zaeto.ru

В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 ... страница 11 страница 12 страница 13 страница 14



Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Основная часть урока. В художественном мире Марка Твена.

1. Вступительное слово учителя.

Марку Твену приходилось в жизни заниматься многим. Он был учеником в типографии, бродячим наборщиком, «старателем» на дальнем Западе, журналистом, учеником лоцмана, обучался водить пароходы по реке Миссисипи. Марк Твен — это псевдоним, который он взял в память о могучей своенравной реке Миссисипи. «Марк Твен» в переводе значит «мерка — два» — глубина, достаточная для пароходов.
2. Сообщение заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Марка Твена (может быть заменено знакомством со статьей учебника, с. 251-252).
3. Проверка опережающего домашнего задания.

1) Устный лаконичный пересказ всей книги заранее подготовленным учащимся.

2) Остальные учащиеся, слушая, готовят устную словесную характеристику героев.

I вариант — характеристику Тома.

II вариант — характеристику Гека.

III вариант — характеристику тети Полли.

IV вариант — характеристику Сида.

V вариант — характеристику Бена Роджерса.

VI вариант — сопоставительную характеристику Тома и Сида.
4. Обучение характеристике героев.

1) Характеристика Тома Сойера.

а) По каким правилам живет Том?

б) Каким считают Тома жители города? (Озорником и лентяем.)

в) Отношение Тома к школе, урокам. (Ему на уроке скучно, потому что там нужно усердно зубрить. Воскресная школа тоже не нравится Тому, там тоже зубрежка, Библия непонятна, в церкви неинтересно. Учитель мистер Добкинс — жалкий, невежественный пьяница, который только и знал, что наказывал учеников линейкой или розгами. Отношения учеников и учителей строились на страхе. А Том, живой и умный, не хотел так учиться.)

г) Отношение Тома к чтению книг. (Том читает очень много книг, любил яркую веселую жизнь, мечтал стать смелым, справедливым, как те герои, о которых он читал.)

д) Кого и почему Том выбирает себе в друзья? (Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Дома и в школе дружить с Геком запрещали, потому что Гек невоспитанный, «уличный мальчишка» его презирали, называло оборвышем. А для Тома Гек — друг до гробовой доски. Они вместе ищут приключений, разыскивают клады, придумывают игры, ведут вольную, полную опасностей жизнь.)

е) Когда Том и Гек проявили самое большое мужество? (Когда встретилось с несправедливостью. Мальчики были свидетелями убийства индейцем Джо, но он разгуливал на свободе, а невиновный Поттер сидел в тюрьме и ждал виселицы. Тогда мальчики, преодолевая страх, спасли человека.)

ж) Как Том и Гек относились к богатству, деньгам? (Спокойно. Даже тогда, когда мальчики нашли клад и сделались богатыми, Том мечтает о свободной героической жизни, о приключениях и подвигах. Оказалось, что деньги Тому и Геку совершенно не нужны, что в их мальчишечьей вольнице богатство ни к чему. «...Нет, Том, говорит Гек, — не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах! Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки, — от них я никуда не уйду». И Том говорит: «Послушай-ка, Гек, никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».)
2) Резервное задание (на тот случай, если останется время).

Выразительное чтение главы второй «Великолепный маляр».

а) В какой роли выступает Том в этой главе? (В роли организатора труда многих мальчишек, которых он умело увлекает именно трудом.)

б) Как вы относитесь к выдумке Тома?


III. Итог урока.

Как важно, когда человек много читает, умеет мечтать, любит трудиться, тогда такой человек по-настоящему счастлив. Очень здорово, когда человек способен на дружбу.


Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной книге.


Урок 70. ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Цели деятельности учителя: выявить уровень литературного развития учащихся; выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении учеников, какие литературные герои стали любимыми и почему; прививать любовь к литературе как науке и виду искусства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Открытие портретной галереи писателей, с которыми учащиеся познакомились на протяжении учебного года.

До начала урока оформлен стенд (доска), где будут размещены портреты писателей. Перед стендом натянута своеобразная лента, лучшие ученики разрежут ее, что будет символизировать открытие портретной галереи.

Слово учителя. Ребята! Подходят к концу наши «литературные встречи». За время учебы в 5 классе вы прочитали много книг, познакомились со многими авторами литературных творений. Начнем сегодняшний урок с открытия портретной галереи писателей.

Заранее подготовленный, достойный ученик разрезает ленту перед стендом и приглашает любителей литературы оформить пока еще пустующий стенд. В класс под звуки торжественной музыки ребята вносят портреты писателей и располагают их на стенде, затем рассаживаются по местам.
II. Рассказы о писателях.

По желанию учащиеся рассказывают о полюбившихся писателях, включая в ответы моменты их биографий.

Слово учителя. Что же происходит с человеком, когда он открывает книгу? Он попадает в мир литературы. По страницам своих произведений вас, читателей, ведут А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. Н. Некрасов, И. С. Тургенев, С. Я. Маршак, Х. К. Андерсен, Ж. Санд и другие великолепные мастера пера. Из творений этих великих мастеров вы черпаете знания, потому что литература скрывает в себе немало тайн, раскрытие и познание которых придает вам силы и мудрости.
III. Призовая литературная викторина.

В викторине участвует весь класс. Ответивший на вопрос ученик получает жетон. Кто набрал максимальное количество жетонов, получает приз. Призом может служить книга, набор иллюстрирующих произведение открыток и т. п.

Задание: прослушать отрывок и назвать произведение.


1. Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...

(И. А. Крылов. «Ворона и Лисица».)
2. «От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой».

(В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
3. «… Похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног лапы у её зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья...»

(П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка».)
4. Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

(М. Ю. Лермонтов. «Бородино».)
5. «Мальчик по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие калачниц. Девочку видели только один или два раза на руках папа Тыбурция...»

(В. Г. Короленко. «В дурном обществе».)
6. Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.



(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
7. «Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь... Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг...»

(И. С. Тургенев. «Муму».)
8. «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома».

(Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».)
IV. Конкурс «Кто быстрее разгадает кроссворд».

Учитель заранее составит простой (с целью понимания учащимися принципа его построения) кроссворд.

Класс делится на 4—6 команд. Каждая группа получает лист с кроссвордом. На его решение отводится 5—6 минут. Решение начинается по команде учителя. Победившая команда занимает призовое место. В момент награждения учитель проанализирует работу каждой группы.

В примерные варианты кроссвордов включены слова – литературоведческие термины.


Вариант I Вариант II

Вопросы:

Вариант I.

1) Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)

2) Звуковое совпадение слов, находящихся в конце стихов. (Рифма.)

3) То, о чем говорится в произведении. (Тема.)

4) Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)

5) Вид литературного произведения. (Басня.)


Вариант II.

1) Иносказательное изображение предмета, явления. (Аллегория.)

2) Вид литературного произведения. (Басня.)

3) Вид литературного произведения или… (Жанр.)

4) Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)

5) Легенда, вымысел, фантастический рассказ. (Миф.)


V. «Театральные минутки».

Учитель предлагает мысленно перенестись в театральный зал. В свободной части зала установлены несложные декорации. Для быстрого преображения в героев произведений ребятам достаточно будет использовать только элементы костюмов.

Разыгрываются сценки, эпизоды из полюбившихся произведений. Например, сцены «Урок королевы» из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», диалог героев из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», сцена у камня «Встреча у камня малахитницы и Степана» из сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Вопросы и задания:

1. Назовите произведение, сценка из которого была разыграна, и его автора.

2. Понравились вам эти герои? Чему вы у них научились?

3. О каких литературных героях других произведений вы часто вспоминаете, почему?


VI. Игра «Литературное лото».

Вновь учащиеся разбиваются по группам.

Как подготовить лото?

Берется уже известная ребятам цветная иллюстрация к прочитанному произведению, например, иллюстрация к народной сказке «Царевна-лягушка» И. Билибина или репродукция В. Васнецова к этой же сказке. Затем наклеивается на лист тонкого картона, переворачивается картинкой вниз, расчерчивается на 6—8 фигур любой формы (зависит от количества вопросов) и разрезается. На каждую получившуюся карточку вписывается вопрос. Ответы записаны на отдельном листе, который находится у ведущего.

От ведущего группа получает стопку перетасованных карточек с вопросами, но картинкой вниз. Перевернуть карточку можно только в случае правильного ответа. После того как учащиеся ответили на все вопросы и перевернули все карточки, их задача — правильно сложить картинку, назвать произведение, к которому она нарисована, и автора получившейся иллюстрации. Только в этом случае этап игры считается завершенным, после чего определяется победившая группа. Время игры можно ограничить.
Примерный вариант карточек-вопросов

Ответы: 1. Народная сказка. 2. Старичок, медведица, щука и т. д. 3. В праздничные дни. 4. Василиса Премудрая. 5. Вступление (присказка), экспозиция, завязка, кульминация, развязка. 6. В яйце, на конце иглы. 7. В болоте.

Завершая урок, учитель скажет, что литература — особый вид искусства, она воспитывает высокие чувства, обогащает ум и сердце. Прочитанное в 5 классе — это лишь немногое из того, что составляет огромный мир литературы. Для развития своего интеллекта нужно читать постоянно, получать все новые и новые знания.


Затем учитель предлагает учащимся список литературы для чтения летом1:

1. Д. Станюкович. «Рассказы».

2. Л. Толстой. «Рассказы для детей».

3. А. Чехов. «Рассказы для детей».

4. Л. Андреев. «Кусака».

5. Ю. Олеша. «Дубравка», «Три толстяка».

6. Б. Лавренев. «Срочный фрахт».

7. Ю. Казаков. «Рассказы для детей».

8. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».

9. Ж. Верн. «Таинственный остров».

10. А. Дюма. «Три мушкетера».

11. Э. Гофман. «Сказки».



ЛИТЕРАТУРА

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др.]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.



26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

1 Использован материал пособия: Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель. 2009.

1 Иллюстрация — в кн.: Мифы древних славян / А. И. Баженова. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда. 1993. С. 55, 131.

2 Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый Мир. 1988. № 6. С. 257.

1 Гоголь Н. В. Собрание соч. т. VI. М., 1953. С. 167.

1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка (современная версия). М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2001. С. 411.

1При составлении вопросов и заданий викторины использован интернет-ресурс: http://www.ikt.oblcit.ru/150/Pavluhina/Index.files/Page453.htm

1 Маршак С. Я. Воспитание словом 1964.

2 Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

1 По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

1 При разработке этого занятия использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html

1 Бродский Н. Л. «Бородино». М. Ю. Лермонтов и его патриотические традиции. М.; Л., 1948. С. 37.

1 Литература. 5 кл.: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2001.

1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка (современная версия). М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С. 92.

1 При разработке урока использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html, а также материалы Бурковой С. В. по источнику: http://pedsovet.su

1 Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение. 1974.

1 Консультация может быть проведена и в рамках отдельного урока, и как индивидуальное занятие.

1 При разработке урока использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html

1 Литература. 5 кл.: метод, советы / В. Я. Коровина. И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2001. с. 83.

2 Там же.

1 Курдюмова Т. Ф. Уроки литературы. М.: Просвещение. 1970. С. 91.

1 Словарь литературных терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. С. 275.

1 При разработке урока использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html

1 Детские писатели: справочник / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. М.: Просвещение 1997.

1 Литература. 5 класс: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2001. С. 47.

1 При разработке урока использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html

2 В учебнике 5 класса представлен также рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Изучению этого рассказа может быть посвящен отдельный урок (материалы для его проведения предложены). Однако этот текст может быть дан и для самостоятельного чтения учащихся. Руководствуясь этими соображениями, авторы-составители не присвоили данному уроку порядковый номер.

1 Литература. 5 кл.: методические советы / В. Я. Коровина. И. С. Збарский. М. Просвещение, 2001. С. 126.

1 Литература. 5 кл.: методические советы / В. Я. Коровина. И. С. Збарский. М. Просвещение. 2001. С. 119.

2 При разработке урока использованы материалы пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html

1 Предложенный перечень художественных произведений не является окончательным и может быть изменён или дополнен по желанию учителя.


страница 1 ... страница 11 страница 12 страница 13 страница 14


Смотрите также:





<< предыдущая страница        

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019