zaeto.ru

Основная образовательная программа начального общего образования

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3






Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №3»

г. Мензелинска РТ

Ахметшин Т.Ф.

«_________»_____________2012 г.



Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ «СОШ №3»

г. Мензелинска РТ

(ФГОС 2004)

на 2012- 2013, 2013-2014 учебные годы.

1. Пояснительная записка

 

 



1.1 Нормативно-правовая база образовательной программы


Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №3» разработана на основе Конституции Российской Федерации,  Закона  Российской Федерации  «Об  образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями), Типового  положения  об  общеобразовательном  учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196 (с последующими изменениями), иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года.

 

1.2 Основные задачи  образовательного процесса

 

Основные задачи  образовательного процесса:



- обеспечение адекватной мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру;

- адаптация  обучающихся  к жизни в обществе;

- социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

-  воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- формирование духовно-нравственной личности;

- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Задачами начального общего образования являются становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

1.3 Принципы реализации образовательной программы

Образовательная программа является сугубо индивидуальной, учитывает  потребности обучающихся, их родителей, общественности, социума. Программа опирается на научные принципы ее построения:

- принцип гуманизации – т.е. основной смысл педагогического процесса, это развитие ребенка. Мера этого развития выступает как мера качества труда учителя  и школы в целом;

- принцип демократизации – выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов;

- принцип дифференциации  и индивидуализации обучения - обеспечение развития ребенка в соответствии со своими склонностями, интересами, возможностями;

- развивающий характер - реализуется через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития;

- непрерывность образования – связь всех ступеней образования;

- управляемость – предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга;

- социокультурный системный подход к образованию.

Такой подход позволяет сохранить единое образовательное пространство и тем самым защитить школьников,  и создает условия для непрерывности образования.

 

1.4. Виды образовательных программ (ФГОС 2004 ), реализуемых в школе

МБОУ «СОШ «3» на первой ступени:

 

Ступени образования

Виды ОП

Формы освоения ОП

I ступень 3 - 4 кл.

Общеобразовательная программа начального общего образования

Очная

 

Содержательное наполнение образовательных программ может корректироваться в соответствии с новым социальным заказом. Эти изменения  находят отражение в учебных планах школы на год, разрабатываемых на основе данной образовательной программы, а также в ежегодно утверждаемом перечне программ и учебников по ступеням и классам обучения.


1.5. Специфика МБОУ «СОШ №3»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Мензелинска Республики Татарстан основана в 1971 году. Здание школы расположено в посёлке Изыскателей, в северо-западной части города Мензелинска. Территория школы находится по адресу: 423700, РТ, г. Мензелинск, ул. Изыскателей д.2/14.

Транспортные условия около территории школы соответствуют предъявляемым требованиям: дороги заасфальтированы, имеются соответствующие дорожные знаки, пешеходный переход и пешеходная дорожка. Недалеко от школы есть автобусная остановка.

Школьная территория огорожена металлическим забором. Имеется земельный пришкольный участок площадью 0,4 га для садово-огородных работ; спортивный стадион с баскетбольной, волейбольной площадкой и полосой препятствий, малый спортзал и теплица.

На территории школы так же имеется хозяйственная зона, на которой расположены: хозяйственный склад, гараж, котельная, специально оборудованная площадка для сбора сухих бытовых отходов.

Школьное здание соответствует предъявляемым требованиям, о чем свидетельствуют заключения санитарно-эпидемиологической и государственной противопожарной служб.

Здание школы типовое, трехэтажное, кирпичное, обшито сайдингом.

Для обеспечения безопасности в школе ведется круглосуточная охрана здания школы, имеется кнопка экстренного вызова милиции. По противопожарной безопасности школа оснащена средствами тушения возгораний, системой пожарной сигнализации, разработаны планы эвакуации, соответствующая документация и инструкции учащимся и персоналу на случай пожара. В школе создан штаб ГОЧС, на который возложены вопросы эвакуации учащихся и персонала в случаях ЧС природного, техногенного или социального характера, попыток захвата школы террористами.

С учащимися по вопросам безопасности проводятся классные часы, инструктажи, разборы практических ситуаций на уроках ОБЖ. Каждую четверть проводятся учебно-тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников из зданий школы.

Общая площадь школьного здания – 3326,4 кв.м., из них: на учебно-лабораторные помещения приходится 2693,04 кв.м. Расчётные площади на каждого обучающегося соответствуют СанПИН.

В школе оборудовано 27 учебных кабинетов, спортивные залы, актовый зал, класс хореографии, медпункт, столовая, библиотека, которые соответствуют санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Проектная наполняемость школы – 640 учащихся. Ожидаемый численный состав обучающихся на 2012-2013 учебный год – 450 человек.

С 2010 года численность детей дошкольного возраста, проживающих в микрорайоне школы, превышает предыдущие годы, что дает благоприятный прогноз по наполняемости школы обучающимися до проектного уровня в следующих учебных годах. Рост жилищного строительства в микрорайоне также способствует увеличению ученического контингента школы.

Структура классов школы не однородна. В младшем и среднем звеньях соотношение детей по полу, возрасту и национальности практически одинаково. Девочек и мальчиков примерно одинаковое количество. По национальности классы многонациональны, с доминированием русских и татар. Есть дети других национальностей. В классах доминируют дети одного года рождения.

Число групп и количество обучающихся в классах при изучении иностранных языков отличается по группам. Предпочтение отдается изучению английского языка. Изучающих немецкий язык на треть меньше.

Структура обучающихся на уроках татарского языка и литературы так же неодинакова. Русские группы многочисленны. Кроме русских в них обучаются дети других национальностей, в том числе и татары из смешенных браков. Татарские группы малочисленны.

Структура детских объединений неоднородна и зависит от специфики занятости детей в них (спортивные секции, хоровые студии, кружок вязания и т.д.)

Сохранность контингента обучающихся – одно из направлений работы школы. С целью профилактики безнадзорности и контроля за посещаемостью обучающихся, в школе функционирует Совет по профилактике.



2. Образовательная программа начального общего образования

 

2.1 Целевое назначение


Цель ОП – определение условий, способствующих достижению обучающимся избранного уровня образованности в соответствии с его потребностями и возможностями.

ОП выступает как средство удовлетворения потребностей:

- обучающегося, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом плане ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст.8  «Конвенции о правах ребенка»;

- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в ст. 3   «Конвенции о правах ребенка»;

- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, ОП предоставляет учителю право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

- школы, поскольку ОП дает ей право на собственный имидж, т.е. право иметь свою неповторимость;

- общества вообще, что соответствует ст. 6 «Конвенции о правах ребенка»: «… государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества».

Образовательная программа начального общего образования призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

ОП позволяет реализовать базовый уровень начального общего образования.

 

2.2.Требования к результатам освоения содержания предметных программ

По итогам изучения учебных курсов начального образования выпускники должны:



«Русский язык и литературное чтение»

Называть: изученные части речи и значимые части слова.

Приводить примеры: многозначности слова, однородных членов предложения, простого двусоставного предложения, синонимов и антонимов.

Находить: подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены предложения.

Различать:

  • буквы и звуки; гласные и согласные, гласные ударные и безударные; согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение; предлог; корень, приставку, суффикс, окончание; слова, близкие по смыслу и однокоренные.

Определять количество слогов в слове; ударные и неударные слоги..

Использовать при письме прописную букву в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятую между однородными членами.

Кратко характеризовать:

  • синтаксическую роль (назначение) изученных частей речи в предложении,

  • виды предложения по цели высказывания и интонации,

  • тексты описательные, повествовательные, речь устную и письменную, диалог и монолог.

Применять правила написания удвоенных согласных; безударных гласных, проверяемых ударением (в корне слова).

Списывать и писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст в 75–80 слов на ограниченном орфографическом поле с изученными орфограммами и пунктограммами (непроизносимые согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; безударные гласные, непроверяемые ударением; ь после шипящих на конце имен существительных и в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, не с глаголами.

Применять алфавит в работе со словарями и каталогом.

Составлять небольшие тексты описательного и повествовательного характера.

Читать по ролям (инсценировать) небольшие литературные произведения.

Подбирать рифмованные слова.

Находить ошибки в письменной самостоятельной работе (диктантах, изложениях и пр.) и устанавливать их причины.

Использовать справочную литературу для самоконтроля.

Читать: Осознанно. Правильно. Целыми словами вслух не менее 75–80 слов в минуту и про себя не мене 95 слов в минуту; выразительно стихотворения, небольшие тексты (заранее подготовленные), используя выразительные средства (интонации, темп, паузы).

Приводить примеры: произведений фольклора; произведений определенной тематики (о природе, о детях и др.) и их авторов; произведений разных жанров.

Делить текст на связные логические части.

Различать и сравнивать: произведения фольклора (малые формы, сказки); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Кратко характеризовать: главную мысль произведения; тему и примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (иллюстрации, оглавление).

Определять на слух жанр произведения. Устанавливать последовательность событий знакомого произведения по перепутанным иллюстрациям. Пересказывать произведение по плану.

Характеризовать: средства художественной выразительности в тексте – эпитеты. Сравнения; в стихах – звукозапись, рифму.

Составлять: небольшую аннотацию к прочитанному произведению; рассказ о прочитанном (например, «Моя любимая книга»).

«Математика»

Различать:

  • знаки арифметических действий (+, –, х,:) и знаки отношений (=,>,<,) использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», «произведение», «частное», называть компоненты действий;

  • геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (в том числе и прямоугольник), пятиугольник, круг.

Применять результаты табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления при вычислениях. Производить устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100.

Складывать и вычитать письменно трех-, четырехзначные числа. Решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия; требующие нахождения числа, которое на несколько единиц (в несколько раз) больше (меньше) данного.

Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины. Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.

Сравнивать: элементы пересекающихся на плоскости фигур; результаты своей деятельности с условием задачи (задания); процесс решения задачи с заданным алгоритмом.

Умножать (письменно) двух-, трехзначные числа на однозначное и двузначное, делить на однозначное и на двузначное.

Применять правила нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); единицы длины (мм, см, дм, м, км).

Читать и записывать натуральные числа в пределах миллиона в десятичной системе счисления. Находить значение числового выражения (в том числе выражения со скобками), содержащего два-три арифметических действия.

Устанавливать связи и зависимости:

  • между величинами (скоростью, временем и длиной пути) при равномерном прямолинейном движении;

  • между ценой, количеством и стоимостью товара.

  • последовательность действий при решении арифметической задачи (алгоритм).

Решать несложные составные (в два-три действия) арифметические задачи, являющиеся комбинацией простых задач.

Вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата). Строить геометрические фигуры с помощью инструментов, делить геометрические фигуры на составляющие части.

Кратко характеризовать:

  • свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

  • значение числовых выражений. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них;

  • единицы массы, вместимости, времени.

Проверять правильность вычислений. Сравнивать результаты своей деятельности с эталоном (образцом, правилом). Находить ошибки в решении задачи (примера), устанавливать и устранять их причину.

«Окружающий мир»

Называть:

  • основной закон страны; народы, населяющие Россию; столицу и крупные города России;

  • основные свойства воды, воздуха;

  • условия, необходимые для жизни растений и животных; для нормальной жизнедеятельности человека;

Приводить примеры:

  • природных тел, веществ, природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования;

  • растений и животных; исторических и культурных памятников страны; достопримечательностей родного края.

Рассказывать: о значении Солнца для жизни на Земле; о сезонных изменениях в природе; об основных системах органов человека, их значении; о воздействии человека на природу и мерах по ее охране; об основных условиях роста и развития человека; о правилах гигиены и здорового образа жизни.

Устанавливать связи и зависимости: между телами и явлениями природы; условиями жизни (средой обитания) и внешним видом растения и животного; между поведением человека в природе и ее состоянием.

Составлять и рассказывать план наблюдения за объектом и явлением окружающего мира. Характеризовать объект природы, социальной жизни, отмечая существенные признаки; отдельные наиболее важные события из истории России.

Определять стороны горизонта по компасу и солнцу. Ориентироваться по глобусу (показывать материки и океаны, основные формы поверхности суши, водоемы).

Читать карту, находить географические объекты (реки, моря, города) и отдельные исторические объекты (памятники культуры, места сражений).

Основы религиозных культур и светской этики.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Учебный курс ОРКСЭ согласно приказу Минобрнауки России изучается в 4-м классе в объеме 34 часов. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", который изучается в начальной школе. Поэтому подходы к оценке качества достигнутых школьником результатов обучения по комплексному предмету ОРКСЭ являются едиными с предметом «Окружающий мир».

Общая характеристика учебного курса



Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:


  • Общая историческая судьба народов России;

  • Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:



  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.



Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.



Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:



знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;

слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.
 

«Технология (труд)»

В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться


  • понимать взаимосвязь предметного мира с миром природы: первичность мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей; заимствование человеком природных образов и при создании предметного мира;

  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром;

  • изучать конструкции и образы объектов природы и использовать их при конструировании объектов предметного мира

  • понимать коммуникативный смысл предметов: что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и смыслом;

  • понимать основные правила дизайна и учитывать их в конструировании вещей; изготавливать предметы декоративно-прикладного назначения с учетом основных правил дизайна (единство функциональных, конструктивных и декоративных качеств в изделиях; единство предмета и среды, стилевая гармония)



  • понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

  • учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

Выполнять:

  • приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений

  • приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

  • графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

Добывать необходимую информацию (устную и графическую).

Анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

определять основные конструктивные особенности изделий;

подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

соблюдать общие требования дизайна изделий;

планировать предстоящую практическую деятельность;

осуществлять самоконтроль;

анализировать несложные конструкции образцов и находить адекватные способы работы по их воспроизведению;

устанавливать логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить оптимальные способы работы по ее созданию;

переконструировать и доконструировать изделие (вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия) в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования изделия;

читать простейшие чертежи и эскизы;

изготавливать изделия с опорой на них;

изготавливать изделия по инструкционной карте;

использовать элементы бионики в конструировании изделий;

учитывать, что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть стилизованы, т.е. переработаны и изменены в соответствии с новой функцией для эстетичного и гармоничного восприятия предмета;



элементарным основам проектной деятельности: создавать образ по предложенной теме, при реализации замысла использовать полученные знания и практические умения, подбирать материалы, конструкцию; технологию изготовления, при необходимости корректировать конструкцию и технологию изготовления изделия.

«Искусство (музыка, ИЗО)»

Различать:

  • рисунок, живопись, лепку, художественное конструирование, декоративно-прикладные работы;

  • цвета основные, теплые, холодные, цветовой контраст;

  • на слух простейшие музыкальные жанры (песни, танец, марш);

  • характер интонаций в музыке; разговорную и музыкальную речь.

Приводить примеры: произведений архитектуры; произведений выдающихся художников России, известных народных промыслов; выдающихся композиторов и их произведений; выдающихся исполнителей; композиторов, фольклорных коллективов, центров музыкальной культуры родного края.

Кратко характеризовать значение искусства в жизни человека:

  • средства художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи, предмета (цвет, ритм, силуэт, композиция);

  • понятия «композитор», «исполнитель»;

  • содержание, характер, настроение, особенности средств выразительности несложных фрагментов из произведений русских композиторов-классиков, выявляя сходство и различия.

Сравнивать: знакомые музыкальные сочинения русских и зарубежных композиторов; произведения разных художников одного жанра.

Определять:

  • на слух состав исполнителей музыкального произведения;

  • на слух характер музыкального произведения;

  • по главным отличительным признакам (колорит, форма, орнамент, традиционная технология) предмет (вещь) традиционного народного промысла.

Владеть:

  • приемами использования цвета, тона, линии, пространства при создании рисунков на различные темы;

  • основными певческими навыками, учитывать при исполнении дирижерские жесты учителя; петь народные песни русского или другого народа, классические и современные песни.

Создавать:

  • творческие композиции (использовать всю плоскость листа бумаги, выражать в рисунке смысловые связи между объектами, определять сюжет);

  • по собственному замыслу ритмический аккомпанемент к песне-пляске;

  • танцевальные, музыкально-ритмические движения для народной плясовой, для передачи простых образов, простые импровизации (снежинки, ветер, волны и др.);

  • ассоциативный ряд к произведению музыкального или изобразительного искусства;

  • рисунки, сочинения на темы музыкальных пьес, музыкальных спектаклей, телепередач.

«Физическая культура»

Кратко характеризовать:

  • влияние двигательной активности для жизни и здоровья человека;

  • условия занятий физической культурой, в том числе правила безопасности;

  • отдельные показатели влияния двигательной активности на состояние организма (частота сердечных сокращений, признаки утомляемости, изменения в двигательной подготовленности).

Выполнять:

  • бег на короткие (30 м) и длинные (не менее 1 км) дистанции; бег по пересеченной местности;

  • метание различных предметов;

  • ходьбу на лыжах или бег на коньках;

  • упражнения с предметами и на снарядах;

  • преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, в том числе прыжком.

2.3.Общеучебные умения младших школьников.

Учебно-управленческие умения


1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

  1. Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.

  2. Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время.

  3. Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время.

  4. Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах.

  5. Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома.

  6. Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми

нормами.

  1. Соблюдать правильную осанку на рабочем месте.

  2. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

  3. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.

  4. Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

  5. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму (алгоритм - это пошаговая последовательность действий, точное выполнение которых позволяет решать учебные задачи определенного типа).

  6. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Учебно-информационные умения


  1. 1.Умения работать с письменными текстами

  2. Бегло, сознательно, правильно, читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста (бегло - т.е. в темпе свободой речи; сознательно - т.е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств; правильно - т.е. без ошибок и искажений). Темп чтения вслух к концу учебного года:

    1. класс – 25-30 слов в минуту;

    2. класс – 45-50 слов в минуту;

    3. класс - 65-70 слов в минуту;

    4. класс - 80-90 слов в минуту.

  3. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух (сплошное чтение - внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста; выборочное чтение - чтение, которое предполагает определенный отбор материала с целью его углубленного изучения; комментированное чтение - чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний; чтение по ролям - чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры).

  4. Переходить с одного вида чтения на другой.

  5. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста (выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками:

-ясное, четкое произношение звуков, слов;

-достаточные громкость и темп;

-соблюдение пауз и логических ударений;

-соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания;

-придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и т.д.).


  1. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

  2. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

  3. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотация.

  4. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступам к книжным полкам.

10. Пользоваться библиографической карточкой.

11. Осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов.

12. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты.

13. Подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

14. Составлять простой план письменного текста (план - это основные компоненты содержания изученного текста, представленные в четких и кратких формулировках; простой план - это план, включающий название значительных частей текста.

15. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утвержденными нормами) списывать и писать под диктовку тексты.

16. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

17. Владеть умениями создавать письменные тексты различных типов (повествование - тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос: что произошло? Описание - тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос: какой? Рассуждение - тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. Компоненты дедуктивного рассуждения: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности или неправильности тезиса. Компоненты индуктивного рассуждения: анализ и синтез фактов, вывод. Рассуждение отвечает на вопрос: почему?).

Объем сочиненного текста:

4 класс - 20-25 в основном простых предложений.

Изложений: 87 слов

18. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста - подробное и сжатое; по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное.



Умения работать с устными текстами

    1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

    2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

    3. Восполняющий (открытый) вопрос - это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа “Где?”, “Что?”, “Когда?”, “Почему?”, “Какие?” и др. Уточняющий (закрытый) вопрос - это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений (“прямые” вопросы, вопросы с частицей “ли”).

    4. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.

    5. Составлять простой план устного текста.

    6. Создавать устные тексты различных типов.

    7. Выразительно говорить.

8.Владеть различными видами пересказа текста.

Умения работать с реальными объектами как источниками информации:


  1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем (наблюдение – это метод познания, заключающийся в целенаправленном, восприятии реальных объектов).

  2. Использовать, по рекомендации учителя, различные виды наблюдения: структурированное (т.е. наблюдение, осуществляемое по плану); неструктурированное (т.е. наблюдение, при котором определен только объект наблюдения); полевое (т.е. наблюдение в естественной обстановке); лабораторное (т.е. наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях).

  3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта (качественное описание - это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства процессы явления для него характерны; количественное описание (измерение) - это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.

2.4.Формирование общеучебных навыков

1. Самоопределение

– формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, знание и уважение государственной символики и государственных праздников;

– осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

– формирование представления о трудовой деятельности как источнике материальной и духовной культуры, уважения к труду и его результатам;

– осознание ответственности человека за благосостояние общества и природу;

– ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

– формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения;

– формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия; развитие ориентации на Я-идеал как образец для построения деятельности, общения, поведения; формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники); адекватная оценка своих возможностей.



2. Ценностно-нравственная ориентация

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;

– формирование представлений о семье и семейных ценностях, уважение ценностей семьи;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

– знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности);

– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных и моральных норм;

– формирование моральной самооценки;

– формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– формирование основ экологической культуры – бережного и ответственного отношения к природе.



3. Общение

– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– развитие умения слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

– формирование умения планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

– развитие умения разрешать конфликты на основе договоренности;

– развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;



Развитие мотивации и смыслов учебной деятельности

– формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

– развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование интересов;

– развитие мотивов достижения и социального признания, готовности их реализации и преодолению препятствий;

– развитие мотивов, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности посредством расширения социальной активности учащихся (дежурство в школе, помощь учащимся младших классов и пр.).

Портрет выпускника начальной школы

УМЕНИЕ

КАЧЕСТВО


КОМПЕТЕНЦИЯ

Выполнять требования учителя, проявлять интерес к учебе

Активность, прилежание, дисциплинированность, свободное владение приёмами организации своего учебного труда, самообучения, основами компьютерной грамотности;

Прочные знания образовательной программы начального общего образования и успешность обучения в основной школе, способность к творческой самореализации.

Выполнять правила

Умение действовать в соответствии со своими убеждениями в современных условиях



Адаптивность,

сознательная нравственная позиция, наделённость чувством собственного достоинства – основой верного образа действий, здоровой гражданственности, творческого правопорядка; знакомый с лучшими образцами отечественной и мировой культуры, способный жить по законам красоты;



Социальная: способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе

Говорить и слушать

Коммуникабельность, владение основами грамотной и выразительной устной и письменной речи.

Коммуникативная

Соблюдать режим и правила личной гигиены

Чистоплотность , готовность к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, социализации в обществе.

Психологическая: мотивация к всестороннему познанию, стремление самостоятельно добывать знания

2.5.Основные образовательные результаты.

Достижением учащимися уровня образованности считать:

освоение государственного стандарта образования для начальной школы,



готовность ученика к обучению в основной школе, что предполагает:

  1. сформированность опорных знаний и умений в области чтения, письма, счета;

  2. сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.

Ожидаемый результат:

  1. выполнение учащимися требований Федерального образовательного стандарта, регионального и школьного компонентов образовательного стандарта;

  2. полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

- Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества.

-Профессиональная успешность — развитость универсальных и практических трудовых умений, пропедевтика готовности к последующему выбору профессии.

- Выполнение социального заказа, представляющего интеграцию потребности личности и семьи и обобщение их до уровня социальных потребностей.

2.6. Оценка учебных достижений обучающихся

Систематическое отслеживание учебных достижений обучающихся, с целью своевременной корректировки, предусмотрено течение учебного года в ходе мониторинговых измерений.

С этого учебного года в школе разрабатывается и апробируется система отслеживания результатов освоения обучающимися образовательных программ – мониторинг. Основной задачей, решаемой в ходе мониторингового исследования является информационное обеспечение анализа и планирование дальнейшей работы в области повышения качества знаний обучающихся.

Мониторинг учебных достижений школьников выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии со стандартом общего образования, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его качестве.

Имеющаяся в школе система мониторинга состоит из трех частей: стартовый, промежуточный и итоговый. В течение года мониторингом охватываются как классы, так и отдельные предметы. Кроме того, отслеживание уровня обученности проходит по следующим направлениям: контроль со стороны ИМЦ и мониторинг уровня успешности учащихся по результатам олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов.

1. Стартовый (входной) контроль. Его целью является определение степени устойчивости знаний учащихся, выяснение причин потери знаний за летний период и определение мер по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет; формирование групп уровневой дифференциации. Он проводится в первой декаде сентября.

2. Промежуточный (полугодовой) контроль необходим для отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции деятельности учителя и обучающихся для предупреждения неуспеваемости и второгодничества. Сроки его проведения – 15-20 декабря.

3. Итоговый (годовой) контроль проводится с целью определения уровня сформированности учебных достижений при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности, прогнозирование результативности дальнейшего обучения учащихся; выявление недостатков в работе учителей. В переводных классах он проводится в мае.

Итоговый контроль в выпускных классах призван определить уровень освоения выпускниками образовательных программ и стандартов за определенную ступень обучения.



страница 1 страница 2 страница 3


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018