zaeto.ru

Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 17 страница 18



К каким князьям обращается за помощью киевский князь?1

Устами автора «Слова...» говорила дружинная Русь, сознававшая силу и негодовавшая по поводу родственных кровопролитий, мечтавшая о сильной державной руке, вспоминавшая Ярослава Мудрого и героические предания былых лет. Не случайно автор «Слова» первым обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому — прославленному Всеволоду Большое Гнездо, сидевшему во Владимиро-Суздальской земле. Полки князя были так велики, что в походе против волжских булгар могли всю Волгу — необъятную, глубокую, неодолимую — веслами расплескать.

Другой колоритнейший княжеский образ произведения — Галицкий Осмомысл Ярослав, отец жены князя Игоря — Ярославны.

Современники преклонялись перед могуществом князя, сидевшего в древнем Галиче на Дунае, на престоле, который — не метафорически, а буквально — был выкован из золота. Осмомысл состоял в тесных самостоятельных отношениях и с королевскими дворами Западной Европы, и с византийскими императорами. Есть несколько истолкований необычного прозвища князя — Осмомысл: думающий за восьмерых, знающий восемь языков, тревожащийся восемью заботами, действующий в восьми политических планах... Для читателей Осмомысл на веки вечные — воплощение силы и могущества.

Третий известнейший герой произведения — Всеслав Полоцкий. Этот давно живший князь среди современников и потомков слыл чародеем. Всеслав Полоцкий нападал на Псков, грабил и жег Новгород и Смоленск, был провозглашен горожанами великим князем киевским, тайно бежал в Полоцк... Словом, он брал и разорял чужие города, а в отместку другие князья громили его города и веси. Всеслав был незаурядной личностью, и, видимо, он предпринимал титанические усилия, чтобы занимать главенствующее положение между князьями. Его «скоростные» поездки не могли не казаться сказочными, отсюда всего один шаг до молвы о мифических превращениях. Автор «Слова» как бы говорил князьям — потомкам Всеслава: если дед, который был волшебником — не вам чета! — ничего не мог добиться, ибо все силы тратил на междоусобицы, то к чему раздоры приведут вас?!
Карточка 2

Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава2

В момент похода Игоря киевский князь Святослав мирно объезжал свой старый черниговский удел, и только когда великий князь доплыл в ладьях до Чернигова, сюда добрался участник несчастливого похода Игорева, ускользнувший из окружения, — Белеволод Просович. Он и рассказал о трагедии на берегах Каялы и о том, что поражение Игоря «отвориша ворота на Русьскую землю».

После такого известия князь Святослав «посла по сыны свое и по все князи, и собрашася к нему к Кыеву, и выступиша к Каневу».

Стратегия обороны была такова: сын Святослава Олег был должен отражать удары половцев от берегов Сейма (в княжестве плененного Игоря), в Переславле уже бился с ними внук Долгорукого Владимир Глебович, а главные силы стали «постеречь земле Руское» на Днепре у Канева, охраняя Рось и стратегически важный Зарубинский брод.

Все лето 1185 г. ушло на такое противостояние половцам. Князья неохотно выступали против них. Ярослав Черниговский собрал войска, но не двигался на соединение со Святославом, за что и заслужил осуждение в «Золотом слове». Давыд Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, но стал в тылу киевских полков, у Треполя, в устье Стугны, и отказывался выступать далее.

А в это время Кончак осадил Переславль; князь Владимир едва вырвался из боя, раненный тремя копьями.

Святослав же и его соправитель Рюрик Ростиславич не могли немедленно двинуть свои силы, так как Давид Смоленский готовился к возвращению домой. Смоленские полки устроили вече и заявили, что они-де условились идти только до Киева, что сейчас боя нет, а участвовать в дальнейшем походе они не могут.

Пока шел этот недостойный торг с Давидом, Кончак напал на Римов на Суде, и половцы изрубили или полонили всех его жителей.

Святослав и Рюрик, шедшие на помощь Переяславлю и Римову, задержались из-за «коромолы» Давида. Гибель Римова летопись прямо связывает с тем, что русские силы «опоздишася, сжидающе Давида смолняны».

Когда же соединенные полки Святослава и Рюрика форсировали Днепр, чтобы отогнать Кончака, Давид ушел от Треполя и повернул вспять свои смоленские войска.

Скорее всего, автор «Слова», находясь при своем князе Святославе, провел это грозное лето 1185 г. в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, и был свидетелем и приезда гонцов из осажденных и сожженных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне.

Очевидно, в эти месяцы «противостояния», когда нужно было найти особые вдохновенные слова для объединения русских сил, для привлечения к обороне князей отдаленных земель, и сложилось замечательное «Золотое слово».



УРОК 3

ГЕРОИ И СОБЫТИЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

ИДЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОЭМЫ —

«ЗОЛОТОЕ СЛОВО» СВЯТОСЛАВА.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЯРОСЛАВНЫ.

РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ РОДИНЫ
Святослав – общая мысль произведения.

Ярославна — лирическая песня.



Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Анализ II и III частей « Слова о полку Игореве». Беседа по вопросам:

1. Объясните, почему автор предваряет «Золотое слово» Святослава рассказом о его сне и веселии готтских дев? (Здесь используется прием замедления действия перед решающей минутой повествования – идет психологическая подготовка к суровой, полной страдания и боли речи Святослава.)

2. В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? («На врага не вовремя напали», «ваше сердце... закалилось в буйстве самочинном».)

3. С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять «за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя же киевский князь сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».)

4. Почему автор идеализирует киевского князя, исторический облик которого отнюдь не был так велик? (Автор прекрасно видит необходимость объединения перед лицом военной опасности именно под началом Киева — исторической прародины всех русских княжеств.)

5. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» (по карточке 1).

6. Обратимся к началу 17-й строфы:

О, стонать тебе, земля родная,

Прежние годины вспоминая

И князей давно минувших лет!

Почему? В чем видит автор трагедию современной ему Руси?



7. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточке 2).
8. Слово учителя.

Если монолог Святослава — политическая идея «Слова...», то плач Ярославны – его лирическая тема.

Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна — женщина, жена воина ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.

Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов.

Выразительно прочитайте монолог Ярославны (часть III, строфа 1) и ответьте на вопросы:

а) К каким силам природы обращается Ярославна? (К Ветру, к Солнцу, к Днепру.)

б) В чем и почему упрекает она Ветер? (В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.)

в) Почему Ярославна обращается к Днепру? (Он силен и могуч — «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

г) Почему к великому и грозному Солнцу Ярославна обращается со словами упрека? (Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

9. Расскажите о побеге князя. Кто выступает его союзником? Кто и почему преследует князя?
II. Домашнее задание.

Подготовить устное сочинение на тему «Каким вы представляете себе автора ,,Слова...”?» по плану:

1. Патриот земли русской.

2. Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением.

3. Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко, образно, динамично рассказать о событиях, свидетелем и участником которых был.

4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние мотивы.

5. Писатель-новатор, опередивший свое время.

УРОК 4

ОБРАЗ АВТОРА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС, ЭПИЧНОСТЬ И

ЛИРИЗМ ПОЭМЫ. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.

СВЯЗЬ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ,

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Бессмертие поэмы обеспечил высокий уро-

вень поэтического мастерства.



Б.А. Рыбаков
ХОД УРОКА
I. Определите главную идею «Слова о полку Игореве». Обоснуйте свой ответ. (Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава — идеологический центр поэмы, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины—одерживали славные победы; вступили в распри — принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев — Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шёл на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».)
II. Слово учителя.

Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы лишь можем предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей — соколиной охоты – говорит в пользу того, что он был не простым воином, а приближенным к князю знатным человеком.

Давайте подумаем, что само творение смогло поведать о своем творце? (Проверка домашнего задания.)

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИКА

1. Патриотический пафос «Слова...» прежде всего в том, что главный герой его — Русская земля. Храбрые дружины для автора – русские полки, русичи, которых ждут «жены русские».

Тень тревоги впервые зарождается в поэме, когда рефреном звучат строчки: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Святослав в своем «Золотом слове» упрекает Игоря прежде всего в том, что принес беды на «землю Русскую». И, наконец, побег Игоря из плена это радость прежде всего для «земли Русской».

2. Автор «Слова...» — историк. События Игорева похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит историю смут на Руси как наглядный урок, мы понимаем историческую предопределенность поражения как следствия княжеских раздоров. И Игоря мы уже воспринимаем как типичного представителя его эпохи.

Да и обращение к князьям во II части поэмы свидетельствует о прекрасном знании автором политической карты.


3. Анализ наиболее поэтичных, с точки зрения учащихся, фрагментов «Слова...» по плану:

— каково содержание данного отрывка?

— как выражаются в нем чувства автора?

— какую роль в развитии лирической темы играют средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры)?

4. Анализ психологических мотивов поведения Игоря.

Почему Игорь допускает непростительное пренебрежение явными знаками неба? (Автор понимает, что Игорь не в силах бороться со страстным желанием, которое заслоняет от него все. Он твердо решил либо голову сложить, либо «испить шеломом синего Дону» наперекор всем предначертаниям судьбы.)

Столь же непросто на душе у Игоря и в роковой момент битвы, когда он «сменил седло золотое на седло кощеево». В самый разгар сражения возникает перед нами фигура Игоря, пытающегося спасти окруженного со всех сторон врагами брата Всеволода. Эта психологическая подробность если не оправдывает, то хотя бы объясняет пленение Игоря, который сам бы, наверное, предпочел смерть на поле боя позорному плену.

5. Новаторство «Слова» проявляется в сравнении с известными памятниками древнерусского искусства. Вспомним литературные произведения Древней Руси, покажем учащимся репродукции фресок Андрея Рублева, фотографии древних киевских соборов.

Новаторство проявляется в том, что:

а) Герои показаны не только в действии и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны.

б) Сон Святослава как развернутая метафора происходящих событий не просто явился авторской находкой, но и предвосхитил все грядущие «сны» Лермонтова, Достоевского, Лескова...

в) Впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура.

г) Название поэмы, в котором посвящение не столько самому князю, сколько его походу, то есть воинам, должно было звучать не просто новаторски, но и смело.
III. Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? (Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей — традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава — метафорический пейзаж.)
IV. Составьте план сюжета «Слова». Назовите основные элементы его композиции. (Экспозиция — вступление, завязка — вступление в поход, развитие действия — солнечное затмение, два боя и пленение Игоря, беды на Русской земле, кульминация политической линии сюжета — «Золотое слово» Святослава, лирической линии сюжета — плач Ярославны, развязка — бегство Игоря из плена, прославление князей и дружины.)
V. Домашнее задание.

Подготовить устное изложение с элементами размышления на тему: «В чем современное звучание ,,Слова о полку Игореве”?»



УРОК 5

ВЕЛИЧИЕ И БЕССМЕРТИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОЭМЫ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания — устное изложение.

Задание классу: оценить ответ товарища, обратив внимание на композицию его изложения.


II. Беседа по вопросам:

1. В чем бессмертие «Слова...»?

2. Какие идеи древнерусской поэмы станут в дальнейшем одними из основных в русской литературе? (Идеи единения, патриотизма, гуманизма.)
III. Подготовка к сочинению.

ТЕМЫ


1. Каким я представляю себе автора «Слова...»? (При написании сочинения по данной теме используйте план из домашнего задания урока 3.)

2. Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве».

ПЛАН

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: «В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской литературы ХII в. — «Слова о полку Игореве».

б) от цитаты: «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла...» — так начинается повествование о бесславном походе Игоря на половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: ХII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления, солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

— Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

— Как природа переживает поражение Игорева войска?

— Обращение к силам природы в «Плаче Ярославны».

— Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

— Роль рефрена «О Русская земля! Ты уже за холмом...».



3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор « Слова...» проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?
IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по одной из предложенных тем.



ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА
УРОК 6

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII в.

ПОНЯТИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ.

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Русская поэзия ХVIII века была одушевлена

пафосом эпохи — пафосом созидания.



О.А. Проскурин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на тропе», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.


Беседа по вопросам:

1. Какими предстают выдающиеся политические деятели ХVIII столетия — Петр I и Екатерина II в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник», «Капитанская дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются? (Идеи абсолютной монархической власти. Петр, ратуя о преобразованиях в России, все подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С. Пушкина оказывает милость Гриневу и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.)

2. А.Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны — «мудрым». Как вы думаете, почему? (Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой.)

3. Назовите известных вам деятелей литературы ХVIII в.


II. Лекция.

(План лекции заранее выносится на доску.)



План

1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.

2) Главная цель этого литературного направления.

3) Система жанров.

4) Понятие прекрасного.

5) Особенности драматургии.

6) Три периода русского классицизма.

Задача учащихся записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии с каждым пунктом плана. Форма записи:


План: Тезисы: Примечание:
В графу «Примечание» заносятся мысли, замечания по поводу записанных тезисов.
Слово учителя

Основным литературным направлением ХVIII в. был классицизм. Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре ХVII — начала ХIХ в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.

Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства — абсолютной монархии.

Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства — долгу

Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие».

«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.

«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в ХVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.

В драматургии господствовало требование трех единств:

— места (должно было быть одно место действия);

— времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);

— действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).

Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.

Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращенность — в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.

Русский классицизм пережил три периода:

1) 30—50-е гг. ХVIII в.

Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С. Пушкина.

2) 60-е гг. — конец ХVIII в.

На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.

3) конец ХVIII в. — начало ХIХ в.

Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.

Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.

Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли — Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге — дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова.
III. Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ о классицизме как литературном направлении.

2. Индивидуальное задание — подготовить сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова» (по карточке 3).

Карточка 3

Судьба М.В. Ломоносова

Родился М.В. Ломоносов на берегу Северного моря в семье крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом, 8 ноября 1711 г. С детских лет выходил Михайло в море с отцом на легком суденышке, вступал в борьбу с бушующей стихией, узнавал магическое притяжение тайны северного сияния.

Но истинной страстью подростка были книги. Жажда знаний заставила навсегда покинуть родительский дом и родные края и вместе с рыбным обозом прийти в Москву, где его никто не ждал. Он появился в чужом городе, имея всего лишь три рубля, взятые в долг у соседа. Очевидна и шаткость расчета: ведь Ломоносова как сына крестьянина не могли и не должны были принять ни в одно учебное заведение страны. Однако М.В. Ломоносов поступил в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию), скрыв свое крестьянское происхождение. Когда же обман обнаружился, преподаватели сами не пожелали расставаться с лучшим учеником.

Затем были университеты в Марбурге и Френберге. Ломоносов не был покладистым студентом. От профессоров, в том числе заграничных, он требовал качественных знаний, плодотворной практики, не желая довольствоваться поверхностными лекциями.

Вернувшись в Россию, М.В. Ломоносов все силы отдавал служению отечественной науке, борясь против засилья иноземцев в Петербургской академии.

Благодаря его стараниям в Москве был открыт первый российский университет, который теперь носит его имя.



УРОК 7

М.В. ЛОМОНОСОВ — РЕФОРМАТОР

РУССКОГО ЯЗЫКА И СТИХОСЛОЖЕНИЯ,

УЧЕНЫЙ, ПОЭТ. СУДЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА.

РЕФОРМА СТИХА

(«ПИСЬМО О ПРАВИЛАХ

РОССИЙСКОГО СТИХОТВОРСТВА»)
...может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

российская земля рождать.

М.В. Ломоносов. «Ода 1747 г.»
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о классицизме как литературном направлении.

2. Индивидуальное сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова» (по карточке 3).
II. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Обучение конспектированию.

Один из ведущих литературных критиков ХIХ столетия В.Г. Белинский называл М.В. Ломоносова «Петром Великим» вашей литературы. Он впервые подошел к литературе как к науке, систематизировав литературные жанры в соответствии со стилистикой языка.

Прочитайте статью М.В. Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», определите ее основную мысль. Составьте конспект статьи в соответствии с планом.

Для этого на доске и в тетради заполняется правая часть следующей таблицы:




План

Тезисы

Примечание

1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В. Ломоносов?

Высокий, посредственный и низкий — в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.




2. Высокий штиль.

Особенности языка.

Рекомендуемые жанры.


Высокий штиль «составляется из речений славянороссийских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.

Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях».






3. Средний штиль.

Особенности языка.

Жанры.


Средний штиль использует общеупотребительные слова. «Речения словенские» и «низкие слова» употреблять осторожно.

Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описание «дел достопамятных и учений благородных».






4. Низкий штиль.

Особенности языка.

Жанры.


«Речения, которых нет в славянском диалекте». «Простонародные низкие слова… по рассмотрению». Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.





III. Реформирование поэзии.
Слово учителя1

В ХVIII в. происходит коренная перестройка русской поэзии, у истоков которой стояли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

В 1735 г. был опубликован поэтом В.К. Тредиаковским «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные (многосложные) силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка и их «приличнее называть прозою». Это было смелое заявление, но поэт на том не остановился. Желая утвердить новый способ написания стихов, он обратился к русским народным песням в надежде там отыскать необходимую основу. Настойчивость поиска была вознаграждена. Тредиаковский заметил, что ритм и напевность в русских народных песнях основаны на «тонах», т.е. на одинаковом количестве ударений в строке (в силлабическом стихе наблюдалось лишь равное количество слогов). Тредиаковский предложил составлять стихи «равномерными двухсложными стопами», так, чтобы в строке правильно чередовались ударные и неударные слоги (стопою называется повторяющееся сочетание ударного слога с неударным). Такое последовательное чередование однозначных конструкций (ударный — неударный или один ударный, два неударных слога) придавало стиху ритмическую упорядоченность и благозвучность, свойственные русской речи.

Ломоносов многое у Тредиаковского подверг существенной переработке. Он признал в качестве основы русской стихотворной системы тонический принцип расположения стоп, но предложил распространить этот принцип на все стихи, в том числе и короткосложные (5—7 стоп).

Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двухсложных и трехсложных стоп в русском стихосложении. Тредиаковский всем другим стопам предпочитал хорей и соединенный с ним дактиль. Ломоносов самым подходящим размером считал ямб, полагая, что стихи, составленные из ямбических стоп, «материи благородство, великолепие, высоту умножают». Известное преувеличение в таком утверждении, конечно, имеется. Однако настойчивая пропаганда Ломоносовым преимуществ ямбического стиха пошла на пользу русской поэзии. В ямбической организации она обретала и легкость, и «скорость», способность передавать достаточно разнообразные состояния.
Беседа по вопросам:

1. Прочитайте отрывок из стихотворения М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном». Определите размер стиха в словах Анакреона и ответе Ломоносова (хорей и ямб). Что подчеркивает данное различие?

2. В чем вы видите заслугу М.В. Ломоносова как ученого-филолога?

3. Понравились ли вам стихотворения М.В. Ломоносова? Как бы вы охарактеризовали их своеобразие?


IV. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворения М.В. Ломоносова «Одна на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.» и «Разговор с Анакреоном». Какие темы поднимает поэт в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 17 страница 18


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019