zaeto.ru

Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, Ч / Авт сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана Граф, 2010. 160с.: ил.

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Технологическая карта урока

в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС

Автор разработки:

О.В.Плотникова

Предмет

Литературное чтение +светская этика

Класс

4 А класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

Автор УМК Н.Ф.Виноградова. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176с.

Образовательная система «Начальная школа 21 века»

Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-Ч.1, Ч.2./ Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.: Вентана Граф, 2010.-160с.: ил.-(Начальная школа XXI века).

Разработана на основе учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Шапошниковой Т.Д. М. Дрофа. 2012г.

Учебник: Основы светской этики: 4-5 кл./ Т.Д.Шапошникова М. Дрофа. 2012г.- 175с.



Тема урока

Девочка со спичками

Тип урока

Интегрированный

Цель урока

Формирование читательской компетенции, расширение представления о милосердии как духовной ценности человека.

Задачи урока:

Обучающие 

  • формирование навыков первоначального анализа текста

  • отработка навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения;

  • раскрывать значение понятия «милосердие»;

Развивающие 

  • развитие умений осознавать идею произведения.

  • развивать представления о милосердном отношении к другим людям на основе изучаемого произведения;

  • развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

  • воспитание нравственных принципов.

Методы организации учебной деятельности

Учебное сотрудничество, творческая деятельность,

Форма организации работы

Работа в группах

Используемые технологии

ИКТ, Личностно -деятельностный подход, технология коммуникативного обучения




Этап урока: 1- Организационный момент.

Задачи этапа:



- Включение обучающихся в учебную деятельность.
- Организация деятельности обучающихся по установке тематических рамок.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Приветствие.

Психологический настрой

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. В одном уроке мы объединим два предмета: литературное чтение и светскую этику. А начать наш урок я бы хотела со следующих слов:

Не стой в стороне равнодушно,


Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.

И пусть слова Зигфрида Ленца станут эпиграфом к нашему уроку.

"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". (слайд 1)

Зигфрид Ленц


- осознание учебной деятельности

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.



Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- эмоционально-положительный настрой на урок.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками



Этап урока: 2- Актуализация знаний.

Задачи этапа:



-Воспроизведение детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на момент занятия.

-Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

- раскрывать значение понятия

2. Вступительное слово педагога:

Мир детства – это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное. Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня на уроке я предлагаю Вам, сегодня на уроке подумать и поразмышлять над вопросами: (слайд 2)



- что же такое добро?

- каким чувствам оно созвучно?

- и живет ли оно в наших сердцах?

А поможет нам великий сказочник, король всех сказочников – Ганс Христиан Андерсен. (слайд 3)

Вспомните, ребята, чем мы обычно занимаемся на уроке литературного чтения? Светской этики?

А теперь объедините свои ответы и скажите, как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Но для начала давайте поработаем с пословицами:

Восстановите пословицы: (слайд 4)

• Доброе слово лечит…

• Не одежда красит человека…

• Доброта нигде не теряет…

• Доброта без …

• Добрые слова …

Объяснение значение пословицы.



3. Проверка дом. задания:

- Напомните мне, пожалуйста, какое у вас было домашнее задание?

- Кто автор этого произведения?

- Какие сказки Андерсена вы знаете?

- Ребята, а вы любите сказки? За что вы любите сказки, выразите мысль одной фразой.

- А что такое добро?

Я бы в значение слова добро добавила бы еще одно слово. Это слово состоит из двух слов «Милое» и «сердце». Объедините эти два слова, и у вас получится слово, которое можно смело соотнести со словом «добро». Кто из вас может назвать это слово.

2 года назад 2011 год был объявлен годом милосердия.

- А зачем организовывали такой год?

Нужно замечать вокруг нас тех, кому плохо. Чужая боль не должна проходить мимо нас.

Мы должны быть милосердными.

Словарная работа:

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Милосердие – слово, которое состоит из двух слов – милое сердце. А человек, обладающий всеми названными вами качествами, становится милосердным?

– Как вы думаете, кто нуждается в нашем милосердии?


- ответы детей

Доброе слово лечит, злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.

- прочитать сказку «Девочка со спичками»

-Х. К. Андерсена

-«Дюймовочка», «Дикие Лебеди» и др.

-Добро побеждает зло.

-Добрые поступки, мысли…

-ответы детей

-Чтобы привлечь внимание к проблемам людей, имеющих проблемы в здоровье, к пожилым людям, к детям.

-Для того чтобы инвалиды наравне с другими жителями могли участвовать в жизни нашего города.

-Милосердие готовность помочь, кому – либо, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.

-ответы детей


Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-умение выделять главное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока



Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-учёт разных мнений.


Этап урока: 3- Введение в тему

Задачи этапа:



-развивать представления о милосердном отношении к другим людям на основе изучаемого произведения;

3. Углубление знаний:

Прочитайте слова, на какие две группы можно их разделить? (слайд 5)

Сочувствие, сопереживание, чуткость отзывчивость.

Равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость.

С помощью стрелок определите

- слова антонимы к слову милосердие.

- слова синонимы к слову милосердие.

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ Андерсена «Девочка со спичками», который вы прочитали дома. (слайд 6)

Это короткий святочный рассказ Ганса Христиана Андерсена, написанный как текстовое сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю  с изображением юной продавщицы спичек. Опубликован в 1845 году.(слайд 7)


- чтение слов, деление на 2 группы, озвучивание


Личностные УУД

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

- смыслообразование,



Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-учёт разных мнений.


Этап урока: 4- Выдвижение первичных версий ответа на задание учителя на предметном материале (в качестве материала выступает текст).

Задачи этапа:



- зафиксировать изученное содержание произведения

-содержание во внешней речи.

4.Обсуждение прочитанного произведения:

- Какое настроение у вас вызвал рассказ?

- А почему именно такое настроение?

Я соглашусь с вашим мнением, и у меня это рассказ вызвал такое же настроение.

- О чём этот рассказ?

- А как, выдумаете, что послужило написанию этого рассказа?

Автор своим произведением ещё в 19 веке хотел привлечь внимание к проблеме тяжёлой жизни детей.

- Актуальна ли эта тема сейчас?

- Встретились ли в тексте непонятные слова. Словарная работа (слайд 8)

Лачуга – жильё бедняков.

Лохмотья – старая поношенная одежда.

Брела – медленно шла.

Съёжилась – свернулась.

Окоченели – замёрзли.

Снедь – разнообразная еда.

Блуждала улыбка – появилась лёгкая улыбка.


Печальное, грустное.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая, не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом

Тема детских страданий. Автору тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей.

- ответы детей

- ответы детей

Учащиеся читают и комментируют смысл слов




Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.



Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-учёт разных мнений.


Этап урока: 5- Организация коммуникации между детьми по обсуждению данных версий с опорой на возникшие зарисовки. Знаковая фиксация данных версий в таблице.*

Задачи этапа:



-Организация выполнения самостоятельной групповой работы

- формирование навыков анализа текста

- отработка навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения;

- развитие умений осознавать идею произведения.

5. Анализ текста. Работа в группах.

- Поработаем в группах. Перечитаем рассказ и восстановим сюжет этого рассказа с помощью сюжетной таблицы.

(Приём: «Пять вопросов сюжетной таблицы») (Проверка- слайд 9)

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

девочка



продавала

зимой на кануне нового года

на улице

потому что была измучена, одинока

Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить сказку и озаглавим каждую часть.

Продолжим работу в рабочих листах.



Слайд 10.

Группа №1

Зачитайте слова, характеризующие состояние девочки.

Слайд 11.

Группа №2

Выпишите слова - синонимы описания огня.

Подготовь ответ на вопрос:

Какое же чудо, волшебство совершили спички?

Слайд 12.

Группа №3

Найдите и прочитайте эпизод встречи девочки с бабушкой. Подготовь ответ на вопрос:

Обрела ли девочка счастье? Приведите доказательство.



Проверка:

Слайд 13, 14

Учащиеся работают в паре, заполняя таблицу.

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?













Деление сказки на части и озаглавливание каждой части

(4 части)

1. Тяжелая жизнь девочки

2.Огонек маленькой спички

3. Встреча с бабушкой

4.Девочка счастлива.

• Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая;

• Покраснели, посинели от холода

• Измучилась бедняжка

• Голодная, продрогшая

• Съежилась, поджала ножки

• Ручонки закоченели

• Малютка

Свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули.

Дети зачитывают найденные отрывки. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка… Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Подарили встречу с бабушкой.

Дети находят отрывок, зачитывают. Приводят доказательство.

Прослушивание эпизода текста, где девочке в её воображении приходит бабушка, которая является для девочки самым близким и дорогим человеком. Пусть это даже на пороге другой жизни. Таким образом, девочка вознаграждена за свои страдания. Автор дарит девочке один миг счастья.

Предположение детей.



Личностные УУД

-создание ситуации успеха.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.



Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия


Этап урока: 6- Закрепление.

Задачи этапа:



- Выдвижение обобщённой версии.

- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- воспитание нравственных принципов.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

И сейчас нам осталось сказать какова же основная мысль сказки?

Мини – вывод. Если бы вы были автором, как можно было бы закончить рассказ? Свяжите свой ответ с эпиграфом урока.

А сейчас давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним вопросы, над которыми мы сегодня размышляли и попробуем на них ответить: (слайд 15)



- что же такое добро?

- каким чувствам оно созвучно?

- живет ли оно в наших сердцах?

- ответы детей

- ответы детей



Регулятивные действия.

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.



Личностные УУД

-создание ситуации успеха, доверия.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока



Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-учёт разных мнений.


Этап урока: 7 - Итог урока. Рефлексия.

Задачи этапа:



- оценить собственную деятельность на уроке;

- воспитание нравственных принципов.

Можно ли, из прочитанного рассказа, сделать такие выводы, которые будут значимы в будущей жизни. Приведите примеры проявления милосердия в наши дни. Можно ли милосердие воспитать в себе?

Прочитаем памятку жизненных правил.(слайд 16)

У вас на партах лежат цветные капельки, напишите на этих капельках любое чувство, которое созвучно с темой сегодняшнего урока, скажите нам его вслух и заполните этими капельками сердце, расположенное на доске.

Пусть в ваших сердцах всегда живут эти чувства.



- ответы детей

- чтение памятки

- подпись и приклеивание капелек


Регулятивные действия.

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.



Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.



Познавательные УУД

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока



Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-учёт разных мнений.


Этап урока: 8 - Дом. задание

Задачи этапа:



- обсудить и записать дом. задание

- воспитание нравственных принципов.

Творческая работа по теме "Милосердие" (слайд 17)

Мини-сочинение "Моя Дорога Добра"





Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



-учёт разных мнений.









страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019