zaeto.ru

Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


В помощь руководителю ОУ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
С.К. Зарецкая,

директор школы N!! 1825, заслуженный учитель РФ, Москва

в статье раскрываются теоретико-методологические ocновы здоровъесберегающего подхода к учебному процессу в школе. Показаны nринциnы, формы, технологии современного здоровъесберегающего образования как системы.


В

научной и научно-методической литературе единодушно признается продуктивная роль физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учеб­ном процессе.

Во второй половине ХIХ-начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физичес­кого и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответ­ствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П.. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных. физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе осо­бой организации образовате:rьной cpeды (В.С. Ильин).

Исследование этих механизмов пpeдставлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок), концепции лечебной педагогики А-А. Дубровский) и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориенnованного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуалъно-личностное становление ребенка.

Проблема здоровьесбережения в обучении: была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Круrловой, О.Л. Трещевым, В.И. Харитоновым. В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, ВД Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья. Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В.Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.

Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными пе­дагогами - как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем нахо­дится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одноиз ключевых направлений - это организация процесс а сохранения и формирования здо­ровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достоя­ние - это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой спе­циальностью, полностью развить свои способ­ности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества - это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населе­ния. Здоровье ценно для государства в регу­ляции народонаселения, борьбе со старени­ем общества, защите государства.

Здоровьесбережение как система харак­теризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведе­ния соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

.целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучаю­щих программах, информационных, теле­коммуникационных и Т.П. средствах);

. методов сбережения здоровья (процессуально понимаем ой технологии здоровьесберегающей деятельности);

. средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятель­ность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровье сберегающего образо­вания на ряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного раз­вития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навы­ков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

При этом система здоровье сберегающего образования может быть основана на следу­ющих принципах :

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип уникальности личности,

в контексте которого цель и смысл образо­вания - развитие уникальности и неповто­римости каждого ребенка.

3. Принцип дополнения. Реализация это­го принципа ведет к принятию и осознанию того, что природа творит все на земле и че­ловека в том числе как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других лю­дей; без взаимодействия с другими людь­ми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение

слушать, пони мать другого, приниматьи согласовывать мнения и результаты де­ятельности.

4. Принцип безусловной любви. Ответ­ственное отношение ребенка к своему здо­ровью можно воспитать только в том слу­чае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь отношение к себе как ценно­сти формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действи­тельности.

_5. Принцип неопределенности. Он реа­лизуется на основе логики развития ребен­ка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они вме­сте получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании.

6. Принцип проектировочного образова­ния. Его реализация начинается с освоения детьми способа организации своей деятель­ности, который предполагает сформирован­ность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, плани­рования деятельности, реализации деятель­ности и заканчивать его анализом результа­та деятельности.

7. Принцип резонанса. Он признает в ре­бенке творца от природы. При этом назначе­ние образования - моделировать ситуации, для проявления ребенком своих возможно­стей.


Система здоровьесберегающего образо­вания школьников представляет собой вза­имосвязь трех подсистем, которые, взаимо­дополняя друг друга и будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходи­мых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсисте­мами являются:

1. Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисципли­нах.

2. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и пе­дагогически рациональная организация уро­ка, использование активных методов обуче­ния, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осу­ществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реа­билитации. Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на само­совершенствование и здоровый стиль жизни [2].

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационныx формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образова­тельной деятельности.

По определению С.Г. Палий, здоровьесбе­регающий учебно-воспитательный процесс­это «...сnециально органuзуемый u управляемый процесс, охватывающuй весъ школьный коллектuв, выnолняющий разнообразные функции в условuях разных структурных nодразделений»

Здоровье сберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятель­ности.

Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:

грамотность;

образованность;

профессиональная компетентность;
культура;

менталитет

Рассмотрим продвижение человека по этой «лестнице» В процессе освоения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая грамотность возни­кает в процессе решения здоровьесберегаю­щих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к фи­зическому и психическому здоровью, науч­но обоснованных представлений О здоровом образе жизни, к обучению их правилам здо­рового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, спосо­бам формирования, сохранения и укрепле­ния здоровья.

Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие дос­таточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья че­ловека и общества. Но вместе с тем она пред­полагает и достаточно определенную изби­рательность по глубине проникновения и по­нимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентирован­ная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.

Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих техно­логий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.

Здоровъесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе. Например, Палий выделяет такие составляющие воспитательной рабо­ты учеников в школе, как:

1) культура физического воспитания, включающая:

- воспитание осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и укрепления здоровья;

2) культура психологического воспитания -ознакомление с принципами поведения и общения человека; методы диагностики психологического статуса и мотивации; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию;

3) культура обучения - совокупность следующих принципов:обучения в раннем детском возрасте (роль игр, общения и обязанностей);обучения на школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможностей, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе обучения; теоретические и практически е навыки обучения своих детей .

Как уже отмечалось, высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета лично­сти и социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, ихотношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отда­ленным резу льта там деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного соци­ума.



Ориентация человека на здоровый образ жизни - основа здоровъесберегающего .менталитета. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью. бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей пpавилами: индивидуального и общетвенного поведения.

образ жизни человека включает три категории

уровень жизни;

качество жизни;

стиль жизни.
уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных духовных и культурных потребностей человeкa. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей преимущественно социальная категория. Стиль жизни харакеризует поведенческие особенности человека, т.е. определенный стандаpт, который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ ).



Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении фор­мирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019