zaeto.ru

В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 13 страница 14


Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………………………………3

Урок 1. Введение. Роль книги в жизни человека (I вариант) ……………………………………….....4

Урок-игра 1. Введение в литературу (II вариант) ………………………………………………………5

Урок 2. Славянские мифы (внеклассное чтение) ……………………………………………………...14

Урок 3. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре ………………………………………...16

Урок 4. Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» …………..18

Урок 5. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой ………………20

Урок 6. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана-царевича ……………………..23

Урок 7. Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки …………..24

Урок 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя.

Герои сказки в оценке автора — народа ……………………………………………………..26

Урок 9. Развитие речи. Составление волшебной сказки ……………………………………………...28

Урок 10. Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет»

как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина

и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей ………………………………….30

Урок 11. Из литературы ХVIII века. М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два астро́нома в пиру» как юмористическое нравоучение …………...32

Урок 12. Из литературы ХIX века. Жанровые особенности басни.

Истоки басенного жанра в России ……………………………………………………………33

Урок 13. И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.

Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» ………………………35

Урок 14. Развитие речи и понятия о басне. Басни И. А. Крылова (урок-конкурс) …………………38

Урок 15. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка ……………………………41

Урок 16. В. А. Жуковский. Баллада «Кубок» ………………………………………………………….42

Урок 17. А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

как собирательная картина народных сказок ………………………………………………...43

Урок 18. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил ……………..46

Урок 19—20. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях». Центральные образы сказки. Сходство

и различие литературной и народной сказок. Стихотворная и прозаическая речь ………..50

Урок 21. Русская литературная сказка. А. Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители» …………………………………………………...51

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» (резервный урок внеклассного чтения) ………………….54

Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения …………………57

Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Изобразительно-выразительные средства

языка стихотворения. Суждения и оценки юных читателей ………………………………..59

Урок 24. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место».

Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика в повести ......................61

Урок 25. Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа ………………………….....63

Урок 26. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Изображение судьбы

русской женщины в поэзии Некрасова (отрывок из поэмы) ………………………………..66

Урок 27. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» …………………………………………………….....67

Урок 28. И. С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня ……………………...71

Урок 29. И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя ……………………..73

Урок 30. И. С. Тургенев. «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима ………….....75

Урок 31. Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества …………….....76



Приложение. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении

И. С. Тургенева «Муму» (материал для консультации) .........................................................79

Урок 32. А. А. Фет. В художественном мире поэта …………………………………………………..80

Урок 33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды ……...82

Урок 34. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Обучение сравнительной характеристике героев ....................................................................84

Урок 35. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе ……………………….....86

Урок 36. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти ……………………………...88

Урок 37. А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмористический рассказ ……………………………..90

Урок 38. О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора ……………92

Урок 39. Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение) ……………………...94

Урок 40. Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе

и о себе. Анализ лирического произведения …………………………………………………95

Урок 41. И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе ……………………………………...97

Урок 42. В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести ……………………………………………99

Урок 43. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи …………………………100

Урок 44. В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Тыбурций Драб — «замечательная личность» ……………………………………………..101

Урок 45. В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Изображение города и его обитателей в рассказе.

Сравнение как способ изображения героев ………………………………………………...102

Урок 46. А. И. Куприн. «Тапер», «Белый пудель» (внеклассное чтение) ………………………….104

Урок 47. С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»,

«Низкий дом с голубыми ставнями...» ……………………………………………………...105

Урок 48. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера …………108

Урок 49. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Проблемы тайны и мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе ………...110

Урок 50. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый

хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке ……………………………………………….112

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности

человека перед природой (резервный урок) ………………………………………………..115

Урок 51. С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» ....…………………………………....116

Урок 52. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.

Традиции народных сказок в пьесе-сказке …………………………………………………119

Урок 53. А. П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя ……….120

Урок 54. С. Черный. «Кавказский пленник» …………………………………………………………121

Урок 55. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу ….123

Урок 56. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Образ главного героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения ………………124

Урок 57. П. Мериме. «Маттео Фальконе» (внеклассное чтение) …………………………………...125

Урок 58. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война ………………….127

Урок 59. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война ……………………………………128

Урок 60. Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение

к традициям предков. Драматический характер баллады ………………………………….129

Урок 61. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека …………………………………………….131

Урок 62. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное

и фантастическое в сказке. Кай и Герда …………………………………………………….132

Урок 63. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». История

вторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда. Друзья

и враги Герды. Внутренняя красота героини ……………………………………………….134

Урок 64. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Истории четвертая и пятая ……………………...135

Урок 65. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Истории

шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом ……………………………..136

Урок 66. Сказки Х.-К. Андерсена (сочинение) ………………………………………………………138

Урок 67. Джек Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа ………….139

Урок 68. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном (внеклассное чтение) ..141

Урок 69. Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» ………………………………………142

Урок 70. По страницам прочитанных произведений (творческий отчет) ………………………….144

Литература ……………………………………………………………………………………………...149


ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. Предлагаемые конспекты уроков разработаны по программе под редакцией В. Я. Коровиной и по учебнику (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского.

Не всегда молодой учитель может удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.

Практика показывает, что совершенствование речи учащихся — это кропотливая, каждодневная работа. Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера.

Хочется надеяться, что материал разработанных уроков будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им с учетом индивидуальных особенностей учащихся разнообразить свои варианты уроков.

Пособие предполагает творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным. Учитель может изменить планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения. В разделах «Русские поэты ХIX в. и ХХ в. о Родине, родной природе и о себе» уроки по произведениям тех или иных авторов педагогу предлагается разработать самостоятельно, полагаясь на свой выбор и учитывая художественные интересы учащихся.

Представленные в пособии разработки уроков кто-то, может быть, возьмет за основу своего собственного учебного занятия, другому же будут интересны лишь некоторые идеи и подходы.

Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание — именно эти факторы станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов. Успеха вам!




Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(I вариант)

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать учебным предметом — литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в новом учебном году; побудить к дискуссии о роли книги в жизни человека.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Литература — это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи — все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.

Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем — устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней — современная литература.

На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.

Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение — лучшее учение? Почему?
II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.

Вопросы:

1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?

2. Что взволновало вас в этих произведениях?

3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?

4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?

Следуют пересказы прочитанных произведений. Чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.
III. Знакомство с учебником.

Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.


Палех. Лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.

Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый...». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.

Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.

Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.

Здесь можно пригласить ребят на 1-й библиотечный урок, так как именно в библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые «поведут» в мир знаний.

IV. Чтение вводной статьи учебника (с. 3). Работа с иллюстрациями (с. 4). Работа по вопросам (с. 5—6).
Домашнее задание: перечитать статью, составить ее план, уметь пересказать текст.


Урок-игра 11. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

(II вариант)

Первый урок всегда очень важен. «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», — говорил герой мультфильма и был прав. Интересное, запоминающееся начало изучения предмета — залог того, что и в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях.


Цели деятельности учителя: реализовать подготовленные проблемные, творческие, игровые задания, способствующие актуализации знаний по литературе; формировать предметные умения по применению знаний в нестандартной ситуации, коммуникативные универсальные учебные действия (работа в команде); выявить уровень литературного развития учащихся, приобретенный в начальной школе.
Оборудование: «маршрут движения» в виде табличек или картинок на доске, маршрутные листы для команд, распечатанные задания.

Для проведения этого урока потребуется помощь учащихся-экспертов, которым нужно подготовить ответы на задания. С этими учениками желательно встретиться заранее, чтобы они выбрали себе «станцию», сами выполнили задания, могли на уроке пояснить суть вопросов другим учащимся.


Ход урока

Урок начинается до звонка. Вход в класс — импровизированный турникет, входной билет — разгадывая загадка, которую выбирают из предложенных экспертом (см. Приложение к уроку). Рассаживаются по отдельным столам по 4—5 человек, всего 7 «городов»-столов, группы формируются заранее для экономии времени на уроке.


I. Организационная вступительная беседа.

Учитель. Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из коренных жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых листах. Порядок посещения — на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»!
II. Групповая работа.

Задания приведены в нескольких вариантах, выбор — на усмотрение учителя.


Станция «Басни».

Задание 1.

Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.

• Ворона • Обезьяна

• Стрекоза • Лисица

• Зеркало • Крыша

• Орел • Муравей

• Мышь • Соловей

• Листы • Петух

• Кукушка • Корни

• Осел • Пчела
Задание 2.

Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трех басен И. А. Крылова они взяты.

1) Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки —

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого, что силы стало,

В ушах у гостя затрещало —

И закружилась голова.

Всё пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, — говорит, — сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».
2) Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так прямо сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.


Станция «Крылатые слова»

Подберите к данным текстам подходящие «крылатые слова», взятые из басен; в качестве подсказки можно предложить варианты ответов, они приведены ниже.

1) Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются: ________________________________________________________________

2) Перед баскетбольным матчем между школьными командами нападающий одной команды хвастался в раздевалке: «Да мы их шапками закидаем!» Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали: _________________________________________________________

3) Готовясь к школьному КВН, трое друзей, ответственных за подготовку программы, никак не могли выработать общий сценарий. Каждому казалось, что его сценарий самый смешной и самый умный. Так ничего и не сделав, они разошлись. Назавтра в школьной стенгазете появилась карикатура, изображавшая трех «режиссеров» в виде известных персонажей басни с подписью:__________________________________________________________________________

4) Вместо подготовки к контрольной работе Катя пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услышала:__________________________________________________________________________

5) Мальчик, не зная решения, исписал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: _____________________ отдал ему дневник с двойкой.

6) Мальчик очень боялся школьного дворника, усатого и длинного, как жердь, но, услышав однажды, как тот лебезит перед школьным завхозом, сказал себе: ___________________________________________________________________


• «Хвалилась синица море сжечь».

• «А ларчик просто открывался».

• «Ты всё пела? Это дело: так пойди же попляши!»

• «Страшнее кошки зверя нет».

• «Да только воз и ныне там».

• «Ай, Моська? Знать она сильна, что лает на слона!».


Станция «Лирика»

1) В стихотворениях изменен порядок слов, восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.


• Серебро, огни и блёстки, -

Из серебра целый мир!

В жемчугах горят березки,

Чёрно-голые вчера.


• Экипажи, пешеходы,

На лазури дым белый.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.


• Зима злится недаром,

Прошла её пора -

Весна стучится в окно

И гонит со двора.


• На диком севере одиноко стоит

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и сыпучим снегом

Одета, как ризой, она.


2) Восстановите ритм стихотворений, зачеркнув лишнее слово.
• Ночевала тучка золотая

На большой груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...


• Ещё в полях белеет старый снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и громко гласят...


• О каждом новом свежем молодом пне,

О ветви сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично — больно, плохо мне.


• Редеет осенний парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в мутном озере осенних луж

Он отражался исполином…
3) Закончите стихотворные строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. Назовите автора.
• Зима недаром ___________

Прошла ее _______________ —

Весна в окно ______________

И гонит со ___________.


И все засуетилось,

Все нудит Зиму ____________ —

И жаворонки в небе

Уж подняли ____________ .


Зима еще ________

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза __________

И пуще лишь ______ …


Взбесилась ведьма ______

И, снегу захватя,

Пустила _________,

В прекрасное дитя…


Весне и горя мало:

Умылася в ________

И лишь румяней _________

Наперекор врагу.


• Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной __________

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он _________ .
• Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный ________ ,

Бегут и блещут и ________


• Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи ___________

Да как сеть _________

Вон над той горой.
• С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой ________

Ночью ветер _______

Да стучит в _______ .
• Белая береза

Под моим окном

Принакрылась ________

Точно ___________.


На пушистых ветках

Снежною________

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной ________

И горят снежинки

В золотом ______.


А заря, лениво

Обходя кругом.

Обсыпает ветки

Новым _____________.


• Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего _______

В сердце только ________

Стаи птиц _______

Прочь за синее _______

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень _________ —

И заплачет ______________.


Станция «Пословицы».

1) Здесь перепутаны части пословиц (начало и конец), «Соедините» их.

• Делу время. • А спина виновата.

• Жгуча крапива. • А почешется и вор.

• Пусти козла в огород. • По-волчьи выть.

• Пословица не укор. • Да мир додумывает.

• С волками жить. • Потехе час.

• Дешево волк в пастухи • Да во щах пригодится.

нанимается. • Он всю капусту обдерет.

• Душа согрешила.


2) Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму.

• Злой плачет от зависти, • За копейку спляшем.

а добрый от_____________. • Горе.

• В болоте тихо, да жить там • Лихо.

_______________________. • Лешим слыть.

• Морских топит море, а су- • От радости.

хопутных крушит • День терять.

______________________ .

• И вашим и нашим

______________________ .

•В лесу жить —

______________________.

Когда ни умирать,

______________________.


3) Подберите к данным пословицам близкие по смыслу.

• С волками жить — по-волчьи выть.

• Своя рубашка ближе к телу.

• Свой свояка видит издалека.

• Не красна изба углами, а красна пирогами.
♦ Рыбак рыбака видит издалека.

♦ Моя хата с краю — ничего не знаю.

♦ Как аукнется, так и откликнется.

♦ Встречают по одёжке, провожают по уму.


Станция «Сочини-ка»

1) Сочините стилизацию русской народной сказки по опорным словам, соблюдая ее композиционную структуру.



В некотором царстве, в некотором государстве жили-были

____________________________________________________________



И был(а) у них_________________________________________________

Вот однажды ________________________________________________

Идет он(а) по дороге, а навстречу _____________________________________

Говорит ____________________ такие слова: «__________________________».

Идет ________________________ дальше - ___________________________

___________. Тут встречается ему (ей) ______________________________

_________ и спрашивает: «__________________________________________?»

Отвечает _________________________________________________________:

«_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Идет дальше, вдруг видит: __________________________________________

___________________________________________________, испугался (лась) и

говорит: «_________________________________________________________».

Долго ли, коротко ли, но пришел (ла) _________________________________

____________________________________________. А там чего только нет!

__________________________________________________________________

Стали жить-поживать да добра наживать ____________________________

И там был __________________________________________________________
2) Прочитайте сказку Феликса Кривина.

Научный спор

Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят ученые споры.

Какой мокрый этот мир, — начинает Калоша. — Идешь, идешь — места сухого не встретить.

Да что вы! — возражает Босоножка. — В мире совершенно сухо.

Да нет же, мокро!

Именно сухо!



Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля.

Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает в мокрым и сухим: мокрым — когда хозяйка моет пол, сухим — все остальное время.


А теперь попробуйте сочинить сказку, где главные герои — самые обычные вещи. Например, портфель или карандаш, телефон и записная книжка. Пусть вам в этом помогут олицетворение и фантазия.
страница 1 страница 2 ... страница 13 страница 14


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019