zaeto.ru

Расширять представления детей о родной стране как стране православной культурной традиции

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №40 ЦРР»

Московская обл., г. Руза
Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия

с дошкольниками подготовительной группы

на тему: «Россия. Родина. Москва»
Автор: Громова Н.Н., воспитатель

Цель:

- расширять представления детей о родной стране как стране православной культурной традиции.
Задачи:

Воспитательные: формировать базовую культуру на основе отечественных духовно-нравственных традиций, воспитывать у детей нравственные чувства: любовь к семье, Родине, гуманное отношение к людям, ответственности и заботы к окружающему миру.

Обучающие: расширять представления детей о родной стране. Ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия». Рассказать о государственных символах России, познакомить с достопримечательностями Москвы.

Развивающие: продолжать развивать речь как средство общения, побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темами высказывать свои суждения.

Интеграция образовательных областей: познание, ознакомление с окружающим миром, художественное творчество, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, духовно-нравственная культура.
Ход занятия.
Родина.
Темы хрестоматии, в рамках которых сделана методическая работа:

  1. «Что мы называем Родиной?»

  2. «Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами?»

  3. «С чего начинается Родина?»

  4. «Святая Русь»

  5. «Почему люди защищают свою Родину?»

  6. «Защитники Руси»

  7. «Защитники Отечества»

  8. «Как музыка рассказывает о нашей Родине?»

  9. «Как я могу рассказать о своей Родине»

Тема 1. «Что мы называем Родиной?»
Ход занятия.

Организационный момент: Звучит музыка М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» (МП № 1). Воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Россия».

Здесь тёплое поле наполнено рожью,


Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,


И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
2. Беседа: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине. А что такое Родина? Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Родина – значит родная, как мать  и отец. Родина  - место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки.  Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА». Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина?» (МП №47). 
Рассказ воспитателя «Откуда пошла наша земля?» Давным-давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной страной. Наши предки очень любили и берегли свою родину, защищали ее от врагов.   Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей). – Да, Россию называют Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога правильно, то есть без ошибок. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…» (стр.36).

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Тихо о чем-то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.  

- Мы с вами живем в городе Руза. Это наша маленькая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).

- Да, ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! А мы с вами граждане  России, значит  мы - кто?   Россияне!  (Ответы детей). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.  

Воспитатель: вслушайтесь в это слово - Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово?

- Роса, рослый, русый, русло, русский (Ответы детей).

- Правильно, в это понятие входят такие емкие и точные слова.

- Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? Ответы детей.

Воспитатель: Наша Родина  -  это великая страна Россия. Россия самая большая страна в мире!  В России  свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете?  (Ответы детей - Москва. Санкт-Петербург, Коломна, Калуга, Самара, Нижний Новгород, Уфа…)

- Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.

- Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока…)

- А какой главный город в России? (Ответы детей).

- Москву мы называем столицей нашей Родины. Москва очень большой и красивый город. Там много достопримечательностей. Дети, а кто из вас назовет интересные места в Москве, памятники, достопримечательности?

- Красная площадь, Садовое кольцо, Вечный огонь, Чистые пруды, Храм Христа спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой Театр, метро, мосты, Москва - река, музей оружия, мавзолей и др.)

Воспитатель показывает фотографии и иллюстрации достопримечательностей Москвы и читает  стихотворение Ф.Глинки о Москве.

Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы

И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен на седых твоих холмах!


3. Работа с иллюстрацией «Москва златоглавая».

Дети рассматривают иллюстрацию.

Воспитатель спрашивает: почему Москву так назвали? Что на рисунке похоже на голову, почему голова золотая? (Ответы детей).

- Голова венчает тело. Золотые головы (главы) – это купола храмов. В Москве много храмов, церквей, соборов: на всех – золотые купола, как золотые головы, венчающие Дома Божьи. Храм Христа Спасителя – один из самых больших в Москве. Перед началом церковной службы в храме звонят колокола, призывая всех христиан на молитву. 

Звенят, словно струны души моей,
В небесном своде колокола.
На семи холмах порт пяти морей.
Это ты – родная моя Москва!

Москва! Люблю тебя пламенно я,


Столица моя, Белокаменная!
Старинная, величавая,
Москва моя, Златоглавая!
Своей торжественной красотой
Заворожила меня навсегда.
Москва! Ты стала моей судьбой,
Столица России! Моя Москва!

Воспитатель: много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них.

-Нет земли краше, чем Родина наша!

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-Береги землю любимую, как мать родимую.

-Кто  за Родину горой – тот истинный герой.

-Хорошо,  молодцы ребята, все эти пословицы учат   нас добру, любви к Родине.

- А  какие  русские народные  сказки вы знаете?  (Ответы детей.  «Курочка ряба»;  «Колобок»; «Репка»; «Три медведя»; «Лиса и заяц»…)

- А почему они народные? (Ответы детей. Потому что их сочинял народ и передавал их из уст в уста)

- А какие русские народные праздники вы знаете?  (Ответы детей.  Масленица,  Рождество, Пасха, Троица, Иван-Купала…)

- Ребята, а какие замечательные песни поэты и композиторы сочинили о  нашей  Родине, давайте споем одну из них.


Дети поют  песню «Край родной навек любимый».

- А кто из вас знает, какая самая главная торжественная песня нашей  страны? (Ответы детей.   Гимн)

- Когда, в каких случаях звучит  гимн? (Ответы детей).  Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине обещание - защищать ее от врагов.)

- Как надо слушать государственный гимн? (Ответы детей).  Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране).

- Давайте сейчас послушаем гимн.  (Звучит один куплет гимна)

-  Ребята,  вы уже знаете,  что у нашей страны есть не только главная песня, но государственный флаг.  Наш флаг состоит из горизонтальных полосок разного цвета.  Я предлагаю вам собрать флаг нашей страны.


4. Игра «Наш флаг»

(Детям  предлагается несколько цветных полосок, они должны выбрать нужные и составляют  государственный флаг).

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.


- Ребята, в России самые большие леса на Земле.  Символ России – белая береза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная.

Сегодня ребята подготовили стихи про березку. Дети читают стихи:


Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя не мыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.


Березка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе,  моя  несмелая,

Я песенку спою.


Как ты стоишь, счастливая,

Веселым летним днем,

Из-за тебя, красивая,

Светло в лесу моем.

Зеленая, раздольная,

Ты гибче камыша.

Березка белоствольная,

Ну всем ты хороша!


5.  Танец детей «Во поле береза стояла».

- Спасибо, молодцы!

- И так, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. (Ответы детей).

- О нашей Родине -  России.

У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским».

– Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская»? 


Воспитатель слушает ответы детей, отмечает наиболее удачные высказывания, обобщая их, читает стихотворение Евгения Санина.

Романс о России

Русские дороги. 


  Русские дома. 
Русские пороги. 
  Русская зима. 
Русские закаты. 
  Русский клёв ерша. 
Русские солдаты. 
  Русская душа. 
Русские святые. 
  Русские глаза. 
Русские святыни. 
  Русская слеза. 
Русские морозы. 
  Русские поля. 
Храмы и березы: 
  Русская земля!

Воспитатель включает песню на стихи русского поэта Феодосия Савинова «Родина».(МП №43).

Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: 
– Что такое Родина? 
Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.

Ответов на этот вопрос может быть много: 


— Родина – это страна, в которой мы родились и живем. 
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. 
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки. 
— Земля, которую наши предки защищали от врагов. 
— Родина – это наш край, город, поселок. 
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 
— Это место, где стоит наш детский сад, наш дом. 
— Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель обращает внимание детей на приготовленные к беседе фотографии и репродукции русских пейзажей.

Посмотрите на эти фотографии красивых русских пейзажей, вспомните места нашего края, в которых вам приходилось гулять.

–Что видим мы на русских пейзажах? На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.

– Есть ли в русском пейзаже что-нибудь пугающее, будоражащее фантазию: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли? 
Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины.

– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно? Дети размышляют, отвечают на вопросы. Воспитатель обобщает детские ответы.


Итог занятия:

В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем. Благочестивые, верующие в Бога мудрые русские люди, говорят, что через русскую природу будто беседует с нами Сам Господь Бог, Творец неба и земли. Много полезных нравственных уроков преподносит Он нам через Свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления.

Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба. 
– Какой добродетели, какому доброму качеству может научить внимательного и думающего человека русская долина? 
Смирению, щедрости, открытости, простоте.

– Попробуете объяснить, почему так? 


Русская долина открыта ветрам, снегам и солнечным лучам. Она украшена скромным разнотравьем, ее простые ромашки, колокольчики и васильки, так дороги нашему сердцу.

Теперь давайте посмотрим на русскую речку: мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.

– Каким же добрым чертам характера может научить нас русская речка? 
Нежности, мягкости, гибкости. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, неумеющими прощать. Пусть наши души будут, как речная вода, которая только на малое время возмутится от брошенного в нее камня, а потом снова становится мирной и спокойной. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.

Наше с вами путешествие по Родине - России закончилось. Вам оно понравилось?

В заключение я хочу вам прочитать еще одно стихотворение о России.

Виктор Афанасьев. Здесь начинается рай

Путь наш – полями, лесами... 


Все наше милое – здесь: 
Мы и душой и глазами 
Смотрим на все, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво 


Сосны да ели, да рожь... 
Так ли уж это красиво, 
Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью 


Благовест вдруг пропоет: 
– Все здесь святое, все Божье – 
Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе 


Этот намоленный край; 
Дивны просторы России: 
Здесь начинается рай.
После занятия воспитатель предлагает детям пройти в изостудию и выразить на бумаге (нарисовать) «С чего начинается Родина?».
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018