zaeto.ru

«Садовая терапия как одно из психолого-медико-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3



Управление реализацией программы, ее корректировка осуществляется Советом школы, директором, заместителями директора, куратором по ОЭР.

Контроль исполнения проекта обеспечивается следующими организационно-управленческими действиями:

- организационная деятельность педагогического коллектива по реализации основных целей и задач Программы;

- анализ результатов этапа в реализации Программы и корректировка задач и основных направлений программы через текущее и ежегодное планирование;

- корректировка программных мероприятий на всех уровнях внутришкольного управления;

- ежегодное подведение промежуточных итогов реализации основных направлений Программы на заседании Управляющего Совета.

Описание структуры предлагаемой системы
Проект реализуется по пяти основным направлениям.

По каждому направлению проекта разработаны подпрограммы, элективные курсы по садовой терапии.



  1. Естественно-научное направление.

Целью данного направления является социальная адаптация, реабилитация учащихся, а также развитие агробиологической грамотности как ключевой компетентности естественнонаучного профиля обучения при использовании комнатных растений.

Главная цель проекта научить детей понимать мир растений, дать им основные навыки по выращиванию растений для того, чтобы уметь прокормить себя, дать начальные навыки для выбора профессии в дальнейшем.



Задачи:

- обеспечить понимание теоретических положений систематики, морфологии, физиологии и экологии комнатных растений;

- привить навыки практических работ по уходу за растениями в условиях Якутии;

- развить способности к творчеству, к научно-исследовательской работе, и выработать потребность в самостоятельном приобретении знаний по цветоводству, научить учащихся профильного обучения вести проектную и исследовательскую деятельность по естественнонаучным направлениям.

- реабилитация учащихся в социально-трудовой среде, путем формирования устойчивых трудовых навыков в приусадебном хозяйстве, в реабилитационном (ботаническом) саду.

В рамках данного проекта разработан элективный курс «Комнатное растениеводство в условиях оранжереи», который углубляет базовые знания по систематике, морфологии, физиологии и экологии растений, помогает проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения. Он опирается на биологические знания и умения, полученные учащимися при изучении разделов «Растения» и «Основы общей биологии» и «Общая биология».

Новизна данного курса состоит в реализации компетентностного подхода к углублению морфологических, анатомических, физиологических и экологических понятий систематики комнатных растений в процессе обучения, проектной деятельности.

При изучении данного элективного курса ребенок получает разумную физическую нагрузку в окружении растений, закаливание на свежем воздухе, восприятие зрительных образов, звуков, запахов цветов, многочисленные тактильные контакты, заботу о растении, развивающую рефлексию, коллективную работу в саду, способствующую межличностным контактам, и возможность найти уединение.

Уроки в оранжерее в зимнее время и работа на пришкольном участке в летнее время способствуют приобретению биологических знаний, умений, привитию трудовых навыков, а также помогают выбрать будущую профессию, так как, получая навыки работы с растениями, многие учащиеся могут поступать в учебные заведения агротехнического профиля или работать в крестьянских хозяйствах.

Выполняя различные опыты, проводя наблюдения за растениями в Ботаническом саду, занимаясь общественно – полезным трудом, школьники входят в тесный контакт с живой природой, а трудовая практика на приусадебном участке дает возможность глубже осуществлять связь теории с практикой, реализовывать принцип политехнического образования.

Также школьники приобщаются к различному посильному труду: подготовка почвы, работа в теплице, оранжерее, сбор лекарственных растений, постановка опытов и наблюдений над растениями, уход за ними, посадка деревьев и кустарников.

Работа на пришкольном участке и в оранжерее не сводится только к опытам и наблюдениям, она включает организацию выставок, выпуск стенных газет, общественно – полезную работу по охране природы, а также рефлексию.

Эколого-краеведческое направление.

Цель: На основе ознакомительных знаний учащихся по экологии, родного края продолжить экологическое образование, путём создания «Экологического мониторинга местности», организация щадящего охранительного режима Садовой терапии, способствующей активной познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями через концепцию – «Я – дитя Природы».

При организации эколого-краеведческой микросреды поставлены следующие задачи: осуществить комплексное изучение природоохранительных знаний по различным учебным предметам; систематизировать природоохранительные знания в курсе ботаники, химии, биологии, и географии, экологии, как основных предметов, органически несущих эти знания; оптимизация кружковой деятельности поисково – исследовательского характера («Краеведение, «Школа выживания»); экологизация души ребенка путем организации здоровьесберегающей технологии, способствующей активной жизнедеятельности проблемных детей через концепцию « Я – дитя Природы»; глубже научить и использовать на практике природоохранительные традиции предков.

Эколого-краеведческая микросреда в проекте «Садовая терапия» представлена тремя блоками: экологическо-краеведческое обучение; эколого-краеведческое воспитание; организация занятости и оздоровления детей.


  1. Лечебно-оздоровительное направление.

Цель: уменьшение заболеваемости учащихся, повышение эффективности учебы, улучшение эмоционально-волевой сферы, снижение утомления детского организма в целом.

В настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения еще далека от решения. В такой ситуации чрезвычайно важна разработка простых и эффективных средств и методов оздоровления детей непосредственно в стенах школы-интерната. Одной из таких методик является фитотерапия.



Задачи:

- популяризация принципов и методов фитотерапии среди воспитанников, родителей, как одних из недорогих доступных и эффективных средств решения оздоровительных проблем;

- формировать психологическое отношение воспитанников к своему здоровью: бережное и заботливое отношение каждого воспитанника к своему здоровью и здоровью других, повысить ответственность за свое здоровье, профилактика заболеваний;

- формировать бережное отношение к окружающей среде, природе;

- развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность;

- привить навыки практических работ по уходу за лекарственными растениями в условиях Якутии и комплекс умений и навыков по уходу за лекарственными растениями.

Школьники знакомятся с разнообразием лекарственных растений произрастающих в местных условиях, а так же с комнатными растениями, имеющими лечебные свойства, знакомятся с их биологическими особенностями, приобретают навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы.

Составлена программа элективного курса «Фитотерапия» для учащихся 2-7 классов.



  1. Социально-трудовое направление.

Цель: разработка рациональных педагогических путей развития личности «проблемных» учащихся для качественной социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации выпускников школы-интерната по сельскохозяйственному и садовому профилям.

Задачи:

- создание базы и условий для развития школы-интерната через профилизацию содержания обучения;

- разработка и апробирование методических рекомендаций для перестройки учебных программ, дополнительных занятий, факультативов, кружков для качественного трудового технологического образования садовой ориентации;

- определение содержания, способов, организационных форм обеспечения продуктивного учебно-производственного обучения и деятельности в условиях рыночной экономики;

- организация совместного социально-партнерского, учебно-производственного хозяйства на основе трудовых договоров школы-интерната с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, образовательными учреждениями;

- реализация педагогических условий для развития личностных основ выбора профессии;

- организация образовательного процесса в условиях школы-интерната с повышением уровня предпринимательского интереса школьников, воспитанием у них качеств рачительного хозяина.

Разработаны программы «Я – будущая Хозяйка», «Я – будущий Хозяин», «Мы – будущие Хозяева на своей земле». Разработан элективный курс по технологии «Вязание садовых цветов».



  1. Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Создание реальных условий, обеспечивающих детям с ограниченными возможностями здоровья весь спектр образовательных услуг (разнообразные по форме и содержанию коррекционно-развивающие, лечебно-оздоровительные, социально-психологические и другие реабилитационные мероприятия), является приоритетным направлением работы школы-интерната.

Решение задач психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в рамках проекта садовой терапии ведется в тесном взаимодействии специалистов с педагогами школы-интерната.



Цель психолого-медико-педагогического сопровождения:

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения реализации проекта садовой терапии путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.



Задачи:

- определение адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы;

- прогнозирование развития ребенка и возможностей образования на основе выявленных особенностей в развитии;

- реализация коррекционно-развивающей работы на протяжении всего проекта.



Основные принципы работы:

- приоритет интересов ребенка;

- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

- рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

- работа по методу междисциплинарной команды.

Основные направления деятельности Службы сопровождения проекта:

1. Коррекционно-развивающая работа:

-совместная деятельность специалистов и педагогов по разработке программ элективных курсов, программ оздоровления по садовой терапии;

- комплексная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение реализации проекта садовой терапии;

- помощь в решении личностных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и проблем социализации, формирование жизненных навыков, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости, помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;

- организация и проведение семинаров, тренингов для педагогов по овладению здоровьесберегающими технологиями.

2. Психосоциальная диагностика:

- определение индивидуальных особенностей и склонностей личности проблемного ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;

- выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

-выявление потенциальной и реальной групп социального риска.



  1. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона

с целью изучения их воспитательного, оздоровительного потенциала и организации взаимодействия.

4. Психолого-медико-педагогическое консультирование участников проекта по различным психолого-педагогическим, медицинским проблемам, разработка рекомендаций педагогам, родителям.

5. Обеспечение межведомственной инфраструктуры профилактики психолого-медико-педагогической реабилитации отклонений, нарушений у обучающихся «группы риска» -- установление социального партнерства, заключение договоров перспективного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, МУ «Якутский городской центр аддиктивного поведения у детей и подростков», ПМПК, отделом профилактики ЯРНД, КДН, ПДН и др.

По каждому направлению проекта разработаны подпрограммы, проводятся

9 элективных курсов по садовой терапии.

По итогам анкетирования, опроса сформированы 8 экспериментальных групп по направлениям в количестве 67 учащихся начальных классов (2-4 классы) и детей-подростков (5-7 класс), т.е. 35% от общего количества учащихся школы-интерната охвачено Садовой терапией.



Календарный план проведения элективных курсов по садовой терапии

на 2011-2012 учебный год




Название

элективного курса

Цели

Кол-во охвата (детей, специалистов)

Место проведения

Время проведения

Ответственный

1

«Комнатное растениеводство в условиях оранжереи»


Социальная адаптация, реабилитация, и корректировка поведения учащихся.

Развитие агробиологической грамотности как ключевой компетентности естественнонаучного профиля обучения при использовании комнатных растений.




10 учащихся 5-7 классов (диагноз «Задержка психического развития»);

1 психолог



На базе оранжереи СВФУ.


1 раз в неделю

Виноградова Вера

Станиславовна – учитель биологии высшей категории, Отличник образования РС(Я



2

«Растениеводство»


Социальная адаптация и развитие навыков общения, расширение интересов.

Развитие знаний по растениеводству, приобретение самостоятельных навыков по выращиванию растений.




10 воспитанников интерната (диагноз «Умственная отсталость»);

1 психолог



На базе Ботанического сада

ИБПК СО РАН ЯФ



1 раз в неделю

среда


Фасхутдинова

Тамара Петровна –

воспитатель


3

«Изучение родного края с применением садовой терапии для детей с ОВЗ»


Воспитание экологически грамотного, социально-активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.


12 уч-ся

5-7 кл. 8-9 кл.

(диагноз «Умственная отсталость»);

1 психолог




На местности Чочур Муран, где находится интернат

5-7 кл. – понедельник

8-9 кл. - пятница





Терещенко Герман Юрьевич – учитель естествознания


4

«Игротерапия в мире растений»


Создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей коррекцию его интеллектуального, физического и духовного развития путем игротерапии.


10 уч-ся 1-2-3-4 классов

(диагноз «Умственная отсталость»);

1 психолог


На базе интерната


1 раз в неделю

суббота


Бетюнская Екатерина Егоровна – учитель начальных классов


5

«Видеоэкология - мониторинг окружающей среды» – социально-экологическое творчество детей с ОВЗ в условиях Школы- Сада».

Формирование у детей с ОВЗ способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству), в частности в экологической сфере социума. Школы – Сада.


11 уч-ся 6-7 кл.

(диагноз «Задержка психического развития»);

1 психолог


На базе школы

2 раза в неделю

суббота


Михайлова Надежда Ивановна – учитель географии высшей

категории




6

Фитотерапия

«Лекарственные растения для садовой терапии»


Привитие навыков практических работ по уходу за лекарственными растениями в условиях Якутии и комплекс умений и навыков по уходу за лекарственными растениями.

8 воспитанников интерната

На базе оранжереи, приусадебном участке интерната




Латыш Татьяна Викторовна, учитель СБО

7

«Вязание садовых цветов»- для уч-ся

5 -7 классов.




Изучение садовых цветов через их изготовление руками в технике вязания спицами и крючком.


6 уч-ся 5 кл.

(диагноз «Задержка психического развития»);

1 психолог


На базе школы

1 раз в неделю

четверг


Мигалкина Марианна Кимовна – учитель технологии высшей категории, Отличник образования РС(Я)

8

Курс по психологическому сопровождению

«Кедр»


Психологическое сопровождение проекта.

Социальная адаптация, реабилитация и корректировка поведения учащихся.




27 уч-ся

На базе школы, оранжереи СВФУ

3 группы,

1 раз в неделю



Ефремова Оксана

Федоровна – педагог - психолог первой

категории






  1. Этапы реализации проекта -- 2011-2015 г.г.

Первый этап (январь по июнь, 2011 г.)организационно-подготовительный

1. Выявление приоритетных направлений реализации ОЭР, моделирование нового качественного состояния школы-интерната.

2. Организация творческих групп педагогов по основным направлениям ОЭР.

2. Изучение и анализ передового педагогического опыта по исследуемой проблеме.

3. Разработка подпрограмм основных направлений проекта, создание программ элективных курсов по технологии « Садовая терапия».

4. Социологический опрос, психолого-педагогическая диагностика.

4. Заключение договоров перспективного взаимодействия с субъектами социально-культурной среды школы-интерната.

Второй этап (сентябрь 2011 г. по май 2014 г.) – основной, деятельностно-практический

1.Переход школы-интерната в новое качественное состояние: построение социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада для психолого-педагогической, социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Мониторинг здоровья, психолого-педагогический мониторинг, мониторинг социальной адаптации.

2.Организация соответствующего материально-технического обеспечения, информационно-технического оснащения образовательного, оздоровительного процесса.

3. Анализ промежуточных результатов реализации программы.

4. Поиск новых направлений и форм работы с родителями, социальными партнерами.



Третий этап ( 2014-2015 г.г.) – аналитический, обобщающий

1. Анализ, обобщение полученных результатов.

- оценка уровня здоровья обучающихся.

- оценка уровня удовлетворенности родительской общественности и степени педагогического взаимодействия всех участников образовательной среды.

- создание пакета документов (положения, инструкции, руководства, методические рекомендации), необходимых для внедрения разработанной модели в коррекционную образовательную среду.

- обобщение и распространение опыта работы (публикации, выпуск методического сборника по применению технологии Садовой терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

2. Защита социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада – центра психолого-педагогической, социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Календарный план выполнения мероприятий

по реализации проекта садовой терапии

на 2011-2015 учебные годы.




Наименование

мероприятия

Количество охвата детей,

родителей, педагогов, специалистов, социальных партнеров

Место проведения

Дата, время проведения

Ответственные

1

Разработка программы основных направлений проекта, элективных курсов.


9 педагогов, 2 психолога, 2 работника Ботанического сада

С(К)ОШ-И №34

Январь, май 2011 года

Куратор по ОЭР Андреева Г.С., руководители направлений, педагоги, ведущие элективные курсы

2

Проведение диагностики состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая диагностика.


Мониторинг здоровья, психолого-педагогический мониторинг, мониторинг социальной адаптации.

67 детей

С(К)ОШ-И №34

Январь-май,2011г.

Сентябрь-январь, май 2011-2012.


Сентябрь-январь-май 2012-2013.

Сентябрь-январь-май 2013-2014.

Сентябрь-январь-май 2014- 2015.


Отв. Михайлова Н.И., отв. по мониторингу;

мед.работник Мустафаева А.С.

рук. лечебно-оздоровительного направления

Матвеева С.К.

педагоги-психологи

Ефремова О.Ф.,

Дьячковская М.В.


3

Проведение социологического опроса среди родителей.


67 родителей

С(К)ОШ-И №34, выездные мероприятия

Январь-май,2011г.

май 2014- 2015.




Социальные педагоги Корнилова А.А., Дягилева Н.Г.

4

Организация творческих групп педагогов по направлениям проекта


30 педагогов

С(К)ОШ-И №34

Январь-февраль 2011г. (расширение, корректировка состава творческих групп за время реализации проекта)

Куратор по ОЭР Андреева Г.С., руководители направлений проекта

5

Формирование группы детей, занимающихся в элективных курсах Садовой терапии.

Анкетирование, опрос учащихся.




60 детей

2 психолога



С(К)ОШ-И №34

Сентябрь, 2012г.

Куратор по ОЭР Андреева Г.С., педагоги, ведущие элективные курсы, психологи.

6

Заключение договоров перспективного взаимодействия:

  • с оранжереей СВФУ



  • С ботаническим садом ИБПК СО РАН ЯФ


  • С институтом Биологии




  • С институтом прикладной экологии Севера АН РС (Я)



  • ГУ Республиканским Центром профессионально-образовательной и медико-социальной реабилитации инвалидов.


10 уч-ся, 1 психолог, 1 работник оранжереи

10 уч-ся, 1 психолог, 1 работник

Ботанического сада



С(К)ОШ-И №34 – оранжерея СВФУ


С(К)ОШ-И №34 – ботанический

сад ИБПК СО РАН ЯФ
С(К)ОШ-И №34 – институт биологии

С(К)ОШ-И №34 – институт

прикладной экологии Севера АН РС (Я)
С(К)ОШ-И №34 – ГУ

Республиканский Центр профессионально-образовательной и медико-социальной реабилитации инвалидов.



Сентябрь, 2011г.

Сентябрь, 2011г.


Директор школы-интерната Гурьева В.Н., рук. элективного курса

Виноградова В.С.
Директор школы-интерната Гурьева В.Н., рук. элективного курса

Фасхутдинова Т.П.


Директор школы-интерната Гурьева В.Н., рук. естественно-научного направления

Виноградова В.С.


Директор школы-интерната Гурьева В.Н., рук. эколого-краеведческого направления Михайлова Н.И.

Директор школы-интерната Гурьева В.Н., рук. социально-трудового направления Корнилова А.А.



7

Развитие приусадебного хозяйства на территории интерната:

- построение 2 теплиц;

- установление водосборной емкости


Соц.партнер СП «Сосновый бор»


«Якутпромстрой»

С(К)ОШ-И №34



Май 2011г.

Май 2011г.


Завхоз Аргунова Н.Е.

Завхоз Аргунова Н.Е


8

Участие в работе Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Выступление на Круглом столе

« Психолого-педагогические аспекты создания включающей среды» с распространением опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды, по реализации программы «Садовая терапия», а также по взаимодействию семьи, школы и общественных организаций».


6 педагогов

г. Якутск, СВФУ

Сентябрь, 2011г.

сертификат



Отв. директор школы-интерната Гурьева В.Н., куратор по ОЭР Андреева Г.С.

9

Организация выезда группы педагогов в Иркутский ботанический сад с целью обмена опытом и установления партнерского взаимодействия.

3 педагога

г. Иркутск

Декабрь,

2011г.


Отв. директор школы-интерната Гурьева В.Н.

10

Участие детей, проходящих элективные курсы по садовой терапии на различных конкурсах, выставках.

Якимов Андрей,

Мустафин Халик (эколого-краеведческий блок)

Бабков Женя (эколого-краеведческий блок)
Слепцова Карина

(естественно-научный блок)


Григорьева Лера, Иванова Алена

(мастер-класс по карвингу)


Олесова Феня Бакшинова Юля (мастер-класс по песочной анимации)
Иванова Алена (естественно-научный блок)
Адамова Вериана (естественно-научный блок)

I городской конкурс творческих проектов «Я знаю, я умею, я могу» среди учащихся коррекционных школ г.Якутска


Январь, 2012 г.

Диплом 1 степени


Январь, 2012 г.

Диплом 2 степени


Январь, 2012 г.

Сертификат

Январь, 2012 г.

Сертификат


Январь, 2012 г.

Сертификат

Январь, 2012 г.

Сертификат

Январь, 2012 г.

Сертификат


Рук. эколого-краеведческого направления Михайлова Н.И.

Рук. элективного курса Терещенко Г.Ю.

Рук . элективного курса Виноградова В.С.

Рук. учитель СБО Латыш Т.В.


Рук.учитель- дефектолог Докторова Д.Е.

Рук. воспитатель Фасхутдинова Т.П.
Рук. учитель нач.клас.

Юмшанова Я.И.



11

Праздник «Дары осени»

60 педагогов, 150 учащихся, социальные партнеры

С(К)ОШ-И №34

Ежегодно, сентябрь

Педагоги-организаторы Сосина Е.С., Осипова В.Н.

12

Праздник «Цветочная феерия»

60 педагогов, 150 учащихся, социальные партнеры

С(К)ОШ-И №34

Ежегодно, сентябрь

Педагоги-организаторы Сосина Е.С., Осипова В.Н., координаторы Докторова Д.Е., Максимова А.П., куратор ОЭР Андреева Г.С.

13

Создание реабилитационного сада

- посадка плодово-ягодных кустарников

- утепление полов зимней оранжереи


60 педагогов, 80 учащихся, социальные партнеры, родители

С(К)ОШ-И №34

Май 2011г. – август 2014г.

Руководитель проекта Гурьева В.Н., коллектив

14

Создание релаксационной зоны

60 педагогов, 150 учащихся, социальные партнеры, родители

С (К)ОШ-И №34

Май 2011г. – август 2014г.

Руководитель проекта Гурьева В.Н., коллектив

1

5


Проведение чат-конференции с использованием Интернет-технологий с Ботаническим садом Чикаго.


Творческая группа педагогов

С (К)ОШ-И №34

2013г.

Руководитель проекта Гурьева В.Н.

Социальные партнеры.



16

Выпуск методического сборника по применению технологии Садовой терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формат А5

Тираж 100 экз.


педагоги,

учащиеся, социальные партнеры, родители



С(К)ОШ-И №34

2014-2015гг.

Руководитель проекта Гурьева В.Н.

17

Создание информационного блока в телепрограмме «Пропеллер» БГУЭП о ходе реализации проекта

педагоги,

учащиеся, социальные партнеры, родители



БГУЭП

2012-2015гг.

Руководитель проекта Гурьева В.Н.

18

Выпуск информационно-просветительской школьной газеты «Наша школа-сад»

педагоги,

учащиеся, социальные партнеры, родители



С(К)ОШ-И №34

2012-2015гг. ежеквартально

Руководитель проекта Гурьева В.Н., редколлегия




  1. страница 1 страница 2 страница 3


    Смотрите также:





    << предыдущая страница         следующая страница >>

    скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019