zaeto.ru

Конспект урока по литературе в 9 классе

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Конспект урока по литературе в 9 классе.

«Отражение революционной действительности в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Цели:

-понять смысл произведения;



-увидеть особенности сатиры Булгакова;

-оценить злободневность повести .

Слово учителя:

Мы впервые знакомимся с творчеством Булгакова, это знакомство будет продолжено в 11-м классе. И, наверное, вы прочли только одну повесть. Давайте ответим на некоторые вопросы .

-Кто может назвать другие произведения этого автора?

-Что вы читали самостоятельно из книг Булгакова?

-Прежде чем перейти к повести «Собачье сердце», мы скажем слово об авторе (выступления учащихся с домашним заданием ).

Слово учителя: Михаил Афанасьевич Булгаков «старый интеллигент», который разделяет судьбу своего народа. В его произведениях звучит пафос возвышения личности. Итак, повесть «Собачье сердце».

Вопросы учителя:

-Каково ваше впечатление от прочитанного?

-О ком эта повесть?

-Какое время изображено в повести?

-Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве?

-Как живут люди?

-Давайте послушаем историческую справку о присходящем в России в 20-е годы прошлого столетия (выступление ученицы с подготовленным материалом).

-У Булгакова представлена реальная картина. Каковы приметы времени мы находим в повести? Обратимся к тексту и зачитаем отрывки , дающие ответ на вопрос.

-Какова композиционная особенность в повести М.А.Булгакова?

-Какие люди могли так наблюдать как Шарик?

-Где завязка конфликта?

-Какой конфликт порождает превращение Шарика в человека?

-Кто идеологический враг профессора Преображенского?

- Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором?

-Что собака думала о Швондере , наблюдая события , происходящие в квартире Преображенского?

-Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

-Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свой ответ.

УЧИТЕЛЬ: тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А.Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича?

-Что прочитал Шариков? Как это выглядит?

УЧИТЕЛЬ: Шариковы размножаются и достигают « степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью.Cогласитесь ли вы с мнением, что такие люди , как Шариков нуждаются в хозяине? Если да, то мотивируйте свое мнение. Ели нет, то опровергните это утверждение. Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?

Почему автор «устраивает» своего героя на такую должность, как заведующий подотделом по очистке города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ? Что это за художественный прием? Не странно ли, что такая должность поручена бывшему бродячему псу?

-Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?

-В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести.

УЧИТЕЛЬ: у Шарикова к сожалению и профессора, и автора, и читателей не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М.Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты , как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу».

Согласны ли вы с этим мнением? Если вы имеете другое мнение, выскажите его и обоснуйте.

-Где же кульминация?

-Кто победил в этом поединке?

-В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

-По каким признакам можно узнать шариковых?

-Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам.

УЧИТЕЛЬ: сделаем выводы из всего сказанного на уроке:

-какое это произведение по жанру?

-против чего направлена сатира Булгакова?

-в чем особенность булгаковского повествования?

-у кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики?

В повести «Собачье сердце» автор продолжает и развивает традиции русской сатирической литературы, заложенные Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым – Щедриным.

Нам осталось решить еще один вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Давайте обратимся к значениям этих слов (учение зачитывает из толкового словаря значения данных слов).

- каково ваше мнение?



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать небольшое эссе на тему «Повесть М.А.Булгакова – это предостережение или предсказание»?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: посмотреть фильм «Собачье сердце» и сравнить его с книгой. Есть ли кардинальные отличия?(устно)
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019