zaeto.ru

Маленький герой большой войны

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Вельканец Нина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы ГУО «Карцевичская средняя школа»



Класс: 6.

Тема урока: Маленький герой большой войны.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван».

Задачи урока: в канун годовщины победы в Великой Отечественной войне напомнить детям, какой ценой она завоевана, ввести в атмосферу описываемых событий, подвести учеников к осознанию того, что война это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое; раскрыть мужество характера главного героя; способствовать выработке умения понимать смысл названия произведения, воспринимать героев и события в их взаимосвязи; помочь школьникам осознать авторскую мысль о жестокости войны, беспощадной даже к детям; создать условия для совершенствования умения анализировать текст; пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать у детей размышления о прочитанном, воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.

Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне, семейные реликвии времён войны (фотографии, письма и др.); песни о войне, портрет В.О.Богомолова, тексты повести «Иван», иллюстрации к повести, карта Беларуси.

Опережающее задание:

1) прочитать текст;

2) «узнать» военные истории своей семьи.

Индивидуальное задание: подготовить краткий рассказ о писателе.


Ход урока
Я родом не из детства – из войны…

Ю. Друнина

Офицером стать я ещё успею.

А пока война, отдыхать может тот,

от кого пользы мало.

В.О.Богомолов «Иван»



  1. Организационный момент.

  2. Постановка задач урока.

День Победы… Это праздник тех, кто прошел долгие версты войны, выстоял, выжил. 68 лет назад закончилась война на земле Беларуси. Мы с вами поколение, которое не видело войны. Так почему же мы вновь и вновь обращаемся к тем далеким событиям, с волнением и тревогой говорим о тех страшных днях, которые пришлось пережить нашему народу. Владимир Осипович говорил: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...». То же самое можно сказать и о Беларуси.

Откуда мы узнаем о событиях военного времени? (Ответы учащихся, демонстрация фотографий)

Кроме семейных архивов, о войне мы узнаем также из книг, кинофильмов, выставок. Война коснулась не только взрослых, но и детей. Маленькие герои большой войны. Это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки: учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть к врагам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

(Звучит музыка из кинофильма «Был месяц май»)

О войне писали и пишут много. (В этом вы могли убедиться, посмотрев выставку книг о войне). Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, благодаря прекрасным произведениям Б.Полевого, Б.Васильева, Б.Лавренёва, В.Богомолова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах. Война и дети. Дети, у которых не было детства. «Я родом не из детства – из войны». Это слова поэтессы Юлии Друниной, женщины, прошедшей всю войну и знавшей о детях войны непонаслышке. Сегодня мы поговорим об одном таком художественном произведении о войне. Это повесть В.Богомолова «Иван».

«По моему убеждению, которому я неуклонно следую, автор может писать только то, что знает досконально», - писал В.Богомолов. Значит, все, о чем он писал, ему довелось увидеть, пережить? Но ведь в 1941 ему было только 15. богомолов владимир

Итак, начнём нашу работу над анализом рассказа со слова о писателе – фронтовике Богомолове.

(Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя).

«В.О.Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет.

Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках».

Обратим внимание на портрет писателя. «Суровый, темноглазый, неулыбающийся, голова соль с перцем...». Он принадлежал к тому поколению писателей, чье духовное формирование и взросление шло на войне. С героями своих произведений автор «Ивана» сдружился в огне боев, но писать начал поздно. Главное в творчестве В.Богомолова - изображение духовного мира людей, тех сложных и тонких отношений, которые складываются во фронтовой обстановке.

Человек, который написал повесть, считает своим долгом рассказать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы его упрекать в неправде. Он не дает воли вымыслу, и если о чем-то говорит, то знает это твердо.


Войну мы вспоминаем не затем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться.

Мы просто повторяем вся и всем:

Подобное не должно повториться.

С.Баруздин
III. Аналитическая работа по тексту повести.

Повесть вы прочитали, а на уроке мы постараемся глубже осмыслить ее содержание и ответить на проблемный вопрос урока: почему мы победили в Великой Отечественной войне непобедимую, казалось, армию Гитлера? В чем он допустил серьезный просчет?

Начнем со словарной работы. На доске записаны слова, значение которых нужно объяснить (объяснение дано на обратной стороне доски): плащ-палатка - … , гильза - …, полевая почта - …, ординарец - … , штаб армии - …, дивизия - …, разведотдел - …, землянка -…

Обратимся к страницам повести. Поделитесь своими впечатлениями о книге. (Дети говорят о впечатлениях, которые произвела на них повесть «Иван»).

Чтобы убедиться, что текст мы хорошо знаем, давайте проведем небольшую викторину по содержанию повести. Вам нужно ответить на следующие вопросы:


  1. Какое звание у Гальцева в начале повести? (Старший лейтенант)

  2. Что мы узнали об Иване по его произношению? (Аканье, москвич или белорус, житель города)

  3. На какие две детали на спине Ивана обратил внимание Гальцев? (Родинка, шрам)

  4. Что было во взгляде Ивана, когда он впервые увидел Гальцева? (Недоверие и неприязнь)

5. Что было в носовом платке Ивана, когда он впервые появился в землянке? (Зёрнышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвои, иглы сосны и ели)

6. Что сделал Гальцев, когда укладывал Ивана спать? (Тщательно подоткнул одеяло со всех сторон, как делала это когда-то его мать)

7. Сколько наград было у Ивана? (Две награды: Орден Отечественной войны и медаль «За отвагу»)

8. Скажите, кто в повести «шпрехает как фриц»? (Гальцев)

9. Какие слова Иван произнес при первом расставании с Гальцевым? («Не прощай, а до свидания»)

10. Перечислите 6 областных центров Беларуси и назовите город, в котором родился Иван. (Брест, Гродно, Гомель, Витебск, Могилев, Минск)

11. Когда Иван в повести впервые удивился и у него даже «загорелись» глаза? (Когда увидел нож Гальцева)

12. Что обычно делают разведчики перед тем, как идти в разведку? (Пишут письма родным и близким)

13. Продолжите фразу Холина: «Я никогда не думал, что ребёнок…» (может так ненавидеть)

14. В каком виде (образе) лучше всего быть в оперативном тылу врага? (В образе бездомного побирушки)

15. Кто, по словам Ивана, может отдыхать во время войны? («Только тот, от кого пользы мало»)

16. Как погиб Холин? (У него были перебиты ноги, он решил подорвать себя вместе с фашистами)

А теперь поговорим о главном герое – об Иване.

Первая встреча Гальцева с мальчиком, у которого простое русское имя – Иван. Каким вы увидели мальчика на этой иллюстрации? (Иллюстрации есть на каждой парте)

Что можно сказать о мальчишке, исходя из первого эпизода? 0_9ef8e_4ee74629_orig

Вначале дети высказывают свое мнение о героях, изображенных на иллюстрации, затем по ролям читается отрывок из текста – разговор Ивана с лейтенантом Гальцевым, после этого ученики рассказывают, каким им видится в этом эпизоде Иван: он насторожен, суров, даже угрюм, он не по-детски сосредоточен, кажется старше своих лет. Ему 10 – 11 лет, а по выражению лица можно дать все тринадцать.

Поразмышляем, что сделало его таким?

При обсуждении этого вопроса выделим два момента:

а) первые дни войны – мальчик переживал смерть отца (убили на границе), на руках его погибает сестренка (ей было полтора года); мальчик был в партизанах, в лагере смерти. Он пережил весь ужас первых дней войны и повзрослел за это время на годы. Вот откуда его суровость и угрюмость;

б) мальчик принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность, цепкость. Он не просто повзрослел, он постарел на целую войну.

И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену?

Учитель читает: «… я возвращаюсь к себе в землянку. Мальчик один. Он весь красный, разгорячен и возбужден. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевернут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из-под нар». (Ответы учащихся)

Что вас удивило в Иване Бондареве? (Противоречие во внешности и поведении)

Действительно, автор, рисуя портрет своего героя, указывает на противоречие: с одной стороны, перед нами совсем ещё ребенок, худенький, с нежно-розовыми оттопыренными ушами, с другой – взрослый человек, солдат, много переживший, получивший боевое ранение. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Как относятся к нему взрослые?

Предполагаемые ответы учащихся:

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребенок и относиться к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой:

- Чудный малец! Только характерный, беда с ним!

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за «языками», Катасоныч, как никто из взрослых, понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика…

Какое чувство испытывают взрослые, отправляя мальчонку на опасное задание? Прочитаем окончание главы 7. Проанализируйте поведение и состояние разведчиков. (Отправляя ребенка, взрослые сдержанны. Ласковые слова здесь мало уместны: нельзя же жалеть мальчишку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему придется рисковать жизнью… Взрослые боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно. В них неустранимо живет горькое сознание вины: мы, сильные, вооруженные, здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражеском тылу, за вершок от смерти, Холин очень волнуется, мыслями он все время с мальчиком)

В чем особая тяжесть положения мальчика, когда он находится в тылу врага?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Ему страшно, ведь он там один.

- Очень длительное время Иван живет среди врагов.

- Ему не у кого спросить совета.

- Он слишком мал, а опасность слишком велика.

Понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые все-таки посылают мальчика в разведку. Почему? (потому что Иван добывает ценные сведения, мальчик менее заметен в селе или поселке, чем какой-либо вновь появившийся взрослый, Иван хотел отомстить за свою семью и т. д.)

Кто же он, Иван Бондарев? Что нам известно о его прошлом? (Иван Бондарев (Буслов) – мальчишка 12 лет. Из Гомеля, что в Белоруссии. Отец-пограничник погиб в первый день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Что стало с матерью, где она – неизвестно. Он был в лагере смерти в Тростянце, воевал в партизанском отряде, был отправлен в интернат, откуда сбежал. Сейчас он служит в полковой разведке)

Почему Иван не остался в интернате? Как он сам объясняет свой поступок? Что о нём говорят его друзья-разведчики? («Тягостно там, живёшь, крупу переводишь. И знай зубри… А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». Катасонов: «Ему ненависть душу жжет». Холин: «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось. Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно – мстить до последнего. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!»)

Иван говорит, что приносит пользу. Мне кажется, то, что он делает, называется иначе – подвиг. Подтвердите мою мысль. (Холин: «То, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там 5-10 дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. А подросток, бездомный побирушка, – быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу».

Мальчик осенью переплыл Днепр (а это большая, широкая река) при температуре пять градусов, что не под силу даже хорошему взрослому пловцу, чтобы передать добытые в фашистском тылу сведения. Перед читателем предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года, ночь, когда 12-летний мальчишка в одиночку переплывал Днепр.

Гальцев утверждается во мнении, что Ивана на этот берег доставила лодка, он даже в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 500-метровый днепровский плес при температуре воды +5 градусов, если переправа исключительно трудна при +15 градусах даже и для хорошего пловца. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.

Какими качествами обладает мальчишка? (Мужество, отвага, выносливость, героизм)

Словарь: мужество – храбрость, присутствие духа в опасности (проявить мужество, стойкость); героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке (героизм защитников Родины); отвага – смелость, бесстрашие, храбрость (проявить отвагу); храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (беззаветная храбрость).

Какой ещё эпизод говорит о мужестве мальчика? (Холодной осенней ночью мальчишка снова отправляется на задание: ему надо пройти через передовую, на 50 км углубиться во вражескую территорию, причем 20 км надо пройти до рассвета. «И на каждом шагу он может напороться»)

Да, это настоящий маленький герой. И все, что он делает – очень нужно и важно, но делает это ребенок. И в этом вся трагедия войны.

Зимой 1943-1944 года разведчик Иван Бондарев (Буслов) погиб.

Чтение финала повести – глава 9.

Ребята, какое чувство возникло у вас, когда вы узнали о гибели Ивана? (Жалость, потому что он совсем ещё ребенок; восхищение мужеством мальчика; его стойкостью, ненавистью к предателю-полицаю)

Почему автор назвал именно так свое произведение? (Ответы учащихся)

С какой целью автор создал свое произведение?

Долгих четыре года шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли старики и дети. Да, и дети! Как ни больно и ни горько об этом говорить. Помните, Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

- Третий год воюешь? – спросил он закуривая. – И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!

Он и есть, этот ребенок, маленький герой большой войны, войны на которой нет места детям.


IV. Подведение итогов урока.

Работа с литературоведческими терминами.

Какова тема и основная мысль произведения?

Тема – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея: война – это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война – понятия несовместимые.

Почему же спустя годы после войны писатели обращаются к данной теме? Какими мыслями хотел поделиться с нами писатель?

Сколько бы сейчас лет было Ивану, если бы он остался жив? Как мы называем людей, которые прошли войну? (Это ветераны. С каждым днем их становится все меньше и меньше, поэтому мы должны не только знать и помнить о них, но и помогать им).

Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.
Рефлексия.

Звучит песня Б.Окуджавы «Мы все войны шальные дети»



Что нового вы узнали о войне, прочитав повесть «Иван»?
Список использованных источников

  1. Ольга Кучкина. «Интервью с Владимиром Богомоловым».

  2. Владимир Богомолов «О себе». «Уроки литературы» - приложение к журналу «Литература в школе», № 3, 2005.

  3. Игорь Дедков. «Никто за нас это не сделает». (О творчестве Владимира Осиповича Богомолова). «Уроки литературы» - приложение к журналу «Литература в школе», № 3, 2005.

  4. Надежда Крупина «Человек есть то, что он помнит». (Память о войне в прозе В.Богомолова)

  5. «Уроки литературы» - приложение к журналу «Литература в школе» № 3, 2005.

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018