zaeto.ru

Ш42 Здоровье для всех / Пер с англ. Л. А. Владимир­ского. М.: Советский спорт, 2001. 288 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 11 страница 12



Да будет Истина,

даже если низвергнутся Небеса
Герберт М. Шелтон
ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ

Москва

«Советский спорт»



2001

Печатное издание:

УДК 615.8

ББК 53.59

Ш42
Шелтон Г.

Ш42 Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимир­ского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с.

ISBN 5-85009-641-8

Российский читатель впервые познакомится с полным переводом одной из книг выдающегося американского врача-гигиениста, уже известного в России по отдельным статьям, обладателя нескольких званий почетного доктора наук Гер­берта М. Шелтона, чьи работы переведены на многие языки мира — как западные, так и восточные. Читатель узнает также об общем мировоззрении этого крупного деятеля XX века. Книга составляет лишь небольшую часть его семитомного труда «Гигиеническая Система» (1934—1968), где автор пред­принял попытку охватить главные стороны жизни человека в его единстве с Природой.

Книга предназначена как для медицинских работников, так и для широкого круга читателей.



УДК 615.8

ББК 53.59
Научно-популярное издание
Шелтон Герберт
Здоровье для всех
Редактор Т.Н. Киреева

Художественный редактор С. А. Чернецова

Корректор В.К. Ячковская

Компьютерная верстка З.А. Богдановой


Лицензия ЛР №040935 от 30.12.98 г.

Подписано в печать 20.05.2001. Формат 84х108'/зг

Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 15,12. Уч.-изд.л. 13 8

Тираж 10 000 экз. Изд. № 438. С - 41. Заказ № 1265.

Издательство «Советский спорт». 103064, Москва, ул. Казакова, 18. Отпечатано в ОАО «Типография «Новости». 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46
ISBN 5-85009-641-8

© Шелтон Г., 2001

© Оформление. Издательство

«Советский спорт», 2001



С О Д Е Р Ж А Н И Е
От издательства
Натуральная Гигиена

Краткий исторический очерк (А. А. Владимирский)

Философия. Принципы. Приемы (А. А. Владимирский)

Краткое слово о Г.М. Шелтоне

Герберт М. Шелтон - биографические сведения (А. А. Владимирский)
Предисловие

Ортопатия — физиологическая закономерность

Болезнь — это жизненный процесс

Единство организма и его связь с лечением

Токсемия

Корни инфекции

Здоровье прежде всего

Компромиссы науки

Аллергия

Обманчивость диагноза

Рациональный уход за больными

Реформа и лечение

Как избежать простуды и вылечить ее

Что вызвало болезни миндалин у девочек семейства Квинтс?

Бронхит

Синусит

Бронхиальная астма

Сенная лихорадка

Беспроточные железы

Расширение щитовидной железы

Колит

Пептическая язва

Сахарный диабет

Артрит — ревматизм — подагра

Высокое кровяное давление

Угри (воспаление сальной железы)

Прощай, невралгия!

Неврит

Детский паралич

Голодание для детей

Голодание при болезнях сердца

Голодные боли

Обжорство и невроз

Голодание и зубы

Надуманные возражения против голодания

Физические упражнения и сердце

Сочетание кислот с белками

Самоисчезающие опухоли

Подчинение жизни закону

Вместо заключения

Предисловие к книге Г. М. Шелтона «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА


Читателю России впервые предлагается полный пере­вод цельной книги (сборника) выдающегося американского врача-гигиениста, гуманиста и просветителя, обладате­ля девяти званий почетного доктора наук и автора мно­гих работ, крупнейшего представителя движения за На­туральную Гигиену в XX веке Герберта Макголфина Шелтона (1895—1985). В России имя Г. Шелтона уже извест­но с 80—90-х годов, а его выборочные статьи и главы из отдельных трудов были переведены на русский язык и из­даны в книге «Ортотрофия. Основы правильного пита­ния» (М.: Молодая гвардия, 1992), в журнале «Будь здо­ров», вестнике «Здоровый образ жизни» (приложение к газете «Советский спорт») и др.

В книге «Здоровье для всех» собраны работы Г. Шелтона разных лет, начиная с 30-х годов, когда в США впервые стали широко публиковаться работы по Нату­ральной Гигиене, несмотря на яростное сопротивление ор­тодоксальной медицины, против которой Шелтон очень активно выступал, что нашло отражение, в частности, и в его статьях, помещенных в данный сборник. Ценность книги в том, что в ней раскрыты, обнажены до предела четкие базовые принципы и концепция Натуральной Гигие­ны как науки, прикладной системы, базирующейся на объек­тивных законах природы как альтернативном направлении здравоохранения, перспективном для XXI века. Это дви­жение получает все большее признание за рубежом, а в последние годы и в России, где уже имеются многие тыся­чи его сторонников. Г. Шелтон предвидел: «Натуральная Гигиена приходит как спаситель человеческого рода». Бе­зусловно, она должна стать и спасителем российского, и, прежде всего, возможно, русского рода, против которого внешними и внутренними врагами ведется демографичес­кая война — война на его физическое уничтожение.

Следует учитывать некоторые специфические особен­ности предлагаемой книги: Г. Шелтон занимался пробле­мами Натуральной Гигиены начиная с 20-х годов вплоть до 80-х. Естественно, за это время наука о здоровье чело­века в мире развивалась, хотя в основном оставалась на позициях традиционной «гиппократовскои» эклектичной модели медицины. Г. Шелтон не ставил задачи изложения своих принципов в общепринятой в медицинском мире нау­кообразной, трудной для восприятия рядовым человеком манере, наоборот, он делал ставку на предельную попу­ляризацию в самой доступной форме знаний о Натураль­ной Гигиене, притом без всякого ущерба для ее научной основы. Однако такой Всеобуч здоровья неизбежно требо­вал и многократного повторения ее основных принципов и приемов, неизвестных до недавнего времени массам людей в их систематизации. Этим и объясняется многочислен­ный повтор в книге основополагающих положений Нату­ральной Гигиены, что может порой вызывать недоумение читателя. Но, как говорил и писал Шелтон, человеку свой­ственно забывать самые простые, но жизненно важные истины, от несоблюдения которых и страдает сам чело­век. «Учителя народа», как называл Шелтон активных проповедников Натуральной Гигиены, призваны, как он считал, постоянно напоминать людям об этих истинах ради их собственного благополучия и сохранения здоровья.

Перевод книги сделан без каких-либо купюр, с сохра­нением авторского стиля изложения, на уровне тех зна­ний и информации, которые Шелтон имел в те годы. Ду­мается, книга представляет интерес с точки зрения не только познания механизмов человеческого организма, объек­тивных законов его функционирования, но и обучения бой­цовским качествам, которыми обладал Шелтон, посвя­тивший всю свою жизнь делу здоровья человека.


НАТУРАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
Краткий исторический очерк
Для второй половины XX века характерно рез­кое ухудшение экологического состояния на Земле как следствие почти неконтролируемой с точки зре­ния экологической безопасности деятельности чело­века, что привело к трагическим последствиям во многих странах мира, в том числе в России.

К сожалению, научным и политическим сообще­ством в должной мере практически еще недооценена особенность эволюционного процесса XX столетия, а именно — коренное изменение самого характера вза­имоотношений двух главных «действующих лиц» на планете — Природы и Человека: если на протяжении тысячелетий Природа помогала выжить своему Выс­шему Творению, была его союзницей, то в XX веке и особенно в его вторую половину — в эпоху так назы­ваемой научно-технической революции (НТР), при­ведшей к крайнему засорению и загрязнению окру­жающей природной среды (воздуха, воды, почвы и т.д.), природа в «отместку» впервые пошла против человека, вызвав рост всевозможных заболеваний и его общую деградацию. Этого человек, понятно, вы­держать был не в состоянии и начал стремительно разрушаться телесно, интеллектуально и духовно. По расчетам некоторых зарубежных ученых (в частно­сти, японских), человечество всего за последние пол­столетия «умудрилось» исчерпать в основном физи­ологические резервы, заложенные природой в человеческий организм за миллионы лет эволюции, так и не решив множества проблем (в том числе медицинс­ких).

В качественно новых условиях своего бытия че­ловек в целях адаптации принужден улучшать не толь­ко внешнюю среду своего обитания, сколько прежде всего внутреннюю среду собственного организма, к чему он не привык и чему не обучен.

Но, как не раз бывало в истории, сама жизнь отвечает на брошенный ей вызов. К счастью, в запад­ном полушарии еще ранее возникло и сегодня ус­пешно развивается жизнеспасительное движение, имя которому — Натуральная Гигиена. За рубежом ее называют одним из величайших движений в истории человечества, гигиенической революцией, единствен­ной революцией, не разъединяющей, а объединяю­щей людей на здоровой почве.

В Древней Греции Сократом на стенах Дельфийс­кого храма было начертано: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Но этот мудрый призыв не был услышан, и западная цивилизация (в отличие от восточной), именуемая иногда ситизацией (от англ. «сити» — город), пошла иным путем, поставив тем самым телегу впереди лошади: сначала стала позна­вать внешний мир, а уж потом, и то кое-как, — внут­ренний мир человека, физический и психический, с многими гибельными результатами в виде бесконеч­ных конфликтов и войн за собственность, земли и прочее при нерешенности многих чисто человеческих проблем. Возобладал девиз «иметь», а не «быть». К тому лее рядовой человек оказался зависимой и «раз­двоенной» личностью, обладая фактически лишь те­лесной формой, а «содержание» — здоровье — от­дав в чужие руки врачей «гиппократовской» модели медицины. Человек тем самым утратил свою есте­ственную целостность, будучи через лекарственную медицину оторванным от Матери-Природы. На про­тяжении двух с половиной тысяч лет — с момента появления «гиппократовской» медицины в Древней Греции — человек Запада, в орбите медицины кото­рого — так сложилось исторически — оказалась и Россия, особенно с петровских времен, не был под­линным хозяином своего «главного капитала» и ос­новного богатства — здоровья. А сама «гиппократовская» медицина, хотя и имела некоторые дости­жения в борьбе с отдельными недугами, в целом не исполнила своего исторического предназначения — быть надежным гарантом лечения и профилактики заболеваний любого рода, чему все мы сегодня явля­емся свидетелями.

Ее антипод — Натуральная Гигиена — возвраща­ет человеку и его здоровье, и его естественную цело­стность через воссоединение его вновь с природой, но в отличие от далеких предков не на чисто инстин­ктивной основе, а на новом, более качественном вы­соком витке диалектической спирали эволюционного развития человека — на базе глубокого, всесторон­него, научно-диалектического познания организма, его резервов и возможностей, механизмов и объектив­ных законов и их грамотного применения во имя здо­ровья собственного, своих близких и всего общества, одновременно с новым раскрытием и пробуждением затухающих было природных инстинктов и интуиции как главных путеводителей в жизни. Такова объек­тивно всемирно-историческая миссия Натуральной Гигиены. Это и прорыв из искусственной ловушки ГОЖ (городского образа жизни), созданной самим человеком в погоне за комфортом, но наделившей его гиподинамией, ненатуральной пищей, стрессами и многими прочими биологическими и социальными недугами и пороками. Это путь также и к социально­му здоровью общества через обновление и очищение

социального сознания и мышления индивида: «В здо­ровом теле — здоровый дух». Молено добавить: здо­ровый интеллект, здоровая политика — здорового го­сударства.

В нынешних условиях тотальности биологическо­го и социального загрязнения Натуральная Гигиена при­звана выполнить грандиозную историческую задачу тотального биологического и социального очищения индивида и общества, что еще многими не осознается до конца. Г. Шелтон предсказывал: «Натуральная Ги­гиена приходит как спаситель человеческого рода», а его ближайшая сподвижница и помощница Вирджи­ния Ветрано с полным основанием писала вдохновен­ные слова: «Над землей разгорается новая эра челове­ческого общества» (из предисловия к книге Г. Шелто-на «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни че­ловека», Сан-Антонио, США, 1968).

Но что лее такое конкретно Натуральная Гигиена?

Натуральная Гигиена есть, прежде всего, наука, ибо основана на объективных законах физиологии и биологии, управляющих человеческим организмом и его связями с окружающей природной средой. В практическом прикладном плане Натуральная Гиги­ена — это последовательная система комплексного оздоровления человека естественными методами и целительными силами природы на базе упомянутых законов, их умелого применения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях. Это и массо­вое общественное движение за здоровье человека и этическое и эстетическое учение. Девиз Натураль­ной Гигиены: «Возврат к здоровью — через возвра­щение к здоровому образу жизни». Лозунг «Да бу­дет Истина, даже если низвергнутся небеса!» выне­сен на обложку журнала «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона», который издавался его основа­телем с 1939 по 1981 год.

Натуральную Гигиену отличают от так называе­мой народной медицины, по крайней мере, три мо­мента: а) системность (диалектичность); б) научная обоснованность; в) просветительский характер. Ко­нечная цель Натуральной Гигиены — обучение рядо­вого человека науке и практике здоровья на указан­ных выше принципах. Она провозглашает: «К трид­цати годам человек или сам себе врач, или он при­близил собственную смерть». Поскольку централь­ная задача Натуральной Гигиены — организация на­родного Всеобуча здоровья, то это движение осуще­ствляет многостороннюю деятельность, выполняя од­новременно следующие функции:

— научно-исследовательская работа (изучение проблемы здоровья и болезни, углубленное познание человека);

— лечебно-оздоровительная деятельность по ап­робации теоретических знаний (путем создания, на­пример, «школ здоровья» и других подобных учреж­дений);

— учебно-педагогическая деятельность (в учеб­ных заведениях типа гигиено - терапевтических кол­леджей в США и т.д.);

— просветительская деятельность (организация лекций, издание литературы и пр.);

— организационно-массовая деятельность (созыв съездов, конгрессов, семинаров по обмену опытом и информацией и Др.).

С годами это движение (в США, например) фак­тически переросло в «общественное здравоохране­ние», здравоохранение «на общественных началах», успешно конкурирующее с официальной медициной. Координирует эту работу многие годы Американс­кое общество Натуральной Гигиены.

Формированию организованного движения за На­туральную Гигиену в XIX веке предшествовало длительное многовековое противостояние, борьба двух основных направлений в мировой практике по оздо­ровлению человека — лекарственного и природно-оздоровительного (натургигиенического). Драматичес­кой истории конфронтации двух систем посвящена интересная, обстоятельная монография Г. Шелтона, носящая символическое название «Рубины в песке» (1969)*.

Нынешняя западная медицина, пишет Шелтон, за­родилась в Греции, а точнее, в ее колониях в Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., «в период пол­ного игнорирования анатомии, физиологии, патоло­гии и других наук...». Зарождение этой медицины самым непосредственным образом связано с именем Гиппократа, культ которого был непомерно и искус­ственно раздут. В главе «Отец медицины» Шелтон приводит следующее высказывание американского ученого X. Сайджериста: «Они (работы, приписывае­мые Гиппократу), вероятно, не содержат ни единой строчки, написанной самим Гиппократом».

Многие ученые, указывает Шелтон, признают, что наше знание об историческом Гиппократе почти пол­ностью заимствовано у одного Платона, но «мы не можем исключить возможность того, что этот чело­век мог быть образцом для характера, придуманного Платоном».

Около 460 года до н.э. на острове Кос (Малая Азия) родился человек действительно по имени Гип­пократ, который в дальнейшем служил жрецом изве­стного храма. Как жрец, он занимался и лечением, будучи рядовым врачом. Но по прошествии времени произошла его трансформация в «отца медицины». Редакторы книги «Великие книги» дают, по Шелто

ну, следующее описание этой трансформации: «Фи­гура легендарного «отца медицины» вскоре заменила истинного Гиппократа. Хотя и нет свидетельств его времени, что он оставил какие-либо письменные ра­боты, в течение столетия медицинские работы при­писывались ему, особенно выходящие из медицинс­кой школы на о. Кос. Работы, которые сейчас выхо­дят под именем собрания сочинений Гиппократа, со­стоят в большинстве своем из ранних греческих трак­татов, которые были собраны воедино александрийс­кими учеными третьего века».

Миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. «Поскольку рукописи прошлого, из кото­рых почти все анонимные, были собраны в Алексан­дрийской библиотеке, читатели считали, что они об­наружили «доктрины Гиппократа» во многих ано­нимных рукописях IV—V веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их автор­ство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание «трудов Гиппок­рата» продолжало расти, пока оно не стало вклю­чать почти все анонимные работы классического века Греции».

Гален первым закрепил «авторитет» Гиппокра­та как «отца медицины». Гален, пишет Шелтон, «ви­димо, первым обратил внимание на заслуги «отца медицины», хотя сам родился в 130 году н.э. и не имел доступа ни к каким источникам о делах Гип­пократа».

Работы Гиппократа, указывает Шелтон, инте­ресны лишь тем, что дают нам ясное представление об эллинской медицине V — начала IV века до н.э. В трудах, приписываемых Гиппократу, хотя, по Шелтону, и «много чепухи», но «есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой меди­цины».

Однако правильные концептуальные подходы и естественные методы лечения, первоначально заим­ствованные из храмовой медицины, постепенно были заменены на иные, прямо противоположные. Гречес­кая медицина все больше отрывалась от природы самого человека, естественных целительных сил и превращалась в набор искусственных методов и средств лечения, которые в силу своего характера в отличие от природных факторов (солнца, воды, воз­духа и т.д.) могли становиться и становились моно­полией дельцов от медицины, преследовавших ско­рее свои корыстные интересы, а не интересы боль­ного.

В Греции, как и в древнейших цивилизациях, от­мечает Шелтон, приводя слова исследователя Бернала, «врач был нечто вроде аристократа, имеющего дело с богатыми патронами. Лечение же простых людей оставалось в руках старых бабок и шарлата­нов, использовавших традиционные магические сред­ства ». Вот как описывает этот процесс Шелтон:

«Школа Гиппократа вначале не отбрасывала бо­лее простые средства лечения — отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные ванны, водные ванны и т.д., хотя и отказалась от священных заклинаний и чар и от большинства других форм магии, которые были долгое время в моде. Но она сохранила и рас­ширила применение тех магических веществ, кото­рые позже стали известны как лекарства, и наделила их медицинскими свойствами. Другими словами, шко­ла Гиппократа украла у богов силу врачевания и вло­жила ее в вещества, которые раньше использовались при обращении к богам. Новой (медицинской) про­фессии было трудно отучить народ от простых средств ухода за больными.

Лишь постепенно ей удалось увести людей от при­родных средств и навязать им жалкую и рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов лекаря. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного, лишь постепенно все более сильные яды заменяли мягкие и менее агрессивные средства. Нарастающая агрессив­ность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н.э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекар­ственного лечения».

Если бы школа Гиппократа, замечает Шелтон, «де­лала бы больший упор на гигиену и меньше на лекар­ственные средства, вполне возможно, той медицинс­кой практики, какую мы имеем сейчас, вообще не существовало бы. Лучшие из врачей той школы были самыми отъявленными шарлатанами. Претендуя на знания, которыми они не обладали, и провозглашая достоинства своих лечебных средств, они заложили структуру, которой до сих пор следует медицина. Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа». «В трудах Гиппок­рата, пишет Шелтон, можно найти слова, отражаю­щие один из самых фатальных обманов, господство­вавших в умах медиков. Там сказано: «Экстремаль­ные средства являются самыми подходящими при экстремальных состояниях». Этой лжи все еще при­держиваются современные медики. Нет ничего более ужасной практики, основанной на принципе, что чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в ради­кальных средствах. Когда у больного снижается спо­собность к сопротивляемости и его легко убить, вра­чи устраивают ему самое опасное лечение».

«Концепции» и «правила поведения» врача были закреплены в так называемой клятве Гиппократа, которой и сегодня присягают врачи. Однако, пишет Шел-тон, ссылаясь на мнения историков, «знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных египетскими жреца­ми задолго до нашей эры, по оценкам египтологов, в XVI веке до н.э.». При этом «существует несколько вариантов клятвы. Все они, как считают, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа».

Одно из наиболее важных положений клятвы — положение о клановости медицинской профессии, что указывало на ее, по сути, антидемократический ха­рактер. «Эта клятва, пишет Шелтон, содержит, не­сомненно, идущее от храмов обязательство не обу­чать медицине никого, за исключением членов семьи самого врача и других родственников». Другой аме­риканский врач, автор книги «Великий медицинский обман в миллиарды долларов» (Нью-Йорк, 1980), К. Ласко, начинает свою книгу с беспощадной крити­ки этой клятвы, называя ее «клятвой лицемерия».

О «кодексе молчания» в клятве говорится доста­точно откровенно: «передавать знания наставления­ми, лекциями и всеми другими способами моим сы­новьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связан­ным обязательством и клятвой. Но никому более. И что бы в жизни людей я ни увидел или услышал во время лечения или вне его, что не должно быть от­крытым, я буду хранить молчание, веруя, что об этом не следует говорить. И если я проступком нарушу клятву, да получу я по заслугам». Практический вред культа Гиппократа заключается в том, что его име­нем были освящены, закреплялись в медицине мно­гие эклектичные, путаные положения, не говоря уже об искусственном характере применяемых ею средств, ее антидемократизм и клановость, что в конечном итоге вылилось в кризис всей западной системы ме­дицины.

Однако наряду с западной несовершенной ме­дициной в мире существовала и иная, истинная ме­дицина. Прежде чем рассматривать принципы Нату­ральной Гигиены, вкратце остановимся на ее пред­шественнице, родственной по духу и приемам древ­неиндийской медицине «аюрведа» (в переводе с сан­скрита — «наука жизни»). Как отмечает индийский философ и историк Д. Сингх в статье «Традицион­ная индийская медицина», в отличие от западной медицины, сосредоточившей все внимание на болез­ни, в Индии понятие «аюс» — «жизнь» было осно­вой индийской медицины и ее классической систе­мы лечения на протяжении пяти с половиной тысяч лет. На базе этой философии жизни сформирова­лась строгая логическая медицинская система «аюр­веда», превосходящая все остальные достижения индийского научного и теоретического мышления. В то время как в основе многих древних методов вра­чевания лежали магия, колдовство, шаманство, ин­дийская медицина, опираясь на логику, стремилась разработать научную диагностику. Будучи состав­ной частью всеобъемлющей философии, касающей­ся материи и эволюции, «аюрведа» отвергала теоло­гию, молитвы, ворожбу. Вместо этого она искала причины недуга, чтобы его можно было предотвра­тить или исцелить.

Колониальное порабощение Индии англичана­ми в течение двух веков отбросило назад страну в развитии не только экономики, но и медицины. Но с завоеванием независимости Индией в 1947 году началось возрождение древней медицины. За годы независимого существования средняя продолжи­тельность жизни в Индии увеличилась более чем в полтора раза, в чем несомненная заслуга принад­лежит и древнеиндийской медицинской системе «аюрведа».

* Под рубинами имеются в виду знания о Натуральной Ги­гиене.


Философия. Принципы. Приемы.
Натуральная Гигиена, по существу, была «на­следницей» на Западе «аюрведы», основывалась на тех же принципах, той же философии, тех же при­емах.

Натуральная Гигиена, основанная на комплекс­ном оздоровлении человека естественными метода­ми, факторами природы (воздух, вода, солнце, есте­ственное питание, физические упражнения, отдых и пр.), была реакцией на неудачи в лекарственной тера­пии, которые приводили к массовым жертвам во вре­мя эпидемий в США (конец XVIII — начало XIX века). Авторы вышедшей в 1972 году книги «Величайшее открытие здоровья» (Чикаго) следующим образом опи­сывают обстановку, в которой зарождалась Натураль­ная Гигиена (этот термин утвердился в 1856 году): «Из противоречий, замешательства, хаотического и раз­нородного смешения иллюзорных взглядов, имену­емых «медицинской наукой» и «медицинским искусством», из конфликтов различных школ лечения, из явной неудачи выполнить свои обещания, из от­каза врачей принимать во внимание природные по­требности жизни при уходе за больными выросла важность, скорее настоятельная необходимость в ре­волюционной перестройке биологической мысли и возрождении биологического взгляда на потребнос­ти человека».

Началом зарождения Натуральной Гигиены счи­тается 1832 год, когда один из ее пациентов — Силь­вестр Грэхем (1794—1851) выступил с циклом лекций в Нью-Йорке по вопросу о целебных свойствах ве­гетарианского питания. Поводом для его выступления послужил пример секты «библейских христиан», пере­ехавших в Филадельфию из Англии в конце XVIII века. Эта секта воздерживалась от всякой животной пищи, считая ее прием нарушением одной из Божьих за­поведей, а также от чая, кофе, табака, алкоголя, специй и прочих стимуляторов. Во время эпидемии холеры в Филадельфии в начале XIX века ни один член секты не заболел холерой, что навело Грэхема на мысль о целебных свойствах пищи. Ни один из последователей Грэхема, кто по его совету перешел на новое, вегетарианское питание, также не заболел холерой.

С. Грэхем предъявлял высокие требования к ги­гиене человека, считая его самого главным виновником болезни. «Уже длительное время, — говорил он, — я открыто провозглашаю, что человек, как правило, сам является причиной собственных болезней и страда­ний, что почти всегда он сам виноват в том, что бо­лен, и что он так же должен просить прощения у общества за то, что болеет, как и за то, что пьянству­ет» (эпиграф к книге Г. Шелтона «Натуральная Гиги­ена. Праведный образ жизни человека»).

На протяжении полутораста лет движение за На­туральную Гигиену росло и утверждалось в ожесто­ченной борьбе с традиционной медициной, не при­знававшей ее принципы и концепции. Это движение, которое охватило также другие страны (Австралию, Новую Зеландию, ряд западноевропейских стран, Японию), насчитывает десятки имен крупных деяте­лей в XIX веке, таких, как С. Грэхем, И. Дженнингс, Р- Тролл, Т. Николе, Дж. Джексон, X. Остин, Ч. Пейдж, Р. Уолтер, С. Доддс, Ф. Освальд, Дж. Тилден, и дру­гих, а в XX веке — Б. Макфэдден, П. Брэгг, К. Джеф­фри, Дж. Роджерс, К. Ниси, С. Ватанабэ, Г. Шелтон, и других.

В своем поступательном развитии концепции На­туральной Гигиены изменялись, дополнялись, совер­шенствовались, окончательно сформировавшись во второй половине XIX века. Благоприятная объек­тивная обстановка — отсутствие войн, хорошие кли­матические условия, свободное творчество — по­зволяла ученым, придерживавшимся нетрадицион­ных взглядов и подходившим к человеческому орга­низму с позиций синтеза, его целостности, серьезно и длительное время осваивать альтернативные зна­ния о человеке и методах его оздоровления. Рож­денная не в кабинетно-лабораторно-пробирочных условиях, а выросшая из длительной практики мас­сового лечения и оздоровления людей, Натуральная Гигиена смогла выйти и на четкие теоретические представления о феномене здоровья и болезни, об объективных законах, управляющих организмом, стать настоящей наукой. Выступая в журнале «Уотер кьюер джорнал» («Журнал о водолечении», декабрь 1861 года), Р. .Тролл так сформулировал кредо Натуральной Гигиены:

1) система лекарствен­ной медицины ложна, неверна с философской точки зрения, абсурдна с научной, враждебна природе, про­тиворечит здравому смыслу, катастрофична по ре­зультатам, она — проклятие для человеческого рода;

2) система гигиенической медицины, которую мы ут­верждаем и практикуем, находится в гармонии с природой, соответствует законам живого организ­ма, правильна с научной точки зрения, положитель­на по результатам, она — благодеяние для челове­ческого рода.

Во вступительной лекции в Нью-Йоркском гигиенотерапевтическом колледже в 1863 году он лее заявил: «Мы не реформаторы, мы — революционе­ры. Мир достаточно имел реформ в медицине. Ре­формировать лекарственную систему путем замены одних лекарств другими означает совершать смехот­ворный фарс. Возможно, во многих случаях это и заменит большее зло на меньшее, но, тем не менее, это то же, что замена, к примеру, большей лжи на меньшую, непристойного языка на ругань, воровства на обман. Заменять аллопатию на гомеопатию или то и другое на физиотерапию, а все, вместе взятое, на эклектичное лечение — то же самое, что проповедо­вать умеренность, заменяя ром, бренди, джин пивом и вином или животные мясные продукты — моло­ком, сливочным маслом и сыром. У нас нет никакой замены лекарствам. Мы отвергаем их как порочные вещи и предписываем полезное. Мы не можем под­менять ложь. Мы должны обучать только истине. Наша система независима от всех остальных, Ее по­ложения оригинальны. Ее доктрины никогда не пре­подавались в медицинских школах. О них никогда не писали в книгах по медицине, их никогда не призна­вали медики. Они, вероятно, опережают все, что ког­да - либо преподавалось и предлагалось, ибо вытека­ют из самих законов природы. Мы не признаем ника­кого авторитетного учебника, кроме того, который написан рукой Господа — всеобъемлющей природой» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»).

Другим выдающимся натургигиенистом XIX века был И. Дженнинге. Он разработал теорию болезни, отличную от всех остальных, которую он назвал «ортопатией» («правильным страданием» — с гречес­кого). Согласно этой теории болезнь и здоровье — едины, и в своих многочисленных проявлениях — лихорадка, воспаление, кашель и др. — феномен болезни подчиняется единым законам жизни. Бла­годаря ему болезни исчезали с быстротой, дотоле неизвестной.

С самого начала Натуральная Гигиена утверди­ла себя как решительный противник всякой лекар­ственной терапии, но в дальнейшем и как противник всякого внешнего насильственного действия на больной организм, в том числе такого, как водолечение, физиотерапия и т.д. Главное в Натуральной Гигиене — опора на самовосстановительные силы организма (иммунитет*), которые приводятся в дей­ствие через создание комплекса оздоровительный условий. «Возвращение к здоровью — через возЧ вращение к здоровому образу жизни» — правила Натуральной Гигиены. Строя свою деятельность на гигиеническом просвещении масс в области физиологии, биологии, анатомии, натургигиенисты веду­щее место старались отводить формулированию четких законов жизни и природы, без которых успешную просветительскую работу они считали невозможной.

Согласно авторам книги «Величайшее открытие здоровья» деятельность, например, Дженнингса основывалась на наблюдении, что существуют следующие законы жизни: «закон действия» (физические упражнения), «закон покоя» (сон, отдых), «закон экономии» (сохранение жизненной энергии), «закон распределения» (обеспечение энергией каждого органа), «закон адаптации» (приспособление к вредным веществам и влияниям), «закон стиму­ляции» (внутренний голос опасности), «закон ог­раничения» (природная защита от перерасхода энер­гии), «закон равновесия» (восстановление слабых органов за счет общего перераспределения энер­гии) и др.

В дальнейшем перечень законов расширялся и до­полнялся. Так, Г. Шелтон во главу угла поставил закон кислотно-щелочного равновесия, им же было вве­дено понятие «закона минимума» и др.

Философию Натуральной Гигиены молено выра­зить следующим лаконичным определением выдаю­щегося болгарского натургигиениста Петра Димкова: «Всю формулу здоровья можно написать на ногте­вом ложе: береги чистоту внутреннюю — чистые мыс­ли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища. Будь скромным и соблюдай Законы Природы»**.

Вот основные принципы Натуральной Гигиены:

а) Здоровье. Феномен здоровья Г. Шелтон трак­тует как «состояние целостности и гармоничного раз­вития, роста и адаптации каждого из органов друг к другу без единого недостающего и без единого из­лишнего органа». Далее он поясняет: «Английское слово «здоровье» («хелс») берет начало от англосак­сонского «хоул» («цельный», «целостный»). Слово «лечить» («хил») происходит от того же корня и оз­начает восстановление целостности, цельности. Взя­тое в самом полном смысле этого слова «здоровье» означает законченность, совершенство организации, то есть жизненную надежность, свободу действий, гармонию функций, энергию и свободу от любых на­пряжений и скованности». В основе здоровья лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости орга­нов, причем, как отмечает Шелтон, «сейчас уже хо­рошо известно, что каждый орган более отчетливо действует на благо целого (организма), нежели на собственное благо» (Г. Шелтон. «Как стать здоро­вым»). То есть подчеркивается известный «альтру­изм» частного по отношению к целому.

К сожалению, замечает Шелтон, «от студен­тов-медиков не требуют изучения здоровых мужчин и женщин. Признаки и симптомы здоровья не изучаются. Ни один медицинский колледж никог­да не подавал заявок на здоровых людей для клинического обследования. Клиника по изучению здоровья на открытом воздухе важнее, чем клиника по изучению болезни у больничной койки. Место, где обучали бы население и студентов тому, как наладить и поддерживать здоровье, не у больничной койки, а на свежем воздухе, там, где люди живут здоровой жизнью. Но никто еще не видел медицинский колледж в гимнастическом зале, на пляже, в санатории или в столовой, где обсуждались бы вопросы здоровья и его признаков. Профессора медицины не читают лекции о происхождении здоровья. Вместо этого они пространно и с ученым видом рассуждают о происхождении болезней» (Г. Шелтон. «Нужна революция». — Жур­нал «Гигиеническое обозрение», 1978, № 6).

б) Болезнь. При рассмотрении такого явления, как болезнь, все натургигиенисты сходятся во мне­нии, что основой болезни является токсемия, или присутствие в крови организма токсинов (пищевых, лекарственных и прочих). Еще в 60-е годы прошлого столетия механизм и проявления токсемии были де­тально изложены в двухтомном труде Дж. Тилдена «Разъяснение токсемии».

«Мы заявляем, что токсемия является универ­сальной причиной болезни***. Но мы также говорим, что токсемия имеет много причин. Она — лишь зве­но в цепи причин и следствий. Токсемия происходит из-за задержки выделения вследствие иннервации. А иннервация есть суммарный эффект всего нашего поведения, если оно в совокупности забирает чрез­мерно много нервной энергии. Воспаление в любом органе происходит по той же причине — из-за токсе­мии. Иннервация, которая препятствует выделению и развивает токсемию, может быть результатом лю­бой иннервирующей причины или любого числа та­ких причин. Несет ли болезнь название тонзиллит, эндокардит, гастрит, колит, цистит, воспаление мо­чевого пузыря, пиоррея или любое другое — все они основаны на токсемии» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»). Шел­тон напоминает, что суффикс «ит» («итис») означает с греческого «воспаление».

Касаясь механизма болезни, Шелтон останавли­вается на таком понятии, как «единая патологичес­кая цепочка». «Если помнить о звеньях патологичес­кой цепочки — иннервация, токсемия, раздражение, воспаление, изъязвление, уплотнение, опухолеобразование (рак), — мы сможем, вероятно, уяснить, что рак начинается за много лет до того, как он оконча­тельно проявляется» (Г. Шелтон. «Как стать здоро­вым»).

в) Любая болезнь (исключая генетические за­болевания и травмы) есть результат нарушения за­конов жизнедеятельности человеческого организ­ма, законов природы. Поэтому и лечение ее воз­можно только через восстановление действия био­логических законов. То есть единственно на науч­ной основе.

г) Любая болезнь есть болезнь всего организма, а не отдельного органа. Отсюда — «обязательно ком­плексное воздействие на организм естественными ме­тодами (системный подход). Лишь комплексное воз­действие естественных методов и обеспечивает реа­лизацию принципа чистоты внутренней среды организма, что создает оптимальные условия для беспрепятственного действия объективных, не зависящих от нашей воли законов саморегуляции и само лечения, которые и лежат в основе всей жизнедеятельности человеческого организма. Излечение от простуды или иного ненормального состояния, именуемого болезнью, зависит от самоцелительных способностей живого организма, которые являются та­кой же жизненной функцией, как дыхание, экскреция и питание» (Г. Шелтон. «Спонтанное излечение от рака». — Журнал «Гигиеническое обозрение», февраль 1978 г.).

д) Для действительного оздоровления организма необходимо устранение не симптомов болезни («симптоматическое лечение»), а ее первопричины. При этом Натуральная Гигиена в целях экономии и накопления энергии организма особое внимание уделяет четырем видам отдыха и покоя: «физический отдых», «физиологический отдых» (воздержание от пищи как лечебное голодание), «умственный отдых», «душевный отдых».

е) Важнейшее место Натуральная Гигиена отводит питанию. Ни один оздоровительный комплекс не может считаться полноценным без соблюдения четких, строгих законов питания, ибо пища, по убеж­дению натургигиенистов, определяет не только со­став крови, но формирует характер и даже миро­воззрение человека. К числу таких законов отно­сится прежде всего закон кислотно-щелочного рав­новесия.

Диалектически подходя к питанию, сторонники Натуральной Гигиены рассматривают его как процесс двуединый — питательно-очистительный, в котором собственно питание неотделимо от очищения орга­низма. Натуральная грубоволокнистая пища обеспе­чивает как биомеханическое его очищение, так и очищение биохимическое благодаря щелочным радикалам в этой пище, способным нейтрализовать патоло­гические кислоты, образующиеся в процессе жизне­деятельности организма. Согласно исследованиям английского ученого-биохимика Д. Буркитта грубое растительное волокно в пище является средством предупреждения и даже лечения геморроя, опухоле­видных заболеваний толстого кишечника. Подробное изложение проблемы питания дано в главах настоя­щей книги.

ж) Важная роль в Натуральной Гигиене отводит­ся психическому настрою, самовнушению положитель­ных эмоций, устранению иннервации (понижение уров­ня нервной энергии).

з) Сторонники этой системы выступают против увлечения узкой специализацией в вопросах здо­ровья и болезни. Достаточно, считают они, знания основных биологических законов, управляющих организмом, и умения использовать с целью про­филактики и оздоровления главные «рычаги», к которым они относят: кожу (восстановление кож­ного дыхания, или «лечение обнажением», по тер­минологии японских натургигиенистов Ниси и Ватанабэ), пищеварительный тракт (прием пищи), ко­нечности (физические упражнения, особенно виб­рогимнастика, другая двигательная активность), психику (самовнушение оптимистического настроя). Именно на этом в основном и построен противорако­вый практический комплекс японского врача-гигие­ниста К. Ниси, который описан в брошюре С. Ватанабэ «Рак можно предупредить и вылечить» (То­кио, 1960) и для составления которого были изучены и проверены на практике тысячи источников на Разных языках мира.

Подчеркивая важность действия под влиянием од­них даже наблюдений при отсутствии полного понимания деталей происходящих процессов в организме, Д. Буркитт писал: «В древнем Писании сказано «Человек засевает землю. Семя прорастает и развивается, но как, пахарь не знает». Это и есть подход c точки зрения здравого смысла. Если бы крестьянин отложил сев до тех пор, пока не поймет процесс прорастания семени, он умер бы от голода» (Д. Буркитт «Можно ли предупредить самые распространенные болезни?» — Журнал «Превентивная медицина», Нью-Йорк, 1977, № 4).

и) Натуральная Гигиена, как уже отмечалось, отвергает любую лекарственную терапию. Шелтон поясняет: «Гигиена должна целиком и полностью уничтожить лекарственную систему и дать народу систему ухода за телом и психикой, основанную на законах природы. Все существующие вещества по отношению к живому организму — или продукт питания, или яд. Ядом (лекарством) является все то, что не может быть ассимилировано живым организмом и использовано им для поддержания жизни. На основе

этого мы без колебаний заявляем, что все вещества (лекарства), которые применяет медицина, разрушают структурную целостность и нарушают функциональную энергию органов и тканей организма» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека »).

к) В своих работах сторонники Натуральной Гигиены дают четкое разграничение между медициной и Натуральной Гигиеной. Так, Вирджиния Ветрано пи­шет: «Медицина с самого начала основывала свою практику на ложных принципах, поэтому выбросила прочь физиологию и отравляла людей патентованны­ми средствами... Не ищем же мы тепло на айсберге! Почему же искать здоровье в яде? Сделаем наши принципы четкими: источник здоровья — в здоровых воздействиях и в здоровых средствах. Лекарства же, которые все являются ядами, не относятся к факторам жизни, приносящим здоровье.

Могут заявлять, что медицина — это наука, по крайней мере, экспериментальная, а гигиена таковой не является. Но истина как раз в обратном: медици­на не является и никогда не была наукой, она — метод, прием, стиль лечения, физиология, биология, анатомия и другие относятся к наукам, но они — не медицина. У медицины отсутствует единый принцип, который можно было бы продемонстрировать рацио­нально или экспериментально. Ее методы эфемерны, чего не было бы, будь она научной...

Гигиена не только определенно истинная, она не­изменно истинная наука. Практика, основанная на ее широких принципах, следует определенным правилам, и в каждом случае результаты можно предвидеть. Этого, однако, нельзя сказать о медицинской прак­тике, ибо каждый раз, когда человеку дается лекар­ственная доза, надо ожидать неожиданного » («Нату­ральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»). Шелтон по этому же поводу заявил: «Мы никак не можем согласиться оставить в покое медицину. Мы не ищем и не ожидаем покровительства медиков. Наша цель — взорвать, свергнуть, уничтожить не только всю их порочную практику, но и их лживые теории. Мы не можем молчать, пока продолжается практика лечения больных дозированными ядами. Как мы можем идти на компромиссы с системой, предпи­сывающей и лечащей такими веществами и средства­ми, которые истощают и разрушают организм вместо того, чтобы поддерживать и укреплять жизненные силы и структуры?»

л) Будучи проникнуты духом гуманизма, альтру­изма, оптимизма, последователи Натуральной Гигиены считали и считают своей первоочередной задачей обучение народа здоровью. Авторы книги «Величайшее открытие здоровья» писали: «Сторонники Грэхе­ма были заинтересованы не столько в физиологичес­ких исследованиях, связанных с экспериментами на животных, сколько в распространении знаний о фи­зиологии среди простого люда и создании образа жизни, основанного на физиологии». В. Ветрано: «Наш мир — это мир мужчин и женщин, которые прекрас­но образованы в области непозитивных знаний, тс есть знаний, которые не связаны с человеком и природой. ...Можно быть Эйнштейном в математике болеть несварением желудка. Со всем своим образо­ванием человек принимает аспирин или антоцид от дискомфорта и ведет себя так, как будто у этого дискомфорта нет причины.

Как долго мы еще будем колебаться принимать систему, которая основана на принципах природы? Нам, гигиенистам, предстоит многое сделать. На нас лежит большая ответственность. Если мы хотим вы­полнить свой долг, мы должны быть учителями на­рода, распространять истинные знания о законах, которые управляют нашей жизнью. Мы никогда не выступаем за игнорирование любой другой области человеческих знаний — математики, языкознания, живописи, поэзии, ваяния и других. Но очевидно и то, что, как бы они ни были важны, знание науки жизни, науки о человеке имеет неизмеримо большее значение. Хорошо, что мы знаем законы математики и грамматики, но, прежде всего, давайте изучать законы жизни» (выделено автором. — Л.В.)

На протяжении 1993-1994 годов в двадцати комитетах и подкомитетах Конгресса США проходило обсуждение реформы американского здравоохранения, которая предусматривала также применение некоторых натургигиенических принципов, в частности в противораковой программе. Использование этих принципов и подходов показало высокую эффективность при лечении там алкоголизма и даже СПИДа. Сразу после своего вступления на президентский пост в январе 1993 года Б. Клинтон объявил о необходи­мости дальнейшего совершенствования американской службы здоровья, прямо увязав его, в частности, с потребностями экономики. «Мы должны, — заявил он — коренным образом пересмотреть всю органи­зацию нашего здравоохранения, ибо без этого мы не сможем приступить к решению неотложных задач экономики».

В конце XIX — начале XX века благодаря работам великих русских ученых — И.П. Павлова, И.М. Сече­нова, И.И. Мечникова и других начинали разрабаты­ваться научные основы Натуральной Гигиены (полу­чившей, в частности, название «физиатрия») и у нас в стране, однако претвориться в целостную практичес­кую систему не смогли: события начала века прерва­ли процесс становления этой науки. Показательно, что Г. Шелтон, который высоко ценил нашего вели­кого физиолога академика И.П. Павлова и на кото­рого не раз ссылался в своих трудах, использовал его учение о раздельных пищеварительных соках для разработки практической системы питания для чело­века, известной в мире как «раздельное питание по Шелтону».

Лишь в последнее десятилетие в нашей стране стали зарождаться и развиваться принципы Нату­ральной Гигиены, причем по инициативе «низов». Это связано с целым рядом обстоятельств, и, прежде всего, с интенсивным загрязнением окружающей природной средой внутренней среды человеческого организма, что стало основой заболеваний, в том Числе смертельно опасных. И здесь необходимо выделить принципиальные расхождения между «гиппократовской» медициной и Натуральной Гигиеной

Бесперспективность «гиппократовской» модели медицины определяется следующими обстоятель­ствами:

а) эта медицина не имеет ничего общего с зако­ном о саморегуляции организма, на которой основа­на вся его деятельность;

б) сама по себе исключает всесторонний, по на­стоящему комплексный диалектический подход организму, так как обусловлена локальным видени­ем предмета. В наше время появился качественно но­вый тип массовой болезни — дегенеративный, с глубокой травмой клеточной структуры, для восстанов­ления которой необходимы усилия всего организма и, следовательно, принципиально новые к нему подходы;

в) загрязнение окружающей среды повышает без того уже высокую степень загрязненности (зашлакованности) внутренней среды организма пище­выми, лекарственными и прочими токсинами и вве­дение лекарств еще больше ослабляет иммунные силы организма для борьбы с побочными и прямы­ми воздействиями лекарств и выведения их токсичных остатков. А рекомендации все более силь­ных лекарственных средств при утяжеленных со­стояниях организма лишь быстрее замыкают порочный круг и все чаще ведут к немедленному или отдаленному по времени летальному исходу. В на­стоящее время установлено, что на долю ятрогенных (лекарственных) болезней приходится 15% всех заболеваний;

г) современный человек с развитым чувством до­стоинства и самостоятельности все чаще тяготится зависимостью от врача, уровень знаний которого за­частую невысок, стремится к самопознанию и средствам и методам самоисцеления;

д) засилье лекарственной терапии само по себе показатель ограниченности истинных знаний о человеке, его возможностях и резервах;

е) наконец, в наше тяжелое в материальном и психологическом отношении время искусственное за­вышение цен на лекарства (не говоря уже об их со­мнительной ценности) для еще верящих в их пользу людей, особенно пожилых, является дополнительным стрессом, способным ухудшить их положение вплоть до преждевременной смерти.

Усилиями энтузиастов здорового образа жиз­ни в России создана сеть клубов любителей бега, самодеятельных лекториев по здоровью, школ здо­ровья т.д. Однако эта инициатива находит крайне пассивный отклик в медицинских кругах и «вер­хах», прямое назначение которых — возглавить это движение «низов», придать ему организованный, целенаправленный, научный и государственный ха­рактер. Но до сих пор робко и медленно решается проблема союза медицины и физической культу­ры, чему способствует и ведомственная разобщен­ность, инертность мышления, отсутствие системы

истинных знаний.

Необходимо здравоохранение нового, новатор­ского типа, которое должно сделать самого рядо­вого человека сознательным и грамотным хозяи­ном своего здоровья. Именно здесь заложены глав­ные, еще не использованные резервы. Интенсивный путь развития в здравоохранении основан на вос­становлении экологических связей в организме че­ловека. Практически это означает создание для него таких внешних условий, при которых становится возможным установление и поддержание на микро и макроуровне всесторонних связей организма, что единственно и гарантирует беспрепятственное действие заложенных в нем природой мощных иммунных сил — сил саморегуляции, самовосстановления, самоисцеления, самоочищения, самосовешенствования.

И.П. Павлов писал: «Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, саг себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая».

Принципиальное в физиологическом отношений различие между «гиппократовской» медициной и Натуральной Гигиеной кроется в вопросе чистоты внутренней среды организма: если первая основана, образно говоря, на «насыщении» больного организм лекарствами, сыворотками, вакцинами, неразборчивым питанием, а по существу — на загрязнении, дс полнительной интоксикации организма, что ведет еще большему нарушению его связей, то интенсивное, экологическое здравоохранение базируется на максимальном освобождении больного организма от лекарственных, пищевых и прочих токсинов, что повышает уровень его энергетики, столь необходимом при выздоровлении. Среди мер дезинтоксикации важное место занимает дозированное (кратковременно или длительное) лечебное голодание, или разгрузочно-диетическая терапия (РДТ), по терминологии доктора медицинских наук, профессора, основателя оте­чественной школы лечебного голодания Ю.С. Нико­лаева. И здесь уместно подчеркнуть и выделить яв­ные преимущества Натуральной Гигиены перед «гиппократовской» медициной:

а) снимает барьеры на пути использования главных резервов и главных источников в борьбе за здоровье человека;

б) ликвидирует монополизм одной модели медицины на здоровье человека, передает право на владе­ние своим здоровьем в собственные руки владельца, превращая тем самым, рядового, простого человека подлинного хозяина своего «главного капитала» и основного богатства на основе точного и истинного си­стемного знания:

— формирует правильное и целостное научно-ди­алектическое мышление общественности, в том числе медицинской, на проблемы здоровья;

— превращает медицину в настоящую науку, зак­ладывает основы биологической философии челове­ка, науки о здоровье;

— обеспечивает надежность здоровья каждого члена общества;

— делает методы оздоровления общедоступны­ми, демократическими, массовыми;

— сокращает сроки реализации государственных планов и программ по оздоровлению народа (если таковые имеются);

— приносит (помимо экономии времени) эконо­мию государственных средств на нужды здравоох­ранения, не требуя дорогостоящего медицинского оборудования, снижая выплаты по больничному ли­сту и т.д.;

— готовит врачей новой формации — натургигиенистов, учителей здоровья;

— избавляет многих людей от затрат на лекар­ства;

— вселяет уверенность в лучшее будущее путем коррекции своего здоровья бесплатными естествен­ными методами и средствами.

Опыт отечественных и зарубежных энтузиастов здорового образа жизни, школ здоровья убедитель­но показывает, что существуют пять основных видов экологических связей («концепция пяти связей», по Владимирскому), в постоянном восстановлении и поддержании которых нуждается человеческий организм.



страница 1 страница 2 ... страница 11 страница 12


Смотрите также:


Перевоплощение
1868.21kb. 14 стр.



      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018