zaeto.ru

Урока «Паломничества и святыни». Пояснительная записка. Урок «Паломничества и святыни»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Тема урока «Паломничества и святыни».

Пояснительная записка.

Урок «Паломничества и святыни» является занятием ознакомления с новым материалом.  Этот урок дает возможность поэтапному накоплению и систематизации знаний о религиозных традициях и обычаях народов мира. На занятии используются такие виды деятельности, как: беседа, комментированное  чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. На уроке используются элементы  информационно-коммуникационных технологий (слайдовая презентация,  включающая изображения святынь различных религий) как требование современной методики, ориентированной  на интересы и возможности учащихся, дающей  возможность оптимизации процесса обучения.                            

Цель:


Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного урока.       

Задачи:


- Приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир.
- Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
- Формирование умений и навыков восприятия культуры различных народов.
- Развитие эмоциональной  отзывчивости, к окружающей действительности, через понимание отношения к ней наших предков.



Этапы  урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. Мотивация

2 мин.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя

2.

Сообщение темы урока.

4 мин.

Обсуждение с учащимися темы урока.

 Запись в тетради темы урока. Рассуждают над понятием «паломничество».

3.

Изучение нового материала.

25мин.

Рассказ с использованием слайдовой презентации.

Рассматривают изображения основных святынь различных религий. Отвечают на вопросы. Работа с текстом. Запись в тетрадь терминов и понятий.

4.

Самостоятельная работа.

5 мин.

Предлагается заполнить таблицу. 

 Заполняют таблицу названиями святынь и мест паломничества различных религий, опираясь на текст учебника.
Закрепление основных понятий урока.

5.

Актуализация знаний.

4мин.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

 

6.

Рефлексия.   

3мин.

 

Выполняют работу в форме синквейна.

7.

Итог  урока.

2 мин.

Заключительное слово.

Записывают домашнее задание.

Ход урока.

1.Орг. момент.                                                                                                                        



Слайд 1

2.  Тема нашего урока «Паломничества и святыни». 



Обсуждение с учащимися темы урока

- Как вы понимает тему урока?     

- Какие слова вам непонятны?

3. Сегодня на уроке нам предстоит узнать:                                                                             



Слайд 2

- Давайте  вместе попробуем дать определение слову «паломничество».  У каждого народа есть святые места, куда идут и едут  люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.  

Слайд 3 

Записывают определение в тетрадь.  

У каждого народа есть святыня,  которой они поклоняются - реликвия.                                                      



Слайд 4

Слайд 5

                                   

В христианстве паломничество  возникло на самом раннем этапе его истории. Главным объектом паломничества было место захоронения  Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня. Но понятие святыни распространялось  также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места. Вся территория Иерусалима носит название  Святой земли. Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо  реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные  с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.

-Что такое мощи? 

Мощи – это останки тел  умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам. 

У  нас на Урале также есть всемирно известные места паломничеств. (Про Оренбуржье)                                  



Слайд 6,7.

   Святые пещеры в селе Покровка Новосергиевского района

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

В 1886 году казак из станицы Верхнее - Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах, Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево - Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры - засыпали.

В 2002 году стараниями настоятеля Покровского храма пещеры Свято - Никольского монастыря были найдены. С тех пор Святые пещеры стали местом паломничества верующих и туристов.

                  

Село Меркушино.  

Меркушино находится в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь гроб святого Симеона Верхотурского вышел из земли.  Здесь жил и умер Праведник Симеон. И на том месте, где когда-то была его могила, теперь бьет источник. Сюда приходят тысячи паломников. Верующие убеждены, что  здесь происходят чудесные исцеления от душевных и телесных недугов. Сегодня  Меркушинские храмы, долгое время находившиеся в запустении, восстанавливаются.

Слайд 8. 

 

Паломничество в исламе. Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж (Записывают определение в тетрадь).Он считается  одним из столпов мусульманской веры. В определенное время в священной для всех мусульман  Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу  одеваются в  куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.  



Дети читают информацию слайда.

Кааб является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммад располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится  в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает  величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра).



Слайд  9.

Паломничества в иудаизме.                                                                                                  


Работа с текстом (стр.61 учебника «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглов, Е.В

Слайд 10.

.

Паломничества в буддизме (накхор) (Записывают определение в тетрадь) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены  на 8 частей и помещены в специальные ступы.    Они могут  совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской  скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Наиболее  священными в буддизме являются 4 места, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился; где к нему пришло  просветление;  где он произнес первую проповедь; и, наконец,  место, где он умер. Но в целом  в буддизме  паломничества играют меньшую роль, чем  в других  религиях.   .


4. Самостоятельная работа.
Сейчас я попрошу заполнить таблицу названиями святых  мест паломничества различных религий, опираясь на текст учебника.

Православная культура



Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

 

 

 

 

5. Подведение итогов урока.
-Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:
- Почему Иерусалим называют городом трех религий?
-Какие святыни показались вам наиболее интересными? Необычными?

6. Слайд 11.

Рефлексия: Составьте синквейн  к слову  «паломничество» или «святые места».         

7. Слайд 12.

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. 

Записывают домашнее задание: выполнить рисунок   святыни, которая показались вам наиболее интересной

Слайд 13.

Урок окончен, спасибо  за работу               



Литература:
1. Беглова А.Л.. «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010.
2. Зашихин Е. С. «На государственной дороге». Екатеринбург: И Д «Сократ». 2000
3. Сахаров А.Н. «История религии». Москва. «Русское слово». Екатеринбург. «Форум-книга». 2007
4. Тишкова В.А.  «Книга для учителя». Москва. «Просвещение». 2010.

Приложение.
Синквейн.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в  кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна . На второй строчке  надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих  действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из 3-5 слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпритацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

   

Тема урока:



«Паломничества и святыни»

(по курсу ОРКСЭ в 4 классе)



МБОУ Пушкинская средняя общеобразовательная школа»

2013г.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018