zaeto.ru

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра французского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Теоретическая фонетика»
для специальности – 050303 «Иностранный язык»

Утвержден на заседании

кафедры французского языка

от 19.12.2006 г.,

Протокол № 4_________

Воронеж - 2006


ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ДПП.Ф.03 Теоретическая фонетика

Предмет фонетики, разделы фонетики. Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и ее функции. Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили. Произносительная норма. Варианты произношения.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра французского языка



Программа учебной дисциплины
«Теоретическая фонетика»
для специальности – 050303 «Иностранный язык»

Составитель:

к.ф.н., ст.преп. Зленко И.П.

Воронеж - 2006



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования дисциплина «Теоретическая фонетика» относится к федеральному компоненту учебного плана и входит в цикл дисциплин предметной подготовки учителя иностранного языка.

Предлагаемый курс теоретической фонетики предназначен для студентов третьего года обучения, изучающих французский язык на факультетах иностранных языков. Он соответствует программным требованиям по теоретической фонетике, выдвигаемым Министерством высшего образования Российской Федерации и учитывает практические знания фонетики французского языка, полученные за предыдущие годы обучения.

Изучение фонетической системы французского языка проходит в сравнении с фонетической системой русского языка, что позволяет студентам лучше усвоить основные особенности французского языка. Программа рассчитана на предъявление различных уровней языка, позволяющее показать взаимодействие их отдельных фактов.

Практическая направленность данного курса заключается в том, что большое внимание уделяется вопросам методики обучения произношению, в связи с этим служит основным подспорьем в работе будущих учителей иностранного языка.

Курс построен на систематическом сравнении французской фонетики и русской, так как главнейшим препятствием к усвоению правильного иностранного языка вообще и его произношения в частности является родной язык учащихся. Теоретический курс является связующим звеном между фонетикой иностранного языка и общей фонетикой, излагаемой в курсе «Общее языкознание», а также теоретическим обоснованием и углублением полученных в практическом курсе разрозненных сведений.

Данный курс преследует следующие цели:


  • студенты должны знать основные категории фонетики как науки;

  • студенты должны уметь определять уровни французского языка;

  • студенты должны владеть приёмами компаративной лингвистики, сопоставляя фонетику русского и французского языков;

  • студенты должны уметь применять полученные теоретические знания в практике изучения языка и обучения языку учащихся.

Для достижения поставленной цели осуществляется текущий контроль на практических занятиях и итоговый – на экзамене.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование тем и разделов


Всего

часов


В том числе аудитор.

всего

лекц.

практ.

1.

Предмет курса фонетики, разделы фонетики

2

2

2




2.

Фонема как единица языка, звук как единица речи

2

2

2

2

3.

Речевой аппарат. Фазы артикуляции

2

2

2




4.

Орфоэпия. Фонетические стили

2

2

2

2

5.

Артикуляционная база современного французского языка

2

2

2




6.

Слог и теории слогоделения

2

2




2

7.

Сравнительный анализ фонематических систем различных языков

2

2

2




8.

Фонема. Теории фонемы.

2

2




2

9.

Фонологические школы. Методы фонологического анализа

2

2

2




10.

Модификации фонем

2

2




2

11.

Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровне

2

2

2




12.

Фонетические стили

2

2




2

13.

Произносительная норма. Варианты произношения

2

2

2




14.

Интонация и ее функции

2

2




2

15.

Ударение и его природа

2

2

2




16.

Акцентуация французского языка

2

2




2

17.

Мелодическая структура французского языка

1

1

1




18.

Особенности и принципы французской орфографии

1

1

1

1




ИТОГО:

34

34

17

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Лекция 1. Теоретическая фонетика и предмет её изучения. Понятие звуковой системы языка. Методы фонетического исследования. Основные разделы фонетики. Значение и место фонетики в системе лингвистических и нелингвистических наук.

Лекция 2. Произносительный аппарат, его составные части и их функции. Фазы артикуляции.

Лекция 3. Понятие артикуляционной базы. Артикуляционная база современного французского языка: её основные признаки.

Лекция 4. Сравнительный анализ фонематических систем различных языков. Сопоставительная характеристика французского вокализма и консонантизма с другими языками.

Лекция 5. Основные фонологические школы и их представители. Методы фонологического анализа.

Лекция 6. Чередование звуков в современном французском языке. Типы чередований: живые и исторические.

Лекция 7. Ритмическая организация французского речевого потока. Одночленные и двучленные предложения.

Лекция 8. Членение речевого потока. Ударение и его физическая природа. Долгота гласных и согласных.

Лекция 9. Мелодическая структура современного французского языка. Функции мелодии. Классификация предложений по цели высказывания.
Семинар 1. Понятие фонемы. Характеристика фонемы. Понятие звука. Характеристика звуков.

Семинар 2. Орфоэпия. Правила произношения современного французского языка. Стили произношения: разговорный и возвышенный.

Семинар 3. Слог: определение слога и его признаки. Теория слогоделения в современной науке.

Семинар 4. Понятие фонемы. Теории фонемы. Характеристика фонемы.

Семинар 5. Модификация фонем в речевом потоке. Явления в области согласных. Явления в области гласных.

Семинар 6. Особенности литературного, разговорного, фамильярного стиля.

Семинар 7. Понятие интонации. Десять базовых интонаций французского языка.

Семинар 8. Особенности акцентуации во французском языке. Ударение. Виды ударения: силовое и выделительное.

Семинар 9. Фонетические, этимологические, морфологические, традиционные и иероглифические принципы французской орфографии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Основной:

1. Катагощина Н.О. О современном французском произношении / Н.О. Катагощина. – М., 1974.

2. Щерба Л.В. Фонетика французского языка / Л.В. Щерба. – М. : Просвещение, 1963.

3. Chigarevskaia N.A. Traité de phonétique française. Cours théorique / N.A. Chigarevskaia. – M. : Vyschaja chkola, 1982.

4. Léon P. & M. Introduction à la phonétique corrective / P. & M. Léon. – P. : Hérissey, 1980.

5. Malmberg B. La phonétique / B. Malmberg. – P. : Presses Universitaires de France,  1954.

6. Marchand F. Manuel de linguistique appliquée. La phonétique et ses applications. Tome 2 / F. Marchand. – Délagrave, 1975.
Дополнительный:

1. Гак В.Г. Французская орфография / В.Г. Гак. – М., 1956.

2. Гордина М.В. Фонетика французского языка / М.В. Гордина. – М., 1963.

3. Соколова В.С. Фонетика французского языка / В.С. Соколова. – М., 1983.

4. Соколова В.С. Фонетика французской разговорной речи / В.С. Соколова, Н.И. Портнова. – М., 1990.

5. Fouché P. Traité de prononciation française / P. Fouché. – P. , 1969.

6. Le français tel qu’on parle aujourd’hui. – P., 1968.

7. Séliach A.S. Phonétique de la langue française. Cours théorique / A.S. Séliach, N.S. Evtchik. – Minsk : Vyschaja chkola, 1986.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ





  1. Теоретическая фонетика: её предмет, задачи, отрасли.

  2. Методы анализа фонетики.

  3. Произносительный аппарат. Этапы артикуляции.

  4. Артикуляционная база современного французского языка.

  5. Звуки французского языка: система гласных звуков.

  6. Звуки французского языка: система согласных звуков.

  7. Сравнительный анализ фонематических систем различных языков.

  8. Характеристика французского вокализма в сопоставлении с другими языками.

  9. Характеристика французского консонантизма в сравнении с другими языками.

  10. Орфоэпия. Особенности стилистического произношения.

  11. Слог: теории о природе слога.

  12. Особенности слогообразования и слогоделения во французском языке.

  13. Членение речевого потока: ритмическая группа, синтагма.

  14. Ударение и его физическая природа.

  15. Виды ударения: словесное и фразовое (ритмическое и синтагматическое).

  16. Выделительное ударение, его природа и функции.

  17. Мелодия фразы и её функции.

  18. Мелодия повествовательного предложения.

  19. Мелодия вопросительного предложения.

  20. Мелодия восклицательного предложения.

  21. Долгота гласных.

  22. Долгота согласных.

  23. Статус ( ).

  24. Статус звуков (j, w, y).

  25. Понятие фонемы, учения о фонеме.

  26. Варианты фонемы, их типы.

  27. Модификации фонем в речевом потоке.

  28. Чередование фонем в современном французском языке. Виды чередований: «живые» чередования.

  29. Исторические чередования фонем во французском языке.

  30. Особенности и принципы французской орфографии.

  31. Основные фонологические школы.

  32. Связывание в речевом потоке и его фонетическая природа.

  33. Сцепление в речевом потоке и его фонетическая природа.

  34. Акустика звуков.

  35. Организация речевого потока.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

На самостоятельную работу студентов отводится 38 часов.

Для самостоятельной работы выносятся те темы, с которыми студенты частично знакомились на практических занятиях по французскому языку на младших курсах.

Самостоятельная работа предусматривает дальнейшее углубление и расширение знаний по этим темам. Студенты выполняют реферативные задания, готовят сообщения, конспектируют дополнительную литературу, делают обзор научных журналов.


Темы для СРС:


  1. Мелодика предложений (6 ч.).

  2. Организация речевого потока (5 ч.).

  3. Связывание в речевом потоке и его фонетическая природа. Случаи обязательного, запрещённого, факультативного связывания (6 ч.).

  4. Сцепление в речевом потоке и его фонетическая природа (5 ч.).

  5. Акустика звуков (6 ч.).

  6. Длительность гласных в речевом потоке (5 ч.).

  7. Длительность согласных в речевом потоке (5 ч.).


СПИСОК АДРЕСОВ В ИНТЕРНЕТЕ
www.hist.bspu.unibel.by

URL:http://stratum.pstu.ac.ru

URL:http://www.libfl.ras.ru

URL:http://ban.pu.ru

URL:http://www.lib.msu.ru

URL:http://www.elibrarv.ru

URL:http://www.iling_ran.ru
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019