zaeto.ru

Моу александровская сош V рождественские Чтения в Островском муниципальном районе

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


МОУ Александровская СОШ



V Рождественские Чтения в Островском муниципальном районе

Творческая работа

«Без шубы и валенок- зима без конца…»



Номинация «Народные умельцы Земли Островской»


Автор Мартынова Кристина,

учащаяся 6 класса



1.Встреча гостей

(вступительное слово руководителя проекта Смирнова Сергея)


Добрый день дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашей земле!
Сегодня мы представляем вам однодневный тур, включающий в себя экскурсии по поселку Александровское, музею Григорова, выставку картин местных художников и мастер-классы с уникальными людьми нашего поселка. Сейчас мы с вами находимся в центре поселка Александровское. Численность населения 753 человека, причем мужчин 353 . Поселок Александровское входит в состав Александровского сельского поселения, на территории которого сельского поселения расположено 12 населенных пункта, в которых проживает 1039 чел., из них в трудоспособном возрасте 459 чел., в возрасте до 35 лет – 141 чел. В поселении работают 8 бюджетных учреждений.

На территории поселения в стадии реконструкции находится промышленное предприятие ООО «Александровская бумажная фабрика»; сфера услуг представлена Макарьевским почтампом.

На территории поселения находилась усадьба Костромского краеведа А.А. Григорова. В Александровской средней школе создан музей А.А. Григорова.

Население Александровского сельского поселения обслуживают восемь магазинов, пять из которых реализуют промышленные товары. Население поселка занимается разведение крупного рогатого скота, овец, коз, кролиководством, пчеловодством, охотой и рыболовством и другими промыслами.


Наше знакомство с поселком мы начнем с обзорной экскурсии, которую проведет учащаяся нашей школы Осокина Анастасия.
2.Обзорная экскурсия по поселку

(экскурсовод Осокина А.)


Дорогие друзья!

Наш поселок Александровское небольшой. Мне бы очень хотелось показать вам наш поселок весь. Для этого мы бы поднялись на Песошку (самое высокое место) и оттуда полюбовались бы вместе открывшейся панорамой. Невольно вспомнила бы я припев песни «Александровский», слова которой написал бывший завуч школы Палагин Виктор Иванович, а музыку Генце Валентин Владимирович. Он стал гимном нашего поселка:

Александровский, Александровский!

Край бумажников, наших отцов!

Александровский, Александровский!

Я люблю тебя, молча, без слов.
Наш поселок невозможно не любить. Во-первых, это наша малая родина, наш отчий край, самое любимое и Богом хранимое место на Земле. Во-вторых, не зря же великий русский драматург А.Н. Островский назвал наш край «чудесным уголком русской Швейцарии». Именно о наших местах он писал: «Подобного русского пейзажа едва ли где найдешь». Да, красивы наши места! Но не только за изумительную природу любим мы свой поселок. Он имеет славную историю, которую делают люди.

Начну с названия – Александровское. Оно связано с именем рода Григоровых, живших когда-то в наших местах. Александр Александрович Григоров, представитель этого славного рода, историк, краевед, генеалог, Почетный гражданин г.Костромы. В школе создан музей А.А. Григорова и позднее вы посетите его.

Мы стоим с вами у ворот Александровской бумажной фабрики, которая имеет свою историю развития. Уходит она корнями в 1848 год , когда бывший крестьянин князя Голицына Владимирской губернии Иван Распопин открыл бумажное производство в сельце Александровское. Пришел он из Москвы, где в течение семи лет бегал с лотками и продавал всякую снедь. В Москве, в одном из шумных кабаков Иван Распопин купил у помещика Григорова избу, баню, амбар и получил от него в оброк одиннадцать человек крепостных крестьян. Это явилось основой бумажного производства Распопина, будущей Александровской бумажной фабрики.

Далее фабрика развивалась и процветала, в настоящее время она не реконструкции. Об истории развития фабрики вы можете прочитать в моей творческой работе «История Александровской бумажной фабрики», которая хранится в школьном музее.

Далее я предлагаю пройти вам к обелиску воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ. Он тоже имеет свою историю.

1965 год. Страна готовилась торжественно отметить 20-летие Победы над фашистской Германией. А вместе со всей страной и жители нашего поселка, рабочие Александровской бумажной фабрики и учащиеся Александровской средней школы. Поисковые отряды выявляли участников Великой Отечественной войны, погибших на полях сражений и оставшихся в живых. В сквере к празднику Победы установили скромную плиту, на которой были напечатаны списки погибших земляков. В День Победы здесь состоялся митинг, после которого долго еще не расходились люди по домам, женщины плакали, находя в списках погибших родных и близких. Но списки были далеко не полные. Пионеры решили вместе со взрослыми возвести в поселке обелиск в память о погибших, собрать списки всех погибших, а всех оставшихся в живых окружить вниманием и заботой. Строительству обелиска предшествовала большая подготовительная работа. Ребята обошли семьи погибших поселка и близлежащих деревень, обратились за помощью в районный военный комиссариат. Долго обсуждали, каким быть обелиску. Комиссия в составе Комарова Андрея Алексеевича, прораба фабрики, Снегуровой Евгении Яковлевны, заместителя директора по трудовому обучению Александровской средней школы, Лебедева Анатолия Федоровича, учителя черчения и рисования, и поисковой группы составила эскиз обелиска.

В мае 1967 года бригада старшеклассников под руководством Цветкова Николая, выпускника школы, приступила к его строительству. Ребята работали с огоньком, не жалея времени и сил, и в сентябре обелиск был построен. У подножия замуровали капсулу с запиской, которая гласила: «Пусть всегда на земле будет мир!» Все подписались под этим призывом. И до сих пор обелиск-святое место в нашем поселке. Сюда приходят вдовы, дети и внуки погибших и те, кто выстоял и победил в годы Великой Отечественной войны, чтобы «вспомнить всех поименно, горем вспомнить своим. Это нужно не мертвым, это надо живым».

Мы проходим в сквер ветеранов к мемориалу воинам – землякам, погибшим в годы ВОВ, воздвигнутому в более позднее время. Липы и сирень в этом сквере посажены учащимися школы и жителями поселка.

Далее мы проходим по улице Садовой и останавливается у небольшого домика, где живет один из четырех оставшихся в живых в нашем поселке участников Великой Отечественной войны Кузнецов Михаил Алексеевич. Удивительна судьба этого рода. Отец Михаила Алексеевича пропал без вести в Сталинградскую битву, а сам Михаил и его брат Иван прошли всю войну и с Победой вернулись домой. Михаил воевал в танковой бригаде, форсировал Березину. Впоследствии сын его, Леонид, служил в армии также в танковых войсках, принимал участие в параде на Красной площади 9 Мая, а внук, Николай, осваивал в армии новую ракетную технику. Четыре поколения Защитников Отечества. Есть чем гордиться нам, жителям поселка. Ведь эти люди живут рядом с нами.

А в соседней квартире долгое время жила сестра Героя Советского Союза Гурова Николая Никаноровича. О нем особый рассказ. Это человек-легенда. О его подвиге вы можете прочитать в музее Боевой и Трудовой славы нашего поселка.

А вот и моя родная школа. Особенно я люблю приходить сюда после уроков, когда нет здесь детворы, не хлопают двери кабинетов, и шаги в больших и светлых коридорах раздаются гулким эхом. Поднимаемся на второй этаж, подходим к стендам, рассказывающим об истории школы (в 2005 году мы праздновали 100-летие образовательного процесса в нашем микрорайоне).

Говорят, что школа славится учителями. Так вот наша школа богата замечательными педагогами. О каждом из них я бы многое вам рассказала, потому что, они отдают нам, ученикам, частицу своего сердца, свое здоровье. Я преклоняюсь перед учителями нашей школы.

Вот и все, мои дорогие друзья! О многом бы я хотела рассказать еще: о трудовых и творческих династиях поселка (Хазовых, Виноградовых, Генце, Крейдтнер), медицинских работниках, работниках и детях детского сада, о замечательных ветеранах труда, войны, тружениках тыла, детях войны и об узнике концлагеря Иванове А.С., бывшем директоре нашей фабрики, о музее Боевой и Трудовой Славы поселка и многом, многом другом…

До скорой встречи на нашей удивительной земле.



3.Регистрация гостей на мастер - классы.

(экскурсоводы ведут группы на подворья Мусиновой Ф.Ф,. Шатулина М.Н,. Виноградова С.Н, Руфова Ю.М., Степанова С.В.)



3.Регистрация гостей на мастер – классы:

Подворье ветерана педагогического труда Мусиновой Фаины Федоровны; Подворье ветерана педагогического труда Шатулина Михаила Николаевича; Подворье ветерана педагогического труда, учителя технологии Руфова Юрия Михайловича;

Подворье инвалида 2 группы Виноградова Сергея Николаевича;

Подворье индивидуального предпринимателя Степанова Сергея Васильевича.



4.Мастер - классы.

Подворье ветерана педагогического труда Мусиновой Фаины Федоровны.

  1. Рассказ о творчестве Мусиновой Ф.Ф. (экскурсовод Степанова Юлия)

Всегда удивляют народ работы, выполненные настоящими мастерами-рукодельницами. (ажурные вышивки, накрахмаленные салфетки, «чайные сервизы» с использованием крахмала, поделки). Золотые руки Фаины Федоровны творят дивные узоры, которые подсказывает ей уникальная природа, фантазия мастерицы.

Слова с трудом нам могут рассказать

О той сердечности, что Вас переполняет.

Вы каждому готовы помогать.

И жаль нам тех, кто Вас ещё не знает!

    Учитель?! Кто он такой? Конечно же, в первую очередь, это человек, дающий нам знания. И это не обязательно преподаватель школы, института, учителями так же являются наши родители, близкие друзья, и просто хорошие люди. Они дают нам знания с самого нашего рождения: учат ходить, читать, считать и писать, вести себя в обществе. Но есть люди, чей жизненный опыт, любовь, открытость, доброта и личный пример помогают в жизни. Людей, в которых сочетается большая человеческая душа, мудрость и опыт хорошего педагога- наставника, не так много.

Нам повезло. Мы живем в одном поселке с таким человеком, Мусиновой Фаиной Федоровной, которую по праву можно назвать Учителем с большой буквы.

Фаина Федоровна не только научила многих из нас вышивать, вязать крючком, работать с соломкой, бумагой, тканью, но и дала понять, что в жизни можно пережить многое и остаться Настоящим человеком. Это и понятно, ведь жизнь Мусиновой Фаины Федоровны не проста.

Родители - простые сельские труженики, которые имели в семье 8 детей, а в живых осталось только четверо. Она была самой младшей в семье, старшие сестры - няньки. Одна из них была старше на 10 лет, другая - на 6. Они часто забывали о своих обязанностях, родители уходили на работу, а «нянечки» убегали гулять с подружками. Благодаря Богу девочка выросла здоровой и в 1940 году пошла учиться в 1 класс. Начальная школа находилась от дома за 3 км. Зимой руки и коленки сильно зябли. Но все равно, несмотря на плохую погоду, занятия старалась не пропускать.

После окончания первого класса семья переехала в другую деревню, там родители и прожили всю оставшуюся жизнь. Эта деревня находилась в 120 км от железнодорожной станции Шарья, куда и вывозили всю готовую колхозную продукцию: хлеб, сливочное масло, яйца.

В 2,3,4 и 5-х классах Фаина Фёдоровна училась уже во время Великой Отечественной войны. Деревня опустела, в ней остались только женщины, старики и дети. Учиться в начальной школе было трудно, не хватало учебников (один учебник на 4-5 учеников). Чтобы выполнить домашние задание, приходилось ходить за учебником в соседнюю деревню. В школе писали в тетрадях из некачественной бумаги, а дома - на газетах между печатных строк. Техническая работница разводила чернила и наполняла чернильницы, дома чернила готовили сами кто из сажи, кто из краски, кто из химического карандаша, цветные карандаши - это роскошь, их очень берегли и пользовались ими дети всей семьи.

Учительские семьи голодали, особенно страдали молодые учительские семьи, где было много детей. Фаина Фёдоровна часто вспоминает случай: « Учитель истории (его на фронт не брали, он инвалид по зрению) приходил в деревню, ходил по домам, чтобы его накормили, а может что-то и дали с собой, зашел он и к нам. Мама накормила его, дала домой сырой картошки, в глазах его была радость, что он сытый и что-то принесет своим четверым малышам. Мама и я сидели и плакали от жалости к жизни учителя».

Успешно сдав экзамены за 4 класс, Фаина Фёдоровна пошла учиться в Леденгскую семилетнюю школу в пятый класс. Школа находилась за 3 километра от дома.

Детские годы запомнились тяжёлым трудом: «Мы, дети войны, ясно знали, для чего мы трудились, об этом нам говорили в школе, дома и на работе. Во время работы мы успевали, однако, замечать красоту наших лесов и полей. Вспоминается тропинка по ржаному полю. Во время цветения ржи над полями была дымка, «кружился» запах цветущих колосьев. До сих пор перед глазами поле с иголками всходов ржи. Утром, при восходе солнца, на каждой такой иголочке блестела серебристая капелька росы, от этого все поле было серебристо-зеленым. Мы берегли эти всходы, боялись наступить на них, ведь каждая иголочка - это колосок. А сколько нужно вложить труда, чтобы хлеб был на столе»!

Одежда Фаине Фёдоровне досталась от старшей сестры, и она должна была беречь её. Очень нравилось ходить в лаптях, ведь это основная крестьянская обувка. Конечно, в сырую погоду зимой и осенью лапоть был плохой обувкой, портянки намокали, ноги мерзли. Зато в сухую погоду и зимой, и летом – это незаменимая обувь. Воспитывали Фаину Фёдоровну неграмотные родители, воспитывали добрые женщины, которые вместе работали, а вот школа занимала 2 место в моей жизни. В 2 , 3 и 4 классах я уже училась в другой школе, приспособленной в жилом доме с холодным туалетом. В школе было два учителя на 4 класса. « Запомнился только один случай из этих лет,- вспоминает Фаина Фёдоровна,- учителя провели с нами беседу о нуждах страны и попросили принести деньги для фронта. Никому не сказав, я унесла в школу 100 рублей. После уроков
поняла, что сделала глупость, но побоялась признаться родителям и учителю. Ошибка моя была исправлена учителем, деньги были возвращены».

После окончания школы Фаина Федоровна поступила в Галичское педагогическое училище на отделение учитель математики. Еще будучи студенткой, вышла замуж за Василия Ивановича Мусинова, электрика по образованию. По распределению оказалась в небольшом рабочем поселке Александровское. Свою трудовую деятельность начала учителем математики средней школы. В поселке молодая семья создала свой быт, здесь родились дети Сергей и Людмила.

Сейчас Сергей генеральный директор радиоэлектронного завода г.Сарапула. Людмила живет в п.Красное –на - Волге. Дети, внуки и правнуки Фаины Федоровны оказываю постоянную материальную и моральную поддержку матери. Но и сама Фаина Федоровна полна энергии и инициативы. Каждую весну ее необычные цветы и жужжание пчел радуют односельчан.

На протяжении многих лет Фаина Федоровна была второй мамой для детей из окрестных населенных пунктов, работала воспитателем интерната. Именно в этот период раскрылись ее удивительные способности к прикладному творчеству. Этим она «заразила» огромное количество детей. И сейчас ее работы можно встретить на различных выставках, как районного, так и областного уровня. За любое дело Фаиной Федоровной берется с большим энтузиазмом, и каждая работа отличается своей непревзойденностью. За свой педагогический труд Фаина Федоровна награждена многочисленными грамотами района и области.

Я сама много лет посещала кружок «Рукодельница», организованный Фаиной Федоровной, занятия которого проходили не только в стенах школы, но и на природе и в уютной квартире Мусиновых.

Фаина Федоровна до сих пор поддерживает связь со школой, педагогическим коллективом. Она подает пример молодым учителям в труде, в позитивном настрое на жизнь.

Многие односельчане говорят спасибо Фаине Федоровне за помощь в создании пасек. Ведь это она привила любовь к маленьким «труженицам», жизнь которых похожа на жизнь Фаины Федоровны.

А жизнью Фаина Фёдоровна довольна. Только благодаря труду она пережила все неприятное.


А вот память все же возвращается к поре детства, юности и зрелости. И, кажется, ничего не было счастливее того трудного, голодного времени, прожитого в деревне, милее грибных
лесов и рыбных речек.

Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если просто дать ему книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент. Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере.

Учитель - это тот, кто любит, понимает истинную суть своей профессии. Он любит и понимает детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик. Учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей.

Фаина Фёдоровна настоящий учитель, учитель жизни.




  1. Вступительное слово Мусиновой Ф.Ф. о рукоделии, показ изделий.

  2. Мастер-класс. Практическое занятие «Искусство вязания крючком. Салфетка – украшение праздничного стола».

Итог занятия: участники мастер-класса могут приобрести изделия Мусиновой Ф.Ф.


Подворье ветерана педагогического труда Шатулина Михаила Николаевича.

  1. Рассказ о пчеловодстве (экскурсовод Мельников Владислав)

Доходность пасеки

Доход с пасеки получается: от меда, воска, самих пчел и маток, если пчелы и матки идут на продажу. Но главный доход получается от меда, все же остальное дает второстепенный доход, крайне не значительный по сравнению с медом. Считается, что в среднем по медоносным угодьям местности в среднее по медосбору лето на правильно поставленной пасеке каждая пчелиная семья должна дать или 1 пуд(16,4 кг) меда, или один рой. Семья, отпустившая рой, в большинстве случаев, меда не дает, а только обеспечивает сама себя медом на зиму. В том случае, когда берется один рой с двух семей - получается и меда от каждой семьи только половина, т. е. по ½ пуда и т. д. Считается также, что в самые неблагоприятные годы каждая пчелиная семья должна себя обеспечить на зиму запасами, и только в исключительных случаях, когда имели место какие-либо неблагоприятные погодные условия, например: градом уничтожен весь взяток на огромной площади и т. п., может потребоваться осенью подкормка всей пасеки для того, чтобы у пчел получились достаточные запасы меда на зиму.

При более или менее благоприятных условиях, даже в средней по медосбору местности, пасека может дать более 1 пуда на семью, а именно 1½ и даже 2 пуда. В местностях с богатым медосбором доходы, с семьи в 1½ — 2 пуда является обыкновенным, а при особенно благоприятных условиях он может возрасти до 3-х и более пудов меда с улья. Но местности с такими благоприятными условиями встречаются очень редко, в видt исключения. В конце концов отдельная семья в некоторых случаях даст до 5 — 7 и даже 8 пудов меда за лето.

Воска получается значительно меньше, а именно около ½ фунта с улья.

Пользуясь этими данными, нетрудно вычислить и доходность известной пасеки, зная местную цену меда и воска, при чем рой безошибочно можно принимать в цене 1 пуда меда, считая в том числе и собранное ими себе на зиму количество запасов.

Таким образом, пасека в 100 семей должна дать за лето 100 пудов меда и 1¼ пуд воска, стоимость которых нетрудно вычислить, зная местные цены на эти продукты.

Расход такой пасеки будет состоять в уплате жалованья: пчеловоду, его помощнику или сторожу, затем в ремонте построек, ульев, а вообще инвентаря и, наконец, по мелочам, расходы на дезинфекционные средства, на приобретение пчеловодной литературы и т. п.

Расход на оборудование такой пасеки выразится в стоимости: 100 ульев разборных, 100 пчелосемей, сторожа, мастерской с сторожевым домиком и помещением для пчеловода, пчеловодческих принадлежностей, приборов для искусственной вощины. Кроме того, потребуется некоторая сумма на различные непредвиденные расходы и прочее.

Зная местные цены и посчитав сумму дохода и расхода, нетрудно определить доходность пасеки в ироцентах на затраченный капитал.

В благоприятные годы и в хорошей местности, доходность пасеки может значительно повы­ситься, при чем повышение ее не сопряжено с увеличением расходов. В свою очередь, бывают такие годы, когда пасека не приносит дохода, а расходы на ее содержание требуются, т.е. пасека становится убыточной.

Кроме того, если на пасеке имеется в течении целого года наемный пчеловод, то в свободное зимнее время и ранней весной он. может быть занят производством ульев на продажу, искусственной вощины и т.п., что, в свою очередь, даст доход, а следовательно и увеличит, доходность пасеки.

Пасеки в количестве более, чем 100 семей, могут быть расположены только в исключительно богатых но медосбору местностях. В большинстве случаев выгоднее большую пасеку разделить на несколько, притом так, чтобы на каждой было не более 100 семей, и расположить эти пасеки верстах в 4 — 5 одна от другой(1 верста=1067м). При таком большом пасечном хозяйстве можно иметь одного знающего пчеловода, под непосредственным наблюдателем которого будут находиться все пасеки, а на каждой из них — помощника пчеловода и в помощь каждому из них сторожа или мальчика-подростка. Чтобы не держать сторожа на таких пасеках в течение круглого года, можно все ценное имущество свозить на зиму в одно место, оставляя на пасеках только пчел. Все это приведет к значительному сокращению расходов, а следовательно и к увеличению доходности от пчел.

Таким образом, пасека, например, в 25 семей, даст в доход 25 пудов меда и 12 ф. воску. Расход же на нее выразится в затрата средствах на наем рабочих при выставке в составлении пчел, ремонте ульев, пчеловодческих принадлежностей, наем мальчика-помощника в летнее время и т. п., то есть чистый доход будет равняться значительной сумме, при чем потребуется на уход за такой пасекой всего 5 — 7 часов в неделю, на протяжении 4 месяцев.

Считая 18 недель, во время которых, ведется смотр за пчелами, в течете недели для ухода за такой пасекой потребуется не более 6 часов, что за лето составить 108 рабочих часов; принимая в нормальном рабочем дне 8 рабочих часов, получается 13½ рабочих дней (108:8= 13½), за которые и будет получено довольно высокое вознаграждение, и при том получено за легкий и приятный труд.


«Маленькая труженица» - так говорит о пчеле Шатулин М.Н., который стал заниматься пчеловодством много лет назад. Михаил Николаевич удивительный человек, у которого любое дело спорится в руках. Сейчас Михаил Николаевич на заслуженном отдыхе и занимается любимым делом.


  1. Показ видеофильма «Моя пасека».

  2. Экскурсия в мастерскую с целью знакомства с пчеловодческим инструментом, оборудованием и способами работы с ними.

  3. Практическое занятие «Изготовление гнездовой пчелиной рамки»

  4. Целебная сила меда – рецепты от Шатулиных Михаила Николаевича и Татьяны Сергеевны



Итог занятия: участники мастер-класса могут приобрести мед и продукты пчеловодства в семье Шатулиных.
Подворье ветерана педагогического труда , учителя технологии Руфова Юрия Михайловича.

  1. Рассказ о творчестве Руфова Ю.М. (экскурсовод Соловьева Анастасия)

Искусство резьбы по дереву в костромском лесном краю уходит в глубокую древность. Удивительно, как из простой доски можно сотворить чудо! Жаль только, что все меньше остается людей, владеющих секретами этого древнего мастерства. А ведь каждый дом мог бы отличаться своими неповторимыми узорами наличников, балкончиков, крылечек, и не нужно было бы одинаковых пластиковых окон. Но в нашей местности живет такой мастер.

Мы находимся в гостях у Руфова Юрия Михайловича, бывшего учителя технологии нашей школы. 43 года он обучал детей азам столярного и слесарного дела . В разное время вел кружки радиомоделирования, технического творчества, картингистов. Бывшие ученики всегда с благодарностью отзываются о нем. Ведь именно кружки Юрия Михайловича помогли определиться с выбором профессии многим из них. Кто-то стал радиотехником, кто-то инженером-конструктором, токарем и др.

С удовольствием ребята под руководством Юрия Михайловича собирали мини-трактор «Малыш», который на областной выставке в Буе занял 1 место.

Сегодня Юрий Михайлович на заслуженном отдыхе, но любимого занятия - создавать что-то полезное – не бросает . Теперь у него дома мастерская, где он строгает, выпиливает, строит и куда мы можем всегда прийти , чтобы получить консультацию и помощь по любому вопросу.

II. Вступительное слово Руфова Ю.М. «Искусство резьбы по дереву».

Видеопрезентация своих работ, выполненных за 10 лет.


III. Экскурсия в мастерскую с целью знакомства с инструментами, станками,

готовыми материалами.


IV. Практическое занятие «Украшение разделочной доски с помощью резцов».

Итог занятия: участники мастер-класса могут приобрести изделия Руфова Ю.М.

Подворье инвалида 2 группы Виноградова Сергея Николаевича.

  1. «Маленькие "секреты" плетения из белого чищеного прута»

Колчанова Анастасия)

Начинающим плести из белого прута надо обратить внимание на некоторые, казалось бы, мелочи, поскольку они порой определяют и прочность изделия, и его внешний вид, красоту и изящество плетения. Так, многие сотни лет отрабатывались формы, размеры и пропорции, методы и способы плетения изделий и наш первый совет: терпеливо и бережно относитесь к нашему богатейшему наследию - опыту народных мастеров прошлых поколений, не торопитесь сказать "свое" слово в искусстве художественного плетения. Это придет к вам со временем при условии неукоснительного и внимательного исполнения всех указаний и советов руководителей занятиями плетения или рекомендаций авторов различных пособий и книг по плетению. Все должно быть проверено (и не раз!) личным опытом и здравым смыслом. Интересная деталь: традиционная корзина, сплетенная на один обруч рядовым способом. В ней нет ничего лишнего, никаких "веревочек", "звездочек" и тому подобных украшательств. Но что-то притягивает к ней наш взгляд, в этой. простоте мы ощущаем особую прелесть, тем более что корзина исключительно прочна и практична. Важнейшее дело в освоении мастерства художественного плетения - умение хорошо организовать свое рабочее место, подготовить необходимый материал, приспособления и, конечно, хороший инструмент. Поверьте, что это не просто красивая фраза: нож корзиночника должен быть острым, как бритва. Без отлично наточенного ножа невозможно изготовить красивое изделие. Поперечные срезы прута можно сделать секатором или бокорезом, но косые срезы, зачистку готового изделия только острым ножом, дающим гладкую поверхность среза. При чистке прута от коры с помощью щемилки неопытные плетельщики часто чрезмерным сдавливанием концов щемилки портят прут, а вручную чистка идет очень медленно. Существует быстрый способ ручной окорки прута, исключающий его порчу. Он заключается в следующем: у комлевых концов прутьев вручную задирают кору на 15-20 см и эти концы коры, вращая прут правой рукой, плотно закручивают на него в виде валика, который крепко зажимают пальцами левой руки, а правой рукой тянут прут на себя. При этом закрутка коры упирается в пальцы левой руки и кора с остальной части прута легко сдирается. Чтобы не повредить при этом пальцев и крепче держать скользкий прут, надо надевать нитяные перчатки. Процесс окорки прута идет быстрее, чем при работе со щемилкой, исключается брак прутьев, особенно, когда идет очистка тонких прутиков. Конечно, таким способом трудно чистить толстый прут, а палки для обручей вообще Нельзя. Их чистят с помощью ножа, отрывая и сдирая ленты коры вручную по всей длине.

Если не удалось заготовить белых прутьев в период сокодвижения в конце июля-начале августа, то следует попытаться "оживить" прут осенней заготовки. Для этого у прутьев подрезают на 2-3 см комли и ставят пучки прутьев в ведро с водой, желательно проточной. При отсутствии такой возможности воду надо чаще менять, так как сокодвижение может возобновиться лишь через 2-3 недели, когда начнут распускаться почки на прутьях. Через несколько дней можно приступить к их очистке от коры вручную или с помощью щемилки. Помните, что красота плетения зависит от тщательного подбора прута при его подстановке для продолжения плетения. Сращивая концы прутьев (комлевые с комлевыми и вершинные с вершинными), учитывайте, что прут всегда имеет определенную конусность или, как мы говорим, сбежистость. Поэтому, добиваясь особой чистоты плетения, используют какую-то среднюю наиболее ровную часть прута, отрезая и комлевое утолщение, и тонкий "хвостик" вершинного конца.

Особенно важно стремиться к этому при плетении "веревочек", "косичек" и загибок. На фото фрагмента подставки под цветы "Садик" этот эффект непрерывности прута, заплетенного в столь длинную веревочку, наиболее убедителен. Чтобы облегчить себе работу, привыкайте рассчитывать длину стояков таким образом, чтобы на загибки в три или четыре пары прутьев, на "косички" или ажурное завершение края изделия концы стояков оставались не очень толстые, но и достаточно длинные и непременно все одинакового диаметра. Это элементарное условие чистоты и красоты плетения любого изделия из белого прута.

Не сетуйте и не жалуйтесь, что у вас белый прут часто ломается. Будьте с ним поласковее, помните слегка круглогубцами или плоскогубцами места предполагаемого изгиба прута и вы убедитесь, что это снимает внутреннее напряжение древесины и прут становится податливее, а главное, не ломается. Учитесь лучше чувствовать прут, не допускайте с ним резких движений. Обводя стояки, например, постоянно "дожимайте" заплетаемый прут, пока он не уляжется на положенное ему место. Помогайте ему в этом пальцами левой руки. Левая рука -равноправный участник плетения, а не просто помощница правой. В частности, она призвана "держать форму изделий", т. е., когда правая рука ведет и подтягивает заплетаемый прут, левая большим и указательным пальцами удерживает стояк в нужном положении, уплотняет всеми пальцами плетение, контролирует поддержание одинаковых расстояний между стояками. Не забывайте, что хорошая плотность плетения придает изделию не только прочность, но и привлекательность и красоту. Поэтому в процессе плетения донышка или стеночки изделия периодически уплотняйте пальцами рук (когда это возможно), кривым шилом, ударами молотка или давлением рук на уплотняющую планку или дощечку, а то и настоящим металлическим изером или билом (колотушкой). Важно при этом не перестараться, не переусердствовать.

Самые уязвимые места плетеных изделий-это ручки и донышки. Чтобы продлить срок их службы, рекомендуем использовать следующие "хитрости":

1. При плетении донышка старайтесь его сделать выпуклым внутрь изделия, чтобы корзина, например, не терлась о землю или пол всей поверхностью дна. По краю донышка можно приплести в виде выступающего ободка загибку в три или четыре пары прутьев, что увеличит срок службы корзины.

2. Чтобы ручка хозяйственной корзины, сплетенной с донышка, не изнашивалась раньше самой корзины и не расшатывалась, советуем при постановке стояков к донышку в том месте, где будет ручка, поставить с противоположных сторон донышка сдвоенные стояки из длинных прутьев. Длина их должна быть такой, чтобы ее хватило после изготовления боковой стенки корзины для обвивки основы ручки и заделки концов прутьев в плетение противоположного борта. Концы спаренных стояков в изготовлении загибки уже не участвуют, а для этого справа от них вставляют заменяющие их дополнительные прутья и клинья. После завершения плетения загибки стенки корзины вставленные в нее клинья удаляют, а на их место подставляют прутья для обвивки основы ручки. Такой способ изготовления донышка и оплетки ручки обеспечивает ее прочное и долговечное прикрепление к корзине, а значит, и долгую эксплуатацию всей корзины. На фотоснимке вы видите фрагмент соединения ручки с корзиной красивой декоративной розеткой "Звездочка". При изготовлении продолговатых овальных корзин стремитесь начинать и заканчивать плетение веревочки в два-три или четыре прута в торцевых сторонах корзины и обязательно чередуйте начало и окончание веревочек по этим сторонам вершинными концами заплетаемых прутьев.

Костромские умельцы всегда отличались своими работами по плетению из бересты , лозы, ивы, «бряда». Каждому в своей жизни приходится сталкиваться с предметами домашнего обихода, сделанными из природных материалов. А как удивительны превращения «бряда» в изящную корзиночку для цветов, ягод; в карету для своего любимого младенца в руках нашего умельца Виноградова Сергея Николаевича.


  1. Вступительное слово Виноградова С.Н. «И для души и заработок неплохой…)

  2. Экскурсия в мастерскую, показ плетения корзины.

  3. Практическое занятие «Плетение панно для фотографии»

Итог занятия: участники мастер-класса могут приобрести изделия Виноградова С.Н.
Подворье индивидуального предпринимателя Степанова Сергея Васильевича.

  1. Катание валенок -- это одно из основных старинных ремесел . (экскурсовод Ершов Сергей)

Катание валенок -- это одно из основных старинных ремесел у крестьян, не зря с валенок начинались и заканчивались бесчисленные частушки и песни.

Обычно катальщик обосновывался в какой-нибудь просторной крестьянской избе, валял обувь сначала на семью, а затем на других заказчиков.

Работа начинались с битья овечьей шерсти (зимней). Сначала раздергивали соски шерсти, очищая ее от репьев и грязи. Затем кожаной струной, натянутой на специальное устройство, подвешенное на стене, так называемый улук, взбивали шерсть. Струна улука делалась из овечьих кишок немолодых овец. По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой-крючком (битком). Струна, вибрируя, разбивала в пух овечью шерсть. Отсюда и пошло выражение «разбить в пух и прах».

Позади улука подвешивали решетку или бредичную рыболовную сетку, чтобы шерсть катилась на лавку. Взбитую шерсть раскладывали на столе в виде буквы «Т», на нее клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер будущего валенка. Затем складывали букву «Т» по оси и легонько, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой ниткой. Получалось некоторое подобие валенка.

Заготовку пересыпали ржаной мукой, помещали в большой ведерный чугун и кипятили. Потом вынимали прокладку, заменяя ее деревянной колодкой. Лишь после этого начиналось валяние валенка. Мастер катал валенок вальком, его шлепали, били, колотили, гладили по специальной скамейке с ребристой поверхностью и с небольшим наклоном. И чем сильнее били и катали, тем больше валенок садился на колодку, становясь все меньше и меньше. В голенища вставляли распорки, придавая изделию форму валенка. Готовые валенки красили и сушили.

Основное достоинство валенок -- прочность, тепло, мягкость и небольшое количество использованной шерсти. На мужские валенки с длинными голенищами тратилось 5-6 фунтов шерсти (2-2,5 килограмма), на подростковые и женские -- 1,5-3 фунта (600-1200 гр.) На детские уходило полфунта (200 гр.).

У нас в поселке есть искусный мастер по «валянию» валенок. Это Степанов Сергей Васильевич – выпускник нашей школы. Изготовление хороших валенок это и тяжелый труд и великое искусство. Чтобы валенки получились мягкими, теплыми надо вложить в них свою душу, умение, мастерство. А этими навыками Сергей Васильевич владеет в совершенстве.


  1. Вступительное слово Степанова С.В. о своем ремесле «катания» валенок.

  2. Экскурсия в мастерскую с целью знакомства с инструментами, оборудованием и процессом изготовления валенок.

  3. Конкурсная программа «Валенки, валенки не подшиты стареньки…» (организатор Генце Наталья).

Итог занятия: участники мастер-класса могут приобрести изделия Степанова С.В.
6. Выставка картин местных художников: Козырева В.А, Генце В.Г. (Экскурсовод Соловьева Анастасия)
Неброские, но удивительно мягкие, милые сердцу костромские пейзажи с голубыми далями лесов, с извивающимися тихоструйными речками, небольшими селами привлекают местных художников.

Весенним ясным днем, морозным утром или золотой осенью местные художники настраиваются на лирические пейзажи и их задумки ложатся при помощи удивительных, разнообразных красок на полотна Генце В.Г, Козырева В.А…


5. Экскурсия по музею А.А. Григорова «История дворянского рода Григоровых» (экскурсовод Осокина Анастасия)
Семья Григоровых была старая, дворянская, незнатная и небогатая, но имевшая древнюю родословную – «столбовая» дворянская семья. По сведениям энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, первым известным лицом был некий Григор, женившийся в Новгороде в середине XIV века. Его сыном был Захар Григорьевич Григоров, по прозвищу «Заря». Сын последнего, боярин новгородский Иван Захарович, известен в XVвеке.

Один из Григоровых, Захар, во время великого княжения Ивана III был в составе депутации, посланной новгородцами к великому князю с просьбой о сложения гнева на Новгород. Это было 1 декабря 1475 года. Во время новгородского мятежа Григоров Захар был убит вместе со своим братом Кузьмой в мае 1477 года. В 1495 году новгородские бояре Иван Иванович и Василий Иванович Григоровы были переселены из пределов Новгородской земли в пределы Московского Великого княжества. Их потомки – братья Федор и Воин Григоровы – находились в войске Ивана Грозного во время завоевания Казанского ханства. Оба эти Григоровы были убиты при штурме Казани 1 октября 1552 года. Их имена были записаны для вечного поминовения в Синодик Московского Кремлевского Успенского собора.

Есть упоминание, что третий брат Федора и Воина – Елистрат - со своей матерью Авдотьей, урожденной Кафтыревой на помин души отца своего (имя его не указано) и убиенных на брани братьев Федора и Воина сделал 1554 году вклад в Монастырь Святого Геннадия в Костромской губернии. Вообще, на протяжении XVI, XVII, XVIII веков род Григоровых имел поместья в пределах бывшей Костромской губернии.

Хранящаяся в Тульском архиве родословная Григоровых начинается с Федота, сына Елистратова, упоминаемого в качестве владельца имения в 1624 году. Дата его смерти – 1644 год. Его сын Степан в 1635 году называется в числе боярских детей; внук Василий в 1700 году числился как городовой дворянин города Рязани. Гавриила Григоров служил поручиком Черниговского полка. Его жену звали Устинья Панфиловна. Гавриила Григоров участвовал в походе на турок русских войск под командованием фельдмаршала Миниха в 1739 году. Его сын Василий в 1767 году был произведен в чин подпоручика. Гавриила Григоров и все его потомство были дворянами Тульской губернии, там владели поместьями и служили по выборам. Двоюродный брат Гаврилы Григорова – Николай Сергеевич – был секретарем Тульской дворянской думы в 1788-1794 годах. Сын Василия Гавриила, Петр, служил судьей в Алексинском уезде. Другой сын Василия Гавриловича, Николай, был предводителем дворянства.

Строгий отец Марии Александровны не дал своего согласия на брак, считая А.Н.Григорова незнатным, бедным дворянином, и, как это было нередко в те годы, выдал свою дочь замуж за некоего Овцына- тоже знатного и богатого костромского Дворянина, ведущего свой род от удельных Муромским князей. Этот брак был недолгим. Овцын через год с небольшим умер «от излишества» , и Мария Александровна осталось молодой и богатой вдовой. Теперь уже грозный отец никак не мог ей, свободной вдове, помешать снова выйти замуж за кого она хочет. По прошествии положенного времени Мария Александровна вышла замуж за Александра Николаевича Григорова. Это было в 1825 году. Брак был счастливый, но, увы, недолгий. В 1834 году Мария Александровна умерла от родов при появлении на свет моего деда Митрофана Александровича. Александр Николаевич остался вдовцом, с тремя мальчиками и девочкой, живя обычной для этого времени жизнью рядового дворянина помещика- то в своей деревне, то губернском городе. Старшего сына, Ивана Александровича (1826-1892) , отдали учиться в Ярославский Демидовский лицей, других сыновей- Кронида Александровича(1830-1856) и Митрофана Александровича ( 1834-1894) моего деда – в Нижегородскую гимназию, а дочь Людмилу Александровну воспитывали дома. 1848 году умер отец Александра Николаевича -Николай Васильевич, оставив по завещанию своим детям все земли. Александру Николаевичу досталась усадьба Старое Покровское, куда он и перебрался на жительство из усадьбы Александровское- Пеньки где к этому времени господский дом пришел уже в ветхость.

В середине 40-х годов Александр Николаевич познакомился в Костроме с Александрой Васильевной Голубковой, сестрой Платона Васильевича Голубкова, миллионера и золотопромышленника. П.В.Голубков умер бездетным и все его состояние перешло к сестрам- Александре Васильевне и Ольге Васильевне – и приемному сыну, вскоре, также умершему. Сестры Голубковы вышли замуж: Александра Васильевна за А.Н.Григорова, которому было в это время уже около 47 лет, а Ольга Васильевна за некого Рымшина. Александра Васильевна принесла своему мужу Александру Николаевичу Григорову богатое приданое, включая Мерлинские прииски в золотой Енисейской тайге Красноярского края. И бедный до того времени дворянин вдруг стал одним из богатейших помещиков Костромской области. Женившись на Александре Васильевне, Александр Николаевич стал большей частью проживать в Костроме, причем немалое количество денег он обратил на различные благотворительные цели: помощь в восстановлении после пожара 1847 года Богоявленского монастыря, восстановлении после пожара 1947 года городского театра, а главное- постройка здания женской гимназии( ныне одного из зданий Костромского педагогического университета). Это принесло ему большую известность, он был награжден орденом Святого Владимира 4-ой и 3-ей степеней и чином действительного статского советника.

Дед А.А. Григорова, Митрофан Александрович, окончив Нижегородскую гимназию, служил в Гренадерском Перловском полку, дослужился до чина поручика и вышел в отставку перед своей женитьбой. Женился он в 1859 году на своей троюродной сестре Анне Николаевне Соймоновой. Анна Николаевна была маленькой девочкой увезена из родного дома в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в Петербург, в Смольный институт. Отец ее, Николай Иванович Соймонов, имел чин поручика. Мать Анны Николаевны Елизавета Сергеевна, урожденная Вышеславцева- сестра писателя, путешественника, врача и общественного деятеля. Бабушка, Анна Николаевна, получила отличное образование (окончила Смольный институт с шифром), имела богатейшую память, и в детстве я слышал от нее очень много рассказов о старых годах. Она помнила далекое крепостное право лично,

Николай Васильевич Григоров имел чин подпоручика, был женат на Анастасии Афанасьевне Соймоновой. В 1812 году Н.В.Григоров назначен начальником Тульского ополчения. В виду опасности от приближающихся летом 1812 года к Москве и Туле войск Наполеона, Н.В.Григоров перевез все свое семейство из Тульской губернии в Костромскую, и после войны остался в ней. Поэтому дальнейшая судьба фамилии Григоровых связана сначала XIX века с Костромским краем. Следует сказать о тои, откуда на Костромщине взялись земли, принадлежащие Григоровым. Как было сказано выше, еще в XVI,XVII,XVIII веках некоторые из Григоровых получали поместья в Костромской губернии. Так, Андрей Васильевич Григоров в 1693 году упоминается как владевший крепостными. Василий Степанович Григоров отец Гаврилы, имел поместья в Чухломской и Кадыйской осадах в 1701,1711 годах. Что из этих земель осталось в руках Григоровых к началу XIX века, не известно, но во многих местах костромского края сохранились селения под названием Григорово. Одно из сел в Кадыйском районе явно имеет связь с фамилией Григоровых, так как в документах о постройке храма в селе Гладельцы, Григорове в начале XIX века упоминается о том, что средства на постройку храма давали местные владельцы, господа Григоровы. Кроме того, Н.В.Григоров , женившийся в 90-ых годах XVIII века на А.А.Соймоновой, получил в приданное в Кадыйской округе несколько деревень в Спас-Заборском приходе . Начиная с петровских времен и до самой революции 1917-го года, ни один из Григоровых не поднимался по службе выше чина поручика. Поэтому у их не было ни богатства ни связей. Это была самая рядовая дворянская семья, гордившаяся только тем, что все Григоровы честно служили (хотя и на малых должностях) русским князьям и царям, ни один из их не запятнал своего имени какими- либо бесчестными поступками.

Помимо того, после женитьбы Н.В Григорова на А.А Соймоновой, их дальнейшие потомки утешали свою гордость родством с русскими царями ( через мать Петра 1), хотя сами цари вряд ли слышали что – нибудь о таких родственниках. После войны 1812 года подпоручик Н.В. Григоров с семьей остался на постоянном жительстве в Костромских краях, где и умер в 1848 году. Свои владения он разделил между детьми: тульские земли почти все отошли ко второму сыну Николаю Николаевичу, а костромские, расположенные в Макарьевском и Кинешемском уездах,- остальным сыновьям: старшему Александру и младшим- Ивану, Сергею и дочери Марии. Александр Николаевич Григоров (1800-1870) был прадедом А.А Григорова.

Митрофан Александрович – дед А.А. Григорова.1860-е гг.

В молодости Александр Николаевич служил в 23 артиллерийской бригаде. Но уже в 1823 году вышел он в отставку в чине поручика, служил по выборам от дворянства капитаном- исправником, а большей частью жил в своей усадьбе »Александровское - Пеньки» или в городе Костроме, где у его был свой дом. В молодые годы Александр Николаевич влюбился в дочь костромского крупного чиновника и родовитого дворянина, представителя из старейших родов Костромской губернии А. Полозова- Марию. Но, хотя Александр Николаевич и пользовался взаимностью, не раз видела Николая, обожала его,к ак и все институтки.

Дед А.А.Григорова, Митрофан Александрович, был завидным женихом, так как отец его обладал золотыми приисками. Ещё при жизни он выделил своему сыну-деду Григорова ко времени его женитьбы землю, усадьбу и деревню. Сперва дед с бабушкой жили в Костроме, но как только началась крестьянская реформа, они переехали в деревню, поселились в усадьбе Старое Покровское, в освобождении крестьян, был избран мировым посредником, пользовался любовью и доверием местного крестьянского населения и даже возбудил против себя большое неудовольствие со стороны группы помещиков, обвинявших деда в том, что он ставит интересы крестьян выше интересов дворян. Затем дед был избран мировым судьей, и далее – почетным мировым судьей в чине надворного советника. Имя хорошие средства, дед с бабушкой вскоре после переезда в деревню решили построить себе усадьбу. Бабушка, очень умная образованная женщина, сама составила проект дома, выбрала для него причудливый мавританский стиль, подыскала живописное место для постройки - и дело пошло. Выбранное для усадьбы красивое место вне пределов собственных земель деда и бабушки ( известное в то время под названием «Осиное гнездо» и принадлежащее помещице Савельевой, никогда сроду на своих землях не бывавшей и не видавшей их) было куплено не дорого и вот на самом краю вновь образованной Троицкой волости, в 6 верстах от приходской церкви Спас-Заборье, на крутом берегу реки Медлозы в 1870 году возникла новая усадьба под именем «Александровское»,названная так в честь прадеда, на чьи деньги была сделана эта постройка.

Отец А.А.Григорова Александр Митрофанович - окончил в Москве лицей цесаревича Николая (Катковский лицей),затем учился в Горном институте, но бросил его, поступил в Алексеевское военное училище и по окончанию вышел под поручиком в Лейб - Гвардии С.-Петербургский полк, стоявший в городе Варшаве. Учился отец отлично, окончил лицей с золотой медалью, а военное училище первым, почему и был выпущен в Гвардию. После смерти своего отца в 1895годуотец вышел в запас, принялся за хозяйство в Александровском и в то же время активно участвовал в общественной жизни.


6. Концерт «Люблю тебя мой край родной»

(в программе концерта авторские стихи и песни Руфовой Т.И., Кудрявцевой В.И, Генце В.В., Киселева Данилы)


7.Заключительное слово.(руководитель проекта Смирнов Сергей)

Судьба народного творчества в руках будущих поколений. И как важно сегодня не забыть, не искоренить в памяти то, что жило на Руси всегда, а возродить и представить будущим поколениям в обновленных вариантах.



Наша экскурсия подошла к концу.

На память дарим Вам буклеты о местах, которые Вы посетили.

Список используемой литературы:
1. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы. //Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998.

2. Миндовский Л.П. Воспоминания. (Усадьба Миндово). //Русская усадьба. Вып.6 (22). М.: Жираф, 2000.

3. Наше наследие, 1998. № 46.

4.Клеймёнов С. Ф. " Плетение из ивового прута "М.: Народное творчество, 2005. …

5.Е. Донец, П. Рачков Плетение из лозы и лыка. М., Изд."РАНКО-пресс",1993 г.

6. Бертран Э. "Уход за пасекою" (календарь пчеловода). 1914 г.

Перевод с французского под редакцией Г. КандратьеваФайл PDF в архиве 3804

7. Геттерт Л. "Энциклопедия пчеловодства" 2004 г.Перевод с немецкого М. БеляеваФайл PDF в архиве 1922 кб



8.Творческие работы учащихся МОУ Александровской СОШ.


страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018