zaeto.ru

Рабочая тетрадь по педагогике

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6


Минусинский педагогический колледж

им. А.С. Пушкина.
Рабочая тетрадь

по педагогике.
Раздел 3 « Теория и технология воспитания ».

Студент _____________________________________________________________


_____________________________________________________________________
Составитель: Ильина Т.В.

преподаватель педагогики.

Табель успеваемости

Тема


Лек.

Семин.

Самост.

.


Прак.


Наб.

.


Кон.

Воспитание как педагогический процесс.



















Общие методы воспитания



















Формы организации воспитательного процесса.



















Формирование личности в процессе воспитания.



















Детский коллектив в процессе формирования личности.



















Классный руководитель в воспитательной системе школы.



















Социальное пространство воспитательного процесса



















Семья в системе социализации личности



















Мониторинг и диагностика воспитанности школьника.



















2006 г.
Воспитание как педагогический процесс.

План.

1.Основные педагогические понятия.

2.Сущность процесса воспитания.

3.Закономерности и принципы процесса воспитания.
Методический комплекс по изучению темы.

Лекция. «Воспитание как педагогический процесс».

Семинар. «Основные теории воспитания».

Практическая работа. Разработать несколько вариантов проверки знаний по данной теме.

Самостоятельная работа. Решение филворда.

Наблюдение. Просмотр отрывков из фильма «Доживем до понедельника».

Контроль. Письменно.

1.Основные педагогические понятия.
Воспитание
- это передача накопленного опыта от одного поколения другому.

Задание. Зачем нужно передавать жизненный опыт?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что передается от поколения к поколению и как?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.

Воспитание - это та часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности воспитателя

Задание. Чем отличается первое определение от второго?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком случае мы будем говорить о воспитании, используя первое определение, а в каком второе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития и формирования.

Задание. Чем третье определение отличается от второго? _____________________________________________________________________________

Какое определение одно из двух вам ближе и именно его вы будете брать за основу при изучении теории воспитания? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Процесс воспитания - это целенаправленная, организованная, деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы.

Задание. Задайте хотя бы один вопрос по определению, устно ответьте на него.

Например. Почему организованная? А во дворе общаясь со сверстниками, ребенок не подвергается воспитанию?

Ваши рассуждения по моему вопросу. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Сущность процесса воспитания.

Сущность - это смысл данной вещи данного явления.

Сущность процесса воспитания - это совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей. При этом сам человек не рассматривается как пассивное существо. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.

Рассмотрим процесс воспитания с разных позиций.

1позиция.

Воспитание рассматривается как понятие в широком и узком смысле слова.

В широком - это воздействие общества на личность, т.е. влияние макросреды.

Уровень развития производства. Например. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Политика и идеология. Например.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Средства массовой информации государства. Например.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Явления общественной психологии (слухи, мода, вера). Например.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздействие направлено на всех членов общества, группу или личность.

Воспитание рассматривается и в узком смысле слова. Это влияние микросреды.



Организация воспитательной работы в учебных заведениях. Например.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Воспитательное влияние семьи. Например.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Детские объединения и клубы по месту жительства. Например.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздействие направлено на личность или на небольшую группу.

Воспитание - это широкое педагогическое понятие, включающее в себя обучение, формирование, развитие, активную деятельность самой личности.



2 позиция.

Рассмотрим особенности воспитательного процесса.



Задание. Составьте таблицу «Особенности воспитательного процесса» используя учебники педагогики.

3 позиция.

Обратимся к структуре воспитательного процесса.



Задание. Озвучьте схему.

Цель
Задачи
Содержание
Деятельность воспитателя

(методы, приемы, средства взаимодействия)
Деятельность воспитанников

(мотивы, цели, формы, способы деятельности)
Результат совместной деятельности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
4позиция.

Какова же научная основа процесса воспитания, т.е. диалектика процесса воспитания.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, подвижности, изменчивости.

Диалектика процесса воспитания раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.



Задание. Приведите примеры по каждому противоречию.

Потребности личности и способы их удовлетворить. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
Притязания школьника и его возможности их реализовать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Расхождение между нормами и поведением окружающих людей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



.Вывод. Эффективность воспитательного процесса возрастет, если перечисленные противоречия будут своевременно решаться.

5позиция.

Нельзя обойти вниманием и психолого - педагогические основы процесса воспитания.



Задание. Расставьте стрелки, приведите примеры.

Формирование сознания воспитание чувств формирование поведения.

(понятия, суждения, (эстетические, (мотивы поведения, поступки,

убеждения, оценки) гуманистические) привычки).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
6позиция.

Специфика воспитательного процесса такова, что на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально - значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают аспекты:

*ценностно - ориентационный;

*отношенческий;

*мотивационный;

*эмоциональный;

*поведенческий.

Ориентация осуществляется на область чувств, эмоций, подсознания.

Результат воспитания - воспитанность личности - невозможность нарушения норм, ставших внутренним регулятором действий и поступков.


7позиция.

Педагог никогда не добьется успеха, если не будет представлять себе соотношение воспитания и развития в этом важном процессе.



Задание. Зарисуйте схемой данную ниже информацию.

  1. Воспитание отстает от развития. «Я это давно умею делать».

  2. Воспитание идет на уровне с развитием. «Сегодня я это смогу сделать сам».

  3. Воспитание ускоряет развитие «Я смогу сделать это сам, но с определенными усилиями»

  4. Воспитание тормозит развитие. «Я не смогу это сделать, даже если мне окажут помощь».

Приведите примеры на каждое высказывание из своего жизненного опыта. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Закономерности и принципы процесса воспитания.

Задание. Обратитесь к теме закономерности и принципы обучения и сравните определения, записанные в вашей тетради (обучения) и данные в учебнике или словаре о принципах и закономерностях воспитания. В чем разница? Что общего?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Заполните таблицу.

Название принципа

Содержание

Пример из жизни или литературы.



























































Задание. Приведите примеры на предложенные ниже закономерности воспитания.

  1. Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного протекания педагогического взаимодействия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Чем содержательнее и целесообразнее построена и организованна разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно - мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоциональная активность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно - двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по всей теме. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семинар.

Тема. Основные теории воспитания.

Цель. Учить работать с первоисточником, выбирать главное и делать краткие записи.

Задание. Заполните таблицу используя учебники педагогики любого автора.

Название теории

Автор

Суть.



























Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа.

Тема. Воспитание как педагогический процесс.

Цель. Учить студентов применять полученные на уроках знания в практической деятельности.

Рекомендации. Разработать несколько вариантов проверки знаний по данной теме.

Работать можно в группе или индивидуально.



Самостоятельная работа.

Тема. Воспитание как педагогический процесс.

Цель. Учить применять теоретические знания в процессе решения интеллектуальных задач.

Рекомендации. Решите филворд. Правильность решения проверьте у педагога.



к

н

а

у

в

н

а

у

л

ь

ч

е

ч

я

э

в

т

е

н

и

е

л

о

у

р

о

ц

я

ю

ц

п

р

л

е

а

о

и

в

а

о

л

к

н

н

а

р

г

ь

с

я

а

м

и

и

ч

е

1.Функция воспитания.

2.Овладение знаниями путем подражания и неосознанного усвоения.

3.Ожидаемый результат, какой - либо деятельности.

4.Одно из свойств категории воспитания.

5.Одна из теорий происхождения воспитания.

6.То, что определяют и закрепляют в отношении ребенка международная Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.

7.Один из приоритетов современного воспитания и педагогики во всех цивилизованных странах.

Ответ.


1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

Наблюдение.

Тема. Просмотр отрывков из фильма «Доживем до понедельника».

Цель. Учить студентов анализировать воспитательные ситуации, показанные в фильме.

Рекомендации.

Вопросы.


  1. Какое время в развитии государства показано в фильме?

  2. Какие приоритеты в воспитании господствовали в тот период в школе?

  3. Какие моменты из жизни школы, показанные в фильме, остаются актуальными и на сегодня?

  4. Какие проблемы школы подняты в фильме?

  5. Насколько верно решали проблемы школы, поднятые в фильме, его герои?


Контроль.

Тема. Воспитание как педагогический процесс.

Цель. Проверить усвоение полученных знаний студентами.

Рекомендации. За студентом остается право выбора варианта контроля.

Вариант № 1. Письменно. Номера вопросов будут разделены на 3 варианта.

Вопросы.

1.Что такое воспитание?

2.Что такое процесс воспитания?

3.В чем сущность процесса воспитания?

4.Какие существуют особенности воспитательного процесса?

5.В чем раскрывается диалектика процесса воспитания?

6.Каково значение личности воспитателя в воспитательном процессе?

7.Какова структура воспитательного процесса?

8.Каковы общие закономерности воспитательного процесса?

9.Нарисуйте схему психолого - педагогических основ процесса воспитания.

10.Каковы противоречия процесса воспитания?

11.Какие теории воспитания рассматриваются наукой педагогикой?

12.Какими принципами воспитания руководствуется современная система воспитания?

13.Какие требования предъявляются к принципам воспитания?



Примечание. На вопросы, которых нет в лекции, ответы можно найти в учебниках.

Вариант № 2.

Составить опорный конспект по теме: «Воспитание как педагогический процесс».



Вариант № 3.

Изложите тему в форме сочинения,приводя примеры и высказывая свою точку зрения по материалу темы.



Общие методы воспитания.

План.

1.Основные педагогические понятия.

2.Из истории вопроса.

3.Основные подходы к классификации методов воспитания

4.Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.
Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Общие методы воспитания».

2.Семинар Характеристика методов воспитания.

3.Практическая работа. Выпуск педагогической газеты.

4.Самостоятельная работа. Методы косвенного воздействия на учащихся.

5. Наблюдение. Анализ урока.

6. Контроль. Опрос в группах
1.Основные педагогические понятия.

Метод - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метод воспитания - это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прием - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средство воспитания - это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Из истории вопроса.

Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию в различные исторические эпохи. Например, в средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинение личности сложившимся устоям. Эти методы присущи всем авторитарным системам воспитания.



Задание. Приведите пример применения этих методов. Дайте оценку правильности на ваш взгляд выбора этих методов воспитания в той ситуации, о которой вы говорите.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С развитием капиталистических отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоятельному мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с другими людьми в различных группах и коллективах. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и другое.

Рассмотрим отношение классиков педагогики к методам воспитания. Например, Гербарт считал, что только методы авторитарного воспитания замечания, упрек, осуждение смогут сформировать маленького ребенка как личность. А методы формирования сознания надо использовать в старшем возрасте.



Задание. Как по - вашему прав ли Гербарт? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В России Миллер - Красовский в 1859 году издает книгу «Законы воспитания» где основными методами воспитания указаны принуждение и наказание. Этой же точки зрения придерживался Н.Д.Виноградов, который в своих трудах указывал, что методы педагогического воздействия (наказание, замечания, осуждение) основные в деле воспитания молодого поколения.

Спор по этому вопросу идет многие века. Примером тому служит мнение Ж..Ж..Руссо, который придерживался идеи гуманного воспитания. Его точку зрения разделяли Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий.

В России после октября 1917года были предприняты попытки к разработке новых подходов к методам воспитания. В частности А.С.Макренко не рекомендовал предъявлять требования, если педагог не уверен, что они будут выполнены.

Разработке методов воспитании посвящены работы И.Ф.Харламова, Н.И.Болдырева, Ф.Ф.Королева, Г.И.Щукиной и т.д.

3.Основные подходы к классификации методов воспитания.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.



Задание. В учебниках педагогики разных авторов найдите подходы к классификации методов воспитания. Сделайте записи двух на ваш выбор классификаций. Какая классификация на ваш взгляд приемлема для вас как будущего педагога? Почему вы так считаете?

4.Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания.

Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:


  1. Цели и задачи воспитания.

Задание. Приведите пример, когда задачи воспитания (на практике) определяли методы работы с детьми.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

3.Возрастные особенности воспитанников.

Задание. Покажите на примере как при одних и тех же задачах воспитания выбираются разные методы с учетом возраста .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

Задание.

Найдите в тексте смысловую ошибку. Исправьте ее.



5.Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Задание.

Приведите примеры методов воспитания вас как личности в связи с вашими индивидуальными особенностями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Задание.

Приведите примеры методов воспитания, которыми пользовались педагоги

на первом курсе и на третьем. Есть ли разница? можно ли это объяснить изменением взаимоотношений в группе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Уровень педагогического мастерства. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он хорошо знаком, которыми владеет.

Задание.

Какими методами воспитания лучше владеет ваш классный руководитель?

Приведите пример воспитательного воздействия на вас со стороны классного руководителя. И каков результат? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

Задание.

Приведите пример на один из озвученных подходов связанных со временем. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9.Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Задание. Вспомните один из эпизодов из фильма «Доживем до понедельника» и напишите, какой метод воспитания применил педагог, и что из этого получилось.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вывод по всей теме.

.Семинар.



Тема. Характеристика методов воспитания.

Цель. Углубить знания студентов по теме «Методы воспитания».

Рекомендации. Выберите один из вариантов и подготовьтесь к семинару.

Задание №1.

Используя схему, предложенную Г.М.Коджаспировой для характеристики групп методов воспитания (определение, задачи, основные методы, условия эффективности) подготовить выступление по одной из групп и привести пример из своей практики в школе.



Задание №2.

Используя таблицу П.Массена и Д.Коджера об эффективности поощрения привести примеры (6) на предложенные приемы.



Практическая работа.

Тема. Выпуск стенной педагогической газеты посвященной методам воспитания.

Цель. Учить студентов умению излагать свои знания по теме в разных вариантах (эссе, интервью, рассказ, сказка и т.д.).

Рекомендации. Работа выполняется в группах или индивидуально. Информацию располагают на листе ватмана и вывешивают на обозрение в фойе. Разделы, название, форма подачи материала обсуждается всеми участниками группы.

В рабочей тетради нарисовать эскиз газеты с заголовками и с формой подачи информации.







Самостоятельная работа.

Тема. Методы косвенного воздействия на учащихся.

Цель. Учить соотносить теоретические знания с практикой.

Рекомендации. Для знакомства с этими методами обратитесь к учебнику педагогики Л.Д.Столяренко. На каждый метод приведите пример из своего опыта или описанного в литературе (укажите источник).

Наблюдение.

Тема. Анализ воспитательного дела с позиции использования методов воспитания в воспитательном процессе.

Цель. Учить студентов анализировать воспитательное дело с позиции использования методов воспитания. Способствовать развитию таких профессиональных качеств как рефлексия, наблюдательность, критичность мышления и т.д.

Рекомендации. Наблюдая за работой классного руководителя во время проведения воспитательного дела, проанализируйте следующее:

  1. Тема.

  2. Задачи.



  1. Какие методы и приемы воспитания использовал классный руководитель на занятии.


  1. Проанализируйте используемые методы по следующим параметрам:

* какие группы методов использовал педагог на занятии:

* какие задачи пытался решить педагог, используя именно эти методы;

* смог ли он это сделать успешно. Если нет то, что помешало;

* какие условия эффективности применения метода воспитания были выдержаны педагогом, а какие нет на ваш взгляд;

* если бы вы были на месте педагога, что на ваш взгляд сделали бы по-другому.

5. Напишите кратко, чему научились на этом занятии.

Контроль.

Тема. Методы воспитания.

Цель. Учить студентов принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях. Создавать положительный эмоциональный фон при общении с одногрупниками.

Учить анализировать выставленные отметки.



Форма. Работа в группах сменного состава.

Рекомендации. Группа делиться на подгруппы. В подгруппе назначается ведущий, отвечающий за объективность выставляемых отметок. Он же распределяет последовательность выполнения ролей (опрашиваемый, спрашивающий, арбитр), время на работу, следит за дисциплиной.

Формы организации воспитательного процесса.

План.

  1. Основные педагогические понятия.

  2. Понятие о форме организации воспитания.

  3. Классификация форм организации воспитания.

  4. Характеристика некоторых форм организации воспитания.


Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Формы организации воспитательного процесса».

2.Семинар. «КТД - одна из форм организации воспитания»

3.Практическая работа. Проектирование воспитательного дела.

4.Самостоятельная работа. Библиотечный час.

5.Наблюдение и анализ КТД.

6.Контроль. Устный опрос в форме «ручейка».
1.Основные педагогические понятия.

Форма воспитания - это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма организации воспитания - это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие о форме организации воспитания.

Все виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформит - значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать.

Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы воспитания достаточно разнообразны и многочисленны.

М.М.Громыко считает, что источником возникновения форм воспитания можно считать крестьянские сообщества. Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины была мирская сходка, где обсуждались важнейшие вопросы жизни крестьян, разбирались конфликты, сроки хозяйственных работ. На таких сходках вырабатывалось общее мнение о политических, социальных, местных новостях. Это и легло в основу статистических форм воспитательной работы. К ним относятся ярмарки, диспуты, митинги, субботники, игры и т.д.

Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и на каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их существование, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Задание. Составьте несколько вопросов по предложенному тексту для фронтального опроса.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Классификация форм организации воспитания.

Рассмотрим классификации форм организации обучения описанных в педагогической литературе. В педагогике существует несколько подходов к классификации.



1. По количеству участников.

Индивидуальные: беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником.

Групповые: кружок, временная группа, класс.

Массовые: несколько классов, школа, район, вся страна. Проводятся праздники, конференции, слеты, шествия, субботники и т.д.



2.По основному виду деятельности (Н.Е.Щуркова).

Формы:


    • познавательной деятельности (конкурсы, деловые игры, кружки и т.д.);

    • трудовой (допишите самостоятельно) ________________________________________________________________;

    • общественно - полезной _________________________________________________________________;

    • эстетической _________________________________________________________________;

    • физкультурно-оздоровительной

_________________________________________________________________;

ценностно - ориентировочной ____________________________________________________________________.



3.Н.И.Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.

  • словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

  • практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники;

  • наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и т.д.

4.Современные исследователи (В.С.Селиванов и др.) предлагают делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче, и выделяю три группы:

  • формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, классные часы, совещания органов самоуправления и др.;

  • познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

  • развлекательные формы - утренники и вечера, «капустники» и др.

Задание. Подчеркните те формы, которые не использовали ваши педагоги в школе при организации воспитательной работы. Почему? Попытайтесь определить причины и запишите их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




5.Выделение форм воспитания по преимущественному компоненту:

  • словесно логические формы - беседа, лекция, дискуссия, собрания, конференции;

  • образно - художественные формы - дискотеки, рок - концерты, «тусовки» неформалов, творческие конкурсы;

  • трудовые формы - субботники, отряды по благоустройству школы, губернаторские отряды;

  • игровые - соревнования, конкурсы, спортивные игры;

  • психологические формы работы - лекции, беседы, психологические игры, консультации.

Задание. Определите цели каждой группы форм организации воспитания и запишите ниже. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Характеристика некоторых форм организации воспитания.

Задание. Выберите три формы организации воспитания и дайте им характеристику в свободной форме.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Семинар.


страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018