zaeto.ru

Краткая аннотация основной образовательной программы направление подготовки 072600 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы квалификация (степень) "бакалавр" Цель

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 072600 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Квалификация (степень) "бакалавр"
Цель: Основная образовательная программа высшего профессионального образования уровня бакалавриата регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и предусматривает подготовку бакалавров по профилю «Художественная обработка дерева».
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: вид творческой деятельности, связанный с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами и объединяющий достижения декоративного искусства, конструирования, технологии и направленный на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются произведения искусства различного назначения (предметы и изделия культурно-бытового назначения, декоративная пластика, декоративное оформление интерьеров).
Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественная;

проектная;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

педагогическая.


Примеры мест трудоустройства выпускника

Творческие и реставрационные мастерские, дизайн-студии, интерьерные студии, предприятия народных художественных промыслов, туристические фирмы, театрально-бутафорские мастерские, музейные и выставочные комплексы, высшие учебные заведения, школы, центры дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения.


Занимаемые должности и карьерный рост выпускника

Выпускник сможет найти работу в различных сферах декоративно-прикладного искусства. Его деятельность включает в себя профессиональное изготовление авторских и типовых изделий художественного направления, в связи с чем выпускник может занимать следующие должности: дизайнер среды, дизайнер интерьера, художник-оформитель, художник-проектировщик, руководитель творческой мастерской или студии, технолог, специалист в области художественной обработки традиционных материалов, реставратор, фотограф, педагог детского сада, школы или учреждения дополнительного образования, преподаватель вуза, мастер производственного обучения, бутафор, музейный работник, административный работник в сфере культуры и искусства, директор дома культуры.

Начальный уровень карьерного роста: 10 000-20 000 рублей.

Средний уровень карьерного роста: 20 000-30 000 рублей.

Высокий уровень карьерного роста: 30 000-50 000 рублей.
Возможность продолжения обучения

Выпускники могут продолжить свое обучение в магистратуре, далее в аспирантуре. Магистратура по направлениям:

033000 Культурология;

072500 Дизайн;

050400 Психолого-педагогическое образование.

Аспирантура по специальностям:



24.00.01 - Теория и история культуры;

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.



Курсы повышения квалификации дизайнерской и педагогической направленности: Дизайн (Искусство интерьера), Дизайн (Предметный и теория композиции), Компьютерный дизайн в системе "3D Studio Max", Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы и т.д.

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Профиль: Художественная обработка дерева

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

Философия

История

Иностранный язык 1

Русский язык и культура речи

Вариативная часть

Культура повседневности

Иностранный язык 2

Дисциплины по выбору студента

Правоведение

Экономика

Этика

Психология и педагогика

Фото-видео искусство

Культурология

Общепрофессиональный цикл


Базовая часть

История культуры и искусства

Академический рисунок

Академическая живопись

Академическая скульптура и пластическое искусство

Технический рисунок

Цветоведение и колористика

Вариативная часть

Академический рисунок -2

Академическая живопись-2

Дисциплины по выбору студента

Эстетика

Музееведение

Народные промыслы

Этнология

Компьютерное моделирование

Информационные технологии

Профессиональный цикл


Базовая часть

Безопасность жизнедеятельности

Пропедевтика

Основы производственного мастерства

Проектирование

Экономика и менеджмент в сфере декоративно-прикладного искусства

Информационные технологии в декоративно-прикладном искусстве

Вариативная часть

Основы композиции

Пластическое моделирование

Материаловедение

Деревообработка в Нижегородском регионе

Дисциплины по выбору студента

История художественной обработки дерева

Декоративно-прикладное искусство народов мира

Интарсия

Выжигание

Композиция в народном искусстве

Цветоведение




Физическая культура

Учебная и производственная практики

Итоговая государственная аттестация



КРАТКИЕ АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Базовая часть


ФИЛОСОФИЯ
Цели освоения дисциплины: ознакомить студентов со спецификой и структурой философского знания, историей его становления и развития; обучить использованию понятийного аппарата, методологий, принципов и подходов философии как отдельного описания мира; помочь студентам самостоятельно ориентироваться в философской проблематике, обучить критическому философскому анализу и аргументации собственного мировоззрения.
Содержание дисциплины: Философия как описание мира, её предмет и специфика. Реалистическая (материалистическая) и идеалистическая философия. История европейской философии: ранняя, классическая и поздняя античность; раннехристианская и схоластическая философия; Возрождение и Новое время; русская философия. Онтология и эпистемология; истина и вера; научное и вненаучное знание; духовная реальность и структура психики человека; проблема искусственного интеллекта. Аксиология и телеология. Человек как личность: исторические типы личности, концепция “ I-Me”; свобода личности, эпистемологическая свобода. Общество как система, его функции и формы. Общественное бытие, общественное сознание, общественная психология, менталитет. Формационный и цивилизационный типы анализа общественного развития. Проблемы единства и многообразия мировой истории. Основные направления философии ХХ – начала ХХI века (позитивизм, структурализм, аналитическая философия, герменевтика, персонализм, прагматизм, феноменология, экзистенциализм). Реалии и перспективы современной философии.

ИСТОРИЯ
Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов систему знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины: Предмет истории. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники. Становление и развитие историографии. Основные направления современной исторической науки. Особенности становления государственности в России и мире. Русь в XIII-XV веках и европейское средневековье. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. Россия и мир в XVIII-XIX веках. Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Промышленный переворот. Россия и мир в ХХ веке. Трансформация политических, экономических и социокультурных парадигм. Первая мировая война. Великая российская революция. Межвоенный период. Капиталистическая и социалистическая системы. Вторая мировая война. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития СССР и мира во второй половине ХХ века. Крах колониальной системы. Холодная война. НТР и ее влияние на ход мирового общественного развития. Россия и мир в начале XXI века. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.


ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 1
Цели освоения дисциплины: развитие коммуникативных способностей будущего специалиста, становление вторичной языковой личности в условиях международной академической мобильности. Развитие иноязычной профессиональной компетентности, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности, является важным компонентом подготовки специалистов.
Содержание дисциплины: закрепляет общеязыковые знания и навыки в области орфографии, грамматики, обучает владению основными видами речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение, письмо. Студенты должны участвовать в диалогах с носителями языка, строить связные высказывания различной тематики, писать письма различного характера, понимать на слух тексты, построенные на звуковом материале, понимать описания событий, чувств, писать подробные сообщения, эссе, освещать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели освоения дисциплины: на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, расширить и углубить знания студентов о нормативности на орфоэпическом, морфологическом, лексическом, стилистическом, синтаксическом уровнях, развить способность отбирать речевые средства с учетом ситуации речи, умение избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Содержание дисциплины: Введение в практический курс дисциплины; теоретические предпосылки понимания и описания современного русского языка и культуры речи; орфоэпическая норма, морфологическая норма, стилистика – основные классификации функциональных стилей, характер связи предложений, лексическая норма – лексическое значение слова (синонимы, паронимы, омонимы), многословие:: плеоназм, использование лишних слов, тавтология, расщепление сказуемого, слова – паразиты; лексическая неполнота высказывания; новые слова; устаревшие слова; слова иноязычного происхождения; диалектизмы; разговорные и просторечные слова; профессионализмы и жаргонизмы; фразеологизмы; клише и штампы; синтаксическая норма: порядок слов в предложении, падежные окончания, норма управления, придаточные предложения, преобразование прямой речи в косвенную, употребление обособленных конструкций.

Вариативная часть

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Цели освоения дисциплины: В процессе изучения этой дисциплины решаются следующие задачи: актуализируется мотивация изучения культуры повседневности; формируется система знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования; создается готовность студентов к практическому использованию полученных знаний.
Содержание дисциплины: Наука археология как основная составляющая культуры повседневности. Вспомогательные археологические дисциплины. Культура повседневности в нижнем палеолите. Антропогенез. Австралопитек, орорин, парантроп, Хомо хабилис, синантроп, гейдельбергский человек, неандерталец, кроманьонец. Культура повседневности в верхнем палеолите. Культура повседневности мезолита. Культура повседневности неолита юга Русской равнины. Культура повседневности неолита севера Русской равнины. Культура повседневности энеолита Средней Азии. Культура повседневности энеолита Кавказа. Культура повседневности трипольской культуры. Культура повседневности бронзового века лесной полосы Русской равнины. Культура повседневности раннего железного века лесной полосы Русской равнины. Культура повседневности киммерийцев и скифов. Культура повседневности сарматов. Культура повседневности государства Урарту.Культура повседневности железного века Южной Сибири. Культура повседневности Пантикапея, Херсонеса и Ольвии. Культура повседневности Кепы, Тиритаки и Мирмикея. Культура повседневности античных государств Кавказа - Армении, Колхиды, Картли. Культура повседневности античных государств Кавказа - Дманиси, Тбилиси, Азербайджана, Мцхеты. Культура повседневности рабовладельческих и феодальных государств Средней Азии и Сибири. Культура повседневности прибалтийских финнов эпохи средневековья. Культура повседневности поволжских финнов эпохи средневековья. Культура повседневности балтов эпохи средневековья. Культура повседневности славян Восточной Европы V- VII вв. Культура повседневности кочевников евразийских степей. Культура повседневности восточнославянских племен в составе древнерусской народности. Культура повседневности древнерусской деревни. Культура повседневности древнерусского города.


ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2
Цели освоения дисциплины: развитие и совершенствование языковых, речевых, социокультурных и учебно-позновательных компетенций, необходимых для дальнейшей профессионально-ориентированной и практической деятельности. Развитие коммуникативной компетенции происходит через ознакомление с историей англоговорящих стран, развития государственности и культуры. Программа по данному курсу ставит своей целью расширение кругозора, аналитического мышления, критического отношения к событиям, фактам.
Содержание дисциплины: Материал курса дает возможность развивать рефлексивное отношение студентов к получаемой информации через чтение и аудирование, осмысленно работать с фактологическим материалом, совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Посредством развития навыков группового взаимодействия студенты совершенствуют коммуникативные способности, отрабатывают речевые формулы, систематизируют знания по грамматике, расширяют словарь.

Дисциплины по выбору студента

ПРАВОВЕДЕНИЕ
Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов общие теоретические знания о государственно - правовых явлениях и целостное представление о правовой системе Российской Федерации; ознакомить с положениями основных отраслей российского права; развить у студентов юридическое мышление; воспитать уважительное отношение к праву и государству; укрепить в сознании идею верховенства права и незыблемости закона.
Содержание дисциплины: Понятие, признаки, функции и форма государства. Понятие, происхождение, принципы и функции права. Источники права: понятие и виды. Структура российского законодательства. Правоотношения: понятие, структура и виды. Юридическая ответственность. Основания, формы, виды. Конституционное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Административное право. Уголовное право. Международное публичное право. Международное частное право. Информационное право. Процессуальные отрасли права

ЭКОНОМИКА
Цели освоения дисциплины: Знакомство с предметом, особенностями, методами и практической значимостью дисциплины экономика. Формирование основ системного восприятия экономической действительности. Знакомство с рыночными принципами организации экономики, целями и особенностями деятельности основных экономических субъектов.
Содержание дисциплины: Предмет и метод экономики. Экономическая характеристика общественного производства: процессы производства, реализации и потребления; проблема выбора в экономике и кривая производственных возможностей; воспроизводство и воспроизводственный цикл; типы экономических систем; собственность, её формы, виды, виды объединений предприятий. Рынок: сущность, принципы организации, субъекты и их взаимодействие. Виды рынков. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Выручка, экономические и бухгалтерские издержки производства и прибыль фирмы. Продукт фирмы и закон убывающей предельной производительности. Издержки фирмы. Основные рыночные структуры. Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний и предельный доходы фирмы. Оптимизация объёма выпуска продукции фирмой. Основы теории потребительского поведения. Национальная экономика: измерение результатов и уровня цен. Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS». Макроэкономическая нестабильность: циклы, безработица, инфляция. Фискальная политика. Денежный рынок. Создание денег банками. Монетарная политика. Социальная политика государства. Международные экономические отношения.

ЭТИКА
Цели освоения дисциплины: Помочь студентам повысить уровень их нравственной культуры, способствовать получению знаний, которые впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом помогут им в становлении свободной, нравственно автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной позиции, очень нужной и важной не только в человеческом, но и в профессиональном плане.

Содержание дисциплины: Предмет, задачи этики как философской науки. Понятие о морали и нравственности. Главные направления этических исследований. Основные этические течения. Связь этики с религией и философией, их взаимодействие. Нравы общины в истории нравственных отношений. Нравы феодального и буржуазного общества в истории нравственных отношений. Структура морали. Трудности в преодолении противоречий морали. Способы изучения морали. Функции морали, их значение и характеристики. Этические воззрения Древнего Востока. Этика Античности. Этика средневековья. Этические представления эпохи Возрождения. Этика Нового времени. Этические проблемы современного общества. Этика делового общения. Нравственные типы личности. Этикет как проявление культуры. Основные нормы и правила современного этикета.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Цель освоения дисциплины: предоставить студентам возможность понять сущность основных категорий, теорий современной психологии и педагогики, сформировать целостное представление о психике, ее значении в жизни человека, о природе психических явлений, о специфике педагогических процессов. Обеспечить формирование в сознании обучающихся четких представлений о способах педагогической деятельности и общения, владение ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций. Представить сведения о способах познания мира, механизмах, формах и способах получения и передачи информации, сформировать осознанную готовность продолжать обучение в течение всей жизни. Создать условия, способствующие средствами знаний психологии и педагогики формировать у студентов культуру мышления и познания на основе развития учебной рефлексии и мотивации познавательной деятельности. Способствовать развитию готовности к кооперации с коллегами и работе в коллективе, сформировать знания о методах управления коллективом и основах педагогической деятельности.
Содержание дисциплины: по итогам изучения дисциплины каждый студент приобретет необходимые для всего последующего обучения и профессиональной деятельности знания о психике человека, сущности и механизмах важнейших психических процессов, психических свойствах и состояниях; закономерностях психической деятельности; о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; об объективных закономерностях процессов обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; о традиционных и инновационных образовательных технологиях, способах применения психологических и педагогических теории в различных сферах жизни. Структура: Научные позиции отечественной психологии и педагогики. Введение в общую психологию Познавательные процессы Психология личности и общения. Общие основы педагогики Теория обучения Теория воспитания Управление образовательными системами. Основы педагогической деятельности.

ФОТО-ВИДЕО ИСКУССТВО
Цели освоения дисциплины: Получение знаний об основных исторических этапах развития фотографии и видеосъемки, о крупнейших деятелях и выдающихся шедеврах фото- видеоискусства и их влиянии на культуру, об истории и теории телевидения. Способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере, способность использования новых информационных технологий при разработке новых культурных продуктов, воспитание готовности к использованию современного знания о культуре и ведущих направлениях современной социокультурной деятельности.

Содержание дисциплины: История камеры обскура. Фотография в 19 веке, Эксперименты со светом Ж. Н. Ньепса. Дагеротипия. Эксперименты Р. Тальбота по фиксации изображения. Принцип калотипии. Искусство фотографии на рубеже 19-20 веков. Зарубежная фотография в 20 веке. Отечественная фотография. История мирового кинематографа. Теория и история телевидения.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Цель освоения дисциплины: развитие представлений о наиболее общих закономерностях развития культуры и формах её проявления, о сущности, характере и разнообразии культурный явлений в обществе; формирование знаний необходимых для понимания и оценки социальных и культурных событий, ориентации человека в современном мире, в состоянии современной культуры, развития самопознания и самосознания, применения их в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины: Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.Понятие культуры. История культуры. Основные понятия: культура и цивилизация; морфология культуры; артефакты, культурные формы, культурные системы, духовная и материальная культура; функции культуры; субъекты культуры; культурогенез; динамика культуры; язык и символы культуры; культурные ценности и нормы; культурные традиции; культурная самоидентичность; культурная модернизация. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и серединные культуры. Локальные культуры. Субкультуры и контркультуры. Традиционные и инновационные культуры. Межкультурная коммуникация. Ассимиляция, Аккультурация, интеграция. Межкультурные конфликты и способы их разрешения. Исторические особенности русской культуры.


ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Базовая часть

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Цели освоения дисциплины: обучение студентов основным понятиям, положениям и методам курса истории культуры и искусств, что дает представления о системе произведений изобразительного искусства как саморазвивающейся структуре, формирующей основу мироотношения человечества. Дисциплина знакомит с сущностью произведений мировой культуры и искусства, с закономерностями возникновения и развития национальных и мировых стилей и художественных направлений, влиянием искусства на другие сферы культурной и общественно-политической жизни, значением искусства как культурного феномена в истории и в современном мире.
Содержание дисциплины: знакомство с основными эпохами истории культуры и искусства, их хронологией, искусством и культурой отдельных стран и регионов, фактами, событиями, важнейшими художественными памятниками и мастерами. Функции искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества; формы и типы художественных культур, основные культурно-исторических центры мира, закономерности их функционирования и развития, основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры. История мировой и отечественной культуры; принципы классификации художественных культур народов мира; закономерности взаимовлияния исторического процесса и процесса развития мировой культуры и изобразительного искусства; периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи и стили; ключевые характеристики стиля в искусстве и его проявления; художественные традиции, приемы, идейное содержание, формируемой картине мира в произведениях искусства Древнего Востока, Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, стран ислама, эпохи античности, раннего христианства, Византии, западноевропейского средневековья, эпохи барокко и классицизма, Западной Европы XIX века, XX века.


АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Цели освоения дисциплины: обучение основам академического рисунка, методам изобразительного языка рисунка на примере гипсовых слепков, живой натуры, объектов предметной и пространственной среды; пластической анатомии и конструктивному рисунку; развитие у студентов графических способностей, умений и навыков создания изображений человеческой фигуры.
Содержание дисциплины: последовательное изучение составляющих этапов дисциплины «Академический рисунок»: рисование натюрморта, пейзажа, человека. Выполнение заданий для самостоятельной работы в учебных мастерских и в домашних условиях. Программный материал рассчитан на последовательное освоение тем по мере усложнения заданий. Повторение пройденного материала является необходимым условием каждого семестра, это ведет к постепенному усложнению и совершенствованию графического мастерства. Предпочтение отдается изучению основ графического изображения предметно-пространственной среды и фигуры человека. Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал специфику ДПИ.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Цели освоения дисциплины: овладение обучающимися знаниями и умениями в области основ живописного изображения видимой натуры, формирование мировоззрения художника, развитие эстетического восприятия объектов натуры. В процессе изучения будущие художники должны овладеть методами академической живописи, научиться создавать средствами живописи с использованием различных техник, живописных композиций различной степени сложности, приобщиться к наследию отечественного и мирового искусства. Художник декоративно-прикладного искусства должен владеть комплексом необходимых знаний и умений, составляющих базу специализированной художественной деятельности профессионала.
Содержание дисциплины: ведущим способом освоения теоретических знаний и практических навыков является изображение с натуры объектов предметного мира и человеческой фигуры на основе знания их строения и конструкции, а также изображение пространства. Программой предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, проведение промежуточных и итоговых просмотров, посещение выставок, музеев. В ходе изучения данной дисциплины студент осваивает лекционный курс, отрабатывает практические умения, тренируясь в изображении окружающей предметной среды, самостоятельно выполняет домашние задания. В итоге изучения дисциплины студенты приобретают устойчивые навыки создания живописных композиций различной степени сложности с использованием разнообразных техник в акварели, гуаши и темпере.


АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Цели освоения дисциплины: освоение теоретических знаний и практических умений в области академической скульптуры и пластического моделирования на примере образцов классической культуры и живой природы.
Содержание дисциплины: включает ознакомление с различными пластическими материалами и техниками, развитие объемно-пространственного мышления и творческого воображения, постижение способов и приемов создания трехмерных объектов художественного назначения. Краткое содержание дисциплины: скульптурный материал и его разновидности; оборудование для лепки; подготовка материала и инструмента для скульптуры; лепка объемных и рельефных изображений различного характера сложности, от геометрических до головы и фигуры человека; лепка копий классических произведений; выполнение творческих работ в объемной пластике, от разработки эскиза до воплощения идеи в материале

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Цели освоения дисциплины: научить студентов использовать методы построения на плоскости и других поверхностях графических изображений пространственных фигур.
Содержание дисциплины: последовательное изучение составляющих этапов дисциплины «Технический рисунок»: техническое рисование натюрмортов из геометрических моделей, сечений, тел вращения, предметов быта; овладение методикой технического рисунка, тональной отмывки линейного рисунка; выполнение студентами самостоятельной работы в объеме часов по учебному плану.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА
Цели освоения дисциплины: ознакомление студентов с основными свойствами цвета как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды. Целью изучения является ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, формирование у них профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных творческих возможностей каждого обучающегося. Дисциплина развивает у студентов способности выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета, а также их умения самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества.
Содержание дисциплины: включает раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Данный курс, опираясь на усвоение знаний о физических основах цвета, психофизиологическом фундаменте его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и поэтому соотносится с практически всеми сферами жизни и деятельности человека.

Вариативная часть

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК 2
Цели освоения дисциплины: дисциплиной предусмотрено дополнительное изучение теории и практики рисунка с целью предоставить студентам возможность получить дополнительные навыки в данной области, дает углубленные знания касательно использования различных графических материалов.
Содержание дисциплины: последовательное изучение составляющих этапов дисциплины «Академический рисунок 2»: овладение методикой короткого рисунка, наброска, рисунка по памяти. Углубленная работа с изображением человека, обнаженной натуры, частей человеческого тела. Программный материал рассчитан на последовательное освоение тем по мере усложнения заданий.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 2
Цели освоения дисциплины: освоение художником декоративно-прикладного искусства опыта известных живописцев и мастеров ДПИ, навыков работы с различными живописными материалами.
Содержание дисциплины: предполагает углубленный курс изучения классической живописи и исторически распространенных техник. Курс обучения включает творческие задания различной степени сложности, изучение работ признанных мастеров и специфики живописи в декоративно-прикладном искусстве.

Дисциплины по выбору студента

ЭСТЕТИКА
Цели освоения дисциплины: обучение студентов основным понятиям науки эстетики и эстетического идеала; выявление основных закономерностей, категорий, методов науки эстетики; анализ исторической перспективы развития эстетики и эстетических представлений; обоснование практической необходимости и формы применения знаний об эстетике в профессиональной, научной деятельности и повседневной жизни.

Содержание дисциплины: Эстетика – наука об основных эстетических законах развития мира. Предметная сфера эстетики. Система эстетики. Эстетические категории. Методология и основные принципы эстетики. Эстетические учения Древнего Востока. Эстетические представления Древней Греции. Эстетическая теория Платона. Эстетическая теория Аристотеля. Эстетические принципы древнегреческой культуры. Эстетические учения Древнего Рима. Эстетический идеал западноевропейского средневековья. Эстетика эпохи Возрождения. Эстетический идеал Нового времени. Эстетические представления Древней м Средневековой Руси. Эстетика в России Нового времени. Эстетический идеал современности. Прекрасное в искусстве и в жизни. Эстетические категории художник, произведение, публика. Эстетические свойства природы и искусственной среды. Эстетические свойства народной и профессиональной культуры.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Цели освоения дисциплины: ознакомление с теоретическими основами музееведения и методикой музейной работы. Дать знание о социальных функциях музея, научно-исследовательской работе музеев, их фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, о музейном менеджменте и маркетинге.
Содержание дисциплины: Структура и виды работы в музее. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях. Организация научно-исследовательской работы в музее. Фонды музея. Направления фондовой работы. Научная организация музейных фондов. Экспозиционная работа. Музейная экспозиция: основные понятия. Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы. Проектирование экспозиции. Культурно-образовательная деятельность музеев. Основные формы культурно-образовательной деятельности. Музейная педагогика.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Цели освоения дисциплины: сформировать представления о законах развития декоративно-прикладного искусства, сориентироваться в многообразии художественных явлений, стилей и направлений ДПИ. В настоящее время на смену художнику-ремесленнику приходит художник-исследователь, осуществляющий поиски новых путей в искусстве на основе научных теоретических знаний. Уровень требований к современному художнику с каждым годом повышается, поэтому все более насущным и актуальным становится получение базовых теоретических знаний, в том числе по истории ДПИ и современным проблемам в этой области искусства.
Содержание дисциплины: В ходе изучения дисциплины студенты самостоятельно анализируют процессы, происходящие в современном декоративно-прикладном искусстве, учатся профессионально комментировать результаты собственного художественного творчества, верно определять стилевую направленность произведений ДПИ. Учебный материал дисциплины отражает весь путь развития отечественного декоративного искусства от древних славянских культур до настоящего времени

ЭТНОЛОГИЯ
Цели освоения дисциплины: ознакомление с особенностями материальной и духовной культуры (включая психологию и язык) различных этносов, населяющих нашу планету, закономерностями их возникновения, развития и угасания.
Содержание дисциплины: термины «этническая общность», «народ», «этнос», «субэтнос», «метаэтнос», «культура», «быт», «этногенез», «этническая история», «этнический процесс», «этническое прогнозирование» и др. «Полевые» наблюдения (стационарные и экспедиционные), изучение музейных коллекций, архивного материала и науч­ной литературы, беседы с информаторами, рассылка анкет, обработка собран­ных данных и их систематизация и т.д. Большие и малые расы. Смешанные и переходные расы. Соотношение расы и этноса. Морфологическая классификация язы­ков. Генеалогическая классификация языков и языковые семьи. Ностратическая и другие макросемьи языков. 12 наиболее распространенных языков мира. Использование генеалогической классификации языков для классификации народов. Мировые религии и их ос­новные направления. Локально ограниченные религии. География религий. Со­отношение религии и этноса. Этнический, расовый и конфессиональный состав населения Российской Федерации. Историко-культурное районирование России. Неславянские народы Европейской части России. Горские народы Северного Кавказа. Аборигенные народы Сибири и Российского Дальнего Востока. Белорусы, украинцы, молдаване. Традиционное хозяйство, материальная и духовная культура, общественный и семейный быт. Народы Закавказья. Этногенез. Краткая этнографическая характеристика. Народы Средней Азии и Казахстана. Происхождение. Антропологиче­ский состав и языки. Хозяйственно-культурные типы. Краткие сведения по этнической истории Европы. Формирование совре­менных европейских народов. Этнический и языковой состав населения Европы. Неполное совпадение этнических и языковых границ. Общественный и семейный быт народов Европы. Традиция и современ­ность. Географическое и историко-культурное районирование Азии. Народы Юго-Западной Азии. Основные этапы этнической истории. Ан­тропологический и этнический состав населения. Традиционные хозяйственные занятия, культура и быт. Народы Южной Азии. Происхождение южноазиатских народов. Расовые типы и языки. Основные хозяйственные занятия. Особенности общественного и семейного быта. Народы Юго-Восточной Азии. Формирование населения материковой и островной части региона. Антропологический и этнический состав населения. Хозяйственно-культурные типы.

Народы Восточной и Центральной Азии. Китайцы. Их происхождение. Спе­цифичность материальной и духовной культуры Китая. Общественный и семей­ный быт.

Монголы. Традиционное хозяйство, культура, быт, религиозные верова­ния.

Корейцы. Традиционные и современные хозяйственные занятия, матери­альная и духовная культура.

Японцы. Проблемы этногенеза. Традиционные хозяйственные занятия и индустриализация современного японского общества. Специфичность японской материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта.

Своеобразие географического положения африканского континента. Ос­новные моменты этнической истории Африки. Большие и малые расы. Языки африканских народов. Религии современной Африки: христианство, ислам, тра­диционные верования.

Дискуссии о времени заселения Америки человеком, прародине мигран­тов, конкретных путях их переселения, расовом облике переселенцев и числе миграционных волн.

Антропологический состав населения доколумбовой Америки. Языковая структура. Хозяйственно-культурные типы Северной Америки до европейской колонизации. Формирование новых этнических общностей и из­менения в этническом составе населения. Современный этнический и антропологический состав населения США и Канады

Современный этнический, антропологический и конфессиональный со­став населения Латинской Америки (Мексики, Центральной и Южной Амери­ки). Латиноамериканские народы, особенности их культуры.

Географическое и историко-культурное районирование Австралии и Океании. Время и истоки ранней миграции в Австралию и Тасманию. Хозяйство, социальная организация и культура аборигенного населения Австралии и Тасмании.

Проблема происхождения океанийских народов. Миграционные волны, приведшие к заселению разных историко-культурных областей Океании. Неаборигенное население Австралии и Океании Хозяйственные занятия, материальная и духовная культура, социальная организация.

Различия в традиционном хозяйстве, общественном и семейном быте, материальной и духовной культуре на различных меланезий­ских архипелагах. Этническое и расовое своеобразие аборигенного населения Новой Каледонии и островов Фиджи. Традиционные хозяйственные занятия. Материальная и духовная культура.


КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Цель учебной дисциплины: формирование у обучающихся современной информационной культуры, ознакомление с теоретическими основами компьютерной графики и получение навыков практической работы в графических системах, предназначенных для освоения художниками. Создание фундамента для использования современных средств вычислительной техники и пакетов прикладных графических редакторов при изучении студентами гуманитарных дисциплин в течение всего периода обучения.
Содержание дисциплины: Основы компьютерной графики. Виды компьютерной графики (растровая, векторная, фрактальная). Прикладные программные средства компьютерной графики. Аппаратные (технические) средства компьютерной графики. Трехмерное моделирование. Основы мультимедиа технологий. Практикум включает работы по освоению аппаратного и программного обеспечения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цели освоения дисциплины: получение студентом основных навыков по работе с процессами обработки, хранения и передачи данных, методах обработки растровой графики, умений работы средствами обработки 2-х и 3-х мерной растровой графики, навыков создания баз данных, сведений о принципах функционирования глобальной сети Интернет, получение практических навыков поиска информации в сети Интернет.
Содержание дисциплины: Работа с Операционной системой Windows.Способы поиска информации, работа с программой Проводник, работа с окнами, программы обслуживания дисков, архиваторы. Работа с электронной таблицей MS Excel .Создание баз данных и их практическое применение. Работа СУБД MS Access .Создание баз данных. Их совместимость с другими приложения Microsoft. Работа с Интернет браузером Internet Explore. Способы выхода в Интернет. Поиск информации в Интернет через различные поисковый системы. Работа с программой Проводник и программы обслуживания дисков, архиваторы. Работа с текстом, форматирование, вставка символов, графических элементов и формул в текстовом процессоре. Работа с базами данных MS Excel. Создание, хранение, использование. Работа с базами данных MS Access. Создание, хранение, использование. Поиск информации в Интернет через поисковую систему. Сохранение результатов поиска.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Базовая часть

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Содержание дисциплины:

Безопасность населения и личности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, экологическая безопасность, техносферная безопасность, методы управления безопасностью жизнедеятельности; оказании первой доврачебной помощи, основы психологической помощи пострадавшим, новые актуальные сведения по вопросам трудового законодательства, проблемам терроризма и др.



ПРОПЕДЕВТИКА
Цели освоения дисциплины: Целью учебной дисциплины «Пропедевтика» является формирование у студентов начальных знаний, умений и навыков в области теоретической подготовленности и творческой деятельности, связанной с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами. Дисциплина «Пропедевтика» рассматривается как основа обучения дисциплин профессионального цикла, необходимость введения данной дисциплины обусловлена разным уровнем в подготовке абитуриентов. Декоративно-прикладное искусство в настоящее время является самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором создаются и совершенствуются новые формы, методы и приемы художественного творчества.
Содержание дисциплины: Разделы дисциплины посвящены как общей теории декоративно-прикладного искусства, так и технологическим особенностям художественного текстиля, художественной обработке дерева и бересты, художественной керамике и художественной росписи.

В результате освоения курса «Пропедевтики» выпускникам станут известны виды и классификации декоративно-прикладного искусства, основных народных промыслах России, методика разработки изделия ДПИ в зависимости от технологической специфики и материала; технологические процессы изготовления объектов ДПИ. Учебные задачи курса состоят в том, чтобы научить анализировать изделия ДПИ по виду, композиционному решению и технологическим приемам, реализовывать разработанные проекты в материале в соответствии с начальным уровнем сложности.



ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА
Цели освоения дисциплины: Целью изучения дисциплины является подробное ознакомление студентов с практическими и теоретическими основами технологической обработки различных материалов, применяемых в сфере декоративно-прикладного искусства, а также освоение традиционных, современных и адаптированных циклов изготовления изделий народных промыслов.
Содержание дисциплины: Традиционные технологии художественной обработки дерева. Пластические свойства материалов. Анализ исторических принципов развития и современного состояния предприятий народных художественных промыслов и применяемых на них производственных техник. Освоение последовательности создания декоративно-прикладных изделий из дерева с применением росписи, резьбы, плетения, инкрустации и других технологий.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Цели освоения дисциплины: заключается в формировании у студентов умений реализовать в материале художественные замыслы с учетом особенностей технологических процессов изготовления изделий ДПИ и НП. Проектирование как самостоятельная учебная дисциплина призвана способствовать развитию творческих способностей студентов, формированию художественного вкуса и приобретению ими специальных знаний, умений, навыков проектирования эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий ДПИ и НП, а также приобретение студентами профессиональных знаний, умений, навыков проектирования и изготовления эстетически совершенных, художественных, высококачественных изделий в различных техниках художественной обработки дерева в области декоративно-прикладного искусства.
Содержание дисциплины: Основы теории и методологии проектирования в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскиз-проектов изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Взаимосвязь формы предмета со способом и материалом его создания. Форма предмета и его декоративное решение. Построения декоративной формы с использованием различных материалов. Способы проектного изображения изделий во взаимосвязи с предметной средой.

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Цели освоения дисциплины: Цель учебной дисциплины – обеспечить формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, необходимыми для анализа современных экономических событий в своей стране и за ее пределами, основных тенденций социально – экономического развития общества; поиска и использования информации, необходимой для ориентации в текущих проблемах экономики; выражения и аргументации своей позиции по экономическим вопросам; прогнозирования будущих вариантов экономического развития общества.
Содержание дисциплины: Экономическая теория занимается проблемами объяснения и прогнозирования экономических явлений. Она изучает механизм принятия решений отдельными экономическими агентами: домохозяйствами, фирмами и государством. Изучение экономической науки дает возможность понять реалии окружающего мира, а полученный багаж знаний экономической теории помогает стать уверенным, рационально действующим субъектом рыночных отношений, оперирующим основными приемами менеджмента в профильной сфере. Понимание основ микроэкономики и макроэкономики позволяет осознать пределы возможного в экономической политике в сфере декоративно-прикладного искусства.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Цель учебной дисциплины: формирование у обучающихся знаний и практических умений в контексте основных требований современного образовательного и творческого процесса. Приобщение будущих бакалавров ДПИ, в том числе ориентирующихся на управленческую, просветительскую, педагогическую деятельность в сфере искусства, культуры, художественного образования к новым компьютерным технологиям, раскрытие возможностей информационных технологий в искусстве и художественном образовании.
Содержание дисциплины: формирование у обучающихся информационной культуры, компьютерных навыков на уровне уверенного пользователя, а также использование компьютерных технологий в области художественной культуры.

Вариативная часть

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Цели освоения дисциплины: Цель учебной дисциплины – изучение основ композиции для качественной подготовки студентов первого года обучения к самостоятельной учебной и художественно-творческой работе в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Дисциплина является одной из базовых дисциплин общепрофессионального цикла в направлении подготовки. Освоение данной дисциплины необходимо в тесной связи с дисциплинами «Проектирование», «Композиция в декоративно-прикладном искусстве», «Проектирование музейных экспозиций».
Содержание дисциплины: Учебный материал, образующий содержание учебной дисциплины, направлен на конечный результат обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями с учетом профиля подготовки: владение практикой составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; умение создавать комплексные функциональные и композиционные решения

ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Цели освоения дисциплины: Цели учебной дисциплины – освоение теоретических знаний и практических умений в области академической скульптуры и пластического моделирования на примере образцов классической культуры и живой природы. Дисциплина является базой для изучения целого ряда специальных дисциплин, для освоения которых необходимо знание основных принципов решения различных художественных задач в области объемной пластики и объемно-пространственной композиции.
Содержание дисциплины: включает ознакомление с различными пластическими материалами и техниками, развитие объемно-пространственного мышления и творческого воображения, постижение способов и приемов создания трехмерных объектов художественного назначения. Краткое содержание дисциплины: скульптурный материал и его разновидности; оборудование для лепки; подготовка материала и инструмента для скульптуры; лепка объемных и рельефных изображений различного характера сложности, от геометрических до головы и фигуры человека; лепка копий классических произведений; выполнение творческих работ в объемной пластике, от разработки эскиза до воплощения идеи в материале

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Цель учебной дисциплины: изучение состава, свойств искусственных и природных материалов; особенностей технологии изготовления изделий ДПИ с учетом отличительных особенностей обрабатываемого материала; освоение основных этапов обработки материалов и технологических этапов изготовления изделий.

Содержание дисциплины: в процессе изучения дисциплины студенты осваивают технологии реализации проектных разработок в процессе выполнения в материале изделий ДПИ, изготавливают изделия с учетом технологических особенностей материала в сочетании с художественным замыслом; с учетом взаимосвязи его формы, функционального назначения и специфики обрабатываемого материала.

ДЕРЕВООБРАБОТКА В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
Цели освоения дисциплины: Изучение истории становления и развития народных художественных промыслов Нижегородской области и их современного состояния, а также получение практических навыков владения техниками декоративно-прикладного творчества на примерах традиционных нижегородских резьбы и росписи по дереву.
Содержание дисциплины: Особенности становления и развития народных художественных промыслов Нижегородской области, связанных с художественной обработкой дерева. Традиционные и современные технологии нижегородской резьбы и росписи по дереву. Композиция в нижегородском народном искусстве. Городецкая резьба по дереву. Поволжская домовая резьба. Городецкая роспись по дереву. Хохломская роспись. Полхов-майданская роспись.

Дисциплины по выбору студента

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА

Цели освоения дисциплины: Целью изучения дисциплины является обучение студентов основным этапам истории художественной обработки дерева, ознакомление с историей развития промыслов, эволюцией развития декоративных изделий и основных приёмов и элементов художественной обработки дерева. Студент в процессе обучения знакомится со значением народного художественного промысла в культурно-историческом развитии России и за рубежом.

Изучение истории становления и развития народных художественных промыслов Нижегородской области, их современного состояния техник декоративно-прикладного творчества на примерах традиционных нижегородских росписей по дереву.


Содержание дисциплины: История возникновения, развития, и распространения промысла в России. Русские прялки, история возникновения, развития мастерства, (Особенности резьбы на прялках). Особенности создания пряничных досок, их виды. История развития резного дерева как предмета мебели русского крестьянства. Изучение декоративных элементов художественной обработки дерева (элементы растительного, геометрического орнамента). Плоскорельефная резьба, особенности. Рельефная резьба, особенности. История развития деревянной игрушки.

Народные художественные промыслы Нижегородского края. Влияние различных видов искусства в становлении искусства городецкой росписи. Предпосылки формирования и особенности развития нижегородских росписей по дереву. Инструменты и материалы. Основные композиции и традиционные сюжеты. Изучение истории хохломской росписи по дереву.




ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА
Цели освоения дисциплины: ознакомление студентов с основными видами традиционных промыслов и ремесел народов мира. Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области, в задачи курса входит подробное изучение географического и социального распределения традиционных промыслов и ремесел народов мира.

Содержание дисциплины:

Понятие «традиционные промыслы и ремесла». Основные хозяйственно-культурные типы. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла разных этнографических групп русского народа. (Северорусские, южнорусские, русское население Поволжья, Западной, Восточной Сибири, русское население Заполярья, русское население Дальнего Востока. Русское казачество). Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Северо-Запада России. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов северо-восточной России и Поволжья. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Северного Кавказа. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла самодийских и угорских народов Севера и Сибири. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла палеоазиатских и тунгусо-манчжурских народов Сибири и Дальнего Востока. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла тюркских народов Сибири. Буряты. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов стран СНГ. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Закавказья. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Средней Азии и Казахстана. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Европы. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Южной, Юго-Западной, Юго-Восточной Азии. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Восточной и Центральной Азии (китайцы, японцы, монголы, корейцы). Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Южной, Юго-Западной, Юго-Восточной Африки. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Северной, Восточной и Центральной Африки. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Америки, общая характеристика. Традиционные занятия народов доколумбовой Америки. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла аборигенного населения Северной Америки. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Латинской Америки (Мексики, Центральной и Южной Амери­ки). Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла аборигенного населения Австралии, Океании и Тасмании. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла населения Папуа-Новой Гвинеи. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Меланезии. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла аборигенного населения Новой Каледонии и островов Фиджи. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла народов Микронезии. Основные типы хозяйства, традиционные промыслы и ремесла населения Полинезии.



ИНТАРСИЯ
Цели освоения дисциплины: Изучение истории и технологии изготовления изделий в технике «Интарсия» - фигурного изображения, узоров из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Изучение особенностей интарсии: склеивание отдельных деревянных пластинок, составляющих узор, пригонка по кромкам, создание цветовой композиции в массиве украшаемого изделия.
Содержание дисциплины: Изучение возникновения и развития техники «Интарсия» в Древней Греции и Риме. Древнегреческие саркофаги, изготовленные из кипариса, кедра и тиса, орнаменты сложных растительных форм, с применением самшита, клена, железного дерева, падуба, кизила. Ознакомление с историей расцвета интарсии в эпоху Возрождения в Италии, изделия с мозаичными наборами, церковная мебель и утварь. Мотивы украшений - геометрические и растительные орнаменты. Современные техники украшения изделий приемами интарсии.

ВЫЖИГАНИЕ
Цель учебной дисциплины: обучить студентов основам деревообработки посредством высокотемпературного выжигания с учетом выбранного рисунка, вида дерева, способа выжигания и художественного замысла.
Содержание дисциплины: дисциплина представляет собой сочетание практических и теоретических занятий с упором на практику. Включает в себя создание графических работ по дереву с помощью специального аппарата – выжигателя, с учетом творческой идеи и техники безопасности.


КОМПОЗИЦИЯ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Цели освоения дисциплины: Цель учебной дисциплины – более детальное овладение принципами и приемами построения композиции в декоративно-прикладном искусстве, предполагающего разработку эскизов для выполнения в материале объектов плоской формы, с рельефом и фактурой, а также проектирования комплектов декоративных форм во взаимодействии с пространством окружающей среды. Дисциплина рассматривается в логической взаимосвязи с проектированием и материаловедением.
Содержание дисциплины: Студент выполняет практические задания, развивающие прикладные навыки художественно-исполнительской и художественно-творческой работы, развивает культуру мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. В ходе выполнения заданий развиваются способы владения рисунком и умения использовать рисунок в практике составления композиции и переработки его в направлении проектирования любого объекта декоративно-прикладного искусства. Практические задания ориентированы на развитие способности к синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Цели освоения дисциплины: Дисциплиной «Цветоведение» предусмотрено ознакомление студентов с основными свойствами цвета как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды. Целью изучения является ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, формирование у них профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных творческих возможностей каждого обучающегося. Для достижения цели необходимо развить у студентов способности выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета, а также их умения самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества.
Содержание дисциплины: Дисциплина «Цветоведение» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего художника. Влияние светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, замеченное еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Учебная дисциплина будет способствовать становлению следующих профессиональных компетенций: ПК-1 – владение приемами работы с цветом и цветовыми композициями; ПК-2 – готовность к созданию комплексных функциональных и композиционных решений.

«Цветоведение» включает раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Изучаемый будущими бакалаврами декоративно-прикладного искусства курс, опираясь на усвоение знаний о физических основах цвета, психофизиологическом фундаменте его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и поэтому соотносится с практически всеми сферами жизни и деятельности человека.



Объектами профессиональной деятельности бакалавра искусства – художника декоративно-прикладного искусства – являются произведения искусства различного назначения (предметы культурно-бытового назначения, витражи, декоративная пластика и т.д.). В связи с этим студент должен усвоить, что цвет и форма сосуществуют и проявляются в рамках четких закономерностей в объемно-пространственной композиции и форме. В результате изучения курса студент освоит основные понятия, приемы, законы цветовой гармонии и средства, помогающие создавать гармоничные произведения, научится ставить перед собой творческие задачи и находить средства для их решения.

Лекционный курс содержит основные понятия физических свойств цвета, вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия. Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. Лекционное и практическое содержание курса сопровождается наглядным материалом в виде иллюстраций и подлинных образцов. Для усвоения и закрепления материала необходима самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа предусматривает ознакомление с существующими аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм. Ознакомившись с методикой цветового анализа и конструирования цвета, студенты получают возможность самостоятельно создавать бесконечное число гармонических цветовых сочетаний и оценивать правильности того или иного цветового выбора.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019