zaeto.ru

Урок №14 (А) Духовные ценности Нового Завета. Рождество Иисуса Христа

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Урок № 14 (А) Духовные ценности Нового Завета. Рождество Иисуса Христа.
Рассматриваемые вопросы: Обетование Бога: « Семя жены сотрет главу змия…».Рождество Божией Матери. Введение во храм. Обручение Марии Иосифу. Благовещение. Икона Божьей Матери «Умиление». Пребывание Марии у Елизаветы. Обручник Иосиф и его великая миссия. Особенность изображения Иосифа на иконе Рождества Христова. Рождество Иисуса Христа.

Когда Господь прогнал из рая Адама Еву, Он произнес таинственные слова –пророчество о Мессии, который спасет людей от грехов их. «Семя жены сотрет главу змия..» читаем мы в старославянском переводе Библии.

Евреи ожидали появления Избавителя (по пророчеству0 из рода Давидова. Каждая женщина этого рода могла стать матерью этого Мессии. Поэтому закон предписывал всем молодым еврейкам выходить замуж. Если какая -либо из них отказывалась от замужества, она осуждалась, так как, вполне возможно, что именно от нее мог родиться Спаситель. А ее отказ от замужества мог отдалить это событие.

Заявление Девы Марии о том, что она с детства посвящена Богу и желает всю свою жизнь соблюдать девство, привели в замешательство священников храма, где до 14 –летнего возраста воспитывалась Мария. Что же это за посвящение было?

В роду Давидовом жили праведные Иоаким и Анна. Они был очень милосердными, 2/3 своих доходов отдавали бедным. Жили они душа в душу, но омрачало их супружество бездетность . Они усердно молились о ниспослании им ребенка..

И вот однажды, когда они были уже довольно стары, ангел явился праведной Анне и возвестил, что молитва их услышана, что она родит Дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды, через Нее дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею. Праведная Анна тут же дала обет посвятить будущее дитя Богу, отдать на служение Ему.

Явился ангел и Иоакиму с той же вестью и послал его в Иерусалимский Храм, куда отправилась Анна для благодарения Богу.

Трех лет от роду пресвятая Дева была введена в Иерусалимский Храм ( В храме тогда проживали вдовы и девицы, ведя чистый образ жизни, это были прообразы наших монастырей). Примечательно, что Она сама напомнила родителям про их обет и в трехлетнем возрасте простилась со своими родителями. В православии существует праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Малютку привели к ступеням храма и Она, не поддерживаемая никем, как бы вознеслась на вершину крыльца. Все были изумлены. Но еще больше удивились все присутствующие , когда первосвященник по произволению Божию ввел Ее во Святая Святых, куда разрешалось входить только ему самому всего раз в год с молитвой за весь народ. Этому поразились даже ангелы, не знающие будущего Марии. Святое же Святых стало постоянным местом Ее пребывания в храме.

Она молилась, занималась рукоделием, читала Священное Писание. Ангел Господень приносил Ей пищу. Рано лишилась Она родителей. Во время пребывания Ее в храме, умерли Иоаким и Анна. Она знала, что жизнь Ее принадлежит Богу, и мысль о замужестве даже не приходила Ей в голову. Мучимые неизвестностью, как поступить с Марией, которую по закону надо было отдать замуж, священники храма долго молились. И вот первосвященнику Захарии явился ангел и сказал, что Деву Марию он должен вручить на попечение тому благочестивому вдовцу, жезл которого расцветет, будучи положен во Святилище. Таким образом, Бог указал на праведного Иосифа. Восьмидесятилетний вдовец был призван быть хранителем Ее девства. Со стороны же для всех они становились мужем и женой. Иосиф прожил в честном вдовстве много лет. У него было две дочери и четыре сына (которые в Евангелии называются братьями и сестрами Иисуса Христа).

Тихо жила в далеком Назарете Дева. А вся природа уже готовилась к свершению чуда.

Кто изобразит тот предел падения рода человеческого, его заблуждения в последние годы перед пришествием Божества? На прежние страдания людей ложились новые муки. Пораженные непрочностью и краткостью счастья, люди часто прибегали к самоубийствам. Великолепный Рим, почти покоривший вселенную, довел до необычайной смелости жажду наслаждений, но, захлебываясь в них, не познал счастья.. все в жизни перепробовано, но ничего не привело к цели.

Миру предстояло или обновиться, или погрязнуть в безграничном разврате.

И вот времена исполнились: Предвечное определение Божие о спасении падшего рода приведено в действие. Один из ближайших к престолу вседержителя, архангел Гавриил пролетает через все девять чинов ангельских от вышнего до нижнего неба и стремится к земле с тайным повелением Бога, с благой вестью к Марии.

Пресвятая Дева, возможно, углубилась в чтение священной книги, прочла таинственные слова пророка Исаии: « Се Дева во чреве приимет и родит сына и нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». И сказала Она себе, что была бы счастлива стать служанкой той Девы…И , может быть, именно в эти минуты свершилось благовествование: « Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Эти слова произнес Ей Архангел Гавриил (Лк.1: 1-29)

Пресвятая Дева не была устрашена явлением Ангела: к этим явлениям Она привыкла издавна в Храме Иерусалимском. Но слова смутили Ее. Никто доселе не был назван «благодатным». Ангел возвещает Ей: « Не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши Ему имя Иисус. Сей будет велий и Сыном Всевышняго наречется… и царству Его не будет конца».(Лк.1: 31-34)

Дева готова стать матерью, склонясь перед Божественным назначением Ее. Но мысль о браке пугает Ее чистую душу. «Как будет сие со мною, идеже мужа не знаю?» - спрашиваете Она. (Лк.1: 35). «Дух Святый найдет на Тя и слава Вышняго осенит Тя и Рождаемое свято наречется Сын Божий» (Лк.1:36). Бог избрал Ее для великой миссии, но свободу Марии Он нарушить не может. Для свершения великого дела необходимо сознательное согласие Девы.

И как только Она смиренно склонила голову и произнесла : «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему!» - тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие.

(Учитель показывает икону иконе Божьей Матери «Умиление» и рассказывает о том, что на ней Дева Мария изображена именно в этот момент).

Чтобы никаких сомнений о свершившемся не осталось в душе Марии, Ангел добавляет к своим словам: «Вот и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не остается бессильным никакое слово».

Елизавета была женой первосвященника Захарии, который с помощью Божьего указания выбрал обручника Деве Марии ( он входил с жезлами праведных вдовцов в Святя Святых). Захария был в преклонных летах, а детей у них с Елизаветой не было. Они усердно молились Богу о даровании им чада. Во время очередной службы в храме, Захарии явился Ангел и возвестил, что жена его родит сына, которого он наречет Иоанном. Ангел предрек, что сын его будет Предтечею мессии, будет по духу и силе равен прроку Илии и будет приготовлять людей к принятию Спасителя.

Захария не сразу поверил и спросил: «Чем увериться мне, что это сбудется? Ведь я и жена моя очень стары.» Ангел ответил, что он архангел Гавриил, посланный от Бога, и что за его неверие он будет нем до того дня, пока все это не сбудется.

Елизавета скрывала от людей свою радость. Поэтому Мария после слов Архангела Гавриила и поспешила навестить свою родственницу, поздравить ее и разделить с нею и свою радость. Во время встречи двух женщин Благодать Божия озарила Елизавету. « И бысть яко услыша Елизавет Целование Мариино взыграся младенец во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет», - читаем мы в Евангелии. И приветствовала Елизавета Марию словами: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне!» (Лк.1: 42-43).

Праведная Елизавета повторила слова Архангела Гавриила ( он сказал Марии тогда: «Благословенна Ты в женах…») Это не могло не удивить Деву Марию. Когда же Елизавета добавила : « Благословен плод чрева Твоего», то удивила Марию еще больше, потому что никто кроме Нее Самой не знал тайны, возвещенной Ей архангелом.

Елизавета ублажает Марию за Ее веру, за то, что Та без колебаний приняла от Бога сказанное Ей. Перед глазами Елизаветы стояло в это время наказание Божие, которое постигло ее мужа Захарию за его неверие.

Святитель Дмитрий Ростовский на вопрос: почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество?- отвечал: « До половины шестого тысячелетия после греха Адамова не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святаго».

«Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди», - изрекла пророчество Мария. ( Лк. 1: 46-49).

О чем говорили в течение 3-х месяцев две женщины, осененные Духом Святым, имеющие «во чреве» величайшего из пророков и Самого Господа? Какие тайны и какие предчувствия поверяли они друг другу?

После трехмесячного пребывания в доме своих родственников Пресвятая Дева простилась с ними и вернулась в Назарет.

Можно представить себе положение человека, который видел в Деве Марии высшее святейшее воплощение всего самого чистого, неземного. Он радовался, что его старческая рука благоговейно и трепетно сохраняет этот цвет непорочности, чудную безгрешную Деву – и вдруг Она готовится стать Матерью. Неужели могли лгать эти глаза, через которые смотрит в душу само Небо!

Чудная Дева, конечно, должна была угадать, что происходит в душе ее обручника. Но разве могла Она сказать ему то, что было тайной между Ею и Богом? Тайной такой сверхестественной, что в нее невозможно было поверить… Ведь вначале Она Сама смутилась духом, прежде чем поверить словам архангела.. « како будет сие, идеже мужа не знаю?» - спросила Она его тогда. (Лк 1:34). И Пресвятая Дева предпочла молчать. Дева мучилась, видя его подозрения, скорбь о Ней старца, жалость его к Ней, мучилась невозможностью помочь ему. Как Ей самой говорить о том, на какую высоту Она вознесена! И вот когда Иосиф решил уже тайно отпустить Ее, явился ему Ангел и сказал: « Сын Давидов! Не бойся принять жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их». (Мф.1: 20-21)

Праведный Иосиф в отличии от Захарии поверил в слова Ангела. Он «не отпустил» Марию, как намеревался, узнав, что она родит «от Духа Свята». Но какая буря, какое волнение его обуревали! Душа Иосифа бесхитростна и проста. Но сначала голос с неба призывает его быть блюстителем девства обрученной ему Марии (это в стране, где за бесплодие выгоняли из храма, считая грешниками бездетных людей). Затем новый поворот: Мария родит, но не от супруга, а таинственным образом. Как вынести тяжесть столь безмерного испытания?

На иконе Рождества Христова ( учитель показывает эту икону) в нижней части мы видим Иосифа, искушаемого дьяволом в образе пастуха. Пастух указывает ему на суковатую палку; а Иосиф изображается то в состоянии тяжелого раздумья, то сомневающимся и как бы прислушивающимся к искусителю, то с выражением глубокого отчаяния и ужаса,- почти безумия. Смысл этого искушения сводится к простому, мужицкому аргументу: «Как из этой сухой палки не может произрасти листва, так и от тебя, старика, не может произойти потомства». Дьявольский характер «пастуха» выдает подлый изгиб спины. На иконе главка Московского Благовещенского собора у него изображены художником-иконописцем еле заметные рожки.

На доводе «пастуха» строятся все утверждения атеистического мира, что нет иного способа рождения, как от плотских родителей. Богоматерь в лучших Новгородских иконах смотрит не на младенца, а в сторону Иосифа. Взгляд ее полон сострадания. Она понимает его сомнения, смущение, переживает за него.

И Мария , и Иосиф знали предсказания пророков, что Спаситель должен родиться в Вифлееме. Они же жили в Назарете и уезжать никуда не собирались. Но сомнения не закрадывались в их души. Они знали, что совершится все так, как сказано. И что же ? Римский император Август решил сделать перепись своих подчиненных. Было издано повеление, чтобы каждый иудей отправился в свой родной город, где жили его предки и записался там. Иосиф был из рода Давидова. Мария же, как единственная наследница умерших родителей, должна была тоже записаться в Вифлееме, городе Давидовом, откуда Она тоже была родом.

Долог и труден был их путь. Более 200 километров отделяет Назарет от Вифлеема. И когда усталые путники вошли в город Давида, мест для них в гостинице не оказалось. Было и еще одно обстоятельство, воспрепятствовавшее, быть может, поселению в гостиницу Святой четы: Мария вскоре должна была родить. А по иудейским законам роженица и все вещи вокруг нее в доме считаются 40 дней нечистыми. Поэтому гостиницы с неохотой давали приют роженицам.

Вообще: все свершилось так, как было угодно Богу, как было предсказано пророками. Свое убежище Святое Семейство нашло в вертепе, в хлеве для скота, расположенного в пещере. Предвестницей рождения на земле Сына Божия была загоревшаяся необычным светом звезда. В эту ночь несколько ( по преданию – четверо: Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан) пастухов находились со своими стадами в окрестностях Вифлеема. Торжественная тишина и спокойствие ночи было нарушено ослепительным явлением Ангела, возвестившем пастухам о рождении в городе Давидовом «Утехи Израилевой». – Спасителя мира.

« И се вам знамение: обрящете Младенца повита лежащя в яслях», - возвестил пастухам ангел. (Лк.2:12)

Итак, пастухи первыми пришли поклониться Младенцу Христу. Кроме того, Рождество Христово было возвещено волхвам явлением чудесной звезды. Волхвы – восточные мудрецы (язычники). Они везли Младенцу дары: золото – как дань Царю, ладан – как почитание Богу, смирну – как Человеку, который должен был умереть за других ( это благовоние применялось для погребения). Предание сохранило и их имена.: Мельхиор, Гаспар, Валтасар и указание на то, что они потом стали христианами. (Прибыли они из Персии, Аравии, Эфиопии).

Волхвы, разыскивая Христа, вопрошали на улицах Иерусалима: « Где родившийся Царь Иудейский?» И тут же они были вызваны на допрос к правителю. Такой вопрос мог стоить тогда человеку жизни. Ведь правящий в то время Ирод не имел никаких прав на престол, к власти он пришел с помощью римлян. Как всякий узурпатор, он боялся за свою жизнь, всюду подозревал заговоры. Это о нем, об Ироде Великом, сказал римский император : «В стране Ирода безопаснее быть свиньей, чем царским сыном». Свиней-то иудеи в пищу не употребляли, а Ирод действительно убивал собственных детей, едва только у него возникали подозрения о планах их собственного скорейшего воцарения. Он из подозрения задушил свою жену и трех сыновей.

В Вифлееме, куда на перепись собралось множество народа, по приказу царя были убиты все малыши в возрасте до двух лет (14000 человек) И 11 января православная церковь отмечает их память.

Но не для того родился Спаситель, чтобы тут же погибнуть от руки узурпатора. Ночью ангел явился Иосифу и сказал: « Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». ( Мф. 2: 13-15). Святое Семейство скрылось, убежав в Египет.

Используемая литература:


1). Архимандрит Кирилл (Попов). Звезда уже появилась // «Воскресная школа» № 47,

2000г.


2). Чугреева Н. Слова плоть бысть… Икона праздника Рождества Христова //

«Воскресная школа» № 48, 2000г.

3). Скабалланович М. Начало новой жизни человечества. О событии Рождества

Христова. // «Воскресная школа» № 48, 1998г.

4). Сухова Наталия. Христос рождается – славьте! Материалы к уроку православной

культуры для светских школ. // «Воскресная школа» №1, 1999г.

5). Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие, М.: 1997,- 310с.

6). Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий, М.: 1993,-724с.

7). Иеромонах Филадельф. Заступница усердная. М.: «Русский духовный центр»,1992.-

202с.


8). Евгений Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи //Философия русского

религиозного искусства 16-20 вв. Антология /



Ред. Н.К. Гаврюшин- М.: Прогресс, 1993,- 400с.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020