zaeto.ru

Проблемы личности в социальной психологии

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6


ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ?


Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности. Что же это за процесс?

Сам термин “социализация личности”, как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования. В разных словарях и в разных публикациях, в зависимости от специализации авторов, излагаются самые разные версии. В современной отечественной социальной психологии вместе с термином “социализация личности”, нередко в качестве его синонима, выступают термины: “формирование личности, воспитание личности, становление личности ” и другие. Иногда три последних термина действительно адекватно передают некоторые оттенки социализации человека, но только некоторые, и при этом захватывают (привносят) некое свое, собственное содержание, которое к обсуждаемому процессу имеет лишь косвенное отношение или, в лучшем случае, сопровождающее исследуемое явление. Например, понятие “формирование личности” представляется действительно более широким, чем социализация, которая характеризует лишь некоторые особенности формирования активно вступающего в жизнь субъекта деятельности. Понятие “воспитание личности” - содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, в котором могут быть использованы и элементы социализации. И наконец, ”становление личности” характеризует, прежде всего, самоактивность личности, ее субъектную социализацию, формирование в себе определенных черт, а также процессы самовоспитания.

В свете сказанного, есть надежда на то, что читатель не задаст вопроса, который иногда приходится слышать на лекциях: а зачем вообще этот иноязычный термин? И в самом деле, зачем? Как видим, ни один из трех последующих терминов не раскрывает его полностью и даже не уточняет некоторых составляющих элементов.

Г.М. Андреева, не критикуя употребление термина “социализация”, интуицией улавливает, “что это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей” и т.д..

Одновременно “социализация” - это не традиционная гоминизация Л.С. Выготского, - утверждает Г.М. Андреева, - который спорил с Жаном Пиаже против изображения ребенка как существа, которому предстоит пройти путь “гоминизации”. Как известно, Л.С. Выготский считал, что, родившись, человек уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т.п.

На взгляд Г.М. Андреевой, “социализация” ближе к развитию личности, чем к воспитанию.

Мы не возражает против введения в контекст социализации еще и термина (понятия) “развитие личности”, хотя последнее понятие полностью перекрывается понятием “формирование личности”. Что же касается “воспитания”, частично этот вопрос уже рассмотрен, а возводить “китайскую стену” между понятиями, традиционно существующими в разных общественных науках бессмысленно. Корректнее употреблять в каждом конкретном случае наиболее адекватный термин, обозначающий понятие, которое в данный момент рассматривается! Например, если во взаимоотношениях личности - объекта и субъекта социализации последним выступает конкретный человек - речь должна идти о воспитании. Если же в этой паре второго субъекта представляет какой-либо институт (естественно, социальный) или общество в целом, то речь, скорее, может идти о социлизации, хотя имплицитно здесь тоже будет присутствовать и воспитание.

Но заглянем. все-таки, в словари...

В различных психологических и социологических словарях слово “Социализация” определяется, хотя и похоже, но по-разному.

Так, в “Психологическом словаре” АПН СССР, вышедшем в 1983 году под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., читаем:

“Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте”.

В другом, тоже психологическом словаре, вышедшем в 1985 году под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, термин “социализация” объясняется как “исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта”.

В первом случае, социализация понимается как весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация здесь относится к тем процессам. посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом...

Определенное значение для процессов социализации, бесспорно, имеет общественное воспитание.

По другому словарю, социализация может протекать как в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия... (у пьяниц - дети непьющие, у общественно пассивных - активные социально).

Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей”.

В “Кратком словаре системы психологических понятий” К.К. Платонова тоже есть термин “социализация”. Читаем: “Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства.

Процесс, обратный “социализации личности” - ее десоциализация как проявление ее деградации”.

И, наконец, в “Словаре прикладной социологии”

“Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности...

Вне включения человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен”.

Давайте, подведем итог. На основании всего прочитанного и обсужденного выше, социализацию личности можно и должно рассматривать как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собою одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности.

Социализация - явление чрезвычайно многообразное, непременно активное и фактически непрерывное, продолжающееся всю жизнь конкретной личности. Социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно не социализированной в другой. Сегодня ярче всего это проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.

Социализацию личности нельзя путать с адаптацией личности. Последняя является непременным, но всего лишь элементом первой.

Согласно пониманию Т. Шибутани, социализация - это освоение конвенциальных норм группы. Социализированная личность способна участвовать в согласованных с группой действиях на основе конвенциальных норм, а такие нормы, как известно, в каждой группе свои, по крайней мере, многие.

Нельзя не заметить, что каждая конкретная личность (а конкретный индивид становится ею в процессе социализации) не просто усваивает социальный опыт (конвенции) группы, но в силу индивидуальных особенностей психики, субъективно преобразовывает их в собственные социальные установки (аттитюды), в социальные ожидания (экспектации), ценностные ориентации и т.п. Эти последние предполагают некоторое преобразование “чужого” опыта.

При подобной интерпретации социализации личности все согласуется с естественно- научным пониманием субъекта деятельности, как субъекта общественных отношений, который последовательно, а иногда и одновременно усваивает социальный опыт общества, а потом и сам воздействует (на общество) через собственную деятельность.

Теперь становится понятным, что социализация личности начинается с первых дней рождения человека и продолжается всю жизнь.


ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ СФЕРЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Как правило, в литературе выделяются три сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер может быть охарактеризована как область обретения, расширения и умножения социальных связей личности с ее внешним и внутренним миром. В каждой из них осуществляется одновременно и расширение, и усложнение многослойных и многозначных социальных связей.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, “каталог” своих деятельностей. Осваивает новые и новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей. Происходит выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс - определенное центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности.

Отсюда, - прикладное значение всех этих теоретических посылок для целей профориентации в широком смысле. (Принято считать, что, чем больше видов деятельностей освоит человек, тем безошибочнее выделит он центральную ось своей деятельности). Но это, конечно, вопрос, может быть и все наоборот: концентрация внимания и усилий в раннем возрасте на одной деятельности - углубит и расширит возможности в других видах (при общей одаренности человека).



Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие и взаимооценка) - в контексте социализации получает некоторое расширительное толкование. Социализация связана с деятельностью и, априори, умножает связи общения. Более того, Личность в общении как сфере социализации приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи).

К сожалению, конкретных исследований в этом плане мало. Детально исследованы только некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возрасты. Другие возрастные стадии не изучались, и это связано с самим отсутствием стадий социализации в теории.



Самосознание. В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его “Я”. Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. “Я” и мое отношение ко всему, что вокруг моего “Я”. Осознаю, что идея бога - это не от реальности, а от внутреннего личностного отношения.

Каким образом включается человек в различные социальные группы? Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать, а, следовательно, и количество связей общения?

Множество теорий, концепций рассматривают в психологических науках проблему самосознания.

Как известно из общей психологии, образ “Я” определяется (рассматривается) в зависимости от концепции личности, которую разделяет или провозглашает конкретный исследователь.

И, тем не менее, следует признать, что развитие самосознания в ходе социализации личности - это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Процесс социализации - это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Принципиальный вопрос: происходит ли социализация личности в зрелом возрасте? В принципе, все наше рассмотрение проблемы в данной книге подводит к позитивному ответу на данный вопрос. Но в каждом конкретном случае многое зависит от тех трех сфер жизни, которые мы тоже обсуждали, от менталитета группы, в которой оказывается конкретный человек. Тут важны этнические традиции, социальные условия обеспечения старости, инвалидности и т.п.

И, все-таки, немало оснований полагать, что любому человеческому индивиду есть что усваивать из социального опыта окружающей Среды, из менталитета, наконец...

Можно с уверенностью утверждать, что, пока в человеке “теплится” хоть какая-то социальная активность, процесс социализации его личности продолжается.

Еще в 1970 году известная отечественная “социологиня” Н.В. Андреенкова заявила о том, что социализация личности происходит в ходе трех стадий жизнедеятельности человека: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. У нее свои два этапа: 1) ранняя - от рождения до поступления в школу; 2) стадия обучения, включающая весь период юности до окончания школы.

Далее в литературе - двоякое освещение. Студенчество - одна из важных социальных групп нашего общества и проблемы социализации этой группы крайне важны. (Сейчас много работ по адаптации студентов и становлении личности: Р.Л. Мугинов и В.В. Новиков (1991); В.В. Марченко (1996) и др.).

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека. Мы выдвигаем идею продолжения социализации до конца жизни, по крайней мере. именно трудовой деятельности. В самом деле, важнейший аспект социализации - воспроизведение социального опыта, его творческое преломление и применение (с расширением, нередко) происходит именно в этот период (Р.Л. Мугинов, Г.М. Мануйлов, А.Т. Ивашов и др.). Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

К сожалению, традиции теоретических исследований социализации в этот период практически отсутствуют. Но еще Б.Г. Ананьев, убежденно говорил о том, что развитие личности, а, следовательно, и социализация ее продолжаются всю жизнь... “Психологической окаменелости Клапареда нет и быть не может...”. Эту мысль высказал и А.А. Бодалев в своей статье об акмеологии, которую мне удалось издать на русском и английском языках в книге “Психологический пульс современной России” [М.-Ярославль, 1997].

При таком утверждении открывается бездна возможностей для построения междисциплинарных исследований в содружестве с социологией, педагогикой, психологией труда и т.д.

Послетрудовая стадия представляет еще более дискуссионную проблему. Если вспомнить Б.Г. Ананьева. то социализация должна идти до конца дней индивида. В современных условиях, когда пенсионеры не только адаптируются к новым условиям их жизни, социализируясь в новой своей роли, а безработные нередко и начинают новую социальную роль в качестве трудящегося: меняют профессию, расширяют рамки своих прежних возможностей. Широко известны пенсионеры - наставники молодежи, народные художники, писатели, артисты, “самодельщики-изобретатели” и т.д.

Социальная психология сейчас в долгу перед обществом, в том числе, и неразработанностью проблемы социализации личности в послетрудовой стадии жизни человека.

Однако раздаются голоса, протестующие против употребления термина социализация для этого периода, ибо исследователи не видят усвоения социального опыта и, тем более, его воспроизводства. Даже если такое и часто встречается, то, все равно, это лишь частный случай!...

Крайняя точка зрения - “десоциализация”, которая будто бы наступает за завершением процесса социализации. Ставится вопрос об изменении типа активности личности в этот период.

Думаю, надо согласиться с теми, кто говорит о том, что проблема имеет право хотя бы на обсуждение. Целесообразно ли вообще рассматривать послетрудовую стадию социализации? У меня в этом плане сомнений нет - обязательно! Даже, если это и просто продолжение трудовой стадии...

Для развития личности (а не только ее становления) небезразлично, через какие группы она входит в социальную среду. Высший уровень развития группы - коллектив - по-новому задает содержание тех процессов, которые составляют жизнедеятельность группы. А незрелые группы? А антиобщественные группы? А длительные пребывания в группах любых других характеристик? (Выпущенные из мест заключения, пенсионеры и т.д., которым на Западе уделяется больше внимания). Как все это сказывается на социализации личности?

Сложный вопрос! Полагаю, что решение его непосредственно и опосредованно, во многом зависит от той сферы, которая называется самосознанием личности.

Институты социализации

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, безусловно, оказывает воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно, или через группу: это нормы, ценности и знаки. Не будем спорить о том, что нормы и ценности усваиваются при помощи знаков и знаковых систем (Рассмотрим это как-нибудь особо...).

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей (они выступают трансляторами социального опыта), называются институтами социализации. Термин “институт” используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в ходе развития общества форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации - семья, дошкольные детские учреждения.

Но вот беда, в социальной психологии институт семьи все еще не получил достойного внимания, хотя в решении этой проблемы уже есть свои “классики”: С.И. Ерина, В.П. Левкович, В.В. Столин, Н.Н. Обозов, А.Л. Харчев и другие.

С “дошкольным институтом” - совсем плохо. Даже “Институт школы” (Я.Л. Коломинский, А.С. Чернышов и их ученики) все еще рассматривается в контексте возрастной, а не социальной психологии.

Да, пока все это рассматривается (изучается)в пределах возрастной психологии! И, к сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, где бы была показана зависимость социализации от конкретного института социализации, в который включен ребенок.

Даже школа тоже не стала еще подлинным объектом междисциплинарных исследований. Многие “ученые” вообще не считают возможным доверять исследованиям в школе: “Маленькие дети - большие актеры” и т.д.

Известно, какое влияние на социализацию оказывает трудовой коллектив в самом широком смысле и диапазоне профессий!

Но и этот институт в качестве субъекта социализации изучался, а, тем более, изучается сегодня, недостаточно. Конечно, проблемы стабилизации коллектива, изучение причин текучести кадров, отхода людей в группы асоциального поведения, - крайне актуальны, но не модны! Практически не рассматривается и роль референтной группы - как субъекта социализации.

Недостаточно исследован вопрос о других институтах социализации: являются ли таковыми различные общественные организации, в особенности, в послетрудовой период? Например, советы ветеранов?

Иногда употребляется в литературе термин “эффект социализации”. Под этим термином понимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации. Сам Б.Г. Ананьев называл в качестве таковых образование социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, формирование определенных черт характера, в том числе социально-типичных и национально-типичных.

Вероятно, этот перечень можно расширять, но суть в том, что здесь выявляется очень важный аспект: включенность индивида в процесс социализации не только на уровне микросреды, но и больших социальных групп, в которых протекает жизнедеятельность личности.

При рассмотрении предмета социальной психологии говорилось о том, что в психологии социальной общности (когда общественная психология рассматривается как социальное явление) нет ничего, чего не было бы у отдельного человека. И наоборот.

Но вот мера (доля) представленности в индивидуальной психологии социально-типического до сих пор не определена, более того, вообще проблематична. А ведь она должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения.

Действительно, любой институт социализации постоянно ощущает на себе воздействие более широкой группы или общности через традиции, обычаи, образ жизни и т.д. Как конкретный институт может использовать это воздействие и как противостоять? Эти вопросы, особенно сегодня, не праздные!




страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020