zaeto.ru

Учебной программы дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Аннотация учебной программы дисциплины

«Методология и методы научного исследования» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение»



Место дисциплины в структуре ОПП

Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:

компетентностного и деятельностного подходов;

принципов: инновационности; модульности; единства теории и практики; связи с профессиональной педагогической деятельностью; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития образовательных систем;

ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-технологического развития как студента и учащегося, так и среды их жизнедеятельности;

ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Курс входит в общенаучный цикл ООП, в его базовую часть.

Курс адресован студентам первого курса.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), а также дисциплины общенаучного и профессионального циклов магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:

философия науки и образования,

история и современные проблемы науки и образования,

инновационные технологии в науке и образовании,

информационно-коммуникационные технологии в науке и образовании,

системы поиска и анализа информации,

защита прав интеллектуальной собственности,

педагогическая антропология,

научно-исследовательская работа студентов.

Предварительно, а также средствами рассматриваемой и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции базового уровня (см.ниже). Иными словами, как предшествующие, так и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с рассматриваемой) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Успешное освоение курса способствует более продуктивному освоению студентами параллельных и последующих учебных дисциплин:

методология и методы научного исследования,

математическое моделирование в образовании,

социальная экология,

теоретико-методологические основы инновационного образования,

педагогическое прогнозирование и проектирование,

проектирование образовательной среды,

основы управления качеством образования,

логика и аргументация в гуманитарных науках,

технология самообразования.

Кроме того, изучение курса способствует получению студентом высоких результатов государственных квалификационных испытаний - итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и, в частности, педагогики. Программа курса построена также с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП.

В курсе выделено несколько разделов/тем:

Теоретические занятия предусматривают изучение следующих тем: Философия, методология и наука; наука и теория; структура научного знания; этапы и организация научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа); функции методологии; методология и метод, система методов научного исследования; методология образования; система исследовательских процедур и выбор методов исследования; исследование и проектирование; противоречие и проблема; объект и предмет; гипотеза и задачи; описание, моделирование, объяснение и прогнозирование; подтверждение и опровержение; реконструкция теории и педагогической практики (опыта). Теоретические занятия проводятся в форме лекций и самостоятельных занятий студентов по углубленному изучению содержания программы.

Практические аудиторные занятия в форме семинаров и самостоятельные внеаудиторные занятия предусматривают выполнение студентами заданий преподавателя. Значительное место в практических аудиторных и самостоятельных занятий уделено исследованию и решению научных и практических проблем, возникших у студента в ходе исследования реальной педагогической действительности. Самостоятельная практическая работа студентов связана с разработкой проектно-исследовательской программы совершенствования педагогической реальности, создающей предпосылки устранения какой-либо педагогической (образовательной) проблемы.

Контрольный блок предусматривает защиту студентами методологической концепции исследования реальной образовательной проблемы, представленной в форме двух контрольных работ, подготовку и сдачу экзамена.

Курс имеет практическую часть. Предусматривается, что студенты на основе известных методологических концепций обосновывают оптимальную структурную модель педагогической технологии, включающую: описание объекта, содержащего противоречие и проблему; разработку идеализированной модели объекта в виде гипотезы (обоснованного предположения, идеи); построение логической схемы испытания модели (гипотезы, идеи, предположения); выбор методов исследования и проектирования, создание условий для ее испытания в реальной педагогической действительности; испытание модели и формулирование заключений (выводов) относительно возможности устранения проблемы и совершенствования на этой основе педагогической технологии.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих других учебных дисциплин циклов ГСЭ, ЕН, ОПД. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный «вклад» в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которую мы определяем как профессиональную компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП):

способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой {интеллектуальный и {общекультурный уровень (ОК-1);

способностью и готовностью }самостоятельно осваивать новые }методы исследования, }изменять научный и научно-{педагогический профиль своей профессионально-{педагогической деятельности (ОК-2);

способностью и готовностью к{ реализации профессионально-{педагогической деятельности на основе }гуманитарных и {культурных ценностей (ОК-6);

способностью и готовностью }формировать свой индивидуальный стиль профессионально-{педагогической деятельности (ОК-7);

способностью и готовностью к{ принятию ответственности за свои решения в }{рамках профессиональной {}компетенции, способен }принимать нестандартные решения, решать }проблемные ситуации (ОК-8);

способностью и готовностью осуществлять }{самооценку, ценностное {социокультурное }самоопределение, {культурное }саморазвитие (ОК-9);

способностью и готовностью расширять и углублять свое научное }мировоззрение (ОК-11);

способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать }информацию (ОК-16);

способностью и готовностью анализировать подходы к{ процессу {подготовки рабочих (специалистов) для отраслей {}{экономики региона (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);

способностью и готовностью исследовать {количественные и {качественные потребности в рабочих {кадрах (специалистах) для отраслей {}{экономики региона (}муниципальные образования) (ПК-8);

способностью и готовностью исследовать потребности в образовательных услугах различных {категорий обучающихся (ПК-9);

способностью и готовностью анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО (ПК-21);

способностью и готовностью использовать углубленные специализированные знания, {{практические {навыки и }умения для проведения научно-отраслевых и профессионально-{педагогических исследований (ПК-30).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать (представлять):

- основные закономерности взаимодействия человека и общества;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

- основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;

- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

- методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

- теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- содержание преподаваемого предмета;

- структуру теории, этапы и организацию научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа);

- соотношение понятий: наука, теория, методология, метод, исследование, проектирование;

- общенаучные и педагогические (частнонаучные) методы исследования – теоретические и эмпирические: анализ, синтез, классификация, моделирование, наблюдение, эксперимент и др.;

- методы и средства испытания идеализированных моделей;
Уметь:

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности;

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации;

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

- разрабатывать проектно-исследовательскую программу совершенствования педагогической технологии, создающей предпосылки устранения какой-либо педагогической (образовательной) проблемы;

- создавать, распространять, применять новшества и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применять технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов);

- проектировать комплекс учебно-профессиональных целей, задач;

- прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности;

- конструировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов).

Владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;



- методами исследования, проектирования и испытания педагогической технологии.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019