zaeto.ru

Программа учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» для специальности 050706 «педагогика и психология»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Вопросы для обсуждения:


  1. Наука как особый способ человеческой деятельности.

  2. О методологии науки, ее методологических уровнях.

  3. Основные направления методологии научного исследования. Типы научного исследования.

  4. Функциональная роль методологического знания.

  5. Понятие о методологии в психологии.

  6. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования.

  7. Основные этапы, понятия и категории исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов


  • Определите специфику и функции методологического психолого-педагогического знания в отличие от теоретического?

  • Определите отличие принципа от других нормативных категорий, в частности от требования?

  • Вам предстоит рассмотреть и мотивированно принять (или отклонить) предложение о дополнении методологических принципов психолого-педагогического исследования следующими положениями:

  • принципом проблемности целей, предмета и содержания исследования;

  • принципом открытости его проведения;

  • принципом конфиденциальности (фактов, результатов, рекомендаций).

  • Как можно говорить о принципе объективности, если исследование ведет человек, обладающий собственной позицией, предпочтениями, системой утвердившихся взглядов и ценностей?

  • В чем отличие общенаучных методологических принципов сущностного анализа и генетического анализа? В чем они пересекаются?

  • Попробуйте раскрыть связь между общенаучным методологическим принципом объективности и психологическим принципом единства сознания и деятельности.

  • Составьте глоссарий основных понятий психолого-педагогического исследования.



Литература


    1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С.7-10

    2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001

    3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984

    4. Методология и методы социальной психологии. – М., 1977

    5. Методология педагогических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972

    6. Методы исследований в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Корниловой. – М., 1998

    7. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л., 1980


Тема семинарского занятия №3. Классификация методов исследования и психометрические основы диагностики (4 часа)

Вопросы для обсуждения:


  1. Типы классификаций психологических методов исследования:

  • исторически сложившаяся система методов (методы интроспекции, экстроспекции, понимания);

  • классификация С.Л. Рубинштейна;

  • классификация Генчо Д. Пирьова;

  • классификация В.Н. Дружинина;

  • классификация Р.С. Немова;

  • классификация Р. Кеттэлла;

  • классификация Б.Г. Ананьева

  1. Понятия «исследование» и «диагностика». Основные понятия психодиагностики.

  2. Классификация психодиагностических процедур и их основание.

  3. Психометрические основы диагностики.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов


  • Определите критеальные основания различных классификаций психологических методов исследования.

  • Определите для себя наиболее удобную классификацию методов исследования и обоснуйте свой выбор.

  • Соотнесите понятия «исследование» и «диагностика»: какое из них наиболее шире и почему?

  • Соотнесите понятия «диагностическое исследование» и «диагностическое обследование»: в чем их принципиальное отличие?

  • Обоснуйте необходимость психометрики в современной психодиагностике.

  • Подберите стандартизированный тест (методику) и определите его психометрические свойства.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. – М., 1982

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С.11-17

  3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994

  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2000

  5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001

  6. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Корниловой. – М., 1998

  7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987

  8. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Р-н-Д: Феникс, 1996

  9. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 1997



Тема семинарского занятия №4. Логическая структура исследования (4 часа)
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о программе исследования. Этапы и процедуры разработки программы.

  2. Методический замысел и этапы исследования.

  3. Проблема и тема исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов





  • Объясните различия понятий: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация».

  • Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:

    • роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;

    • развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте;

    • проблемы школьной отметки;

    • отношения сотрудничества в педагогическом процессе.

  • Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось преодолеть; неудачи?

Литература:



      1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С. 17-20

      2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000

      3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994

      4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001

      5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001

      6. Краевский В.В. Методология психологического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1996

      7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000


Тема семинарского занятия №5. Объект и предмет исследования (4 часа)

Вопросы для обсуждения:


    1. Объект исследования.

    2. Предмет исследования



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов


  • Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

  • Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

    • коллектив педагогов и учащихся средней школы № 4 г. Тобольска;

    • процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

    • психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

    • зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

  • Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

  • формирование артистизма как элемента подготовки будущего педагога;

  • готовность к саморазвитию как цель образования;

  • использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

  • Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

  • педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской деятельности?

Литература:



      1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С. 17-20

      2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000



Тема семинарского занятия №6. Цель и задачи исследования. (4 часа)
Вопросы для обсуждения:

      1. Цель исследования.

      2. Задачи исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов





  • Можно ли считать деятельность целесообразной, если нет уверенности в правильности или реальной достижимости поставленной цели?

  • Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

  • Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?

  • Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой».


Литература:

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С.38-49



Тема семинарского занятия № 7. Гипотеза исследования. (4 часа)
Вопросы для обсуждения:


      1. Идея исследования.

      2. Замысел исследования.

      3. Гипотеза как теоретическое ядро исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов





  • Чем гипотеза отличается от концепции?

  • При каких условиях возможно заимствование для собственного исследования ужу сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?

  • Сформулируйте гипотезы к следующим исследованиям:

  • тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьника»;

  • тема: «Пути и средства дифференциации обучения».

  • Подвергните критическому анализу следующие гипотезы:

  • тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии».

Гипотеза исследования: Если обучение школьников решению геометрических задач будет производиться поэтапно, с последовательным завершением обработки необходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических знаний и приемов работы, то у учащихся будут сформированы умения и навыки самостоятельного решения геометрических задач, что повысит в целом качество обучения геометрии.

  • тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей».

Гипотеза исследования: Управление процессом обучения одаренных учащихся старших классов будет эффективным при условиях, если: используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип; в школе есть возможность для творческой самореализации старшеклассников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспечена исследовательская среда; используется проблемно-модульная технология управления процессом обучения.

  • Отнесите приведенные ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, к звеньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: проблема – исходные теоретические положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат.

Необходимо учить всех по достаточно сложным программам, и учить успешно.

Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.

Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый должен! победно!

Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создает для каждого «точку опоры».

Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, «тихого» опроса и других средств и приемов.

Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятельности как база для успешного образования и утверждения в жизни.


Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С. 17-20

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000

3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001

6. Краевский В.В. Методология психологического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1996

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000



Тема семинарского занятия №8. Использование метода наблюдения (2 часа)
Цель: выявить эффективность использования метода наблюдения при изучении состояния эмоциональной напряженности, определения психологических особенностей школьника и определения акцентуации характера.


страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019