zaeto.ru

Программа учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» для специальности 050706 «педагогика и психология»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Рекомендуемые темы исследования





  • Педагогические условия развития одаренных детей в процессе дошкольного образования.

  • Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса 6-7 лет.

  • Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста.

  • Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях.

  • Структура психологической готовности к школе детей 6-7-летнего возраста.

  • Особенности мотивации учения младших школьников.

  • Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка.

  • Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения подростка.

  • Формирование профессиональных интересов, склонностей и способностей у старшеклассников.

  • Роль неформальных структур в социализации молодежи.

  • Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

  • Влияние духовного мира учителя на формирование личности школьника.


Тематика курсовых работ


  1. Этические проблемы в известных психологических экспериментах.

  2. Возможности исследования вторичной информации для решения фундаментальных и прикладных проблем психологии.

  3. Современные прикладные психологические исследования.

  4. Проблема креативного мышления исследователя.

  5. Возможности современных телекоммуникационных средств и информационных технологий по поиску информации для исследования.

  6. Интернат как средство психологического исследования.

  7. Язык науки: цели использования и особенности применения в психологических исследованиях.

  8. Реализация принципа дополнительности в психологическом исследовании.

  9. Разносторонность подходов и эклектика в психологическом исследовании.

  10. Системно-ситуационный анализ психологического явления.

  11. Проблема взаимосвязи качественных и количественных исследований.

  12. Современные подходы к классификации методов психологического исследования.

  13. Основные требования к современным методам психологического исследования.

  14. Возможности и ограничения обсервационных методов.

  15. Возможности и ограничения экспериментальных методов.

  16. Возможности и ограничения диалогических методов.

  17. Возможности и ограничения методов анализов результатов деятельности.

  18. Проблемы экспериментального общения.

  19. Личность испытуемого в ситуации психологического исследования.

  20. Современные технологии сегментирования.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


  1. Понятие о методологии и методах психолого-педагогических исследований

  2. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований

  3. Понятие метода беседы в психологии. Принципы анализа ситуации проведения беседы

  4. Опрос как метод получения социологической и психологической информации

  5. Метод интервьюирования: история, сущность. Проблема субъективности результатов при проведении интервьюирования

  6. Классификация типов бесед в исследовании личности. Структура беседы

  7. Вопросы тактики проведения беседы, роли психолога и обследуемого в беседе

  8. Метод экспертной оценки в психолого-педагогических исследованиях

  9. Наблюдение: определение, объект и предмет наблюдения, правила для применения наблюдения

  10. Способы минимизации влияния наблюдателя на процесс наблюдения. Избирательность наблюдения

  11. Цели наблюдения. Программа наблюдения

  12. Запись наблюдений

  13. Дайте определение адаптации теста

  14. Технология адаптации тестовой методики: анализ заданий

  15. Основные этапы адаптации теста

  16. Расскажите о лингвистических аспектах адаптации теста

  17. Возможности адаптации зарубежных тестов

  18. Какие издержки адаптации тестов имели место в нашей стране в 60-е - 70-е годы XX века?

  19. Условия, определяющие эффективность психологического теста

  20. Дайте определение бланка обследования. Классификация бланков обследования

  21. Правила для разработки бланка обследования

  22. Дискриминативность заданий теста: определение, сущность.

  23. Дистракторы: определение, общая характеристика, значение в психодиагностике.

  24. Модераторы: определение, общая характеристика, значение в психодиагностике.

  25. Технология создания тестовой методики: определение количества заданий

  26. Технология создания тестовой методики: разработка заданий теста

  27. Технология создания тестовой методики: оформление теста

  28. Тестовые задачи: понятие, предъявляемые общие требования.

  29. Тестовые задачи: классификация, общая характеристика процесса создания.

  30. Тестовая искушённость: понятие, общая характеристика.

  31. Отсеивание: понятие, общая характеристика, значение в психодиагностике.

  32. Психодиагностический метод: понятие, основное содержание, содержание конкретных психодиагностических подходов.

  33. Номотетический и идиографический подходы в психологическом исследовании.

  34. Психодиагностический процесс: понятие, основное содержание.

  35. Характеристика этапа сбора данных психодиагностического процесса.

  36. Характеристика этапа переработки и интерпретации психодиагностического процесса.

  37. Характеристика этапа принятия решения психодиагностического процесса.

  38. Психодиагностические ситуации: понятие, классификации по А. Г. Шмелёву (1987).

  39. Психодиагностические ситуации: классификация и типология по В. Н. Дружинину (1990).

  40. Психодиагностическое обследование: понятие, общая характеристика, клинический и статистический подходы в переработке и интерпретации диагностических данных

  41. Примерные нормативы различных видов психолого-педагогического исследования

  42. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

  43. Психологическая оценка: понятие, общая характеристика.

  44. Психологический диагноз: понятие, основное содержание, значение для психодиагностического процесса.

  45. Психологический диагноз: ошибки диагностического процесса.

  46. Психометрический парадокс: понятие, основное содержание, виды (по М. Новаковской).

  47. Психометрия: понятие, общая характеристика.

  48. Инструкция психодиагностического исследования: определение, общие требования

  49. Заключение по результатам психодиагностического исследования: структура, основные требования при подготовке

  50. Заключение по результатам психолого-педагогического исследования как источник диагностической и прогностической информации

  51. Заключение по результатам психолого-педагогического исследования и выбор оптимальных путей психолого-педагогического воздействия на личность

  52. Тестовые нормы: понятие, классификация, общая характеристика.

  53. Область применения теста: понятие, сущностная характеристика.

  54. Параллельная форма теста: понятие, общая характеристика, значение в психодиагностике.

  55. Пилотажное исследование (в психодиагностике): понятие, сущностная характеристика, необходимый объём выборки.

  56. Тесты аппаратурные: понятие, общая характеристика.

  57. Тесты бланковые: понятие, общая характеристика.

  58. Тесты вербальные: понятие, общая характеристика.

  59. Тесты групповые: понятие, общая характеристика, достоинства и недостатки.

  60. Индивидуально-ориентированные тесты: понятие, общая характеристика.

  61. «Карандаш – бумага» тесты: понятие, общая характеристика.

  62. Компьютерные тесты: понятие, общая характеристика, достоинства и ограничения.

  63. Тесты личности: понятие, общая характеристика.

  64. Тесты объективные: понятие, общая характеристика.

  65. Тестовая тревожность: понятие, сущностное содержание, значение для психодиагностики.

  66. Трудность заданий теста: понятие, общая характеристика, значение в психодиагностике

  67. Установки на ответ: понятие, классификация, сущностная характеристика.

  68. Установки на ответ: значение для психодиагностики, возможные способы нейтрализации.

  69. Опросники: понятие, классификация, общая характеристика.

  70. Опросники биографические, опросники интересов: понятие, общая характеристика, возможные направления использования.

  71. Опросники личностные: понятие, классификация, общая характеристика, возможные направления использования.

  72. Опросники многомерные, опросники одномерные, опросники типологические: понятие, общая характеристика.

  73. Опросники мотивов, опросники состояний и настроений: понятие, общая характеристика, возможные направления использования.

  74. Опросники установок, опросники ценностей, опросники черт личности: понятие, общая характеристика, возможные направления использования.

  75. Опросники факторные, опросники эмпирические, опросники - анкеты: понятие, общая характеристика.

  76. Тест (в психодиагностике): понятие, классификации, общая характеристика.

  77. Теста заданий генеральная совокупность: понятие, общая характеристика.

  78. Теста стимульный материал: понятие, общая характеристика.

  79. Тестов стандарты: понятие, сущность.

  80. Тестовая батарея (батарея психодиагностических методик): понятие, общая характеристика, значение в психодиагностике.


Глоссарий


Анкетирование — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имею­щие место в группе респондентов.

Апробация — установление истинности, компетентная оценка и кон­структивная критика оснований, методов и результатов исследователь­ской работы, одобрения ее.

Артефакт (лат. arte искусственный, factus сделанный) — иска­женный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.

Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенно­сти личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мо­тивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.

Валидность (англ. valid пригодный) — характеристика исследова­тельской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Генеральная совокупность – множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой исследования.

Генетический метод — методологический принцип, требующий изу­чения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволя­ющий отследить их происхождение, этапы преобразования.

Герменевтика (греч. hermenetikos разъясняющий, истолковываю­щий) — совокупность методов познания и объяснения явлений и про­цессов, в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, об­ращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла.

Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утвер­ждения в качестве теоретического положения или его опровержения.

Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы опреде­ления степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, ме­тодик, педагогических проектов.

Достижений тесты — совокупность психологических тестов, ориенти­рованных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.

Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели; цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации. Побуждает студента к активной деятельности.

Замыселидея, связанная с представлениями о способах ее реали­зации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).

Идея — мысль о содержании и способах преобразования действитель­ности в направлении достижения желаемой цели, идеала.

Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, кото­рый позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и на­выков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Инновации педагогические — распространение в образовательной прак­тике педагогических новшеств и нововведений.

Инсайт — озарение, догадка, внезапное нахождение решения про­блемы, над которой долго думаешь в поисках решения.

Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.

Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в пси­хологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).

Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полу­ченных результатов, объяснению причин и условий, их породивших.

Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат пред­шествующего опыта.

Комплексный педагогический эксперимент — систематическая иссле­довательская работа по проверке нововведений с точным фиксировани­ем исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития.

Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических поло­жений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Кризис образования — состояние разбалансированности, затруднен­ного функционирования, нарушения стабильности и нормального раз­вития, составляющая кризиса социально-экономической структуры общества. Может быть переходным этапом к обновлению общества и образования.

Критериально-ориентированные тесты — методики, определяющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками мыслительных дей­ствий, которые необходимы и достаточны для выполнения определен­ных классов заданий.

Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Личностные тесты — совокупность психологических тестов, предна­значенных для выявления свойств личности человека.

Логика психолого-педагогического исследования — содержание и по­следовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить реше­ние поставленных задач.

Методология — наиболее общая система принципов организации на­учного исследования, способов достижения и построения научного зна­ния.

Моделирование (фр. моае1е — образец) — процесс создания моде­лей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существен­ные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследова­тельским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.

Мониторинг (лат. monitor предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в уме­нии человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предме­тов и явлений.

Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в си­стематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения.

Надежность теста — характеристика методики (теста), отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свой­ства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи дан­ной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов.

Новации педагогические — разработка таких прогрессивных образова­тельных систем, методик, технологий, образовательных программ, ко­торые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.

Нововведения педагогические — введение в практику обучения и вос­питания педагогических новаций их авторами или последователями.

Норма теста — это средний показатель (усредненная оценка) выпол­нения данного теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста. Тем самым устанавливается наличие пониженного или повышенного уровня развития изучаемого свойства.

Нормативно-ориентированные тесты — методики, ориентированные на определение среднестатистических норм, соответствующих результа­там большой совокупности людей и их принятие в качестве критериев оценки, и интерпретации результатов тестирования.

Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания.

Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психо­логические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Опытная педагогическая работа — специально организованная иссле­довательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.

Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения кото­рых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изу­чаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах эксперт­ных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.

Педагог-мастер — педагог, достигший высокой степени компетент­ности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы; зрелый и умелый педагог.

Педагог-новатор — автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений.

Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогиче­ские новации или инновации и позволяющий получать результаты, от­вечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий.

План научно-исследовательской работы – основной документ управления всеми процессами психологического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами.

Положительный педагогический опыт — опыт, позволяющий на осно­ве традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие со­временным требованиям.

Предмет исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Принципы методологические (лат. principium основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и прак­тическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда долж­ны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.

Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узло­вых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на кото­рые следует найти ответ.

Проблемная ситуация – состояние объекта исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Программа исследования – документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска.

Проективные тесты — совокупность психологических тестов, ориен­тированных на изучение личности и основанных на идее о механизмах проекции, т.е. осознанном и неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и со­стояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей.

Проектирование педагогическое — разработка проектов развития об­разовательных систем или учреждений, создание любых образователь­ных программ, методик, технологий.

Процедура исследования – последовательность приемов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой исследования.

Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного пре­образования человека или системы.

Развитие личности — одна из ведущих целей образования, становле­ние качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные от­ношения.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обо­сновывать правильность своих действий.

Способностей тесты см. интеллектуальные тесты.

Стратегия развития образования — общая руководящая линия, ориен­тиры и установки, направленные на достижение перспективных целей.

Тест (англ. test) — стандартизированное задание, позволяющее вы­явить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психоло­гии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анали­за способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.

Факт (nar.faclum) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать.

Формализация — такое уточнение содержания представления, кото­рое делает возможным и целесообразным использование математичес­ких средств исследования.

Функционирование образовательных систем, учреждений — выполне­ние функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависи­мая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.

Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образователь­ной системы или ее элементов в интересах человека, общества и госу­дарства.

Эксперимент (лат. expenmentum проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешатель­ства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и воз­можным изучение психических процессов через их проявления и реги­страцию соответствующих изменений в поведении человека.

Эксперимент генетико-моделирующий — см. эксперимент формирующий.

Эксперимент естественный — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых ус­ловиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.

Эксперимент лабораторный — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экс­периментирования и получения точных данных.

Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского ме­тода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики разви­тия психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятель­ности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. зав кафедрой

практической психологии

Остапенко Г. С.

«_____»______________2007 г.

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогического исследования»


  1. Определение и соотношение понятий методология, метод, методика,

процедура, техника исследований.

  1. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании.

  2. Проблема и проблемная ситуация.

  3. Особенности работы психолога на этапе постановки проблемы исследования.

  4. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования.

  5. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.

  6. Проблема выборочного метода в психологии. Основные понятия выборочного метода.

  7. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки.

  8. Виды наблюдения.

  9. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.

  10. Типичные ошибки и пути повышения качества данных наблюдения.

  11. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  12. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  13. Источники систематических ошибок в интервью. Специфика заочного (телефонного) интервью.

  14. Виды анкет. Структура анкеты.

  15. Виды вопросов, требования к ним. Композиция анкеты. Этапы построения анкеты.

  16. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода.

  17. Этапы обработки данных социометрического исследования: социоматрица, социограммы, социометрические индексы.

  18. Этические проблемы социометрии. Модификации социометрического метода.

  19. Виды документов. Общие особенности методов анализа документов.

  20. Способы оценки достоверности данных документов. Основные типы традиционного анализа документов, области использования, достоинства и недостатки.

  21. Процедуры и этапы контент-анализа.

  22. Специфика тестового метода в психологии. Основные группы тестов, наиболее широко используемые в психологических исследованиях.

  23. Области использования и специфика экспериментального метода.

  24. Виды экспериментов. Различные экспериментальные схемы (планы), их достоинства и недостатки.

  25. Этапы построения экспериментальной процедуры и способы ее описания.

27.Понятие, преимущества и ограничения качественных методов исследования.

28.Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психоло] педагогических исследованиях.

29.Понятия корреляционного, факторного и кластерного анализа.

30.Представление о статистических данных: графики, гистограммы, полигоны распределений.

31 .Общие представления о методологии как науки.

32.Теория, метод и методика, их взаимосвязь.

33.Основные категории психологии и педагогики.

34.Классификация методов исследования.

35.Исследование и диагностика.

Зб.Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.

37.Методы статистической обработки данных. Способы представления данны;

38.Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований.

39.Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.

40.Опрос и его виды.

41.Психосемантические методы.

42.Проективные методы.

43 .Метод анализа результатов деятельности.

44.Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.



45.Составление заключения практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

46.Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образована
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Смотрите также:





<< предыдущая страница        

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019