zaeto.ru

Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов"

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов"

http://r-money.ru/pap/scripts/imp.php?a_aid=4d73ec8968a5d&a_bid=59940465&chan=p21

Цели урока:

  • Познакомить с пейзажной лирикой о временах года;

  • Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения, устное словесное рисование;

  • Поддерживать интерес к литературе, поэзии;

  • Воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование:

  • Музыка: "Весенние воды" С.В.Рахманинова; П.И.Чайковского "Баркарола", "Осенняя песня", "Времена года".

  • Картины: И.И.Левитан "Весна - большая вода", "Золотая осень","Осенний день"; А.А.Пластов "Летом"; И.Э.Грабарь "Рябинка", "Февральская лазурь", С.В.Герасимов "Лед прошел".

  • Рисунки детей о временах года.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Писатели, поэты, художники, композиторы создали для вас сказку. Сказку о временах года. Концерт вы покажите сами, рассказывая стихи, знакомя с приметами времен года, загадывая загадки. (Класс разбит на 4 группы, каждая из которых представляет определенное время года).



Загадки о временах года

Снег на полях, Тает снежок,

Лёд на ручьях, Ожил лужок,

Вьюга гуляет. День прибывает.

Когда это бывает? Когда это бывает?
Солнце печёт, Пусты поля,

Липа цветёт, Мокнет земля,

Рожь поспевает. Дождь поливает.

Когда это бывает? Когда это бывает?


- В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Поэтов привлекала русская природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.

- С необычайной лирической проникновенностью и любовью поэты описывали красоту природы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года. Проникновение, погруженное в красоту пейзажной лирики, мы начнем с прослушивания сказки.

III. Основная часть.

1) Итак, "Времена года".

- Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас".

Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу".

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

- А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.

Ученик читает стих А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"

- Продолжаем наш концерт, сейчас ребята прочитают стихи о зиме, которые они приготовили. (И.З.Суриков "Зима" ,И.С.Никитин "Зимняя дорога в деревне")

2) Работа по учебнику.

- Откройте страницу 249, а затем стр.251.

- Какие мотивы стихотворения нашли отражение на картине А.Каменева "Зимняя дорога". (1,3 куплет)

3) - Продолжаем читать сказку "Времена года". Весна. Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.

- Сейчас вы прочитаете стихотворения, и мы почувствуем, как радуются поэты приходу весны, как волнуются и блаженствуют их души. Музыка Рахманинова.

- Что вы слышите, слушая эту музыку?

- Продолжаем наш концерт (ученица читает стих. А.А.Фета "Весенний дождь".)

4) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.240. Я хочу понять, что вы видите и слышите, читая это стихотворение?

- Откуда поэт наблюдает эту картину?

- Анализируем первое четверостишие. Что мы видим?

- Какие слова передают цвета первой картины? (светло, блещет солнце - желто-золотой цвет)

- Какая народная примета составляет содержание последних двух строк?

- Обратим внимание на второе четверостишие. Как здесь меняется картина?

- Какие дополнительные ощущения рождает третье четверостишие? (Картину мы не только видим, но и чувствуем запах "душистого меда", слышим шум дождя - "брызнули в стекло", "барабанит".)



(ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева "Весна")

4) Творческое задание. Словесное рисование.

- Опишите картину И.И.Левитана "Весна - большая вода".

- Что вы видите на картине, и какие чувства у вас это вызывает?

5) Звучит музыка П.И.Чайковского "Баркарола"

-Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов

Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и красному солнышку показывать.

- Вот и пришло время летней природы. - Сколько голосов на лугу славят лето! Пение птиц, звон ручья, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки стихов вбирают в себя и начинают звучание мелодично напевно. (Н.Греков "В июле", Ф.И.Тютчев "Как весел гром летних бурь" - стихи читают ученики )

- Да, гроза в стихах Тютчева может воплощать и веселое буйство природных сил, и стихийный раздор в душе человека. А здесь она налетает подобно стремительному гонцу осени (чтение учеником стих С.Есенина "Задремали звезды золотые").

6) (звучит музыка П.И.Чайковского "Осенняя песня")

- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

- Красоту осени замечательно запечатлели художники И.Э.Грабарь "Рябинка" и И.И.Левитан "Золотая осень". Посмотрите на эти картины повнимательнее.

- Какие краски преобладают на этих картинах?

- Что вы видите на них? Что чувствуете?

- Какое стихотворение раскрывает содержание этих картин? (ученик читает стих И.А.Бунина "Лес, точно терем расписной").

- Какое настроение вызывает у поэта осень? (ощущение красоты, торжественности, покоя и грусти)

- Какие краски увидел поэт, описывая лес?

- Кажется ли вам лес прекрасным, сказочным? (терем в сказках)

- Какая осень в этом стихотворении? (яркая, праздничная)

- Какие стихи об осени вы еще почитаете? (ученики читают стихи Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной", А.С.Пушкин "Унылая пора", Н.А.Некрасов "Славная осень")

IV. Итог урока.

- Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А, может быть, все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.



Д/З: написать сочинение-миниатюру о своем любимом времени года.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019