zaeto.ru

"Практическая психология для музыкантов"- учебно-методическое пособие для музыкантов-педагогов и исполнителей. Материал книги вы можете использовать в педагогической практике, а также для самопознания и работы над собой

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 11 страница 12


Лишь 8% опрошенных заявили, что знают, как решать собственные психологические проблемы и/или проблемы учеников.

Наличие проблем, но отсутствие знаний, умений и навыков для их продуктивного решения обнаружилось у 98% опрошенных.


Более половины участников опроса (60%) обнаружили неосведомлённость о взаимосвязи психологических трудностей и профессиональных неудач. В той или иной степени они оказались подвержены стойким обыденным представлениям относительно природы творческого становления музыканта, таким как:
1) Представление о "харизматической" природе таланта музыканта. Согласно этому представлению, уровень творческой самореализации музыканта-исполнителя заложен исключительно "в генах". Путь развития музыканта - лишь постепенное развёртывание генетической программы. Следовательно, задачей обучения является лишь овладение исполнительскими навыками, и задачей педагога является лишь "не мешать" талантливому ученику становиться творческой личностью. Данное положение характерно и для многих методических пособий по обучению музыкантов. Разумеется, в контексте данных представлений не было места прицельной психологической работе по формированию личности музыканта-профессионала.
2) Представление об исключительности личностных особенностей музыканта. Миф о том, что музыкант - человек изначально "другой", "не от мира сего", прочно бытует как в музыкантской, так и в "не - музыкантской" среде. Причина этого мифа, отчасти, состоит в том, что музыкант редко сам выбирает свою профессию. Профессиональное обучение музыканта обычно начинается в 5 - 6 -7 лет, и часто у самого музыканта остаётся ощущение, что не он выбрал профессию, а "музыка выбрала его". Практически никто из студентов консерватории не испытывал характерные для периода оптации размышления, колебания. С другой стороны, процесс художественного творчества исторически окутан ореолом таинственности, и причастность к творческой профессии нередко налагает на человека этот ореол. Разумеется, в рамках этих представлений также нет места процессу формирования личности: личность музыканта якобы "не принадлежит сама себе" и формируется иррациональным способом, в связи с чем любое "человеческое" вмешательство в данном контексте исключено.

3) Третий "миф" - четкое разделение на "высших" и "низших" представителей профессии, "рядовых" и "гениев". С первых лет обучения ребенок сравнивается с известным или гипотетическим "вундеркиндом", и уже годам к 8 - 10 ему ставится предполагаемый "предел" развития его таланта (подчас вне учета общей ситуации развития человека, особенностей и трудностей его роста, формирования его личности). В результате складывается у человека некий "предел веры" в свои силы и способности, который является существенным тормозом в самореализации музыканта. Согласно результатам проведенного опроса, все (100%!) наших испытуемых относились к себе как к рядовым музыкантам, которым "не стоит и пытаться" войти в "большое" музыкальное искусство. Такое представление о себе присутствовало не только у зрелых профессионалов старшего возраста, но даже у студентов-первокурсников консерватории, только лишь начинающих своё профессиональное становление! У 92% опрошенных обнаружена неадекватно заниженная самооценка своих способностей, потенций или профессиональных достижений.


Эти мифы, окружающие профессию музыканта-исполнителя, до сих пор являются причиной известного "фатализма" в отношении его творческого пути. Либо "дано" - либо "не дано". Разумеется, подобная позиция не позволяла поднять вопрос о широком внедрении системы психологической помощи музыкантам в целях профессионального совершенствования.
Лишь в последние годы, в связи с бурным развитием практической психологии и повсеместным внедрением ее в работу многих предприятий и организаций, стал подниматься вопрос о применении ее методов при работе с музыкантами. Например, на международной научно-практической конференции "Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия" (г. Астрахань, 2001), от участников (педагогов и исполнителей-музыкантов) прозвучал четкий "запрос" к психологам о создании системы психологической поддержки музыкантов (например, по модели психологической поддержки спортсменов). Как заявил один из участников конференции, - "обидно, что мы лишены и десятой части из того, чем свободно распоряжаются спортсмены. Нам также необходима поддержка в наших соревнованиях. Музыкальное исполнительство в каком-то роде - тоже спорт...".
В ходе аудиторной работы нам удалось поколебать у слушателей убеждённость в непререкаемости исповедуемых мифов, в частности, заниженных представлений о себе и своих возможностях и направить их сознание на формирование более продуктивной и эффективной позиции, используя знания, накопленные в рамках практической психологии.
Прежде всего, мы выделили основные группы личностных проблем, мешающих музыкантам полноценно раскрывать свой профессиональный и творческий потенциал. Нам удалось обозначить 5 групп проблем, с которыми люди обычно сталкиваются на самых разных этапах своей профессиональной карьеры:

Проблемы самочувствия и формирования навыков саморегуляции, субъективно переживающиеся как "усталость", "быстрая утомляемость", "плохое самочувствие", "трудно расслабиться и отдохнуть", "отсутствие выносливости", "подверженность стрессам";

Проблемы уверенности в себе, субъективно переживающиеся как страх "не получится", "не смогу", трудности в принятии решений, слабая опора на себя, низкая самооценка, неуверенность в собственном будущем и профессиональных перспективах;

Проблемы общения - сложности в личностных и социальных контактах, субъективно переживающиеся как отсутствие понимания в общении, недоверие к людям, боязнь конфликтов или "застревание" в них, страх быть "не понятым" или "не принятым" другими людьми;

Проблемы личностного и профессионального самовыражения, переживающиеся как проблемы "подходящего имиджа": "не умею себя показать", "не могу быть заметным", "не способен(на) производить должное впечатление";

Проблемы мотивации к деятельности - ощущение "бессмысленности" или "ненужности" своей деятельности, а отсюда - отсутствие интереса к учебе или к труду (данная проблема особенно распространена среди "рядовых" российских музыкантов, находящихся в ряду низкооплачиваемых трудящихся).

1.3. Диагностика психологических затруднений - первый этап работы музыканта над собой
Итак, мы выделили 5 групп проблем, относящихся к категории "личностно-профессиональных". На первый взгляд, они не связаны напрямую со сценической или педагогической деятельностью музыканта, однако, как мы увидим в дальнейшем, именно их решение помогло многим музыкантам добиться существенных улучшений в своей профессиональной деятельности.
Поэтому перейдём от теории к практике. Предлагаем вам ряд диагностических методик и опросников, которые дают возможность выяснить, какие особенности характера, настроений или состояний помогают или мешают музыканту в осуществлении его профессиональной деятельности.
В Приложении-1 помещена анкета, которую мы предлагали нашим слушателям в самом начале занятий по Курсу практической психологии для музыкантов. Данная анкета помогала не только нам, ведущим, ознакомиться со степенью выраженности основных личностно-профессиональных проблем музыкантов - участников занятий. Прежде всего, она давала возможность им самим задуматься о тех аспектах затруднений, на которые они ранее просто не обращали внимание. Анкета ни в коем случае не является "тестом", здесь нет "правильных - неправильных", "лучших - худших" вариантов ответа на вопрос. Работать с анкетой лучше в группе. Тогда, после её заполнения, можно сопоставить свои ответы с ответами коллег и обсудить полученные результаты.
Следующий опросник поможет дать суммарную оценку вашему актуальному психологическому состоянию.

СОСТОЯНИЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ


Оцените, пожалуйста, своё состояние в данный момент и обведите цифру (балл), соответствующий Вашему состоянию.
Моё самочувствие

- очень плохое

- плохое

- удовлетворительное

- хорошее

- отличное


Ощущение уверенности в себе

- практически отсутствует

- очень слабое

- среднее

- выражено неплохо: я вполне уверен (а) в себе

- ярко выражено: я полностью уверен (а) в себе

Трудности в общении с другими людьми мною ощущаются как

- непреодолимые

- очень большие

- большие

- незначительные

- их практически нет

Возможности моей творческой и профессиональной самореализации

- практически отсутствуют

- наталкиваются на очень серьёзные препятствия

- затруднены, но всё же имеются

- наличествуют в достаточной степени

- я чувствую неограниченные возможности для моей самореализации

Желание заниматься профессиональной деятельностью

- практически отсутствует

- очень слабое

- умеренное: я не против, но желательно не сегодня

- достаточно сильное

- очень сильное: есть желание приступить прямо сейчас

Теоретически сумма баллов может колебаться от 5 (наихудшее состояние) до 25 (наилучшее состояние). Так как опросник не относится к категории стандартизированных диагностических методик, мы лишь условно можем выделить общие градации состояния, однако для работы над собой они вполне подойдут:
5 - 10 баллов - состояние неудовлетворительное
11-15 баллов - состояние удовлетворительное
16-20 баллов - состояние хорошее
21-25 баллов - состояние отличное
Вы оценили уровень вашего "функционального состояния" как музыканта-профессионала. Иными словами, вы определили, насколько продуктивно и легко вы можете "функционировать" в данный момент, выполняя вашу работу. Если ваше состояние хорошее или даже отличное, то последующие диагностические методики вы можете пропустить (или выполнить их просто из интереса). Если же ваше состояние плохое, то, возможно, вам следует поглубже узнать его причины. В этом вам, в частности, помогут приведённые ниже две диагностические методики, направленные на исследование уровня тревожности: ситуативной (как состояние в данный момент) и личностной (как устойчивая характеристика человека). Методики разработаны Ч.Д. Спилбергером (США). Автор русскоязычной адаптации - Ю.Л. Ханин.
Личностная тревожность - это склонность человека воспринимать окружающий мир и многочисленные ситуации в нём как угрожающие, опасные. Человек реагирует на такие ситуации состоянием тревоги. Повышенная личностная тревожность может привести к эмоциональным срывам и даже психосоматическим заболеваниям.
Ситуативная тревожность проявляется как напряжение, нервозность, беспокойство, излишняя суета. Очень высокая ситуативная тревожность может вызвать нарушение внимания, координации, речи.

Шкала личностной тревожности


(Спилбергер - Ханин, 1976)

Инструкция: Прочтите внимательно каждое из приведённых ниже утверждений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в последнее время.


Утверждения

Вовсе нет

Пожалуй так

Верно


Совершенно верно
1. Я испытываю удовольствие

1

2



3

4
2. Я обычно быстро устаю

1

2

3



4
3. Я легко могу заплакать

1

2



3

4
4. Я хотел быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3



4
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2



3

4
6. Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3



4
7. Я спокоен, хладнокровен, собран

1

2



3

4
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3



4
9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2



3

4
10. Я вполне счастлив

1

2

3



4
11. Я принимаю всё слишком близко к сердцу

1

2



3

4
12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3



4
13. Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2



3

4
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3



4
15. У меня бывает хандра

1

2



3

4
16. Я доволен

1

2

3



4
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2



3

4
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3



4
19. Я уравновешенный человек

1

2



3

4
20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3



4

Показатели личностной тревожности подсчитываются по формуле:


ЛТ = ? (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) - ? (1,6,7,10,13,16,19) + 35
Другими словами, необходимо сложить баллы по пунктам, заключённым в первую группу (2,3,4....20), а затем отнять сумму баллов по пунктам, заключённым во вторую группу (1,6,7....19), после чего прибавить 35
Полученные результаты интерпретируются так:
До 30 баллов - низкая тревожность;
31 - 45 баллов - умеренная тревожность;
выше 45 баллов - высокая тревожность.

Шкала ситуативной тревожности


(Спилбергер - Ханин, 1976)

Инструкция: Прочтите внимательно каждое из приведённых ниже утверждений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящий момент.


Утверждения

Вовсе нет

Пожалуй так

Верно


Совершенно верно
1. Я спокоен

1

2



3

4
2. Мне ничто не угрожает

1

2

3



4
3. Я нахожусь в напряжении

1

2



3

4
4. Я испытываю сожаление

1

2

3



4
5. Я чувствую себя свободно

1

2



3

4
6. Я расстроен

1

2

3



4
7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2



3

4
8. Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3



4
9. Я встревожен

1

2



3

4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3



4
11. Я уверен в себе

1

2



3

4
12. Я нервничаю

1

2

3



4
13. Я не нахожу себе места

1

2



3

4
14. Я взвинчен

1

2

3



4
15. Я не чувствую скованности, напряжённости

1

2



3

4
16. Я доволен

1

2

3



4
17. Я озабочен

1

2



3

4
18. Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3



4
19. Мне радостно

1

2



3

4
20. Мне приятно

1

2

3



4

Показатели ситуативной тревожности подсчитываются по формуле:


СТ = ? (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) - ? (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50
Полученные результаты интерпретируются так же, как и в предыдущем тесте:
До 30 баллов - низкая тревожность;
31 - 45 баллов - умеренная тревожность;
выше 45 баллов - высокая тревожность.

Данные тесты отражают показатели, имеющие "вкрапления" во все основные личностно-профессиональные музыкантские проблемы. Факторы тревожности естественным образом сопряжены с самочувствием и стрессоустойчивостью. Неуверенность в себе, проблемы общения и самовыражения также во многом связаны с показателями тревоги.


Мотивационная проблема, пожалуй, здесь единственная стоит особняком в силу своей сложности и высокого уровня обобщённости. Однако, как показывают наши исследования, тревожность и профессиональная мотивация также оказываются взаимосвязаны. Во всяком случае, согласно полученным нами результатам, позитивные изменения в мотивационной сфере прямо взаимосвязаны со снижением уровня тревожности, причём на уровне статистической значимости.
Психологические проблемы современного музыканта-профессионала (впрочем, как и большинства современных людей, живущих в условиях постиндустриального, информационного общества) принимают самые разнообразные обличья. Как правило, человека беспокоит что-то одно (например, постоянное раздражение или отсутствие энергии), но сущность проблемы оказывается намного шире и многообразнее.
Рассмотрим, в частности, проблему утомления. Обычно "утомление" трактуется как состояние "усталости", субъективно переживаемое человеком. Да, переживание усталости действительно является одним из компонентов утомления. Но помимо него существует масса других компонентов, на которые мы обычно не обращаем внимание, хотя именно они нередко сигналят о наступлении утомления и являются "призывом" нашего организма прекратить работу и отдохнуть.
Симптомы утомления проявляются на нескольких уровнях. На поведенческом уровне мы начинаем совершать больше ошибок, производительность труда снижается, мы начинаем работать медленнее (или, наоборот, быстрее, но хаотичнее), совершаем лишние ненужные действия. На физиологическом уровне симптомы утомления связаны с изменениями в динамике нервных процессов: они становятся более инертными, затрудняется выработка условных связей, страдает функционирование вегетативной нервной системы, связанной, как известно, с жизнеобеспечением деятельности внутренних органов: пищеварением, кровообращением, дыханием и т.п. Человек начинает плохо выглядеть, активизируются симптомы хронических заболеваний. На психологическом уровне происходят изменения в области внимания, памяти, мышления, эмоциональной и мотивационной сферы. И, наконец, на рефлексивном уровне мы обнаруживаем то, что называется комплексом субъективного переживания усталости: устал, утомился, хочется отдохнуть, поскорее закончить работу и т.п.
Во многих культурах современного цивилизованного мира именно переживание усталости человек довольно быстро научается подавлять, как бы "не чувствовать" его. С детства мы усваиваем призывы "не сиди без дела!", "займись чем-нибудь!", "почему ты бездельничаешь!". В дальнейшем необходимость содержать себя и свою семью заставляет человека с утра до вечера работать в нескольких местах. В результате мы привыкаем постоянно быть "при деле" и воспринимать необходимость отдыха, "безделья", как крайнюю меру. Разумеется, человек, начинает гнать от себя любые переживания усталости, так как необходимость обязательного выполнения работы оказывается сильнее. Более того, в сознании многих людей, особенно женщин, присутствует подспудная мысль о постыдности отдыха (это же безделье!), о его недопустимости. Многие люди позволяют себе отдохнуть, лишь заболев. Однако в этом случае они зачастую не видят связи между болезнью и утомлением, объясняя своё заболевание иными причинами.
Важно помнить, что утомление не обязательно распознаётся как усталость.
Следующий опросник поможет вам определить общий уровень утомления, обратив внимание на его симптомы. Перед тем, как отвечать на вопросы, задайте себе временные границы: вы можете оценить как своё нынешнее, актуальное состояние в данный момент, так и общее состояние за какой-либо промежуток времени (например, за последние 2-3 недели).

Как я себя чувствую?


Субъективная оценка состояния утомления

Прочтите, пожалуйста, приведённые ниже описания симптомов и оцените степень выраженности каждого из симптомов в трёхбалльной системе:


0 баллов - симптом практически отсутствует
1 балл - симптом встречается редко или слабо выражен
2 балла - симптом ярко выражен, доставляет значительное беспокойство

Меня беспокоят головные боли

Чувствую сонливость в дневное время

Чувствую вялость в теле

Хочется двигаться, когда надо долго сидеть (на работе, в транспорте)

Не могу найти позу при сидячей работе

Мне скучно

Мысли "бегают", не могу сосредоточиться

Меня посещают "дурные" беспокойные мысли

Хочется завершить работу раньше срока

Испытываю непонятное или неадекватное раздражение

Чувствую усталость

Случаются ошибки, описки, оговорки

Совершаю лишние действия, лишние движения

Из головы вылетают важные вещи - забываю имена, названия, что-то сделать

Беспокоюсь: "выключен ли чайник?" ("закрыта ли входная дверь"? и т.д.)

Чувствую излишнее возбуждение

Плохо выгляжу



Плохой сон (вечером долго не могу заснуть, бессонница посреди ночи и т.д.)
Теперь подсчитайте общую сумму баллов. Теоретически она может колебаться от 0 до 36. 0 баллов означает полное отсутствие утомления, 36 баллов - сильнейшее переутомление.
Теперь определите ваше положение на шкале утомления. Данный опросник не является стандартизированной диагностической методикой, поэтому мы не можем указывать "стандартные" границы слабого, среднего или сильного проявлений утомления. Приблизительные же границы выглядят следующим образом:
0 - 12 баллов - слабое утомление
13 - 24 балла - среднее утомление
25 - 36 баллов - сильное утомление
* * *
Причины утомления коренятся не только в "запрете" человека на полноценный отдых. Большинство современных людей просто "не умеет" отдыхать, не знает, как организовать отдых, что делать (или не делать) при этом. Цель отдыха - восстановление оптимальных функциональных состояний, обретение жизненного тонуса, работоспособности.
Задайте себе вопрос: как Вы отдыхаете? Что делаете во время отдыха?
А теперь ответьте на другой вопрос: действительно ли Вы отдыхаете? Помогают ли Вам Ваши действия полностью справиться с утомлением? Если нет - задача ещё не решена и требует дальнейшей проработки.
Один из "секретов" полноценного отдыха - уравновешивание энергий поведенческого, психологического, физиологического и рефлексивного уровней нашего человеческого существа. Выше было сказано, что утомление может присутствовать на любом из этих уровней. Обычно какой-то уровень "загружен" сильнее, чем остальные. Работая с опросником симптомов утомления, вы, наверняка, обратили на это внимание. Поэтому важно своевременно восстанавливать баланс уровней, например, "переключаться" с интеллектуальной работы на двигательную активность (прогулка, уборка комнаты) или на "телесные" практики (приятная ванна, дыхательная гимнастика, аутотренинг и т.п.). Способы эти общеизвестны.
Ещё одна из причин утомления - глобальная информационная перегрузка. Мы оказались не готовы к тем потокам информации, которые ежесекундно обрушиваются на нас. В большинстве своём люди не способны с ними справляться без ущерба для собственного самочувствия. Прежде всего потому, что разрывается базовая цепочка мировосприятия человека, нарушается единство когнитивного, аффективного и волевого компонентов контакта с миром. Когнитивный компонент (думаю, получаю и анализирую информацию), аффективный (переживаю, эмоционально реагирую) и волевой (действую, прилагаю собственные усилия для изменения ситуации) должны существовать воедино, выпадение какого-либо звена цепи зачастую создаёт колоссальное напряжение. Получив информацию, человек, так или иначе, эмоционально на неё реагирует, чтобы потом действовать в соответствии с необходимостью.
Представим себе нашего предка, живущего, допустим, в эпоху средневековья. Какая информация была для него реальна и значима? То, что происходило непосредственно вокруг него (безусловно, человек получал сведения и из далёких мест, но это были лишь "показания, основанные на слухах", человек не был свидетелем происходящего). Допустим, человек получает негативную информацию (горит чей-то дом). Переживая данную ситуацию, он незамедлительно реагирует и начинает действовать (тушит пожар, помогает соседу-погорельцу). Ситуация завершена.
А теперь обратимся к нашему времени. Благодаря телевидению и другим средствам коммуникации мы становимся свидетелями массы событий, на которые не можем отреагировать. Мы получаем информацию, переживаем, но по понятным причинам не способны действовать (мы не можем принять участие в устранении последствия какой-либо негативной ситуации на другом краю Земли). Мы не можем, также, и "отгородиться" от поступающей информации (навсегда выключить телевизор и превратиться в отшельника - не выход). Как быть? Общезначимых "рецептов" пока не существует. Возможно, единственный выход - знать о существовании данного источника перегрузки, ещё более бережно относиться к своему самочувствию и ещё более пристальное внимание уделять работе по восстановлению своих функциональных состояний.

страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 11 страница 12


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019