zaeto.ru

Стенгазеты по теме: "Курение" "Алкоголь" "Наркомания" "спид" "В здоровом теле – здоровый дух". Таблички с высказыванием "Все пороки от безделья" "Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глу­пости" А

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3


Глава III.

Разработка уроков по истории с использованием современных образовательных технологий.

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Задача: 1. Активизировать внимание подростков на здоровый образ жизни, на ценности семьи.

2. Формировать эстетические вкусы и воспитывать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических требований в жизни и быту.

3. Четкая организации проведения устного журнала, рациональное использование каждой минуты.

Методы проведения: информационно-объяснительный; по характеру

содержания воспитательный; по организации проведения групповой /система малых групп КТД/; по подходу к ребенку технология со­трудничества на основе активизации деятельности подростка. Оборудование: грамзаписи по теме, стенгазеты по теме: "Курение" "Алкоголь" "Наркомания" "СПИД" "В здоровом теле – здоровый дух". Таблички с высказыванием "Все пороки от безделья" "Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глу­пости" - А. Альберте , "Что такое хорошо? Что такое плохо?" ри­сунки человечков - радостного и плачущего.



Рекомендуемая литература:

Как бросить курить? Г.М.Энтин Ю.Б.Тарнавский

"Курение, как "фактор риска" Г.В.Морозов, И.В. Стрельчук

"Когда привычка приводит к болезни" Ю.И.Лисицин, О.С.Радбиль,

Ю.М.Комаров.

Н.Б.Коростелев "от А до Я" стр. 177-^15

"Один пьет – страдают многие" Р.О.Лирмян

Школьнику о вреде никотина и алкоголя В.Н. Ягодинский

Энциклопедия для маленьких джентельменов.

Объединимся против зла - материалы ДД и ЮТ.



ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: ДОСКА

Тема: Проблемы современности:

«Печальная судьба не с

неба сваливается, а рож­

дается от человеческой

глупости".

А.Альберти

Что такое хорошо?

Что такое плохо?

"Все потоки от безделья"

Стенгазеты детей.

1. Вступительное слово учителя

Каждый день и каждый час; мы сталкиваемся с множеством проблем и вопросов. Какие-то проблемы решаются очень легко и бистро, а иные мы называем "крепким орешком", гак как они всю жизнь оста­ются нерешенными, а третьи проблемы не могут быть решены без огромным усилий, без помощи людей всего мира. Эти проблемы получили название глобальные проблемы.

Глобальные проблемы.

проблема экологии

сохранения мира

освоение космоса и Мирового океана

продовольственная проблема

энергетическая проблема

проблема народонаселения

проблема преодоления отсталости

проблема сырья.

Все большие значения приобретают проблемы:

борьба с терроризмом

охрана здоровья

наркомания

СПИД


особенности глобальных проблем

! ! ! !


затрагивают угрожают нуждаются требуют

интересы всех гибелью всему в неотложных коллективных

народов мира человечеству решениях усилий, дей­ствий
Что породило проблемы?

Глобальные проблемы явились результатом:

! !

огромных масштабов челове - неспособности человека



ческой деятельности изменя- распорядиться своей могучей силой

­ющей природу, общество,

образ жизни.
Таким образом "Печальная судьба не с неба сваливается, а рож­дается от человеческой глупости".

А. Альберти

Сегодня перед Вами я ставлю корзину крепких орешков - корзину проблем, которая приглашает Вас к разговору о том, что окружает нас а современной жизни.

Поговорим?

О чем?

О разном и о прочем



Поговорим

О том, что хорошо

И хорошо не очень

Чего-то знаешь ты

А что-то мне известно

Поговорим!

Вдруг будет интересно.

2. Чтобы откровенно поговорить о проблемах окружающих нас, про­шу выйти командир об к корзине проблем и выбрать себе олешек для решения предложений Вам проблемы* /муз. вставка/

Пока еще трудно высказаться по предложенной проблеме и я пред­лагаю творческое задание, нарисовать на бумаге ватмана что вы существенно можете сказать о проблеме.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

«Мы рисуем жизнь».

3. Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха

Что такое хорошо?

А что такое плохо?

Эти строчки я предлагаю Вам в качестве эпиграфа для защиты своего творческого задания.

/Размещай на доске:/

"человечка веселого и плачущего"

Что такое хорошо? и что такое плохо?

Защита творческого задания.

В нашей жизни, к сожалению, среди молодежи очень распростране­ны табак и сигареты. Курение - небезобидное занятие. Это очень вредная привычка, которую сам себе создает человек. Для того чтобы курить нужно немногое - достать пачку сигарет. А ведь никотин атакует легкие, сердце, кровообращение, доставляя при этом массу проблем.

Слово предоставляется первой группе.

В нашем обществе есть разные люди, одни отличаются высоким сознанием, захвачены делами. Другие живут так, будто их поступки касаются только их самих. К ним относятся те, кто топит свой разум, способности, честь и достоинство в вине. Алкоголизм для большинства настолько обыденное явление, а между тем и в этом вопросе есть проблема. Сегодня мы начнем разговор, чтобы вы задумались над этой проблемой, не оставались равнодушными к пьяницам. Вызываем пьянство и алкоголизм на общественный суд.



Слово предоставляется второй группе.

Пожалуй, еще более опасным с точки зрения сохранения здоровья является употребление наркотиков. Наркомания среди молодежи и подростков – это еще одно кошмарное порождение современного ми­ра.



Слово предоставляется третьей группе.

Проблема наркомании не может рассматриваться в отрыве от та­ких уродливых теневых сторон жизни общества, как преступность, проституция, гомосексуализм. Новое страшное испытание для чело­вечества СПИД - впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.



Слово предоставляется четвертой группе.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодня на классном часе рассмотрели, что табакокурение, алкоголь, наркомания – беда нашего общества, плохие негативные явления. Борьба за преодоление этих проблем – это забота о здо­ровье каждого человека, семьи. Это настойчивое утверждение здорового образа жизни. Самая лучшая защита - хорошо развитый гармоничный человек, душа которого с детских лет заполнена кни­гами, хорошей песней, музыкой, увлечениями и любовью к природе и спорту. Ведь неслучайно народная мудрость гласит: "Все пороки от безделья".

Что хорошего у нас в этой теме?

/Занятость ребят в кружках и секциях/
КОНЦЕРТНЫЕ НОМЕРА

Закончить наш классный час мне хочется таким стихотворением.

Существуют ли более полезные наркотические вещества?

ДА!


Любовь! Искусство! Спорт!

Чтобы в жизни не ждало вас, дети

В жизни есть много горя и зла

Есть соблазна коварные сети

И отчаянья жгучего мгла.

Есть тоска невозможных желаний

Бесконечный, безрадостный труд

И расплата годами страданий

За десяток счастливых минут

Все же вы не слабейте душою

Коль придет испытаний пора

Человечество живо одною

Круговою порукой добра.

Где бы сердце вам жить не велело

В шумном свете иль в сельской тиши

Расточайте без счета и смело

Все сокровища вашей души.
Пусть эти слова будут напутствием вам. Спасибо за внимание. Благодарю творческие коллективы, вас ребята за подготовку к классному часу.

ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ


«Что же такое наркомания?»

В переводе «нарко» - оцепенение

«мания» - безумие, сумасшествие.

2. Что же такое наркомания?

Психологическая или химическая зависимость?

3. Социальная или медицинская проблема?

Недуг или блажь?

4. Пока ученые спорят. А тем временем наркомания в России принимает обвальный характер. И наш город Октябрьский не исключение.

5. Отделение по борьбе с незаконным, оборотом наркотиков Октябрьского ГОВД занимает 3 место по республике. Создано оно год назад. За это время выявлено 147 преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков, 8 со сбытом.

6. Сегодня на учете в наркологическом диспансере нашего города состоит 326 человек, из них 314 с диагнозом – наркомания, а потребителей наркотиков еще больше.

7. Наркомания не стучит в дверь. Она уже проникла в наш дом. Наркотики сейчас называют 3-ей угрозой для человечества после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.

8. Сейчас нам серьезно угрожает наркологический бум, охвативший последнее десятилетие многие страны. Угрожающие проблемы наркомании обозначились среди молодежи и даже детей.

С Ц Е Н К А

Вот он тащился, чуть не умирая

Через минуту ж где достал, бог весть

Он радостях искусственного рая

Мир может на лице его прочесть.

А сколько их сейчас бредет по свету

Чья участь то сладка, а то тяжка!

И видимо уже спасенья нету

От этого простого порошка.

Е.Винокуров.

9. Истощенное, с исколотыми венами тело, отрешенный взгляд, ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад казалось бы самые обычные вопросы. А главное полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни. И все это в 14-16 лет. Да, страшная картина наркомания.

Мы все ищем ухода от серости жизни

Мы все жаждем яркости параллельных миров

Большинство открывает двери водкой

А мы усилием мозгов

Мы все хотим хорошего настроенья

Мы все желаем познать иную жизнь

Но многие для самоуслаждения

Иглой вонзившись в вену

Уносятся в безоблачную высь.

Мы вам дадим совет

Не нужно никакого зелья

Иллюзии — пошли они вон

Для хорошего настроения

Сгодится ну хотя бы магнитофон.

/муз запись "Марихуаны"/

И жизнь вернется к вам с огромной силой

Своим прекрасным существом.

Не будут плакать люди над могилой

И вспоминать наркотики потом.

Грядет навстречу нам уж 21 век

Нам нужен очень умный человек

Который техникой должен управлять

И жизнь планеты продолжать.
И С П О В Е Д Ь Н А Р К О М А Н О В

1. Я, бывшая наркоманка, мне удалось уйти из стаи, в которой на­ходилась в течение 5 лет. Сейчас мне 25 лет, разорена до крайности точнее разорены мои родители. Болезнь требует удовлетворения и средств. Отсюда постоянный вопрос: "Где взять деньги?" Отсюда прямая дорога к преступлению.

2. Меня зовут Ира. Мне только 22 года, но был момент, когда жить уже не хотелось, я была наркоманкой. Сейчас с ужасом вспоминаю свою последнюю ломку. Только после этого я глубоко задумалась, что же заставило меня стать наркоманкой, изгоем общества? И при­хожу к выводу - безделье. А еще любопытство. Я потеряла контроль над собой, смешала грязь с любовью. Сейчас я чувствую себя как будто неплохо. Помогли ребята, которые смогли порвать с наркома­нией. Я знаю, что выдержу.
АЛКОГОЛИЗМ

1. Выпустить стенгазету по своей теме.

Защита своей темы "Алкоголизм"

выступление второй группы.

Суд: Встать, суд идет!

Судья: Сегодня перед нами необычный подсудимый. Имя ему – алко­голь. Пожалуй, нет ни одной сферы в наши жизни, на которую ал­коголь не бросал зловещую тень, в которую бы он без стыдно не вторгался посягая на все, что свято и дорого для каждого чело­века. Алкоголь разрушает здоровье. Расслабляет волю. Постепенно ведет к деградации личности. Является причиной многих бед и трагедий. Разрушает семью. Делает человека непригодным профессио­нально. Отрицательно сказывается на потомстве. Подрывает мо­ральные устои. Ведет к преступлению. Давайте познакомимся с под­судимым. Для этого предоставим слово историку.

Историк: Разрешите огласить краткие сведения из биографии под­судимого. Дата его рождения точно не установлена. Известно, что подсудимый появился на свет очень давно. Об алкоголе узнали примерно за 8 лет до н.э., когда с появлением керамической посуды возникла возможность изготовления слабых алкогольных на­питков из меда и плодовых соков. Люди научились получать алкого­ль из дикорастущего винограда еще в те далекие времена, когда не существовало земледелие. Впоследствии помимо вина появился дру­гой алкогольный напиток – водка. Её "изобрел" араб Рабез, родив­шийся в 860 г. В 13 в. европейские алхимики овладели техникой изготовления этилового спирта. В 16-18 в. в Англии, Швеции и Германии стали повсеместно употреблять крепкие спиртные напитки. На дверях кабаков в Англии вывешивали специальные объявления, приглашавшие выпить на самую маленькую сумму - один иенс – с уверением, что за 2 пенса посетители будут мертвецки пьяны и получат охапку соломы на которой могут выспаться. В Германии известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: "Каждан страна дол­жна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина". В России до 16 века пили преимущественно медовуху, пиво, иногда привозное вино. Начиная с 16 в. быстрое распространение получила проникшая с Запада вода. Она впервые была завезена в Россини генуэзцами. При царе Иване IV были учреждены «царевы кабаки» в ко­торых продавались различные хмельные напитки. Вначале кабаки бы­ли для придворной знати и опричников.

В 1652 г. вышел указ царя, который гласил: "Нить водку по одной чарке, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать". Во время постов, средам, пятницам, воскресеньям ви­но не отпускалось.

В. 1659 г. вышел новый указ, появление которого связано с финансовыми соображениями, содержатели питейных заведений, чтобы учинить прибыль казне государя, питухов /пак называли пьяниц/ с двора на отгонять. В 1894 г. царское правительство полностью взяло продажу водку в руке казны. /Монополия на водку/. Распрос­транение алкогольных напитков усилилось с развитием капитализма. Именно при нем пьянство превратилось в социальное бедствие. Очень хорошо отражена картина пьянства трудящихся в романе Горького Мать". Пьянство в России не уменьшалось, а принимало разные фор­мы увеличении самогоноварения, рост контрабандной торговли спирт­ными напитками, их суррогатами. Резко увеличились число несчастных случаев в результате употребления заменителей спиртных напитков. Следы этих пятен дошли до наших времен, сохранились у нас. Пьян­ство и алкоголизм злободневная проблема сегодняшнего времени.

Судья

Теперь предоставим слово социологу

/выступление социолога/

Судья

Слово предоставляется учителю

/выступление учителя/

Судья

алкоголизм имеет защитников

послушаем одного из них

/выступление защитника/



Судья

Верно ли все это? Действительно ли так?

На этот вопрос может ответить медик.

/ выступление медика/



Судья слово юристу

Суд закончен. Он показал, что в пагубных последствиях, отража­ющих на личности, обществе в цело ответственность лежит не на ал­коголе. Он не виновен, виноваты сами люди, пристрастившиеся к хмельному зелью. Мы выносим пьяницам суровый приговор. Пьющий приносит огромный вред не только себе, но и людям окружающим его. От пьянства одного, страдают многие. Мы должны решить эту проб­лему, победить зло, которое разрушает здоровье и мешает вести здоровый образ жизни.



Социолог: Мы сами являемся хозяевами своей судьбы. Каждый человек распоряжается своей судьбой по-своему. Вот и получается, что в одном и том же городе, по одним и тем же улицам ходят очень разные люди. Перед одними открыт весь мир. Перед другими - только двери закусочных и пивных. Одним не хватает времени для повышения кругозора. Другие не зна­ют куда себя девать, как убить время. И убивают его с помощью ал­коголя.

Втягивание в пьянство происходит исподволь, незаметно, в процессе постепенного приобщения и привыкания к спиртному. Выискиваются всевозможные поводы для организации выпивки. Очень точно в своих стихах отразил английский поэт Роберт Бернс.

Для пьянства есть любые поводы

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод

Мороз, охота, Новый год.

Выздоровленье, новоселье

Печаль, раскаянье, веселье

Успех награда, новый чин

И просто пьянство без причин!

Есть люди искренне убежденные в том, что надо обмыть – встречу, покупку, уход в отпуск, выигрыш в лотерею, поход в баню, получение премии, сдачу экзаменов. Вот как хорошо сказать, об этом в сти­хотворении Владимира Котова:

Семь традиций самых разных

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну и пей другую

И седьмую и восьмую

Просив, давят, жмут друзья!

Ну а если не могу я

Ну а если мне нельзя?

Ну а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит я уж не мужчина?

Хоть давись, но доджей пить!

Интересно, что все пьянствующие люди обычно пытаются оправдать­ся, заявляя при этом, так сложилось обстоятельство, что нельзя было не выпить.

Социологи подсчитали, что этих событий, за которые «нельзя не выпить» у человека может набраться 50-60 за год. А такая вынужденная регулярность в употреблении спиртного невольно распо­лагает к развитию алкоголизма.

2. Число несчастных случаев, связанных с алкоголем, чрезвычай­но велико. Пьянство наносит вред производству. Огромен вред применяемый алкоголиками окружающим морям. Сколько трагедий возникает в семье, где живет алкоголик. Это часто приводит к распаду семьи. Постоянные скандалы, грубость, деспотизм, нетерпимость мужа в семье становится причиной развода но инициативе женщины, В 47 процентах случаев. Даже живущие в семье дети, где находятся алкоголики, получают примеры недостойного поведения его воспитателя Но в настоящее время можно назвать важную проблему, которую но обозначить кратко "алкоголь и женщина".

Учитель

Поводы первого приобщений к алкоголю очень разнообразны. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит случайно, либо его дают для аппетита или ребенок сам пробует его из-за любопытства "мотив присущ мальчикам". В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становится традиционные поводы – «праздник», семейное торжество, гости. С 14-15 лет по­являются поводы выпить для храбрости, для компании, друзья уго­ворили и т. д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов пер­вого знакомства с алкоголем. Для девочек типична другая группа мотивов, так сказать невинная рюмочка в честь дня рождения или другое торжество. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи - это приобщение к спиртному. Так происходит первое знакомство с алкоголем. В возрасте 16 лет в связи с окончанием школы, поступлением в учебное заведение, дни рождения, праздники соблазн выпить вино возобновляется и начинает приобретать новое психологическое содержание. В связи с этим особого внимания, за­служивает группа мотивов потребления алкоголя /для храбрости, за компанию/, которая формирует пьянство, как тип поведения пра­вонарушителей. У подростков этой категории утрачен интерес по­знавательной деятельности, существенные сдвиги наблюдаются в сфере досуга: меньше интересуются литературой, музыкой, живописью. Правда, любят кино, развлекательную сторону жизни.. Школьникам ко­торые не хотят опуститься до состояния алкоголика не домны при­касаться к вину, далее если его приглашают взрослые люди, близкие люди!



Защитник

Наверное, все замечали, что алкоголь в небольших дозах возбуж­дает, взбадривает, повышает настроение, улучшает самочувствие. Ведь недаром многие принимают его при возникновении усталости недомогания. Как хорошо алкоголь снимает хандру, поднимает тонус, оказывает благоприятное действие пород приемом пищи. Именно поэ­тому его принимают для аппетита.

Еще спиртное хорошо помогает согреться, особенно если нахо­дишься на морозе. Кроме того, алкоголь способен убивать любую инфекцию. Человеческий организм испытывает в алкоголе большую потребность, поскольку в его состав входят различные, вещества и витамины. Можно для примера назвать пиво, являющееся высококалорийным продуктом, содержащим много питательных веществ. С помощью алкоголя можно избавиться от многих болезней - язвы желудка, гастрита, панкреатита.

ЮРИСТ

Древнегреческий философ Пифагор писал: «Спросим у пьяницы, как бы он перестал пить? Я отвечу за него: пусть почаще вспоми­нает о делах, которые совершает в пьяном виде». Пьянство является одной из главных причин хулиганства, аморальных поступков и прес­туплений. Нередко окружающим трудно вовремя помешать развития у человека страшного порока, каким является пьянство. Родственники; сослуживцы, друзья зачастую просто не видят надвигающейся беды. Всерьез начинают вмешиваться тогда, когда пьяница преступают за­коны. Основной процент преступности падает на действия совер­шенные в состоянии опьянения. /Цена одной выпивки стр. 103 или стр. 25/ Статистика убедительно свидетельствует о том, что пьянство и. преступление идут всегда рядом. Состояние опьянения не освобождает человека за совершенные им в пьяном виде правонару­шения. Более того, законодательством предусматривается, что совершенные преступления в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим вину. Установлено, что пьяными было совершено 68% единоличных и 57% групповых изнасилований. В состоянии опья­нения произошло 37% краж 79% грабежей, 68% разбойных нападений. 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие соверша­ется людьми находящимися в состоянии опьянения. Авария совершенная пьяним шофёром - это тоже преступление.

Тема: «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
Двое ведущих. Звучит отрывок из первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского.

Ведущая: 27 миллионов павших, не вернувшихся с кровавых полей войны посвящается.

Ведущая: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...

Ведущия: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается...

Ведущая: Мы знанием по сбившимся трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорого победой пройти.

Ведущий: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Музыкальная вставка, заставка к фильмам 60-летию Победы.

Ведущая: Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Здесь советские воины и трудящиеся города остановили бешеный натиск отборных диви­зий Гитлера. Последовавшие затем окружение и ликвидация огромной армии захватчиков внесли огромный вклад в достиже­ние коренного перелома в ходе всей войны.

Ведущая: На сегодняшнем занятии мы расскажем вам об одной из величайших битв русского народа за свою Родину, о сражении, которое стало символом величия духа нашего народа. Мы посвящаем это занятие Сталинградской битве.

Музыкальная вставка "Не забывать тех памятных годов".

Ведущая: Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием II фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду.

Ведущая: С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода: I. Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.). 2. контрнаступление советских войск 19 ноября по 2 февраля 1943г.).

Ведущая: Рассказ об оборонительном периоде подготовила I группа.

(грамзапись – фильм "Оборона Сталинграда") рассказ учащихся.

Ведущая: Войска Сталинградского и Донского фронтов в тяжелых оборонительных боях обескровили рвавшуюся к Сталинграду крупную группировку отборных войск немецко-фашистской армии.

Ведущая: И пробил час. Удар отброшен первый

От Сталинграда пятится злодей

И ахнул мир узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

Ведущий: Остановка наступления немецко-фашистской армии создали благоприятные условия для перехода Советской армии в контр наступление.

(II группа - рассказ о контрнаступлении и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом)

Ведущая: В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев, показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности. Среди них были представители всех родов войск Вооруженных Сил СССР. Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Ведущий: Незабываемы подвиги артиллериста В.Я. Бодтенко, который со своим орудием вступил в противоборство с 15 вражескими танками и одержал победу над ними.

Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал

Злой и упрямый, по грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад,

Он защищал Сталинград,

Танк на него надвигался, рычал

Мукой и смертью грози.

Он, притаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю. Снаряд за снаряд

Он защищал Сталинград.

Ведущая: Помним подвиги матроса Михаила Паникахи, который живым факелом бросился на вражеский танк и уничтожил его, пуле­метчика Николая Сердюков, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, летчика Виктора Рогальского, повторившего в небе Сталинграда бессмертный подвиг Гастелло, связиста Матвея Путилова, ценой своей жизни, зажав зубами концы оборванного телефонного провода, восстановил связь, танкиста Сергея Маркина кровью написавшего перед смертью на броне танка "Я умираю, моя Родина!", санинструктора Гули Королевой и других героев.

Ведущий: В боях за Сталинград сражались наши соотечественники! 60 лет назад завершилась война, но мы должны иметь любую возможность, чтобы вспомнить о ветеранах, сказать им большое спасибо и помнить о неоплатном долгу перед ними. (Рассказ о ветеранах)

Ведущая: Вы узнали о доблестных защитниках Сталинграда, выстоявших в тяжелейших боях и покрывших себя неувядаемой славой. Вы узнали о Сталинградской битве, которая явилась началом коренного перелома II мировой войны.

Ведущий: Сегодня город, именем которого названа битва, носит другое имя - Волгоград. Город стал музеем. Многочисленные памятники и монументы напоминают нам об этих днях. (Заочная экскурсия по Мамаеву кургану).

Ведущий: У стен Сталинграда 200 дней и ночей происходило величайшее сражение, которое 2 февраля завершалось крупным разгромом вражеских войск. Здесь под Сталинградом был занесен меч народного возмездия, который опустился в Берлине в мае 194 . Вот почему подвиг Сталинграда вызывал и вызывает до сих пор восхищение народов планеты и является символом мужества

(муз. «День Победы» - без слов. На фоне музыки)

Там, где двести дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей

Каждый метр земли пропитан,

Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу,

Там давно уже пушки молчат

И поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой

На священной земле Сталинград

Рвется к солнцу цветок полевой

Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Во благо и счастье людское

За него, за счастье твое и моё

Свои жизни отдали герои.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.

Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

(Вручаем цветы гостям).
ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА – I группа

(просмотр видеофильма)

1. Она началась в неблагоприятных для советских войск условиях. Противник превосходил их на Сталинградском направлении: в личном составе - в 1,7 раз, в артиллерии и танках - в 1,3 раза, в самолетах - в 2 раза. Многие соединения созданного 12 июля Сталинградского фронта были недавно сформированы. Советским войскам приходилось спешно созда­вать оборону на неподготовленных рубежах. ( Видеофильм)

2. Сложилась очень тяжелая обстановка для советских войск. Противник овладел несколькими высотами, господствующими над городом, занял ключевые позиции на подступах к Сталинградскому тракторному заводу, сосредоточил мощную группу танков для удара по авиагородку и Мамаеву кургану. Захватив выгодные позиции для наступления на город, н.ф. войска начали штурм Сталинграда 13 сентября. (Дата звучит как сводка с фронта).

1. 14 сентября немцы возобновили штурм Сталинграда, во вто­рой половине дня захватили вокзал Сталинград-1.

2. 15 сентября полки 13 гвардейской дивизии вели бои в Ста­линграде; 16 сентября гвардейцы штурмом взяли Мамаев курган.

1. В боях за центральную часть города противник потерял убитыми свыше 2 тысяч человек. С середины сентября улицы и площади города стали ареной ожесточенных боев. Несмотря на крупные потери, противник занял обширный район от реки Царицын до балки Купоросной, овладев половиной Мамаева кургана. В центре города н.ф. войска вышли к Волге. Гитлеровские войска продолжали атаковать позиции защитников Сталинграда. Самые тяжелые испытания выпади на долю 62 и 64 армий (генерал Чуйков, генерал Шумилов) 8 и 16 воздушных армий (генералы Хрокин, Рудвнко). Большую помощь оказывали моряки Волжской военной флотилии. Ожесточенные бои шли за каждую улицу, каждый дом. Местом кровопролитных сваток стали заводы тракторный, Баррикады, Красный Октябрь, ж/д вокзал Мельница. Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки как господствующая высота.

2. 11 ноября фашисты предприняли последнюю попытку овладеть городом, которая на принесла им успеха. В 4 месячном сражении группи­ровка противника не достигла цели.


КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК (2 группа)
К середине ноября 1942г. подготовительная работа была в основном завершена. План контрнаступления основывался на реальной оценке обстановки и соотношения сил. Окончательно он был утвержден 13 ноября Государственным комитетом Обороны под председательством Сталина. (Видеофильм)

В 7-30 19 ноября мощные залпы советской артиллерии возвестил о начале 2 периода Сталинградской битвы. (Видеофильм-кино)

Операция «кольцо», целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим периодом Сталинградской битвы.

В основе плана лежала идея: ударом с запада на восток расчленить окруженную группировку, а затем уничтожить немецкие дивизии, каждую в отдельности. После напряженных боев операции «Кольцо» 2 февраля закончилась полным разгромом противника. (Грамзапись)

Советские войска взяли в план все дивизии и все остальные части противника. В плен попало 91 тыс.человек, в том числе свыше 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. В ходе этой битвы были уничтожены 2 немецкие армии, 2 румынские и 1 итальянская. Противник потерял 32 дивизии и 3 бригады; свыше 800 тыс. человек, до 2 тыс.танков и штурмовых орудий, более 10 тыс.орудий и минометов, 3 тыс. самолетов, свыше 70 тыс.автомашин. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии объявлен 3-х дневный траур.
ВОЛГОГРАД. МАМАЕВ КУРГАН. (3 группа)
Город-герой на Волге широко известен миру.

В 1589 г. на юго-востоке России основан Царицын как крепость для защиты русских земель. В 1925 г. Царицын переименован в Сталинград, а в 1961 г. Сталинград переименован в Волгоград. Но ветеранам известен этот город как Сталинград. Название его в их памяти, наградных листах, солдатских книжках, в их ранах. Он в названии улиц, на Мамаевом кургане. Каждый день, каждый час напоминает о Сталинградской битве.

После Сталинградской битвы иностранные архитекторы предложили не восстанавливать город, а обнести его колючей проволокой, как памятник тех суровых дней, а новый город построить ниже по Волге. Но город восстал из пепла. Он стал памятником мужества, стойкости, героизма советских людей. О жизненной силе этого города напоминает тополь на аллее героев. Он один сохранился из довоенного времени. Не осталось ни одного дерева. На этой улице стальные балки свисали как макароны, а этот тополь выжил. И только наросты на его теле говорят нам о тяжелых сражениях и боях.

Одним из монументов памятников героям Сталинграда являются мемориальный ансамбль – музей «Сталинградская битва». Мемориальный комплекс включает в себя музей и панораму «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Панорама была открыта для посетителей в июле 1982г. Со смотровой площадки перед зрителями раскрывается картина величайшей в истории человечества битва. На полотне изображен разгром н.ф. полчищ в конце января 1943 г. Но все основные боевые эпизоды и сюжеты связаны с центральной частью панорамы – Мамаевым курганом.

Мамаев курган – легенда связывает его с именем татаро-монгольского хана Мамая, который разбил на этом холме во время пребывания в Приволжских степях свой лагерь.

Мамаев курган – место самых ожесточенных боев в период Сталинградской битвы и 15 октября 1957 года на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы. (Экскурсия по Мамаеву кургану на фоне песни «Растет в Волгограде березка» в исполнении Л. Зыкиной)



1. Вводная композиция – горельеф, расположена на проспекте Ленина у подножия Мамаева кургана. В каменной стене высечено шествие людей разных возрастов и разных национальностей, чтобы отдать долг светлой памяти павшим героям.

Аллея пирамидальных тополей. Подъем по ступеням лестницы в аллею пирамидальных тополей – в мир глубоких и благородных раздумий. По мере приближения к вершине кургана все явственнее проступает композиция «Стоять насмерть».

Площадь «Стоять насмерть». Композиция «Стоять на смерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита. Мужественное волевое лицо. В глазах решимость. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов он увидел смерть. Жажда победы сильнее смерти.

Стены-руины. За композицией «Стоять насмерть» расположены стены-руины. Если смотреть на них внимательно, то из развалин выступают изображения человеческих лиц в определенном порядке.

Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве.

Стены-руины – каменная книга. Осколком снаряда, штыка куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями автографы.

Где-то внутри стен звучит музыка. Она прерывается и звучит строгий приказ. Голос умолкает и опять слышна задушевная солдатская песня.

Посредством пластических образов, текстов, музыки, посетитель переносится в обстановку той поры. На торце правой стены образ Михаила Паникахи. На торце левой стены изображен момент переправы. Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности.

Площадь героев. Неожиданно открывается панорама площади героев. В центре – огромный водяной партер. В воде отражаются скульптурные композиции. Их шесть.

Первая: «Выстояв, мы победили смерть».

Вторая: Рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Зенитчицы, связистки, летчики, танкисты, но чаще медсестры, санитарки, врачи.

Третья: Композиция о славных моряках. Прижав связки гранат, решительно устремился моряк, готов броситься под танк, но не пропустить врага.

Четвертая: Передает напряженность раненого командира, который продолжает руководить боем.

Пятая: Погиб знаменосец, но знамя подхватил другой воин и устремился вперед.

Шестая: Аллегорическая. Два советских воина уничтожают фашистскую гадину. Эта композиция – памятник всем живым и мертвым рядовым и полководцам.

Зал воинской славы. Сурово и строго ее оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают вход в блиндаж. Но вот крутой поворот и перед глазами сверкающий золотом зал. На фоне золотой смальты по всему периметру свисают 34 символических Красных знамени. На них начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве.

Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проем. В проеме золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».

Центр зала занимает мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

По мере подъема по спирали, открывается изображение главного монумента. Выходим на площадь Скорби.



Площадь Скорби. На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем как похоронить погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина закрыто Знаменем. Война принесла горе в каждую семью. И пусть в облике воина каждая мать увидит памятник сыну, не вернувшемуся домой.

Главный монумент. Над площадью Скорби поднимается курган – братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведет Серпантинная дорожка, вдоль которой надгробница плиты – знаки братских могил.

Венчает ансамбль скульптура Родины-матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе. Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.

Каких бы богатырей не ставили мы на братских могилах, мы прекрасно осознаем в бой шли мальчишки и девчонки. У многих в санитарных сумках были куклы. Тяжело в 18 лет превратиться в памятники из бронзы.

Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народ Европы от фашистского ига.

Уже в феврале 1943 года с вершины кургана стала видна заря Победы.
Тема " В городе богини Афины"
Задача: раскрыть Афины - богатейшее государство - и познакомить с греческим искусством - важнейшим этапом в истории мировой культуры. Показать, что художественное назначение построек сос­тояло в том, чтобы украсить город, прославить его. Выступление экскурсоводов - средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Развивать способность к воображению.

Оборудование: Слайды: Опора, портик, акрополь, статуя Афины, колонны, Парфенон, Эрехтейон. План г. Афины, рисунки ваз, таблички исторических терминов.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели и темы.

- Поднимите руку, кто из вас бывал в древних Афинах?

- Сегодня мы совершили экскурсию в Древние Афины, так как тема нашего урока (запись).



  1. Керамик

2. В самом центре Афин.

3. На вершине Акрополя.

3. Изучение новой темы.

1. Рассказ в сочетании с беседой.

Мы подъезжаем к городу со стороны моря на торговом кораб­ле. Перед нами открывается большой порт. Как он называется?

Афины отсюда не видны, но вдали что-то блестит в лучах солнца, Это сверкают позолоченный наконечник копья и шлем бронзо­вой статуи богини Афины. Затем мы ее увидим ближе. А пока выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город. Афины не имеют такого четкого плана. (см. с тр. 166). Перед нами план г.Афины. Город обнесен городской стеной. В нем мы видим районы Керамик, Агора, Акрополь, Афины и Пирей соединяются дорогой, которая защищается.

За серебряную монету мы нанимаем повозку. Путь наш пройдет по этой дороге между двух стен. Как они называются? Длинные стены соединяют Пирей с Афинами. Возчик, который везет нас общительный, разговорчивый как все эллины. Он говорит: «Афины вам обязательно понравятся, это замечательный город. Вы ведь здесь первый раз. У нас говорят, если ты побывал в Афинах и они тебе не понравились, то ты просто осел. Но это, конечно, не про вас. Вы сумеете оценить красоту города.» А вот мы вступаем в Афины. Нас встречают греки-экскурсоводы.

1. Рассказы экскурсоводов
1.Юля.

Учитель. На плане стр.166 найдите этот район.

Керамик – район, где жили гончары.

Керамика - изделие из обожжённой глины.

2.Лиля - сообщение по учебнику стр. 168

Учитель: В Керамике расположены десятки мастерских, где делали посуду из глины. Какую, назовите? Что такое?

Пифосы - глиняные бочки для хранения зерна. Амфоры - сосуды с 2 ручками для вина и масла.

Учитель: Спустя некоторое время мы выходим на главную площадь города. Как она называется?

-Агора - главная площадь Афин. стр.169.

На афинской Агоре.

(вывешиваю картину «На агоре в Афинах» в V в до н.э)

3. Денис. (После его выступления показываю слайд « Агора в настоящее время»);

Учитель: Но вот мы покидаем агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это акрополь (слайд 2)

Перед нами слайд, который показывает акрополь в настоящее время, а это реконструкция - восстановление Макета Акрополя.

На доске перед нами картина, которая показывает Афинский Акрополь в V в. Это также реконструированный макет.

4. Юля - стр.170 иллюстр. Праздничное шествие на Акрополь.

5. Денис

6. Лиля работа по картине

7. Алла на доске
8. Лена (показываю слайд 4 - парфенон)

9. Регина (показываю слайд 5 - фронтон)

10.Алла работа по картине

11.Регина работа по картине


12. Лена – слайд 7.8

Учитель: Мы заканчиваем экскурсию по Афинам. Она производит силь­ное впечатление. Недаром афиняне считают Афины - лучшим городом по красоте.



2.Словарная работа
Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми берегами.

Портик -полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Колонны - дорическая, коническая.

Что общего? Круглые в основании. Строились из частей в виде шашек. Имеют утонченные и утолщенные части. Они поддерживают крышу. Имеют рефленную обработку.

Какая на ваш взгляд красивее? Чем же они отличаются? У основания геометрическое тело. II-е геометрическое тело украшено завитками - худ. барельеф.

Где у нас в городе вы видали здания украшенные колоннами? ( MСЧ, ТД "девон", дом техники)

Для чего нужны колонны?

Стр.172 - В храме Эрехтейон были другие колонны - камен­ные фигуры юных девушек. Вот такой необычный портик.

- Подумайте "Почему в Афинах было много портиков?"

(Афиняне долгое время проводили вне дома, в портиках удобно назначать встречи, беседовать. Он защищал от прямых лучей солнца, там не было душно.)



Фронтоны – треугольное пространство между двумя скатами и карнизом..

- Где? Какие здание украшают?


Фронтоны? - Парфенон

- С каким еще зданием мы познакомились?

- Храм Эрехтейон.

- Запишите правильно в тетрадь: Парфенон, Эрехтейон.

- Где находились эти здания?

- Что называется Акрополем?

стр.166- Какие еще достопримечательности выделены на плане?

- С какой темой познакомились сегодня?

Объясняю задание на дом § 37. эад.З.

Итог урока.



Рассказы экскурсоводов
1. Афины - один из самых древних городов Европы. Возникли в 5-6 км от моря. Идём по улицам, которые кажутся нам привлекательными. Они узкие и кривы, не имеют мостовых и потому на них пыльно и жарко. С двух сторон видны дома ремесленников, каменщиков, сапожников. Дома, сложенные из кирпича и булыжника, в один два этажа, будто повернулись к нам спиной. Окон на уровни I этажа нет, лишь на уровне II-го видны маленькие оконца. Мы минуем большой, расположенный на северо-западе города район. Он называется Керамик.

2. В утренние часы на Агоре много людей. Торговцы и разносчики предлагают свежие лепешки, холодную воду ,вино. Рыбак несёт на плече корзины с рыбой для продажи. На тележке, в которую запряжен ослик, везут вазы расписанные рисунками. Казалось, сюда сошлись все: от нищих до попрошаек и воришек до стратега. Богатые афинянки на рынок не ходили, ежедневные покупки делали мужья. Толкотня и давка были столь велики, что каждый приходил в сопровождении 1-2 рабов, расчищавших путь, своим господам. За порядком следили смотрители рынке. На эту должность избирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из рабов. Подле каменных досок, на которых можно было про­читать постановления народного собрания, много людей.

Афинские граждане обсуждают городские новости, последнюю театральную постановку. Справа на II плане видно полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны. Такое сооружение назы­вается Портиком.

В другой части Агоры находились правительственные здание на слоне холма для Совета пятисот. Правее, государственный актив, украшенный портиками. В нём хранились тексты законов, решения народных собраний, договоров с другими государствами. Агора играли важную роль в жизни Афин.

3. Акрополь - с крутыми обрывистыми склонами, холм. Только тропинка идет вверх. На Акрополе возведена крепость. Во время греко-персидских войн все постройки на акрополе были уничтожены. После изгнания персов греки заново отстроили акрополь, возвели на нем великолепные здания.

4. Проходим и видим нарядную толпу, поднимающуюся на акрополь. Задаем вопрос "Куда вы идете?" - 0, сразу видно, что вы чужеземцы- отвечают нам. Иначе вы бы знали, что сегодня большой праздник в честь покровительницы города, богини Афины. Вам повезло. Такое зрелище можно увидеть лишь раз в 4 года.

Этих быков и баранов мы принесли в жертву Афине. Приглядитесь и вы увидите на холме дым: жертвоприношения уже начались. Идёмте с нами. Вы будете нашими гостями.

5. Мы поднимаемся вместе с участниками процессии. Не спе­шите, останавливают нас греки. Посмотрите, справа на уступе сколы находится изящный храм богини победы Ники Эллины, всегда изображают богиню Нику крылатой девушкой. На этот раз мы, афиняне возвели храм в честь лики бескрылой. Мы победили персов и хотим, чтобы Ника не улетела от нас и победа всегда была с нами. Слева расположено здание картинной галереи - где хранятся картины наших художников.

6. Через мраморные портики с красивыми колоннами входим на Акрополь. В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины -воительницы. Эту статую в честь Марафонской победы сделал прослав­ленный Фидии - друг Перикла. Её позолоченный шлем и острие копья видят моряки уже подплывая к Перею. Статуя Афины - архитектурный центр Акрополя.

7. Посмотрите на главный храм нашего города - продолжают греки. Это Парфенон - он посвящен башне Афине. Парфенос - это де­вушка по-гречески. Парфенон построен из белого мрамора с золотистым оттенком. Портики окружают храм с четырёх сторон, колонны доричес­кого стиля вызывают всеобщее удивление.

Каждая колонна отбрасывает тень, пo мере движения солнца, и кажется храм меняет очертания и форму, он как бы дышит. Окруженный колонна­ми храм, кажется легким и красивым, его крыша имеет два ската. Карниз и оба ската образуют треугольник - фронтон, заполненный ста­туями.

8. Западный фронтон Парфенона изображает спор Афины и Посейдона за власть. Согласно мифу, когда город был только построен, но ещё не имел названия, поспорили между собой бог Посейдон и богиня Афина, кто будет покровителем города. И вот на вершине акрополя сдались люди и боги. Решено было, кто сделает лучший подарок тот и станет покровителем. Ударил по скале трезубцем Посейдон и забил источник воды. Все обрадовались, ведь в Аттике мало воды, бросились пить. И тут же стали отплевываться так как вода оказалась соленой. Тогда Афина воткнула в землю копье. Оно зазеленело и превратилось в Дерево. Это было первое оливковое дерево. Все признали подарок Афины и город был назван в её честь.

9. Другой фронтон показывает рождение Афины. Согласно мифу :Однажды у Зевса разболелась голова. Тогда он позвал сына бога -кузнеца Гефеста. Чтобы тот избавил его от боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором и ударил им по голове Зевса. Голова раско­лолась на мгновение и из нее в полном вооружении вышла Афина - любимая дочь Зевса, богиня Мудрости и защитница города.

10. Войдем внутрь храма. Но знайте, что у храмов наиболее красив внешний вид. Храм украшает город им приятно любоваться. Но идемте внутрь храма. Внутри 2 зала. В одном - II метровая статуя Афины - работа Фидия. Основа статуи - деревянная.


Лицо, руки, ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда, щит и шлем - из зо­лота, глаза - из драгоценных камней, в правой руке Афина держит крылатую Нику. Левой опирается на щит, внутри которого виден свя­щенный змей. В другом зале Парфенона хранится казна Афинского госу­дарства и морского союза.



  1. Налево от Парфенона - где спорили Афина и Посейдон -изящный храм Эрестейон. Красивы колонны храма. В одном из портиков вместо простых столбов поставлены каменные фигуры девушек. Растет рядом очень старое оливковое дерево которое, выросло из копья Афины.

Тема: Географические открытия.
Задача: -выяснить причины географических открытий, раскрыть

историческое значение открытий морского пути в Индию, Америки Колумбом и первого кругосветного путешествия в изучении нашей планеты и доказательстве ее шарообразности, показать последствия географических открытий;

- использовать факты о путешествиях великих мореплавателей с целью нравственного воспитания;

-формировать умение извлекать знания из наглядности,

справочной и художественной литературы.
Оборудование: карта "Географические открытия и колониальные

захваты в ХV-сер. ХVII в", диафильмы "Васко да Гама", "Великое плавание", слайды ,карта-схема ( опора);.


ХОД УРОКА
1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

1. Прoверка домашнего задания.

Какие технические изобретения и открытия появились в 15-16в? Какие открытия повлияли на развитие мореплавания и кораблестрое­ния?

2. Сообщение темы и плана изучения.

Названные вами технические изобретения и открытия привали к географическим открытиям.

Тема нашего урок» " "

План изучения темы:

1. Причины географических открытий

2. Плавания Бартоломеу Диали



  1. Открытие Америки Колумбом

  2. Открытие морского пути в Индию

  3. Первое кругосветное путешествие

  4. Последствия географических открытий.


Задача урока: выяснить причины и последствия географических открытий и познакомиться с открытиями новых морских путай.

3. Изучение новой темы.



1. Беседа, в сочетании с рассказом учителя.

- Как изобретения и «открытия могли повлиять на развитие произ­водства и торговли?


Технические открытия увеличили производство товаров в связи с чем расширилась торговля.

- Скажите, что необходимо для развития торговли?

Для раз вития торговли нужны деньги, монеты, а для их чеканки золото и серебро.

- Что предпринимали европейцы в поиске драгоценных металлов?

В поисках драгоценных металлов снаряжались экспедиции.

- С какими странами торговля могла принести большую прибыль?

Большую прибыль приносила торговля со странами Востока.

- По каким путям Европа вела торговлю с Индией, Китаем?

Средиземное море, Красное море, Индийский океан (моря океана);.

- В чьих руках находились торговые пути со странами Востока?

После захвата Константинополя все торговые пути со странами Востока были в руках турок-османов.

- К чему привело завоевание торговых путей турками-османами?



2. Работа в тетради.
( вывешиваю опорную схему "Причины географических открытий", объясняю ее, ребята зарисовывают в тетрадь)

Причины великих географических открытий:

Рост производства товаров

Расширение торговли

Рост потребностей золота Невыгодность торговли со

и серебра для чеканки монет. странами Востока после за-

воеваний турок-османов.


Поиск золота европейскими мореплавателями.

Поис Поиск новых морских путей в страны Востока.



3. Выступления учащихся.

Познакомиться с поисками новых путей в страны Востока нам поможет клуб путешественников. Слово предоставляется ведущим клуба.

(Передача "Клуб путешествий" )
Клуб путешественников.

1 вед: Добрый вечер! В эфире передача "Клуб путешествий". Сегодня

мы познакомимся с географическими открытиями 15-16 в, которые совершили португальцы и испанцы.



2 вед: Географическое положение Португалии способствовало превра­щению её в морскую державу. Освободившись от власти арабов, португальцы под руководством генуэзских моряков овладели техникой морского дела, познакомились с арабской математикой и географией. Они вступили в борьбу с мавританскими пиратами, которые мешали португальской торговле. В 1415 году, захватив Сеуту расположенную на африканском берегу против Гибралтара, португальцы начинают непрерывные плаванья вдоль западного побережья Африки.

1 вед: У нас в гостях присутствуют представители двух португаль­ских экспедиции. Своими впечатлениями поделятся с нами представители экипажа Бартоломео Диоли.

(Выступление экипажа. Нарисован корабль. Экипаж знакомит с записью бортового журнала).



1 вед: Желая опередить португальцев, испанцы искали морской путь в Индию в западном направлении. В это время мореплаватели заинтересовались предположением ученых, что Земля имеет

форму шара



2 вед: Некоторый ученые утверждали, что плывя на запад, можно добраться до Индии, даже, более коротким путем, чем путь вокруг Африки. Первым европейским мореплавателем, который попытался добраться до Индии, плывя на запад, был Христофор Колумб. У нас в студии участники данной экспедиции ознако­мят с плаванием Колумба.

(Выступление группы. Нарисован корабль. На фоне музыки рассказывают о плавании Колумба).


2 вед: Плавание Колумба на запад и открытие им островов Атланти­ческого океана, которые он полагал являются подступами к Индии сильно обеспокоили правительство Португалии. Что, если Колумб действительно дошёл до Индии на испанских кораблях? Тогда Испания воспользуется богатством и прибылью от торговли с Индией. А Португалия, положившая много усилий для отыскания морского пути к Индии останется ни с чем. Этого пpaвительcтво не могло допустить. В то время, когда Колумб снаряжал в Испании 3 экспедиции на запад на поиски морского пути в Индию, король снаряжает новую экспедицию во главе с Васко да Гамой.

Слово предоставляется представителям второй португальской экспедиции.

(Выступление экипажа Васко да Гама. Они представляют рисованный фильм с использованием диафильма).

1 вед: В 1519-1522 годах испанцы предприняли одно из наиболее смелых и рискованных путешествий о целью достижения Азии западным путем. Во главе стоял храбрый и опытный моряк Фердинандо Магеллан. Предоставляется слово участникам этого путешествия.

(Выступление о кругосветном путешествии Магеллана. Рассказ очевид­цев путешествия сопровождается музыкой).



2 вед: Наша передача подошла к концу, .Клуб путешественников ознакомил вас с географическим открытиями.

Всего вам доброго. До новых встреч!



4. Запишите в хронологическую таблицу даты:

1468 1496

1492 1519-1522

Ознакомившись с открытиям, необходимо выяснить: Какие последствия имели эти открытия?



5. Запись в тетрадь.

Последствия географических открытий



6. Работа с учебником.

- чтение учебника стр.210, выделите в тексте, какие последствия имели открытия? Что мы подпишем под стрелочками?

- проверка работы.

Развитие Перемещение Новый центр Обогащение

мировой торговых путей мировой торгов- купцов и

торговли из Ср.моря в ли Антверпен владельцев



океаны стр.Европы

Зачитайте последний абзац.

Географические открытия дали толчок росту производства товаров и были началом колониального угнетения народов.

4. Заключительная часть урока.

Какая тема? Задание на дом.

Дома &43, 44(5)
Дипломатия в годы второй мировой войны.
Цели и задачи урока.
1. Познавательная: 1. проследить процесс, складывания антифашисткой коалиции. 2. выяснить, как осуществлялось сотрудничество, и какие задачи решали союзники на разных этапах войны. 3. оценить роль антифашисткой коалиции в победе.

2. Развивающая: способность развитию, у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать самостоятельно, находить в источнике подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения – учить историческому мышлению на конкретных примерах.

3. Воспитательная: пробудить интерес к изучаемому периоду истории, формировать чувство гордости и патриотизма.
Оборудование: Левандовский “Россия в XX веке”. Чубарьян “Отечественная история XX начала XXI”. Алексашкина “Новейшая история”.

Историко-художественная хрестоматия по ВОВ, плакаты “Большая тройка”, “Сталинизм и фашизм в альянсе”, опорная схема.



Урок по технологии традиционного обучения комбинированный урок.
Ход урока.

1. Вводное слово учится, постановка проблемы.

Грозное страшное слово война.

В мире страшней не найти.

Жжёт, убивает, душит она.

Все на своем пути.

Вторая мировая война – это самый крупный конфликт в истории человечества. В ней принимало участие 61 государство. Вторая мировая война – была войной дипломатий.

(откройте тетради, запишите тему урока: “Дипломатия в годы второй мировой войны”).

(консультант)

Вторая мировая война – это война коалиции, одна из которых – фашистская – сложилась до начала военных действий, а вторая – антифашистская – в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. На уроке мы должны проследить процесс, складывания антифашистской коалиции, как разворачивались события на “дипломатическом фронте” какие задачи ставили союзники на разных этапах войны, оценить роль антифашистской коалиции в победе над фашизмом.
План урока:

1. Образование коалиции фашистских государств.

2. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940.

3. Создание антигитлеровской коалиции.

4. Проблема второго фронта.

5. Вехи сотрудничества и появление противоречий.

6. Советские дипломаты.

7. Дальневосточная компания советской армии.

8. Итоги войны.

9. Послевоенное урегулирование СССР и ООН.



1. Образование коалиции фашистских государств.
а) работа с датами. Вывешиваю таблицу: система международных договоров – агрессоров привела к созданию фашистской коалиции. Вспомните договора.

Даты

Дополнение учителем


25 октября 1936 –

Договор между Германией и Италией о военном сотрудничестве.

25 ноября 1936 – Антикоминтерновский пакт между Германией и Японией.

6 ноября 1937 – к пакту присоединилась Италия.

29 мая 1939 – Стальной пакт о дружбе Германии, Италии.

27 сентября 1940 – Берлинский пакт о военном союзе основных участников Антикоминтерновского пакта.



На заключение договора повлияли события в Эфиопии и Испании. Германия признала захват Эфиопии Италией. Страны договорились о разграничении сфер влияния в Европе.

(ось Берлин – Рим)

Под флагом борьбы с Коминтерном был оформлен блок, ставящий целью завоевать мировое господство.

Создан треугольник Берлин – Рим – Токио.


1939г. – Венгрия – Испания – Маньчжоу–Го.

Окончательно оформился военный блок.









страница 1 страница 2 страница 3


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019