zaeto.ru

«Рассмотрено»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ /____________.
Протокол № ___ от

«___»____________2011_г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани


____________/ Сафина В.Э

ФИО

«__»____________2011__г.




«Утверждаю»

Руководитель МОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани


___________/Темиркаева И.А.

ФИО

Приказ № ____ от «___»______2011__г.



Рабочая Программа
учебного курса

по истории Древнего мира для 5 класса

МОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения»
Вахитовского района г. Казани
Учитель: Сафина В.Э.

Рассмотрено на заседании педсовета.

Протокол № ______

от «___» _____________ 2011г.

2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание обращается на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: понятие «первобытное общество» и понятие «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю, содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Вопросы пропедевтического блока рассматриваются в ходе изучения основных тем курса. Остающиеся 7 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

В курс истории древнего мира входят следующие разделы:

1. Жизнь первобытных людей

2. Древний Восток

3. Древняя Греция

4. Древний Рим

5. Текущий и итоговый контроль



Цели курса:

1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:



Основными образовательными задачами курса являются:

1. формирование исторического мышления учащихся;

2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:



  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту;

• умение анализировать исторические источники.

Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.

Программа реализуется с помощью УМК:

- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2006.

- Настенные исторические карты

- Атлас по истории Древнего мира.

- Цифровые образовательные ресурсы:

1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу Древнего мира.

4. Мультимедийный атлас Древнего мира.



Список литературы для учителя.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  6. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

  7. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  8. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

  9. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

  10. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.


Список литературы для учащихся.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002

  3. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977

  4. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

  5. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966

  6. Эрвильи. Приключения доисторического мальчика

  7. Покровский С.В. Охотники на мамонтов

К разделу «Древний Восток»

  1. Воронкова Л.Ф. След огненной жизни

  2. Матье М.Э. День египетского мальчика

  3. Матье М.Э. Кари, ученик художника

  4. Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт

  5. Ян В.Г. Финикийский корабль

К разделу «Древняя Греция»

  1. Воронкова Л.Ф. Мессенские войны

  2. Воронкова Л.Ф.Герой Саламина

  3. Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков

  4. Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик

  5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

  6. Лурье С.Я. Заговорившие таблички

  7. Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры

  8. Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

  1. Джованьоли Р. Спартак

  2. Езерский М. Аристоник

  3. Линдсей Дж. Беглецы

  4. Немировский А.И. Слоны Ганнибала

  5. Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря

  6. Ян В.Г. Спартак




п\п


Тема урок а

Кол-во

часов


Тип урока

Элементы содержания

Знания и умения

Домаш­нее

задание


Дата проведения






Вводный урок. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1


ВвУ.


История, исторический источник

Умение работать со справочным аппаратом книги

стр.






Древнейшие люди

1


УИНЗ


Человеческое стадо

Умение пересказывать содержание текста учебника

§1






Родовые общины охотников и собирателей

1


КомбУ


Остроконечник, гарпун, родовая община

Умение самостоятельно составлять рассказ

§2






Возникновение искусства и религиозных верований

1


КомбУ


Искусство, религия

Умение рассуждать

§3






Возникновение земледелия и скотоводства

1


КомбУ


Зернотерка, керамика, старейшина

Умение подтверждать выводы примерами

§4




  1. §1-3

Появление неравенства и знати

1


КомбУ


Неравенство, соседская община, знать.

Умение сравнивать орудия труда

§5






Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей»

1


УОиСЗ















Счет лет в истории

1


КомбУ


Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями

Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.









Государство на берегах Нила

1


КомбУ


Цивилизация

Древний Египет: природные условия, население.



Умение работать с исторической картой

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.



§6






Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1


КомбУ


емледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Умение использовать исторический документ как источник знаний

§7






Жизнь египетского вельможи

1


КомбУ


Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.

Умение выделять исторические факты, Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§8






Военные походы фараонов

1


КомбУ


Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Умение читать историческую карту; делать выводы.

§9






Религия древних египтян

1


КомбУ


Религия древних египтян. Обожествление фараонов.

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

§10






Культура Древнего Египта

1


КомбУ


Храмы и пирамиды. Скульптура, росписи.

Умение формировать несложные выводы

§11






Культура Древнего Египта

1


КомбУ


Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

§12






Повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи»

1


УОиСЗ















Древнее Двуречье

1


УИНЗ


Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

Умение работать с исторической картойСравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ.

§13






Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1


КомбУ


Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве.

Умение делать выводы. Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи

§14






Финикийские мореплаватели

1


КомбУ


Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Умение читать историческую карту и анализировать ист.источники

§15






Библейские сказания

1


КомбУ


Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет

Умение давать развернутый ответ и отзыв на него

§16






Царство Давида и Соломона

1


КомбУ


Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Умение составлять рассказ на основе текста учебника

§17






Ассирийская держава

1


КомбУ


Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство. Библиотека Ашшурбанапала.

Умение работать с исторической картой

§18






Персидская держава «Царя царей»

1


КомбУ

Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Состав войска.



Умение работать с историческим источником

§19






Природа и люди Древней Индии

1


КомбУ


Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Религиозные верования.

Умение сравнивать природные условия разных стран Анализировать исторический источник.

§20






Индийские касты

1


КомбУ


Касты. Религиозные верования. Будда.

Давать самостоятельную оценку явлениям.

§21






Китайский мудрец Конфуций

1


КомбУ


Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую Хуанхэ, Янцзы,

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

§22




  1. §1-3

Первый властелин единого Китая

1


КомбУ


Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Гунны

Умение самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника

§23






Повторительно-обобщающий урок по теме: «Западная Азия, Индия и Китай в древности».

1


УОиСЗ















Греки и критяне

1


КомбУ


Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Критское царство. Греческие мифы критского периода.

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

§24






Микены и Троя

1


КомбУ


Микенское царство. Каменное строительство. Троянская война.

Умение на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам

§25






Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1


КомбУ


Троянская война в поэме Гомера.

Умение делать выводы

§26






Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1


КомбУ


.

Умение делать выводы

§27






Религия древних греков

1


КомбУ


Религия Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях

Умение работать с текстом учебника, выделять главное

§28






Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1


КомбУ


Местоположение и природные условия Аттики. Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.Полис, ареопаг, архонты

Умение использовать исторические документы как источник знаний

§29






Зарождение демократии в Афинах

1


КомбУ


Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Демократия, реформы

Умение давать характеристику

§30






Древняя Спарта

1


КомбУ


Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское

Умение анализировать ответы одноклассников

§31






Основание греческих колоний

1


КомбУ


Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы.

Умение читать несложные карты

§32






Олимпийские игры в древности

1


КомбУ


Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям Пятиборье

Умение выделять главное

§33






Победа греков над персами в Марафонской битве

1


КомбУ


Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

Умение анализировать исторические документы

§34






Нашествие персидских войск на Элладу

1


КомбУ


Нашествие Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков.

Умение составлять рассказ на основе услышанного

§35






В гаванях афинского порта Пирей

1


КомбУ


Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов. Верфи, Совет пятисот

Умение обобщать и формулировать несложные выводы

§36






В городе богини Афины

1


КомбУ


Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры. Портики

Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия

§37






Культура древней Греции

1


КомбУ


Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

§38






Культура древней Греции

1


КомбУ


Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Аристофан «Птицы». Софокл «Антигона».

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

§3






Афинская демократия при Перикле

1


КомбУ


Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин.

Умение работать с историческими документами

9






Города Эллады подчиняются Македонии

1


КомбУ


Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.

Умение делать несложные выводы

§41






Поход Александра Македонского на Восток.

1


КомбУ


Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии.

Умение оценивать деятельность исторического деятеля

§42






В древней Александрии Египетской

1


КомбУ


Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные

Умение работать с иллюстрациями учебника

§43






Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

1


УОиСЗ




Умение высказывать свою точку зрения









Древний Рим

1


УИНЗ


Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание

Умение сравнивать природные условия двух стран

§44






Завоевание Римом Италии

1


КомбУ


Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией.Народные трибуны, консулы, галлы

Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

§45






Устройство Римской республики

1


КомбУ


Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско.

Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

§46






Вторая война Рима с Карфагеном

1


КомбУ


Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.Ганнибал

Умение выделять главное из рассказа учителя

§47






Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры

1


КомбУ


Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.Триумф, император

Умение обобщать отдельные события

§48






Рабство в Древнем Риме

1


КомбУ


Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.раб

Умение работать с историческим источником

§49






Земельный закон братьев Гракхов

1


КомбУ


Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.Гражданская война

Умение анализировать исторические факты

§50






Восстание Спартака

1


КомбУ


Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.Галлия, Везувий

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

§51






Единовластие Цезаря

1


КомбУ


Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Умение делать выводы

§52






Установление империи в Риме

1


КомбУ


Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.Преторианцы, империя, император

Умение правильно употреблять исторические термины

§53






Соседи Римской империи в первые века нашей эры

1


КомбУ


Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.

Умение составлять сложный план параграфа

§54






В Риме при императоре Нероне

1


КомбУ


Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Умение давать оценку деятельности историческому деятелю

§55






Первые христиане и их учение

1


КомбУ


Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.христианство

Умение составлять рассказ

§56






Жизнь в римской империи

1


КомбУ


Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

§57






Жизнь в римской империи

1


КомбУ


Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

§58






Римская империя при Константине

1


КомбУ


Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь

Сравнивать исторические явления; делать выводы.

Умение формулировать несложные выводы



§59






Взятие Рима готами

1


КомбУ


Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.Готы, вандалы

Умение составлять рассказ


§60






Восточная Римская империя при Юстиниане

1


КомбУ


Храм святой Софии

Умение читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы.


самостоятельная работа






Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Рим»

1


УОиСЗ







тест




69-70

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.

2


Урок обобщения и систематизации знаний

Участие граждан в управлении государством. Семь чудес света.

Сравнивать

исторические явления; делать выводы.




Зачет по теме




страница 1


Смотрите также:
«Рассмотрено»
290.79kb. 1 стр.





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019