zaeto.ru

Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд М.: Флинта: Наука, 2005. 416 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2


Источник (фрагмент): Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э.Н Вайнер - 3-е изд.. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.

ISBN 5-89349-329-Х (Флинта)

ISBN 5-02-013095-8 (Наука)
1. ВАЛЕОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

1.1. Основные понятия валеологии

Возникший в процессе эволюции органического мира фено­мен человека стал предметом исследования огромного множест­ва естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не толь­ко своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятель­ности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудше­нию. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новей­шее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo — «здоровье», «быть здоро­вым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим опреде­лениям:

б

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоро­вом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к ин­дивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в про­цессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профи­лактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии — практически здоровый, а также находя­щийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказыва­ется вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология исполь­зует функциональные резервы человеческого организма для со­хранения здоровья преимущественно через приобщение к здоро­вому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здо­ровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важ­ную роль играют качественная и количественная оценка здоро­вья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специ­фичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качест­венный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный чело­век приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив свое­го образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использова­ние унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности



7

человека и поддержание на высоком уровне адаптации организ­ма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержа­ния здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укреп­ления здоровья.



Основные задачи валеологии:

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья чело­века через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изуча­ющих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здо­ровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности че­ловека. Отсюда исходят и существенные различия в основопола­гающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объек­те, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфу­ция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стра­тегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека

Определя­ющие

признаки науки

Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)

Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)

Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)

Основ­ные на­правле­ния науки

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение

Исследование и поддер­жание здоровых условий жизнедеятельности чело­века и среды его обитания

Формирование, укрепление и сохра­нение здоровья чело­века

Основная концеп­ция, док­трина

Человек и его забо­левания

Человек в оптимальных условиях жизнедеятель­ности и среды обитания

Человек и его здоро­вье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Объект изучения

Человек, подвер­женный заболева­ниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности чело­века

Практически здоро­вый человек

8

Определя­ющие

признаки науки

Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)

Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)

Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)

Предмет

Болезни человека,

Здоровые условия жизне-

Здоровье человека и

исследо-

их причины и меха-

деятельности человека и

его резервы; их оцен-

вания

низмы развития;

оптимальные характери-

ка, развитие и укреп-




диагностика, лече-

стики среды его обитания

ление функциональ-




ние и профилакти-




ных возможностей




ка заболеваний




человека

Методы

Методы диагности-

Методы исследования, со-

Методы количествен-

исследо-

ки, лечения и пре-

здания и поддержания оп-

ной и качественной

вания

дупреждения забо-

тимальных для здоровья

оценки резервов здо-




левании человека

характеристик среды и

ровья, профилактики







условий жизнедеятельно-

их снижения и кор-







сти

рекции их отклоне­ний от нормы

Пути до-

Снижение заболе-

Снижение заболеваемо-

Укрепление здоровья

стижения

ваемости, инвали-

сти, травматизма и инва-

через формирование

цели и ре-

дизации и смертно-

лидизации населения

ЗОЖ населения

зультатов

сти населения







Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует от­метить, что между валеологией и медицинскими науками в отде­льных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопере­плетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профи­лактики заболеваний.

Основные понятия, определяющие закономерности здорово­го бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, ге­нотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд дру­гих, характеризующих основные.



Жизнь высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определен­ных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражи­мостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в посто­янном самообновлении химических составных частей этих тел».

9

Гомеостаз, или гомеостазис, свойство организма поддержи­вать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель — способность к гомеостазу — зачас­тую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных кон­стант организма необходимо поддержание постоянной темпера­туры всего организма, его частей и систем и даже органов, содер­жания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Константы организма достаточно жестки, однако есть и отно­сительно подвижные константы с широкими приспособитель­ными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддер­жание первых, жестких констант.

Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей го-, меостаза. Эта особенность получила название «закона отклоне­ния гомеостаза как условия развития» и утверждает необходи­мость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению преде­лов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенси-• рованы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высо­кий уровень здоровья.



Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечи­вающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни — одна из ее существен­ных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме — в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Адаптация по­зволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличи­вает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удержи-



10

вать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы. По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамические сочетания устойчивости и изменчивости, в кото­рых приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.

Полезный эффект адаптации заключается также в возраста­нии способности организма противостоять разрушающему влия­нию факторов внешней среды, его резистентностью. Последняя базируется на механизмах, закрепленных в эволюции, и обуслов­ливает адаптивную норму реакции индивида или вида в целом. Понятно, что резистентность — очень важный показатель орга­низма. Различают три вида адаптивных изменений — срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекаю­щими приспособительными изменениями, возникающими в от­вет на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерными свойствами срочной адаптации считаются:



  • их возникновение только при непосредственном внешнем воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в орга­низме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

  • характер и интенсивность срочной адаптативной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

  • срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своим силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, ко­торые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится спо­собным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответ­ными реакциями на уровне имеющихся у него функциональных резервов. Если же повторяющиеся воздействия соответствуют определенным закономерностям раздражающих изменений (по силе, длительности, периодичности и т.д.), то организм приобре­тает способность выполнять большую (по объему, интенсивно­сти, частоте повторений и т.д.) работу, то есть происходит переход адаптированных систем организма в качественно иное состояние.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если из­менившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (пред-



13

условиями жизни. Это означает, что развитие особи в каждый данный момент и в перспективе есть единый процесс жизни, от­нюдь не предопределенный полностью его генотипом, а детер­минированный ее внутренней программой, в которую генетиче­ская компонента включается лишь в качестве исходного базиса, который корректируется по ходу жизни. Такое саморазвитие, са­мопрограммирование особи осуществляется под воздействием внешней среды.

Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в органи­зации здорового образа жизни до настоящего времени генотипиче-ской компоненте не уделяется должного внимания. Вот почему чаще всего практические рекомендации по формированию здоро­вья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных ге-нотипических особенностей. Под последними следует понимать: тип телосложения, характер свертывания крови, тип высшей нер­вной деятельности, особенности желудочного сокоотделения, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и многое другое. С другой стороны, и сам человек в выборе траектории своего индивидуального развития должен знать (или узнать) осо­бенности своей генетической природы — без реализации этого условия нельзя говорить о его валеологической грамотности и ва-леологической культуре. В частности, в таком важнейшем аспекте человеческой жизнедеятельности, как профессиональная деяте­льность, в Российской Федерации лишь менее 3% людей выбрали себе профессию, соответствующую генотипу. Естественно поэто­му говорить о том, что в 97% случаев профессиональная деятель­ность приходит в противоречие со свойственными ее носителю индивидуальными особенностями, результатом чего зачастую становится срыв адаптации и переход в болезнь.

1.2. Предпосылки возникновения валеологии

Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего био­логического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях ана­томии и физиологии человека, о факторах, вызывающих наруше­ния нормального функционирования организма, и т.д.



14

В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мис­тическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здо­ровья существовали в виде религиозных обрядов. Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причин­но-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факто­рами риска, целебными и оздоравливающими свойствами раз­личных средств и т.д. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от той физической работы, которую ему при­ходилось выполнять для сохранения жизни — своей, семьи, об­щины, к которой он принадлежал. В это время лечебная медици­на вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний че­ловек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация зна­ний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частно­сти, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китай­ское «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении — использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Отношение к здоровью принципиально стало меняться в ра­бовладельческих сообществах по мере имущественного и социа­льного расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, из­лишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей. Так медицина теряла свое оздоровительное и профилактическое значение и все боль­ше специализировалась на лечении болезней. Способствовала этому и своеобразная изоляция дальневосточных государств (в частности, Китая и Индии), сохранивших на протяжении тыся­челетий богатейший опыт оздоровительных систем. С другой стороны, и на протяжении последующих веков появлялись отде­льные ученые, обращавшие внимание на проблемы здоровья.



15

Так, Абу Али ибн-Сина (980—1037 гг.) в своем «Каноне врачеб­ной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долго­летию сохранение здоровья, а не лечение болезней.

В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла все меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выда­ющиеся умы, как Френсис Бекон, М.В. Ломоносов, М.Я. Мудров и другие, в своих работах неоднократно подчеркивали, что прио­ритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоро­вью и профилактике болезней, однако по этому пути развитие науки не пошло.

В новейшее время в истории нашей страны, по-видимому, за­служивает упоминания ориентация на профилактику инфекци­онных и паразитарных заболеваний, связанная с деятельностью наркома здравоохранения СССР Н.А. Семашко. Организован­ные под его руководством противоэпидемические мероприятия способствовали резкому возрастанию средней продолжительно­сти жизни граждан страны за счет устранения массовых инфек­ционных заболеваний,Дававших высокую смертность: чумы, хо­леры, оспы, тифа и других.

В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась: рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных про­мышленных технологий, нарушенная экология и другие объек­тивные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека все в большей степени стал провоцировать гиподина­мию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдви­нуло на одно их первых мест в причинах смертности заболева­ния, связанные именно с образом жизни человека.

Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире все большую тревогу специалистов вызывает тенденция к его ухудшению. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение со­стояния здоровья населения приобрело катастрофический харак­тер: только за последние 10 лет прогнозируемая средняя продол­жительность жизни в нашей стране снизилась с 73,6 до 64,0 лет'!



1 Численность населения России, даже несмотря на приток беженцев из-за ру­бежа, уменьшается, что обусловлено как снижением рождаемости, так и ростом смертности — оба эти показателя являются самыми катастрофическими для на­шей страны со времен Великой Отечественной войны.

16


Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей. Тревожная статистика катастрофического состояния здо­ровья новорожденных во многом обусловлена неподготовленно­стью — физической, психологической, моральной, социаль­ной — их родителей. Прослеживающиеся в дошкольном возрасте функциональные нарушения здоровья во многом связаны с не­здоровым образом жизни родителей. Это неблагоприятно сказы­вается на адаптации детей к школьным нагрузкам и является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемо­сти. За период обучения в школе число здоровых детей сокраща­ется в 4—5 раз, особенно в 5—6 классах, когда повышенная учеб­ная нагрузка совпадает с критическими изменениями в организме детей, связанными с половым созреванием. Все более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы и др.) с услож­ненными учебными планами и программами, где общая заболе­ваемость в 2—2,5 раза выше, чем в обычных школах.

Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболе­ваний. Особенно высокими темпами у школьников растут хро­нические болезни систем кровообращения, крови и кроветвор­ных органов, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем.

В структуре заболеваемости школьников подавляющая часть патологии приходится на долю болезней органов дыхания.

С возрастом в процессе обучения в школе прогрессивно нарас­тает число заболеваний кожи, зрения, травм. Очень высоки данные по таким заболеваниям, как тонзиллит, гайморит, кариес, являю­щихся первопричиной развития хронических заболеваний сердеч­но-сосудистой, мочеполовой, двигательной и других систем. Серь­езными нарушениями отличается и психоэмоциональная сфера здоровья школьников. У многих детей диагностируется по 2—3 па­тологии.

Несмотря на прослеживающуюся в мире (не является исключе­нием и Россия) на протяжении последних 30—40 лет акселерацию, в настоящее время у нас в стране число школьников, соответству­ющих по физиологическим нормам своему биологическому возрасту, снизилось до 40—50%, а числе детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. В итоге только 6—-8%

17

выпускников полной общеобразовательной школы могут считать­ся здоровыми.

В общих тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту. В биологическом отно­шении он является одним из критических, характеризующихся мощными эндокринными перестройками, делающими орга­низм подростка особенно чувствительным к воздействию вре­доносных факторов, в частности, — к вредным для здоровья привычкам. Вместе с тем, исследования показывают, что уро­вень алкоголизации среди мальчиков в ряде регионов России колеблется от 72 до 92%, а среди девочек — от 80 до 94%. К 11 классу курят около половины юношей и четвертая часть деву­шек. До 37% подростков в возрасте 12—18 лет употребляют анаболики. В 1995 г. зарегистрировано около 20 тыс. подрост­ков, больных сифилисом.

Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебреже­ние здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются физической ку­льтурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, 70% познали «жи­вотный» секс, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юно­шей и девушек 14—16 лет. В конечном итоге темпы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показате­лем для возрастной группы 65—70 лет.

Низкий уровень здоровья выпускников школы самым непо­средственным образом сказывается на производственном потен­циале и обороноспособности страны. Все большая часть при­званных на службу в армию возвращается обратно по состоянию здоровья.

Естественным следствием отмеченных изменений в состоя­нии здоровья детей и молодежи являются статистические данные о смертности и продолжительности жизни граждан России. За­кономерным итогом роста смертности в нашей стране является снижение прогнозируемой продолжительности жизни населе­ния. За последнее десятилетие произошло резкое снижение ее показателей — на 6,1 года у женщин и на 11 лет — у мужчин. Вме­сте с тем неуклонно растет количество людей пенсионного возра­ста — в настоящее время оно приближается к 25% всего населе­ния России.



18

В череде политических и социально-экономических преобра­зований последнего десятилетия проблемы здоровья оказались на задворках интересов государства. Ничтожная часть валового национального продукта выделяется у нас в стране на нужды здравоохранения. Перевод медицины на страховые механизмы оказался неподготовленным, в силу чего население стало меньше доверять и как следствие — меньше обращаться к фактически оставшейся для них все той же «бесплатной» медицине. Результа­том же является то, что в значительном числе случаев своевре­менно не диагностированное заболевание не получает должного лечения и переходит в хроническую форму.

Все в большей степени снижается функция контроля государ­ства за условиями труда и состоянием экологии: 17% работаю­щих трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигие­ническим нормативам по содержанию вредных веществ, уровню шума, вибрации, по микроклимату и т.д. В потерях трудового по­тенциала страны, связанных со смертью или инвалидизацией, на долю травм и несчастных случаев приходится 38%.

Что касается экологии, то в подавляющем большинстве горо­дов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ, 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами-диоксидами, 15 областей находятся в зоне влияния последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС. Грязная воздушная среда вредит 40% граждан России, а более половины населения пользуется некачественной питьевой водой. Если же учесть влияние различных вредных ве­ществ в почве (пестициды, инсектициды, отходы производства и др.), электромагнитные загрязнения и т.д., то становятся понятными последствия экологической катастрофы для здоровья людей.

Уже краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к рос­ту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Как справедливо указывал Сократ, «здоровье — не все, но все без здоровья — ничто». Вместе-с тем становится все более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с об­валом патологии, обрушившимся на нынешнее поколение, — не­обходимы другие, принципиально новые подходы (при сохране­нии всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и лечения заболеваний). Это новое должно про-

19

истекать из необходимости приобщить самого человека к заботе о своем здоровье, сделать его заинтересованным и активно борю­щимся за него.

Другим аспектом нового подхода должны стать реалии совре­менной жизни, одной из которых является скудость материаль­ных возможностей, которые государство может выделить на ох­рану здоровья и лечение людей. Поэтому не случайно валеология, ориентированная на реализацию прежде всего резер­вных возможностей организма каждого конкретного человека, зародилась именно в России. С другой стороны, ее российский приоритет обусловлен большим опытом оздоровительной рабо­ты, который накоплен у нас в стране.

Несомненно одно: валеология может стать тем методом и тем средством, которые могут оказаться эффективными в решении проблем здоровья уже в самой ближайшей перспективе. Если же не принять экстренных мер, не признать здоровье человека при­оритетным направлением деятельности государства, то может сложиться положение, что все остальные актуальные аспекты жизни нашего общества вскоре не будут уже никого волновать в силу физической деградации нации.



1.3. Место валеологии в системе наук

Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетиче­ских, психофизиологических резервах систем организма и орга­низма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологическо­го, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Объем информации в мире удваивается каждые 10—12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой ин­формации, сколько накопила вся предыдущая история человече­ства. А это означает, что она расширяет и углубляет познания че­ловека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть — вы­ходит за очерченные предметом и методом данной науки грани­цы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписыва-

20

ются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о чело­веке и в особенности — имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривает­ся под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К со­жалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как предста­вители каждой науки видят в человеке только свой предмет.

С этих позиций закономерным следует считать появление ва-леологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впи­тывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возмож­ным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке — его биоло­гии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторо­нах его жизнедеятельности — не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, про­гнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.



В начале этой главы уже было показано, что валеологии при­сущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее следует определить общие осно­вы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье (см. рисунок).

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) иссле­дует закономерности жизнедеятельности организмов в филоге­незе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального приро­допользования, исследует характер взаимоотношений «обще­ство — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает си-

21



стему знаний и практической деятельности по укреплению и сохра­нению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигие­ну), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют за­кономерности поддержания и совершенствования физического раз­вития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеяте­льности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

22

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и техно­логии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укреп­ления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья. , Политология определяет роль, стратегию и тактику государ­ства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является че­ловек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалек­тического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бы­тии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является ва-леологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социаль­но-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь од­ной из ветвей той области человеческого знания, которая назы­вается наукой, предметом которой, в свою очередь, является че­ловек.

Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний ха­рактер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

23

1.4, Классификация валеологии

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развива­ется довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, вале­ология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взгля­нуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отра­жающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, за­дачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопро­сы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.



Медицинская валеология определяет различия между здоровь­ем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего под­держания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабаты­вает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожаю­щие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицин­ской валеологии будут значительно расширены в сфере реаби­литации, где на смену доминирующим средствам — фармаколо­гии, ножу и покок). — все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приоб­рести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на пер­вичную профилактику.



24

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и вос­питания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных эта­пах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наибо­лее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следую­щими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее бы­строй отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализа­ции валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валео-логическое воспитание, валеологические знания, валеологиче-ская культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерыв­ный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практиче­ских знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечиваю­щих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершен­ствования личного здоровья, оценки формирующих его факто­ров; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его по­строения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валео-логического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совер­шенствованию собственного здоровья и к бережному отноше­нию к здоровью окружающих людей, к развитию своего творче­ства и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.


страница 1 страница 2


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018