zaeto.ru

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1



  1. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью


Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях

В настоящее время государства, осуществляя совместные действия, направленные на борьбу с международной преступностью, сталкиваются с рядом проблем.



  1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства определяется его национальным законодательством и нормами международного права. В основу ее определения положен территориальный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США). Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В последнее время в МД закладывается принцип универсальной юрисдикции.

Различный подход национальных законодательств к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств, которая, как правило, разрешается на договорной основе.

  1. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории, тогда как преступления такой четкой связи не имеют. В зависимости от воздействия на мировое сообщество все преступления можно разделить на:

    • международные преступления государств — это такие международные противоправные деяния, возникшие в результате нарушения государством своих обязательств, которые имеют основополагающее значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;

    • преступления международного характера, посягающие на национальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сообщества;

    • общеуголовные преступления, не затрагивающие международный правопорядок, не оказывающие влияния на международные отношения, но отправление правосудия по ним невозможно при помощи других стран.

  2. Уголовно-процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных действий в другой стране. Эта проблема решается на двух и многосторонней основе.

  3. Проблема экстрадиции. Экстрадиция — это передача лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заинтересованных государств и требует соблюдения громоздкой и длительной процедуры.

  4. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Конвенцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).

  5. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заключенными, защиты жертв преступлений и др.

Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности

  1. Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. ст. 100—107). Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.

  2. Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 г. о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством. Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.

  3. Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.

Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, чтобы избежать их использования в целях проституции.

Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.



  1. Терроризм. Борьба с терроризмом ведется на основе:

    • Межамериканской Конвенции о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма 1971 г.;

    • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

Европейская Конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. выделила две категории правонарушений:

1) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

2) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международного договора о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.



  1. Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.

  2. Безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:

    • Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);

    • Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);

    • Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокола, касающегося незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.;

    • Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.

Эти Конвенции предусматривают:

1) универсальную юрисдикцию — если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников;

2) юрисдикцию государства при регистрации воздушного судна или государства флага морского судна;

3) территориальную юрисдикцию;

4) юрисдикцию государства гражданства;

5) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту.

Выдача регулируется на основе принципа: «выдавай или наказывай».

В двусторонних договорах о воздушном сообщении также содержатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.



  1. Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:

    • Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;

    • Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;

    • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

В системе ООН функционируют:

    • Комиссия ООН по наркотическим средствам;

    • Международный совет по контролю за наркотическими средствами;

    • Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;

    • Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.

  1. Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства при борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников.

В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.

  1. Наемничество. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип.

Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН.

Непосредственно противостоят преступным проявлениям:



  • Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет и координируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права;

  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года;

  • Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран.

Интерпол был создан в 1923 г. в Вене, на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. В годы войны деятельность Интерпола носила политизированный характер. В нынешнем ее состоянии Интерпол был воссоздан в 1946 г. Действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. Устав утвердил новое название организации — «Международная организация уголовной полиции — Интерпол». На настоящий момент Интерпол объединяет 186 государств, включая Российскую Федерацию. Россия является правопреемницей договора СССР, который был принят Интерполом 27 сентября 1990 г. на сессии Генеральной Ассамблеи в Оттаве.

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:



  • уголовная регистрация;

  • международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;

  • поиск похищенных ценностей;

  • оказание технической помощи странам-участникам;

  • статистика и научно-исследовательская деятельность.

В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола. На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.



С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019