zaeto.ru

"Практическая психология для музыкантов"- учебно-методическое пособие для музыкантов-педагогов и исполнителей. Материал книги вы можете использовать в педагогической практике, а также для самопознания и работы над собой

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 11 страница 12


Аннотация:

"Практическая психология для музыкантов"- учебно-методическое пособие для музыкантов-педагогов и исполнителей. Материал книги вы можете использовать в педагогической практике, а также для самопознания и работы над собой. Помимо теоретического материала, книга содержит психологические тесты и развивающие упражнения для детей и взрослых.


ББК 88.454
УДК 781.1

Печатается по решению Учёного совета Астраханской государственной консерватории


Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 030301 "Психология"

Авторы-составители:

О.А. Лучинина
Кандидат психологических наук, доцент

Е.С. Винокурова


Заслуженный работник высшей школы РФ

и.о. профессора

Рецензенты:

Л.Ю. Бусурина


Кандидат психологических наук, доцент

Е.Б. Борисова


Кандидат социологических наук, и.о. доцента

Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов.


Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории 2008 - 144с.
ББК 88.454
No Лучинина О., Винокурова Е.
No Астраханская государственная консерватория

ВВЕДЕНИЕ



Курс практической психологии для музыкантов-профессионалов был разработан нами в процессе решения ряда проблем, которые, казалось бы, являлись тупиковыми для музыкальной педагогики. Почему музыканты-исполнители и педагоги, получая хорошую академическую подготовку, нередко оказываются в ситуации, когда профессиональные знания, умения и навыки не являются залогом успешности их деятельности? Почему яркий и одарённый ученик вдруг без видимых причин внезапно "выдыхается" и переходит в категорию чуть ли не "бездарных" исполнителей? Как объяснить те редкие случаи, когда кажущийся малоспособным музыкант вдруг, наоборот, начинает неудержимо расти и развиваться, оставляя далеко позади своих, якобы более одарённых, коллег?
Не связаны ли эти и многие другие похожие проблемы с тем, что в психологии труда именуется "психограммой", то есть необходимым для данной профессии набором психологических качеств? Известно, что совокупность данных качеств напрямую не связана с выполнением профессиональной деятельности, но существенно влияет на её протекание.
Действительно, в период творческого становления музыкант нередко встречается с трудностями, имеющими не столько узкопрофессиональные, сколько общепсихологические истоки. Например, медленное формирование технических навыков, физическая и эмоциональная скованность при исполнении произведений, сценические "потери" как у исполнителей, так и у лекторов-музыковедов, далеко не всегда связаны с методическими просчётами педагога или же со слабыми способностями и ленью ученика.
Порой профессиональные удачи и неудачи коренятся в личностных особенностях человека: в его умении общаться с другими людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать себя на публике, справляться с конфликтными или иными стрессовыми ситуациями... Профессия музыканта (особенно музыканта-исполнителя) требует от человека большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика взаимоотношений в творческих коллективах требует также и моральной выносливости, способности "отстаивать себя" в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но "слабый" в волевом отношении человек нередко оказывается отброшенным на задний план, и обвиняем, как не парадоксально, в плохом профессионализме!
Возможна ли помощь музыканту в подобных случаях? Как быть, если данные важнейшие для профессии личностные качества и навыки не сформированы своевременно? Ответ на эти вопросы был получен в ходе консультационной и психокоррекционной работы, которую мы проводили с музыкантами в рамках научно-практических семинаров и курсов повышения квалификации для учителей детских музыкальных школ, а также специализированных тренингов для студентов консерваторий и музыкальных училищ. В процессе проведения занятий мы обнаружили, что психологическая консультационная и коррекционная работа существенным образом влияла не только на личностные, но и на профессиональные качества слушателей. Приобретение новых и актуализация ранее скрытых психологических качеств положительно сказывались как на общем самочувствии, так и на удовлетворённости трудом. В ряде случаев отмечались значительные улучшения профессиональных показателей и рост творческих достижений музыкантов. В ходе специально организованного эксперимента были получены и опубликованы данные о статистически достоверной эффективности подобного рода занятий.
Тем не менее, разработанная и внедрённая нами в практику психокоррекционная методика имела ряд существенных ограничений. В их числе - необходимость специальной организации занятий и обязательное наличие ведущего-психолога. Мало кто из участников занятий научался впоследствии самостоятельно работать над собственными новыми проблемами, а также быть продуктивным "консультантом", помогающими справиться с проблемами, возникающими у собственных учеников. Отсутствие специальных психологических знаний затрудняло распространение полученного психологического опыта на иные проблемы или иных людей. Отсюда следовало два варианта выхода из сложившейся ситуации: 1) постоянное участие в семинарах и тренингах, а отсюда - некоторая "зависимость" от специалиста-психолога; 2) овладение соответствующими знаниями: методологическими и методическими основами практической психологии, которые будут применяться музыкантами самостоятельно в процессе работы над собой и с учениками. Нами был выбран второй вариант, который послужил толчком к разработке "Программы личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов" и специализированного "Курса практической психологии для музыкантов".
Программа в своём полном объёме рассчитана на 150 часов. Однако каждый из тематических блоков или форм работы может использоваться самостоятельно. Программа создана аналогично модели обучающих циклов для практикующих психологов с тем лишь отличием, что "центральным элементом" в ней является профессиональная музыкальная деятельность. Целевая направленность программы полностью соответствует задачам, предъявляемым к человеку профессией музыканта, а обсуждаемые психологические проблемы и методы работы над ними рассматриваются в контексте профессиональных потребностей музыкантов. Тем не менее, общность обеих моделей очевидна, прежде всего, в плане сосуществования и взаимопроникновения двух основных форм обучения:

Прохождение "клиентской практики", т.е. участие в качестве клиента в психокоррекционных тренингах и/или в сеансах индивидуального психоконсультирования. Цель "клиентской практики" известна любому практикующему психологу - это "испытание на себе" методов, которые специалист будет впоследствии применять сам, а также первоначальная помощь в избавлении от собственных личностных проблем, затруднений и комплексов.

Участие в аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятиях в целях овладения основами методологии практической психологии, а также методами психодиагностики, саморегуляции, элементарного психологического консультирования, необходимыми и достаточными для продуктивной исполнительской и педагогической работы музыканта.
Важно отметить, что опасность "превращения" музыканта в психолога (тревожащая некоторых потенциальных участников занятий) абсолютно иллюзорна. В ходе занятий музыканты нисколько не меняют свою профессиональную направленность и специализацию. Более того, основной задачей курса является творческий рост и активизация профессионального развития именно в своей области деятельности - расширение собственных профессиональных границ и полноценная реализация возможностей своей специальности.

Глава 1. "Подводные течения" в деятельности музыканта: скрытые причины профессиональных трудностей


1.1. Психологические проблемы человека в процессе его профессионального становления и развития

Психологическому изучению трудовой деятельности человека посвящена специальная отрасль знания - психология труда. Каждая из профессий выдвигает свои собственные требования к человеческой психике: особенности психических процессов, состояний, свойств личности нередко напрямую отражаются на протекании и результатах выполняемой работы. Исследователи уже давно сошлись на том, что работу выполняет человек, а не абстрактный носитель суммы умений и навыков: часто именно человеческие проблемы становятся источником профессиональных деформаций и неудач.


Поэтому становление и развитие профессионала представляет собой многосторонний процесс формирования и роста человека, его психофизического, интеллектуального, эмоционального и волевого совершенствования. Какие из компонентов данного процесса повлияют на успешность профессиональной деятельности специалиста и полноту раскрытия его индивидуальных способностей, на сохранность психического здоровья и личное благополучие? Какие компоненты создадут структуры, называемые профессионализмом и профессиональной пригодностью?
В обширной научной литературе неоднократно обсуждались вопросы о составляющих профессионализма и профессиональной пригодности, а также рассматривались способы нахождения взаимного оптимального соответствия между самим человеком и требованиями его профессии. Профессионализм - не только умение точно и грамотно выполнять некие специфические трудовые действия, а профессиональная пригодность - не только минимальный уровень необходимой успешности при выполнении работы.
Понятия профессионализма и профессиональной пригодности, хотя и различны, но пересекаются в плане их основных характеристик. Под профессионализмом в целом понимается системная организация сознания и психики, включающая в свою структуру уникальные для каждого вида трудовой деятельности индивидуальные, субъектные и личностные качества человека. Не секрет, что ряд профессий требуют отменного здоровья, некоторые - идеальной стрессоустойчивости, отдельные - внешних данных (например, телеведущий). Водитель должен обладать обширным объёмом внимания и быстротой реакции, актёр - отличной памятью, инженер - логическим умом и творческим воображением. Профессия музыканта также предполагает наличие целого комплекса психических качеств, о которых мы позже поговорим подробно.
Под профессиональной пригодностью понимается "совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда; в понятие "профессиональная пригодность" входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов". Как мы видим, не только человек должен "соответствовать" требованиям профессии (должности): профессия также должна "соответствовать" запросам человека, прежде всего в области условий труда. Зачастую неправильно выбранный режим трудового дня, неграмотно организованное рабочее место, недостаток или избыток межличностных контактов приводят к ошибкам, недочётам, некачественному выполнению профессиональных задач. Если человек плохо справляется со своими профессиональными обязанностями, в этом быть может не только и не столько его вина.
Профессиональная пригодность - не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. На протяжении всех этапов длительного профессионального труда образуются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека, но и его личность, складывается так называемый "социально-профессиональный тип личности". Профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на систему его ценностных ориентаций, характер, особенности межгруппового и внутригруппового общения. Таким образом, путь к профессиональной пригодности - это не только овладение (или способность к овладению) конкретными знаниями и умениями, но и целостное развитие личности профессионала. Каждая из стадий профессионального развития имеет свои задачи и специфические трудности, которые возникают закономерным образом, но далеко не всегда легко и полноценно разрешаются человеком в ходе "спонтанного" приспособления к ситуации. На пути овладения профессией, и просто в процессе труда человек постоянно испытывает затруднения, имеющие не только специфические профессиональные, но и общепсихологические истоки, связанные с личностными проблемами, особенностями группового взаимодействия, недостаточным развитием навыков общения и саморегуляции и т.д.
Значительная часть проблем преодолевается в процессе самой трудовой деятельности. Рост квалификации как бы "автоматически" устраняет профессиональные неполадки, коренящиеся в знаниях, умениях и навыках работающего человека. Однако проблемы "личностного" характера, опосредованно влияющие на профессиональную деятельность, устранить не так легко. Зачастую взаимосвязь личностных трудностей и профессиональных неудач остаётся скрытой даже для самого субъекта труда. Поэтому решение этих проблем нередко требует оказания специальной психологической помощи, которая совсем не обязательно должна быть ориентирована на решение узко-ограниченного круга профессиональных задач (например, отработка определенного навыка или способа поведения, приёмов реагирования на типичные ситуации и пр.). Не случайно в специальной литературе всё чаще поднимается вопрос о целенаправленном использовании методов оказания психологической поддержки и помощи на всех этапах профессионального пути, и в особенности - на этапах профессиональной подготовки (обучения) и профессиональной адаптации . Особая важность применения этих методов на ранних этапах профессионализации очевидна, так как именно в этот период обучающийся или только "входящий в профессию" человек ещё не обладает сколько-нибудь разнообразным репертуаром индивидуальных стратегий преодоления трудностей. Человек ещё не имеет опыта для выбора наиболее оптимального пути выхода из сложившейся ситуации.
По своей сути большинство из методов оказания психологической помощи не включены в структуру трудовой деятельности, но их использование оказывает существенное и целенаправленное влияние на формирование профессионально-важных качеств и свойств личности. Рассмотрим, к примеру, работу пианиста. При фортепианной игре основная функциональная нагрузка приходится на руки, плечевой пояс и спину исполнителя. Зажимы и телесные блоки в мышцах (особенно в мышцах рук) препятствуют реализации музыкантских исполнительских задач. Однако проблема рук - это во многом проблема полноценности реализации эмоциональных контактов, поскольку в руках, согласно телесно ориентированной парадигме, "кодируются наши контакты". Проблемы же со спиной и плечевым поясом, в свою очередь, нередко обнаруживают связь со сдерживанием действий, связанных с неадекватными формами выражения эмоций, например, со сдерживанием гнева или смеха. Приведенные примеры полностью подтверждаются на нашей собственной практике, когда психокоррекционная работа с пианистом (развитие навыков общения, эмоциональная "проработка" трудных жизненных ситуаций) приводила к значительному улучшению фортепианной техники. Причем никаких специальных упражнений по развитию техники пианист не выполнял.
Это ещё раз подтверждает потенциальную ценность использования психокоррекционных и психотерапевтических методов не только в случае серьёзных негативных психологических состояний (обычно тогда-то человек и обращается к психологу), но и тогда, когда специалист стоит перед "неразрешимой" профессиональной задачей. Возможно, что её решение заключается в изменении мыслительных, эмоциональных, волевых или коммуникативных свойств личности.

1.2. Основные личностно-профессиональные проблемы музыкантов: мифы и попытка их преодоления

В литературе по музыкальной психологии значительное внимание уделяется психологическому анализу творчества "великих". Работая со студентами консерватории и предлагая им подготовить сообщения по психологии музыкального творчества, мы сталкивались с интересным феноменом. Более трёх четвертей докладов было посвящено анализу деятельности "звёзд" исполнительства. Сразу же возникал вопрос: а каким образом Вы можете применить опыт исполнителя, о котором говорите? Чем для Вашей профессиональной деятельности может быть полезен собранный материал? Эти вопросы сразу же ставили студента в тупик. Выяснялось, что слишком мало "полезного" материала для обычного человека-музыканта, чей творческий путь не предполагает широкую известность и популярность. По словам одной студентки-заочницы,
- Такое ощущение, что ты либо всемирно популярная "звезда" эстрады, либо "неполноценный". Третьего, как будто, не дано. А если я люблю детей и хочу работать в обычной музыкальной школе? И работаю. А меня "жалеют", дескать, жизнь не удалась...
Мы вполне можем согласиться с мнением студентки, и предлагаем наш курс практической психологии музыкантам любых специальностей и любой квалификации. Впрочем, желающие обрести широкую известность и популярность, на наш взгляд, также смогут найти полезную информацию для себя.
Работая над созданием курса, мы опирались на потребности самого широкого круга музыкантов-педагогов и исполнителей. Их можно разделить на несколько профессиональных групп:
Педагогами являются учителя общеобразовательных и музыкальных школ, музыкальные работники детских садов и школ-интернатов, преподаватели музыкальных ВУЗов и средних специальных учебных заведений.
Музыкантами-исполнителями в числе наших слушателей были, в основном, инструменталисты "академической" квалификации - пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на ударных, духовых и народных инструментах. Вокалисты (оперные, камерные, эстрадные исполнители) и дирижёры хора также участвовали в психокоррекционных занятиях. В целом ряде случаев работа проводилась с лицами, совмещающими в своей профессиональной деятельности обе специализации. Концертирующий музыкант-исполнитель одновременно мог являться и преподавателем.
Специфическую группу составляют музыковеды: преподаватели музыкальных теоретических или исторических дисциплин, которые также могут работать лекторами и ведущими концертов, являясь тоже, в своём роде, "сценическими исполнителями".
Несмотря на существенные различия в конкретном содержании, формах и условиях труда, названные профессии имеют много общего со стороны требований, предъявляемых к личности специалиста. Самое общее, что их объединяет - это оказание воздействия на других людей посредством личностного и творческого самовыражения. Эта общность связана, в частности, со следующими особенностями выполняемой работы:

Необходимость поддержания постоянного контакта с людьми, что нередко провоцирует как проблемы непосредственного общения (педагоги), так и проблемы "сценического общения" (музыканты-исполнители, музыковеды-лекторы).



Необходимость личностного и творческого самовыражения, включающая роль профессионального имиджа и артистизма. Личность является важнейшим "инструментом" воздействия в профессии музыканта. Способность передавать "эмоциональный заряд" в процессе выступления, "привлечь внимание" к своим действиям и словам, способность "оказывать влияние" или "вести за собой" (держать внимание ученика, слушателя, или даже быть примером для подражания, "моделью" для воспитанника) - всё это является существенным компонентом профессионализма.
Первое, на чем невольно заостряется внимание, - роль личностного начала в становлении и развитии музыканта. Каждый педагог и музыкант-исполнитель активизируют свои личностные качества в профессиональной деятельности, воздействуя на конкретного ученика или слушателя. Поэтому необходимость личностного совершенствования и "психологического роста" нередко подчёркивается в научно-методических публикациях, посвященных развитию музыканта-профессионала, однако на деле личностное развитие музыканта чаще всего пускается "на самотёк".
Педагогическая подготовка музыканта во многом опирается на достижения психологии (в том числе практической). Однако системы обучения музыканта-педагога в консерваториях и музыкально-педагогических вузах существенно отличаются друг от друга. При этом в значительном проигрыше оказываются студенты консерватории, не получающие педагогические знания и навыки в достаточном объёме, необходимом для будущей преподавательской деятельности. В результате многим из них приходится "методом проб и ошибок" накапливать и совершенствовать своё профессиональное педагогическое мастерство. В музыкально-педагогических институтах и академиях внимание к психолого-педагогической подготовке музыканта более пристальное. Там же используются и основные достижения современной практической психологии, направленные на профессиональное развитие преподавателей.
В структуру профессиональной подготовки педагога в последнее время входят разнообразные методы личностного роста. Это вполне объяснимо с современных позиций. Во многих исследованиях, начиная со второй половины ХХ века, специально подчеркивается, что личность учителя является важнейшим компонентом педагогического воздействия. О влиянии личности учителя на самосознание, самооценку и мотивацию учащихся пишут Бодалев А.А., Добрович А.Б., Кан-Калик В.А., Колмогорцева Е.Б. и многие другие исследователи. В многочисленных публикациях выделены значимые личностные качества человека, сопутствующие успеху в педагогическом труде. Это, к примеру, - демократическая ориентация характера и поведения, "креативность" как творческое отношение к жизни, глубокое самоосознание и внутренняя независимость, эмпатические способности и доброжелательное "принятие" самого себя, смелость и уверенность. Все эти качества могут быть сформированы в результате целенаправленной личностно-ориентированной работы.
При подготовке педагогов-музыкантов большим подспорьем могли бы стать системы обучения преподавателей интенсивных курсов иностранных языков, в которых роль личностно ориентированных методов первостепенна. В частности, в системе Г.А.Китайгородской "двух, трех или четырехмесячная коллективная стажировка преподавателей организуется таким образом, что в результате наблюдаются серьезные изменения в личности преподавателя, в его профессиональном мировоззрении. Стажеры как бы заново осознают исключительно важную роль педагога в формировании личности обучаемого, многогранность педагогической деятельности и личности преподавателя, пересматривают отношение к себе как к более творческой личности". Сущность процесса переподготовки преподавателя (как и всей системы интенсивного обучения) - в применении "метода активизации резервных возможностей личности человека".
Личностно-ориентированное диалогическое общение, активное групповое взаимодействие, ролевая игра, элементы социально-психологического и актёрского тренинга, а также музыкальное воздействие и элементы нейро-лингвистического программирования - всё это способствует формированию личности преподавателя, соответствующей задачам интенсивного обучения. "По окончании стажировки преподаватели, как правило, становятся более свободными в общении. Потребность создавать в аудитории атмосферу раскованности и естественности делает и самих преподавателей более раскованными. Вместо "зажимов" приходит чувство легкости и непринужденности общения. Одновременно с этим и в преподавателях, и в обучаемых как бы высвобождается энергия, творческая и интеллектуальная, пробуждается фантазия, желание (...) творить в подлинном смысле этого слова".
Подготовка преподавателей курсов "интенсивного обучения", пожалуй, является сферой наиболее активного применения личностно ориентированных методов практической психологии и психотерапии. Однако в последние годы многие педагоги обычных дошкольных, средних и высших учебных заведений получили доступ к "личностным" методам, включенным в работу психологических служб школ, педагогических институтов или методических учреждений. Создаются методические разработки, специальные рекомендации, цель которых - помочь педагогу в решении многих насущных проблем: общения, повышения интереса к профессии и др.. К сожалению, психологические службы в музыкальных школах ещё не созданы, хотя потребность в них очевидна и осознаётся самими педагогами.
На курсах повышения квалификации педагоги музыкальных школ делились с нами своим опытом использования психолого-педагогической информации. Ряд учителей-музыкантов с успехом применяет методические разработки для общеобразовательных школ. Однако специфика индивидуального обучения требует собственных методов, не актуальных для обычной школы. Педагог по специальности нередко вынужден становиться чуть ли "психотерапевтом" для ученика, работая со страхами и тревогой, телесными зажимами. Над этим необходимо работать, но как? Подавляющее большинство педагогов признавались, что этого не знают и действуют чисто по наитию.
Человек, выбравший карьеру музыканта-исполнителя, также сталкивается с множеством психологических задач, требующих своевременного решения. Личностно-профессиональные проблемы музыкантов-исполнителей не менее актуальны и значимы, однако психологическая подготовка в классе по специальности носит весьма специфический характер, ведется от случая к случаю и без необходимой направленности на личностное развитие человека.
В ходе аудиторных (лекционных и семинарских) учебных занятий нами был проведён письменный опрос (анкетирование), посвящённый роли практической психологии в деятельности музыканта-профессионала. Всего в опросе приняло участие 179 человек от 18 до 65 лет, среди которых были студенты консерватории и педагоги музыкальных школ. Результаты опроса позволили выявить насущную потребность музыкантов в специализированных обучающих психологических программах:

96% опрошенных музыкантов выразили потребность в специальных психологических знаниях, которые дали бы им возможность самостоятельно справляться с возникающими в ходе трудовой деятельности проблемами.


страница 1 страница 2 ... страница 11 страница 12


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018