zaeto.ru

«Наречие»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Урок-семинар по теме «Наречие».

Вопросы и список литературы к семинару даются за 7 – 10 дней до его проведения.


Вопросы к учащимся.
1 группа.

1. Какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие? С какими частями речи и в чем оно сходно? Чем отличается от этих частей речи? Каков секрет его названия? Изменяются ли наречия?

Учебник русского языка. 7 класс.

Русская грамматика. – М., 1980. – T.I. - §976 – 1031.

Шанский Н.М., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 329.

Русский язык: Энциклопедия. – М., 1976.

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1967. – Ч. 2. – С. 130 – 132.

Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1971. – С. 64.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. – С. 138 – 139.

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988. – С. 86
2 группа.

1. Как образуются наречия?

Учебник. §43,46,47,48.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 1989.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976

2. Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему? Сколько орфограмм связано с правописанием наречий? Какие? Составьте таблицу орфограмм.


3 группа.

1. Какова этимология наречий: дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь и др.?

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.
4 группа.

1. Найти фразеологизмы, синонимичные наречиям, занимательные задания с наречиями.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.
Практические задания.
4 группа.

1. Какое место занимают наречия в нашей ежедневной речи? (Записать на магнитофонную ленту ответы учащихся на уроках истории, литературы, лекцию учителя на уроке, проанализировать записанный текст)


3 группа.

1. Проанализировать все упражнения учебника по теме §50, с. 106 – 107. Какие упражнения вы считаете более важными, какие порекомендовали бы для домашнего задания? На какие орфограммы и знаки препинания в предложениях следует обратить внимание?


2 группа.

1. Как пользуются наречиями поэты и писатели, авторы статей в учебниках, в газетах, журналах?


1 группа.

1. Посмотреть сочинения свои и товарищей, изложения с описанием действия, найти в них наречия, отметить, удачно ли их употребление в сочинении.


Ход семинара.

1. Цель: обобщение и расширение знаний о наречии как части речи и правилах правописания наречий.

- Какой литературой пользовались, готовясь к семинару?

- Обратите внимание на выставку книг.

- Много ли в этих книгах материала о наречиях в сравнении, например, с именем существительным?

Вывод: о наречиях написано гораздо меньше, чем о существительных и прилагательных.

- С чем это связано? Как объяснить?

1) У наречия нет такого количества грамматических признаков, как у существительного.

2) Главный грамматический признак наречия – неизменяемость.

3) В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные написания.

В.Виноградов (академик-ученый-лингвист) писал о том, что некоторые ученые «подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи», что «орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределенности этой категории».

- Что такое наречие?

- Какая часть речи очень схожа с наречием? (Категория состояния).

- В чем сходство наречия с деепричастием? (Общий смысловой вопрос, неизменность).

- В чем сходство наречия с прилагательным? (Грамматическое значение (признак признака), но наречие не изменяется, как прилагательное, по родам, числам и падежам).

- Как отличить краткое прилагательное среднего рода от наречия на -о, -е?

-Что значит само слово «наречие»? (Рассказ о происхождении)


2. – Какие способы образования наречий вы знаете? (2 группа)

- Как влияет на правописание наречий ¬ ? (досытасытый; по-зимнему – зимний; во-первых – первый).

- Почему мы пишем слово «дословно» с буквой «о»? досуха - а -? досрочно – о -? (Образовано от приставки слова дословный).

- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали об этимологии некоторых наречий? (3 группа)

- Откуда вы узнали эти сведения? («Этимологический словарь». Н.М.Шанского, В.В.Иванова)

- Запишите эти наречия в свои листочки.

- С какими видами орфограмм мы познакомились, изучая наречия?

- Какие орфограммы считаете наиболее трудными?

(Устно объяснить написание)

Проанализировали упражнения в учебнике. Выши выводы!


3. Только ли орфографические ошибки возможны в употреблении наречий? (слайд «Прочитай правильно», «Исправь речевые ошибки»)
Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В шестом.

- А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.

- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?
4. – Что значит в пух и прах?

- Какие еще фразеологизмы с наречиями вы нашли. Или фразеологизмы, синонимичные наречиям.

- Замените наречие фразеологизмом:

Сильно (краснеть) – до корней волос;

Крепко (спит) – как убитый;

Быстро (скакать) – во весь опор;

Быстро (бежать) – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

Громко (кричать) – во все горло, во всю Ивановскую;

Хорошо (знать) – как свои пять пальцев;

Тесно – яблоку негде упасть;

Темно – хоть глаз выколи;

Мало – кот наплакал;

Рано – чуть свет, ни свет ни заря;

Близко – рукой подать;

Плохо – из рук вон, никуда не годится.

3 слайд «Замени фразеологизмы наречиями»
5. Сообщения учащимся о роли наречий в художественных произведениях.

- магнитофонная запись.
6. Проверим словарный запас наречий.

Картина А.Дейнеки «Оборона Севастополя».

Рассказ о картине и её авторе.

- Какое впечатление производит картина.

- Записать как можно больше наречий, необходимых для более точного и эмоционального описания изображенного на картине.

(Смело, мужественно, отчаянно, самоотверженно, стойко, безудержно, рьяно, бессмысленно, ожесточенно, страшно, безбоязненно, открыто, упорно).



Домашнее задание: написать мини-сочинение.
7. Слово экспертной группе

Итог семинара.

- Чьи выступления показались наиболее интересными, чьи самыми важными?



- Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?
Домашнее задание: По желанию учащиеся выполняют или упражнение____ или ___; готовятся к итоговому диктанту по теме «Наречие».
страница 1


Смотрите также:
«Наречие»
45.91kb. 1 стр.





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019