаем обычную книгу, мы проникаемся духом автора, написавшего её, так же и читая Священное Писание, на нас действует Благодать Святого Духа. Священное писание содержит в себе основы нашей веры. Исторические страницы Библии еще дороги нам потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу. В этом отношении с Библией не может равняться никакая другая светская древняя или современная книга. И это оттого, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом.

Святое Евангелие описывает земную жизнь Иисуса Христа - идеал, к которому должны стремиться христиане.

Необходимо постоянно, на протяжении всей жизни, читать по одной главе из Евангелия и посланий Апостолов каждый день. Лучше Священное Писание читать с толкованиями на него – в них более глубоко раскрывается его содержание.

Также следует читать творения святых отцов, которые помогают нам вернее приложить Библейские заповеди к нашей повседневной жизни.



Обязанности крестных родителей:

У "крестных" по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. "Молитвенная". Крестный обязан молится за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. "Вероучительная". Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.



3. "Нравоучительная". На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели - любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.
страница 1


Смотрите также:


Отражение света
41.22kb. 1 стр.



     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019