zaeto.ru

В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 13 страница 14



Станция «Сказка».

Данный отрывок представляет собой «винегрет» из нескольких литературных произведений. Определите, из каких. Назовите авторов.


Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток.

Ночь настала; месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Входит с гуслями в шатер

И садится за прибор.

Царь-девица тут встает,

Знак к молчанью подает.

«Говори ты! Как не так!» —

Про себя ворчит дурак.


Станций больше, чем групп, это можно сделать для того, чтобы не было задержек «в пути».
III. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

Учитель. У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Если у вас остались вопросы, мы разберем их на следующем уроке (если есть время, то можно и на этом уроке) или вы прочитаете на стенде, правильные ответы туда поместят наши консультанты.

Вопрос об отметках за работу на уроке учитель может решить следующим образом: если эксперт сам предварительно правильно выполнил задание и хорошо организовал работу на своей станции, то это, конечно, нужно оценить. Если команда слаженно работала и хорошо выполнила задание, то их «пятёрка» заслуженна. Если есть недочеты, то можно спросить у команды, хотят ли они получить «четверки»; подобный «либерализм» на данном этапе вполне возможен. Если есть команды, у которых не получилась работа, то желательно с ними поработать индивидуально, выяснить причины неудачи, объяснить непонятое, чтобы у детей не остался неприятный осадок. Если времени на оценивание не осталось, то это можно сделать на следующем уроке.
Учитель. Ваше впечатление: у нас сегодня получилось то, что мы наметили? Конечно, и поэтому все вы получаете «путевки»-разрешения на изучение литературы в 6 классе.

В нашем пути нам потребуется учебник, тетрадь, чтобы фиксировать все «дорожные» наблюдения, и, конечно, огромное желание не просто получать знания, а делать это с удовольствием.

Домашнее задание будет продолжением сегодняшнего урока. На с. 4 вашего учебника есть вопросы. Чем больше вы вспомните, тем интересней будет всем нам на следующем уроке. В своих дневниках поставьте маленький плюсик напротив сегодняшнего урока, если вы считаете, что сегодня вы хорошо поработали и внесли свой вклад в успех команды; если это не так, то подумайте, почему не получилось. Запишите задание на следующий урок: с. 4, вопросы 1, 2, 6, 9. Если захотите, то можно попробовать ответить и на другие вопросы, предложенные на этой странице.
Домашнее задание: самостоятельно прочитать вводную статью учебника (с. 3); работать с вопросами и заданиями (с. 5—6). Индивидуальные задания к следующему уроку (в зависимости от выбора учителя одно произведение из вариантов проведения урока).
Приложение

Загадки для начала урока

1) Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью.)
2) Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)
3) В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Зерно.)


4) Весь из золота отлит,

На соломинке стоит. (Колос.)


5) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор.)


6) Что за машина?

Шея, как у гуся,

Сила, как у слона. (Подъемный кран.)
7) Птичка-невеличка,

Носик стальной,

А хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)
8) Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)


9) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода. (Самовар.)


10) На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан, белые крапинки. (Мухомор.)
11) Эй, звоночки, синий цвет, —

С язычком, а звону нет. (Колокольчик луговой.)


12) Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)


13) Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, живое,

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
14) Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки.)


15) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)


16) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)


17) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка.)




Урок 2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

(внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?



Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.
III. Эвристическая беседа.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?


IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») — Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями1. Велес — бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. — условная дата начала русской культуры2.)



Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.
V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.

В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

— Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.


Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?



(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)
VI. Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.



(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)
Беседа заключительная:

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?



(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.


Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.


II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.
III. Беседа о малом жанре устного творчества — загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.
IV. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:


Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.


2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе — широко используются средства языка.
V. Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.
Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).


Урок 4. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

Цели деятельности учителя: ознакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):

1. Что такое «сказки»?

2. Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?

4. Что хотели люди отразить в сказках?

5. Какие виды сказок вы знаете?

6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.

Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах»... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.


II. Чтение сказки учителем.

Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно — повторы, ярко и назидательно — концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.


III. Фронтальная беседа по вопросам учебника «Волшебная сказка и ее герои» (с. 25).
IV. Обучение художественному пересказу.

В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывал о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.

Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок — он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.
Составление и запись плана пересказа.

1. Сватовство царевичей.

2. Испытание невесток:

а) испечь каравай хлеба;

б) выткать ковер за ночь;

в) приехать на царский пир.

3. Иван-царевич и старый старичок.

4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.

5. Царевич и Баба-Яга.

6. Счастливое завершение сказки.


Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.


Урок 5. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ

ПРЕМУДРОЙ

Цели деятельности учителя: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра, понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; развивать речевые умения путем пересказа произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки; уметь строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:


1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

Чтение эпизода «Сватовство царевичей».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?



(В некотором царстве, в некотором государстве...»; «Где стрела упадет, там и сватайтесь»; «Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка».)

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь... испугался Иван, хотел убежать...»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Таким образом, выразительный и богатый язык является художественной особенностью сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют?» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое от ношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читал этот эпизод? Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
I испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:


1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее?» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори...»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)



Один из учащихся читает наизусть отрывок — описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?



Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивишь царевича, заслужишь похвалы старших.)

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
II испытание. Тканьё ковра за ночь

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:


1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.

2: Понаблюдайте, как работает Василиса.



(Вновь звучит (наизусть.) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
III испытание. Присутствие на царском пиру

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? («Василиса Премудрая ... пьет ... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей ... чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут». Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости), высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.


страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 13 страница 14


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019