zaeto.ru

Программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории «Россия и мир в XX веке»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5




Рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории «Россия и мир в XX веке».

Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. 11 класс. М.; Просвещение, 2008.

Рабочая программа позволяет познакомиться с целями, содержанием, общей стратегией обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем обязательного стандарта, задаёт последовательность изучения материала.

Рабочая программа используется при тематическом планировании курса и является ориентиром в выборе учебников.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является переход на более высокий уровень исторического образования школьников. Критерием качества исторического образования в полной средней школе выступает степень овладения навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитие их коммуникативной культуры учащихся. Программа предполагает широкое использование межпредметных связей, особенно с обществознанием, не только в использовании учащимися понятийного аппарата, но и в формировании и развитии умений и навыков.

Основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на данной ступени реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение курсов происходит интегрировано, что определено авторской программой и соответствует учебнику.

Рабочая программа соответствует авторской программе и указанному учебнику.

ЦЕЛИ:


  • способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

  • углубить и развить знания по истории, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счёт проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;

  • помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.


Место предмета в Базисном учебном плане.

Соответственно действующему Базисному учебному плану на изучение история базового уровня в 11 отведено по два часа в неделю ( 68 часов)


Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;


уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература:
Данная рабочая программа ориентирована на учебник:

История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб. Для обраэоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А.А.Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011.



Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема Урока

Кол-во часов

Тип, вид урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание


Индустриальная модернизация традиционного общества (1900 – 1914 гг.)


1


Введение

в историю



1

Урок

изучения новых знаний.

Вводная лекция


Новейшая эпоха.

Проблемы периодизации новейшей

истории.

Россия в XX в.



Знать: отличительные черты Новей-

шей эпохи; варианты периодизации

истории России XX в.; критерии вы-

деления периодов в истории отдельных стран;



понятия: Новейшая эпоха, глобальность, международная интеграция. Уметь: объяснять, почему XX в. Называют переломным; высказывать свое мнение о том, какой рубеж начала Новейшей эпохи является более обоснованным и почему, в чем состоит значение быстрого технического прогресса для истории XX в.; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, анализировать; структурировать учебный Атериал в виде тезисного плана; работать с картой

Беседа; тезисный план,

работа с текстом учебника, с картой; понятийный аппарат, опорный конспект



Дискуссии

о понятии

«новейшая

история»


§ 1, вопросы


2


Мир

в начале XX

века


1

Комбини-рованный

урок


Государства и на-

роды на карте мира.

Научно-технический прогресс. Индустриализация. Монополистический капитализм. Изменения социальной структуры индустриального общества. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Модели ускоренной модернизации в XX веке


Знать: какие государства и в силу каких обстоятельств создали на протяжении Нового времени многонациональные и колониальные империи; последствия НТП в начале XX в.; признаки империализма; личности: Склодовская-Кюри, П. Кюри, Резерфорд, Планк, Бор, Эйнштейн, В. И. Ленин, Муцухито (Мэйдзи); понятия: национализм, республиканизм, парламентаризм, монархия, конституционная монархия, либерализм, демократия, каудильистские (олигархические) диктатуры, индустриализация, НТП, империализм, колониализм, модернизация, монополии, картель, синдикат, трест, концерн. Уметь: извлекать из таблиц необходимую информацию; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; характеризовать особенности политических режимов в странах Латинской Америки, объяснять, чем они обусловлены; показывать, в чем выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце XIX – начале XX в.

Работа с кар-

той, беседа,

понятийный

аппарат, рефераты, опорный конспект



Историки

о сущности

и периодизации научно-технической революции


§ 2, рефераты о научно-

технических открытиях, ученых



3


Страны Европы и США в 1900-1914 гг.

1

Урок изучения новых знаний. Урок-исследование

стол

Достижения и проблемы индустриального развития. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Консерваторы, либералы,

радикалы. Программные позиции

консервативных,

либеральных и радикальных партий.

Социальные ре-

формы. Национальный вопрос

Знать: почему монополии появлялись в конце XIX – начале XX века в странах, находящихся на разных уровнях экономического развития; противоречия и негативные последствия индустриального развития; суть проблемы определения задач рабочего движения в начале XX в.; личности: Рокфеллеры, Карнеги, Морганы, Тейлор, Форд, Черчилль, Рузвельт, Тафт, Клемансо, Бернштейн, Бебель, Либкнехт, Люксембург, Каутский, Дебс, Гомперс, Жорес, Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Гриффит; понятия: консерваторы, либералы, радикалы, феминистское движение. Уметь: извлекать из текста учебника необходимую информацию; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана, схемы; обсуждать проблемные вопросы; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; работать с картой; характеризовать миграцию населения по плану; разъяснять определение «США – «плавильный котел»» и причины его появления; анализировать взгляды Черчилля; характеризовать предпосылки феминистского движения; формулировать программные позиции консервативных, либеральных и радикальных партий; объяснять раздробленность и частые преобразования социал-демократических и социалистических партий

Беседа, работа с текстом учебника, схема, таблица, тезисный план, дискуссионные вопросы, понятийный аппарат; работа с картой; таблица «Программы консервативных, либеральных и радикальных партий»





§ 3-4, вопросы

4.


Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия

1

Урок изучения новых знаний. Проблемная лекция

Противоречия российской индустриализации. Особенности развития

сельского хозяйства. Ограничения

свободной купли-

продажи земли.

Российское законодательство в сфере

предпринимательской деятельности

Знать: особенности индустриальной модернизации России начала XX в.; черты аграрного общества, сохранившиеся в России;

понятия: индустриализация, предпринимательство, аграрное общество.

Уметь: устанавливать причинно-

следственные связи; выяснять, почему

крестьянская передельная община являлась тормозом в становлении индустриального общества; определять, какие цели преследовали ограничения в системе купли-продажи земли; высказывать свое мнение, оправданными ли они являются; выяснять, соответствовало ли российское законодательство требованиям экономического развития страны; извлекать необходимую информацию из текста учебника

Беседа, проблемные вопросы;

Структурирова-

ние

учебного материала, понятийный

аппарат; работа с кар-

той; схема «Экономическое развитие России в начале XX века»


Роль общины в жизни крестьянства. Отечественные

предприни-

матели конца XIX-начала XX

века


§ 5, вопросы,

эссе «Роль

России

в мировой

экономике

начала

XX века»

5.

Город

и деревня

России

в процессе

модерниза

ции




Урок практического применения знаний и умений.

Семинар

Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе.

Знать: в каких направлениях шли социальные процессы в западных странах в период модернизации; особенности российской модернизации, замедляющие процесс сословной нивелировки общества; характерные черты буржуазного менталитета; причины тормоза социальной модернизации;

понятия: модернизация, урбанизация, менталитет.


Беседа, проблемные вопросы; анализ документов; работа

с дополни-

тельной литературой,

понятийный аппарат

Самодержавие сословный

строй

§ 6-7,вопросы,

проекты

(темы выбирают

учащиеся)

6.

Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию.




Урок

изучения новых знаний.



Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства

Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск пословиц, отражающих отношение русских крестьян к богатству, власти, труду; работать с дополнительной литературой; устанавливать причинно-следственные связи; делать вывод об уровнях индустриальной и социальной модернизации России; определять, в чем заключалась опасность несоответствия этих уровней







7,вопросы.

7.


Право

и традиции

в российской

политичес-кой

системе

начала


XX в.

1

Урок

изучения новых знаний. Лабора-

торный

урок


Этапы формирования правового государства. Становление российского

парламентаризма.

«Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав

населения. Патернализм. Закон и традиции



Знать: характерные черты правового

государства; суть патернализма;

личности: Николай II, Зубатов;

понятия: правовое государство, гражданские права, патернализм, Сенат,

Синод.

Уметь: сравнивать, находить черты

сходства и отличия политических систем России и Западной Европы, патерналистской системы и правового режима; высказывать свое мнение по вопросам, можно ли Россию считать правовым государством, возможно ли совместить закон и традицию; работать с дополнительной литературой; составлять сравнительные таблицы, схему



Работа с текстом учебника, сравни-

тельные таблицы: «Политические

системы Рос-

сии и Запад-

ной Европы»,

«Патерналистская система и правовой режим»; схема «Правовое государство»; беседа, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами






§ 8, реферат «Николай II»,

эссе «Правовое самодержа-

вие»


8.


Противоречия формирования гражданского общества в России.

1

Урок

изучения новых знаний.

Проблемная лекция


Гражданское общество и российская

политическая традиция. Общественные организации.

Организации промышленников.

Женское движение.

Периодическая печать


Знать: элементы гражданского общества; роль добровольных общественных организаций в становлении гражданского общества; положение женщин в России; роль печати в становлении гражданского общества;

понятия: гражданское общество, феминистское движение.

Уметь: структурировать учебный материал в виде схемы, тезисного плана,

сравнительной таблицы; выявлять

противоречия между российской политической традицией и принципами

гражданского общества; находить отличие женского движения в России

от феминистского движения на Западе;

представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата


Беседа; тезисный план;

сравнительная таблица,

схема «Гражданское

общество»;

реферат «Николай II»,

понятийный

аппарат





§ 9, опорный конспект

9


Панорама российского оппозиционного движения начала XX века

1

Урок изучения новых знаний. Практикум

Рост оппозиционных настроений. Причины оппозиционных движений в России. Идейные течения, политические партии, общественные движения в России в начале XX века. Идея народничества. Особенности российской многопартийности. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. Программные установки и тактика ведущих политических партий

Знать: причины оппозиционного движения в России и популярности неонароднических идей; основные взгляды социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов, либералов;

личности: Ленин, Аксельрод, Засулич, Плеханов, Мартов, Кропоткин, Петрункевич, Милюков, Львов, Корнилов и др.;

понятия: оппозиция, социал-демократы, социалисты-революционеры, анархисты, либералы, неонароднические идеи. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; объяснять, почему в России первыми появились партии социалистической ориентации; анализировать документы; делать выводы; высказывать свое мнение; обсуждать проблемные вопросы; работать в группе; сравнивать; устанавливать, в чем заключалось различие российского и западноевропейского социал-демократического движения; давать свою оценку; работать со сравнительной таблицей

Беседа, работа с текстом учебника, проблемные задания, анализ документов; сравнительная таблица «Оппозиционное движение» («Политические партии конца XIX–начала XXв. групповая работа, схемы: «Социалистические (революционные партии»), «Социал-демократы», «Неонародники«Партия социалистов-революционеров, «Образование анархических групп», «Либеральные политические партии»




§ 10, сравнительная таблица «Политические партии конца XIX – начала XX века»


страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018