zaeto.ru

Решение качественных и расчетных задач

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Тема 2. Взаимодействие тел. Силы

16 структурных модулей по 30 мин

модуля

Тема модуля


Название модуля

Цель

Формы и методы

Деятельность

Результативность

учителя

учащихся

1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


12.

13.


14.

15.


16.


Установочно-мотивационный

Инерция. Взаимодействие. Сила.
Содержательно-поисковый

Графическое изображение силы. Равнодействующая. Динамометр.
Содержательно-поисковый

Инертность. Масса тела.
Адаптивно-преобразующий


Плотность вещества
Адаптивно-преобразующий


Виды сил в механике. Сила тяжести.
Содержательно-поисковый

Решение качественных и расчетных задач
Адаптивно-преобразующий

Деформация. Сила упругости.
Содержательно-поисковый

Вес тела. Невесомость.
Содержательно-поисковый

Решение качественных и расчетных задач
Адаптивно-преобразующий


Сила трения.
Содержательно-поисковый

Измерение коэффициента трения скольжения.
Адаптивно-преобразующий

Системно-обобщающий
Системно-обобщающий


Системно-обобщающий

Контрольно-рефлексивный

- формирование у учащихся представления о механическом взаимодействии;

- формирование мотивации содержательно спроектированной учебно-развивающей деятельности учителя и учащихся в изучении темы;



  • развитие умений организовывать самостоятельную познавательную деятельность;

- - развитие ответственности за уровень личной самообразовательной деятельности.

- сформировать основную понятийную базу для изучения взаимодействия тел (инерция, взаимодействие и сила как мера взаимодействия);



  • добиваться понимания и усвоения полученной информации;

  • развивать познавательный интерес к физике, умения видеть и формулировать проблему, использовать собственный опыт при решении проблем, действовать в нестандартных ситуациях.




  • Ввести понятие о векторном характере сил; познакомить учащихся с графическим изображением сил; научить находить равнодействующую двух сил;

  • добиваться понимания и усвоения информации, полученной во время учебных занятий;

  • обеспечить собственную активность учащихся, сотрудничество при решении поставленной задачи;

  • способствовать формированию навыков общения при работе в группах;

- способствовать развитию и стимулировать поисково-познавательную активность учащихся;

- развивать кругозор и научное мировоззрение учащихся.





  • закрепить и углубить знания учащихся о взаимодействии;

  • ввести понятие инертности и массы тела как меры инертности;

  • способствовать развитию памяти, логического мышления и культуры речи у учащихся при устном анализе ответов

  • добиваться понимания и усвоения информации, полученной во время учебных занятий;

- напомнить понятие о плотности вещества как о физической величине;

- сформировать умения учащихся вычислять и сравнивать плотности разных веществ;


-Ввести понятие силы тяжести.

- продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;


  • способствовать развитию памяти, логического мышления и культуры речи у учащихся при устном анализе ответов;

  • способствовать формированию адекватной оценки и самооценки, адекватного отношения к критике, потребности в саморазвитии;

- углубить понимание учащимися свойства инертности, зависимости результатов взаимодействия тел от их масс и плотности вещества, понимание гравитационного взаимодействия при решении качественных и расчетных задач;

- совершенствовать навыки решения расчетных задач по физике.

- познакомить учащихся с силой упругости и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы упругости от величины деформации;

- исследовать зависимость силы упругости от деформации и изготовить шкалу динамометра.

- способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы;

- способствовать формированию интереса учащихся к изучению физики.


- ввести понятие – вес тела, формировать практическую значимость веса;

- способствовать формированию умений самостоятельно приобретать знания;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся.




  • способствовать развитию памяти, логического мышления и культуры речи у учащихся при устном анализе ответов;

  • способствовать формированию адекватной оценки и самооценки;

- способствовать формированию навыков общения при работе в группах.

- углубить понимание учащимися возникновения силы упругости, взаимосвязи веса и силы тяжести; единой природы силы веса и силы реакции опоры, условия невесомости тел;

- совершенствовать навыки решения расчетных задач по физике.

- углубить представление учащихся о силе трения, раскрыть ее природу, показать какие есть виды трения, выявить основные особенности силы трения, учет и применение в технике;

- с помощью эксперимента установить от чего зависит сила трения, установить математическую зависимость между силой трения и силой реакции опоры;

- способствовать развитию речи, логического мышления, трудоспособности, умению применять полученные знания в нестандартной ситуации, творческих способностей, интереса к истории физики;

- способствовать формированию навыков общения при работе в группах.

- Освоить один из методов измерения коэффициента трения скольжения;

- продолжать формирование навыков в работе с лабораторным оборудованием, оформлении письменных отчетов о работе, умения соотносить теоретические знания с практикой, умения самостоятельно формулировать выводы;


  • стимулировать активность познавательной деятельности учащихся;

  • формировать навыки работы в команде, обеспечивать взаимодействие учеников.


  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Взаимодействие тел»;

  • формировать целостную систему личных знаний темы;

  • способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию навыков коллективной работы в сочетании с активизацией самостоятельной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию у учащихся оперативного, логического мышления и культуры речи;

  • создавать условия для развития творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию интереса к изучению физики у учащихся;

  • показать роль знаний для самоутверждения учащихся;

  • воспитывать культуру общения при работе в группах;

  • прививать дух соперничества и взаимопомощи.




  • развивать у учащихся творческую рефлексию.

1.Постановка учебно-воспитательных целей.


2.Мотивация актуальности и значимости изучения раздела «Взаимодействие тел».

1.Изложение нового материала в виде проблемной лекции с использованием:

- актуализации опорных знаний;

- проблемных опытов;

- эвристической беседы с постановкой проблемных вопросов.

2.Самостоятельная деятельность учащихся.

1.Эвристическая беседа.

2.Работа в группах.


3.Обобщение с выделением главного.
4.Домашнее задание.

5.Оценка деятельности учащихся.

1.Проверка и анализ выполнения д.з.

2.Проверка и коррекция знаний учащихся.

3.Фронтальный опрос.

4.Изложение нового материала в виде эвристической беседы.


5.Закрепление.


6. Оценка деятельности учащихся.

1.Эвристическая беседа - с постановкой проблемных вопросов;

2.Экспериментальное задание.

3. Актуализация опорных знаний.

4.Фронтальное решение качественных задач.

5.Отработка формул для расчета массы, плотности и объема при решении расчетных задач.

1.Изложение нового материала темы в виде эвристической беседы с постановкой проблемных вопросов.


2.Закрепление

3.Отработка формул для расчета силы тяжести и массы тела при решении расчетных задач.

4. Оценка деятельности учащихся.

5. Домашнее задание.


  1. Анализ д.з.




  1. Текущий контроль знаний.



  1. Работа в малых уровневых группах.

4.Коллективная работа. Решение расчетных задач.

5. Оценка деятельности учащихся.

1.Изложение нового материала в виде эвристической беседы с использованием демонстраций, физических экспериментов и постановкой проблемных вопросов.

2.Экспериментальная работа.

3.Коллективная работа. Решение расчетных задач на расчет силы упругости.





  1. Изложение нового материала темы в виде проблемной лекции с использованием исследовательской деятельности учащихся.



  1. Исследование.

3.Закрепление. Решение качественных задач.


4.Коллективная работа. Решение расчетных задач.
5. Оценка деятельности учащихся.
6. Домашнее задание.


  1. Анализ выполнения д.з.

  2. Текущий контроль знаний.



  1. Работа в малых группах при решении качественных задач.



  1. Решение уровневых расчетных и графических задач в группах.



  1. Оценка деятельности учащихся.

1.Изложение нового материала в виде проблемной лекции с использованием демонстраций, физических экспериментов и постановкой проблемных вопросов.



  1. Исследование.



  1. Домашнее задание.

Лабораторная работа.

- Мотивация учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
Занятие проводится в игровой форме. Сочетаются виды индивидуальной деятельности и работа в группах (командах).

Сценарий игры, задания конкурсов представлены в презентации к уроку.



Предложенные конкурсы:

  1. Разминка (блиц-опрос каждого участника).

  2. Назови силу.

  3. Конкурс сказочников.

  4. Вопросы на засыпку (решение качественных задач в командах).

  5. «Кто быстрее?» (перевод единиц измерения в СИ). Индивидуальная работа в командах.

  6. Исследования (проведение исследований зависимостей силы трения, веса). Работа в группах.

  7. Решаем задачи. Работа в группах.

  • Подведение итогов и анализ занятия.

- проведение разноуровневой контрольной работы.




-Приветствие учащихся, организация рабочего места.
-Анализ результатов зачетной работы и уровня изучения темы «Механическое движение».
-Знакомство учащихся с основными вопросами темы (вывешены на информационной доске, прил.1), со структурой изучения темы «Взаимодействие тел», количеством и датами лабораторных, самостоятельных работ, датой контрольной работы (прил.2).
-Знакомство учащихся с критериями разных уровней компетентностей при изучении раздела и темы, предстоящей самостоятельной работой в процессе изучения темы, с предварительными разноуровневыми домашними заданиями.


  • Беседа по истории развития законов механики;

  • Демонстрация опытов:

1)шарик лежит на столе; 2)шарик катится по столу с постоянной скоростью;

3) вращаются колеса автомобиля, подвешенного на штативе.

- Задает вопросы: Почему скорость тел не меняется? Что необходимо для изменения скорости?

Постановка задачи:

- сформулировать условия, при которых тело а) сохраняет скорость постоянной;

б) изменяет скорость;
-Вводит понятия: «инерция», «движение по инерции», «взаимодействие», «сила».

-Предлагает учащимся приложить силу к куску пластилина; к слабо надутому резиновому шарику. Результат действия силы?

-Демонстрирует:

растяжение пружины грузиками, показывает различные динамометры.



-Демонстрирует последовательно слайды презентации с видами взаимодействия тел и графическим изображением сил (прил.3).

-Вводит понятие равнодействующей сил.

-Организовывает решение задач на определение модуля и направления равнодействующей сил учащимися в малых группах. Корректирует действия.


-Кратко проговаривает изученный материал темы.
-Поясняет домашнее задание.

-Анализирует деятельность учащихся, отмечает наиболее активных.



-Приветствие учащихся, организация рабочего места.

- Проверяет выполнение домашнего задания.


- задает вопросы (прил.4);

- организовывает решение качественных задач в группах (прил.5).


Демонстрирует движение игрушечных автомобилей разных масс.

Задает проблемные вопросы: - какой из автомобилей быстрее остановится перед светофором? Почему? Может ли тело мгновенно изменить свою скорость? Почему происходит торможение? Что такое тормозной путь?

-Вводит понятие инертности и массы как меры инертности. -----Объясняет способы измерения массы.

-Организовывает фронтальное решение качественных задач 1.
-Отмечает наиболее активных учащихся, стимулирует менее активных.


-Задает учащимся проблемные вопросы:

-все ли тела одинаковой массы имеют одинаковый объем?

- все ли тела одинакового объема имеют одинаковую массу?
-Предлагает учащимся с помощью рычажных весов определить массы трех брусков одинакового объема; вспомнить формулу и определение плотности.

Задает вопросы по переводу единиц объема, массы.



-Организовывает решение задач № из прил. 5.
-Корректирует решение задач на доске и в тетрадях.
-Предлагает рассмотреть причины падения мячика на Землю, вращения Луны вокруг Земли, задавая проблемные вопросы. Указывает на гравитационное взаимодействие тел, зависимость силы взаимодействия от масс тел и от расстояния между ними.

-Объясняет зависимость силы тяжести от массы тела, записывает формулу силы тяжести, объясняет смысл постоянной g. Характеризует силу тяжести на планетах Солнечной системы.

-Формулирует закон всемирного тяготения, записывает формулу закона.

-Задает вопросы из прил. 6.

-Предлагает начертить обобщающую таблицу характеристики сил в механике, которая будет заполняться по мере изучения;

-Предлагает учащимся решить задачи из1.

-Анализирует деятельность учащихся, отмечая наиболее активных.



Поясняет домашнее задание.

-Приветствие учащихся, организация рабочего места.



- Проверяет выполнение домашнего задания.

- Организовывает проведение тестовой диагностической кратковременной проверочной работы (5 – 7 минут) (КПР) с последующим взаимоконтролем и анализом ответов.

- Организовывает работу в группах по решению качественных задач с последующим озвучиванием аргументированного ответа.
- организовывает и консультирует решение комбинированных задач на расчет массы, плотности, силы тяжести.
Анализирует деятельность учащихся, отмечая наиболее активных.

- Демонстрирует деформацию пластилина, пружины, резинового шарика.

- Вводит понятия пластической и упругой деформаций.



- Демонстрирует растяжение пружины, поясняющее направление силы упругости.

- Организовывает лабораторную работу «Конструирование динамометра», поясняющую зависимость силы упругости от удлинения пружины.

- Вводит понятие силы упругости; формулирует закон Гука; поясняет природу силы упругости; записывает ее формулу, поясняет, от чего зависит коэффициент упругости.



- Организовывает и консультирует решение задач на расчет силы упругости.


Постановка задачи:

- назвать силы, действующие на

- книгу, лежащую на столе. На стол со стороны книги.

- Демонстрирует растяжение пружины динамометра под действием грузика.

-Постановка проблемных вопросов:

- Чему равны модули этих сил?

- Какие из них уравновешивают друг друга?

-Формулирует определение веса и записывает формулу веса.

-Проблемный вопрос: масса и вес тела – одно и то же?


- Демонстрирует равномерное и ускоренное движение динамометра с грузом вверх и вниз; свободное падение динамометра с грузом.

- Формулирует проблему, связанную с весом тела, ставит задачу: сформулировать условия невесомости.




- Корректирует устные ответы на вопросы качественных задач.

- Организовывает и консультирует решение задач на расчет веса тела.


Анализирует деятельность учащихся, отмечая наиболее активных.

Поясняет домашнее задание.

-Приветствие учащихся, организация рабочего места.


- Проверяет и анализирует выполнение домашнего задания.

- Организовывает проведение тестовой диагностической кратковременной проверочной работы (5 – 7 минут) (КПР) с последующим взаимоконтролем и анализом ответов.

- Организовывает работу в группах по решению качественных задач на взаимодействие тел, изученные силы в механике с последующим озвучиванием аргументированного ответа.
Организовывает, консультирует и корректирует работу в группах по решению расчетных и графических задач на силу упругости, тяжести и вес тела.
Проверяет правильность и количество решенных задач.

Постановка проблемы.

-Зачитывает выдержку из прил. 7 (о рельсах и мыле). Задает проблемный вопрос.

-Ставит задачу: где возникает и куда направлена сила трения.
-Историческая справка (Леонардо да Винчи, Г. Амонтон, Шарль Кулон).

- Демонстрирует покой, скольжение и качение бруска вдоль горизонтальных поверхностей;

- ставит задачу: сравнить:

- силы трения покоя, скольжения и качения.

- силы трения скольжения по поверхностям с различной обработкой поверхности;

- силу трения вдоль идеально гладкой поверхности стекла.


-Корректирует определение силы трения, записывает формулу силы трения скольжения, показывает таблицу значений коэффициента трения скольжения и комментирует ее.

-Демонстрирует пример решения расчетных задач на силу трения.

Поясняет домашнее задание.

Организовывает выполнение лабораторной работы в группах из 4 человек в соответствии с инструкцией, приведенной в учебнике.




Приветствие учащихся, организация рабочего места.


  • предлагает учащимся продемонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий, знакомит учащихся регламентом занятия, с правилами конкурсной игры, в которой им предстоит участвовать;

  • руководит процессом игры, представляя задания, а затем и ответы на слайдах презентации, организовывая конкурсы, связывая их друг с другом и комментируя действия учащихся.

  • Подводит итоги, объявляет команду-победителя, дает оценку деятельности учащихся и команд.

- Домашнее задание.


-Приветствие учителя, организация рабочего места.
-Слушают учителя, задают вопросы, выполняют действия, корректирующие допущенные ошибки.

-Просматривают объем материала темы в учебнике, записывают в тетради даты письменных работ.


-Выбирают виды самостоятельной деятельности из перечня, предложенного учителем.

-Слушают учителя.


-Наблюдают опыты; обдумывают ответы на поставленные вопросы.

Размышляют, выдвигают гипотезы, формулируют условия.


-Записывают элементы опорного конспекта.


-Делают выводы о результатах действия сил и записывают их в опорный конспект.

-Слушают учителя. Объясняют принцип действия динамометра;


-Делают записи в тетради.
-Обсуждают решение задач в группах (3-4 человека) и анализируют полученные результаты.

-Участвуют в беседе, проверяют записи в опорном конспекте.

-Делают записи в дневнике. Д.з.: конспект выучить, прочитать пар.13, устно отв.на вопросы, решить задачи 1, 3, 4 (упр. 5).

-Приветствие учителя, организация рабочего места.

Показывают домашнее задание, выясняют непонятные моменты.

- Отвечают на вопросы.

- Решают качественные задачи.
-Наблюдают за движением машин, высказывают предположения, обосновывая их.

-Отвечают на поставленные вопросы.


-Делают записи в тетради.


-Решают устно качественные задачи, обосновывая свои ответы.

-Отвечают на вопросы.

-Трое учащихся по очереди определяют массы брусков и записывают их на доске.

-В тетрадях записывают формулу и единицы измерения плотности.

-По массам брусков и известном объему вычисляют плотности веществ. -Используя таблицу плотностей в учебнике или сборнике 1, определяют вещества брусков.

-Думают, отвечают на вопросы, выполняют действия в тетради.

-Решают задачи: 1 ученик – на доске, остальные – в тетрадях.

-Слушают учителя, обдумывают ответы, рассуждают, отвечают.

-Делают записи в опорном конспекте.


-Отвечают на вопросы.

- Чертят таблицу и вписывают сведения о силе тяжести.

-Решают задачи: 1 ученик – на доске, остальные – в тетрадях.
-Делают записи в дневнике. Д.з.: выучить конспект; изучить пар.14-16, решить задачи:упр.6( 3), 7(2,3,5),8(2).
-Приветствие учителя, организация рабочего места.
-Показывают д.з., задают вопросы.

-Выполняют тестовую работу, а затем взаимоконтроль.

-Участвуют в анализе ответов.
-Работают в группах. Обдумывают и озвучивают ответы на вопросы качественных задач.
-Решают задачи в тетради и на доске.

-Наблюдают, участвуют в обсуждении, приводят примеры упругой и пластической деформаций.

-Участвуют в проведении опытов, в обсуждении, анализируют, делают выводы и записи в тетрадях. -Один ученик на доске строит график линейной зависимости F(l).

-Принимают участие в экспериментах.

-Делают записи в тетрадях для лабораторных работ.
-Делают записи в тетрадях.
-Решают задачи.
-Отвечают на вопросы.

-Выдвигают гипотезы. ------Обосновывают, делают выводы.

-Делают записи ОК в тетради.

-Наблюдают.


-Выдвигают гипотезы о причинах изменения веса тел.

-Обосновывают, делают выводы, самостоятельно формулируют условия невесомости.

-Делают записи ОК в тетради.

-Отвечают на вопросы.
-Решают задачи в тетради и на доске.
Делают записи в дневнике. Д.з.: выучить конспект, изучить пар. 17, 18; решить задачи из сб.

-Приветствие учителя, организация рабочего места.


-Показывают д.з., задают вопросы.

- Выполняют КПР, а затем - взаимоконтроль.

Самостоятельно работают в группах, обсуждая ответы на вопросы, озвучивают ответы.

Обсуждают решение задач в группах, решают задачи с возрастающим уровнем сложности.

Показывают решенные задачи.

Обсуждают и делают выводы, что речь идет о силе трения.


-делают выводы по определению силы трения.
Слушают.

- Сравнивают показания динамометра, анализируют и делают выводы о:

- сравнительных величинах силы трения покоя, скольжения и качения;

-зависимости силы трения от степени шероховатости поверхности;

-взаимодействии молекул поверхности и электромагнитной природе силы трения.
-Делают записи ОК в тетради.

-Слушают, записывают задачи в тетради.

-Делают записи в дневнике. Д.з.: выучить конспект, изучить пар. 19, 20; решить задачи из сб.

Выполняют и оформляют лабораторную работу.

Сдают тетради с оформленными работами на проверку.

- Приветствие учителя, организация рабочего места.


- вступительное слово ведущих конкурса (двое учащихся);

- участие в конкурсах.

Делают записи в дневнике. Д.з.: Закончить заполнение таблицы, повторить конспект темы, решить задачи



Учащиеся

- знакомы с регламентом изучения темы «Взаимодействие тел», с требованиями к системе знаний и умений по теме;

- самостоятельно выбирают виды и уровень деятельности;

- осознают актуальность и значимость изучения раздела.


Учащиеся


- владеют основной понятийной базой для изучения темы «Взаимодействие тел»;
- умеют применять знания в нестандартных ситуациях.

Учащиеся


- владеют правилами сложения сил;

-умеют измерять силы с помощью динамометра;

- владеют навыками критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Учащиеся:

- владеют понятиями инертность и масса как мера инертности, связывают эти понятия;

- знают формулу, выражающую зависимость масс тел и изменения их скоростей при взаимодействии;

- способы измерения массы;

- умеют применять формулу при решении задач.


Учащиеся:

- владеют понятиями

плотность вещества, объем тела, зависимость плотности от температуры;

- знают формулу для расчета плотности и умеют применять ее при решении задач.

- умеют применять знания в нестандартных ситуациях.

Учащиеся:

- знают природу силы тяжести, формулы силы всемирного тяготения и силы тяжести,


- умеют изображать графически силу тяжести, решать задачи на применение формулы силы тяжести; применять знания в нестандартных ситуациях.

Учащиеся:


- умеют анализировать условие задачи, определять алгоритм решения задач, применять знания формул плотности, силы тяжести при решении простых и комбинированных задач;

- применять знания в нестандартных ситуациях при решении качественных задач).


- владеют навыками критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Учащиеся:

- знают:

-виды деформации;

-природу силы упругости, ее формулу;

умеют:

- работать с лабораторным оборудованием;

- анализировать, делать выводы;

- оформлять письменный отчет о проделанных исследованиях.

Учащиеся:

- знают:



понятие, природу и формулу веса;

- условие невесомости тел;

- зависимость величины веса от видов движения тел.
-умеют:

-обосновывать отличие массы и веса тела;

-анализировать результаты исследований; делать выводы;

- применять знания в нестандартных ситуациях при решении качественных и расчетных задач).

Учащиеся:

- владеют:

-основной понятийной и формульной базой для характеристики сил взаимодействия в механике;

-навыками общения при работе в группах;

-навыками решения типовых задач на расчет силы;

умеют:

- решать качественные задач и задачи на расчет сил, приложенных к телу).


Учащиеся:

- знают:

виды трения, виды сухого трения;

формулу силы трения скольжения;

-умеют:

работать с лабораторным оборудованием;

-анализировать на основании исследований зависимость силы трения от качества поверхности, от веса тела; различия видов сухого трения;



делать выводы;

- применять знания в нестандартных ситуациях при решении качественных и расчетных задач).

Учащиеся:

- владеют:

-основной понятийной и формульной базой для характеристики взаимодействия тел и сил взаимодействия в механике;

- применять знания в нестандартных ситуациях при решении качественных и расчетных задач).

Учащиеся:

- владеют:

- целостной системой личных знаний темы;

- навыками работы в команде;

- умеют:

- решать уровневые качественные и расчетные задачи с использованием основных формул темы;

- работать с лабораторным оборудованием;

- применять знания в нестандартных ситуациях.




страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019