zaeto.ru

Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 17 страница 18


Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.М., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 336 с.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………………………………… 4

Примерное планирование уроков литературы в 9 классе ………………………………………… 5



Введение

Урок 1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской

литературы. Основные этапы развития русской литературы. ……………………………………. 8



Литература Древней Руси

Урок 2. Общая характеристика древнерусской литературы.

Историческая основа «Слова о полку Игореве». …………………………………………………… 11



Урок 3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы —

«Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. …………15



Урок 4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос,

эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной поэзией,

метафорический пейзаж. ……………………………………………………………………………. 17

Урок 5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к сочинению. ……………….19

Литература ХVIII века

Урок 6. Общая характеристика литературы ХVIII в.

Понятие о классицизме. Русский классицизм. ……………………………………………………. 20



М.В. Ломоносов

Урок 7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения,

ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха

(«Письмо о правилах российского стихотворства»). ……………………………………………. 23

Урок 8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии

М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о

Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве»,

«Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). ……………………………………………..25



Г.Р. Державин

Урок 9. Г.Р. Державин. Судьба и поэзия. ………………………………………………………….. 29

Урок 10. Три памятника в русской литературе. ………………………………………………… 32

Д.И. Фонвизин

Урок 11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля».

Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики.

Элементы классицизма в комедии. ………………………………………………………………. 34

Урок 12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине.

Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую

оценку происходящего. …………………………………………………………………………… 36

Урок 13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия»

или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии.

Бессмертие комедии Фонвизина. ………………………………………………………………… 38

Урок 14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». ……………… 40

А.Н. Радищев

Урок 15. А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность,

творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

(главы «Пешки», «Любани»). ……………………………………………………………………… 43

Урок 16. «Путешествие из Петербурга в Москву»

(главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека

на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм. ……………………… 45

Н.М. Карамзин

Урок 17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. ……………………………………….. . 49

Урок 18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей,

черты сентиментализма в повести. ………………………………………………………………. 50



В.А. Жуковский

Урок 19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского. ………………………………………… … 53

Урок 20. Элегии и баллады В.А. Жуковского. ……………………………………………………. 55

Урок 21. Самостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского. …………………………… 56

Литература первой половины ХIХ в.

Урок 22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в.

Литературные течения этого периода. …………………………………………………………… 57



А.С. Грибоедов

Урок 23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя.

Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях

о путях их осуществления. ………………………………………………………………………… 61

Урок 24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. ………………. 67

Урок 25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии. ………………………………….. 70

Урок 26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии. …………………………. 75

Урок 27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии. ………………………. 79

Урок 28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение. …………………… 83

Урок 29. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии. …………………………………….. 89

Урок 30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова

«Горе от ума». Сюжет и композиция. …………………………………………………………….. .. 92



Урок 31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии.

Смысл названия. Проблема ума в комедии. ………………………………………………………. 97



Урок 32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин. ………………. 104

Урок 33. Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». ……………………………………………………………… 107



Урок 34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». …………………………… 110

А.С. Пушкин

Урок 35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве

А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.). ……………………………………………………… … 113

Урок 36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». ………………………. 118



Урок 37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». ……………………………… …… 121

Урок 38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии»,

«Я вас любил», «Мадонна». …………………………………………………………………… … 124



Урок 39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина. …………………………………………… . 128

Урок 40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». …………………………………………… …… 129



Урок 41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин».

Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни»

первой трети ХIХ в. Роль посвящения. ……………………………………………………… …. -

Урок 42. Комментированное чтение 1 главы романа.

Историческая и общественная обусловленность характера Онегина.

Причины его разочарованности в жизни. ………………………………………………… ……. 133

Урок 43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин».

Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе.

Татьяна и Ольга. ……………………………………………………………………… …… ….. 134

Урок 44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны

как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина,

значительность личности героини. ………………………………………………………………. 138

Урок 45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина.

Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны. ……………… ……… 139



Урок 46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта. …………….. 143

Урок 47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского.

Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью. …………………………………………. 146



Урок 48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». ………………………………….. 148

Урок 49. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе. …………………… …….. 150

Урок 50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. ………… 152

Уроки 51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». ………. 154

М.Ю. Лермонтов

Урок 53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. …………………… 156

Урок 54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта»,

«Пророк», «Поэт», «Кинжал». ………………………………………………………………… … 159



Урок 55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума». ……………… ………. 163

Урок 56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Как часто пестрою толпою окружен...», « Когда волнуется желтеющая нива...»,

«Родина», «Прощай, немытая Россия...». ………………………………………………………… 165

Урок 57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы,

но твой портрет...», «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва»

(«Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»). ……………………………………………………….. 170

Урок 58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. ………………………….. 173

Урок 59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени». …………………………………………………………………………. 175



Урок 60. Анализ повести «Бэла». ………………………………………………………………… 177

Урок 61. Анализ повести «Максим Максимыч». ……………………………………………… . 179

Урок 62. Анализ повести «Тамань». ……………………………………………………………… 182

Уроки 63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники

(Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. ……………………………… ….. 186



Урок 65. Анализ повести «Фаталист». …………………………………………………… .…… 191

Уроки 66-67. Развитие речи. Сочинение по роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». ……………………………………………………. 195



Н.В. Гоголь

Урок 68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор». ………………… 199



Урок 69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности —

центральная тема произведения. ……………………………………………………………… … 202

Урок 70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники.

Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. …………………………. 206



Урок 71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица»

в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести. …………………………. 209



Урок 72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях».

Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя

как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ I главы. ………………………………213

Уроки 73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». ……………… ..224

Урок 75. Губернский город в поэме «Мертвые души».

Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х. ……………………………………………………………………. 230



Урок 76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы. ……………………………………………………. 235

Урок 77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.)

Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги. ………………………………….. 239



Урок 78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души». …………………………………... 242

Урок 79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. …………………………… 244

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга представляет собой пособие для учителей, работающих в девятых классах, и включает в себя разработки уроков по темам от древнерусской литературы до произведений Н.В. Гоголя.

Цель предлагаемого пособия — помочь учителю-словеснику найти правильные ориентиры в сложной ситуации, связанной с переходом на концентрическую программу по литературе, рекомендованную Министерством образования с 2000/01 учебного года.

В книге представлены разработки 80 уроков литературы в 9 классе. В центре внимания — анализ текстов произведений древнерусской литературы, классической русской литературы ХVIII и первой половины ХIХ в. Остальные 22 урока (из 102 программных часов по литературе) учитель по своему усмотрению может посвятить обзорному знакомству с литературой второй половины ХIХ и ХХ вв. (по концентрической программе) или изучению зарубежной литературы, а также внеклассному чтению (по линейной программе). Книгу можно использовать и при подготовке уроков в 10 классе, т.к. некоторые темы (по А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю) рассмотрены подробнее, чем рекомендуется по концентрической программе 9 класса.

Предложенные уроки содержат богатый информационный дополнительный материал как для учителя, так и для учащихся с разным уровнем подготовки и могут быть вариативно использованы в соответствии с потребностями конкретного класса и интересами учителя. Привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть авторскую позицию и способы ее воплощения, аргументированно интерпретировать текст произведения — таковы основные задачи уроков, представленных в данном пособии.

Выражаем надежду, что предложенные нами методические рекомендации, отражающие опыт многолетней работы в школе, будут полезны учителям-словесникам и станут в определенном смысле отправной точкой в их собственном творчестве.

Желаем УСПЕХА!

Авторы


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В 9 КЛАССЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.


ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

2. Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы — «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины.

4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной поэзией, метафорический пейзаж.

5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к сочинению.
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

6. Общая характеристика литературы ХVIII в. Понятие о классицизме. Русский классицизм.


М.В. Ломоносов

7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»).

8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения).
Г.Р. Державин

9. Г.Р. Державин. Судьба и поэзия.

10. Три памятника в русской литературе.
Д.И. Фонвизин

11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии.

12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина.

14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
А.Н. Радищев

15. А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность, творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани»).

16. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм.
Н.М. Карамзин

17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба.

18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести.
В.А. Жуковский

19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского.

20. Элегии и баллады В.А. Жуковского.

21. Самостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в. Литературные течения этого периода.


А.С. Грибоедов

23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления.

24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения.

25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии.

26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии.

27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии.

28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

29. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии.

30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция.

31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии.

32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин.

33. Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин

35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.).

36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».

37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар».

38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Мадонна».

39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети ХIХ в. Роль посвящения.

42. Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина, значительность личности героини.

45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны.

46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта.

47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью.

48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина».

49. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе.

50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


М.Ю. Лермонтов

53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова.

54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал».

55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума».

56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен...», « Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Прощай, немытая Россия...».

57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет...», «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»).

58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова.

59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

60. Анализ повести «Бэла».

61. Анализ повести «Максим Максимыч».

62. Анализ повести «Тамань».

63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера.

65. Анализ повести «Фаталист».

66-67. Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


Н.В. Гоголь

68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор».

69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности — центральная тема произведения.

70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою.

71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести.

72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ I главы.

73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

75. Губернский город в поэме «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х.

76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы.

77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.

78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души».

79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.



УРОК 1

ВВОДНЫЙ УРОК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИИ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья...

И.А. Бунин. «Слово»

ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?



Слово учителя

Иногда дата написания произведения неизвестна, но ее можно более или менее точно вычислить, опираясь на содержание текста. Так, мы не знаем конкретного времени создания величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», но из летописей нам известно, что поход Игоря, о котором идет речь в произведении, состоялся 23 апреля 1185 г., следовательно, оно не могло быть написано раньше. В «Слове» говорится о переславском князе Владимире Глебовиче и галицком князе Ярославе Осмомысле как о живых, а оба умерли в 1187 г. Значит, «Слово» было написано в период с 1185 по 1187 г.

Какие еще текстовые «ориентиры» могут подсказать время написания произведения?
2. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:

— Былина «Садко»;

— «После бала» Л.Н. Толстого;

— «Бородино» М.Ю. Лермонтова;

— «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

— «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина;

— «Песня о Соколе» М. Горького.

3. На какие основные вопросы отвечает история литературы? (Что из себя представляет данное произведение? Почему, в каких условиях возникло? Каким потребностям общества отвечало? Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? Какое значение для общества и литературы имело и имеет?)

4. Чем постижение жизни с помощью художественной литературы отличается от научного познания?
II. Основные этапы развития русской литературы. Лекция с элементами беседы.

В процессе лекции в тетрадях заполняется следующая таблица:



Этап

Авторы и произведения (примеры)

Что нового внес данный этап в развитие литературы?










Слово учителя

Возникновение литературы на Руси было связано с образованием Древнерусского государства с центром в Киеве. Решающую роль в развитии литературы имело принятие христианства (около 988 г.). Для древнерусской литературы (конец X-XVII вв.) характерен средневековый историзм: произведение всегда прикреплено к определенному событию или лицу. Достоинства сочинения определялись не занимательностью сюжета, но полезностью; право писателя на вымысел было осознано лишь в XVII в.

Древнерусская литература впитала в себя традиции фольклора: авторское начало в ней приглушено или вовсе отсутствует. Переписчики время от времени могли вносить в исходный текст изменения в соответствии с новыми социально-историческими, эстетическими и другими потребностями.

Первыми книгами были переводные с греческого и древнеболгарского языков библейские и богословские тексты, жития святых, сборники притч и изречений. В период княжения Ярослава Мудрого появились оригинальные памятники древнерусской литературы — летописи и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

В ХI-ХII вв. литература достигла небывалого расцвета. «Повесть временных лет« (около 1113 г.), древнейшая дошедшая до нас летопись, рассказывает о возникновении и становлении русского государства.

В этот период появляются новые жанры древнерусской литературы: хождение (по святым местам) — родоначальник жанра путешествия и поучение. «Поучение» князя Владимира Мономаха (1117 г.) включало в себя первую в истории русской литературы биографию.

1. Вспомните, о каких правилах поведения писал Владимир Мономах в своем «Поучении»? Как советовал относиться к учению, к книгам?

XVII в. — переходный период от средневековой письменности к литературе нового времени. Традиционный жанр жития превращается в биографию, усиливается сюжетность, происходит постепенное обмирщение литературы, то есть уход от религиозной тематики.

Литература приобретает все более демократический характер. Величайший памятник этой эпохи — «Житие» протопопа Аввакума (1672—1675 гг.).

2. Расскажите, что вы знаете о судьбе протопопа Аввакума? Чем уникален язык его «Жития»? (Впервые разговорный язык стал достоянием литературы.)

Уже в первой половине XVIII в. на идеологической почве, подготовленной реформами Петра I, возникает русское просветительство. Основной темой литературы становится конфликт между сознательным выполнением общественного долга, стремлением к просвещению и эгоистическим потаканием страстям.

3. Прочитайте строчки М.В. Ломоносова о просвещении («Науки юношей питают…»). Какая важнейшая идея века заложена в них? (Просвещение — залог будущего величия России.)

В XVII в. особое внимание уделялось высоким жанрам литературы: оде, трагедии, эпической поэме.

У истоков литературы ХIХ в. стояли Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, в чьем творчестве преобразовался русский язык, фактически приняв современную нам форму.

Отличительной чертой новой литературы явился интерес к отдельной личности, ее духовному миру, к ее переживаниям и страстям.

Особое место принадлежало лирическим жанрам, так как в них наиболее полно отражается душа.

4. Прочитайте наизусть любимое стихотворение А.С. Пушкина. Что вы можете сказать о лирическом герое поэта? Чем он отличается от лирического героя поэтов XVIII в. — М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?

В начале ХIХ в. царствовал романтизм, однако уже в творчестве А.С. Пушкина прозвучали реалистические мотивы, возник интерес к изображению повседневной жизни, печалей, будней и радостей обычных, на первый взгляд, людей. С «Повестей Белкина» фактически берет свое начало великая русская проза.


III. Проверка заполнения таблицы.
IV. Итоги урока.

Говоря об истории русской литературы, мы приобщаемся к главному национальному богатству, так как великие произведения прошлого и настоящего, словно зеркало, отразили в себе исторический путь народа, становление его самосознания.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова И.А. Бунина? В чем их сила?

V. Домашнее задание.

1. Опираясь на лекцию учителя, подготовить рассказ о древнерусской литературе по плану:

— исторические рамки;

— темы, сюжеты, основные жанры;

— взгляд на мир и человека.

2. Подготовить рассказ об исторической основе «Слова о полку Игореве» (по самостоятельно найденным источникам).



ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
УРОК 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
«Слово...» вместило в себя не только весь две-

надцатый век, но и всю домонгольскую Русь...



Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания — рассказ о древнерусской литературе.

Докажите на примере любого произведения, что древнерусская литература носила назидательный характер.


II. Историческая основа «Слова...» (ответ на вопрос 2 домашнего задания).
III. Комментированное чтение «Слова...»1.

ВСТУПЛЕНИЕ

Боян — как можно заключить из текста «Слова...» — придворный княжеский поэт, певец, живший в середине ХI в. Для его творческой манеры, видимо, было характерно соединение темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. Недаром «растекаться мыслию по древу» значит «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях, словах»2.

1. Какой принцип повествования избирает автор Слова...», вопреки традиции Бояна?

2. Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

ЧАСТЬ I


Строфы 1—2.

1. Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? (Мы видим князя-воина, для которого главные ценности — семья и дружина.)

2. Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

Выросли как воины,

С конца копья вскормлены.

Строфа 3.

3. Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? (Не забывайте, что перед нами человек еще фактически языческой эпохи!)

4. Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение. Почему эта оценка столь двойственна? (Автор верит в небесные знамения, знает, к каким страшным последствиям привело решение князя («Слово...» создавалось уже после похода), но, с другой стороны, не может не восхищаться убежденностью истинного полководца, готового разделить со своими воинами и радость победы, и горечь поражения.)

Строфы 4—5.

5. Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто — накликает беду?

Строфы 12—13.

Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Траяна — язычество, годы Ярослава — период расцвета русского государства, Олеговы походы — начало разделения и смут.

Строфы 14—15.

Кульминация I части — роковая битва. Обратить внимание на традиционное для русского фольклора сравнение «бой—пир».

Строфы 16—20.

6. Объясните метафору «Игорь пересел из седла золотого в седло кощеево». (Кощей олицетворяет смерть. Игорь попал в плен, «умер» для своей земли, своего воинства. Но слово «кощей» означало и «кочевник» и даже «проклятый разбойник на лошади». В этом случае образ становится еще более зримым.)

7. В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

(И нависли половцы над нами,

Дань берут по белке со двора,

И растет крамола меж князьями,

И не видно от князей добра.)
IV. Характеристика образа князя Игоря. Беседа по вопросам:

1. Исследователь древнерусской литературы и один из переводчиков «Слова...» Д.С. Лихачев так охарактеризовал князя Игоря (записать в тетрадь): «Игорь Святославович - сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины». Докажите или опровергните это утверждение, опираясь на текст «Слова».

2. О князе Игоре и его эпохе мы знаем не только из текса « Слова...», но и из летописей. В частности, Ипатьевская летопись содержит такой эпизод: «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрём, либо все вместе живы останемся». Решено было слезть с коней и с боем пробиваться к Донцу.

Почему автор «Слова…» не упоминает об этом событии в своем произведении? (Видимо, потому, что не видит в нем ничего необычного. Князья поступили так, как должны были поступить.)

3. Святослав, князь Киевский, укоряет Игоря в том, что поход его принес лишь беды на русскую землю. Мы это понимаем, но, вслед за неизвестным автором, испытываем симпатию к князю. Почему? (Для ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно заполняют правый столбик данной таблицы.)


1. Цель похода.

1. Во-первых, личная слава. Во-вторых, отвоевать исконные черниговские земли — Тмуторокань — выход к морю.

2. Поведение при солнечном затмении.

2. Личное мужество.

3. Поведение перед лицом опасности,

3. На равных делит судьбу со своими воинами.


V. Домашнее задание.

1. Прочитать II, III части Слова...».

2. Задание по группам:

1-я группа — определить главную мысль «Золотого слова» Святослава. Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать на основании этого сравнения?

2-я группа — каким настроением проникнут плач Ярославны? Проанализировать его композицию, раскрытие лирических тем.

3. Индивидуальные задания — подготовить сообщения на темы «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» и «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточкам 1, 2).


Карточка 1

страница 1 страница 2 ... страница 17 страница 18


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019