zaeto.ru

Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд М.: Флинта: Наука, 2005. 416 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2



25

Валеологические знания есть совокупность научно обосно­ванных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для да­льнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать ва-леологическая культура человека, предполагающая знание- им своих генетических, физиологических и психологических воз­можностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование связано и активно взаимодей­ствует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодей­ствие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подго­товке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.

Принципами педагогической валеологии являются общеприз­нанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо допол­нить их в применении к валеологии гуманистическим, антропо­логическим и здравотворческим принципами.

Задачи педагогической валеологии:


  1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здо­ровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

  2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физиче­ского состояния и использования функциональных возможно­стей организма и естественных средств оздоровления для под­держания своего здоровья.

  3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнения­ми, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.

  4. Валеологическая оценка организации и содержания обра­зовательного процесса в образовательном учреждении и его соот­ветствующая коррекция.

  5. Работа с родителями с целью создания благоприятных усло­вий для здоровья учащихся в семье.

26

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреж­дения в двух направлениях:

— создание коллектива единомышленников-педагогов для
осуществления всестороннего валеологического обучения

и воспитания учащихся;

— валеологическое образование педагогов, которые сами явля­
ются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного ста­новления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возраст­ном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществ­ляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относить­ся к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.

Дифференциальная валеология занимается исследованием ин­дивидуально-типологических особенностей здоровья, построен­ных на генетической и фенотипической оценке индивида; разра­батывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональ­ной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кро­ме того, она рассматривает особенности влияния профессиона­льных факторов на здоровье человека, определяет методы и сред­ства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных осо­бых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, опре­деляет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специаль­ная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасно­сти жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекоменда-

27

ции путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет бо­льшое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоро­вью — наиболее целенаправленно и последовательно может осу­ществляться именно в семье.



Экологическая валеология исследует влияние природных фак­торов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складываю­щихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы созда­ет все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой — разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных от­ношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфе­ре интересов социальной валеологии и изучение состояния здоро­вья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифферен­циация валеологии.



1.5. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни

В связи со своими целями и задачами валеология имеет осо­бое социальное значение, поскольку важнейшей функцией госу­дарства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис челове­ка, — единственный, универсальный и высший предмет филосо­фии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека.



28

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социаль­но-экономическую политику государства, несомненен приори­тет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древ­ней Спарте занятия физическими упражнениями предписыва­лись (и строго контролировались государством) для всех граж­дан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социаль­но-экономической зрелости, культуры и преуспевания государ­ства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, со­хранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Ес­тественно, что это требует серьезнейшей планирующей, коорди­нирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на бу­дущее.

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материа­льный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отме­чал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «воз­вышенную духовную деятельность».

Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по бо­льничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового на­ционального продукта. С другой стороны, работник, системати­чески занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Право граждан России на здоровье утверждается Конститу­цией Российской Федерации. К сожалению, это право не нахо­дит своего реального подтверждения. Реализация права на здоро­вье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы,



29

органов здравоохранения, предприятий, физкультурных органи­заций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и от­дыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а так­же условиям жизни и образу жизни. Функциональной же струк­турой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая уста­новка, характер умственной деятельности), физическая и меди­цинская активность. То есть в проблеме здоровья прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь — медицинские. В этом отношении пред­ставляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов (таблица).



Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях

Заболевание

Неблагоприятный фактор, в процентах

Генетические факторы

Внешняя среда

Медицинское обеспечение

Образ жизни

ИБС

18

12

10

60

Рак

26

19

10

45

Диабет

53

2

10

35

Пневмония

18

43

20

19

Цирроз печени

18

9

3

70

Самоубийства

25

15

3

55

Транспортный травматизм

3

27

5

65

Нетрудно видеть, что из всех приведенных заболеваний и на­рушений (а на их долю приходится более 90% смертельных исхо­дов в стране), лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решаю­щим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образо­вания, существенной частью которого должно быть формирова­ние у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни: Однако в сложившейся ситуации решение возмож­но лишь при координации усилий всех государственных и внего-сударственных институтов, имеющих дело с человеком, — без

зо

этого невозможно всерьез приступить к разрешению острой проблемы здоровья.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне тре­бует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:

Правовые: разработка законодательных и нормативных подза­конных актов, подтверждающих право граждан России на здоро­вье и регламентирующих механизмы его реализации через все го­сударственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреж­дений и самих граждан.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-эконо­мических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспече­ние нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формиро­вание жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандист­скую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирова­ние в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоро­вья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первич­ную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией во­просов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здо­ровья и т.д.

Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, за­щищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан.

Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состо­яние окружающей среды и рациональное природопользование.

Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье.

31

Представленный далеко не полный перечень факторов, обес­печивающих поддержку здоровья граждан со стороны государст­ва, предполагает координацию усилий ведомств и структур, ком­петентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просве­щения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возра­стные и половые особенности.

Не вызывает сомнения культурологическая сторона проблемы, поскольку культура отражает меру осознания и овладения чело­веком своими отношениями к самому себе, к обществу, к приро­де, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура есть особый деятельностный способ освоения челове­ком мира, включая как внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. Последнее обстоятельство характеризует культуру как искусственный, отличный от природного мир явлений, который замечателен тем, в частности, что не может существовать без ухо­да, без человеческой заботы.

Если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку, то не знать своей организм, не осознавать свое место в природе, не уметь регулировать свое состояние — недостойно культурного человека. Не зря поэтому известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и забо­леваемость, удлиняют продолжительность жизни». Примечате­льно, что ученый отдал приоритет культуре, а не материальному достатку, так как социально-экономическое положение страны не всегда пропорционально здоровью ее граждан. Так, средняя продолжительность жизни в Японии составляет около 80 лет, хотя уровень жизни в этой стране ниже, чем в США или Запад­ной Европе, а интенсивность труда выше. Однако в Японии су­ществует традиционность жизненного уклада и специфическая диета, японцы меньше курят и употребляют алкоголя. Важно, что все эти особенности культуры и жизненного уклада являются ре­зультатом глубоко усвоенных в семье и в школе морально-этиче­ских установок.



32

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Од­нако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания на-. чали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному вопло- . щению. Укажем на некоторые:



  1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т.д. Одна­ко информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характер, зачастую противоречива и исходит иногда даже от не­компетентных людей, а порой и шарлатанов. Отсюда встает иск­лючительной важности проблема разработки системы непрерыв­ного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоро­вья, и средствами и методами его формирования. Учитывая тен­денции катастрофического падения уровня здоровья людей (и прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здра­воохранения справиться не только с профилактикой, но и с са­мим обвалом патологии, разработка системы непрерывного валео­логического образования должна стать делом государственной важности. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей, психо­логов и других специалистов по сохранению и укреплению здо­ровья людей и профилактике различных форм социальной и про­фессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа, а отсюда — и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.

  2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гаранти­рует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощу­щает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нару­шения. Теперь, почувствовав болезнь и получив временное об­легчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости

33

«работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм...»



  1. В настоящее время существующая санитарно-просветите-льская работа, проводимая через средства массовой информа­ции под непосредственным контролем Минздрава России, ори­ентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются фак­торы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятель­ных действий человека даже функционального характера без ве­дома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы да­вать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с назначением фарма­кологического лечения на фоне функционального и психологи­ческого покоя.

  2. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государст­во гарантировало прежде всего больным, даже несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен, как показывает анализ, сам человек. Складывалась па­радоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и вкладывал меньше усилий в формирование валового националь­ного продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. В настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повы­сили ответственность человека за свое здоровье и установили бы его материальную зависимость от уровня здоровья так же, как и от уровня профессиональной подготовки.

  3. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутству­ет мода на здоровье. Средства массовой информации тиражиру­ют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, наси­лие, но мало внимания обращают на формирование гармонично

34

развитого — физически и духовно — человека. Например, физи­ческий имидж человека среди важнейших личностных показате­лей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и ме­нее 40% женщин — в России.

6. В стране недостаточно внимания уделяется вопросам фор­мирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека за­ложником непродуманного, непланируемого времяпрепровож­дения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкого­лем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности испо­льзуется с малой эффективностью и зачастую с отрицательным результатом.

В качестве методологической основы разработки системы ва-леологического обучения и воспитания, имеющей конечной це­лью формирование валеологической культуры личности, можно использовать следующую концепцию дифференцированного освоения ценностей физической культуры, представленной на схеме.

Нетрудно видеть, что основное значение в формировании ку­льтуры здоровья должна иметь система образования, охватываю­щая все ее возможные звенья — от дошкольного до послевузов­ского, от семейного до клубного.

Особого внимания заслуживает валеологическое образование : учителя. Это обусловлено многими обстоятельствами, определя­ющими его профессиональную деятельность. Отметим некото-: рые аспекты проблемы.



  1. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Это касается как организа­ции учебного процесса (содержание учебных планов, соответст­вие учебной нагрузки возрастно-половым особенностям детей, распределение нагрузки в учебном дне, неделе, четверти и т.д.), так и методики преподавания, не всегда учитывающей индивиду­альные особенности учащихся и не ориентированной на преду­преждение нарушений в состоянии их здоровья.

  2. Учитель, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и здо­ровый образ жизни. Это условие может реализоваться как через

3*

35

программный учебный материал, так и через внеклассные и вне­школьные формы (организация досуговых оздоровительных ме­роприятий, утренников, бесед, родительских университетов здо­ровья и др.) и через личный пример.

3. Учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска заболеваемости. Это обусловлено многими обстоятельствами, которые будут по­дробнее рассмотрены в соответствующем разделе учебника (гла­ва 9). С этих позиций учителю особенно важно не только владеть основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но и сред­ствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.

Именно указанные обстоятельства обусловили закономер­ность включения валеологии как обязательной учебной дисцип­лины в требования государственных образовательных стандартов и в содержание образовательно-профессиональных программ всех педагогических специальностей.



Ключевые слова: здоровье, индивидуальное здоровье, уровень здоровья, культура здоровья, здоровый образ жизни. Контрольные вопросы:

  1. Определение валеологии.

  2. Предмет валеологии.

  3. Метод валеологии.

  4. Цель валеологии.

  5. Задачи валеологии.

  6. Определяющие признаки наук о здоровье. Литература:

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.

Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. ФиС, 1990.

Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. М, 1987.

Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

Колбанов В.В. Валеология. СПб, 1998.

Петленко В.П. Валеология человека: здоровье — любовь — красота. СПб, 5 томов, 1996-1998.

36

Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новоси­бирск, 1993.

Торохова Е.И. Валеология. Словарь. — М., «Флинта», 1999.

Ключевые слова: здоровье, безопасность, государство, мотива­ция, культура.

Контрольные вопросы:

  1. Здоровье человека как приоритет в деятельности государства.

  2. Здоровье человека и безопасность государства.

  3. Здоровье и семья.

  4. Роль государства в обеспечении здоровья граждан.

  5. Здоровье и культура.

  6. Факторы, препятствующие воспитанию культуры здоровья.

  7. Роль учителя в воспитании культуры здоровья. Литература:

Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новоси­бирск, 1996.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1992.

Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. ФиС, 1990.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

Лищук В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. М., 1994.

Козин Э.М. с соавт. Методические и организационные подхо­ды к проблеме валеологического образования и воспитания. Ке­мерово, 1997.

Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993.

Торохова Е.И. Валеология. Словарь. — М., «Флинта», 1999.

Ключевые слова: здоровье, медицина, профилактика, смерт­ность, цивилизация, факторы риска. Контрольные вопросы:

  1. Исторический анализ отношения к проблеме здоровья в на­уке.

  2. Место валеологии в профилактике заболеваний.

  3. Классификация факторов риска «болезней цивилизации».

37

  1. Проблема здоровья населения России.

  2. Проблема личной ответственности человека за свое здоровье. Литература:

Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новоси­бирск, 1996.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

Ключевые слова: наука, человек, здоровье, дифференцировка наук.

Контрольные вопросы:

  1. Проблема здоровья в науках о человеке.

  2. Валеология как междисциплинарное научное направление.

  3. Взаимосвязь валеологии с другими науками. Литература:

Казин Э.М. с соавт. Методические и организационные подхо­ды к проблеме валеологического образования и воспитания. Ке­мерово, 1997.

Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993.

Ключевые слова: классификация, методология, образование. Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика ветвей валеологии.

  2. Характеристика медицинской валеологии.

  3. Понятие о педагогической валеологии.

  1. Цель и задачи валеологического обучения, воспитания и образования.

Литература:

Татарникова Л.П. Педагогическая валеология. Генезис. Тен­денция развития. Изд. 2. СПб, 1997.
страница 1 страница 2


Смотрите также:





<< предыдущая страница        

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018