zaeto.ru

Пояснительная записка Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Пояснительная записка

Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.

Желание помочь ребятам разобраться в многообразии массовой музыки обусловило появление уроков. посвященных рок-музыке, джазу, авторской песне.

Целесообразно уделить внимание мюзиклу, так как мы являемся свидетелями триумфа этого жанра.

В пособии уделено немало внимания урокам, посвященным бардовской песне. Нельзя раскрыть тематику авторской песни, исполнив одну-две, поэтому предлагается система уроков по ознакомлению с бардовской музыкой: первый урок можно посвятить разучиванию музыкального материала (желательно тексты песен подготовить заранее), второй урок провести в виде урока-лекции-концерта. Количество исполняемых песен зависит от восприятия материала учащимися и темпа урока. На отдельных уроках достаточно исполнения одного-двух куплетов нескольких произведений. характеризующих творчество того или иного композитора, или музыкальное направление нескольких авторов.

Учитель может уделить внимание тем жанрам, которые ему ближе, например, оперетте, мюзиклу, вокальной или инструментальной музыке. Дополнительный материал дается в Приложении.


Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:


    • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

    • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

    • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

    • способствовать развитию интереса к музыке;

    • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

    • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Главная тема 8 класса «Традиция и современность» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с ХХ веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4, 5-8 кл./ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – Москва: Дрофа, 2004 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:



  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Требования заключаются:


  • В умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);

  • В умении обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).


Календарно-тематическое планирование



п/п


Тема

Количество

часов


Характеристика деятельности учащихся

Музыкальный материал

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

I четверть

1

Что значит современность в музыке?

1

Уметь разграничивать понятия «мода» и «современность». Музыка современная, т.е. соответствующая духу времени, воспевающая любовь, добро, красоту.

Фрагменты из произведений С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Война и мир», фрагменты джазовой музыки.

Записать в тетрадь текст любимой песни. Проанализировать с художественной точки зрения – будет ли она современна через 10 лет? Почему?




2



Современна ли музыка И. С. Баха?

1

Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере «Токкаты и фуги ре-минор» И. С. Баха; дать понятие «токкаты».

«Токката и фуга ре-минор» И. С. Баха, «Шутка» И. С. Баха







3

4


Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле

2

Показать способность музыки воздействовать на чувства, мысли, поступки людей на примере песни П. Сигера «Все преодолеем»

Закрепить понятия «современность», «сюита»; найти и обобщить современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего.




П. Сигер «Все преодолеем», В. Раинчик «Во имя любви».

Финал рок-сюиты «Утро планеты» А. Морозова (слушание), Пит Сигер «Все преодолеем» (исполнение), В. Раинчик «Во имя любви» (продолжение разучивания).









5

6

7



Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв.

3

Показать, что музыка Баха по строю чувст, образности не менее современна для нас, чем музыка современников; провести параллель сквозь века и континенты (Бах – Лобос – Уэббер); закрепить жанровые особенности арии (интонация, развитие, построение музыки), черты баховского стиля.

И. С. Бах «Страсти по Матфею» (Ария альта(Петра)), «Во имя любви» В. Раинчик (исполнение).







8

9


«…Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем сердцем» Д. Б. Кабалевский. Соната №14 Л. Бетховена

2

На примере Сонаты №14 Л. Бетховена показать, что любовь, даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше.

Соната №14 Л. Бетховена, «Снегири» Ю. Антонова – продолжение разучивания.







10

Может ли быть современной классическая музыка? (обобщение тем I четверти)

1

Доказать, используя музыкальные примеры, прозвучавшие на уроках I четверти, что мы можем воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников; современная музыка может стать классической.

Фрагменты произведений, звучавших на уроках.









II четверть

1

2

3

4

5

6

7

11

Новые краски музыки XX в.

1




Знать определение понятий: авангардизм (аматорика, додекафония, сонористика, коллаж, стохастическая, конкретная, электронная, компьютерная музыка), атональная музыка.







12


Музыка «легкая» и «серьезная»

1

Помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьезной» музыки; показать, что их объединяет, а что различает.

Пол Уинтер. «Концерт Земле», «Звуки над водой», «Волчьи глаза» (ансамбль «Консорт»). Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик» - продолжение разучивания.

Сочините несколько вариантов ритмического аккомпанемента.




13

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька)

1

Знать о преобладающей роли ритма в танцевальной музыке. Уметь определять характерный ритмический рисунок польки. Объяснять зависимость жанра от музыкальной моды. Понимать значение термина «пиццикато».

«Полька-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С.Рахманинова.







14


«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс)

1

Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочиненных в наши дни.

«Вальс-фантазия» М. Глинки, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие…» К. Молчанова, «Школьный корабль» Г, Струве.

Подготовить сообщение о Джо Дассене и Патрисии Каас.




15

«Легкое» и «серьезное» в песне

1

Знать значение слов «шансон», «шансонье»; характерные особенности современной французской песни.

Гастон Монтегюс «Слава 17-му полку», Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не жалею».







16

Ансамбль – значит вместе

1

Дать представление о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере творчества групп «Биттлз», «Песняры»; показать характерные черты ансамбалевского исполнения.

«Вчера», муз. и сл. Д. Леннона и П. Маккартни, «Хатынь» И. Лученка.







17

Музыка – язык понятный всем

1

Показать, как народная тема может обрести новую жизнь и современный дух на примере «Бразилейры» Д. Мийо.

«Бразилейра» Д. Мийо, «Гренада» В. Берковского, «Гренада» М. Таривердиева.







III четверть

1

2

3

4

5

6

7

18

19


Бардовская (авторская) песня
Урок-концерт

2

Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской песне.

В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», В. Миляев «Весеннее танго», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя».







20

21



Джаз – дитя двух культур

2

Дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки.

«Молитва» («негритянский спиричуэлс») в исполнении Махелии Джексон, «Блюз Западной окраины» в исполнении Л. Армстронга, «Регтайм», муз. С. Джоплина.







22


Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав

1

Знать основы происхождения симфоджазовой музыки: взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаз.

Дж. Гершвин, Первый концерт с фо-но с оркестром, «Джаз», муз. Я.Дубравина, сл. В Суслова.







23

От оперы к оперетте

1

Знать определение «оперетта», её характерные особенности, отличие от оперы.

И.Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация».







24

25


Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Периоды развития

2

Дать определение мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла.


Л. Бернстайн (1918-1990) «Вестсайдская история» (слушание), «Домик на окраина», музыка В. Мигули, сл. Р. Рождественского.







26



От оперы к рок-опере

1

Показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки.

А. Рыбников «Юнона» и «Авось», Р. Уотерс «Обратная сторона Луны» («Пинк Флойд») (фрагменты)







27

«Легкая» музыка в драматических спектаклях

1

Выявить роль частушки в драматическом произведении

Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» Р.Щедрина.







IV четверть

1

2

3

4

5

6

7

28



Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра

1

Утвердиться в мнении, что музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников.

«Кармен-сюита» Р.Щедрина, романс Николая и Кончиты А.Рыбникова.

Подумайте – может ли виброфон отражать тонкие движения чувств?




29

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

1

Знать характерные черты творчества А. Хачатуряна. Найти возможности уживания «легкой» и «серьезной» музыки в одном произведении.

«Галоп» и «Вальс» Хачатуряна, «Вальс-фантазия» Глинки.







30

Два протока могучей реки

1

Показать взаимосвязь «легкой»и «серьезной» музыки; рассказать о драматической роли развлекательной песенки в опере «Риголетто» Д. Верди.


«Песенка Герцога» (фрагмент финала из оперы Риголетто).







31


Обобщение темы «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

1

Подчеркнуть значение взаимопроникновения легкой и серьезной музыки; на примере незнакомых произведений доказать, что традиции и новаторство – единая часть творческого процесса.

А. Шнитке «Фрагмент симфонии №1», Л. Бетховен «Аллегретто» (из фортепианной сонаты №17) в современной обработке (возможен дуэт польских пианистов «Марэк и Вацэк»), исполнение песен В. Иванова «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!»







32

Великие наши «современники». Л.Бетховен.

1

Знать что такое «экосез, каприччио». Определить значимость произведений Л.Бетховена; характерные особенности творчества; в чем заключается новизна его творчества.

Л.Бетховен «Экосезы», «Рондо-каприччио», финал симфонии №9.







33

34


Человек и народ – герои М. П. Мусоргского

2

Показать «современность» музыки М. П. Мусоргского через созвучие его произведений сегодняшнему времени.

Концертная сюита для фортепиано на опере М. Мусоргского «Борис Годунов». И. Худолей. Фрагменты из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»: «Пролог. 1-я картина» (фрагмент), «Песня Варлаама», хор «Расходилась, разгулялась…». Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москва-реке».







35

Традиции и новаторство в творчестве С. С. Прокофьева. обобщение тем года

1

Показать, в чем заключалось новаторство музыки С. С. Прокофьева и какова связь с традициями; обобщить темы года.

«Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», «Ромео и Джульетта перед разлукой» - фрагменты из балета «Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева; песни по желанию ребят.







Всего за учебный год 35 часов

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018