zaeto.ru

Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Педагогический опыт

воспитателя детского дома

Упаловской Натальи Васильевны

«Портфолио как новая форма оценки личности

достижений школьников»

Архангельская обл.,

г. Сольвычегодск

ГБОУ АО «Сольвычегодский

детский дом № 2»

Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно ставить более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебных достижений (портфолио).

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказания помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

•Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

•Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения самообучения;

•Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки в дальнейшем – профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным.

В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.



«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Преимущества данного варианта: итоговая балльная система делает портфолио этого типа действенным механизмом определенного образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимым состовляющим этого рейтинга. Ограничения данного варианта: портфолио данного этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческий, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Преимущества данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника свой конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде тестов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочего.

Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложенность формализации и учета собранной информации.

На основании предложенных вариантов портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Разработано 2 варианта «портфолио»: для учащихся начального и среднего звена обучения. В начальных классах лучше назвать его «Дневником (или папкой) достижений». Модель для начального звена не содержит «Портфолио отзывов», но зато содержит более информативный для изучения личности ребенка раздел – «Мой портрет».

Вариант индивидуальной накопительной папки: «Мой дневник достижений»

Цель:

•Фиксация своих достижений в жизни;



•Повышение образовательной активности и мотивации учащихся к достижению высоких результатов в обучении;

•Формирование позитивного самоотношения.

«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс.

Для положительного самоотношения крайне важен успех. Задача учителя – помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.



На каждого ребенка можно завести тетрадь или папку его достижений и регулярно заполнять вместе с ним, как минимум, в течении года. Это поможет детям доводить самые сложные дела до донца и выработать внутреннюю последовательность в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018