zaeto.ru

Продолжить формирование общего понятия как одной из важных составляющих частей материальной и духовной части общества; формирование бережного отношения к культуре и музыкальному искусству своего народа

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Открытый урок на тему: <<Золотой век русской культуры>>.

Цели урока: продолжить формирование общего понятия как одной из важных составляющих частей материальной и духовной части общества; формирование бережного отношения к культуре и музыкальному искусству своего народа.
Развитие умений учеников: работа с опорным конспектом; музыкально – слуховой анализ; речевое развитие; расширение словаря и музыкального багажа; работа над пониманием ценностей художественного творчества; новое осмысление традиционных понятий.
Возможная личностно- значимая проблема: проследить отражение духовной атмосферы эпохи в творчестве наиболее талантливых ее представителей.

Задачи: -образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века;

- развивающие: повышать уровень познавательных способностей учеников; деятельное освоение материала; формировать музыкально-слуховые представления; формировать музыкальное мышление, повышать уровень самооценки учеников;

-воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Предварительная работа: разучивание с учениками хор <<Славься!>> из оперы М.И.Глинки <<Жизнь за царя>>; самостоятельная работа учителя истории.
Оборудование: портреты композиторов: П.И.Чайковского; М.И.Глинки; картины художников XIX века: В.Перова; В.Сурикова, магнитофон, СD, проигрыватель, ноутбук.

Музыкальный репертуар: 1. М.И.Глинка фрагмент из оперы: <<Жизнь за царя>>

  1. Трио Сусанина.

  2. Хор <<Славься>>.

  3. <<Руслан и Людмила>>.


2. П.И.Чайковский <<Вальс снежных хлопьев>> из балета <<Щелкунчик>>;<<Щелкунчик>>;<<Лебединое озеро>>;<<Евгений Онегин>>.

Основные понятия урока: <<золотой век русской культуры>>; <<могучая кучка>>.

Тип урока: интегрированный: история+музыка+художественные произведения.

План урока:

I. Вступительное слово учителя истории.

II. Работа с опорным конспектом по теме.

III. Музыкальная культура XIX века.

IV. Художественная культура XIX века.

V. Рефлексия.

VI. Список используемой литературы.

I.Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока - <<Золотой век>> русской культуры. Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня на уроке мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры и покажем связь между историческими событиями и произведениями культуры. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: <<Художественное изображение истории более научно и более точно, чем историческое описание>>.



Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение. 
В одном из произведений А.И.Герцен писал о русском народе, <<мощном и неразгаданном>>, который <<сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния – ответил через сто лет громадным явлением Пушкина>>.

Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен.

Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Именно это время. Называется золотым веком русской культуры.
XIX век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык. 

Если сегодня взять Державина предшественники, учителя Пушкина, то, несомненно, ощущается некая сложность в чтении их произведении, а когда берешь произведение Пушкина, несмотря на то, что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200-х лет чувствуется, читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.

В XIX веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и т. д. 

Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине XIX века видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), видим огромные явления в русской науке.

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры.

Особым свойством обладает музыка. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. А особенно во второй половине XIX века окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Русская культура получила всемирное признание, и мы должны гордиться этим.



Записываем основное понятие: <<золотой век русской культуры>>- это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык. 
II. Работа с опорным конспектом по теме: <<Золотой век>> русской культуры – XIX век.

Литература:

А.Пушкин; М.Лермонтов; Н.Гоголь; А.Грибоедов; Л.Толстой; И.Тургенев; Ф.Достоевский; Н.Некрасов.



Живопись:

В. Перов; В. Суриков и др.



Музыка:

М.Глинка - <<Руслан и Людмила>>; П.Чайковский - <<Евгений Онегин>>; <<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>.



III.Музыкальная культура XIX века.

Родоначальником русской классической музыки считается М.И.Глинка. Долг человека Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Народ- главный герой произведений, активное действующее лицо. Центрально место в творчестве Глинки занимают оперы <<Жизнь за царя>> и <<Руслан и Людмила>>.Именно от них в дальнейшем развивались две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.



Зачитывает доклад ученик 8 класса:<<О М.И.Глинки, его краткая биография>>.

Прослушиваем отрывок музыки: - <<Руслан и Людмила>>.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. В музыкальном творчестве 60-х годов XIX века ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о <<Новой русской школе>>,или как ее еще называли <<Могучей кучке>>.

Зачитывается доклад ученицей 8 класса: <<Краткая биография П.Чайковского>>.

Прослушиваем отрывки из произведений:<<Евгений Онегин>>;<<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>.Показываются слайды-портреты.

Записываем основное понятие: <<могучая кучка>>-это группа композиторов 60-х гг. XIX века, вошедшие в состав балакиревского кружка. Ведущее место занимал П.Чайковский.

Зачитывается доклад учеником 8 класса:<<Могучая кучка>>.

IV. Живопись.

Зачитывается доклад о В.Сурикове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография В.Сурикова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника.

Зачитывается доклад о Перове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография Перова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника.

V. Рефлексия.

Ребята, подумайте и ответьте на некоторые вопросы, после просмотра и прослушивания музыки:



  1. Стала ли ближе история, которую мы постигали на сегодняшнем уроке через искусство и музыку?

  2. Получилось ли соединить историю и музыку с художественными произведениями?

  3. Стала ли Вам ближе Родина?

  4. Опера <<Руслан и Людмила >>, назовите автора данного музыкального произведения.

  5. Назовите самых известных художников- портретистов XIX века. Вспомните наиболее известные портреты их кисти.

Таким образом, мы познакомились с шедеврами русской культуры, услышали нашу национальную музыку во всей ее красе, просмотрели художественные произведения русской культуры.

В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. 

Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. 
В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.  
VI. Список используемой литературы:


1. Валошин М. Лирики творчества. Л., 1988;

2. Ильина Т. В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989;
3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990;
4. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. М., 1989; 

5. Пушкин в русской философской критике. М., 1990; 

6. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. М.,1991. 

Домашнее задание:
§12(стр.127-130) пересказ; записи в тетради.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018