zaeto.ru

Константин Эдуардович Циолковский

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1





Константин Эдуардович Циолковский

[pic] [pic] Реферат Старковой Тамары ученицы 9 Л класса лицея № 3 Оренбург 2003 год [pic] [pic] [pic]Константин Эдуардович Циолковский родился 17 (29) сентября 1857 в селеИжевское под Рязанью. Его отец, Эдуард Игнатьевич, был польским дворяниномсреднего достатка, а мама, Мария Ивановна Юмашева, имела татарские корни.Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать иписать, познакомила с началами арифметики. В возрасте девяти лет КостяЦиолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни онпотерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал "самым грустным,самым темным временем моей жизни". Тугоухость лишила мальчика многихдетских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. В 1869 онпоступает в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал.Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. А вот зашалости он неоднократно попадал в карцер. В 1870 году, когда Циолковскому было 13 лет, умерла его мама. Горепридавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту,делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчикучится все хуже и хуже... В 1871 году - отчисление из гимназии cхарактеристикой "... для поступления в техническое училище". Но именно вэто время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место вжизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие отгимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делаютни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается ктехническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливаетастролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи),домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решаетпослать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру и, живябуквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц),упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дняпополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый годжизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константинпреодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру,аналитическую и сферическую геометрию. Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, Циолковский, несмотря навсе усилия, не смог обеспечить себя достаточными средствами, так что в 1876году отец отозвал его в Вятку. Константин становится частным репетитором изарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься вгородской публичной библиотеке. В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на учительскоезвание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы поназначению от Министерства просвещения на свою первую государственнуюдолжность. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно и молодой ученый продолжаетфизические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкаютэлектрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажныекуколки. Посетители дивились также на "электрического осьминога", которыйхватал каждого своими ногами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего кнему в "лапы" волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой частитела. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивалсяпосредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты вкомнату, следуя воздушным течениям, подымаясь и опускаясь. Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский,оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы винтересовавшей его области - аэродинамике. Он начал с того, что разработалосновы кинетической теории газов и отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева:кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но Циолковскийпережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжилисследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарнымучителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества. В 1892 году Константин Циолковский был переведен учителем в Калугу. Тамон также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. В КалугеЦиолковский построил специальный туннель, который позволил бы измерятьразличные аэродинамические показатели летательных аппаратов. ПосколькуФизико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты,ученому пришлось использовать семейные средства для проведенияисследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100экспериментальных моделей и протестировал их - не самое дешевоеудовольствие! Через некоторое время общество все таки обратило внимание накалужского гения и выделило ему финансовую поддержку - 470 рублей, накоторые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель.[pic] В ходе аэродинамических экспериментов Циолковский все больше сталобращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликованаего книга "Грезы о земле и небе", а через год вышла статья о других мирах,разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда"Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя". Вэтой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей вкосмосе - навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива идругие. Первые пятнадцать лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни ученого. В1902 году его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством. В 1908 году вовремя разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведеныиз строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическомобществе не оценили значимость и революционность представленных Циолковским моделей. При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикалыюизменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможностьплодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новойвласти, которая оказала ему значительную материальную поддержку. В 1919году Циолковский был избран в социалистическую Академию (будущую Академиюнаук СССР), а 9 ноября 1921 год ученому была назначена пожизненная пенсияза заслуги перед отечественной и мировой наукой. Эту пенсию выплачивали до19 сентября 1935 года - в тот день величайший человек, КонстантинЭдуардович Циолковский умер в ставшем ему родным городе Калуге. [pic] [pic]Константин Эдуардович Циолковский - русский учёный и изобретатель в областиаэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположниксовременной космонавтики. Первые научные исследования Циолковскогоотносятся к 1880-1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написалработу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов.Вторая его работа — «Механика животного организма» получила благоприятныйотзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическоеобщество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмябольшими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата(дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракетыдля межпланетных путешествий. После знакомства с Николаем Жуковским,который был учеником Столетова, Циолковский стал заниматься механикойуправляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемыйаэростат (слово "дирижабль" тогда еще не придумали). Циолковский первымпредложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающуюмодель, создал прибор для автоматического управления полетом дирижабля исхему регулирования его подъемной силы. Первым печатным трудом о дирижабляхбыл «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное итехническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не былподдержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. ОбращениеЦиолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892году он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратовтяжелее воздуха.Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом.В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина»(1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду иаэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихсячерез 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль сокруглённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Но работа надаэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальныхпредставителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имелни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советскоевремя, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов встратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковымискоростями. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу соткрытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 насубсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определилкоэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса идругих тел. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движенияреактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосевысказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивногодвижения изложена им в 1896. Циолковский вывел гениальную формулу (онаполучила название "формула Циолковского"), установившую зависимость между: . скоростью ракеты в любой момент . cкоростью истечения газов из сопла . массой ракеты . массой взрывных веществ Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радостидоставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведьнаписав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил cвоепервенство в вопросах научного освоения космоса. В 1903 году он опубликовалкнигу "Исследования мировых пространств реактивными приборами", где впервыедоказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет,является ракета. В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914годах) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Вэтом пионерском труде Циолковский: . полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, . вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, . высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам . проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения . была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результатпервой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Нисоотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которымсегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. В 1911году опубликована вторая часть труда "Исследование мировых пространствреактивными приборами". Циолковский вычисляет работу по преодолению силыземного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата вСолнечную систему ("вторая космическая скорость") и время полета. На этотраз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковскийобрел много друзей в мире науки. В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужновзять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю.Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих изнее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустойракеты. Расчет показывает: для того чтобы ракета с людьми развила скоростьотрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто разбольше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры,вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие. Ученый нашел оригинальный выход - многоступенчатый межпланетныйкорабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В переднейракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работаютпоочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, онасбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становитсялегче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, какпо эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. Вэти же годы он оценил влияние сопротивления атмосферы на полет ракеты идополнительные затраты топлива при этом. Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Егоисследования впервые показали возможность достижения космических скоростей,доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос оракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземныхстанций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, ипромежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении.Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты иизменения траектории движения её центра масс; использование компонентовтоплива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во времявхода в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная системаподачи компонентов топлива; оптимальные траектории спуска космическогоаппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топливЦиолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих;рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород суглеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полётареактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Он первыйпредложил "выдвигающиеся внизу корпуса" шасси. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами,которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как оботце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку итехнику. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явилсяпервым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства,конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройкибиохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. Константин Эдуардович Циолковский является автором научно-фантастическихпроизведений: "Грезы о Земле и небе", "На Весте".За особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение дляэкономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский в 1932 награжден орденомТрудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковскогов 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "3авыдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москвесооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; егоимя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогическийинститут, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт.Именем Циолковского назван кратер на Луне. -----------------------Дом-музей К.Э.Циолковского в г.Калуге, открыт 19 сентября 1936 года, впервую годовщину смерти ученого. Здесь он прожил 29 лет. КонстантинЭдуардович купил этот дом в мае 1904 года. Весной 1908 года случилосьсильное наводнение. В ночь на 11 апреля вода стала быстро прибывать изатопила дом. Константин Эдуардович переселил семью к соседям, а сам скнигами, приборами и рукописями остался на чердаке своего дома. Пищу емупривозили на лодке и подавали в маленькое окошко.Чертеж первого космического корабля К.Э. Циолковского (из рукописи"Свободное пространство" 1883 г.).Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циол-ковского былоткрыт в г. Калуге 3 октября 1967 г. Он стал первым в мире музеем,рассказывающим в своей экспозиции об истории космонавтики. Первый камень вфундамент будущего музея заложил в июне1961 года Ю.А. Гагарин
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018