zaeto.ru

Урок литературы в 6 классе по теме «Бородинское сражение в произведении М. Ю. Лермонтова

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Урок литературы в 6 классе по теме

«Бородинское сражение в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика» Хасановой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Кунгура



Целевая установка учителя: разработка урока с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации и классификации»

1 этап. Вводная часть.

Мотивация к учебной деятельности.



Учитель:

- Отечественная война 1812 года. Бородино. 200 лет со дня Бородинского сражения. Посмотрите иллюстрации Бородинского сражения (слайды). Портреты двух писателей (слайды).

- Чьи портреты? - Что вы знаете о них?

Ответы учеников:

- Это портреты М.Ю.Лермонтова и Н.А.Дуровой.

Выступление первого ученика (индивидуальное задание).

Рассказ о жизни и творческой судьбе Н.Дуровой.

Надежда Дурова – участница Бородинского сражения, ординарец М.Кутузова, первая женщина-офицер, кавалер Георгиевского креста, ее брат был городничим в нашем городе, писательница. Она вошла в историю России как первая русская женщина–офицер, участница Бородинского сражения и заграничных походов. Во - первых, она была участницей трёх наполеоновских войн: в 1807 году — в Пруссии, в 1812 году — в России, в 1813-1814 годах — в Польше и Германии. Во- вторых, она без перерыва прослужила в армии почти 10 лет: с марта 1807 года по март 1816 года. В - третьих, прошла по всем ступеням служебной лестницы: весной 1807 года — рядовой, осенью 1807 года — унтер-офицер, в декабре того же года произведена в офицерский чин корнета, в июне 1812 года — поручик, в марте 1816 года при отставке — штабс-ротмистр. После выхода в отставку Надежда Дурова прожила несколько лет в Петербурге, потом вернулась в Сарапул. Пост городничего там занимал её брат Василий Андреевич Дуров. Александр I принял историческое решение: позволил женщине служить в армии, произвел в офицере, наградил за подвиг. Александр I наградил Надежду Дурову Знаком отличия военного ордена — серебряным Георгиевским крестом. В ответ на её просьбу о продолжении военной службы император разрешил ей остаться служить, приказал носить фамилию Александров, и потребовал сохранения тайны. Под именем корнета Александрова зачислена в Мариупольский гусарский полк. Позднее корнет Александров был переведён в Литовский уланский полк подпоручиком. В рядах этого полка Надежда Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года, была назначена ординарцем главнокомандующего русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова.

Выступление второго ученика (индивидуальное задание).

М.Лермонтов – это поэт…

(Монологическая речь учащихся)



Учитель:

- Я вам предлагаю фрагменты (два текста) разных авторов.

- Как вы думаете, кто авторы? Что можете сказать о текстах? Какова тема текстов?

1. Первый текст / Выразительное чтение учителем

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

2. Второй текст / Выразительное чтение учеником / Конкретизация даты записи текста.



24 августа.

На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался…Все пришло в движение…

26 августа.

Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас

Ответы учеников:

- Первый текст принадлежит М.Ю.Лермонтову, это «Бородино», а второй - Н.А.Дуровой, это «Записки кавалерист девицы».



2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель:

- Два писателя, два текста.

- Какова наша учебная задача?

- Попытайтесь сформулировать тему урока и цели.



Варианты ответов учащихся:

- Рассмотреть, как описывают Бородинское сражение М.Ю.Лермонтов и Н.А.Дурова.

- Сравнить описание сражения в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы».

- Провести исследование (два текста): как описывается сражение авторами.

- Почему описание разное? Важно ли знать описание Бородинского сражения в прозе?

3 этап. Учебная деятельность

3.1. Определение «шагов» исследования.



Учитель:

- С чего начнем? - Что вызывает затруднения?

- Попытайтесь определить последовательность действий.

(План действий - регулятивные УУД)



Ответы учеников:

- Внимательно прочесть оба текста.

- Выделить опорные слова и словосочетания в текстах.

- Сравнить описание боя.

- Составить таблицу (опорные слова, поэма «Бородино», «Записки кавалерист-девицы»), сделать записи в тетради.

Учитель:

- Определим опорные слова.

- Назовите слова, словосочетания (Планирование-регулятивные УУД)

Ученики:

1.Вражеские войска (французы).

2.День. Характеристика дня.

3.Начало боя. Поле сражения. Французы.

4.Пули.

5.Артиллерия. Звуки.



4 этап. Самостоятельная работа учащихся.

(Работа в парах. Коммуникативные УУД)

Работа с текстами.

(Смысловое чтение. Самостоятельный поиск информации Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. Познавательные УУД)



Элемент исследования.

- Заполнение таблицы в тетрадях по литературе.



5 этап. Контроль. Самопроверка по эталону.

Учитель:

Языковые средства в текстах.

- Назовите эпитеты, сравнения, метафоры.

- Обратим внимание на ключевые слова, словосочетания, предложения с описанием боя.

- Сравните свои записи со слайдом презентации.

- У кого такие же слова и словосочетания? Дополните записи.

(Контроль и оценка результатов деятельности, коррекция – регулятивные УУД)

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- Выполнили ли мы учебную задачу?

- Каково ваше мнение?

-Сформулируйте вывод по данному началу «на основе сравнения поэтического текста М.Ю.Лермонова «Бородино и прозаического текста Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы» я могу сделать вывод о том, что…»



Примерное продолжение рассуждений:

…оба писателя – мастера слова: они в деталях описали Бородинский бой. Сразу представляешь сражение. Мне больше понравилось описание М.Лермонтова (поэтическое произведение), так как…

…описание боя в повести «Записки кавалерист-девицы» - это документальное произведение, для автора важна точность изложения фактов. Это и понятно, ведь Надежда Дурова, мы узнали об этом в самом начале урока, - участница сражения 1812 года.

7 этап. Домашнее задание (письменно).

– Как видится бой вам? На что вы обратили особое внимание?



/ Написать самостоятельно 7-8 предложений в тетради с кратким описанием боя.


страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019